Место звука в слове конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия

по программе

Учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП

Приморского района Санкт-Петербурга

Ярцева Елена Геннадьевна

Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец).

Развивать навыки звукового анализа, определения места букв и звуков в словах.

- Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец).

- развитие фонематического восприятия и умения выделять звуки;

- Развитие анализа, синтеза, представления;

- Развитие языкового анализа, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза;

- Развитие внимания, логического мышления, памяти.

Воспитание любви к природе, животным.

формирование навыков сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки.

Оборудование:

карточки с заданиями;

Организационный момент:

Добрый день ребята! Рада Вас видеть. Проверьте свою готовность к занятию и правильно ли вы сидите. Все готовы? Тогда начнем… (презентация слайд 2)

Сегодня у нас гость. А кто это вы узнаете из загадки:

hello_html_4fea44d6.jpg

По листочку всё ползет

И края его грызет

А когда чуть подрастет

В кокон тело завернет.

А еще через мгновение,

Людям всем на удивление,

Выбравшись из заточения,

Бабочкой она вспорхнет.

(Прилуцкий С.) (презентация слайд 3)

Вводная часть:

Посмотрите на доску. Сегодня гостит на нашем занятии гусеничка. Это не простое насекомое, а логопедическое. Гусеничка питается словами. Я приготовила для неё слова, но кто-то пошалил и поменял буквы местами. Давайте поставим буквы на свои места и тогда мы сможем угостить гусеничку. В помощь вам будут картинки.

Собери слова из рассыпавшихся букв. Слова: рис, суп, рак

(Приложение№1) (презентация слайды 4-9)

hello_html_7fd83d04.jpg

hello_html_2b5dbfef.jpg

Что мы с вами делали что бы собрать слово?

Определяли на каком месте должен стоять звук/буква.

Какой первый звук в слове ________. ? Звук ___ гусеничка съест первым.

Какой второй звук в слове ________. ? Звук ___ гусеничка съест вторым.

Какой третий звук в слове ________. ? Звук ___ гусеничка съест третьим.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Задание 1 Еще одна загадка для вас от гусенички:

Они, как я заметила, везде и всюду есть:

в руке их только четверо, зато в кармане – шесть.

Я шесть их вижу в радуге и, если сосчитать,

то сразу сами скажете, что их в арбузе – пять!

(Выяснить с детьми, что речь идет о звуках (буквах), составляющих слова:

РУКА, КАРМАН, РАДУГА, АРБУЗ. (Приложение №2) (презентация слайд 11)

Повторить понятие о звуках и буквах.

hello_html_m41452613.jpg

Отлично! Вы молодцы, вы всё помните и у вас всё получается. Тогда следующее задание будет посложнее.

Задание 2. Работа с цифровым рядом. Перед каждым учеником – ряд цифр (1 – 10). (Приложение №3) (презентация слайд 13-14)

Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. И показывают цифру

Покажите цифру, обозначающую последний звук в слове
(т.е определяете количество звуков в слове). (презентация слайды 15-26)

Ананас (6); белка (5); ботинки (7); груша (5); киви (4); кофта (5); кошка (5); лиса (4); малина (6); медведь (6); рубашка (7); штаны (5)

Отлично, вы и с этим заданием справились.

Этот странный дом без окон

(медленно поворачиваются вокруг себя)

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нём.

(ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму.

(ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо

(взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна…

(хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка!

А вспомните какое слово было самое длинное?

А какое наименьшее количество звуков нам встретилось?

Задание 3. Вспомните пожалуйста все слова и подумайте на какие группы их можно разделить?

(По мере вспоминания детьми слова появляются на доске) (Приложение №4)

Задание 4. Четвёртый лишний. Найдите в каждой группе лишнее слово

Белка, лиса, медведь, кошка

Киви, ананас, груша, малина

Рубашка, штаны, кофта, ботинки

(Машина, грузовик, автобус, велосипед, лодка)

Задание 5. Индивидуальные задания на карточках. (презентация слайд 32-34) (Приложение №5)

Нахождение звука в середине слова.

Ученик 1 забирает с доски все названия животных

Ученик 2 забирает с доски все названия фруктов

Ученик 3 забирает с доски все названия одежды

Ребята у вас на карточках записаны те же слова, что вы сняли с доски. Вам нужно раскрасить квадратик соответственно третьему звуку в словах. Если при произнесении слышим гласный звук – красный цвет, если слышим твердый согласный звук синий, если мягкий согласный звук – зелёный цвет.

Ученик 1: Бе л ка, ли с а, ме д ведь

Ученик 2: Ки в и, ан а нас, гр у ша

Ученик 3: Ру б ашка, шт а ны, ко ф та

3. Анализ слов, выделение последнего звука.

Сейчас я буду называть слова, а вы их будете ловить их каждый для своей гусенички

бант зонт мост торт

квас кекс морс овёс

паук урок цирк язык

Карточки со словами (на обратной стороне листа печатаются бабочки)
(Приложение №7)

Морс, овёс, парк, зонт, кекс, бант, язык, урок, квас, мост, торт, цирк.

Задание 7. Вы собрали все слова для своих гусениц, а теперь переверните карточки и сложите картинку. Что у вас получилось? Наша гусеничка превратилась в красивую бабочку.

Чем сегодня мы с вами занимались на уроке? Учились находить звук в начале, середине и конце слов (определять на каком месте стоит звук/буква).

Рефлексия : Оцените свою работу на занятии.

Выберите смайлик и нарисуйте его себе в тетрадь.

Краткое описание документа:

Конспект логопедического занятия

по теме: "Формирование умения определять место звуков в слове"

Цель:

Развивать навыки звукового анализа, определения места букв и звуков в словах.

Задачи:

  • Коррекционная:
  • Развивающая:
  • Образовательная:
  • Воспитательная:
  • Презентация;
  • Звуковая линейка
  • карточки с заданиями;
  • картинки.

- Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец).

  • - развитие фонематического восприятия и умения выделять звуки;
  • - Развитие анализа, синтеза, представления;
  • - Развитие языкового анализа, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • - Развитие внимания, логического мышления, памяти.
  • - Обогащение словаря.
  • Воспитание любви к природе, животным.
  • формирование навыков сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки.
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 672 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.12.2020 644
  • DOCX 289.8 кбайт
  • 15 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ярцева Елена Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

• Закрепить умение определять местоположения звука в слове.

• Упражнять в звуковом анализе слов.

• Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков.

• Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков.

• Закрепить понятие, что такое предложение.

• Составлять предложения с помощью схемы.

• Развивать фонематический слух и внимание.

• Воспитывать любовь к родному языку.

- фишки, предметные картинки.

Ход занятия.

Логопед: - Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас до самого вечера! А сейчас каждый из вас называет свое имя и выделяет первый звук, а потом садимся.

Логопед: - Скажите ребята, чем отличается буква от звука?

(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим).

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом).

-Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губ: А-О-У-Ы-И-Э- (выполняется упражнение).

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

( на доске картинки:автобус, улитка, бананы, белка, коза, кепка; логопед показывает картинки детям, дети выделяют первый звук и показываю красную карточку, если слово начинается с гласного звука; синюю карточку, если слово начинается с твёрдого согласного звука; зелёную карточку, если слово начинается с мягкого согласного звука).

Логопед: - Молодцы, ребята! С этим задание мы с вами справились!

- Ну что ж, продолжим наше занятие.

Логопед: - Переходим к следующему заданию.

(логопед показывает картинки детям, дети называют и определяют место звука Р в словах : рак, роза, морковь, арбузы, забор, тигр, ракета, воробей).

Логопед: - Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!

- Ну что ж, продолжим наше занятие.

Логопед: - Переходим к следующему заданию.

Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.

( на доске картинки: репа, муха, попугай, шар, радуга, помидоры; дети при помощи хлопков делят слова на слоги).

-Я вам буду показывать картинки, а вы будете называть слово, сколько слогов в этом слове. (Выполнение задания). Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Логопед каждый раз спрашивает, сколько слогов в каждом слове.

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла. (зима)

Рома, топор, дрова, рубить.

Папа, подарить, розы, мама.

Рынок, на, продавать, фрукты.

Мама, шары, подарить, Радион.

Рая, корзина, боровики, собирать, в.

Логопед: - Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово) (дети составляют предложения по схемам.)

Логопед: - Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!

Итог занятия

Цель: закрепить знание о звуках, упражнять в правильном нахождении звука в начале, середине и конце слова.
Игровые правила: ставить карточку с изображением в тот вагончик, в котором находятся звук в начале, середине или конце слова.
Игровые действия: определить местонахождение заданного звука в слове и поставить в соответствующий вагончик.
Методы и приемы:
Материал: картинки, паровозик с вагончиками.

(Учитель – логопед готовит паровозик с вагончиками и набор картинок).
Учитель – логопед: Здравствуйте! Ребята, мы с вами учились определять место звука в слове, а теперь давайте поиграем в игру, посмотрим, насколько вы усвоили пройденный материал. Посмотрите, что нарисовано на этой картинке (показываю картинки, на которых изображен паровозик с вагончиками).






Дети: Паровозик и вагончики!
Учитель – логопед: Молодцы! Сколько паровозиков изображено на картинке?
Дети: Один паровозик изображен на картинке!
Учитель – логопед: Правильно! А сколько вагончиков?
Дети: Три вагончика изображено на картинке!
Учитель – логопед: Молодцы! Это не простые вагончики, в каждом из вагончиков едет звук. Вот в этом вагончике едет звук, который находится в начале слова, вот в этом звук находится в середине слова, а в этом вагончике едет звук, который находится в конце слова. Сейчас я буду показывать картинки, а вы будет называть то, что изображено на картинке и определять место заданного звука в слове. Вам все понятно?
Дети: Да!



Учитель – логопед: (показываю картинку мишки) Дети, что изображено на картинке?
Дети: Мишка!
Учитель – логопед: Молодцы! В слове МИШКА звук Ш находится в начале, в середине ли в конце слова?
Дети: В середине слова находится звук Ш в слове МИШКА!
Учитель – логопед: Правильно! И в какой вагончик мы посадим мишку?
Дети: Во второй вагончик мы посадим мишку!
Учитель – логопед: Умнички! (Прошу одного из детей посадить мишку в вагончик, хвалю его). Посмотрите, а что изображено на этой картинке? (Показываю картинку лисы).
Дети: Лиса!
Учитель – логопед: Молодцы! В слове ЛИСА звук С находится в начале, в середине ли в конце слова?
Дети: В середине слова!
Учитель – логопед: Правильно! И в какой вагончик мы посадим лису?
Дети: Во второй вагончик мы посадим лису!
Учитель – логопед: Умнички! (Прошу одного из детей посадить лису в вагончик, хвалю его). Посмотрите, а что изображено на этой картинке? (Показываю картинку льва).
Дети: Лев!
Учитель – логопед: Молодцы! В слове ЛЕВ звук ЛЬ находится в начале, в середине ли в конце слова?
Дети: В начале слова!
Учитель – логопед: Правильно! И в какой вагончик мы посадим льва?
Дети: В первый вагончик мы посадим льва!
Учитель – логопед: Умнички! (Прошу одного из детей посадить льва в вагончик, хвалю его). Посмотрите, а что изображено на этой картинке? (Показываю картинку тигра).
Дети: Тигр!
Учитель – логопед: Молодцы! В слове ТИГР звук Р находится в начале, в середине ли в конце слова?
Дети: В конце слова!
Учитель – логопед: Правильно! И в какой вагончик мы посадим тигра?
Дети: В третий вагончик мы посадим тигра!
Учитель – логопед: Умнички! (Прошу одного из детей посадить тигра в вагончик, хвалю его). Посмотрите, а что изображено на этой картинке? (Показываю картинку цыпленка).
Дети: Цыпленок!
Учитель – логопед: Молодцы! В слове ЦЫПЛЕНОК звук Ц находится в начале, в середине ли в конце слова?
Дети: В начале слова!
Учитель – логопед: Правильно! И в какой вагончик мы посадим цыпленка?
Дети: В первый вагончик мы посадим цыпленка!
Учитель – логопед: Умнички! (Прошу одного из детей посадить цыпленка в вагончик, хвалю его). Посмотрите, а что изображено на этой картинке? (Показываю картинку петуха).
Дети: Петух!
Учитель – логопед: Молодцы! В слове Петух звук Х находится в начале, в середине ли в конце слова?
Дети: В конце слова находится звук Х в слове петух!
Учитель – логопед: Правильно! И в какой вагончик мы посадим петуха?
Дети: В третий вагончик мы посадим петуха!
Учитель – логопед: Умнички! (Прошу одного из детей посадить петуха в вагончик, хвалю его). А теперь давайте посмотрим, кто сидит в первом вагончике? (показываю картинки)
Дети: Лев и цыпленок!
Учитель – логопед: Молодцы! А почему мы льва посадили в первый вагончик?
Дети: Мы посадили льва в первый вагончик, потому что звук Ль находится в начале слова!
Учитель – логопед: Правильно! А почему мы посадили цыпленка в первый вагончик?
Дети: Мы посадили цыпленка в первый вагончик, потому что звук Ц находится в начале слова!
Учитель – логопед: Молодцы! А теперь давайте, посмотрим, кто сидит во втором вагончике! (Показываю картинки).
Дети: Лиса и Мишка!
Учитель – логопед: Правильно! А почему мы лису посадили во второй вагончик?
Дети: Мы посадили лису во второй вагончик, потому что звук С находится в середине слова!
Учитель – логопед: Молодцы! А почему мы посадили мишку во второй вагончик?
Дети: Мы посадили мишку во второй вагончик, потому что звук Ш находится в середине слова!
Учитель – логопед: Правильно! А теперь давайте, посмотрим, кто сидит в третьем вагончике! (Показываю картинки).
Дети: Тигр и петух!
Учитель – логопед: Молодцы! А почему мы тигра посадили в третий вагончик?
Дети: Мы посадили тигра в третий вагончик, потому что звук Р находится в конце слова!
Учитель – логопед: Правильно! А почему мы посадили петуха в третий вагончик?
Дети: Мы посадили петуха в третий вагончик, потому что звук Х в слове ПЕТУХ находится в конце слова!
Учитель логопед: Молодцы! Вы все сегодня справились с заданием!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понимают: количество клеток в схеме обозначает количество звуков.

Применяют: навык работы в тетради, знания о звуках.

Полилингвальный компонент: дыбыс – звук – sound, сөз – слово – word,

үй – дом – house, үлкен үй – большой дом – big house.

1. Организационный момент

Педагог: – Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встречи. Посмотрите друг

на друга – улыбнитесь. Давайте сегодня не будем ссориться и обижать друг

друга, а будем друг другу помогать и заботиться о друг друге.

Приглашаю вас в круг радости, чтобы мы сказали друг другу хорошие

слова, обменялись добрыми пожеланиями.

Раздел: Основы грамоты.

Цель: Познакомить детей с понятием звуковой анализ слова;

Задачи: продолжать учить пользоваться условным обозначением – фишкой;

фишек; развивать фонематический слух, внимательность, память, мелкую

моторику рук; воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении

Понимают: количество клеток в схеме обозначает количество звуков.

Применяют: навык работы в тетради, знания о звуках.

Полилингвальный компонент: дыбыс – звук – sound, сөз – слово – word,

үй – дом – house, үлкен үй – большой дом – big house.

1. Организационный момент

Педагог: – Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встречи. Посмотрите друг

на друга – улыбнитесь. Давайте сегодня не будем ссориться и обижать друг

друга, а будем друг другу помогать и заботиться о друг друге.

Приглашаю вас в круг радости, чтобы мы сказали друг другу хорошие

слова, обменялись добрыми пожеланиями.

Школа – лицей № 5

Раздел: Основы грамоты.

Воспитатель: Амантаева Л.Г.

Раздел: Основы грамоты.

Цель: Познакомить детей с понятием звуковой анализ слова;

Задачи: продолжать учить пользоваться условным обозначением – фишкой;

фишек; развивать фонематический слух, внимательность, память, мелкую

моторику рук; воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении

Понимают: количество клеток в схеме обозначает количество звуков.

Применяют: навык работы в тетради, знания о звуках.

Полилингвальный компонент: дыбыс – звук – sound, сөз – слово – word,

үй – дом – house, үлкен үй – большой дом – big house.

1. Организационный момент

Педагог: – Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встречи. Посмотрите друг

на друга – улыбнитесь. Давайте сегодня не будем ссориться и обижать друг

друга, а будем друг другу помогать и заботиться о друг друге.

Приглашаю вас в круг радости, чтобы мы сказали друг другу хорошие

слова, обменялись добрыми пожеланиями.

Как положено друзьям,

Все мы делим пополам.

Мы друзей всех уважаем

И друг другу помогаем.

2. Основная часть

Педагог предлагает повторить правила: – Все слова состоят из звуков,

звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. Если в слове много

звуков – слово длинное, если в слове мало звуков – то слово короткое. Звуки

бывают гласные и согласные.

– Какие бывают звуки?

– Какие бывают согласные звуки?

– Все звуки мы отмечаем фишкой.

– Какой фишкой отмечаем гласные звуки?

– Какой фишкой отмечаем твердые согласные звуки?

– Какой фишкой отмечаем мягкие согласные звуки?

– Звук в слове может находиться в начале слова, в середине слова, в конце

слова (показывает ладошками).

Работа со звуками

– Возьмите три фишки: красную, синюю и зеленую. Положите перед

собой. Если я назову гласный звук, то вы поднимите красную фишку, если я

назову твердый согласный звук, то вы поднимите синюю фишку, если я назову

мягкий согласный звук, то вы поднимите зеленую фишку. Примерные звуки: а,

б, ль, д, у, мь и т.д.

Работа в тетради

Педагог совместно с детьми обсуждают выполнение задания.

Работа со схемой

Педагог: – Сегодня, к нам в гости пришел Алдаркосе (кукла). Он принес

картинку, рассмотрим, что на ней изображено. Сколько клеток вы видите?

Правильно – три клетки. Открою вам секрет. Это не простые клетки, а

– Сегодня мы будем учиться выполнять звуковой анализ слова. Звуковой

анализ слова – это разбор слова на звуки и обозначение этих звуков фишкой.

Запомните: чтобы определить звук в слове, его надо выделить голосом громче,

назвать его и обозначить соответствующей фишкой

У детей карта-схема на столе.

Читайте также: