Конспект урока по математике 4 класс деление на однозначное число

Обновлено: 07.07.2024

- как письменно делить многозначное число на однозначное?

- какой алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное?

Глоссарий по теме:

Алгоритм – последовательность действия (шагов).

Многозначными считают числа больше тысячи.

Многозначные числа – это числа класса тысяч и класса миллионов. Многозначные числа образуются, называются, записываются с опорой не только на понятие разряда, но и понятие класса.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч.1 - М.; Просвещение, 2017. – С.82.

2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. – С.54-55.

3. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы 4 класс. М.; Просвещение, 2017. – С. 46-47.

4. Волкова С. И. Математика. Тесты 4 класс. М.; Просвещение, 2017. – С.36 -37.

5. Кочергина А.В. Учим математику с увлечением (Методическая библиотека). М.: 5 за знания, 2007. – с. 33.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Посмотрите на выражения. Что их объединяет? Это числовые выражения на действие деление, делитель – однозначное число. Как вы думаете, какое лишнее? Да, вы правы: второе выражение лишнее, потому что делимое – многозначное число. Мы еще не умеем решать такие выражения. Этому и предстоит нам научиться.

852 : 3, 7854 : 7, 768 : 8, 915 : 3

Давайте вспомним, как делить трехзначное число на однозначное. Разделим 852 на 3 столбиком. Начинаем деление с сотен – это первое неполное делимое: в частном будет три цифры. Делим 8 на 3, в частном будет 2 сотни. Умножаем 2 на 3, чтобы узнать сколько сотен разделили. Получается 6 сотен разделили. Вычитаем 6 из восьми, получаем 2. Столько сотен осталось. Сравниваем остаток 2 с делителем : 2 меньше трех, значит цифра в частном побрана верно. Сносим 5 десятков. Две сотни и пять десятков – это 25 десятков. Делим десятки на 3. В частном пишем цифру 8. Умножаем 8 на 3, получаем 24. Столько десятков разделили. Вычитаем 24 из двадцати пяти, остаток 1. Один меньше трех. Сносим единицы. Один десяток и две единицы – это 12 единиц. Делим на 3, берем по 4. Четыре умножаем на 3, получаем 12. Двенадцать вычитаем из двенадцати. Остаток 0. Деление завершили. Читаем результат: 284.


Рассмотрим деление числа пяти тысяч пятьсот сорока четырех на 6. Деление начинать надо с высшего разряда тысяч. Но 5000 нельзя разделить на 6, чтобы в частном были тысячи. Поэтому будем делить сотни.

55 сотен мы сможем разделить на 6 так, чтобы в частном получились сотни. В этом случае говорят 55 – это первое неполное делимое числа 5544. Посмотри, как можно его выделить. Теперь определим количество цифр в частном. Так как деление мы начали с сотен, в частном получим три цифры. Обозначим тремя точками места, где будем записывать цифры частного. Теперь находим первую цифру частного: для этого 55 делим на 6, получаем 9. Пишем 9 на месте сотен в частном. Умножаем 9 на 6, получаем 54. Столько сотен разделили. Записываем 54 под неполным делителем 55. Находим остаток, для этого вычитаем 54 из пятидесяти пяти. Получим 1. Столько сотен разделили. Теперь надо сравнить остаток с делителем: 1 меньше 6, значит цифра 9 в частном подобрана верно. Деление еще не закончено, так как можно образовать следующее неполное делимое из десятков. При делении сотен осталась 1 сотня, добавим еще 4 десятка. Всего 14 десятков. И повторяем все действия пункта по плану. Первые два пункта повторять не надо.

Делим 14 на 6, получаем 2. Столько десятков будет в частном. Умножим 2 на 6. Получаем 12. Столько десятков разделили. Вычитаем 12 из четырнадцати, получаем 2. Столько десятков осталось разделить. Сравниваем остаток с делителем: 2 меньше шести, значит цифра 2 в частном побрана верно.

Деление еще не закончено. Образуем следующее неполное делимое из единиц. При делении десятков осталось 2 десятка. Добавим 4 единицы, получаем 24 единицы. Делим 24 на 6, получаем 4 – столько единиц мы разделили. Запишем цифру 4 на месте единиц в частном. Умножаем 4на 6 , получаем 24. Столько единиц разделили. Вычитаем 24 из двадцати четырех. Осталось 0, он меньше делителя. Значит число единиц подобрано верно. Больше неполных делимых образовать нельзя. Значит деление завершено. Получили 924.

Цель: формировать навыки и умения письменного деления на однозначное число.

  • Создать оптимальные условия для формирования у учащихся навыков и умений деления на однозначное число.
  • Формировать умение рассуждать, активизировать мыслительную деятельность учащихся;
  • содействовать воспитанию положительной мотивации к ученью, к предмету.
  • учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

Тип урока: урок – закрепление знаний.

  • печатные листы для групповой, индивидуальной и самостоятельной работы;
  • компьютер;
  • Учебник – В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва “Математика 3 класс”. Москва: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2000.

Ход урока

№ п/п Этапы урока Цели и задачи Деятельность учителя Деятельность детей
I Организациионный момент Создание эмоционального фона урока Приветствие. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Закройте глаза, представьте себе что-то очень хорошее. Улыбнитесь.

Устный счет

Решить примеры и записать ответ

– Тема урока: “Деление на однозначное число”.

Сформировать умения “переносить” полученные знания в новые условия.

За 5 билетов в театр заплатили 950 рублей, а за 6 билетов в цирк 840 рублей.

840:6=140(р) – 1 билет в цирк.

За 5 билетов в театр заплатили 950 рублей, а за 6 билетов в цирк 840 рублей.

1. Реши задачу составлением выражения.

За 5 билетов в театр заплатили 950 рублей, а за 6 билетов в цирк 840 рублей.

Конспект урока по математике в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века" , тема "Деление на однозначное число". Урок закрепление. Прилагается Приложение 1-4.

Оценить 5344 0

Шонина Татьяна Александровна

МБОУ СОШ № 8 г.Торжок, Тверская область

Учитель начальных классов

Конспект урока по математике

Учитель:Шонина Татьяна Александровна

Тип урока: закрепление изученного.

Тема урока: деление на однозначное число .

Цель урока: повторить алгоритм деления, закрепить умения делить на однозначное число

Формы обучения:

фронтальная работа; групповая работа, парная, индивидуальная работа.

Планируемые результаты образования

Предметные: алгоритм деления в столбик, табличные случаи умножения и деления; применять алгоритм деления многозначного числа в столбик.

Метапредметные :

Регулятивные:отличают верно выполненное задание от неверного, проговаривают последовательность действий на уроке.

Познавательные:перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:вступают в речевое общение, допускают существование различных точек зрения, строят монологическое высказывание.

Личностные УУД: уважают мысли и настроения других людей, проявляют доброжелательное отношение к одноклассникам, помогают им при необходимости.

Х О Д У Р О К А.

I . Самоопределение учебной деятельности Организационный этап.

Мы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.

Наш девиз: - Буду думать!

2. Актуализация знаний.

Устный счёт

Определение количества чисел в частном: (на доске)

940:4 ( первое неполное делимое 9, значит в частном три цифры)

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Определите тему и цели нашего урока.

Цель урока -повторить алгоритм деления, , закрепит умения делить

на однозначное число

Вспоминаем алгоритм. у доски ученик объясняет деление на однозначное число – комментирование. Дети работают в тетрадях.

Самостоятельная работа ( разноуровневые задания).

-Сейчас вы будите работать самостоятельно. На столе у вас лежит карточка с заданиями и алгоритм (на карточках у каждого ученика).

- Ваша задача, оценить свои силы и выбрать для себя задание: либо под двумя звездочками, либо под тремя и записать в свою тетрадь

-(Проверить у 3 учеников)

5. Работа в парах

-Продолжаем работать по теме урока. И следующее задание вы будите выполнять в парах.

-Все исправления выполняем на карточках- зеленой ручкой

ЗАДАНИЕ-карточка

-Проверка (пара, которая первая выполнила – отметка)

-Проверка по сигнал.карточкам:

Назовите частное в первом примере? Во втором? В третьем?

-Кто выполнил без ошибок встаньте, ребята. Молодцы.

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7. Повторение. Работа по учебнику.

-Повторим решение задач на движение

- Что известно в задаче?

-Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?(Нет)

-Почему? (не знаем расстояние которое проехал второй поезд)

-А можем ли его узнать?(да)

-Каким действием? (умножением)

-А сейчас можем ответить на вопрос задачи? ( нет)

-Почему? (не знаем расстояние которое проехал первый поезд)

- Каким действием? (вычитанием)

- Можем сейчас узнать скорость первого поезда? Каким действием? (Делением)

Дети записывают решение задачи самостоятельно, а один ученик решает за компьютером.

-Проверка (Слайд- ученик открывает и читает свое решение).

-Сигналы. Отметка ученику.

8. Работа в группах.

-Сейчас вы будите выполнять творческую совместную работу в группах.

-На столах конверт №1- в нем находятся карточки с примерами для каждого ученика. Каждый из вас должен решить один пример(раздает пример ответственный в каждой группе). Вы решаете каждый свой пример на своей карточке.

-После решения каждым учеником – на бол.листе записано выражение с пустыми клетками- в пустые клетки вписываете результаты ваших примеров, составляете выражение и находите его результат, совместно.

-Какие знания закрепили?(деление на одноз.число)

-Достигли мы своей цели?

-Да, повторили алгоритм деления на одноз.число, закрепили умения делить на одноз.число, повторили решение задач на движение.

10. Домашнее задание.

2. По желанию: карточка с самост.работой, выполнить другой столбик

11.Рефлексия

- У вас на столах два самолетика синий и зеленый.

- Кто не испытывал трудностей на уроке при выполнении заданий, возьмите зеленый самолетик.

-Кто испытывал некоторые трудности, кому нужно еще потренироваться по данной теме – синий. ( дети выходят к доске и н вешают самолетики).


Планируемые результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять алгоритм письменного деления многозначных чисел с использованием подробной и более короткой записи, решать и сравнивать задачи на пропорциональное деление, применять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок, находить периметр квадрата. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе

Содержимое разработки

Цель деятельности учителя

Способствовать развитию умений применять алгоритм письменного деления чисел с использованием подробной и более короткой записи, решать и сравнивать задачи на пропорциональное деление, находить периметр квадрата

Обобщение и систематизация знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять алгоритм письменного деления многозначных чисел с использованием подробной и более короткой записи, решать и сравнивать задачи на пропорциональное деление, применять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок, находить периметр квадрата.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

Основные понятия и термины

Деление многозначного числа на однозначное

организационная структура (сценарий) урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Орг.момент

1.1 Устный счёт

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

7200, 9600, 60000

Слушают учителя.
Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями

Устные ответы, наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

Озвучивает тему, цель урока

Деление многозначного числа на однозначное

Решите пример: 6321/ 7=903

На 2- ой доске краткая запись

Правильно ли я решила пример? Можем проверить? Как? 903*7 = 6321

А чем тогда отличаются записи? ( Правильно, эта запись краткая или короткая) Как вы думаете это удобно? Чем?

Читайте также: