Конспект урока по математике 1 класс эльконин давыдов

Обновлено: 05.07.2024

Система РО Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

2. Развивать теоретическое мышление.

3. Развивать коммуникативные умения и навыки учащихся.

I. Орг. момент для установления эмоционального комфорта.

II. Конструирование модели с лучиками.

- Как вы думаете, поверили ему коротышки или нет?

- Поставьте себя на место Знайки и представьте, как он рассуждал, услышав историю про Солнце от которого оторвался кусок.

- Сколько частей вы держите? ( две)

- Какие это части по отношению друг к другу? ( Одна больше, другая меньше.)

- Обозначьте эти части буквами. ( А и В )

-Теперь восстановите расколовшееся Солнце. Какая величина получилась? (С). Теперь Солнышко стало целым. А целое больше или меньше частей?

- Составим схему и запишем формулу. ( А+В=С С=А+В )

2 Вместо Солнца возьмите полоску и покажите, как оно раскололось на части. ( Части должны быть примерно одинаковыми.)

Запишем эту модель в тетради под схемой.

Эта модель говорит о том, что целое С состоит из двух частей А и В .

Наша задача: придумать, как выделить в модели целое и части. ( Целое обозначают кружком, а части – треугольником.)

Так вот, что представил себе Знайка, услышав историю про расколовшееся Солнце.

III Физ. минутка. Исполним нашим новым друзьям песню о дружбе.

IV Закрепление изученного. Восстановление целого по частям.

1. На самом деле, на Незнайку во время прогулки налетел майский жук и ударил его по затылку. Незнайка кубарем покатился на землю. То ли от удара жука, то ли от падения, у него появилась большущая шишка на голове. Доктор Пилюлькин приготовил Незнайке лекарство и сразу разлил его по четырём баночкам. Из первой баночки он должен был выпить лекарство за завтраком, из второй – за обедом, из третьей – за ужином, а из четвёртой – на следующий день. ( Учитель показывает 4 баночки с лекарством.)

- Как проверить, больше лекарства придётся выпить Незнайке на следующий день или нет? Что для этого нужно сделать? Посоветуйтесь в группах и ответьте на вопрос. ( Дети должны предложить слить жидкость, предназначенную для первого дня в одну баночку, такую же как та, которую Пилюлькин приготовил для следующего дня. Но перед этим нужно поставить заметки на первых трёх банках, чтобы после сравнения восстановить необходимую дозу лекарства.)

- Покажите листочки с моделями своей группе. Есть ли совпадения?

V Подведём итоги урока.

- С кем из сказочных героев встретились на уроке?

- Что нового узнали? ( Чертили схему на одном отрезке; Научились составлять новую буквенно-графическую модель.

- Может ли быть часть больше целого?

VI Самооценка.

VII Домашнее задание: рассказать и показать родителям, что нового узнали на уроке, сказать о наших новых друзьях.


  1. Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 3 класс (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова): Пособие для учителей четырехлетней начальной школы. – 2-е изд. – М.: Вита - Пресс, 2003.

  2. Александрова Э.И. Математика: Учебник для 1 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): В 2-х кн. – 4-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2004.

  3. Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей. – Челябинск: Пластик - информ, 1992.

Я думаю, дьявол — и тот огорчился бы, если бы его фотокарточка выдала его безобразие и ту низкую роль, которую он играет во вселенной. Карел Чапек
ещё >>

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока по математике (1 класс, система Эльконина-Давыдова)

Учитель: Боровикова А.Н.

Отработать правила нахождения значений целого и частей.

Формирование навыков контрольно-оценочной самостоятельности.

Проверка домашнего задания (стр. 131 №45)

Оценить работу на шкалах (правильность и аккуратность)

Давайте вспомним, с какими правилами мы работали на прошлом уроке? (нахождение значения целого и части)

Что надо сделать, чтобы найти значение целого?

Как найти неизвестную часть?

Открыли тетради. Записали число, классная работа.

Математический диктант.

Целое 9, я буду называть одну часть, а вы записываете другую. У доски работает один ученик.

Целое 9, части 6 (3), 4 (5), 2 (7), 10 (л!), 8 (1), 3 (6), 5 (4), 7 (2)

У кого не было ошибок? Молодцы! Кто испытывал трудности при выполнении задания? Что надо делать?

С какими цифрами надо дома поработать?

4. Отработка правил нахождения целого и части.

Вам надо по чертежу записать пример для нахождения неизвестного числа.

? (5 и 3 – это части. Надо найти целое. Чтобы найти целое, надо части сложить)

(7- это целое, 4- часть. Чтобы найти часть, надо от целого отнять известную часть)

Итак, давайте ещё раз повторим, что надо сделать, чтобы найти целое, часть?

Приготовьте линейку и простой карандаш. В тетради постройте отрезок равный 7 см. Ниже постройте отрезок на 2 см меньше, чем первый.

А третий отрезок на 5 см больше, чем второй.

Какова длина третьего отрезка? (10 см)

Какую ещё мерку можно использовать для измерения этого отрезка? (дм, 1 дм=10 см)

У кого были трудности в построении отрезков? Что было трудно делать? Какие шкалы помогут нам оценить работу? (правильность, аккуратность, легко-трудно)

Чему мы сегодня учились на уроке? (находить значение целого и части)

Строить отрезки и т.д.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 647 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.08.2018 863
  • DOCX 31 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Боровикова Анна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Изучить внутренние связи и отношения между целым и частями; подвести детей к тому, что часть всегда меньше своего целого с помощью сравнения; продолжить работу по определению на схеме частей и целого; побуждать детей к беседе с учителем и между собой на основе диалога.

Оборудование: 2 солнца – одно целое, а второе с частью; два стакана с водой, два стакана с крупой, коробочка с кусковым сахаром, две ленты одинаковой длины; маркеры, листы для групповой работы.

( дети стоят около своих мест)

Прозвенел звонок на наш урок. Доброе утро ребята и наши гости. Приятно Вас всех видеть.

( учитель рассказывает историю, которая произошла с Незнайкой)

Как – то раз во время прогулки на Незнайку налетел майский жук и ударил его по затылку. Незнайка кубарём покатился на землю, а жук в ту же минуту улетел и скрылся. Когда Незнайка вскочил и оглянулся по сторонам, то кругом никого не было, и он подумал, что наверно, от солнца оторвался кусок и ударил его по голове. Незнайка пошёл домой, и всем, кто по дороге встречался, он об этом рассказывал.

  • Как вы думаете, поверили ему коротышки из этого города?
  • А давайте всё это переведём на математический язык и рассмотрим это удивительное событие с точки зрения математики.
  • Вот оно солнце ( показ). Что с ним произошло?
  • Интересно, было солнце, а стало два солнца, вот здорово!
  • А в каком отношении находятся Солнце и его части?
  • Что больше, по вашему мнению, целое или часть?
  • Давайте проверим!

Само солнце, первоначально, когда оно было целым обозначим О

То, что осталось от солнца A, и кусочек, который обломился В.

  • В каком отношении Солнце находится с оставшейся частью?

О…В

  • Докажите. Кто поможет сравнить! ( сравнение, наложением друг на друга).
  • В каком отношении Солнце находится с кусочком?

О…А

  • Интересно, ребята, а всегда ли часть будет меньше, чем целое?
  • А вот мне не верится, давайте проверим, ведь настоящие математики ставят опыты, исследуют, проверяют.
  • Во всех ли случаях, часть будет меньше, чем целое ?
  1. Практическое задание.

( учитель раздаёт величины)

1 группа работает с объёмом ( вода)

2 группа работает с массой ( сахар)

3 группа работают с объёмом ( крупа)

4 группа работает с длиной ( лента)

- Перед вами величина целая. Вам необходимо эту величину превратить в части, обсудить в группах как вы величину разделите на части, обозначьте буквами, постройте схему и сравните отношения ЦЕЛОГО с ЧАСТЯМИ.

- Прежде чем приступить к работе, вы должны распределить роли между собой, кто проводит опыты, кто строит схему, кто контролирует, кому доверите ответственность, кто нам должен будет рассказать, как всё это выполнили.

  • На столике лежат необходимые принадлежности, можно подойти и взять, что вам необходимо.

(р а б о т а в г р у п п а х)

(Когда дети зафиксируют отношения на доске, попросить группу рассказать)

  • В каком отношении находятся ЦЕЛОЕ И ЧАСТИ? ( Ц > Ч)
  • Вот видите, оказывается, у всех получилось, что Ц > Ч.
  • А как нам зафиксировать, записать этот вывод, чтобы передать детям другого класса? Ц > Ч.
  • А посмотрите, пожалуйста, в каком отношении находятся части?

( если у детей нет, отношения равенства частей, то учитель разыгрывает ситуацию с шоколадкой, делит её на две ровные части)

  • А в каком отношении находятся эти две части? (в равных)
  • Оказывается, что часть может быть равна части.
  • А теперь свой вывод мы можем передать детям другого класса.
  • Замечательно, МОЛОДЦЫ!
  • А теперь, давайте оценим свою работу на шкале оценок, как вы работали в группах. Легко ли Вам было договариваться в группах?
  • Скажите, а как вы думаете, можно ли использовать открытые нами формулы на наших уроках математики?
  • Какую цель поставим на следующий урок?
  1. Домашнее задание.

Найдите дома величину, которую можно также разделить на части и проверьте сделанные нами вывод.

Конспект урока по математике 1 класс на тему: "Практические способы сравнения предметов по признакам. Уточнение о размере - длина" РО Эльконина-Давыдова.

Конспект разработан на основе методического пособия по математике для 1 класса под редакцией Горбова С.Ф.

Оценить 1819 0

Тема: Практические способы сравнения предметов по признакам. Уточнение представлений о размере – длина

Цель: - Уточнение представлений о размере;

- Формирование поискового действия детей.

Этапы урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний, мотивирующие установки.

1 3 4 11 2 1

- Похлопали в ладоши у кого хорошее настроение.

- Какие признаки предметов вы знаете? (Цвет, форма, размер)

Познавательные УУД

1. Ра звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

II . Формулирование проблемы.

112

Презентация

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (Дом)

- Что не так с домом? (Он не достроен)

- Как нам его можно достроить? (Подставить колонну)

- Смотрите, перед вами несколько колонн. У каждой колонны внизу есть свое имя, имя – это буква. Я думаю, что подойдет колонна А. Кто согласен показали светофоры.

- Почему не согласны со мной? (Она другого цвета)

- Хорошо. Тогда подойдет колонна Б, она того же цвета. Поднимите светофоры.

- Почему не согласны со мной? (Она другой формы)

- Тогда подойдет колонна В, она того же цвета и формы. Поднимите светофоры. Почему не согласны? (Она другого размера)

- Давайте проверим, я подставила колонну В и что же получилось…крыша покосилась.

- Тогда давайте возьмем колонну Г. Она того же цвета, формы и высоты. Поднимите светофоры. Почему опять не согласны? Смотрим, крыша не покосилась, стоит ровно. Почему не согласны? (У нее другая ширина)

- Как так, размер выходит одинаковый или разный? Почему? (Ответы детей)

- Да ребят, размер зависит не только от высоты, но и от ширины предмета. Колонна В имеет тот же цвет, ту же ширину, но имеет другую высоту, колонна Г имеет тот же цвет, ту же высоту, но другую ширину, а колонна Г имеет нужный цвет, нужную длину и нужную ширину.

- Посмотрите на парту. У вас на столах лежат 3 полоски разных цветов. Нам нужно их сравнить. Мы будем сравнивать длину. Взяли в руки белую полоску. Для начала нам нужно понять, где длина. Как вы думаете, где длина?

- Покажите ее, проведите по самой длинной стороне пальчиком.

- Хорошо, мы сравниваем белую и зеленые полоски. Как нам сравнить длину? (Приложить полоски)

- Как правильно их приложить?

- Нужно приложить полоски длинами, чтобы совпадало начало полосок, вот так.

- Какая полоска длиннее? (Белая полоска длиннее зеленой)

- Если я положу полоску вот так, смогу ли я сравнить длину? Почему?

- А если так, смогу сравнить длину? (Почему?)

- Положили белую полоску. Теперь сравниваем зеленую полоску и розовую. Приложите сами, как правильно. Какая полоска длиннее? (Зеленая полоска длиннее розовой полоски)

- Какая полоска короче? (Розовая полоска короче розовой)

- Теперь смотрим на доску. Какая полоска длиннее? (Обе полоски одинаковые)

- А если я сделаю так? (Отрезается часть ширины)

- Теперь полоски одинаковой длины? А так? (Отрезается часть ширины)

- Что разного у этих полосок? (Цвет)

- А еще что разное? (Ширина)

- Какая полоска шире? (Желтая полоска шире зеленой полоски)

- Какая полоска уже? (Зеленая полоска уже зеленой)

- Как мы сравнивали ширину? Как нам нужно приложить полоски? (Друг к другу)

- А как еще можно приложить полоски? (Друг на друга, чтобы широкая полоска оказалась под узкой полоской)

III . Развитие умений.

Работа с учебником С. 10 №1,2

Нарисованы на доске 3 ямы.

- В огороде выкопали ямы, нам нужно сравнить их размер. Что мы можем измерить? (Глубину)

- Кто выйдет и покажет глубину? Где глубина? Мы показываем глубину вертикальной линией. Проведите в воздухе вертикальную линию. Вот такую линию мы проводим от начала ямы до ее конца. (Учитель показывает) В остальных ямах проведи линии. Спасибо, садись. Такой линией мы что показываем? (Глубину)

- Какая яма самая глубокая?

- Какая яма самая не глубокая?

- А какая яма средняя?

- А что еще мы можем сравнить у ям?

- Ширину. Кто выйдет и покажет ширину у ям?

- Мы показываем ширину у ям вот так (учитель показывает).

- Дальше сам покажи глубину у остальных ям.

- А нам легко определить ширину ям? Почему?

Работа с учебником С.10 №3 – задание с ловушкой

- Кто прочитает задание? Что нам нужно сделать?

- Сравниваем. Кто сравнит зеленые отрезки?

- Кто сравнит красные отрезки?

- Кто сравнит синие отрезки?

- Кто сравнит черные отрезки?

Работа с учебником С.11 №5 – задание с ловушкой

IV . Итог урока.

- Что мы с вами сегодня делали на уроке?

- Что нового узнали?

- Что вам больше всего понравилось?

- Так какие свойства есть у предметов?

V . Домашнее задание.

Конспект разработан на основе методического пособия по математике для 1 класса под редакцией Горбова С.Ф.

Читайте также: