Конспект урока по литературному чтению 3 класс по пнш

Обновлено: 06.07.2024

Цель: развивать навык свободного высказывания, творческую активность учащихся.

  • Личностные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • Метапредметные:
    • учить преобразовывать практическую задачу в познавательную;
    • учить поиску и выделению необходимой информации из различных источников в разных формах;
    • учить договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

    Оборудование: мультимедийный проект, учебник, карточки.

    1. Организационный момент Презентация. 1 СЛАЙД

    1. Проверка д/з работа фронтальный опрос и работа в парах

    2. Работа в парах

    Словарная работа: фуфайка, жестяную, иволга, нерестились, язи.

    – Как же наши герои относились к природе?

    3. Выборочное чтение.

    4. – На протяжении беседы героев девочка не выпускает кружку воды. Давайте проследим, как она пила воду.
    – О чём это говорит? Как она научила писателя пить воду? Почему?
    – Ему понравилось?
    Нюра очень тонко чувствовала природу в этом возрасте, чувствовала её целебную силу. Она не просто открыла её целебный вкус, она знает, как этот вкус вытащить наружу.
    – Почему она пришла к ручью?

    2. Музыкальное вступление. 2 СЛАЙД

    – Ребята, кто знает, что это за песня? А на каком языке ее исполняют, кто догадался?

    3. Постановка темы и цели урока. Сегодня мы будем говорит о японском трёхстишье кто помнит как оно называется… 3 СЛАЙД

    Японские хокку изображают жизнь природы и человека. Возникновение хокку связано с развитием в 16 веке в Японии шуточной поэзии хайкай. Народ любил и охотно создавал короткие песни – сжатые формулы, где нет ни одного лишнего слова. – Итак, хокку – жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие отличается свободой высказывания.

    Особенности хокку 4 СЛАЙД

    5 СЛАЙД

    4. Изучение нового материала. 6 СЛАЙД

    Учебник с. 63 работа по учебнику

    Вывод: Ребята, мне кажется, что и в жизни людей бывает также. Испытание одиночеством, умение самостоятельно принимать обдуманные решения, не делать всё с бухты барахты.

    5. Обобщение (работа в группах)

    7 СЛАЙД

    6. Итог урока

    – Вдумайтесь в эти слова

    Всматривайтесь в привычное –
    И вы увидите неожиданное.
    Всматривайтесь в некрасивое –
    И вы увидите красивое.
    Всматривайтесь в простое –
    И вы увидите сложное.
    Всматривайтесь в частицы –
    И вы увидите целое.
    Всматривайтесь в малое –
    И вы увидите великое.
    Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, не проходите мимо.

    7. Домашнее задание, рефлексия – 9 СЛАЙД

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

    • в ходе сравнительного анализа сказок дети должны прийти к выводу: в бродячей сказочной истории похожи события, герои похожи по характеру, более того, есть сходство в построении сказок;

    • выяснить причину этого сходства: сюжеты путешествуют по разным странам, их распространяют путешественники;

    • добиться того, чтобы дети поняли: бродячие сказочные истории – это не что-то единичное, это закономерность;

    Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

    Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

    Средства обучения: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карточки для работы в группах, для индивидуальной работы.

    - Посмотрите сколько у нас гостей. - - Поприветствуем их ,кивнув головой.

    Чтение стихотворения.

    - Долгожданный дан звонок.

    Начинаем наш урок.

    Все ли правильно сидят

    И внимательно глядят?

    -Вы уже наверно обратили внимание на то, как мы сидим и догадались о том , как нам предстоит работать. сегодня на уроке.

    - Давайте вспомним правила работы в группе.

    Проверяют готовность к уроку.

    Повторение правила работы в группе

    2. Повторение пройденного

    - Изучением какого раздела мы занимаемся? (Постигаем секреты сравнения).

    - Какие произведения находятся в этом разделе? (Сказки народов мира).

    - На какие группы можно разделить почитанные нами сказки?( Самые древние, просто древние, менее древние сказки, бродячие сказочные истории).

    - Вспомним признаки каждой группы сказок. У вас на столах лежат карточки, с названиями сказок. Вам необходимо определить, что объясняют и чему учат эти сказки и соответственно какой группе сказок можно их отнести.

    (Эти сказки объясняли всё самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда всё в Мире происходит; по построению – эта сказка цепочка).

    Вывод: Это самые древние сказки.

    (Эти сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.)

    Вывод: Это просто древние сказки.

    Эти сказки учат человека быть добрым и справедливым.

    Вывод: Это менее древние сказки.

    (В этих сказках добро побеждает зло. Они рассказывают похожие в разных уголках земного шара истории.)

    Оборудование: ИКТ, выставка детских рисунков с изображением сказочных героев, выставка книг со сказками.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Уж прозвенел звонок.

    Поговорить о сказке

    Все в класс приглашены.

    – Ребята, что напомнили вам строки, которыми я начала сегодняшний урок? (Японские стихи хокку.)

    Япония находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали и будем читать, также собраны со всего земного шара. Итак, я предлагаю вам сегодня: Слайд 2.

    вспомнить (все самое главное)

    применить (свои знания)

    проявить (себя с самой лучшей стороны)

    2. Классификация сказок.

    Так что же такое сказка? (ответы детей)

    Сказка - это выдуманная история о добре, зле, о подвигах и приключениях, где добрый герой всегда побеждает злого, а действие происходит в выдуманном пространстве(мире).

    Мир сказок богат и разнообразен. В них отражается образ жизни людей живущих в разные время и в разных странах их культура и традиции.

    На какие группы делятся сказочные истории по временному периоду. (самые древние, просто древние, менее древние)

    – Давайте проверим (выслушиваются ответы, сверяются с таблицей на экране) Слайд 4, 5

    Признаки древних сказок.

    Самые древние сказки объясняли все самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда все в мире происходит; кроме того, по построению – это сказка-цепочка.

    Просто древние сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.

    Менее древние сказки учат человека быть добрым и справедливым.

    Проверка – Слайд 6.

    Бродячие сказки (фронтально).

    Бродячие сказки рассказывают похожие в разных уголках земного шара истории.

    Примеры бродячих сказочных историй: “Два жадных медвежонка”, “Как барсук и куница судились”, “О собаке, кошке и обезьяне” – о жадности; “Черепаха, кролик и удав-маха”, “Хитрый шакал”, “По заслугам и расчет” – добро побеждает зло.

    Расположить сказку на ленте времени. Слайды 7, 8

    Также, вам было дано творческое задание, сочинить сказочную историю по заголовку сказки и проиллюстрировать их. Сейчас мы прослушаем самые удачные работы .

    (Упражнение на релаксацию и внимание.)

    – Если я буду называть глаголы, действия которых можно делать на уроке – вы приседайте, если нельзя – распрямитесь и сделайте хлопок над головой.

    Читать, писать, прыгать, рисовать, хохотать, думать, драться, ругаться, узнавать, запоминать, кричать, отвечать, шуметь, заучивать, убеждать, помогать, выяснять, бегать.

    4. Конкурс на лучшего чтеца сказок.

    Ученики по очереди читают отрывки из сказок (из учебника и тетради), класс оценивает, поднимая карточку с цифрой – “5”, “4”, “3”.

    – Не забывайте, ребята, о том, что когда вы читаете шепотом или “про себя” – вы читаете для себя. А когда вслух – для окружающих, это значит, им должно быть интересно вас слушать. Помните также и о том, что оценивать друг друга нужно объективно, то есть справедливо.

    5. Повторение сказок.

    В каждой строке назови лишнего сказочного героя. Слайд 11.

    Определи возраст сказки по ее названию. Слайд 12.

    (При необходимости в случае затруднения можно воспользовать гиперссылкой и вернуться к Слайду 5.)

    Вспомни название сказки по ее отрывку. Слайд 13.

    “… А солнце уже высоко ходит, жарко припекает, снег тает, ручьями бежит с гор. Затосковал заяц, еще громче заплакал. Услышал зайца хозяин леса…” – “Снег и заяц”

    “… Видит, сидит недалеко какое-то чучело: ростом больше вороны, на шести высоких тонких ногах, крылья прозрачные, нос длинный, как вязальная спица…” – “Ласточка и комар”

    “… Сел медведь на лед, опустил в полынью свой коротенький хвост и стал ждать. Но когда захотел он подняться, чтоб посмотреть, много ли рыбы попалось, то почувствовал, что кто-то его крепко держит…” – “Вихио”

    “… На берегу большой реки жили в ветхом шалаше старик да старуха. Бедно жили они: каждый день старик отправлялся на реку рыбу ловить, старуха эту рыбу варила или на углях пекла, тем только они сыты и были. Не поймает старик ничего, так и вовсе голодают…” – “Золотая рыба”

    “… Жил на Алтае старый большой медведь. Его любимая еда – кедровый орех. Брал он орехи только с одного кедра. Толстый кедр, в шесть обхватов. Это дерево старый большой медведь от зверей и людей заботливо охранял. Хорошо жилось медведю подле него. Но вот однажды пришел медведь, а у толстого кедра орехов нет…” – “Нарядный бурундук”

    “… В давние времена жила в одной деревне вдова, у которой было две дочери. Дочерей звали просто – Большая и Маленькая. Сестры Большая и Маленькая были совсем разными. Большая была грубая и злая, да еще и жадная. А Маленькая ко всем относилась с добротою…” – “Жемчужинка и жаба”

    1. Сначала совет держали медведи. Решили они …(объявить человеку войну).

    2. Потом держали совет олени во главе со своим вождем Олененком и решили …(плохие охотники обязательно заболеют).

    3. А вот растения остались друзьями. Когда они услыхали, что задумали звери, то порешили… (расстроить их недобрые замыслы. Каждое дерево и каждый кустик, каждая травка, все мхи договорились лечить человека).

    – Ребята, как вы думаете, удалось ли вам достичь цели, которая стояла в начале урока? Оцените свою работу. Ответьте на вопросы (письменно, индивидуально):


    Планируемые результаты. Предметные: формирование способности создать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений; опираясь на высказывания первого лица, уметь представлять черты характера и особенности мировосприятия главного героя. Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу при установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, нужных строчек, литературных приемов (олицетворения, сравнения, контраста) Коммуникативные УУД: работать с соседом по парте, в малой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее. Учебно-методическое обеспечение: У-1: с. 103-108,интерактивная доска.

    Содержимое разработки

    Литературное чтение. Урок №39

    Планируемые результаты.

    Предметные: формирование способности создать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений; опираясь на высказывания первого лица, уметь представлять черты характера и особенности мировосприятия главного героя.

    Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу при установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями.

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД: Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, нужных строчек, литературных приемов (олицетворения, сравнения, контраста)

    Коммуникативные УУД: работать с соседом по парте, в малой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее.

    Учебно-методическое обеспечение: У-1: с. 103-108,интерактивная доска.

    1.Организационный момент.

    -Прозвенел звонок веселый

    Мы начать урок готовы

    Будем слушать, рассуждать

    И друг другу помогать

    2. Целеполагание.

    -Вспомните тему нашего раздела. (Почему люди фантазируют?)

    -Почему же люди фантазируют? (ответы детей)

    -Сегодня на уроке мы начнем работу над очень интересным произведением, чтобы узнать о ком будет это произведение, нужно разгадать послания Анишит Йокоповны, которые она зашифровала с помощью QR кодов. Посмотрите внимательно вокруг себя, найдите эти послания. Расшифруйте коды, прочитайте задание детям. (Находят коды в классе, на двери, доске, спинке стула и т.п. расшифровывают код, читают задание детям)

    Без расчески причесался

    И умылся без воды,

    В кресло мягкое забрался

    И запел на все лады.

    Человеку верный друг,

    Чутко слышу каждый звук.

    У меня отличный нюх,

    Зоркий глаз и острый слух.

    Я питаюсь очень ловко:

    У меня с собой кладовка.

    Все продукты за щекой

    Я таскаю день-деньской.

    - О ком были загадки? (о животных) К какой группе можно отнести этих животных? (домашние животные)

    -У кого из вас есть домашние питомцы? Расскажите, что вы о них думаете. (ответы детей)

    -А теперь давайте пофантазируем и попробуем рассказать, что думают о вас ваши питомцы. (Рассказы детей)

    -Сегодня мы познакомимся с таким питомцем, который охотно делится своими мыслями.

    -Встречается ли в названии произведения многозначное слово? Какие слова мы называем многозначными?

    -Кто вёл этот дневник?(фокс Микки)

    - Если дневник – это записи жизненных наблюдений и впечатлений и дневник принадлежит собаке Микки, то можно предположить, что мы узнаем о жизненных размышлениях собаки.

    Интересно вам взглянуть на наш мир глазами собаки?

    -Кто помог фоксу Микки передать свои мысли? (Автор произведения Саша Чёрный)

    - Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

    -Какую мы ставим перед собой цель на урок? (Определение характера героя через рассказ героя о себе.)

    - Для достижения этой цели, какие задачи мы должны выполнить?

    (1. Понять содержание.

    2.Уточнить значение незнакомых слов.

    3.Понять внутреннюю сторону образа (найти отрывки, характеризующие героя, определить характер героя и выразительные средства, используемые автором).

    4.Дать свою оценку,

    5.Показать характер героя через выразительное чтение.)

    -Прочитайте слово записанное под заголовком. Что он обозначает? (Это отрывок из произведения).

    3.Работа по теме урока

    -Найдите в первой части слова, которые требуют обращение к словарю, приготовте карточки со словарной работой.

    - А девочка может ходить в попонке? А почему Микки назвал Зинино платье попонкой?

    (У собак нет одежды, поэтому Микки не знает, как называется одежда хозяйки. Он знает только, что такое попонка. Поэтому всю одежду он называет этим словом.)

    - Кисель Микки сравнивает с клейстером. Что такое клейстер?

    -Предлагаю послушать аудиозапись первой главы.

    -От чьего лица написан этот дневник?

    -Что Микки рассказал о себе?

    -Что он думает о своей хозяйке? Много ли времени он проводит с ней?

    -Как фокс относится к другим людям?

    -Какими недостатками, по мнению фокса, обладают люди?

    -Какими вы представляете фокса Микки? Есть ли описание в первой главе? (Описания внешности там нет.)

    -Как вы думаете почему? (Мнения детей)

    - Давайте посмотрим какая следующая задача нас ждёт.

    Перечитайте отрывок рассказа Саши Чёрного, выделяя карандашом слова, выражения, помогающие представить характер героя.

    Для выполнения следующей задачи: дать полную характеристику героя – поработаем в группах.

    В группах вам следует поделиться своими умозаключениями, обобщить услышанное и подготовить развёрнутый ответ на вопрос: каким по характеру изображён главный герой?

    Давайте оговорим алгоритм работы в группах.

    1.Выслушать каждого члена группы.

    2.Оценить ответы одноклассников.

    3.Собрать идеи, записать черты характера героя

    4.Подготовить выступающего (выступающих)

    Алгоритм работы в виде моделей на доске.

    Если работа в группе вызовет у вас затруднения, я предлагаю вам конверты, в которых вы сможете найти подсказки.

    Если у вас вызовут затруднение подбор слов, характеризующих героя, вам поможет конверт №1.

    Если затруднения будут связаны с цитатами, то есть текстовым подтверждением, вам поможет конверт №2.

    На работу даю не более 5 минут. Время пошло.

    Представителям каждой группы предлагается назвать только одну черту характера героя.

    -Можно ли сказать, что мы составили портрет нашего героя ?

    Портрет героя может быть не только внешним, но и внутренним (личностные качества героя).

    -О чём же метает Микки?(Он хочет, чтобы люди поняли, что нет ничего лучше, чем обедать на траве перед домом сырыми котлетами; потом барахтаться и визжать, как это делают они с Зиной.)

    Иными словами, ему непонятны привычки людей, и он хотел бы, чтобы люди прониклись его взглядом на жизнь.

    4.Физминутка

    Во дворе щенок играл,

    Прыгал, бегал и считал:

    «Раз – прыжок и три кивка,

    Два – направо голова,

    – И помчался до ворот,

    А потом вздохнул и сел:

    Он устал и присмирел.

    5.Продолжение работы по теме урока

    -Предположите, о чём будет эта глава? (Мнение детей) А правы мы или нет узнаем после прочтения главы.

    -Приготовимся к чтению, выполним речевую разминку. (работа по карточкам)

    - При чтении помните, что повествование ведётся от лица собачки, которая обладает определёнными чертами характера.

    -В какое время года происходят события в этой части? Ваши предположения оправдались?

    -Почему же эта глава так называется?

    -Куда и почему переезжает семья Зины? (С наступлением осени семья Зины переезжает из летнего домика в Париж.)

    -Всем ли нравится переезд?

    -Почему вы так думаете? (Мнение детей)

    -Удалось ли автору убедить нас, читателей, что это действительно дневник собаки Микки?

    -Знакомо ли вам имя Саши Чёрного?

    -А что вы знаете об этом авторе?

    Я предлагаю вам посмотреть презентацию о Саше Чёрном.

    Комментарии к слайдам:

    Интересно, кем же был Саша Чёрный: брюнетом или блондином?

    Когда Саше исполнилось 15 лет, он убежал из дома, последовав примеру старшего брата. Попал в Петербург, попытался учиться в гимназии, но был отчислен за несданный экзамен по алгебре. Беглец оказался в катастрофическом положении, без всяких средств к существованию. Написал письмо родителям, моля о помощи, но те наотрез отказались от блудного сына. К счастью, нашлись сердобольные люди-помогли кто чем мог.

    6. Закрепление

    -Предлагаю вам закрепить полученные знания и ответить на вопросы теста. Приготовьте свою QR коды. (5 вопрос по теме урока, использование приложения Plickers)

    7.Итог урока

    -Какое необычное произведение мы начали изучать?

    -Чем же оно необычно?

    -Давайте посмотрим, все ли задачи нам удалось выполнить?

    8. Рефлексия:

    -Оцените свою работу на уроке. (сигнальные смайлики)

    Домашнее задание: Уч. С.103-108 выразительное чтение, карточка характеристика героя

    Читайте также: