Конспект урока по крымоведению 5 класс крымские горы геологические памятники

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Крымские горы. Геологические памятники.

образовательные : ознакомить учащихся с особенностями Крымских гор, их строением и делением на три гряды; с памятниками природы, обеспечить осознанное усвоение новых терминов: яйла, куэста; продолжать учить работать с картой;

воспитательные : воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою родину; воспитывать требовательное отношение к себе и своей работе.

развивающие: способствовать повышению интереса к предмету, развиватькак логическое, так и образное мышление.

Планируемые результаты:

Предметные : формирование знаний о Горном Крыме: познакомить учащихся с Главной, Внутренней и Внешней грядой Крымских гор, с уникальными памятниками природы Горного Крыма; продолжать учить работать с картой .

Личностные : учить аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника,продолжать учить выделять главное в изучаемом материале, усовершенствовать навыки работы с картой, воспитывать любовь к малой Родине.

Познавательные : ф ормировать умение находить нужную информацию, умения выбирать главное, осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме.

Регулятивные : вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью, ф ормировать умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные: умение работать индивидуально, умения слушать и понимать речь других, формирование толерантного отношения к одноклассникам.

Типурока : открытие новых знаний.

Организационный момент . Учитель.Здравствуйте. Я рада вас видеть. Желаювсем хорошего настроения и желания обогатиться новыми знаниями. Покажите, с каким настроением вы пришли на урок (показывают смайлики).

II . Актуализация опорных знаний.

Какова площадь Крымского полуострова?

Что такое рельеф? Расскажите о разнообразии рельефа Крымского полуострова.

Расскажите о Внутренних силах Земли.

Расскажите о Внешних силах Земли.

Что такое выветривание? Как оно происходит? Примеры.

III . Определение темы урока.

Посмотрите внимательно на класс, на мультимедийную доску (слайд 1).? Чтовы видите? (ответы детей). Как это назвать одним словом? Подумайте и скажите, о чем мы будем сегодня говорить. Молодцы, ребята.

Запишем тему в тетрадь (слайд 2).

IV . Целеполагание:

Сформулируйте цели урока.

V . Формирование новых знаний.

Учитель . Крым – это зеркальная синь Черного моря и стройные пирамидальные кипарисы, это живописный райский уголок земли, украшением которого являются Крымские горы. На уроке мы попробуем разгадать некоторые тайны природы, узнаем из каких гряд состоят горы в Крыму, о геологических памятниках, которыми так богат наш Крым.

? Проблемный вопрос: Какая роль гор для Южного берега Крыма? Ответ мы услышим в конце урока.

Своей красотой и неповторимостью горывдохновляли многих писателей и поэтов.Перед вами (слайд 3) с поэтическими словами о горах – эпиграфы к уроку. Выберите, пожалуйста, один, который на ваш взгляд наиболее подходит к теме урока и запишите в тетрадь, а в конце урока сделаете вывод, правильно ли вы выбрали эпиграф.

На уроке мы познакомимся с терминами: яйла, куэста.(написаны на доске).

Из каких частей состоит гора? Нарисуйте самостоятельно схему горы. Проверьте себя.(слайд 4).

Что же такое вершина?Склон? Подошва?

Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы.

Склон – расстояние между вершиной и подошвой.

Подошва – переход склона (горы) в равнину.

Физкультминутка.

По родному краю дружно мы шагаем (марш на месте).

Справа от нас – зеленые горы (показ рукой, поворот).

Слева находится Черное море (показ рукой, поворот).

В нашем Крыму полно чудес.

Белка с ветки на ветку прыг-скок (прыжки).

Филин крыльями машет. Ух -ух!

Аж захватывает дух (взмахи руками).

По Черномуморю дружно мы плывем (имитируют пловца)

А сейчас за парту дружно мы шагнем ( садятся за парту).

Учитель. Достопримечательностью нашего полуострова являются горы, имеющие сложный рельеф. Крымские горыотличаются какой-то особой красотой и притяжением: невысокие, поросшие лесом, доступные для туристов всех возрастов.

Они представляют собой сочетание сравнительно небольших горных хребтов, образующих три гряды — Главную, Внутреннюю, Внешнюю. Гряды параллельны друг другу. Их южные склоны короткие и крутые, северныенизкие – сравнительно длинные и пологие. Крымские горы тянутся вдоль Южного берега от Севастополя до Феодосии полосой около 180 км.

Учитель сопровождает рассказ, показывая на карте. (слайд 5). Главная гряда – самый высокий хребет Крымских гор.Она протянулась в направлении юго-запад – северо-восток на 180 км от мыса Айя до Феодосии.

Горы различают по высоте: низкие – до 1000 м, средние от 1000 до 2000 м, высокие – более 2000 м.

? К какой группе по всоте относятся Крымскиегоры? (ответыдетей).

(слайд 6). Внутренняя гряда лежит севернее и северо-западнее Главной гряды. Начинается от Мекензиевых гор (Севастополь) и тянется до Белогорска, а далее на восток до г. Агармыш. Внутренняя гряда крымских гор намного ниже Главной гряды. Максимальная высота ее 766 метров г. Кубалач. ( слайд 7 ). Внешняя гряда — самая низкая часть Крымских гор тянется западнее и северо-западнее Внутренней гряды на 90 км от м.Фиолент до с. Нижне-Курганное. Здесь горы низкие: самая высокая вершина -352 м.

(слайд 8). Вершины Крымских гор не пиковые, а ровные, похожи на поверхность стола. Яйла́ (вершинное плато) — относительно горизонтальный участок горной местности, летнее горное пастбище. Особенностью строения Крымских гор являются и крутые южные и пологие северные склоны. Такая форма рельефа в виде вытянутых гряд с асимметричными склонами называются куэ́стами (исп. cuesta — склон горы) .

Учитель. В Крыму много памятников, созданных самой природой. Памятники природы — это природные объекты, которые имеют научное, культурное или эстетическое значение. Посмотрите слайд 9, 10. Назовите эти объекты. Это геологические памятники. Запишите в тетрадь название геологического памятника, который вы знаете или хотите узнать о нем больше.

Вы меня порадовали: хорошо знаете природные памятники родного края. Посмотрите еще раз на эпиграфы, которые вы записали в начале урока. Подходят они к нашему уроку? (ответы детей).

V . Закрепление материала .

1. Проблемный вопрос : Какая главная роль гор для Южного берега Крыма? (При необходимости учитель помогает детям ответить).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Характерные минералы и горные породы Крыма.

Сформировать представление о минералах и горных породах, их происхождении.

Расширить и углубить знания о характерных минералах и горных породах Крыма, своего района, минералах - эндемиках.

Продолжить формирование умения работать в паре и самостоятельно; умения провести самооценку; умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни.

формирование знаний о горных породах и минералах;

формирование знаний об их изучении, происхождении и разнообразии;

формирование умения работать с картой.

Развивающие :

развитие навыков работы с информационным материалом.

развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.

формирование критического мышления.

Воспитательные :

способствование осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе.

Формирование чувства любви к родной природе.

Предполагаемые результаты обучения:

• Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.

• Метапредметные: при помощи информационных технологий формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; с помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.

• Предметные: знать и объяснять понятия: минерал, горная порода; определять и приводить примеры разных по происхождению горных пород и минералов с указанием районов, где они встречаются; приводить и распознавать горные породы и минералы своей местности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: физическая карта Крыма, атлас, презентация, коллекция горных пород и минералов.

1 Организационный момент

Опрос домашнего задания

1. Перечислите формы рельефа Равнинного Крыма.

2. К каким горам по высоте относятся Крымские горы.

3. Какой рельеф имеет Керченский полуостров.

4. Показать на карте ЮБК, назвать города Южного берега Крыма.

5. Назовите высшую точку Крымских гор.

6. Перечислите гряды крымских гор.

7. Какие формы рельефа вы пересечете, если будете ехать автомобилем из Джанкоя в Первомайское.

8. Назовите самые высокие горы мира, и их высоту.

9. Какая высота высшей точки Крымских гор.

10. Какие формы рельефа вы пересечете, если будете ехать автомобилем из Алушты в Симферополь.

11. На сколько километров протянулась Главная гряда.

12. Как называется возвышенность Крымского полуострова.

I1I. Мотивация учебной деятельности

Эпиграфом нашего урока я взяла слова К.Г. Паустовского

«И вот повела Хозяйка Медной горы рудобоя Степана показывать свои богатства. Куда она идет — все ей открыто. Комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых цветы медные. Одним словом, изукрашено подземелье, что и сказать нельзя. И платье на ней — на Хозяйке-то — меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной россыпью засверкает, потом опять шелком зеленим отливает..

— . А тут у меня самое дорогое место, — говорит Хозяйка Медной горы.

Как звучит тема сегодняшнего урока?

(Учащиеся определяют тему и характеризуют цели урока. Записывают тему в тетрадь.)

IV. Изучение нового материала

: Ребята, мы с вами ходим по земной коре. А задумывались ли вы, когда ни будь, что находится у нас под ногами? (Ответы учеников)

Дорогие ребята, природа наделила Землю неоценимым богатством, подарив нам более 2 тыс. минералов и более 1,5 тыс. горных пород. Что же это за природные тела? Начнем с минералов.

Т.е., минералы – это природные тела, состоящие из одного вещества.

Минералами являются вода (самый драгоценный минерал на Земле), золото, графит, полевой шпат, кварц, слюда и многие др. (демонстрирует коллекцию горных пород).

Какими же минералами богаты недра Крымского полуострова.?

Учитель: Настоящей минеральной жемчужиной называют древний вулкан

Кара-Даг, который находится на юго-восточном побережье Крыма (в районе Коктебеля, Феодосия).

Рабочая тетрадь стр. 24

Задание. Назовите с помощью учителя самые известные минералы на Кара-Даге.

На территории Кара-Дага добывают драгоценные и полудрагоценные камни: яшму, агаты, сердолик, который является самым известными популярным ювелирным камнем Крыма, аметисты, горный хрусталь и др. (объяснение сопровождается показом фото минералов). Но их так мало, что запасы этих камней не подсчитывают и промышленную добычу не ведут.

? Что же такое горная порода. Давайте выясним, чем горные породы отличаются от минералов.

Т.е., горные породы состоят из минералов. Это сочетание нескольких минералов или скопление одного в большом количестве.

Например, в состав горной породы гранита входит три минерала: кварц, слюда, полевой шпат, а нагромождение минерала кальцита в большом количестве образует горную породу – известняк ((объяснение сопровождается показом фото горных пород и демонстрацией

коллекции пород). Так же к горным породам относятся: базальт, мрамор, глина, гнейс, торф, пемза и др. (фото)

Все горные породы по происхождению делят на три группы: магматические, метаморфические и осадочные.

Ребята, а вы любите сказки? (ответ)

Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки - бурый, магнитный, руды полезных металлов, гранит, базальт, пемза.

Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому и называются они магматическими.

Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути, да и дышать ему трудно, воздух горячий, тяжелый.

- Ребята! Что случилось? Почему трудно дышать нашему герою?

(ученики отвечают, что ядро Земли раскалено, и чем ближе к ядру, тем выше температура).

Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Их называют метаморфическими. Из одних пород образуются другие:

песок - песчаник - кварцит - кварц; известняк - мрамор; гранит - гнейс; графит – алмаз.

- Ребята, поможем отгадать загадки Ивану - Царевичу?

1. Без нее не побежит ни автобус, ни такси,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

2. Белый, как сахар, но не сладкий.

Пока руки им не испачкаешь,

Ума-разума не наберешься. (Мел)

3. Что сперва в воде родится,

А потом воды боится? (Соль)

Поклонился Иван и отправился домой.

Ребята, а давайте мы с вами проведем Царевича домой и сделаем физкультминутку.

Учитель: Люди еще в древности научились применять многие минералы и горные породы для своих нужд.

Все горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называются полезными ископаемыми.

По характеру использования все п/и делятся на три группы: топливные (горючие) - используются как топливо; рудные (металлические) - из которых выплавляют металлы; нерудные (неметаллические), которые делятся на 2 группы: сырье для химической промышленности и строительное сырье.

( Показываю значок, а учащиеся называют его и говорят, в какой конверт его положить).

? Какие п/и залегают в недрах Крымского полуострова.

Работа с атласом стр. 10

– нефть (Керченский п-ов)

? Назовите месторождения (Акташское и Семеновское).

- газ (Джанкойское и Стрелковое месторождения), на шельфе Черного моря (Голицынское, Штормовое и Архангельское месторождения) и Азовского моря (Восточно-Казантипское месторождение).

– железные руды (Керченский п-ов).

Нерудные: а) строительное сырье

– известняк (в предгорном Крыму, степном, на Керченском п-ве);

- глина (в предгорном Крыму-Симферополь, Белогорск, Старый Крым);

- песок (ю-з часть, в долинах рек Альма и Кача);

- гипс (Керченский п-ов).

б) химическое сырье:

- каменная соль (залив Сиваш, оз. Сасык).

Богат Крым лечебными грязями и минеральным водами.

V. Закрепление изученного материала.

1. Верите ли вы, что вода - это горная порода (нет, минерал);

2. Верите ли вы, что минеральной жемчужиной Крыма является Керченский полуостров (нет, влк. Кара-Даг);

3. Верите ли вы, что горные породы состоят из минералов (да);

4. Верите ли вы, что к топливным п/и относится известняк (нет);

5. Верите ли вы, что в Крыму добывают газ на шельфе Черного моря (да);

6. Верите ли вы, что к осадочным горным породам относится песок, глина (да).

VI. Рефлексия деятельности (итог урока).

Ребята, достиг ли урок заданных целей, которые мы с вами ставили в начале урока?

* Ребята, хлопните в ладоши те, кто на этом уроке узнал что-то новое.

* Поднимите правую руку те, кто сможет назвать п/и, которые добывают на Крымском полуострове.

* Поднимите обе руки те, для кого урок оказался нужным, полезным и интересным.

Я очень рада за вас и говорю спасибо.

Учитель аргументирует оценки за урок.

Учитель: Вернувшись домой, Иван-Царевич прислал нам грамоту, и вот, что он в ней пишет:

Друзья! Спасибо за помощь в поисках ключа Земли! Желаю вам успехов в учебе, чтобы никакие тайны природы не остались вам не известны!

VII. подготовиться к контрольной работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Организационный момент.

1. мыс Фонарь – восточная или западная крайняя точка Крымского полуострова?

2. Какова площадь Крымского полуострова?

3. 205 км – протяжённость полуострова с севера на юг или с запада на восток?

4. Какими морями омывается Крымский полуостров?

5. К какому материку относится полуостров?

Ш. Изучение новой темы.

1. Беседа с учащимися про неровности земной поверхности:

- Какая бывает земная поверхность?- Везде ли земная поверхность представляет собой ровные участки?

- Какими формами может быть представлена земная поверхность? (впадина, возвышенность, равнина, гора).

2. Зарисовка высказанных учениками форм земной поверхности.

4. Формы поверхности (рельефа):равнина гора

Цветовая шкала, применяемая в географии при работе с контурными картами: зелёный цвет – низменные равнины жёлтый цвет - возвышенныё равнины коричневый цвет – горы

5. Формы поверхности Крымского полуострова:

- Тарханкутская возвышенная равнина,

- Керченская холмистая равнина.

IV. Закрепление темы

Работа с картой Крымского полуострова – на карте ученики находят изученные формы рельефа и показывают их.

Практическая работа №2.

Тема: Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. Описание рельефа своего района.

1. На контурную карту учащимися наносятся формы рельефа Крымского полуострова и подписываются ручкой, печатными буквами.

2. Описание рельефа своего района:

Город Симферополь располагается в межгорной продольной долине между Внутренней грядой и Внешней грядой Крымских гор. Рельеф представлен наклонной чуть возвышенной равниной с высотами до 350м.

Ш. Изучение новой темы

Геологические памятники – это природные оригинальные и уникальные геолого-геоморфологические образования, представляющие научную ценность, и объявлены заповедными природными территориями: участки яйл, редчайшие карстовые полости, своеобразные формы рельефа, оригинальные вершины, скалы, сопки и месторождения редких минералов и горных пород.

Горный карст Крыма, Качинский каньон.

Бельбекский каньон, гора Аккая, гора Кошка, Кизилкоба, Мангупкале, сопка Джау-Тепе, урочище Демерджи, карстовая шахта Солдатская.

Литература:География родного края. Крым/ Под редакцией Л.В.Ковган. – Симферополь, 2000г.

Е.В.Львова. Равнины Крыма: Научно-популярный очерк.- Симферополь: Таврия, 1982г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Рельеф Крыма.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. мыс Фонарь – восточная или западная крайняя точка Крымского полуострова?

2. Какова площадь Крымского полуострова?

3. 205 км – протяжённость полуострова с севера на юг или с запада на восток?

4. Какими морями омывается Крымский полуостров?

5. К какому материку относится полуостров?

Ш. Изучение новой темы.

1. Беседа с учащимися про неровности земной поверхности:

- Какая бывает земная поверхность?

- Везде ли земная поверхность представляет собой ровные участки?

- Какими формами может быть представлена земная поверхность? (впадина, возвышенность, равнина, гора).

2. Зарисовка высказанных учениками форм земной поверхности.

4. Формы поверхности (рельефа):

Цветовая шкала, применяемая в географии при работе с контурными картами:

зелёный цвет – низменные равнины

жёлтый цвет - возвышенныё равнины

коричневый цвет – горы

5. Формы поверхности Крымского полуострова:

- Крымские горы,

- Центрально-Крымская равнина,

- Северо-Крымская низменность,

- Тарханкутская возвышенная равнина,

- Керченская холмистая равнина.

IV. Закрепление темы

Работа с картой Крымского полуострова – на карте ученики находят изученные формы рельефа и показывают их.

Практическая работа №2.

Тема: Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. Описание рельефа своего района.

1. На контурную карту учащимися наносятся формы рельефа Крымского полуострова и подписываются ручкой, печатными буквами.

2. Описание рельефа своего района:

Город Симферополь располагается в межгорной продольной долине между Внутренней грядой и Внешней грядой Крымских гор. Рельеф представлен наклонной чуть возвышенной равниной с высотами до 350м.

Ш. Изучение новой темы

Геологические памятники – это природные оригинальные и уникальные геолого-геоморфологические образования, представляющие научную ценность, и объявлены заповедными природными территориями: участки яйл, редчайшие карстовые полости, своеобразные формы рельефа, оригинальные вершины, скалы, сопки и месторождения редких минералов и горных пород.

Геологические заказники:

Горный карст Крыма, Качинский каньон.

Геологические памятники:

Бельбекский каньон, гора Аккая, гора Кошка, Кизилкоба, Мангупкале, сопка Джау-Тепе, урочище Демерджи, карстовая шахта Солдатская.

География родного края. Крым/ Под редакцией Л.В.Ковган. – Симферополь, 2000г.

Е.В.Львова. Равнины Крыма: Научно-популярный очерк.- Симферополь: Таврия, 1982г.

П.Д.Подгородецкий. Крым: Природа. Справочное издание. – Симферополь: Таврия, 1988г.

Читайте также: