Конспект урока по истории фгос торкунов

Обновлено: 06.07.2024

Базовый учебник : История России , 9 класс, под редакцией академика РАН А.В.Торкунова.

Цель : познакомить учащихся с одним из ярчайших подвигов российского народа, который останется в памяти на века.

Задачи урока:

рассказать о ходе Отечественной войны 1812г., героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер;

развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, продолжить работу по формированию у учащихся художественных, выразительных свойств языка.

воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.

Оборудование: проектор, презентация, историческая карта

II. Проверка и актуализация знаний

Учащиеся повторяют ранее изученное, отвечают на вопросы домашнего задания

III. Постановка цели и задач урока

Учитель: Мы продолжим изучение отечественной истории начала 19 в. И начать я хочу с известного стихотворения М.Ю. Лермонтова.

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

-Какому событию посвятил поэт эти строки?

На сегодняшнем уроке речь пойдет о войне 1812 г. с Наполеоном. Он вторгся в Россию с огромной боеспособной непобежденной в Европе армией и был разбит. Русскому народу удалось сделать то, что не смогли европейцы.

-Как вы считаете какие вопросы мы должны рассмотреть?

Вспомните материал курса новой истории, знания, полученные на предыдущем уроке и определите причины похода Наполеона в Россию

-нарушение Россией условий Тильзитского мира

-стремление Франции к мировому господству .

(главная - конфликт между Россией и Францией из-за конт. блокады Англии-условия блокады стали чаще нарушаться русскими купцами с молчаливого соглашения властей. Франция стремилась заставить Россию их соблюдать. Франция стремиться к мировому господству)

Достигнуть этого можно было только имея сильную армию. Давайте посмотрим каковы особенности французской и русской армии.

2. Характер войны, соотношение сил.

Дома вы самостоятельно ознакомились с пунктом №1 параграфа 4. Беседа с классом.

- Какого было соотношение сил?

600 тыс. человек

220 тыс. человек

- Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и русской армий?

Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу.

- Каков был характер войны для России и Франции?

Захватническая, грабительская война

Отечественная война- защита свободы и независимости своей Родины

3. Вторжение армии Наполеона в Россию.

Запись на доске и в тетради:

12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России.

- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?

(Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать)

Первоначальным местом соединения русской армии был назначен город Витебск, но объединиться в нем не удалось. (Учитель показывает по карте)

Соединение 1-ой и 2-ой армии произошло 22 июля в городе Смоленске. (Учитель показывает по карте). Таким образом, план Наполеона был сорван.

Работа с картой: учитель показывает расположение войск в начальный период войны, учащиеся соотносят с картой в учебнике на с.42

Вопрос: -Почему русские армии отступали? (Нужно было объединиться, не дать разбить армии по одиночке)

Учитель дополняет: Надо сказать, что всего в течении войны, Наполеон ввел на территорию России от 500 до 590 тысяч солдат, из них 100 тысяч кавалеристов и почти полторы тысячи орудий.

Но на территории России имелась не меньшая по численности, и не отстающая по техническому обеспечению армия. В боевых действиях приняли участие около 400 тысяч пехотинцев, более 100 тысяч кавалерии, 1600 орудия, а казачьи войска насчитывали до 110 тысяч человек. Так же на территории страны развернулось партизанское движение

Но в начальный период войны русские армии отступали в глубь страны, нужно было сохранить войска, чтобы объединиться и, собрав силы дать генеральное сражение неприятелю. Отходили с тяжелыми боями. Первоначально армии Барклая и Багратиона должны были встретиться у Витебска, но произошло это в первой половине июля в Смоленске. Здесь произошло 4 августа произошло крупное сражение, продолжавшееся 12 часов. Русские не отступали ни на шаг, дрались как львы. Тогда Наполеон приказал поджечь город. Смоленск пришлось сдать, но французы потеряли здесь 20 тысяч солдат. К тому же противнику достались лишь обугленные руины вместо продуктов и фуража.

4. Назначение М. И Кутузова главнокомандующим русской армии.

Неудачи первых недель войны, отступление русских армий породили при дворе и в обществе разговоры о необходимости назначить главнокомандующим русской армией М. И. Кутузова. До этого общее руководство войсками осуществлял Барклай де Толли.

5. Бородинское сражение.

Вступив в командование русской армией в августе, Кутузов объявил, что действия М. Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.

Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях, у русских было примерно 150 тыс. человек при 640 орудиях.

- Сделайте вывод о соотношение сил накануне Бородинской битвы.

( Силы приблизительно равны)

Запись на доске и в тетради:

26 августа 1812 года - Бородинское сражение.

Начало Бородинскому сражению положила французская артиллерия, открывшая огонь по всему фронту около 6 часов утра. В то же время колонны французов стали занимать места для атаки. Французы стремились прорваться через центр русских войск, обойти левый фланг и освободить путь на Москву. Самые ожесточенные бои развернулись на Багратионовых флешах, батарее Раевского и при обороне Шевардинского редута.

Словарная работа

Флеши - земляное укрепление для установки орудий.

Реду́т (фр. redoute, убежище) — земляное укрепление, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны

В Бородинском сражении русские солдаты и офицеры проявили чудеса храбрости, небывалый героизм и выдержку, отражая ожесточенный натиск французов.

Никогда ещё мир не знал такой кровопролитной битвы. На Бородинском поле Кутузов потерял убитыми и ранеными 44тыс. человек, французы по одним данным до 35 тысяч ,по другим 60.

Хотя в Бородинской битве ни кто не проиграл и ни кто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск:

В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;

Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода;

Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.

6. Совет в Филях.

Запись на доске и в тетради:

1 сентября 1812 года - совет в Филях.

- Вспомните, какой план преследовал Наполеон перед началом войны?

2 сентября армия Кутузова прошла ч/з Москву, отступая на Рязанскую дорогу , в тот же день Наполеон вошёл в город. Выступив из Москвы, Кутузов совершил важный стратегический маневр, получивший название Тарутинского. Командующий оставив на Рязанском направлении только часть войск, с главными силами перешёл на калужскую дорогу и встал лагерем у с. Тарутино. Расположение у Тарутино позволило Кутузову перекрыть дорогу на юг, в плодородные губернии и к городам Туле и Калуге, где хранилось много военных запасов.

В первый же вечер пребывания французов в Москве вспыхнули пожары. Они продолжались несколько дней. Выгорело три четверти города. Грабежи и мародёрство французских солдат приводили к моральному разложению армии, к снижению дисциплины. Попытки изъять продовольствие в соседних деревнях не увенчались успехом: крестьяне прятали или уничтожали продукты, а французские фуражиры часто становились жертвой партизан.

7. Партизанское движение и ополчение.

- Кто такие партизаны?

(Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующий в тылу врага)

Большим подспорьем для русских войск было народное ополчение.

- Что такое ополчение?

( Ополчение - военное формирование, созданное в помощь действующей армии на добровольных началах)

И партизанское движение, и ополчение свидетельствовало о народном характере войны, когда не только армия, но и весь народ от мала до велика, поднялся на защиту своего отечества.

Тяжело пришлось французским солдатам в сожженной Москве, без продовольствия. Наполеон трижды предлагал Александру 1 переговоры о мире. Но его письма оставались без ответа.

6 октября 1812г. войска Наполеона покидают Москву. Причина-город как осаждённая крепость становится ловушкой. Наполеон пытается прорваться в южные губернии. 12 октября состоялось кровопролитное сражение под Малоярославцем . Город 8 раз переходил из рук в руки. Но Кутузов , отойдя чуть южнее, занял новую позицию, снова заслонив дорогу на Калугу.

Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

- Что ждало Наполеона на смоленской дороге?

(Это путь, по которому армия наполеона пришла в Москву, дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская суровая зима)

Таким образом, началось отступление французской армии, инициатива перешла полностью в руки русских войск.

Начинается отступление французских войск, превращающееся в бегство. Инициатива полностью переходит к русской армии. Она преследует Наполеона параллельным курсом, всё время угрожая вырваться вперёд и отрезать пути отступления.

14-16 ноября на переправе ч/з р. Березину Наполеон потерял 30 тыс. воинов. Но сохранил генералитет, старую гвардию. 25 ноября Александр 1 издаёт манифест об окончании войны. Отечественная война закончилась полным разгромом неприятеля.

9. Итоги войны

Работа с текстом учебника с.45-46 п.3. Учащиеся выясняют:

1) Почему войну 1812г. называют народной?

2) Чем закончилось противостояние 2 армий?

Отвечаем на главный вопрос урока:

-Что обусловило победу России в Отечественной войне 1812г.?

- патриотизм, мужество, моральный дух русской армии выше;

-талантливые полководцы, гений Кутузова;

-со стороны России война носила освободительный характер – Отечественная война, широко развернулась партизанская война, сплочение всего русского общества.

Учитель: На Руси издавна повелось в честь побед русских воинов возводить храмы и соборы. Это были своего рода памятники воинской славы. Сразу же после сокрушительной победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года царь Александр I решил возвести в Москве храм в честь павших воинов русской армии. Так к 1883г. был построен Храм Христа Спасителя (архитектор – К.А.Тон).

10. Закрепление

-Каковы причины начала войны?

- Почему русские армии отступали на начальном этапе войны?

- Почему произошла смена главнокомандующего русской армией?

- Почему Кутузов решился дать генеральное сражение под Бородино?

- Чем закончилось Бородинское сражение?

- Почему было решено оставить Москву?

- В чем был смысл Тарутинского маневра?

- Каковы причины гибели наполеоновской армии?

11. Рефлексия (подведение итогов урока).

Учащиеся высказывают свое мнение о причинах победы России и поражении Наполеона.

Учитель оценивает деятельность учащихся по итогам урока

12. Дом. задание: п.4 прочитать, ответить на вопросы к параграфу. Подготовить рассказ об одном из участников Отечественной войны 1812г.





















5809286 5797045 5787370 5785135 5785127 5785119 5785086 5785076 5785063 5785047 5785031 5785022 5785004 5784994 5784990 5784984 5784971 5784961 5784952 5784942

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное учебно-методическое пособие содержит подробные поурочные разработки, наглядные схемы, обощающие таблицы, ролевые, деловые и ассоциативные игры. Предложен материал для разнообразных форм учебных занятий, а также тематическое планирование учебного материала

Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->


-75%

ФГОС в области исторического образования и предметное содержание образовательного процесса на уроках Отечественной истории России XX - начало XXI века

Дарья Старкина

Дарья Старкина

Дарья Старкина

Александра Аванян

Здравствуйте! Может у кого - нибудь есть поурочные разработки Сорокиной к данному УМК.

Конкурсы для учителей

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: