Конспект урока по гитаре на тему арпеджиато

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: Развитие навыка исполнения арпеджио на гитаре в младших классах музыкальной школы.

Тип урока: комбинированный.

Для достижения цели планировалось решить следующие задачи:

1. Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки.

2. Обучить способам работы с арпеджированной фактурой.

· Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к игре на гитаре.

2. Воспитывать культуру исполнения.

3. Воспитывать грамотного музыканта, посредством осмысленного исполнения технического музыкального материала.

· Развивающие:

1. Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки.

2. Способствовать развитию основных игровых движений в арпеджированной фактуре.

3. Способствовать развитию навыка исполнения сложных аппликатурных вариантов для правой руки на основе доступного нотного материала.

Введение.

1.Определение основных исполнительских приёмов игры apoyando и tirando .

а) определение используемых в работе музыкальных терминов.

б) постановка цели урока.

2.Цели и задачи урока

3.Приобретение начальных практических навыков работы над независимостью пальцев правой руки на гитаре.

б) работа над качеством звука, изучения приёмов игры apoyando и tirando .

б) различные варианты исполнения, оценка собственных действий.

5.Подведение итогов.

а) повторение и закрепление полученных знаний;

б) поощрение учащегося.

6.Заключение.

Используемые методы:

· Создание ситуации успеха.

Здравствуй Варвара! Сегодня к нам на урок собрались все наши учителя, а значит и урок нас будет не совсем обычный, он будет называться открытым уроком. Как ты думаешь, в чем особенность этого урока?

Ученица отвечает: это урок, на котором могут присутствовать все желающие.

Преподаватель: Верно. Ты когда-нибудь была или может быть видела в интернете какой-нибудь концерт исполнителей на музыкальных инструментах? Ты наверно была удивлена как легко, ловко и быстро играет пальцами рук исполнитель на инструменте. Ты хочешь узнать, как достичь такой легкости исполнения?

Ученица отвечает: Да, я видела, как виртуозно играют инструменталисты и хотелось научиться также играть.

Ученица отвечает: нет

Для игры арпеджио нам необходимо с тобой вспомнить обозначения пальцев правой руки. Как обозначаются пальцы правой руки?

Ученица отвечает: Пальцы правой руки обозначаются латинскими буквами p, i, m, a, е:

  • Большой – (p) pulgar
  • Указательный - (i) index
  • Средний – (m) medio
  • Безымянный – (a) anular
  • Мизинец – (е) ecxtrem о

Преподаватель: А ты знаешь, что такое apoyando , tirando ?

Апояндо (от исп. apoyando , опираясь) — щипок, после которого палец опирается о соседнюю струну. При помощи апояндо исполняются гаммообразные пассажи, а также кантилена , требующая особенно глубокого и полного звука.

Тирандо ( исп. tirando — дёргать), в отличие от апояндо, палец после щипка не опирается на соседнюю, более толстую струну, а свободно проносится над ней, в нотах, если не указан специальный знак апояндо (^), то произведение проигрывается приёмом тирандо.

Итак, арпеджио – это разложенный по звукам аккорд, исполняется на гитаре, в основном на tirando и только для выделения мелодии в нижнем или в верхнем голосе играем на apoyando .

Давай, сейчас определим для себя: чем должен уметь пользоваться гитарист во время игры и на что нужно обращать внимание при работе над техникой арпеджио? Помогай мне и запоминай:

1. Выбор приемов звукоизвлечения ( apoyando , tirando ).

2. Постоянный контроль своего исполнения.

3. Самоконтроль и самооценка собственных игровых действий.

Этим навыкам нужно долго и упорно учиться. Сразу не получится, нужно время, чтобы почувствовать и привыкнуть к этому. Как раз сегодня мы этим и займемся.

Преподаватель: Бери гитару и располагайся удобно и правильно. И так как называется игра без опоры на струну?

Ответ учащегося ( tirando ).

Теперь вспомним, как называется игра с опоры на струну?

Ответ учащейся ( apoyando ).

При игре апояндо звукоизвлечение состоит из 4 этапов:

1. контакт со струной (не с размаха на струну).

2. звукоизвлечение палец падает на соседнею струну.

3. расслабление пальца.

4. возврат пальца на струну.

Сейчас тебе придется вспомнить еще один закон исполнителя – самоконтроль и самооценка собственных действий. После выполнения задания ты уже сама скажешь, что удалось, а что нет в твоем исполнении.

Главное в этом упражнении – следить за качеством звука, чтобы он был глубокий, внятный, красивый.

Ответ учащейся и иллюстрация.


Анализ ребенком собственной игры (удачные и неудачные моменты).

Преподаватель делает анализ исполнения. Указывает на удачные моменты, акцентирует внимание на ошибки.

Преподаватель: Ты многое узнала… о методах работы над развитием техники исполнения арпеджио и независимостью пальцев правой руки. Давай подытожим сегодняшний урок. Что ты узнала сегодня нового и чему научилась?

Ответ учащегося. Я сегодня узнала два основных приёма игры на гитаре апояндо и тирандо. Научился играть этими приёмами. Узнала, что такое арпеджио и научилась применять эти все полученные знания и умения в произведении.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок

по специальности "Народные инструменты"

преподавателя Черкесовой Е.Ю.

с учащимся 2 класса

Цель: Развитие навыка исполнения арпеджио на гитаре в младших классах музыкальной школы.

Образовательные:

Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки.

Обучить способам работы с арпеджированой фактурой.

Развивающие:

Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки.

Способствовать развитию основных игровых движений в арпеджированной фактуре.

Способствовать развитию навыка исполнения сложных аппликатурных вариантов для правой руки на основе доступного нотного материала.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к игре на гитаре.

Воспитывать культуру исполнения.

Воспитывать грамотного музыканта, посредством осмысленного исполнения технического музыкального материала.

Вид урока: комбинированный.

Организационный (подготовка к занятию).

Теоретический (Методы раскрепощения пальцев правой руки. Ассоциация игры на гитаре со стрельбой из лука).

Практический (применение полученных теоретических знаний на практике на основе предложенных упражнений и пьес).

Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение учащегося).

Используемые методы:

Создание ситуации успеха.

Определение основных исполнительских штрихов.

а) определение используемых в работе музыкальных терминов.

б) постановка цели урока.

Приобретение начальных практических навыков работы над независимостью пальцев правой руки на гитаре.

а) упражнение на независимость пальцев правой руки;

б) работа над качеством звука.

а) анализ пьес (выбор вариантов исполнения);

б) различные варианты исполнения, оценка собственных действий.

Подведение итогов.

а) повторение и закрепление полученных знаний;

б) поощрение учащегося.

Организационный

Постановка цели урока.

Преподаватель: Здравствуй, юный музыкант!

Сегодня на урок мы собрались все вместе, а значит и урок должен быть не совсем обычный, правильно?

Ученик отвечает.

Преподаватель: Верно. Но, на концертах ты, наверняка, понимаешь, о чем играет исполнитель! Ты видел на концерте, как легко и ловко работают руки исполнителя. Ты хочешь узнать как достичь такой легкости исполнения?

Преподаватель: Тогда мы должны изучить основные методы работы над исполнительской техникой. Мы не сможем показать всю нашу работу, мы покажем только ее часть.

Мы покажем, какими методами можно развивать технику исполнения арпеджио на начальном этапе обучения.

Создание ситуации неожиданности.

Теоретический.

Получение знаний для выполнения намеченного плана.

Преподаватель: Для работы нам понадобятся различные штрихи. Давай вспомним некоторые из них. Что такое legato ?

Ответ учащегося.

Преподаватель: Что такое staccato ?

Ответ учащегося.

Преподаватель: Что такое apoyando , tirando ?

Ответ учащегося.

Преподаватель: Сегодня мы покажем работу над техникой исполнения арпеджио.

Арпеджио – это разложенный по звукам аккорд, исполняется на гитаре, в основном, tirando .

Давай сейчас определим для себя: чем должен уметь пользоваться гитарист во время игры и на что нужно обращать внимание при работе над техникой арпеджио? Помогай мне и запоминай:

Выбор приемов звукоизвлечения.

Постоянный контроль своего исполнения.

Самоконтроль и самооценка собственных игровых действий.

Этим навыкам нужно долго и упорно учиться. Сразу не получится, нужно время, чтобы почувствовать и привыкнуть к этому. Как раз сегодня мы этим и займемся.

Активизация умственной деятельности (рассуждение, размышление)

Озвучивание проблемы и ее анализ.

Практический.

Формирование навыков игры.

Преподаватель: Располагайся удобно и правильно. И так как называется игра без опоры на струну?

Ответ учащегося ( tirando ) .

Преподаватель: Представим себе, что стреляем из лука! Палец оттягивает тетиву, и спускаем стрелу, способом tirando . Постарайся спускать тетиву параллельно деке гитары, чтобы стрела не ушла в землю или не попала в Себя! Пальцы, которые не играют, стоят на струнах (обозначено крестиками), а ноту извлекает соответствующий палец.

hello_html_24c09eeb.jpg

Сейчас тебе придется вспомнить еще один закон исполнителя – самоконтроль и самооценка собственных действий. После выполнения задания ты уже сам скажешь, что удалось, а что нет в твоем исполнении.

Главное в этом упражнении – следить за качеством звука, чтобы он был глубокий, внятный, красивый.

Если некоторые созвучия не получается сыграть вместе, то можно для начала сыграть их раздельно, но поймать струны после извлечения звука нужно одновременно. Когда натренируешься, попытайся все же сыграть вместе созвучия. Когда будет хорошо получаться, постарайся сыграть двойные ноты и созвучия ровным по громкости звуком, чтобы звучал аккорд или интервал.

Ответ учащегося и иллюстрация.

hello_html_7a002223.jpg

Прелюд играть: legato , staccato (палец сразу вернуть на струну и держать его до следующего извлечения звука), выборочное staccato (один палец – staccato и держать его на струне до следующего извлечения звука, а остальные - legato ), аккордами в разных ритмах или бас-аккорд, legato в подвижном темпе.

Ответ учащегося и иллюстрация.

hello_html_75467ec2.jpg

Ответ учащегося и иллюстрация.

Преподаватель делает анализ исполнения. Указывает на удачные моменты, акцентирует внимание на ошибки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Развитие навыка исполнения арпеджио на гитаре в младших классах ДШИ.

Учить учащегося навыкам и умению работы с арпеджированной фактурой;

Учить слуховому восприятию музыки;

Развить технику правой руки;

Развивать исполнительское мастерство;

Развивать мышление, умение анализировать и сопоставлять;

Воспитывать любовь к игре на гитаре;

Воспитывать интерес к изучаемым музыкальным произведениям, стремление к самосовершенствованию.

Оборудование:

Подставка под ногу

закрепление первичных знаний

определение используемых в работе музыкальных терминов

Работа над инструктивным материалом

упражнения на независимость и подвижность пальцев правой руки

Л. Панайотов Этюд С - dur

Работа над техникой арпеджио на примерах

Повторение пройденного музыкального материала

Организационный момент

Урок проводится с учащимся второго класса специализация гитара Карпекиным Михаилом (10 лет)

Тогда нам нужно изучить основные методы работы над исполнительской техникой. Конечно всю работу на одном уроке показать не возможно, поэтому сегодня мы с тобой покажем только ее часть.

Звукоизвлечение – одна из самых сложных и важных составляющих игры на гитаре. Объективная трудность получения чистого, красивого и богата окрашенного обертонами звука требует особого внимания к работе над ним, особенно на первых этапах обучения.

Назови основные приемы звукоизвлечения? Ученик – апояндо и тирандо. Правильно.

Апояндо (удар) – этот прием заключается в скольжении пальца по струне с опорой или остановкой на последующей струне:

Показ на инструменте

Проигрывание по открытым струнам

Звук получаемы при апояндо глубокий, объёмный, сильный. Применяют когда нужно выделить мелодию.

Тирандо (щипок) – прием заключается в оттягивание струны дугообразно изогнутым пальцем. Если продолжить движение пальцем, то он коснется ладони. Остановки на струне он не имеет.

Показ на инструменте

Проигрывание по открытым струнам

Применяется тирандо при исполнении двойных нот, аккордов, арпеджио, при проведении подголосков в аккомпанементе.

Что такое аккорд? Ученик – это созвучие трех и более звуков взятых одновременно.

Если звуки аккорда сыграть поочередно, то такое исполнение называется арпеджио.

Слово арпеджио произошло от итальянского arpeggio – что в переводе означает играть как на арфе.

Ты знаешь такой инструмент? Ученик – Да, она имеет треугольную форму и много струн.

Беседа про арфу

Показ видео материала

Арпеджио в гитарной технике имеет очень большое распространение и по - этому может считаться одним из ведущих приемов игры. Комбинации пальцев арпеджио очень разнообразны. Работу над арпеджио следует начинать с более простых фигураций в медленном темпе.

Работа над инструктивным материалом.

Работа на уроке:

Следили за качеством звука;

Правильной работы пальцев правой руки;

Отрабатывали подвижность и независимость пальцев правой руки в различной последовательности.

Л. Понайотов Этюд С - dur

Беседа: Этюд написан в тональности С – dur, размер 3\4 мелодия с аккомпанементом.

Какой технический прием обрабатывался? Ученик – трезвучное нисходящее арпеджио. Назови аппликатуру правой руки? Ученик – a m i.

Проверка д\з – проверка знания текста, аппликатуры.

Работа на уроке: старались достигнуть максимальной четкости, частоты и ровности звучания, выделяя при этом верхний мелодический звук способом апояндо безымянным пальцем правой руки, а аккомпанирующие звуки способом тирандо. Контролировали порядок движения пальцев правой руки.

Д/з – следить за правильным звукоизвлечением и выполнением аппликатуры.

Работа над техникой арпеджио в пьесах.

Беседа. Пьеса написана в вариационной форме (тема и вариация). Тональность a – moll, в вариации гармонический вид.

Сегодня мы покажем работу над вариацией т.к. ведущую роль в ее исполнении выполняет правая рука. Она изложена четырехзвучным арпеджиом в аппликатуре p i m i , мелодическую линию ведет большой палец.

Проверка д/з – исполнение точного текста, верной аппликатурой.

Работа на уроке: слушали, анализировали, работали над звуком, отрабатывали точное попадание третьего пальца на ноту соль диез малой октавы.

Д/з – играть медленно, ровно, слушать бас.

Исполнение произведения преподавателем;

Рассказ о композиторе, знакомство с его творчеством;

Д/з – самостоятельный разбор текста.

Повторение пройденного музыкального материала.

Б.Ковач Этюд С – dur

Анализ музыкально – практической деятельности учащегося на уроке

Выставление мотивированной оценки

Самоанализ урока

Арпеджио самый естественный прием игры на гитаре. Исполнение гармонических фигураций способствует развитию технике пальцев правой руки. Прочная основа техники игры закладывается в подготовительных упражнениях, этюдах. Рассчитанных на выработку устойчивых правильных навыков, естественных движений пальцев правой руки. Развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей ученика. Учащиеся со средними исполнительскими данными могут достичь высокого технического мастерства при условии правильно организовано систематической работы.

Учащийся Карпекин Михаил имеет средние музыкальные данные, работоспособен, занимается добросовестно. Состояние аппарата удовлетворительное.

Цель урока: развитие навыка исполнения технического приема арпеджио на гитаре в младших классах ДШИ.

Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки;

Обучение способом работы с арпеджированной фактурой;

Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки;

Способствовать развитию основных игровых движений в арпеджированной фактуре;

Способствовать развитию навыка исполнения сложных аппликатурных вариантов для пальцев правой руки на основе доступного нотного материала

Воспитывать любовь к игре на гитаре;

Воспитывать культуру исполнения;

Воспитывать грамотного музыканта посредствам осмысленного исполнения технического музыкального материала.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: на уроке использовались совестный, наглядный, объяснительно – иллюстративно, накопление знаний, самоконтроль, частично – поисковые методы, видео материал, создание ситуацию успеха.

Этапы урока соблюдения.

Время отведенное на все этапы урока распределено рационально. Подводя итог, можно сказать, что поставленные задачи удалось решить, а так же сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения и самочувствия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Развитие навыка исполнения арпеджио на гитаре в младших классах музыкальной школы.

Задачи:

  • Образовательные:
    1. Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки.
    2. Обучить способам работы с арпеджированой фактурой.
  • Развивающие:
  1. Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки.
  2. Способствовать развитию основных игровых движений в арпеджированной фактуре.
  3. Способствовать развитию навыка исполнения сложных аппликатурных вариантов для правой руки на основе доступного нотного материала.
  • Воспитательные:
  1. Воспитывать любовь к игре на гитаре.
  2. Воспитывать культуру исполнения.
  3. Воспитывать грамотного музыканта, посредством осмысленного исполнения технического музыкального материала.

Вид урока: комбинированный.

Этапы урока:

  1. Организационный (подготовка к занятию).
  2. Теоретический (Методы раскрепощения пальцев правой руки. Ассоциация игры на гитаре со стрельбой из лука).
  3. Практический (применение полученных теоретических знаний на практике на основе предложенных упражнений и пьес).
  4. Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение учащегося).

Используемые методы:

    • Импровизационно-вариантный;
    • Информационно-рецептивный;
    • Проблемный;
    • Частично поисковый;
    • Репродуктивный;
    • Наблюдение;
    • Накопление знаний;
    • Самоконтроль;
    • Стимулирование;
    • Создание ситуации успеха.

    Цель: Развитие навыка исполнения арпеджио на гитаре в младших классах музыкальной школы.

    Задачи:

    1. Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки.
    2. Обучить способам работы с арпеджированой фактурой.

    Вид урока: комбинированный.

    Этапы урока:

    Используемые методы:

    • Импровизационно-вариантный;
    • Информационно-рецептивный;
    • Проблемный;
    • Частично поисковый;
    • Репродуктивный;
    • Наблюдение;
    • Накопление знаний;
    • Самоконтроль;
    • Стимулирование;
    • Создание ситуации успеха.

    Внутришкольный открытый урок

    по специальности "Народные инструменты"

    преподавателя Черкесовой Е.Ю.

    с учащимся 2 класса

    Цель: Развитие навыка исполнения арпеджио на гитаре в младших классах музыкальной школы.

    Образовательные:

    Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки.

    Обучить способам работы с арпеджированой фактурой.

    Развивающие:

    Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки.

    Способствовать развитию основных игровых движений в арпеджированной фактуре.

    Способствовать развитию навыка исполнения сложных аппликатурных вариантов для правой руки на основе доступного нотного материала.

    Воспитательные:

    Воспитывать любовь к игре на гитаре.

    Воспитывать культуру исполнения.

    Воспитывать грамотного музыканта, посредством осмысленного исполнения технического музыкального материала.

    Вид урока: комбинированный.

    Организационный (подготовка к занятию).

    Теоретический (Методы раскрепощения пальцев правой руки. Ассоциация игры на гитаре со стрельбой из лука).

    Практический (применение полученных теоретических знаний на практике на основе предложенных упражнений и пьес).

    Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение учащегося).

    Читайте также: