Конспект урока по географии 5 класс рельеф земли горы полярная звезда

Обновлено: 05.07.2024

Горы – обширные, высоко поднятые над равнинами участки суши или дна. Океана с большими перепадами высот. Горы суши имеют абсолютную высоту более 500м.

Равнины – обширные пологие участки земной поверхности с колебаниями относительных высот на них не более 200м.

Выветривание – процесс разрушения и изменения горных пород суши под воздействием внешних факторов (температуры, влажности, химических преобразований, жизнедеятельности организмов)

Впадины – более или менее замкнутое понижение земной поверхности относительно окружающей местности в пределах суши, дна океанов и морей

Низменность – участок суши значительной протяженности, расположенный не выше 200 м над уровнем моря, обычно с равнинной, иногда холмистой поверхностью

Возвышенность – высокая гористая или холмистая местность

Плоскогорье - обширный участок горного рельефа с абсолютной высотой до 1000 м и более с преобладанием плоских или слабоволнистых водораздельных поверхностей.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как часто в повседневной жизни вы используете слово рельеф?

Мы можем использовать это слово для характеристики поверхности ткани, для характеристики архитектур и строений, а также это слово можно встретить в словосочетании рельефные мышцы. Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, что такое рельеф поверхности Земли.

На уроке мы узнали, как образуются горы и равнины.

Основные рельефы суши – горы и равнины, а рельеф дна океана – подводные хребты и котловины. Горы представляют собой обширные, высоко поднятые над равнинами участки суши или дна океана с большими перепадами высот. Горы суши имеют абсолютную высоту более 500 метров. Равнины – обширные пологие участки земной поверхности с колебаниями относительных высот на них не более 200 метров. Горы образуются на поднимающихся подвижных участках земной коры, а равнины – на устойчивых. В образовании гор наиболее активны внутренние силы, а в образовании равнин - внешние.

Равнины различаются по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Горы различаются абсолютной высотой и размерами занимаемой площади

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Рельеф Земли. Горы

выяснить, как различаются горы по высоте, размерам;

сформировать представление об условиях жизни и хозяйственной деятельности людей в горах;

дать представление о формах рельефа и стихийных явлениях в горах и на равнинах.

Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, атлас, учебник.

Когнитивный компонент урока: горные хребты, межгорные долины, горная страна, сели, снежные лавины; овраги, барханы, дюны.

Деятельностный компонент урока: показывать горы по карте; описывать горы по плану; определять по кар там количественные и качественные характеристики круп нейших гор Земли; сравнивать по плану горные системы мира; наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира; описывать рельеф своей местности.

Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть особенности жизни людей в горах; формировать образы гор.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

Что такое рельеф?

Каковы основные формы рельефа?

Что такое равнина? Каковы особенности равнин?

Почему равнины густо заселены?

Самостоятельная работа - заполнить таблицу: дать сравнительное описание Западно-Сибирской равнины и Амазонской низменности.

Средняя высота , м

Какие реки протекают, какие крупные города находятся

Выводы :

впадины А) 0—200 м

низменности Б) ниже 0 м

возвышенности В) выше 500 м

плоскогорье Г) 200—500 м

Выберите верные утверждения:

Равнины на картах изображают различными от тенками зелёного цвета.

По характеру поверхности равнины разделяют на: плоские и холмистые.

Крупнейшие по площади равнины мира — Восточно-Европейская, Западно-Сибирская.

Изучение нового материала

Учащиеся выясняют, как обозначают горы на картах.

Одним из существенных признаков гор яв ляется различие их по высоте. Учащиеся анализируют рис. 57 учебника и заполняют схему:

Для того, чтобы научиться определять по картам высоту гор, их про тяжённость, в каком направлении они вытянуты, учащиеся выполняют практические задания:

Найдите на карте самые высокие горы планеты и их наивысшую точку.

Определите по карте направление и протяжённость Уральских гор, Анд, Гималаев.

Как горы наносят на контурную карту.

определить, на каком материке находятся горы, и в каком направлении они протянулись;

нанести линией коричневого цвета направление хребтов;

подписать название гор по всей длине коричневой линии;

отметить наивысшую точку (подписать её параллельно параллели).

Рассматривая вопрос о том, как живут люди в горах, учитель отмечает, что многие древнейшие цивилизации возникли и развивались в горах. В настоящее время почти 80% человечества живёт на высоте до 500 м над уровнем моря. Учитель спрашивает учащихся, кто из них бывал в горах. Какое впечатление они произвели на них? Где бы они хотели побывать?

Затем учащиеся выясняют, как происходит разрушение горных пород под воздействием ветра и воды. Следует обратить их внимание, что под воздействием выветривания нередко происходят такие стихийные явления, как обвалы, сели, камнепады. Скапливаясь у подножия гор, продукты их разрушения изменяют рельеф. С помощью выборочного чтения текста учебника (с. 86—87) учащиеся выясняют, какие формы рельефа возникают в горах и на равнинах под воздействием ветра, какие — под воздействием воды (рис. 58 учебника).

План описания Уральских гор

1. Название гор. На каком материке, в какой его части и в какой стране они нахо дятся

Уральские. Располагаются на материке Евразия, служат границей между Европой и Азией

2. В каком направлении и на сколько километров протянулись горы, как они расположены относительно других географических объ ектов (равнин, рек, морей)

Протянулись с севера на юг бо лее чем на 2000 км; граничат с Восточно-Европейской равни ной на западе, с Западно-Сибирской — на востоке

3. Средняя абсолютная высота гор, наивысшая точка, её высота и координаты

Средняя высота 500—1000 м. Наивысшая точка — гора Нáродная (1898 м); координаты: 65 0 с.ш.; 60 0 в.д.

4. В каком направлении (по направлению течения рек) происходит понижение рельефа

России, атласы, приложение к уч ебник у DVD, картины, у чебник.

. Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется

а) когниктивный компонент урока включает понятия - горная страна, горные хребты,

б) деятельностный компонент урока - уметь по карте показывать горы, определять по

карте определять количественные и качес тв енные характери стики крупнейших гор Земли.

. Главная проблема урока : Какие силы Земли могли создать горных исполинов? А какие

. Этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой в ремени

Введение в тему урока, объявление целей у рок а, формы урока.

1) ответ на вопрос - формируются личностные, когниктивные УУД

эвристических задач, формирование личностных, креативн ых,

3) решение проблемных задач , формирование когниктивных, личностно - познавательных

4) представление индивидуального опережающего задания, формирование личностн ых

Рефлексия деятельности учащихся , формирование оргдеятельностных УУД

Контроль и оценка результатов урока, формирование оргдеятельностных УУД

Задания на дом , формирование личностных, когниктивных УУД

1 )вы знаете, какие формы рельефа относятся к равнинам. А теперь предположите, какие

участки земной поверхности бу д ут называться горами?

2 )учитель: Все живое на Земле имеет строение. Горы тоже ус тро ены непросто!

Посмотрите предложенные слайды запишите в тетрадь или нарису йте ри су нок

(входят такие понятия как вершина , перевал, горный хребет, горная долина, горное плато)

3 ) учитель: прочитайте текст «Заспорили между собой Уральски е , Скандинавские горы и

«Нет, - отвечают горы Альпы, - мы выше всех. Мы носим снежные шапки, склоны наши

Используя рис 57 учебника стр. 85 и карты атлас а составьте схем у или таблицу или

примеры гор , самую высокую точку их , подпишите названия (если есть) самых высоких

4 ) найдите на карте показываемые на слайдах горы, определите к какому виду по высоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

навык работы с физической картой мира, текстом учебника.

Тип урока: изучения нового материала и первичное закрепление способов учебной деятельности.

Оборудование/ресурсное обеспечение урока: доска, физическая карта мира, атлас, учебник, карточки с заданиями.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (инициация)

Создание благоприятного климата на уроке

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

2. Актуализация знаний учащихся

Определить усвоение ранее изученного материала

1.Рельеф — это совокупность форм твердой поверхности Земли.

2.Амазонская низменность находится на материке Северная Америка.

3.Низменности на физической карте обозначаются желтым цветом.

4.Равнины — обширные пологие участки земной поверхности с колебаниями относительных высот более 500 м.

5.Крупнейшими формами рельефа являются выступы материков и впадины океанов.

6.Рельеф образуется только под воздействием внутренних сил Земли;

7.Равнины расположены на устойчивых участках земной коры.

8.Крупнейшая равнина мира — Валдайская возвышенность.

9.Индо-Гангская низменность сложена магматическими породами.

Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные:

Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

развитие логического мышления, знание основных моральных норм

3. Определение темы.

Постановка учебных целей и задач

Подвести учащихся к определению темы урока.

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Не видать у них корней,

Вершина выше тополей,

Все вверх и вверх они идут,

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Регулятивные:

развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами.

развитие логического мышления, знание основных моральных норм.

4. Освоение нового материала

Обеспечение усвоения новых знаний и способов знаний

1. - Прочтите в учебнике стр. 84 определение что такое горы.

3. Прочтите информацию о том как живут люди в горах Выделите ключевые моменты.

4. Пользуясь физической картой полушарий в атласе (или в учебнике стр. 176-177) давайте найдем горы упомянутые в § 25 и покажем их на карте.

Учащиеся работают с текстом § 25 и физической картой полушарий в учебнике стр. 176-177 или в атласе.

Познавательные:

составление выводов на основе прочитанного текста;

выделение существенной информации;

умение работать с картами.

Регулятивные:

развитие умения оценивать правильность выполнения задания

5. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

-Какие карты следует использовать при описании гор?

Учащиеся выполняют практическую работу.

Коммуникативные:

ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать.

Регулятивные:

умение исследовать условия учебной задачи, обсуждать предметные способы решения.

6. Первичное закрепление

Проверка усвоения новых знани

Давайте проведём небольшое тестирование, которое поможет выяснить как вы усвоили новый матерниал.

Учащиеся выполняют тест , потом меняются карточками с соседом и по ключу осуществляют взаимопроверку с выставлением оценки.

Познавательные:

умение выделять существенные признаки.

Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; закрепление умений поиска и систематизация информации.

Организация деятельности учащихся по самооценке

Ребята, я благодарю вас за хорошую работу на уроке и прошу на смайликах, которые лежат у вас на партах, дорисовать рот: весёлый- если всё поняли, вам понравился урок, и грустный, если у вас были затруднения.

Дорисовывают смайлики и прикрепляют их на доску.

Познавательные:

Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Ребята, давайте по цепочке, как мы это делаем на каждом уроке, продолжим предложение:

-Чему я научился.

По цепочке продолжают предложения.

Познавательные:

Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока.

8.Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задает и комментирует домашнее задание.

1. § 25 прочитать

2. Выполнить задание № 21 в рабочей тетради.

Работа с дневниками

формирование навыков самоорганизации.

География. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций /[ А.И.Алексеев, В.В.Николина,Е.К.Липкина и др.]. - 4-е изд. -М.:Просвещение,2016.

География. Мой тренажер. 5-6 классы : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / В.В.Николина. - 6-е изд.- М.:Просвещение,2017

Георафия .Поурочные разработки.5-6 класс:пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В.Николина - М.:Просвещение, 2012.

География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ А.В.Матвеев. - М.:Просвещение,2014.

Рабочий лист ученика 5 класса _____________________________________

Читайте также: