Конспект урока площадь прямоугольника 2 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель: формирование у учащихся умения пользоваться формулой при нахождении площади прямоугольника.

Задачи:

  • Повторить с учащимися таблицу умножения на 2.
  • Познакомить учащихся с формулой нахождения площади прямоугольника, ввести в речевую практику термин “формула”.
  • Развивать у учащихся память, внимание, мышление, правильную математическую речь.
  • Воспитывать у учащихся аккуратность, умение слушать.

Планируемые результаты: учащиеся знают формулу нахождения площади прямоугольника, грамотно пользуются термином формула.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока:урок – беседа.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Формы организации: фронтальная.


Полный текст материала Конспект урока математики на тему: "Площадь прямоугольника"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока по математике.

Учитель Чиркова Е.В.

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода).

формировать способность учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади прямоугольника.

Выявить переместительное свойство умножения, формировать умение использовать его свойство для рационализации вычислений.

Тренировать вычислительный навык.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в парах.

Познавательные УУД:

- уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные УУД:

- уметь вычислять площадь прямоугольника и квадрата как частный случай.

Организация пространства:

Фронтальная работа, индивидуальная работа, создание проблемной ситуации, работа в парах.

Мыслительные операции : анализ, синтез, аналогия, сравнение.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Мы изучили немало тем по математике. Математика – это точная наука, которая любит краткость в формулировке и записях. Поэтому мы на уроках очень часто пользуемся символами и сокращениями.

Учитель открывает на доске карточки со знаками:

- Прочитайте и расшифруйте символы и сокращения, которые вы видите на доске. (Площадь, периметр, плюс, равно, минус, умножить, квадратные сантиметры, квадратные дециметры.)

Пользуясь этими символами, назовите 2 последние изученные темы. (Площадь фигур, умножение.)

На сегодняшнем уроке мы продолжим работать и с площадью, и с умножением.

Учитель открывает пословицу :

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Как вы думаете, придется ли вам скучать на уроке? (…)

Урок посвящен открытию новых знаний, как вы будете работать? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, постараться самим открыть новые знания.)

Придется ли вам скучать? (Нет.)

С чего начнем урок? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель раздает учащимся карточки с заданием 1:

Как можно посчитать все количество клеток и точек? (Группируя.)

Как будете группировать точки? (По 4 точки в группу.)

Как будете группировать клеточки? (В прямоугольники по 15 штук.)

Посчитайте точки, клетки.

Учащиеся самостоятельно выполняют на карточках.

Сколько получилось точек? (20.)

Сколько получилось клеток? (30.)

Что особенного в выражениях, которые вы составили? (Во всех выражениях одинаковые слагаемые.)

О чем это говорит? (Можно записать с помощью действия умножения.)

Запишите выражения к каждому рисунку.

Один из учащихся работает у доски.

Какие выражения вы записали? (4 · 5, 15 · 2.)

Почему в выражениях вы именно так расставили числа? (Первый множитель показывает, чему равно слагаемое, второй множитель показывает, сколько раз слагаемое повторяется.)

Учитель открывает на доске эталон.

Учитель раздает учащимся карточки с прямоугольником, который с одной из сторон расчерчен на квадратные сантиметры.

Какая фигура перед вами? (Прямоугольник.)

Как называется большая сторона? (Длина.)

Как называется меньшая сторона? (Ширина.)

Докажите, что длина и ширина прямоугольника – это величины. (Можно измерить и результат выразить числом.)

Какую еще величину можно найти у прямоугольника? (Периметр.)

Как? (Найти сумму длин всех сторон.)

А площадь является величиной? Докажите. (Да, т.к. мы выбираем мерку, узнаём, сколько раз она укладывается в фигуре, и результат выражаем числом.)

Какие общепринятые единицы измерения площади вы знаете? (Сантиметр квадратный, дециметр квадратный, …)

Что такое квадратный сантиметр? (Это площадь квадрата со стороной 1 см.)

Я предлагаю измерить площадь данного прямоугольника. Переверните его другой стороной. Что вы видите? (Он расчерчен на квадратные сантиметры.)

Как вы будете вычислять площадь? (Путем пересчета мерок.)

Выполните это задание.

Учащиеся самостоятельно вычисляют площадь.

Чему равна площадь данного прямоугольника? (10 см².)

3) Задание для пробного действия.

Что вы повторили и узнали? (Мы повторили, что такое умножение, счет укрупненными единицами счета, вычисление площади путем пересчета мерок.)

Учитель раздает каждому учащемуся карточки с заданием для пробного действия– прямоугольники размером 3 см × 4 см.

Нужно узнать площадь данного прямоугольника.

Что нового в этом задании? (Мы пока не знаем.)

Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Вычислению площади прямоугольника.)

Попробуйте выполнить это задание.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание на карточках. Учитель ограничивает учащихся во времени.

Итак, посмотрим, что у вас получилось. Кто не смог вычислить площадь данного прямоугольника?

Учащиеся поднимают руки. Вероятнее всего, учащиеся будут пытаться расчертить прямоугольник на квадратные сантиметры. Разумеется, они этого сделать не успеют.

Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли вычислить площадь данного прямоугольника.)

Кто смог вычислить? Как вам это удалось?

Не следует исключать тот вариант, когда учащиеся могут воспользоваться правилом вычисления площади путем умножения ширины на длину. Однако в данном случае учащиеся не смогут обосновать, на каком основании допустимо это действие.

Обоснуйте свое мнение. Назовите правило (почему правило такое).

Учащиеся в замешательстве, так как нет соответствующего правила или учащиеся не могут объяснить, почему это правило именно такое.

Что вы не можете сделать? (Мы не можем назвать правила, по которому нашили площадь прямоугольника.)

Что нужно сделать? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались расчертить прямоугольник на квадратные сантиметры, а затем подсчитать количество квадратов.)

В чем затруднение? (Не хватило времени.)

Почему же возникло затруднение? (Данный способ не удобен, а другого способа у нас нет.)

Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать новый, удобный способ вычисления площади прямоугольника.)

Что вам может помочь. Что вы повторяли в начале урока? (Счет укрупненными единицами счета, запись суммы одинаковых слагаемых в виде произведения, умение находить площадь прямоугольника с помощью мерок.)

Как это вам поможет? (Мы расчертим прямоугольник на квадратные сантиметры, попробуем мерки сгруппировать, затем записать в виде суммы одинаковых слагаемых и, соответственно, произведения, сделаем вывод.)

5. Реализация построенного проекта.

Далее я предлагаю поработать вам в парах. Скажите, как должна работать пара, чтобы не мешать другим? (Нужно разговаривать в полголоса, не спорить и не кричать; в случае необходимости можно и нужно обратиться к учителю.)

Попробуйте выполнить план в группах.

В случае затруднения организуется подводящий диалог:

Что вы сделаете в начале? (Расчертим данный прямоугольник на квадратные сантиметры.)

Выполните этот шаг.

Один из учащихся выполняет шаг у доски, остальные учащиеся работают на карточках.

Что дальше? (Попробуем сгруппировать мерки.)

Как можно это сделать? (По 6 квадратов, по 3, по 4, по 2.)

Как удобнее сгруппировать? (По 3 или по 4.)

Почему? (3 квадрата умещается по ширине, а по 4 умещается по длине.)

Значит, как вы можем группировать? (По столбикам и по строчкам.)

Сгруппируйте и запишите выражения. Сколько получится выражений? (Два.)

Двое учащихся записывают выражения на доску, остальные учащиеся на карточки:

Что вы видите? (Во всех выражениях – сумма одинаковых слагаемых.)

Можете ли выполнить третий шаг плана? (Да.)

Замените данные суммы произведениями.

Двое учащихся записывают выражения на доску, остальные учащиеся на карточки:

3 + 3 + 3 + 3 = 3 · 4

Чему равна площадь прямоугольника? (12 см².)

Учащиеся дописывают значения выражений.

Посмотрите на произведения, как же можно вычислить площадь? (Чтобы вычислить площадь можно ширину умножить на длину.)

Если учащиеся работали в группах, учитель организует защиту результата. При защите проекта учащиеся показывают составленные выражения. Вариант защиты:

Мы расчертили прямоугольник на квадратные сантиметры. Затем, мы поняли, что удобнее сгруппировать по ширине или длине. Мы составили выражения из одинаковых слагаемых, затем записали с помощью действия умножения. Мы сделали вывод, чтобы узнать площадь прямоугольника, можно длину умножить на ширину.

Далее работа организуется по составлению формулы:

Как это правило вы можете записать? (С помощью слов, с помощью букв латинского алфавита.)

Что будет удобнее? (Записать с помощью букв латинского алфавита.)

Как будет выглядеть запись? (Площадь запишем с помощью буквы S, длину и ширину буквами a и b.)

Учитель вывешивает на доску эталон.

Откройте учебник на странице 73. Прочитайте правило.

Один из учащихся читает правило вслух.

Сделайте вывод. (Мы все «открыли правильно.)

Как назвать эту запись?

Учащиеся предлагают свои варианты.

В математике такие записи называются формулами. Для чего нужны формулы? (Для удобства записи правила, удобно применять, …)

Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

Как можно вычислить площадь прямоугольника? (Нужно ширину умножить на длину или длину на ширину.)

Имеет ли значение, что на что умножать? (Нет.)

Каким свойством обладает действие умножение? (Переместительным.)

Что это за свойство? (От перестановки множителей значение произведения не меняется.)

Как это свойство можно записать?

Один из учащихся записывает свойство на доске:

a · b = b · a

Все согласны? (Да.)

Как это проверить? (Мы посмотрим в учебнике.)

Откройте учебники на странице 76. Прочитайте правило.

Один из учащихся читает правило слух.

Сделайте вывод. (Мы все «открыли правильно.)

Учитель вывешивает на доску эталон.

Подумайте, как пригодиться переместительное свойство умножения при вычислении площади прямоугольника? (Можно быстрее вычислить площадь прямоугольника.)

Что теперь вы можете делать? (Быстро вычислять площадь прямоугольников, применять переместительное свойство умножения при вычислениях.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) Фронтальная работа.

Найдите 4 на странице 74.

Учитель выносит схему на доску.

Сколько прямоугольников вы видите? (Три.)

Один из учащихся показывает все прямоугольники на доске.

Найдите площадь каждого из них.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментированием:

Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно ширину умножить на длину. Поэтому записываю выражение 7 · 3. Умножение, это сумма одинаковых слагаемых, поэтому заменяю произведение суммой и ищу, чему равна площадь.

Оставшаяся часть задания комментируется аналогично.

2) Работа в парах.

Найдите 2 на странице 73.

Выполните это задание в парах.

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу.

Проверьте свои результаты.

Кто из вас ошибся?

7 . Самоконтроль с самопроверкой по эталону .

Выполните в 3 ( а ) самостоятельно.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в рабочих тетрадях. Проверка организуется по образцу. Учитель помещает образец рядом с эталоном.

Кто из вас ошибся?

Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)

Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Какое свойство умножения помогает быстрее вычислять площадь прямоугольника? (Переместительное свойство.)

В конце урока я предлагаю потренироваться в использовании этого свойства.

Прочитайте первую задачу.

Один из учащихся составляет выражение на доске 3 · 25.

Как найти значение этого выражения? (Нужно заменить произведение суммой.)

Удобно ли это сделать? (Нет, нужно поменять множители местами.)

Примените данное свойство и найдите значение выражения.

Один из учащихся записывает решение задачи на доске:

3 · 25 = 25 · 3 = 25 + 25 + 25 = 75

Далее задание комментируется аналогичным образом.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Открыть новый способ вычисления площади прямоугольника.)

Вам удалось достичь цели? (Да.)

Кому из вас было скучно на уроке? Почему?

Кто смог открыть правило сам? Докажите.

Кто не смог? Почему?

Далее учитель комментирует домашнее задание:

Домашнее задание:

 № 3 (б), стр . 74, 4. стр . 76;

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 087 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.12.2015 4367
  • DOCX 36.3 кбайт
  • 58 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чиркова Елена Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оценить 1485 0

ФИО автора: Малинкина Лариса Геннадьевна

Должность: Учитель начальных классов

Тема урока: Площадь прямоугольника

Цель урока: Создание условий для открытия учащимися формулы вычисления площади прямоугольника.

Задачи урока: 1. Организовать работу учащихся по нахождению правила вычисления площади прямоугольника;

Способствовать развитию логического мышления (анализа, синтеза, классификации), долговременной памяти, умения ставить и принимать учебную задачу, умение работать по алгоритму.;

Продолжить работу по развитию навыков учебного сотрудничества , монологической и диалогической речи;

Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи;

Воспитывать уверенность в своих силах.

Педагогические технологии:

Личностно – ориентированного обучения;

Педагогика учебного сотрудничества;

ИКТ - технологии (презентация);

Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация к уроку, учебник по математике В. Н. Рудницкой 2 класс,часть 2, тетради.

Формируемые УУД:

Личностные: смыслообразование, понимание значения математических знаний в собственной жизни и деятельности людей, осознание личностного смысла изучения математики; укрепление интереса к изучению математики, развитие внутренней активности учащихся.

Коммуникативные:развитие навыков учебного сотрудничества, умение работать в паре, в группе, умение оформлять свои мысли у устной форме.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование деятельности, понимать, принимать и сохранять учебную задачу,прогностическую самооценку, действие самоконтроля и взаимоконтроля на основе самопроверки и взаимопрверки, развитие рефлексивных навыков.

Самоопределение. Эмоциональный настрой

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами:

С малой удачи начинается большой успех!

Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке каждому из вас улыбнулась удача. Пусть урок принесёт вам новые открытия и радость общения, а верными помощниками будут внимание, находчивость и смекалка. С хорошим настроением приступили к работе.

Объяснение понимания фразы.

Устный счёт

6,14, 42, 4, 21, 37, 7, 9, 8, 56, 49.

По какому признаку можно распределить числа на две группы?

Каждое однозначное число увеличьте в 3раза, 6 раз, 8 раз.

Среди двузначных чисел найдите лишнее. Аргументируйте свой ответ.

Какое задание можно предложить?

С какой целью мы выполняли эти задания?

Однозначные и двузначные числа.

14, 42, 21, 37, 35, 56, 49.

37, так как не является результатом табличного умножения.

Разделить каждое число на 7.

Повторить таблицу умножения и деления.

Познавательные УУД: логическое мышление (классификация, анализ)

Актуализация знаний

8 дм², 24 м, 45 см² 50 дм, 30 см, 6 м²

На какие две группы можно разделить данные именованные числа?

Назовите результаты измерения площади в порядке увеличения?

Предположите, о какой величине пойдёт речь на уроке?

Как вам предстоит поработать?

С какой целью мы выполняли эти задания?

2). Посмотрите на слайд. Какое задание я хочу вам предложить?

Продолжи логическую цепочку, аргументируйте ответ.

Какую фигуру будем исследовать?

Однозначные и двузначные числа;

Круглые и некруглые числа;

Единицы длины и единицы площади

- Что такое площадь? (Величина, показывающая, сколько места на плоскости занимает фигура);

- Какой буквой латинского алфавита обозначается площадь? ( S );

- Что такое см²? ( площадь квадрата со стороной 1 см);

-Что такое дм²?

- С помощью чего мы можем узнать площадь фигуры? ( С помощью палетки)

Повторили знания о площади.

Продолжить логическую цепочку.

Выбирают прямоугольник, аргументируют выбор.

Познавательные УУД:логическое мышление (классификация)

Регулятивные УУД: прогнозирование

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, планирование речевого высказывания, аргументация;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: развитие монологической речи

Формулирование темы урока

Сформулируйте тему урока

Создание проблемной ситуации

На партах лежат рабочие листы. С помощью палетки узнайте площадь прямоугольника.

Предлагаю решить задачу (задание, сходное с предыдущим):

Для застекления форточки необходимо вырезать стекло прямоугольной формы длина которого 4 дм, ширина – 3дм. Чему равна площадь данного стекла прямоугольной формы?

Смогли выполнить задание? Чем это задание отличается от предыдущего?

Какой вопрос у вас возникает?

Сформулируйте цель урока.

Зачем нам нужно знать, как находится, и уметь находить площадь прямоугольника

Вычисляют площадь прямоугольника, 15 см²

Задача вызывает затруднение.

Нет, т.к. воспользоваться палеткой нельзя- большие размеры, а находить площадь прямоугольника без неё мы не умеют.

Как ещё можно вычислить площадь прямоугольника?

Цель- открыть новый способ вычисления площади прямоугольника.

Интересно; уметь определять площадь разными способами; пригодится при изучении геометрии; нужно в жизни.

Личностные УУД: смыслообразование

(В результате создается проблемная ситуация, мотивирующая к нахождению способа решения задачи подобного вида).

Познавательные УУД: постановка и принятие учебной задачи.

Открытие нового знания

Как вам предстоит поработать? (слайд)

Внимательно послушайте установку: выполните задание на рабочих листах, чётко следуя алгоритму. Результат работы в группах – открытие правила нахождения площади прямоугольника и составление формулы, с помощью которой можно найти площадь прямоугольника. Один человек от группы будет представлять работу классу.

Алгоритм исследования

1.С помощью палетки вычислите площадь прямоугольника.

2. С помощью линейки произведите исследование и объясните, что обозначает каждое число.

3. Сделайте вывод: как найти площадь прямоугольника.

4. Составьте формулу вычисления площади прямоугольника, для этого обозначьте площадь, длину и ширину латинскими буквами.

Коммуникативные : учебное сотрудничество, навыки групповой работы

развитие умения работать по алгоритму

Проверка групповой работы

Группы готовы. Проверяем работу.

Все согласны, есть ли другие мнения? Выразите своё отношение с помощью сигнального круга.

Сравните открытое нами знания с выводом в учебнике на странице 140.

Представитель от одной группы предъявляет результаты работы.

Коммуникативные: развитие монологической речи; умения слушать

Физкультминутка

Первичное закрепление

Работа по учебнику, стр. 149, №472.

Прочитали задание. Что нужно сделать? Предлагаю выполнить решение с комментированием, обратите внимание на правильное оформление

Какими ещё могут быть длины сторон прямоугольника с такой же площадью?

Как называется синяя фигура?

Сделайте предположение, можно ли, пользуясь данной формулой, найти площадь квадрата? Ответ аргументируйте.

Предположите, изменится ли формула вычисления площади квадрата?

Задачи на нахождение площади квадрата выполняются с комментированием. Каждый ответ сопровождается четкой формулировкой вывода нахождения площади прямоугольника.

а ) а= 5 см S = а · в

S - ? см² S = 10 см²

а = 10см, в = 1 см.

Так как квадрат – это прямоугольник, то для вычисления площади квадрата можно пользоваться правилом вычисления площади прямоугольника.

Так как у квадрата длина равна ширине, то для нахождения его площади достаточно перемножить две длины

Коммуникативные: развитие монологической речи

Познаватеьные УУД: комбинаторное мышление

Включение новых знаний в систему (Дидактический материал, стр. 80, №7)

На прямоугольной клумбе со сторонами 2 м и 4 м посадили тюльпаны, а на квадратной клумбе со стороной 3 м посадили нарциссы. Какие цветы посадили на клумбе с большей площадью?

Дифференциация по степени самостоятельности учащихся

1. Знакомство с заданием, выделение известных и искомых данных, рекомендации по правильному оформлению

- Учащиеся, которые уверены, что смогут решить задачу самостоятельно, могут приступить к выполнению задания.

2. Остальным предлагаю составить план выполнения этого задания.

3.Оформление решения задачи, формулировка ответа.

Для тех, кто не знает, как правильно оформить решение задачи, выполняется запись на доске.

Дополнительное задание ( по объему и уровню творчества):

Измените вопрос задачи, чтобы она решалась большим количеством действий.

Проверка производится фронтально.

1. Узнаю площадь прямоугольной клумбы с тюльпанами, для этого длину умножу на ширину;

2. Узнаю площадь квадратной клумбы с нарциссами, для этого длину одной стороны умножу на длину другой стороны;

3. Сравню площади. Выберу клумбу с большей площадью.

На сколько площадь клумбы с тюльпанами меньше площади клумбы с нарциссами?

Чему равна площадь клумб, засаженных цветами?

Регулятивные УУД: развитие прогностической самооценки, планирование деятельности

Минитест по изученному материалу (на рабочих листах)

1.Площадь прямоугольника определяется по формуле:

а) S = а · а б) S = а · в в) S = а · 2 г) S = (а+в) · 2

2. Площадь квадрата определяется по формуле:

а) S = а · а б) S = а · в в) S = а · 2 г) S = а· 4

3. Площадь квадрата со стороной 7 см равна:

а) 49 см; б) 28 см; в) 49 см² г) 28 см²

4. Площадь прямоугольника, длина которого равна 7см, а ширина 3 см, равна:

а) 21 см² б) 10 см² в) 20 см² г) 21см

5. Как можно вычислить площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 6 см:

а) 6+4 б) 6 · 4 В)(6+4) · 2

6. Площадь какого прямоугольника равна 14 см²:

а)длины сторон равны 2 см и 7 см б) 10 см и 4 см в) 14 см и 1 см г) 5 см и 2 см

С какой целью мы выполнили это задание?

Самостоятельная работа учащихся с последующей самопроверкой (сравнение с эталоном)

Регулятивные УУД: самопроверка, целеполагание;

Подведение итогов

Какой вопрос возник у вас в начале урока?

Кто может ответить на этот вопрос?

Теперь вы сможете решить задачу, которая вызывала у вас затруднение в начале урока? Вспомните, пожалуйста, текст задачи.

Молодцы! Теперь я вижу, что вы действительно научились находить площадь прямоугольника без помощи палетки.

Как найти площадь прямоугольника?

Задача произносится учащимися. Выполняется самостоятельное решение задачи с последующей взаимопроверкой. Используется средство обратной связи.

Как найти площадь прямоугольника?

Как найти площадь квадрата?

Личностные УУД: создание ситуации успеха

Познавательные УУД: развитие долговременной памяти

Регулятивные УУД: взаимопроверка

Домашнее задание

Стр. 81, № 17(б). стр. 73 № 47(1 ст.)

Произвести необходимые измерения и вычислить площадь любого прямоугольного предмета домашней обстановки.

По желанию учащихся творческое задание на воспроизведение нового знания: составить стихотворение или загадку о нахождении площади прямоугольника.

Напомните, с каких слов мы начали урок?

Для кого урок показался удачным? Почему вы так считаете?

На слайде: Я открыл…

У меня получилось…

Мне было интересно…

Если каждый урок будет для вас удачным, то вы обязательно подниметесь на самую высокую ступеньку лестницы знаний и встанете на путь большого успеха.

Спасибо за работу.

Предлагаю выразить ваше впечатление от урока с помощью значков, изобразив их на полях в тетради.

Урок разработан с учётом реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в массовой школе. На уроке формируются не только предметные умения, но и рассматриваются вопросы решения метапредметных задач. Обучающиеся учатся вычислять площадь прямоугольника, составляют алгоритм решения. В течение урока младшие школьники участвуют в учебном диалоге, пользуются математической речью, в конце урока подводятся итоги работы.


В статье показано достижение планируемых результатов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на уроке математики, приводятся конкретные приемы работы с младшими школьниками по вычислению площади прямоугольника.

Ключевые слова: площадь, планируемые результаты, самоконтроль.

Цели урока:

  • знакомство со способами нахождения площади прямоугольника;
  • найти рациональный способ вычисления площади прямоугольника.

Планируемые результаты урока

Предметные: освоить способ нахождения площади прямоугольника.

  • готовность высказывать своё мнение и доказывать свою точку зрения;
  • волевая саморегуляция.
  • знание о площади прямоугольника и способе его вычисления;
  • умение находить площадь прямоугольника;
  • умение находить площадь прямоугольника в жизненных ситуациях.
  • осуществление самоконтроля и правильности нахождения площади прямоугольника.
  • использование математической терминологии в устной речи;
  • выслушивать мнение одноклассников;
  • сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого;
  • участвовать в обмене информацией;
  • умение работать в парах.
  • узнать, что такое площадь прямоугольника и как её вычислять;
  • научиться находить площадь прямоугольника;
  • применять в практической деятельности умение находить площадь прямоугольника.

Ход урока

1. Постановка целей и определение учебных задач

– Перед Вами лежат прямоугольники, найдите площадь данных фигур. Объясните, как вы нашли площадь прямоугольника. (Обучающиеся работают в парах)

– Какие цели поставим перед собой?

2. Актуализация знаний младших школьников

– Вспомните, что такое площадь.

– Что нам необходимо знать, чтобы найти площадь прямоугольника?

– Какие единицы знаем?

3. Работа над новым материалом

– Положите перед собой прямоугольники с клетчатой основой.

– Можем ли мы найти площадь? Почему? Каким образом мы найдём площадь данного прямоугольника? (Посчитать клеточки).

– Положите перед собой прямоугольники с линейной основой.

– Как вычислить площадь этого прямоугольника? (Разбить на квадратные сантиметры).

– Сравните способ вычисления площади с авторским в учебнике на с.58 в задании 1. Рассмотрите рисунок.

– Совпало ли наше мнение?

– Положите прямоугольник, вырезанный из альбомного листа.

– Как найти площадь? (Измерить длину сторон при помощи линейки).

– При помощи какого арифметического действия удобнее найти площадь прямоугольника? Почему?

– В учебнике на с. 58 прочтите правило.

– Что нового прочли в правиле? (Единицы площади – это квадратные см, дм, при нахождении площади можно применять переместительное свойство умножения).

4. Физминутка

– Поднимите глазки вверх и на потолке нарисуйте прямоугольник, квадрат.

5. Первичное закрепление

– В учебнике на с.58 выполните задание 2 по вариантам (1 вариант под буквой а), 2 вариант под буквой б)).

– Обменяйтесь работами и проверьте записи.

– Подумайте и скажите, научились ли вы находить площадь прямоугольника?

– Возникли ли у Вас трудности при выполнении задания?

– Что нужно знать, чтобы найти площадь прямоугольника? Составим алгоритм вычисления площади прямоугольника (каждое действие записывается на доске).

Алгоритм вычисления площади прямоугольника

  • разбить прямоугольник на квадратные сантиметры (если требует задание);
  • измерить длину и ширину прямоугольника;
  • выполнить умножение;
  • записать ответ.

6. Применение полученных знаний и умений

– Выполните из учебника задание 4 (два ученика работают у доски).

Комментарий: правильность решения проверяет каждый ученик с записью на доске, обучающиеся имеют возможность оценить свою работу в баллах.

– З адание 3 выполните в парах.

Комментарий: правильность выполнения задания выполняется в ходе индивидуальной проверки.

7 . Подведение итогов урока

– Над какой темой мы работали на уроке?

– Какую цель мы ставили на уроке?

– Как мы достигали цель?

8. Рефлексия

– У Вас на партах лежат круги красного, зелёного и синего цветов.

– Подумайте, смогли ли Вы достичь поставленной цели, выберите круг нужного цвета.

9. Домашнее задание

– Выберите вариант домашнего задания:

1 вариант – с.59 №5,№10;

2 вариант – с. 59 №6, правило;

3 вариант – с.59 №8, №10, правило;

4 вариант – с.59 №9;

5 вариант – вычислить площадь своей комнаты, коридора.

Комментарий: в конце урока учитель выставляет отметки.

Автор: Ольга Вячеславовна Вишняк, учитель начальных классов МБОУ Лицей №35, г.Новокузнецк Кемеровской области.

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 3 )

Любовь Владимировна 14.04.2015 в 20:53 +1

Здравствуйте,Ольга Вячеславовна.Немного путаницы в самом начале - Вы предлагаете детям найти площадь,но,судя по Вашей фразе - " Учебные задачи:узнать, что такое площадь прямоугольника и как её вычислять;" - дети вообще не знакомы с этим понятием. И имеет ли тогда смысл так формулировать постановку целей и определение учебных задач?И тут же далее Вы вспоминаете,что такое площадь и как её находить. То есть,это урок закрепления?
И вот этот вопрос - "Как найти площадь? (Измерить длину сторон при помощи линейки).– При помощи какого арифметического действия удобнее найти площадь прямоугольника? Почему?" - а разве возможно найти площадь при помощи другого действия?Мне кажется,красный и синий круги в рефлексии однозначны.При выборе дом.задания - правила нужно учить всем,а уж прак.задания могут быть вариативные.На мой взгляд,урок мог бы быть "плотнее".

Олеся Викторовна 15.04.2015 в 19:53 +1

Уважаемая Ольга Вячеславовна. Вы заявляете, что урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, с чем я не совсем согласна. Постановка планируемых результатов не показатель. Кстати, немного смутило, что в регулятивных УУД вы указываете правильности нахождения прямоугольника. Конспект оформлен не в соответствии с требованиями. Да и сам урок стандартный, а конкурс имеет название -" Моя педагогическая инициатива". У вас я ее, к сожалению, не увидела. Спасибо за работу. Удачи!

Любовь Николаевна

Любовь Николаевна 16.04.2015 в 19:22 +1

Уважаемая Ольга Вячеславовна! Поскольку я педагог дошкольник, то сомневалась в своих выводах о Вашем уроке, но учителя подтвердили мое мнение, что урок все -таки стандартный и обыденный. Соглашусь с Олесей Викторовной, что педагогической инициативы в Вашем материале не хватает.Но не отчаивайтесь: не ошибается только тот, кто ничего не делает! Желаю Вам самосовершенствования и педагогической инициативы!

Читайте также: