Конспект урока перспектива твердые и мягкие согласные звуки

Обновлено: 08.07.2024

Цель: закрепить навык обозначения мягкости согласных звуков на письме.

  • учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных;
  • закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных;
  • расширять и активизировать словарный запас;
  • формировать потребность детей в обращении к словарю;
  • уточнять ориентировки в пространстве и времени;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: карточки со словами “вьюга”, “метель”, “зима”, “пурга”; “снежный ком” – скомканный лист белой бумаги; детский рисунок с “неправильными” снежинками; карточки со снежинками, на которых написаны названия месяцев и слова пословицы; альбомы; карандаши; таблица в виде домика для гласных букв; барабан для игры “Поле чудес”; конверты с заданиями; компьютер; диск с компьютерными играми “Помоги Гномику”, “Пчёлка собирает мёд”; Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова; массажные коврики синего и зелёного цвета.

1. Организационный момент.

– Посмотрите вверх, вниз, налево, направо. У нас сегодня много гостей. Поприветствуйте их. Улыбнитесь друг другу. Мы будем хорошо работать. У нас всё получится.

2. Словарная работа.

а) На столах лежат карточки с “половинками” слов (Приложение 1).

– Прочитайте слова про себя.

– Вслух первым слова прочитает тот, у кого карточки лежат на столе слева.

– Какое слово лишнее? Почему? (Зима)

– Уточните значение слов в словаре. В каком порядке расположены слова в словаре? (По алфавиту) Какое слово будет в словаре первым? Вторым? Третьим? Четвёртым?

Дети работают со словарём, используя закладки.

Вьюга – снежная буря

Зима – самое холодное время года, следующее за осенью и предшествующее весне.

Метель – сильный ветер со снегом.

Пурга – сильная вьюга, снежная буря.

б) Игра “Снежный ком”

– К слову “зима” подбираем слова – признаки. Передаем “ком” друг другу и повторяем все слова, которые сказали предыдущие игроки. (Зима (какая?) холодная, суровая, снежная, морозная, тёплая, вьюжная, красивая, долгая…)

в) Упражнение в образовании слов.

Сам летит – самолёт,
сам катит – самокат,
везде ходит – вездеход,
листья падают – листопад,
вода падает – водопад,
звёзды падают – звездопад,
снег падает – снегопад.

г) Игра “Снегопад”.

На столах появляются “снежинки”. (Приложение 2)

– Расположите снежинки так, чтобы названия месяцев шли по порядку. Тогда вы сможете прочитать пословицу.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Это девиз нашего занятия. Продолжаем трудиться.

3. Пальчиковая гимнастика.

а) Растираем ладони.

б) Игра “Ладушки”. (Дети играют парами)

4. Работа в альбомах.

– Рисовать будем снежинки. Сколько лучей у настоящей снежинки? Рассмотрите рисунок. На детском рисунке правильные снежинки? (Нет. У настоящей снежинки всегда 6 лучей.)

Альбомы закрепляются на партах. Ученики по сигналу учителя одновременно обеими руками 5 раз рисуют снежинки.

5. Введение в тему.

а) Дети записывают число, день недели.

– Подчеркните только гласные буквы.

– Закройте глаза. Послушайте и определите, какой мягкий согласный звук в слове “вторник”?

– Посмотрите на слово, объясните, почему буква н обозначает мягкий звук? (После буквы н написана гласная и)

б) На доске парами написаны слова:

Лук – люк,
поток – потёк,
начинать – начинять.

– Прочитайте слова парами. Значение каких слов вы не знаете?

– Спишите. Подчеркните буквы, которыми различаются слова.

Дети называют гласные парами. Учитель вписывает буквы в таблицу.

и – ы, я – а, ё – о, ю – у

– Какой пары гласных не хватает?

– Вы, наверное, догадались, чему мы будем сегодня учиться на занятии? (Учиться обозначать твердые и мягкие согласные звуки буквами.)

– Что мы должны уметь, чтобы не допускать ошибок. (Уметь различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Хорошо помнить пары гласных букв. Знать, когда для обозначения мягкости согласного нужен специальный знак.)

6. Физкультминутка.

Дети встают на массажные коврики. Если в середине слога слышат мягкий согласный звук, прыгают на зеленый коврик, если твердый – на синий.

Гла, гля , ска, скя, кла, кля, вла, вля, бра, бря, стя, ста.

– Было ли среди слогов слово? (Бра.)

7. Игра “Поле чудес”.

На барабане 6 секторов. Дети по очереди крутят барабан, открывают конверт и выбирают любое задание. (В каждом конверте по 2–3 задания)

Задания по секторам:

Гласные а – я.

а) Прочитай словосочетания. Спиши, вставь буквы а или я.

б) Прочитай слова, составь из них предложение. Запиши предложение, вставляя буквы а и я.

Ирин…, Т. н. пр. тки, и, игр. ли, в

в) Игра “Пчёлка собирает мед” (Приложение 4).

На экране 2 улья, на которых написаны слова с пропущенными гласными буквами а и я. Появляется пчела. На ведёрке с мёдом написана буква а (я).

– Прочитай слова. Определи, в какое слово вставить гласную. Щёлкни мышкой по слову.

Дети по очереди выполняют задание.

Гласные у – ю.

Гладит все, чего касается,

А дотронешься – кусается. (Утюг)

– Поставьте на парты руки, согнутые в локтях. Это “хоккейные ворота”. “Шайбой” будут слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. Их надо “ловить”, “закрывать ворота”.

Лужа, лютик, руки, рюкзак, тюль, туфли.

в) Прочитай предложение на карточке. Вставь буквы у и ю.

Праздник в порту: очень скоро с…да

Из дальнего рейса вернутся с…да.

Гласные о –ё.

Мягкие и твёрдые согласные звуки различаются в слогах и словах при помощи жестов. Твёрдые согласные обозначаются ударом кулака о кулак, мягкие согласные – скользящими движениями ладони о ладонь. (В словах определяется первый звук.)

То, тё, ло, лё, ко, кё, вё, во, нё, но, зо, зё, го, гё.

Мёд, мокрый, тёплый, лёгкий, лошадь, тополь, тёрка, дождь, доктор, вёсла, волосы.

б) Прочитай слова. Замени гласную о на ё. Запиши слова парами:

в) Игра “Помоги Гномику”.

На экране река. На одном берегу стоит Гном. Его дом находится на другом берегу. Чтобы построить мост, надо восстановить слова, подобрав слог с гласной о или ё.

– Прочитай начало слова и слоги. Определи, какой слог добавить. Щёлкни мышкой по слогу.

Гласные ы – и.

а) Прочитай слова. Вставь буквы ы и и. Запиши 3 слова в тетрадь.

Сл_в_, р_б_, в_лк_, пт_ц_, к_т_, в_шн_, пл_т_, н_тк_, л_п_.

б) Исправь ошибки:

Сёстри Нына и Марына былы малы. Они любыли играть в кукли.

Буква ь.

а) Прочитай слоги. Соедини слоги первого и второго столбика так, чтобы получились слова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок по русскому языку 2 класс.

подготовила учитель

начальных классов

Ваулина Алеся Олеговна

С. Перемышль, 2010 г.

Русский язык

Задачи урока:

Закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных звуков на письме;

рассмотреть обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и;

развивать речь учащихся;

воспитывать внимательность, интерес к предмету.

1.Организационный момент.

И на урок настроимся.

Готовы? – Да! Начнем урок,

Чтоб знания пошли нам впрок.

2.Введение темы урока.

- Сегодня мы продолжим изучать твердые и мягкие согласные звуки. Но сначала повторим то, о чем говорили ранее.

(Запись числа, классной работы).

3.Повторение.

- Чем отличаются звуки от букв?

- Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, пишем и читаем.

- На какие группы делятся все звуки?

- Гласные и согласные.

- Чем отличаются гласные от согласных?

(Ответы детей).

- Какими могут быть согласные звуки?

- Звонкими и глухими, твердыми и мягкими, парными и непарными.

- Какие всегда твердые звуки вы знаете?

- Какими буквами они обозначаются?

- Какие всегда мягкие согласные звуки вы знаете?

- Какими буквами они обозначаются?

- Назовите данные звуки. (Показ карточек): [к], [м'], [л'], [р], [в'], [т'], [с], [ф], [ш'].

- Все ли правильно?

- [ш]- всегда твердый звук.

- Сейчас я вам прочту предложения, которые вы продолжите предложенными вам словами.

(Карточка ПЫЛЬ – ПИЛ).

Я сотру со шкафа… (пыль).

Я кисель сегодня… (пил).

- Сравните последние звуки в данных словах. Чем они отличаются?

- Один твердый, другой – мягкий.

- Как на письме обозначается мягкость согласного звука?

(Карточка НЁС – НОС).

- От мороза красный… (нос).

Я дрова для печки… (нёс).

- Сравните первые звуки в данных словах. Чем они отличаются?

- Один твердый, другой – мягкий.

- Как на письме обозначается мягкость согласного звука?

- Буквой Ё.

- А какие еще гласные звуки обозначают мягкость предшествующего согласного звука?

4.Минутка чистописания.

- Давайте пропишем в минутке чистописания эти буквы, а также слоги и слова с ними.

- Какие еще слоги можно написать?

- Запишите слова с некоторыми из этих букв.

лиса медведи месяц петух

- Какое слово лишнее и почему?

- Лиса – не словарное.

Медведь – множественное число, 3 слога.

Месяц – неодушевленное, ударение на 1-й слог, не животное.

- Составьте предложение, используя эти слова.

(Заслушать варианты детей. Можно предложить свой вариант).

Лиса, медведь, лось живут в лесу.

- Какие знаки препинания надо поставить и почему?

- Запятые, т. к. это перечисление.

- Подчеркните мягкие согласные звуки.

- Почему не подчеркнули букву ж?

- Она обозначает всегда твердый звук.

- Почему же пишем жи?

- Это – орфограмма, которую нужно запомнить.

5.Работа со схемами слов.

- Как еще можно назвать лису? Подберите родственные слова.

- Лисица, лисонька, лисенок, лисий, лисьи.

- Запишите слово ЛИСА в тетрадь. Составьте схему этого слова.

- Запишите слово ЛОСЬ в тетрадь. Составьте схему этого слова.

- Сравните первые звуки этих слов. Третьи звуки. Чем похожи?

- Обозначаются одинаковыми буквами.

- Одни – твердые, другие – мягкие.

- Ь и И смягчают предшествующий согласный звук.

- Сколько букв (звуков) в этих словах? Почему?

- Ь не обозначает звука.

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окошко.
Мимо заяц пробегал,

В двери постучал.

Тук-тук, дверь открой.

Там в лесу охотник злой.

Заяц, заяц, забегай,

(С показом движений. Второй раз - с ускорением).

6.Словарная работа.

- О каких лесных животных эта физминутка?

- Заяц, олень.

- Это словарные слова. Со словом ЗАЯЦ мы знакомы. Давайте запишем новое словарное слово – ОЛЕНЬ.

- Сколько слогов в этом слове?

- Поставьте ударение в этом слове.

- Ударение падает на второй слог –лень, на гласную е.

- Назовите мягкие согласные звуки в этом слове и объясните, почему они мягкие.

- Смягчают Ь и Е.

- Каким может быть олень?

- Большой, красивый, добрый, лесной, северный, пятнистый и т. д.

7.Работа по учебнику.

- Прочитайте задание к упр. 81.

- Ответьте на вопросы: Кто это? Или что это? Почему?

- Кто это, потому что одушевленные.

- Запишите с комментированием сначала названия птиц, потом животных, потом рыб.

- Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Упр. 80 – по рядам.

- Прочитайте задание. Запишите предложения. Подчеркните буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных звуков.

- Как вы понимаете слово МЕЛЬ?

- С какой целью мы выполняли это упражнение?

- Учились составлять предложения.

- Что должно выражать каждое предложение?

- Законченную мысль.

8.Итог урока.

- Как обозначается мягкость согласного звука на письме?

- Буквами Ь, Е, Ё, Ю, Я, И.

- Какие буквы обозначают твердость предшествующих согласных звуков?

- С ними мы познакомимся на следующих уроках.

9.Домашнее задание: с. 61, упр. 79.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 551 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.08.2015 8307
  • DOCX 45.5 кбайт
  • 198 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ваулина Алеся Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тип урока: объясне ние нов ого материа ла - открытие нов ого знания.

Цель: научиться ра зличать твёрды е и мягкие согла сные звуки в сл овах .

Образовате льная: 1 научиться разли чать т вёрдые и мягкие согласные зву ки в словах;

2. выделять в словах соглас ные, пар ные по мяг кости - твёрдости ; 3 . формировать

умение определя ть и правильно п роизносить м ягкие и твё рдые согласн ые зву ки .

Развивающие: развивать орфографическу ю зоркость, внимание, речь,

Воспитательная: способствовать формированию комму никативных навыков и

воспитанию целеустремле нности, организованн ости, положительного отношени я к

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: уметь различать мягкие и твёрдые согласные звуки на слух.

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс


Задачи: учить различать мягкие и твердые согласные звуки на слух;

развивать умение выполнять звуковой анализ слов; совершенствовать навыки сравнительного анализа.

Формируемые УУД: распознавать твердые и мягкие согласные на слух; обозначать твердые и мягкие согласные в нужной цветовой гамме; различать

слова по звуковой модели и значению.

Организационный момент

Эмоционально-волевая регуляция

Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи ехал путник, и ветер сказал: «Кто

Стал ветер дуть, очень старался, но добился лишь того, что путник сильнее закутался в свой

Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами. И путник сам снял свой плащ.

- Какие выводы вы сделали для себя, прослушав сказку?

Развитие речевого аппарата

Артикуляционная разминка

(Зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы)

Дыхательная гимнастика

(Вздохнуть носом. На выдохе произнести текст, имитирующий смех: «Ха-ха-

Работа над дикцией

(Уч-ль картинку с изображением птицы).

Фить-пирю! Спать пора!

Фить-пирю! Спать пора!

Мотивационно - целевой этап

(Уч-ль произносит слова парами: мал - мял, нам – ням, лук – люк,

вол – вел, нос – нес, вол – вел, кот – кит)ю

- Что вы заметили? (Слова различаются первым звуком)

- Как произносится первый звук в первом слове каждой пары и как –

- Какую задачу мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать, чем отличаются первые звуки в словах каждой пары).

Работа по теме

- Назовите животных, которые нарисованы в рамочках слева от Петрушки на стр 50 (Кит и кот)

- Что вы знаете об этих животных? (Кот – домашнее животное, кит –

самое большое животное на Земле)

- Произнесите эти слова вместе со мной медленно и вслушивайтесь в

звучание первого звука. Какой это звук? (Согласный, при произношении

звука воздух во рту встречает преграду)

- Прослушайте еще раз. Может быть, вы услышите в звучании этих

согласных звуков какое-то отличие?

(Уч-ся обычно слышат, но не могут сформулировать мысль)

В слове КИТ звук [к’] произносится мягко, поэтому его называют мягким согласным звуком. В слове КОТ согласный звук [к] произносится твердо, поэтому его принято называть твердым согласным звуком.

Произнесите слова КИТ и КОТ несколько раз и запомните звучание

мягкого и твердого согласных звуков.

- Оцените, как вы поняли, какие согласные звуки называют твердыми, а какие – мягкими, с помощью цветных кругов.

- Петрушка держит в руке книгу. Ее написал Борис Заходер.

- Как называется эта сказка?

- Что перепутано в сказке?

- Какой порядок навели бы вы?

- Какие слова Б. Заходер написал о ките и коте?

- Сравни схемы лов КИТ и КОТ. Чем они отличаются? Похожи?

- Какой вывод можно сделать? (Твердый согласный звук обозначается

синим кружком с прямой черточкой внутри, а мягкий – зеленым кружком с волнистой линией внутри.)

Читайте также: