Конспект урока отряды птиц

Обновлено: 05.07.2024

Форма проведения урока: урок-игра с использованием мультимедийной презентации.

Цели урока:

Содержание урока

Эпиграфом к нашему уроку может быть такое стихотворение:

Между небом и землёй
Песня раздаётся
Бесконечною струёй
Громче, громче льётся
Не видать певца полей,
Где поёт так громко
Над подружкою своей
Жаворонок звонкий.

К какому отряду относится жаворонок? (Отряд воробьинообразные.)

Цели учебной деятельности:

  1. Показать многообразие птиц различных отрядов;
  2. Раскрыть особенности строения птиц, связанные с образом жизни;
  3. Обосновать роль птиц в природе и хозяйственной деятельности человека;
  4. Уметь находить известных птиц на рисунках, фотографиях, таблицах, находить необходимую информацию в тексте.

Учащиеся разбиваются на 4 команды по интересам. Команды получают листы бумаги разного цвета, на которой написано название птицы, это название и есть название команды. Теперь в течение 3 мин. необходимо подготовить представление команды, дать характеристику указанной птицы.

Затем следует работа учащихся в командах по решению поставленных биологических задач.

Рассмотрите рисунки птиц разных отрядов. Выполните следующие задания:

  1. Дать название птицам, изображённым на фото.
  2. Назвать отряды, к которым относятся данные птицы.
  3. Назвать признаки отряда (по выбору).
  4. Какую роль играют птицы данного отряда в природе и жизни человека?


На рисунке изображены сова и канюк.

Выберите из списка признаки характерные для этих птиц.

  1. Прячется в укромных местах.
  2. Обитает в лесах.
  3. Охотится в дневное время.
  4. Охотится в ночное время.
  5. Летает бесшумно.
  6. Большие глаза.
  7. Острое зрение.
  8. Острый загнутый клюв.
  9. Острые загнутые когти.
  10. Хороший слух.
  11. Мягкое и рыхлое оперение.
  12. Уничтожает мышиных грызунов.
  13. Дневной хищник.
  14. Ночной хищник.


По перечисленным некоторым особенностям лесных птиц разделите их на две группы - два отряда:

  • Отряд Куриные птицы
  • Отряд Дятлообразные

Напротив отряда выпишите те номера особенностей, которые к нему относятся.

  1. Птицы сравнительно крупные.
  2. Ростом немного крупнее скворца.
  3. Крылья широкие, закруглённые.
  4. Оперение чёрное, с белыми полосками, подхвостье ярко-красное.
  5. Ноги короткие с загнутыми острыми когтями.
  6. На ноге два пальца обращены вперёд, два – назад.
  7. Клюв большой, вершина надклювья заострена и немного загнута.
  8. Клюв долотообразный, крепкий, заострённый.
  9. Разыскивают пищу на земле, едят лесные ягоды, почки.
  10. Язык длинный, гораздо длиннее клюва.
  11. Гнездятся на земле, на зиму никуда не улетают.
  12. Перья хвоста твёрдые, упругие.
  13. Ночуют в дуплах, спят в вертикальном положении.
  14. Ночуют обычно высоко в гуще ветвей, зимой зарываются в снег.
  15. С приходом весны токуют.

Ответьте на вопросы викторины.

  1. Щебечет, как …
  2. Ворковать, как…
  3. Шипеть, как…
  4. Накаркать, как …
  5. Долбить (говорить одно и то же), как…
  6. Надутый как …
  7. Плыть (идти плавно), как …

Подведение итогов

Подошёл к концу наш урок.

Вам интересно было сегодня работать на уроке?

Что вы узнали нового и интересного?

Домашнее задание


Цель урока: Изучить отряды птиц: пингвины, страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные.

Познакомить обучающихся с важнейшими отрядами птиц;

Показать приспособленность к сходным условиям среды у птиц разных отрядов;

Сформировать у обучающихся умения проводить сравнения и делать выводы;

Сформировать умение оценивать себя;

Указать значение птиц в природе и жизни человека;

Методы обучения:

Тип урока: Усвоение новых знаний и умений (изучение нового материала).

Оборудование

презентация ( Приложение № 1)

Видео фрагмент (Приложение № 2)

Дидактические карточки (приложение № 3)

Бланки (Приложение № 4)

Карточки для закрепления материала (Приложение № 5)

План урока (циклограмма)

Организационный момент-2 минуты

Изучение нового материала- 30 минут

Д/з и подведение итогов урока- 2 минута

рефлексия – 8 минут

Организационный момент 2 минуты

Изучение нового материала – 30 минут

Сегодня, ребята, посмотрите на доску. Скажите, что вы видите на слайде?

Как вы думаете, какова тема урока?

Как вы думаете, то мы должны сегодня на уроке узнать и с чем познакомится?

ЦЕЛЬ: познакомиться с отрядами птиц. (работа с бланками)

Индивидуальная работа с материалом и с индивидуальными бланками. На каждый отряд по 5 минут.

Отряд Нандуобразные – рассказ

Отряд Пингвины- видеоролик

Отряд Страусообразные- учебник Латюшин

Отряд Казуарообразные - раздаточный материал

Отряд Гусеобразные- учебник

Нандуобразные

1. Отсутствие способности к полету.

2.Оперение серого цвета.

3.Ведут стадный образ жизни.

4.Самец выводит и занимается воспитанием птенцов.

Отсутствие способности к полету.

Задние конечности с перепонками, передние конечности превращены в пласты.

Перья легкие, жесткие, налегающие друг на друга.

Быстро плавают.

Самец и самка занимаются воспитанием птенцов.

Страусообразные

1. Отсутствие способности летать.

2. Развиты ноги, и недоразвиты крылья.

3. Цвет оперения: самцы –черный, самки –серовато-белый.

4.Ведут кочующий образ жизни.

5. Самец воспитывает птенцов

Казуарообразные

1.Крылья недоразвиты и почти незаметны.

2.Цвет туловища черный, голова окрашена в разные цвета и имеет хрящевой вырост.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Предмет: Биология 7 класс.

Цель урока: ознакомление учащихся с особенностями отрядов птиц, с общими признаками, относящими их к классу Птицы и признаками, определяющими их к отдельным отрядам птиц, значением птиц в природе и жизни человека.

Задачи урока:

1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения

• об особенностях строения птиц отрядов Дневные хищные, Куриные, Ворбьинообразные, Аистовые.

• о разнообразии птиц; их роли в природе и жизни человека;

• определять и называть представителей отрядов птиц;

• описывать внешнее строение представителей отрядов птиц и выделять их существенные признаки, общие для всего отряда;

• объяснять роль птиц в природе и жизни человека.

2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

• сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке биологическим объектам,

• вызвать удивление уникальностью строения и значения птиц изучаемых отрядов,

• сформировать понимание практической значимости и ценности знаний о птицах.

Формы работы: групповая – по 4-5 чел, фронтальная, индивидуальная.

Необходимое оборудование:

1. Техническое ( компьютер, медиапроектор).

2. Изобразительное (рисунки и фотографии различных видов птиц, в том числе обитающих в Вологодской области).

Содержание урока

Характеристика видов деятельности учащихся

Отряды птиц: Дневные хищные, Куриные, Ворбьинообразные, Аистовые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение птиц в природе и жизни человека

Сравнивают разные группы птиц и находят их представителей на таблицах и чучелах.

Выделяют существенные признаки всех птиц

Выделяют особенности каждого отряда птиц.

Объясняют значение птиц в природе и жизни человека.

Предметные результаты обучения

(для раздела)

Метапредметные результаты обучения

(для раздела)

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения животных;

- основные группы позвоночных животных (рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц), их строение и многообразие;

- особенности строения и жизнедеятельности класса Птицы;

- роль животных в биосфере и жизни человека;

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику животного царства;

- объяснять роль животных биосфере;

- давать характеристику основным группам позвоночных животных (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

- объяснять основные этапы развития животного мира.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

- сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения;

- оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира;

- находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Содержание деятельности

(ключевые реплики и вопросы учителя - обычным шрифтом, возможные ответы обучающихся – курсивом)

Деятельность

Деятельность

обучающихся

Формируемые

1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (10 минут)

1.1. Формулировка темы урока.

Я рада вас видеть! Я надеюсь, сегодня на совместную продуктивную работу и начать мне хотелось бы с загадки

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Давайте вспомним, что вы знаете о птицах, в помощь вам небольшой опорный конспект (прикрепить на доску)

- позвоночные животные,

- приспособлены к полету, имеют приспособления в строении тела (передние конечности – крылья, оперение, прочность и легкость полость костей, киль),

- у них почти полностью отсутствуют кожные железы,

- имеют ороговевший клюв,

- теплокровные,

- имеют четырехкамерное сердце,

- для них характерно двойное дыхание,

- яйцекладущие и др.

Вы знаете о птицах многое. Но все-таки все ли они одинаковые? Посмотрите на этих птиц (обращение к слайду). Попробуйте сказать, чем они отличаются.

Находят множество различий.

Можно ли по этим отличия распределить всех птиц на группы?

Делаются предположения, но однозначно правильного ответа нет.

Возникает проблемная ситуация общей схожести птиц, но и множество различий, которые позволяют поделить класс на более мелкие группы.

Называются группы птиц - отряды.

Как можно сформулировать тему урока? 3 слайд

Отряды птиц.

- Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока.

- Побуждает к актуализации знаний обучающихся о растениях.

- Создает проблемную ситуацию для осмысления и формулировки темы урока.

- Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым биологическим объектам.

- Определяют тему урока.

- Актуализируют свои знания о птицах.

- В результате возникшей проблемной ситуации предлагают свои варианты формулировки темы урока.

— умение слушать и вступать в диалог,

— участие в коллективном обсуждении проблем,

— умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

— владение монологической и диалогической речью.

— самостоятельное выделение познавательной цели,

— выбор оптимальных способов решения задач,

— умение строить речевое высказывание.

1.2. Целеполагание и определение путей достижения цели.

Итак, мы изучаем отряды птиц.

Какую цель мы поставим себе на урок? 4 слайд

- изучить особенности отрядов птиц.

Предположим, вы хотите узнать об этих птицах все.

Что вы хотели бы о них узнать? Чему научиться?

- Раскрыть особенности строения птиц, связанные с образом жизни.

- Узнать особенности их обитания.

- Научиться отличать представителей отрядов птиц друг от друга .

- Обосновать роль птиц в природе и хозяйственной деятельности человека;

- Уметь находить известных птиц на рисунках, фотографиях, таблицах, находить необходимую информацию в тексте.

Какими способами будем достигать поставленные нами задачи?

- Рассматривать строение птиц на рисунках, слайдах. Выделять общие признаки и различия.

- Делать необходимые записи в тетради.

- Находить и анализировать информацию в учебнике и дополнительных источниках.

- Изучать новые понятия.

- Задавать вопросы учителю.

- Размышлять, высказывать предположения, делать выводы.

- Создает учебную ситуацию целеполагания.

- Побуждает обучающихся формулировать цели урока.

- Структурирует предложенные формулировки.

- Обеспечивает возможность предложить пути достижения поставленных целей, знакомые обучающимся по урокам биологии в 5 классе.

- Формулируют цели урока.

- Предлагают пути их достижения.

2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП (25 минут)

Работа в группах.

Разбивка на группы по принципу случайного выбора роли члена группы (выбор цветной карточки, на которой указана роль ученика). Варианты ролей:

• Организатор (лидер) – организует обсуждение и взаимопонимание, вовлекает всех в работу группы;

•Секретарь – оформляет решение группы.

•Помощник секретаря – записывает все предложения.

•Спикер – представляет результаты работы группы.

•Помощник спикера – следит за выполнением правил.

•Хранитель времени – следит за соблюдением регламента.

•Каждый участник группы одновременно выступает в роли “ генератора идей”, “понимающего”, “критика”

*Важным является возможность всех членов группы побывать в каждой из выделенных ролей.

У каждой группы учеников на столе фото представителей одного отряда, учебник, дополнительная литература.

Задание 1. (3 мин). 5 слайд

Рассмотрите рисунок. Выполните следующие задания:

1) Дать название птице, изображённой на фото.

2) Назвать отряд, к которому относится данный вид птиц.

При необходимости воспользуйтесь материалами на столах.

Рисунки птиц. 6 слайд

Проверим, как вы справились. Ответы на 6 слайде

Задание 2. Изучить общую характеристику отрядов птиц

(5 мин). 7 слайд

Перед вами один из отрядов птиц. Опишите его (заполнив таблицу в тетради 8 слайд).

Характерные признаки отрядов

Представители

Дневные хищные птицы

Подготовьте выступление с характеристикой признаков указанного отряда.

Слушаем выступление каждой группы (выступающий составляет опорный конспект на доске) и дополняем таблицу, чтобы отразить все отряды в тетради и проверяем результат, сравнив с таблицей на слайде 9 и доске.

Характерные признаки отрядов

Представители

Дневные хищные птицы

Ноги умеренной длины, у большинства с острыми когтями. Клюв крючковидный, изогнутый.

Ястреб, сокол, гриф

Ноги средней длины, ильные; крылья короткие, широкие; летают тяжело. Клюв короткий, сильный; надклювье слегка загнутое.

Тетерев, фазан, индейка, куропатка.

На ногах первый палец обращен назад. строение крыльев и клюва разнообразно.

Воробей, дрозд, ласточка, синица.

Длинные ноги, гибкая длинная шея, маленькая голова, Клюв удлиненный, заостренный. Перьевой покров рыхлый, крылья относительно большие, широкие. Хвост короткий.

Цапля рыжая, выпь малая, аист белый.

Какие затруднения возникли при описании отрядов? Как вы можете их преодолеть?

- Незнание представителей отрядов. Представителей найти в учебнике и дополнительной литературе.

Слушают доклады и смотрят подготовленные фотографии на слайдах 10-13

- Создает учебную ситуацию, связанную с изучением строения представителей отрядов птиц в процессе групповой работы.

- Побуждает обучающихся выделять существенные признаки объекта при описании.

- Создает учебную ситуацию моделирования строения представителей отрядов птиц на основе их образа жизни.

- Рассматривают представителя отряда птиц, анализируют его строение, описывают существенные признаки.

- Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации.

- Моделируют строения представителей отрядов птиц на основе их образа жизни.

— умение строить речевое высказывание.

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

— подведение под понятия.

— установление причинно-следственных связей.

— сотрудничество с учителем и сверстниками.

— участие в коллективном обсуждении проблем,

— умение слушать и вступать в диалог,

— умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

— владение монологической и диалогической речью.

Вернемся к целям урока. Какие цели на данном этапе оказались выполненными? Какую цель еще не достигли?

- Обосновать роль птиц в природе и хозяйственной деятельности человека

Задание 3 (3-4 мин)

Группа 1 и 2. Какое значение птиц вы знаете?

Группа 3 и 4. Прочитайте текст о значение птиц. Преобразуйте этот текст в схему: 14 слайд

1) Значение птиц в жизни человека.

2) Значение птиц в природе.

Проверяем результат (заслушиваем представителей 1 и 2 группы, в это время представители 3 и 4 группы заполняют схему у доски, распределяя ответы в нужный столбик схемы) и заносим в тетрадь. 15 слайд

в жизни человека:

- для поддержания баланса

- опыление цветковых растений

- пух (морская утка-чага дает теплейший пух для скафандров космонавтов, для костюмов полярников)

- цель спортивной охоты (фазаны, куропатки, рябчики, гуси, перепела, утки)

- поедают вредителей с/х растений (цесарки едят колорадских жуков)

- поедают разносчиков опасных инфекционных заболеваний человека и животных

Подумайте, как еще можно преобразовать этот текст?

Кто хочет сделать это самостоятельно дома? (дается индивидуальное домашнее задание).

- Создает учебную ситуацию, обеспечивающую сравнение достигнутых результатов с эталоном (целями урока).

- Создает учебную ситуацию для ознакомления с ролью птиц в природе и хозяйственной деятельности человека.

- Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (поиск и преобразование информации, знаково-символические действия) и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой практической работы.

- Осуществляют поиск информации и ее преобразование.

- Получают информацию о значении плаунов, хвощей, папоротников, осознают и запоминают ее с помощью знаково-символических действий.

- Применяют полученные знания и устанавливают причинно-следственные связи при объяснении связи строения с условиями произрастания растений.

3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (10 минут)

Чему, как правило, посвящена заключительная часть урока?

- Проверить, достигнуты ли результаты и оценить их.

Вернемся к целям урока (записаны на доске). Все ли цели достигнуты теперь? Это результаты нашей совместной работы.

Теперь необходимо оценить качество достижения результатов. Тест

Выберите один правильный ответ

1. Признак приспособленности птиц к полету -

А) появление четырехкамерного сердца

Б) роговые щитки на ногах

В) наличие полых костей

Г) наличие копчиковой железы

2. Прогрессивной чертой, возникшей впервые у птиц в процессе эволюции, является:

А) появление легких

Б) два круга кровообращения

В) постоянная температура тела

Г) появление коры головного мозга

3. Особенность класса Птицы наличие -

А) молочных желез

Б) перьевого покрова

В) трех камерного сердца

Г) многочисленных кожных желез

4. Отличительная черта отряда Дневные хищники –

А) длинные ноги, гибкая длинная шея, маленькая голова

Б) на ногах первый палец обращен назад

В) крылья короткие, широкие; летают тяжело

Г) ноги умеренной длины с острыми когтями, клюв крючковидный

5. Отличительная черта отряда Аистообразные –

А) длинные ноги, гибкая длинная шея, маленькая голова

Б) на ногах первый палец обращен назад

В) крылья короткие, широкие; летают тяжело

Г) ноги умеренной длины с острыми когтями, клюв крючковидный

Поставьте набранные баллы на полях.

Домашнее задание (слайд 18) : § 29-30, найдите ответ на вопрос 1,2 учебника (с. 151), задание по желанию, зарисовать понравившуюся вам птицу, уметь объяснять ее особенность.

Рефлексия (птицы, дерево с гнездом)

Если у вас положительные эмоции, у вас все получилось, вам комфортно было на уроке, прикрепите вашу птицу в самом комфортном для нее месте (в гнезде на дереве), если в целом впечатления от урока у вас положительные, но вы чувствуете что что-то у вас не получилось, прикрепите птицу просто на дерево, ну и если ваши чувства от урока отрицательные и у вас ничего не получилось, прикрепите птицу просто летающую в небе, в знак того, что у вас еще не все получается, но вы стремитесь к положительному результату.

Слайд 19. Я благодарю вас за активность на уроке. Сегодня мне особенно понравилось с вами работать!

- Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.

- Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния.

- Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений.

- Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока).

- Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы и взаимоконтроля.

Птицы — высокоорганизованные позвоночные. Их тело покрыто перьями, передние конечности видоизменены в крылья. Имеют постоянную температуру тела, которая обеспечивается интенсивным обменом веществ. Птицы обладают сложным инстинктивным поведением. Известно около 9000 видов птиц.

Птицы отлично приспособлены к полету: тело обтекаемой формы, облегченный скелет, воздушные мешки в легких и др. На голове птиц есть пара глаз, позади которых расположены органы слуха. Глаза защищены дополнительным третьим веком. Птицы обладают очень острым зрением. Ухо состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Челюсти вытянуты в клюв и одеты роговым покровом. Форма и размеры клюва зависят от характера употребляемой пищи. В клюве различают надклювье (верхняя часть) и подклювье (нижняя часть).

Перьевой покров птиц составляют контурные и пуховые перья. Контурные перья имеют прочный стержень, нижняя часть которого (очин) погружена в кожу. Широкая часть пера — опахало состоит из бородок 1-го и 2-го порядка, сцепленных между собой крючочками. Среди контурных перьев различают рулевые, участвующие в управлении полетом, и маховые, образующие поверхность крыльев. Под контурными перьями расположены пуховые, имеющие тонкий стержень и бородки первого порядка. Они способствуют сохранению постоянной температуры тела.

Кожа птиц сухая, лишена желез.

У основания рулевых перьев расположена одна копчиковая железа, выделяющая маслянистую жидкость. Птица смазывает ею перья, предохраняя их от намокания.

Кости скелета тонкие и прочные. Полости трубчатых костей заполнены воздухом, что облегчает полет птиц. Шейный отдел позвоночника образован большим числом подвижных позвонков. Поясничные и крестцовые позвонки прочно срослись и служат опорой туловищу. К грудным позвонкам прикрепляются ребра, образуя с грудиной грудную клетку. Грудина имеет вырост — киль, к которому крепятся грудные мышцы, приводящие в движение крылья. Череп имеет достаточно крупную мозговую коробку с большими глазницами и вытянутыми костями челюстей, лишенными зубов.

строение скелета птицы

Пищеварительная система птиц начинается ртом. Далее пища попадает в глотку, пищевод и в его расширенную часть — зоб (особенно развит у зерноядных). В зобе пища размягчается и поступает в желудок, состоящий из двух отделов: железистого и мускульного. В железистом желудке пища подвергается действию пищеварительных соков, а в мускульном — перетирается с помощью проглоченных небольших камешков. У птиц сохраняется клоака, куда поступает непереваренная пища, моча и половые продукты.

У птиц четырехкамерное сердце, состоит из двух предсердий и двух желудочков. Левая половина сердца содержит артериальную кровь, а правая — венозную. Движение крови происходит по двум кругам кровообращения — малому и большому, нигде не смешиваясь. Органы выделения — парные почки. От них отходят мочеточники, по которым моча поступает в клоаку. Мочевой пузырь отсутствует, что облегчает вес птиц в полете.

Головной мозг имеет сильно развитые мозжечок и большие полушария (особенно зрительные бугры), что обусловлено более сложным поведением птиц.

строение птицы

Птицы раздельнополы.

У самцов парные семенники, а у самок — один яичник. От половых желез в клоаку тянутся семяпроводы или яйцевод. Яйца созревают и приобретают оболочки, постепенно продвигаясь по яйцеводу самки. Яйцо содержит желток с большим запасом питательных веществ, окруженный жидким белком и известковой скорлупой. Скорлупа имеет поры, через которые свободно проходит воздух. Снаружи скорлупа покрыта тоненькой пленочкой, защищающей от проникновения в яйцо микробов.

На ранних стадиях развития зародыш проявляет сходство с рептилиями и другими низшими позвоночными, что говорит об их родстве. На более поздних стадиях развития зародыш приобретает птичьи черты. В зависимости от уровня развития различают выводковых и гнездовых птенцов. Первые вылупляются опушенными, зрячими, способными самостоятельно питаться и следовать за матерью. Вторые появляются на свет слепыми, голыми, неспособными питаться самостоятельно.

В отличие от рептилий, птицы для выведения птенцов насиживают яйца. Яйца насиживает один из родителей или оба попеременно. Все птицы заботятся о потомстве: находят для него корм, согревают, защищают от хищников и обучают летать птенцов.

Многие виды птиц ведут кочующий образ жизни в поисках корма, а некоторые виды собираются в стаи и улетают осенью в более теплые края на зимовку, каждую весну возвращаясь в свои гнездовья. Таких птиц называются перелетными.

Основные отряды птиц

Куриные имеют сильные ноги, короткие широкие крылья, короткий сильный клюв, выводковый тип птенцов; полет тяжелый; обитают в лесах, степях и пустынях (тетерев, рябчик, индейка).

Водоплавающие птицы имеют ноги с плавательными перепонками, несколько отставленные назад, уплощенный клюв, с поперечными роговыми зубчиками, образующими цедильный аппарат, плотное оперение; развита копчиковая железа; птенцы выводковые (утки, гуси).

Дневные хищные птицы имеют ноги с большими острыми когтями, изогнутый крючковидный клюв; птенцы гнездовые (ястребы, соколы).

Ночные хищники имеют ноги с острыми загнутыми когтями, загнутый клюв, мягкое рыхлое оперение, обращенные вперед глаза; птенцы гнездовые (совы, филины).

Степные птицы имеют хорошо развитые ноги, длинную шею; птенцы выводковые (страусы, дрофы).

Птицы открытых воздушных пространств отличаются быстрым и легким полетом, имеют узкие крылья и раздвоенный хвост (стрижи, ласточки).

Особенности внешнего строения некоторых птиц

  1. Птицы болот и побережий имеют длинные тонкие ноги и шею, большой клюв; пух способен превращаться в несмачиваемый порошок, который вместе с жироподобным веществом копчиковой железы делает непромокаемым перьевой покров (цапли, аисты, выпи).
  1. Воробьиные — на ногах первый палец обращен назад; строение крыльев и клюва разнообразные; птенцы гнездовые (воробьи, дрозды, жаворонок).
  2. Дятловые — два пальца на ногах обращены назад, два — вперед; хвост подогнут и служит опорой при вертикальной посадке на ствол дерева; клюв долотообразный.

Класс Птицы. Признаки. Таблица

класс птицы. Признаки

Читайте также: