Конспект урока отговорила роща золотая

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина "Отговорила роща золотая".

1. Развитие эмоционального и познавательного интереса к работе со стихотворением.

2. Осуществлять связь содержания уроков чтения с музыкой и изобразительным искусством.

3. Обучение правильному и выразительному чтению стихотворения.

4. Расширение кругозора детей на основе установления связей с окружающим миром.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение творчества великого поэта России С. А. Есенина. Прежде чем продолжить разговор о человеке, оставившем своему народу не только прекрасные стихи о любви, о природе, животных, но и поэмы, воспевающие родную Россию, "страну березового ситца", "голубых далей", "густых трав", "прекрасных людей", давайте вспомним его биографию.

- Как, по-вашему, откуда к нему пришла эта любовь? (из детства)

Все начинается с детства: и любовь, и красота. Что же вы знаете о детских годах С. Есенина?

А чтобы у нас был не только рассказ, мы стихами будем подтверждать его биографию. Итак, детские годы поэта (рассказывает ученик) после рассказа подтвержд. стихотворением Есенина "В хате".

«Пахнет рыхлыми драценами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными Тараканы лезут в лаз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки пепелиц,

А на лавке за солонкою-

- Как бы вы назвали это стихотворение?

- О чем в нем идет речь?

- Кто бывал в деревне? Есть что-то похожее в описании того времени деревянной избы и в настоящее время вашего деревянного дома?

У Есенина на всю жизнь сохранилась любовь к родному дому и близким людям. Кто они? (дед, бабушка, мама). Подтверждение стихотворением Есенина "Письмо матери"

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как 8 лет назад.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

старомодном, ветхом шушуне.

- Зачем же мать полная грусти и тревоги выходит на дорогу? Кого она ожидала? (рассказ учащегося).

Долгие годы Есенин пребывал вдали от родного дома, он бывал в Москве, Ленинграде, путешествовал по России, был в Крыму, на Кавказе, за границей. Но всегда и везде он помнил о доме, его тянуло в родные места.

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Итак, из всего сказанного, давайте сделаем вывод. Какое чувство по- вашему сформировалось у Есенина в детстве (чувство любви, к чему? - к родному дому, природе, народу).

Продолжим изучение творчества Есенина. У нас сегодня будет необычная тема урока. Прочитайте ее на доске.

"Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали"

- Найдите и выделите главные слова в теме урока (родился я, зори свивали).

- О чем будем говорить? (о доме, о природе)

- Одним из лучших шедевров, посвященной теме природы, считается стихотворение С. Есенина, с которым мы с вами сегодня познакомимся "Отговорила роща золотая".

Написано оно поэтом в 1924 г. В это время С. Есенин находился в Баку, и напечатано оно было в газете "Бакинский рабочий". Познакомившись со стихотворением "Отговорила роща золотая", мы с вами убедимся в том, что природа у Есенина неотделима от человека, от настроения его, от земных радостей и тревог.

- Чтение стихотворения учителем.

- Какие строчки вам больше всего запомнились?

- Как по-вашему, о чем данное стихотворение?

- Какое время года? Что говорит о том, что это осень? (зачитываются строчки об осени).

- Каким настроением оно пронизано?

- О чем грустит поэт (об осыпавшейся роще, улетающих журавлях, быстротечности жизни, прошедшей молодости).

- Какие слова передают грусть поэта? (зачит.)

Обратите внимание на иллюстрации на доске.

Подходят ли они к нашему стихотворению?

Если да, то давайте найдем строчки из стихотворения, подходящие к иллюстрации (зачит.)

Все мастерство словесной живописи Есенина подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы.

В изображении природы Есенин часто прибегает к приему олицетворения. Природа имеет лицо. Можем мы сказать, что природа у Есенина это застывший, пейзажный фон. Нет, потому что она у него живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Природа у Есенина неотделима от человека.

Давайте найдем сравнения, которыми пользуется поэт в стихотворении, показывая нам животворящую силу природы.

- Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком.

- Горит костер рябины красной

Но никого не может он согреть

- Как дерево роняет тихо листья

Так я роняю грустные слова.

(учащиеся объясняют, что поэт сравнивает в этих строчках)

- Чтение стихотворения по столбцам.

- Чтение стихотворения сильными учащимися. Каким голосом вы будете передавать настроение стихотворения? (тихим, печальным).

При чтении стихотворения вы заметили музыкальность? Я читаю "Отговорила роща золотая" хочется пропеть слова, голос то повышается, то понижается. И композиторы обратили внимание на музыкальность рифмы стиха и более 300 стихов положены на музыку. Одну из них мы прослушаем, и попробуем проследить, сумела ли музыка и исполнение актеров передать то настроение, которое Есенин передал в стихотворении. Еще мы говорили о том, что у Есенина стихи живописны, т.е. их можно передать в цвете и сейчас попробуем, слушая музыку, передать ваше настроение от восприятия через зрительный образ.

А для этого проведем такую работу, (зубная щетка обмакивается в краске и разбрызгивается на лист, затем лист сгибается пополам, открывается и смотрим, какие цвета передали ваше настроение через музыку). Идет прослушивание романа "Отговорила роща золотая" и работа с красками. Использование (желтый, красный, коричневый, оранжевый) теплых тонов. Настроение теплое, жизнерадостное, внутреннего подъема (данные цвета встречаются в стихотворении). Черный цвет - грусти и печали, черная туча, голая равнина, грусть о прошедшем лете, наступлении длинных, холодных вечеров.

Синий, голубой, фиолетовый цвет (холодные тона)

Настроение романтичности, трепета души, к раздумью о чем-то (любимые цвета Есенина).

- Еще раз читаем стихотворение "Отговорила роща золотая"

4. Итог. Над чем работали на уроке? С чем познакомились? Что нового узнали? Как можно передать и почувствовать настроение человека?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Анализ стихотворения С.А.Есенина "Отговорила роща золотая".

Урок литературы в 11 классе.


Автор: Асламурзаева Зоя Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18
Населённый пункт: г. Владикавказ

Задачи: - обучение лингвистическому анализу поэтического текста, обогатить понятие о поэтических средствах художественной выразительности (тропы, стилистические фигуры), их роли в речи;

- развитие умения исследования текста, творческого воображения;

- помочь учащимся почувствовать красоту слова, понять секрет обаяния С.Есенина;

-привить любовь к Родине и русской природе;

-обратить внимание учащихся на пейзаж, цвет;

-развивать монологическую речь.

Тип урока - исследование.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы работы: беседа, выразительное чтение, лингвистический анализ текста, творческое задание.

Оборудование: портрет, фотографии С.А. Есенина, сборники стихотворений поэта, компьютер, мультимедиа, диск с записями песен на стихи С. Есенина, слайды с изображением картин русской природы.


2.Выступления учащихся.

Ученик. Синий цвет – цвет родной Оки, неба, глаз. Это цвет родины, где и поле голубое, и вечер синий. И сама родина – голубая Русь, и мать – осина голубая, и даже возрождение чувств в потухшем сердце – пожар голубой.

3. Учитель. Посмотрите на картины природы. Что изображено на иллюстрациях? Зимние деревья. Назовите их. Какова символика деревьев в есенинских стихах? Какое из этих деревьев стало символом России, самое любимое дерево русского народа.

Ученик. Берёза. Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя её русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок. Её видят как хитрую помощницу, как заколдованную девицу, как прообраз Золотой рыбки. Она – символ женственности и плодородия у многих народов.

Береза наиболее часто становится героиней его произведений. Далее идут ель, клен, черемуха, ива, сосна, липа, тополь, осина, рябина, верба, яблоня, сирень, ракита, калина, дуб, ветла, ольха и кедр. Самые сюжетно протяженные, самые значимые в поэзии Есенина это все же березы и клен. Образ березы – это образ юной девушки, прекрасной, невинной, милой. С образом березы тесно переплетается и тема Родины. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России.

Ученик. Образ дуба Есенин вводит, чтобы показать мощь и силу России, ее народа. Все то, чем дерево выделяется среди других форм растительности (крепость ствола, могучая крона), выделяет дуб среди других деревьев, делая как бы царем древесного царства. Он олицетворяет собой высшую степень твердости, мужества, силы, величия. Высокий, могучий, цветущий – характерные эпитеты дуба, который у поэтов выступает как образ жизненной мощи. В поэзии С. Есенина дуб не такой постоянный герой, как береза и клен. Дуб упоминается всего в нескольких стихотворения.

Вывод: И образ цвета, и образ дерева связаны с глубинными основами мироощущения Есенина, коренящегося в фольклорной почве. В них выразились древние крестьянские представления о единстве бытия, о том, что и растения, и животные, и их старший брат человек – дети единой матери – природы, символом которой является дерево.

Есенинские цвет связаны с народным творчеством, это цвета народных вышивок и росписей, древнерусской иконописи, где они несут определённый эмоциональный и символический смысл: красный - цвет земного, плотского начала, голубой – духовного, божественного, золотой – цвет смерти и бессмертия, торжественности и величия.

Сначала послушаем песню – романса в исполнении Н.Кадышевой. ( Песня звучит на фоне мультимедийной презентации по теме стихотворения.)

А сейчас послушаем стихотворение ( читает учитель). На каждой парте наличие текста.

Учитель. Теперь мы постараемся вникнуть в художественное содержание стихотворения. Обратите внимание на 1-ую строку. В любом стихотворении 1-ая строка сразу настраивает на определённый лад. Какие особенности вы здесь заметили?

Ученики. – Образ рощи. Деревья - это сам поэт, тем более что здесь роща отговорила, как человек.

- Цвет: роща золотая, это цвет увядания, но торжественного, царственного, ведь не жёлтая, а золотая.

- Инверсия. Прямой порядок слов был бы менее поэтическим.


Учитель. Мы уже с 1-ых слов почувствовали, что это не просто роща, а лирическое раскрытие состояния самого поэта. Этому служат и образ рощи, и олицетворение, и эмоционально окрашенный цвет, и поэтизация речи с помощью инверсии. Слова – антонимы весёлым и печально прямо выражают эмоцию. А всё стихотворение весёлое или печальное? Конечно, печальное, о весёлом только воспоминание. Но разве это прошлое исчезло? Так что оба слова , при всей их противоположности, служат эмоциональным ключом к стихотворению.

Перечитайте 2-ую строфу. Какие вы здесь выделите ключевые образы?

Ученики. – Образ дома. Дом – это родина, воспоминания о детстве, матери, это то, что человек покидает и потом грустит.

Учитель. Образы 2-ой строфы проходят через многие стихи Есенина, здесь выражены его мысли о жизни, о судьбе человека на земле. Какие же это мысли?

Ученики. – О краткости жизни. Человек – только странник в мире.

- Но и жалеть его не надо: так должно быть, это закон жизни.

- Дом – это что-то прочное, человек уходит, а дом остаётся.

- А жизнь – дорога, человек – путник.

- Конопляник грустит об ушедшем, человек и природа едины, как мать грустит о сыне, так же и природа: пруд, месяц.

Учитель. Вы верно уловили самое главное. Здесь речь идёт о гармонии мира, о его красоте. Несмотря на краткость жизни, поэт любит жизнь и Родину, остро чувствует красоту природы. Кстати, ощущение гармонии возникает не только из того, что здесь прямо говорится о взаимосвязи человека и природы, но и из того, как нарисована картина. Образы составляют единство противоположностей. Голубой пруд и широкий месяц над ним – картина спокойная, уравновешенная, взгляд наш охватывает низ и верх, горизонталь и вертикаль, получается нечто симметричное, устойчивое. И цвет здесь контрастный – голубой и золотой, красивый и яркий. Это создаёт впечатление прочного, незыблемого, вечного. А рядом – динамика: образ странника, дороги, мгновения, времени. И всё это вместе прекрасно.

Теперь посмотрите, как нарисованы в 3-ей и 4-ой строфах прошлое и настоящее, какие образы помогают их представить, какую роль играет цвет.

- Прошлое – зелёная, светлая, весёлая берёзовая роща.

- Настоящее – голая равнина, одиночество, печальные журавли.

- Настоящее окрашено в золотой и красный – цвета увядания. Они создают тревожное настроение, напоминают о страдании. Кисти рябины горят, как костёр.


Ученик. Наверное, потому, что, когда человек говорит спокойно, трагедия ещё сильнее чувствуется.

В конце стихотворения вновь возникает образ замолкшей рощи. Эта рама, в которую заключено многоцветное чувство, придаёт стихотворению композиционную завершённость.

-Почему в последней строфе Есенин использует многоточие?

Ученик. Поэт использует приёмы молчания, с помощью которого передаётся особое волнение лирического героя: дума его переполнена грустными чувствами.

-Дайте характеристику лирическому герою.

5.Подведём итог.

Что утверждает в этом стихотворении поэт?


Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия – изобразить образ осенней природы (поэзия С.А Есенина), используя различные художественные материалы.

Задачи:

образовательные:

  1. рассказать о жизни С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта;
  2. показать народность творчества поэта;
  1. развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;
  2. развитие навыков творческого восприятия и выражения произведений поэта в картинах и зарисовках;
  3. развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности учащихся;
  4. совершенствование навыков самостоятельной работы. Выполнение творческой работы;
  1. воспитание почтения и уважения к матери, любви к Родине;
  2. воспитание чувства восхищения родной природой;
  3. воспитание духовно-нравственной культуры .

Оборудование: портрет, фотографии С.А. Есенина, сборники стихотворений поэта, компьютер, мультимедиа, диск с записями песен на стихи С. Есенина, слайды с изображением картин русской природы.

Методические приёмы: лекция преподавателя, выразительное чтение стихотворений учащимися и преподавателями.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Внеклассное мероприятие, посвящённое творчеству С.А. Есенина

Филатова Татьяна Петровна

Цель мероприятия – изобразить образ осенней природы (поэзия С.А Есенина), используя различные художественные материалы.

Задачи:

образовательные:

рассказать о жизни С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта;

показать народность творчества поэта;

развивающие:

развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;

развитие навыков творческого восприятия и выражения произведений поэта в картинах и зарисовках;

развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности учащихся;

совершенствование навыков самостоятельной работы. Выполнение творческой работы;

воспитательные:

воспитание почтения и уважения к матери, любви к Родине;

воспитание чувства восхищения родной природой;

воспитание духовно-нравственной культуры .

Оборудование: портрет, фотографии С.А. Есенина, сборники стихотворений поэта, компьютер, мультимедиа, диск с записями песен на стихи С. Есенина, слайды с изображением картин русской природы.

Методические приёмы: лекция преподавателя, выразительное чтение стихотворений учащимися и преподавателями.












Добрый день! Не случайно наше мероприятие начинается этим стихотворением. Сегодня мы обратимся к творчеству русского поэта Сергея Александровича Есенина и наша задача передать в своих картинах и зарисовках осеннее настроение, которое так удивительно проникновенно выражает поэт в своих стихотворениях. Есенин - такая звучная фамилия. Она созвучна со словами “есень”, “ясень”, “осень”. Говорят, что мотивы тоски, увядания осени не случайны в творчестве Есенина, что они определены его фамилией. “Фамилия моя древнерусская – Есенин. Если перевести её на сегодняшний …язык и выискивать корень, то это будет – осень. Осень! Осень! Я кровью люблю это слово”,- писал поэт.


Сергей Есенин – поэт народный, не только потому, что родился в самой что ни на есть российской деревне, и не потому, что писал о родной природе. Язык его стихотворений прост и понятен, а потому, наверное, что боль и радость, разочарования и мечты, сомнения и надежды, старательно вплетённые в есенинские строки, близки каждой русской душе.

Читать стихи Есенина – значит, каждый раз возвращаться в родные края, по только тебе известной тропинке спешить к порогу родного дома. Поэт мог увидеть необычное в обычном, умел одушевлять природу, а значит, постоянно преображать, любить её и растворяться в ней.

Есенинская поэзия дышит запахом родных просторов. Она светится народными радостями, напоена беспредельной привязанностью к той земле, на которой родился поэт, к тому народу, из которого он вышел.

Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Давайте поближе познакомимся с поэтом.

Видеоролик о юности поэта.

Красива есенинская природа во все времена года. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта.

Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природа - одна из особенностей есенинской лирики.

Читают дети:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец,

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.


Исполнение музыкальных композиций преподавателями


Дорохин Р.В. преподаватель ДХШ


Блохин А.В.. преподаватель ДХШ

Ребята! Красота окружает нас везде и всюду: и в природе, и в семье, в школе, только надо научиться замечать это, беречь ее. Кто полюбит прекрасное, тому Красота откроется много раз и в искусстве, и в труде, и в лесу, и в саду, у речки, дома - там, где он раньше ее не замечал. Давайте и мы с вами попытаемся заметить эту красоту и поделиться, рассказать о ней в своих рисунках

Практическая часть

Учащиеся выполняют конкурсную работу. Тема рисунков непосредственно связана с осенней темой Есенинских стихотворений.





Подведение итогов

Жюри оценивает работы. Дополнительно был объявлен интернет - конкурс. Лучшие работы отмечены ценными призами.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Лаврова Нина Михайловна

МОУ СОШ №4 г. Тверь

Учитель русского языка и литературы

1) ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии С. Есенина;

2) обучить анализу стихотворения.

Отговорила роща золотая
Березовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души, сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

А если время ветром разметая,
Сгребёт их всё в один ненужный ком…
Скажите так…что роща золотая
Отговорила милым языком.

Беседа по вопросам.

-Какие изобразительные средства использует С.Есенин в стихотворении ?

- Для чего С.Есенин использует в своём стихотворении различные художественные средства ? (Поэт полнее и ярче выражает свои эмоции. Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованный поэтом, яркий, зрелый, наглядный, почти осязаемый характер).

-Что использует автор для того, чтобы слово звучало ? ( в стихотворении много аллитерации, ассонансов, которые создают обилие созвучий, делая стихотворение более музыкальным. Всё произведение проникнуто напевностью, которую усиливает пяти стопный ямб).

-Почему в последней строфе Есенин использует многоточие ? (Поэт использует приёмы молчания, с помощью которого передаётся особое волнение лирического героя: дума его переполнена грустными чувствами.)

ДЗ 1. Письменный анализ стихотворения С.Есенина по выбору учащегося. ( В помощь можно использовать план)

Примерный план анализа ( есть у каждого учащегося).
1. Место стихотворения в творчестве поэта (когда написано, к какому периоду творчества относится, к какому событию или к кому посвящено.)

К какому типу лирики(любовная, пейзажная, философская и т.д.) оно относится.

Жанровые особенности стихотворения.

Какова особенность данного произведения, его основная мысль.

Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения ( кто он: трагик, романтик, пафосный герой, патриот и т.д.) Совпадют его мысли, чувства с мыслями и чувствами автора.

Расскажите о композиции стихотворения (сколько строф, можно ли разделить на части).

Каково настроение данного стихотворения? Изменяется ли оно по ходу повествования ?

Образный рад стихотворения.

Лексический строй текста.

Особености поэтического синтаксиса (обращение, восклицание, риторические вопросы, многоточие, инверсии).

Звуковой строй текста (Аллитерация, ассонансы)

Изобразительные средства (метафора, метонимия, сравнения, эпитет, аллегория, символ, олицетворение).

Размер стихотворения, его смыслопораждающая функция (двухсложный и трёхсложные размеры, дольник, тонический стих). Музыкальность. Рифмовка.

Читайте также: