Конспект урока опк любовь к ближнему

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

О любви к ближнему

БЕСЕДА О ЛЮБВИ К БОГУ И БЛИЖНЕМУ.

- на основе Священного Писания, святоотеческого наследия, жития святых воспитывать у детей любовь к ближнему, формировать у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, представление о нравственных идеалах и ценностях;

-развивать представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

-обобщать знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали ;

- формировать ценностно-смысловых мировоззренческих основ;

-учить детей высказывать свое отношение по теме;

-учить работать в группе, развивать коммуникативные навыки, анализировать своё поведение ;

-воспитывать любовь и уважение к православным традициям;

Необходимое оборудование : интерактивное оборудование, доска, заготовленные тексты со стихами и вопросами, рабочая тетрадь;

Дидактическое обеспечение: иллюстрации

Планируемы результаты урока

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)

Метапредметные: умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнеров

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения ;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения

1.Организационный момент.

Ребята, я рада видеть вас сегодня таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Пусть сегодняшний день, вам принесет много новых интересных впечатлений. Посмотрите

-Дети, отгадайте, что я вам принесла? (ответы детей)

Показывает книгу - Библию.

-Как вы думаете, что это за книга?

-Как вы догадались?

-Да, дети,это самая главная книга из всех книг – Библия.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с этой полезной для нас книгой. Присаживайтесь за парты и будьте очень внимательны.

Д.:Это правила данные нам Богом.

-Какую заповедь дал людям Иисус Христос? Сегодня мы побеседуем с вами о любви к ближнему

-Кто, по вашему мнению, вам ближний?

Д: мама, папа, сестрёнка, братик, бабушка, дедушка.

-Да, дети, это самые близкие нам люди.

А как вы считаете врач, который вас лечит, продавец из магазина, соседский мальчик, да просто прохожий может ли нам быть ближним? (ответы детей)

-Определим цель нашего урока( выяснить, кто для нас ближний, как нужно относиться к ближнему)

Кто сотворил первых людей?

-Да, Бог- Отец всех людей .Если Бог-Отец, то мы Ему тогда кто?

- Как вы думаете, ребята, если Бог- Отец, а мы Его дети, то друг другу ,кто мы?

Д: братья и сёстры,

- Бог любит нас .Все люди- большая Божия семья. Какой можно сделать вывод?

Д:все люди ближние друг другу

-Что мы по слову Бога должны делать?

Д: любить друг друга.

На доске появляется желтый круг. Дети собирают лучики солнышка из слов

-Подумаем, какую помощь мы можем оказать нашим ближним? Чем мы можем помочь нашим родителям?

Д: подмести, помыть посуду, пол, присмотреть за младшими братьями и сестрами забить гвоздь ,помочь донести сумку -Незнакомым людям?

Д. :уступить место, перевести через дорогу, подать уроненную вещь

-Есть такие люди, у которых так случилось, что нет ни денег ,ни еды, ни чистой и красивой одежды . ( иллюстрация) Их называют нищие. Бог посылает нам нищих для того, чтобы мы могли проявить свою любовь. Не смеяться над ними и тем более не дразнить их. Как мы с нашими добрыми родителями можем помочь бедным людям?

Д. :поделиться одеждой, едой.

-А теперь, скажите мне ,чем мы можем помочь ближним школе ?

Д.: поделиться, защитить, подбодрить добрым словом , помочь, если кто-то не понял задание

-Если наши друзья поссорились ,чем мы сможем им помочь ?

Д: помирить ,если они поссорились из- за игрушки предложить- свою и т. д.

-Объясним, что значит заботиться о ближнем?

Посмотрите, что изображено на иллюстрации?

Д: взрослый заболел.

-Как можно позаботиться о заболевшем?

Д:укрыть одеялом, принести горячий чай, сходить в магазин, дать лекарство, не шуметь.

-Если наш друг заболел и не пришёл в школу, как можно позаботиться о нём? (навестить, записать видеообращение, нарисовать весёлый рисунок и передать другу, помолиться о болящем)

-Посмотрите на эту картинку. Что делают дети?

Д.: убирают двор, сажают деревья .

-Для чего ?(чтобы было чисто, красиво)

-Заботятся ли они о ближних?( отв. детей)

-Если мы не будем ссорить на улице и во дворе ,будет ли это проявлением заботы о наших ближних?

-Продолжаем игру ,слово ЗАЩИЩАТЬ.

Любит ближнего тот, кто ?

Учитель показывает детям иллюстрацию.

-Что здесь изображено?

Д: мальчик обижает девочку.

-Как правильно вести себя по отношению к слабым? Как поступить в этой ситуации?

Д.: защитить девочку.

Игра продолжаем игру, слово ЖАЛЕТЬ.

-Любит ближнего тот, кто?

-Как мы можем пожалеть ближнего, когда он чем- торасстроен?

Д: успокоить, , приободрить, помочь

-Любит ближнего тот, кто..

Д.: благодарит ближнего.

-Чем мы можем отблагодарить ?(отв. детей)

-Добрыми делами,улыбкой, словами благодарности. Какие вы знаете слова благодарности?

Не забывайте, милые дети ,почаще говорить друг другу эти замечательные слова.

Игра помогла нам узнать ,что если мы любим друг друга, то постараемся.

Д:помогать,молиться жалеть друг друга,защищать,а так же благодарить за оказанную нам помощь

Попытаемся выяснить что, значит, любить ближнего, как самого себя.(Дети встают около парт, учитель напротив детей с мячом.)

Подумайте и назовите, как бы вы хотели, чтобы с вами поступали ваши ближние (воспитатель бросает мяч ученику, ученик с ответом обратно воспитателю)

-Хотели, чтобы нам… (бросает мяч)

Д: помогали, делились,

-Вот так и вы поступаете с вашими ближними

Теперь назовите те поступки, которые вам были бы неприятны.

-Мы не хотели, чтобы нас… (бросает мяч)

Д: обижали, обманывали,смеялись, дразнили, ябедничали и т.д.

-Какой вывод мы сделаем?

Д: нужно делать ближним то, что мы желаем себе ,не делать ближнему того, что себе не желаем

-Постарайтесь всегда помнить об этом. вот так и поступайте!( дети садятся за парты)

- О какой заповеди мы говорим сегодня, назовите ее.

-Перед вами слова, которые характеризуют положительные и отрицательные качества человека. Дети читают разбирают и объясняют непонятные слова

Учитель предлагает ученикам в парах распределить слова и заполнить таблицу в тетради.

Положительные черты человека

Отрицательные черты человека

дружелюбие.,милосердие.трудолюбие,благородство, заботливость, вежливость, верность

дерзость, лицемерие,осуждение,, корысть, жадность,, непослушание, лживость

- Какие черты человека помогают приблизится к Богу?( называют.) Какие черты человека могут отдалять от Бога?( называют.)

-А теперь задумайтесь, если мы нарушаем заповеди Божии , то любим ли мы Бога?

Что означает любить Бога?

Д.:любить друг друга, не нарушать заповеди Бога.:

-Сделаем вывод (если мы любим друг друга, то это означает, что мы любим Бога).

-Сейчас я вам прочитаю одно забавное стихотворение:

В школе есть у нас Данилка,

Он житья мне не даёт

То придумает дразнилку,

То щипнет, а то толкнёт.

Я бы мог тебя, мучитель

Очень больно отлупить

Только наш Христос-Учитель

Заповедал всех любить

Все терпение собрал и терплю!

Может скоро я Данилку полюблю!

Что вам не понравилось в поведении Данилки? Можно ли его назвать любящим Бога? Почему?

-Если нас обидели, обозвали, может быть, ударили, неужели и после этого любить нашего обидчика?

( постараться разобраться в ситуации , простить обидчика)

-Обязательно прощатьи любить. А Кто поможет нам в этом?

-К сожалению, бывают такие ситуации, когда и мы обижаем кого –то. Как же быть? ( ответы детей)

Подведение итогов.

-Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Назовите самую главную заповедь Бога? Что значит любить Бога? Что вам запомнилось? Что показалось непонятным?

Домашнее задание . Написать маркерами на альбомном листе добрые правила обращения с ближним, можно оформить рисунком.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 908 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Ключевые понятия: притча, моральный выбор, любовь к ближнему, милосердие, сострадание.

Цель урока: сформировать православные представления о любви к ближнему;

  • формирование умений анализировать и устанавливать причинно-следственные связи;
  • развитие умения аргументировать и доказывать свое мнение;
  • развитие умения находить в тексте главное, для дальнейшей работы над учебными заданиями;
  • развивать творческие способности детей;
  • развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли.
  • воспитание привычки вести диалог со своей совестью, прислушиваться к своему сердцу, а это значит - голосу Бога в себе;
  • воспитание личностных качеств, помогающих в построении добрых взаимоотношений с окружающими людьми.
  • проблемно – диалогическая технология;
  • технология продуктивного чтения;
  • проектная технология;
  • технология оценивания учебных успехов;
  • работа в малых группах.

I.Проверка домашнего задания.

1.Рабочие тетради проверяются учителем перед уроком, затем дети подсчитывают набранные баллы и делают выводы, записывая их в тетради. По желанию дети высказывают вслух сделанный ими вывод.

- Давайте станем чуть добрее,

Не будем злиться на других.

Жить с добрым сердцем веселее.

Ценить друзей, любить родных.

На экране показать слайды с высказываниями Оптинских старцев о любви (в приложении).

- Скажите, пожалуйста, что общего во всех этих изречениях? ( все они о любви)

III.Создание проблемной ситуации. Формирование проблемы.

- А кого же вы считаете своими ближними?

- Только ли тех людей, которые живут рядом с вами можно назвать ближними?

IV.Открытие новых знаний.

- Любовь в нашей жизни бывает разной. Она бывает радостной и счастливой, и тогда наше лицо просто светится от счастья при встрече с любимым человеком. Но порой бывает любовь со слезами на глазах. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Именно любовь подсказывает нам, что чужой беды не бывает! Иногда бывает, что человек был тебе не знаком, но ты узнаешь о его горе - и не можешь остаться равнодушным.

Одни из самых важных слов на свете - слово милосердие и сострадание

МИЛОСЕРДИЕ (милое сердцу, хорошее, доброе).

СОСТРАДАНИЕ (со – вместе страдать, сочувствовать, переживать)

- Кого же мы можем считать своими ближними?

- Есть ли у нас ближние - те, которые заботятся о нас и о которых мы заботимся?

- Какую пользу для себя получает человек, проявляя заботу о ближнем?

V.Выполнение продуктивных заданий по теме.

В рабочей тетради:

Задание № 3 Работа над новыми терминами (притча, левит, самарянин, динарий, законник)

После работы над значением новых слов предлагаю выполнить задание № 1 и задание

№ 2 : вставить пропущенные буквы в слова и поставить в этих словах ударение.

Работа в малых группах:

стр. 26 Задание № 7

- Разгадать кроссворд я предлагаю вам, работая в паре с соседом по парте. Будьте внимательны к мнению друг друга, обсудите ответы на вопросы кроссворда и найдите правильное решение.

После того, как дети закончат выполнять это задание, через документ – камеру вывожу правильные ответы.

Проверить правильность выполненного задания предлагаю в виде взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями с сидящими за соседней партой одноклассниками.

VI.Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Кого вы теперь будете считать своим ближним?

- Подумайте и сравните: стало ли больше людей, которых вы можете назвать своими ближними?

- Сегодня на уроке мы с вами убедились, как с помощью притч можно донести до людей очень важные и ценные вещи. Давайте продолжим изучение притч в новой проектной работе.

В рабочей тетради стр 25 задание № 5 , № 6.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока будет интересна и полезна преподавателям Основ православной культуры, работающим в 4-ом классе. Разработка по теме "Возлюби ближнего твоего. Благо дарю маме" была создана и для урока ОПК в 4 классе, и для проведения классных часов в 5-8 классах. Используя данный материал, учителя смогут общаться с подростками на тему о почитании родителей.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Методическая разработка урока

по Основам православной культуры

Урок разработала учитель ОПК

Данилина Елена Владиславовна

Тема урока, номер урока в тематическом планировании:

Цель урока: формирование духовных ориентиров, нравственных ценностей, воспитание чувства уважения и почитания родителей.

Задачи урока:

1. Способствовать формированию осознанного понимания обучающимися единства всех Десяти заповедей Божиих и осмыслению Пятой заповеди о почитании родителей.

2. Способствовать проявлению внутренней потребности и стремления обучающихся бережно, внимательно и с послушанием относиться к родителям: отцу и матери.

3. Способствовать включению в систему личностных ценностей обучающихся понятий: любовь к ближнему, благодарение, христианская семья, долг и ответственность.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей:

С помощью родителей обучающиеся к уроку должны написать в тетради список полных имен папы, мамы, бабушек и дедушек с указанием имени, которым крещены по Святцам. Если кто-то из родных уже умер, то обязательно это указать в скобках рядом с именем.

Все мальчики класса учат наизусть стих о маме, из письма Родионов Е.:

". Я тебе много счастья желаю,

Чтобы много ты лет прожила,

Чтоб всегда ты была молодая

И всегда чтоб со мною была. ".

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, колонки.

План урока с хронометражем

Название этапа урока

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Организация и самоорганизация обучающихся

в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

Проверка полученных результатов. Коррекция.

Подведение итогов, домашнее задание

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, дети! (Презентация. Слайд 2) Я хочу сегодня продолжить с вами разговор о Божиих заповедях. Напомните, через кого Бог передал людям заповеди? Для чего они были даны? (Ученики: Через пророка Моисея. По преданию, Моисей нашёл две скрижали (каменные плиты), на которых были написаны 10 заповедей, данных Богом людям. Они были даны как строгий закон для общения людей с Богом и между собой.)

Учитель: Правильно. Действительно, десять заповедей, данных Богом человеку, были обретены Пророком Моисеем на горе Синай. На прошлом уроке мы обсудили законы общения с Богом. А сегодня поговорим о второй части законов, определяющих общение человека с ближним.

2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Учитель: Помолиться за родителей, о их здравии – как же это важно для нашего будущего. Как вы думаете, в чем ещё проявляется почитание родителей? (Ученики: Любить. Слушаться. Помогать. Заботиться, когда они болеют. Не расстраивать.)

Учитель: Я с вами согласна. В первую очередь родителей нужно любить, слушаться их, просить прощения. Также не судить их поступки, быть терпеливыми к их немощам, заботиться о них до самой их смерти, а после ухода их из этого мира, усердно молиться об их упокоении. Все это – наш долг перед родителями. Это – долг взрослых перед своими детьми, так как младшее поколение воспитывается, в первую очередь, не на словах, а на поступках своих же родителей. И, несомненно, долг перед самими собой, если мы хотим себе благо в жизни, как и сказано в заповеди. А еще быть искренне благодарными своим папе и маме.

Учитель: Ваши размышления мне показались глубокими. А как можно подарить благо (и радость, и пользу, и добро, и любовь) папе и маме? Приведите примеры. (Ученики: Порадовать хорошими оценками, сделать подарок своими руками. Помочь в неожиданных обстоятельствах. Достижения в спорте, творческие успехи.)

Учитель: Я согласна с вашим мнением. Желание и умение благодарить – это важная добродетель, присущая человеку. Предлагаю вам подумать и в конце урока сформулировать, как вы благодарите ваших родителей.

На программу приехала соседка Трубниковых и рассказала, что вода и газ в доме Светланы и Игоря появились совсем недавно. А раньше утро Игорька начиналось с того, что он приносил маме на день два ведра воды, рубил дрова, топил печь и только после этого бежал в школу.

В сюжете показали школьных учителей Игоря, которые отзывались о нем только положительно, вспомнив, что он брал с собой учебники и тетради в больницу, где ухаживал за мамой.

А мама Светлана сказала, что уже не надеется снова встать на ноги, не ждет протезирования. Хочет лишь на капельку вернуть зрение. Мечтает увидеть, как вырос сын, увидеть своих внуков и старшую дочь Оксану.

В программе показали, как Игорь массирует уцелевшие части маминых ног, приносит маме еду. Гости в студии увидели несколько эпизодов из жизни Трубниковых. Кадры, как Светлана на коленях подметает пол, моет посуду на ощупь. А еще был видеосюжет о том, как Игорь помогает маме бывать в храме, довозит её на инвалидной коляске, ставит свечи к иконам.

Подумайте, ребята, в чем проявилась благодарность Игоря? Какое благо подарил он своей маме? (Ученики: Забота, помощь, ответственность, милосердие и др.)

Женя очень гордился, что он - пограничник, что занят настоящим делом, которое нужно Родине. И именно тогда, на той последней их встрече, Женя сказал матери: "Из нашей части всех посылают в горячие точки, и я уже написал рапорт. " Увидев, как побледнела мать, попытался ее успокоить: "От судьбы еще никто никогда не ушел. Я могу выйти на дорогу, и меня убьет машина. А плен. Плен - это уж как повезет".

Развязка произошла в день рождения Евгения. 23 мая 1996 года Жене как раз исполнилось 19 лет. Его вместе с остальными солдатами вывели в лес под Бамутом. (Презентация. Слайд 13). Сначала убили друзей, тех, с которыми он был на своем последнем пограничном дежурстве. Потом в последний раз предложили: "Сними Крест! Жить будешь. " Евгений не снял. И тогда его хладнокровно казнили.

Но не только мама воспитывала Евгения. У него были две великолепные бабушки по имени Марии. Он их очень любил. Это они привели Женю к Богу. Крестили в одиннадцать лет. Женя приехал домой с крестиком на веревочке. И потом он делал крестики сам. Занимался отливкой и выжиганием.

Из армии Любовь Васильевна постоянно получала от сына теплые письма. В них стихи. Женя писал своей маме очень добрые слова. Четверостишие, адресованное Любови Васильевне, прочтет по желанию любой из мальчиков. Пожалуйста. (Ученики: слушают своего одноклассника).

Учитель: Удивительные слова из солдатского письма. Женя очень крепко любил свою маму. Предать её он никак не мог. Поэтому требований боевиков он не выполнил бы никогда.

А что было с теми, кто сняли свои крестики? Им приказали расстреливать своих же пленных, если они хотят сохранить себе жизнь. А потом, после этого, одного из них заставили перед телекамерой отказаться от родной матери.

Требования боевиков – отречься от Родины, матери, от веры и избиения не сломили волю Евгения. Не снял он своего нательного крестика, не отрекся от Родины и от Христа.

Для того чтобы выкупить стан Евгения, Любовь Васильевна продала все. Вещи, квартиру, долю одежды. Могилу его за огромные деньги указали матери сами чеченцы. Мать опознала тело сына по нательному крестику. Поразительно, что даже с мертвого они не сняли крестик — не посмели. Мать перевезла сына домой 20 ноября 1996 года. Похоронила. А крестик позже Любовь Васильевна передала в храм святителя Николая в Пыжах, в котором он несколько лет хранился в алтаре. (Презентация. Слайд 14).

День памяти Воина Евгения - 23 мая. Евгений прожил всего 19 лет. В 2017 году 23 мая исполнился 21 год со дня его гибели. Замечу, что после смерти Евгений прожил в памяти людей, в памяти своей мамы уже более 19 лет, 21 год. Любовь Васильевна ведет сейчас активную работу с молодежью в патриотическом направлении.

Подумайте, можно ли назвать подвиг Евгения благом, подаренным маме? Увидела ли мама в поступке Евгения благо? Запишите свой ответ в тетрадь. (Ученики: Благо заключается в верности Родине и матери. Не стал предателем своей семьи и своего Отечества. Мама увидела в поступке Жени верность, стойкость, силу духа.)

Учитель: Мне приходилось часто задумываться о том, как могу отблагодарить своих родителей. (Презентация. Слайд 16) Я постарше вас. В разные периоды своей жизни благодарность и почитание своих родителей представляла по-разному. Сегодня уверена, что отблагодарить родителей нужно тем, что пережить своих самых близких людей. Считаю неправильным, если родители переживут своих детей. Сыновья и дочери должны ухаживать за своими престарелыми родителями, хоронить ушедших из мира сего, молиться об упокоении. Поэтому каждый из нас должен беречь и ценить свою жизнь, данную Богом.

4. Практикум

5. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Вдумайтесь, сколько тепла и заботы отдает мама своему маленькому ребеночку. Не счесть материнских бессонных ночей, отданных лечению болеющего малыша или решению жизненно важных проблем подростка. Столько же любви, добра, заботы и даже больше нам надо успеть вернуть своим родителям при их жизни. В завершении разговора прошу вас вспомнить то благо, которое вы уже подарили (или хотели бы подарить) вашей маме. Ответ запишите в тетрадь. Желающие могут зачитать свои ответы. (Ученики: работают в тетради, дают устные ответы).

6. Подведение итогов, домашнее задание.

Урок окончен. Желаю добра, мира и понимания вам и вашим родителям. До свидания.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:


урок по соновам православной культуры можно проводить и как внеурочное мероприятие.

Содержимое разработки

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Конспект урока по Основам православной культуры


Учитель

начальных классов

Цель урока: углубление представлений о милосердии и сострадании. Освоение данных понятий на новом для учащихся уровне.

Задачи урока:

Формировать у детей понимание сути милосердия как умения человека сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как свое собственное.

Раскрыть перед учащимися мысль о том, что вера и милосердие связаны между собой как свет и тепло весной. Когда они объединены, то все на земле расцветает.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся задумаются над понятиями милосердие и сострадание;

Узнают, что одно из дел милосердия – милостыня;

Обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и миролвоззренческом уровне).

Основные термины и понятия: Долг. Ответственность. Милосердие. Близкий. Любовь к врагам. Милостыня.

Мультимедийная презентация к уроку. Раздаточный материал.

На урок приглашается настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы с. Григорьевка отец Нил.

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

Создание проблемной ситуации.

-Что значит милосердный? (милый сердцу).

- А как вы понимаете смысл слова сострадать? СЛАЙД 3

4.Работа со словарями.

Учитель: Давайте прочитаем в словарях понятие слов 1)милосердие 2)сострадание 3) милый

( работа по группам)

-Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте, что вы рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете? (дети отвечают)

Нежность, сладость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела. Мы говорим, что мама милует нас. В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся.

6. Притча о добром самарянине. СЛАЙД 4

-Как и все чувства, милосердие трудно описать словами. Его можно лишь ощутить в себе или на себе.

-Одно из дел милосердия – милостыня. Каким же образом можно оказывать милостыню и что включает в себя это понятие? (Ответы детей)

7. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся МИЛОСТЫНЯ.

( Ученики делают вывод из прочитанного)

8. Работа с пословицами у доски:

Учитель: Ребята, соедините начало и конец пословиц:

Ответы детей: Наверное, потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другому человеку, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как своё собственное.

Учитель: А сейчас послушайте одну притчуаудиозапись)

- Какие чувства вы испытали, когда слушали?

- Каким качеством обладал мальчик?

- Как назвал продавец мальчика?

-Кого называют милосердным?

- Что значит сострадание?

(читает заранее подготовленный ребенок)

Из бумаги петушка

Люба смастерила,

Разукрасила бока,

Гребень прикрепила,

И, любуясь петушком,

Песенку запела:

«Знаешь ли, мой петушок,

Есть такие дети,

У которых близких нет

Никого на свете.

Мама ласковой рукой

Их не приголубит,

И игрушки никакой

Им никто не купит.

Ты лети, мой петушок,

Сядь к ним на окошко:

Пусть с тобою веселей.

- Какие образы и картины вы представили, слушая это стихотворение?

- Как вы охарактеризуете девочку, смастерившую петушка?

11. СЛАЙД 9 Великие русские Святые О милостыни и благотворении

Св. Григорий Богослов

Свв. Авва Дорофей и Иоанн Лествичник.

12.Милосердие в современном мире.

Учитель: В настоящее время МИЛОСЕРДИЕ находится в одном ряду с такими понятиями, как гуманизм, альтруизм, толерантность, сочувствие, сопереживание, доброта, любовь, человечность, человеколюбие, эмоциональная отзывчивость. СЛАЙДЫ, 10, 11, 12, 13,14,15 (О милосердии в современном мире) Гуманитарная и медицинская помощь жителям Донбасса. Семь дел милосердия.

Учитель: Вы сегодня привели много примеров добрых дел, которые уже совершили. А теперь подумаем, какие добрые дела нас ждут впереди.

-Напишите на листочках от Дерева Доброты, какое доброе дело вы хотели бы совершить уже сегодня или в ближайшее время.

- Молодцы! Много добрых дел запланировали. Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!

14. Итог урока:

Учитель: Мне хочется верить, что сегодня наш урок не прошёл даром для нас всех. А вы, ребята, смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия, понять его истинный смысл. И каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям и, возможно, его пересмотреть.

А завершить урок я бы хотела словами святителя Игнатия Брянчанинова:

(Звучит тихая спокойная мелодия) СЛАЙД 17

Учитель:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Спасибо всем за урок! Творите добро себе на благо!

Содержимое разработки

4 КЛАСС Милосердие и сострадание

и сострадание

Мил о серд ие говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Мил о серд ие

говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сострадание –

это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.


Ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.

Ближний – это тот, кто нуждается

в твоей помощи.

творить Спеши добро

Добро помни, два века живет а зло забывай Доброе дело два века живет

Добро помни,

два века живет

а зло забывай

Доброе дело

два века живет



О милостыни и благотворении

Св. Григорий Богослов

Свв. Авва Дорофей и Иоанн Лествичник


Гуманитарная помощь жителям Донбасса 2014 год

Гуманитарная помощь жителям Донбасса

Всякому просящему у тебя - дай. БЛАГО ТВОРЕНИЕ

Всякому просящему

у тебя - дай.

БЛАГО ТВОРЕНИЕ

Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается. http://oldmedia.meta.ua/files/pic/0/36/105/WIkB5Nf9dE.jpg, http://www.mediaport.ua/images/103639_700.jpg

Нищий богатым питается,

а богатый молитвой нищего спасается.

Кто сирых питает, того Бог не забывает. http://s04.radikal.ru/i177/1202/c7/d306aa98d031.jpg, http://www.neyglamp.ru/product_images/original/4531.jpg

Кто сирых питает, того Бог не забывает.

Тест

  • Выберите тот поступок, который можно назвать милосердным
  • Если кто – то из приятелей сплетничает, надо…
  • Чтобы нас любили люди, мы должны..
  • Сострадательный и милосердный человек помогает…
  • Добрым человека можно назвать, если…
  • Сострадание помогает человеку…
  • Сострадание должно быть…
  • Сострадательный и милосердный человек помогает…

СОСТРАДАНИЕ

БЕСКОРЫСТИЕ

Не стой в стороне равнодушно, Когда, у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда И если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:выяснить сущность христианского понимания милосердия. Показать взаимосвязьь понятий "милосердие", "сострадание","любовь к ближним".

Основная нравственно-педагогическая идея урока: с древности милосердие осмысляется как важное условие человеческого общежития, существенное нравственное требование. В христианстве милосердная любовь приобретает этически особое значение как одна из трёх богословских добродетелей (вера, надежда, любовь). Милосердие — инициативное чувство и активное действие. По христианскому учению, в милосердии человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. Милосердное прощение в христианстве ценится выше и благороднее, чем справедливое возмездие. С этической точки зрения, милосердие составляет долг человека.

Задачи урока:

воспитательные: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

развивающие: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам; развитие умения работать с понятиями, текстом учебника, иллюстрациями

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент (0,5 минуты)

Организация учащихся на подготовку к уроку, концентрация их внимания

Готовятся и настраиваются к уроку

Проверка выполнения домашнего задания (4 минуты)

Учитель напоминает, что на уроках по основам православной культуры ребята знакомятся с христианскими духовными ценностями, просит учеников напомнить тему предыдущего занятия и полученное домашнее задание. Интересуется, были ли у ребят трудности при выполнении задания, если да, то какие?

Называют тему предыдущего урока и полученное домашнее задание; сообщают о том, что трудностей при его выполнении не возникло (при возникновении трудностей – указывают на те моменты, которые не получились, слушают объяснения ребят, выполнивших задание, пробуют дать собственные ответы в устном виде).

Представляют выполненные домашние задания.

Усвоение новых знаний (18 минут)

Часто ли замечаете тех, кому плохо?: 1) да, вижу таких людей, животных; 2) нет, таких людей, животных никогда не видел;

Как поступаете, когда замечаете тех, кому плохо?: 1) стараюсь помочь; 2) прохожу мимо;

Что предпочитаете: 1) выбирать и дарить подарки; 2) получать подарки;

Что предпочитаете: 1) оказывать помощь; 2) получать помощь.

Просит ребят поднять руку тех, кто преимущественно выбрал ответы под номером 1).

Спрашивает: - Как можно назвать тех людей, кто видит людей или животных, нуждающихся в помощи и всегда готов им помочь? Обращает внимание учеников, что таких людей ещё называют милосердными.

Предлагает в начале

1. Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока?

2. Вспомните случаи из своей жизни, когда к вам были милосердны.

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

- В чем смысл притчи? (Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И ещё ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи)

- Кого же на самом деле можно считать твоим ближним?

а) в минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе

б) твой вроде бы родной дядя тоже прошёл мимо

в) лишь тот человек, с которым никто в классе не решался дружить, заметил твои слезы и подошёл поговорить и помочь.

Ещё раз задаёт вопрос: кто же на самом деле твой ближний?

Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

В 1863 г. был издан приказ военного министра о введении постоянного сестринского ухода за больными в военных госпиталях. Этот год можно считать годом рождения профессии медицинской сестры или сестры милосердия в России.

Предлагает на основе фотоматериала на страницах учебника подготовить небольшой рассказ о сёстрах милосердия, их деятельности.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Даже если это преступник – надо пробовать облегчить его страдания. Если его наказало государство, это не значит, что и каждый из людей должен досаждать ему.

Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время - и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?

Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твоё сердце, сделают его более человечным.

Читайте также: