Конспект урока олени на севере

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по ИЗО

Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, средой обитания и особенностями образа жизни. Показать значение оленя в жизни северных народов.

2.Совершенствовать навыки рисования животных, соблюдать пропорции, изображать животное в движении; передавать характерные особенности северных оленей (короткие ноги, приземистое тело, на голове ветвистые тонкие рога, на шее пушистая грива).

3.Развивать воображение, интерес к природе Севера.

4.Обогащать словарный запас детей, понятие оленеводство, стадо, каслает, подвес, камус, важенка, тынзян, хорей, лишайник, ягель, пушица. 5.Воспитывать любовь к родному краю.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: формировать понимания выразительных возможностей изображения, понимание связи с окружающим пространством; систематизировать формирование познавательной активности, совершенствование умения рисовать животных, углубление знаний анатомическом строении, цветовой окраске; общее и индивидуальное в строении тела животных.

Метапредметные: понимают поставленную задачу занятия, отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на занятии; вступают в речевое общение.

Личностные: имеют положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявляют интерес и уважение к культуре других народов.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая, индивидуальная.

Картины и иллюстрации с изображением северных оленей;

- Страна у нас большая, красивая и сильная в ней живут разные национальности. Ведь не спроста, говорят, что Россия – многонациональная страна. А знаете почему? Потому что все народы населяющие Россию, дружные.

- Сегодня, мы поговори о севере . Что вы знаете о Севере?

«Мы любим смеяться, на нартах кататься,

По белому снегу зимой. И, честное слово,

- В этом стихотворении говорится о детях Севера, но на Севере живут и животные. Вот сегодня мы будем с вами рисовать животных Севера.

-Скажите, как называется край, в котором мы живём?

- Назовите, каких животных Севера вы знаете?

Как ветви у него рога!

Он благородный. Он пятнистый.

Обходит сочные луга,

В жару идёт же в лес тенистый.

-Правильно, сегодня мы поговорим о северном олене – об одном из самых красивых животных Севера, украшением тундры.

Северные олени – прекрасное, могучее животное. У них крупное туловище, большая голова, увенчанная, словно царской короной, ветвистыми рогами, короткие, мощные ноги.

Длина тела взрослого животного больше 2 метров, высота около 1.5 метров, а весит он 100-220 килограммов. Обычно тундровые олени намного мельче и меньше. Их вес едва превышает центнер.

Обычно северные олени держаться стадами , в которые собирается множество животных.

Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы.

Их тело покрывает густая и длинная шерсть, защищающая животное от холода.

Зимний мех длинный, особенно на шее, где образуется свисающая вниз грива (подвес) . Толстая сердцевина волоса наполнена воздухом, поэтому волос очень легкий, ломкий, но теплый.

На ногах волосы короткие, но прочные (камус ).

Зимой окраска оленьего полушубка очень красивая – светлая, серебристо – белая.

Летом олени линяют, меняют густой и длинный мех на более короткий. Меняется и цвет шерсти. Она становиться коричневой или серовато – бурой.

- Как вы думаете, почему происходит линька меха у оленей?

Летом в тундре намного теплее и животному не нужен густой, теплый мех. А почему меняется окраска меха? (Ответы детей)

Зимой, среди бесконечных снежных просторов белый северный олень незаметен для стаи хищных голодных волков.

Летом, олени почти сливаются с болотными коричневатыми и бурыми кочками. Такая окраска называется защитной.

- Обратите внимание на копыта оленя.

Широкие не по росту копыта северного оленя позволяют ему без особых затруднений передвигаться и по глубокому снегу, и по болоту. При этом олень опирается не только на пару средних копыт, но и на боковые, чуть приподнятые над землей копытца каждой ноги. При соприкосновении со снегом или топким грунтом они широко раздвигаются, увеличивая площадь опоры, а при подъеме ноги сжимаются, легко освобождаясь даже из вязкой топи.

- Скажите, пожалуйста, чем кормится олень?

Зимой основной корм оленя – ягель, который они добывают из-под снега. Его даже называют оленьим мхом.

Снег копытом целый день

Роет Северный олень

Нелегко ему трудяге

Отыскать под снегом ягель

Олени — вегетарианцы: они питаются мхом , корой, почками или водными растениями. Летом они угощаются сочными травами, растущими по берегам тундровых рек и озер, веточками и листьями карликовой березы , ягодами морошки, брусники и грибами.

- Как вы думаете, олень дикое животное или домашнее?

Существует два вида оленей: дикие и домашние. Дикие олени сами по себе кочуют по тундре. У них шерсть темной окраски, симметричные, ветвистые рога, которыми они защищаются от нападения врагов. Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает пастух - оленевод.

- Основное занятие жителей Севера – оленеводство (олени перевозят детей, из оленей они шьют себе одежду и обувь, покрывают чумы, оленье мясо и молоко употребляют в пищу), р ыболовство, охота.

- Олень служит как транспорт во все времена года. Северные сани называются нартами . Они бывают грузовые и легковые.

Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь.

3.Показ на доске.

Какая у него форма головы?

(Овальная, удлиненная) . Передние ноги сгибаются в коленях так , (показываю) а задние наоборот.

- Рога у оленей имеют очень много веточек.

4. Поэтапное рисование оленя.

5.Рисование в цвете.

По ходу занятия уточняется, как получить на палитре серый цвет или светло-коричневый. Затрудняющимся детям индивидуально показывается способ рисования животных красками.

6.Итог урока. Выставка рисунков.

Для копыт, колёс и ног
Много сделано дорог.
Ну, а если снег и сопки,
Перевалы на пути,
Где крутой звериной тропкой
Не проехать, не пройти,
Там всегда в метель и стужу
Человеку верно служит
Быстрый северный олень.

Цель: расширить знаний детей о северном олене.

Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры (сезонные изменения, способы защиты, Обобщить представление детей о значении и роли оленей для человека;

: кормит, одевает, обувает, какую пользу приносит людям, средства передвижения. развивать ловкость, быстроту, Воспитывать любовь и уважение к животным. Формировать знания о коренном населении,их образе жизни; Развивать связную речь детей, любознательность;

Воспитывать любовь к родному краю, поселку вызывать чувство гордости за него. Поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Предварительная работа: разучивание стихотворения “Северный олень”, песен об оленях, отгадывание загадок, рассматривание картины “Северные олени” (серия “Домашние животные”, чтение мансийской сказки “Гордый олень”, подвижные игры

“Олени и пастухи”, “Ловля оленей”, “Важенка и оленята”.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на Север, а куда попробуйте отгадать. (послушайте песню) 2 Слайд

В-ль: Правильно ребята. А что такое Тундра? (ответы детей, объяснения воспитателя)

Отгадайте ребята, какое сейчас время года в Тундре? (пришла девушка белянка, побелела вся полянка)

-А как вы думаете какая зима? (морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная)

— Какой снег зимой? (легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, чистый, мокрый, рыхлый)

Ход игры: Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.

Правила игры: Навести глазок подзорной трубы и назвать его, выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине ( словарная работа: чум, нарты, ягель)

В-ль: Давайте с вами поговорим о самом распространенном жителе Тундры.

«Словно царскую корону носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.

От рогов ветвистых, стройных на снега упала тень.

-Что нарисовано на этой картине? (олениха с олененком)

-Что делает олениха (наклонила голову и ест ягель — олений мох)

-Что делает олененок? (он стоит рядом и смотрит на нее)

-Чем отличается олениха от олененка (ответы детей)

-Чем похожи олениха и олененок?

-Что еще изображено на картине (оленья упряжка, на ней ездят жители севера)

У оленя дом большой,

Он глядит свое окошко

Заяц по лесу бежит

Дверь к нему стучит:

“Стук-стук дверь открой

Там в лесу охотник злой

Заяц, заяц забегай

В лапу мне давай!”.

Северные народы целиком зависят от оленей, и как правило, вся их жизнь проходит вместе с оленями. Они кочуют вслед за оленями по пастбищам и постоянно заботятся о местах богатой пищей для оленей. На севере богатым человеком считается не тот, у кого много денег, а тот у кого больше оленей.

Шкура с ног оленя имеет самый прочный мех, поэтому из нее шьют зимнюю обувь – кисы. (рассматриваем настоящие кисы)

Из костей оленя делают орудия производства, полозья для нарт (рассматривание картин)

Рога, кости, хвост и зубы оленя идут на лекарство

Мы уже говорили, как проходят эти праздники.

Сейчас мы с вами поиграем в игру:

Волки и олени.

- Как охотятся волки? У нас несколько ребят будут волки, а остальные олени, которым нужно убежать от волков.

*словесная – подвижная игра.

Ведущий: - Волки, волки, где вы были?

Волки: - За оленями ходили, по долам, по лугам. Ловим мы их тут и там.

Ведущая: - А куда же вы олени?

Олени : - Мы из тундры в лес кочуем, за кормом везде идём.

Ведущая: - Так бегите как хотите, только ноги берегите. Волки следуют за вами. С острыми зубами.

• Проходит игра 2 раза.

- Ребята посмотрите на доске белый ватман, представьте себе, что это белый снег Крайнего Севера.

На столе, на бумаге нарисованы северные олени. Вырежьте, пожалуйста каждый своего северного оленя и наклейте на панно Крайнего Севера. И у нас с вами получиться стадо диких северных оленей.

-Ребята, а давайте мы нарисуем для оленихи с олененком ягоды, которыми они любят полакомиться (дети рисуют северные ягоды, по окончании работы рассматривают рисунки и рассказывают про ягоду, ее вкус, пользу).-рассказ 3-4 детей.

Воспитатель: Все эти ягоды богаты витамином С, который укрепляет организм и помогает ему бороться с простудой.

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к жизни животных - северным оленям.

Задачи:Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры, расширять представление детей о жизни животных в условиях крайнего севера.Формировать представления о северном олене, как об основе жизни на Ямале.Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его природным богатствам.

Словарная работа:Ветвистые рога, оленевод, кочуют, стадо,

Воспитатель: Ребята,я вам загадаю загадку, а вы, разгадав, узнаете, о ком идет речь.

Он для всех хороший друг

в тундре, где Полярный круг.

Есть рога и тёплый мех,

что зимой так греет всех.

Возит нарты далеко,

с ним на Севере легко.

Ищет ягель целый день.



Воспитатель: Правильно.

Ребята, а кто был на празднике народов Севера?

Вы видели на празднике северных оленей?

Какие они? Как выглядит северный олень?

Рассматривание:Ребята, что вы можете рассказать об олене? Какой он?

Ребята посмотрите, какие интересные, красивые рога у оленя. Какие они?

Воспитатель: Ветвистые рога оленя - это самое заметное украшение этого животного. Рога длинные, тонкие и изогнутые. Рога животного покрыты тонкой шерстью. Смена рогов обязательно происходит раз в год. На их месте тут же начинают отрастать новые. Основной функцией рогов оленя является защита и нападение.

Северные олени используют рога в качестве орудия труда, откапывая ими снег, чтобы добывать себе еду.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет?

Воспитатель:Правильно, кожа оленя покрыта мехом, летом мех тонкий и короткий бывает, а зимой покрывается длинным и густым мехом. Северный олень хорошо переносит мороз, за счет плотного волосяного покрова, который не пропускает холодный ветер.Окрас светло-серый зимой, летом с коричневым оттенком.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете почему олени не проваливаются в снег?

Воспитатель:Ребята, посмотрите какие копыта у оленя толстые,


их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложек, удобные для разгребания снега . Когда олень ходит по мягкой почве или снегу, копыта раздвигаются в стороны, поэтому он более крепко стоит на ногах, устойчив и не падает.

Какие бывают олени?

- Дикие и домашние.


Воспитатель: Дети, как вы думаете чем отличается дикий олень от домашнего?

Дети: Они живут и кочуют по тундре, сами добывают себе пищу, а домашние олени живут около людей.

Воспитатель: Правильно. Дикие олени сами по – себе кочуют по тундре.Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает человек.

Воспитатель: Как называют человека, который присматривает за оленями?

Воспитатель: Давайте посмотрим на экран и сравним изображения 2 оленей: дикого и домашнего

Дети описывают оленей: Они очень похожи. У северного оленя вытянутое приземистое тело. На шее короткая, не всегда заметная грива, морда удлиненная. Окраска летом бурая, зимой серая. Маленькие оленята одноцветные. Рога есть и у самцов, и у самок. Они очень длинные, тонкие.

Воспитатель: Дикие олени выше и несколько крупнее.

А сейчас поиграем в игру

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

Он глядит (правую руку над глазами)

В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)

Заяц (ладони к голове, как уши зайца)

по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)

Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)

Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)

«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте дальше знакомиться с северным оленем.

А где живут северные олени ? Кто знает?

Воспитатель: Северный олень -обитатель тундры. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень. Олени живут большими стадами, так проще найти себе корм и отбиться от врагов.

Воспитатель: Ребята, чем питаются северные олени? Кто знает?

Воспитатель:любимое лакомство – это ягель. Этот мох разрастается сплошным ковром в тундре круглый год. Обладая острым нюхом, они могут слышать запах ягеля даже под толстым слоем снега. А летом олени едят грибы, ягоды, листья кустарников.


Воспитатель:Ребята, а как называют человека, который присматривает за оленями?

Воспитатель: Правильно. А сейчас я предлагаю поиграть в игру.


Цель: упражнять в беге; учить соблюдать правила игры;

Правила игры: бегать надо легко; ловить оленей по сигналу; круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков; олени стараются не попадать в круг, но попав в круг – уже не вырываются.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет?

Дети: У них теплая шерсть, и к зиме они толстеют.

Воспитатель: Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть. Особенно густая шерсть на шее. На зиму волосы утолщаются, под ним образуется воздух, который препятствует потере тепла. К зиме олени жиреют.

Воспитатель:Как называется в стаде олениха,

Воспитатель: Кто в стаде оленей вожак?

Воспитатель: как называют детенышей оленей


А сейчас поиграем в игру “Важенка и оленята”.

По залу разложены обручи. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит в углу.

Бродит в тундре важенка,

Все, что непонятно…

Топают по лужам

Играющие оленята свободно бегают по залу, наклоняются: едят траву, пьют воду. На слова “Волк идет!” оленята и важенка убегают в свои домики. Пойманного олененка волк уводит с собой

Воспитатель: Оленя называют бродягой Севера, потому что он постоянно кочует по тундре в поисках корма. Нередко в пути их застает пурга.Олени предпочитают местности, где много мха и альпийских трав, которые составляют их пищу. Олени совершают ежегодные путешествия, весной из лесов в тундру, а летом, когда там появляются тучи комаров, они бегут обратно в леса. Такие переселения совершаются большими стадами.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у оленей есть враги?

Дети: Есть, самый страшный зверь для оленя это волк.

Воспитатель: Главные враги северного оленя в тундре – это волки. Они буквально идут по пятам за стадом, нападая на молодых, еще не окрепших, и на старых особей. Волки, как правило, охотятся на них стаей.

Воспитатель: Как вы думаете, кто еще может навредить оленям?

Воспитатель: Человек осваивает тундру, разрабатывает новые месторождения газа и нефти, но страдает от этого олени. Техника портит растительность тундры. А олень не может существовать без корма.

Воспитатель: Олени как тропу натоптали, так там и будут ходить. В них сохраняется этот инстинкт дикой жизни. Наша задача сегодня — не нарушать эти тропы. А чтобы не нарушать эти тропы люди придумали поднять трубу газа над тропой, или поместят глубже в землю.

Воспитатель: послушайте стихи, которые для вас приготовили Света и Саша

Любите родную природу

Озера, леса и поля

Ведь эта же наша с тобою

Навеки родная земля!

На ней мы с тобою родились

Живем мы с тобою на ней

Так будем же, дети, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Воспитатель:Ребята,наверное, нет на свете более полезного домашнего животного, чем северный олень. Испокон веков он служил людям пищей, одеждой, транспортом, без оленя жизнь коренных жителей в суровом климате севера невозможна.

Северный олень – это частичка природы северного края, основа жизни на территории края белых снегов, это символ и гордость Ямала.

Давайте беречь и охранять нашу природу. Ведь от нас с вами зависит как будут в ней жить животные.



Автор: Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов КОУ ХМАО-Югры "Ларьякской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Описание: представляю Вашему вниманию конспект интегрированного занятия для учащихся начальных классов, проведенного в рамках предметной недели, посвященной 85-летию ХМАО-Югры. Публикация может быть полезной учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования и воспитателям дошкольного образования.
Цель: знакомство учащихся с образом жизни северного оленя.
Изготовление аппликации "Олень".
Задачи:
1. Активизировать интерес детей к познанию родного края. Расширять знания о жизнедеятельности народов ханты.
2. Обогащать знания и представления детей о северном олене. Закрепить понятие малица, оленеводство. Обогащать словарный запас детей.
3. Воспитывать любовь и привязанность к родному краю, толерантное отношение к культуре, быту и традициям народов Севера.
Оборудование для учителя: мультимедиа, флаг, украшение классной доски малицей и хантыйским орнаментом, образец поделки.
Оборудование для учащихся: желтый картон, шаблоны, кусочек меха, карандаш, клей, ножницы, салфетка, коробочка для мусора.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно, красиво. Спину держите прямо, улыбнитесь. Протяните руки в стороны и возьмитесь за руки. Встаньте ближе друг к другу, прижмитесь плечом. Как у вас дружно получилось. Вот так же надежно, поддерживая друг друга, как одна большая крепкая дружная семья, проживают на территории ХМАО, разные народы.
- Коренными жителями являются народы ханты и манси.
- И как было сказано 10 декабря исполнится 85 лет нашему краю.




3. Беседа о жизни северного оленя.
(Ученик читает наизусть стих).
Вот он – северный олень, белый, словно снег.
Пусть сугробы до колен, лёгок его бег.
Словно царскую корону носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.

-Да, действительно, северный олень одно из самых красивых, сильных и выносливых животных нашего края. Северный олень хорошо приспособлен для обитания в суровых морозных условиях. Для него всегда найдется подножный корм.
- Что значит подножный корм?
+ Подножный корм это значит, что животные сами находят себе корм.
- Чем питается северный олень?
+ Летом они едят траву, грибы, объедают листья кустарников. Зимой разгребают копытами снег, чтобы добраться до мха- ягеля, который растет по всюду, его так и называют олений мох.


- Передние копыта оленя крепкие широкие, поэтому ими удобно разгребать снег в поисках корма. Благодаря широким копытам и тонким ногам, олени не проваливаются в глубоком снегу, а летом на болотах.



- Он не боится северных холодов, так как природа подарила этому животному густой, лёгкий и очень тёплый мех. Самое необычное, что нос тоже покрыт теплым согревающим мехом.



- Зимний мех длинный, особенно на шее, где образуется свисающая вниз грива ( подвес).Толстые волоски наполнены воздухом, почему волос очень легкий, ломкий, но теплый. На ногах волосы короткие, но прочные (камус).
- А еще у северного оленя красивые ветвистые рога, которые начинают расти сразу после рождения. Они покрыты как будто бархатом. Чем старше олень, тем крепче рога. Осенью или весной олени их сбрасывают, затем начинают расти новые.





- Олень для северного человека – очень хороший помощник. Именно, благодаря северному оленю проходит весной праздник - день оленевода.
- Скажите, кто был празднике- день оленевода?
Давайте посмотрим фрагмент праздника.
Просмотр отрывка видеофильма.
- Праздник начинается с открытия праздничной ярмарки. На ярмарке продают дары северного леса - ягоду, кедровые шишки, рыбу, оленье мясо, меха, сувениры, выполненные своими руками.
К этому дню готовятся заранее, по особенному. Выбирают самых сильных выносливых оленей. Оленьи упряжки украшают национальными орнаментами и ханты устраивают соревнования. А в награду победителю дарят снегоход.
4. Физминутка.
- Оленеводы продемонстрировали свою ловкость, сноровку, умение управлять оленями. Давайте проверим, насколько внимательными и сноровистыми получается быть у вас. Смогли ли бы вы управлять оленями.


Дотронуться правой рукой до левого плеча.
Дотронуться левой рукой до правого колена.
Левую руку спрятать назад, опустить.
Правой рукой дотронуться до левого уха.
Повернуться на лево, на право.
Левой рукой дотронуться до правого плеча.

Встать на носочки, руки на поясе. Шагать не отнимая носочка от пола.
Шаги на месте с высоким поднимание колен, носочек тянуть.

- Как у вас хорошо получается. Можно смело надевать (малицу), садиться на (нарты), не забыть взять (каюр). В таком виде мы настоящие (каюры), сможем смело управлять оленьей упряжкой.

5. Практическая часть.
-Ханты гордятся своими оленями. Про оленей в народе говорят:
Оленю лучшая мерка – в дороге проверка;
Сильному оленю большая дорога не страшна, а слабому и маленькая тяжела;
Как высоко олень несёт свою голову, так же высоко держи имя своё.

У меня тоже есть свой олень. Он красивый добрый, выносливый, немножко смешной. Вот он. (показ образца)


Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув широко.

Поэтапное выполнение поделки.
а) Организация рабочего места, ТБ.
- Сейчас мы с вами выполним точно такого же оленя.
- Из какого материала выполнена работа? (картон).
- При помощи чего соединены детали? (клей)
- Значит работа выполнена в технике… картонной аппликации.
-Для этого разложите все на своих партах так как показано на фото. То, что берем левой рукой -кладем слева; то, что берем правой рукой - кладем справа.
- Среди этих предметов есть опасный инструмент, который требует соблюдения правил ТБ. Напомните мне, как нужно обращаться с этим инструментом.
б) Выполнение поделки.
- Итак, я буду показывать картинку на слайде, а вы определять и четко последовательно выполнять работу.
Положите перед собой голову оленя- основу.
Она из грубого картона. Посмотрите, можно даже разглядеть древесные опилки, что доказывает происхождение любой бумаги и картона их дерева.
в) Уборка рабочего места.
г) Анализ выполненных работ.

- Получилось целое стадо оленей. Пусть они принесут вам удачу и везенье в учебе, дружбе. Чтобы вы также дружно жили и учились, не говорили плохих слов друг другу. Заботились и помогали младшим ребятам. Старались совершать только хорошие поступки, не подводить своих учителей и воспитателей.
Беги, мой оленёнок, с ветвистыми рогами,
По тайге, занесённой пушистыми снегами.
Друг, мой, северный олень, белый, словно, снег.
Он в сугробах до колен не убавит бег.

6. Итог занятия.
-В заключении занятия я хочу понять, что вы запомнили, что нового узнали. Для этого вам нужно правильно ответить на вопросы.
- В какое время года отмечается праздник День Оленевода? (весной)
- Длинные сани, которые впрягаются при поездке на оленях? (нарты)
- Как называют человека, который управляет оленьей упряжкой? (каюр)
- Как называется одежда, сшитая из оленьей шкуры? (малица)
- Палка, помогающая управлять оленьей упряжкой? (хорей)
-Сегодня я вас хочу особенно похвалить за старательность, аккуратность, активность на занятии, за ваши ответы и продемонстрированные знания.
И если вам понравилось занятие, пожмите по братски друг другу руки.

Читайте также: