Конспект урока оформление диалога 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности диалогической речи, пунк­туационное оформление диалога на письме.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества ; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций; частично-поисковый, индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Организационная структура (сценарий) урока

Обучающие и развивающие компоненты, зада­ния и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

организации взаимодействия­

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1. Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветственное слово учителя (слайд 1).

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Чулпан Махсутовна и я сегодня проведу у вас урок русского языка. Сегодня мне хотелось бы начать урок с пожелания. Желаю вам хорошего настроения, и я надеюсь на вашу активную работу.

Слушают учителя, участвуют
в диалоге
с учителем; размещают учебные материалы на рабочем

месте, демонстрируют готовность к уроку

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

2. Актуа­лизация и пробное учебное действие

Выполняется структура МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group) ,

выполнение мультимедийного интерактивного упражнения

Повторение пройденной темы.

А) Сейчас вы под музыку СМЕШИВАЕТЕСЬ, когда музыка прекращается, то ЗАМИРАЕТЕ, ваша задача состоит в том, чтобы объединиться в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на мой вопрос.

Сколько видов предложения по цели высказывания?

Сколько типов предложения по интонации?

Сколько букв в слове речь?

Вот мы с вами сформировали группы, это ваша новая команда, с которой вы будете работать сегодня на уроке. Поприветствуйте друг друга. Садимся за столы.

Б) Посмотрите, пожалуйста, на экран

Ребята вам нужно найти слова автора и прямую речь и записать в тетради предложения по порядку.

Выпишете отдельно слова автора и прямую речь.

Затем, чтобы собрать предложения обсуждают в группе. Заслушиваются ответы индивидуально.

-Молодцы, какое произведение мальчики обсуждают?

-Правильно, ребята. (слайд 2)

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме "Диалог".

ВложениеРазмер
Конспект урока в 5 классе Диалог 27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Диалог

Тип урока : урок развития речи, открытие новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с таким языковым явлением, как диалог; научить грамотно оформлять разговор нескольких лиц в письменной речи.

Личностные : осознание ответственности за произнесенное и написанное; интерес к созданию собственного текста — диалога, к ведению диалога.

Метапредметные : извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, работать в группе, коммуникативно взаимодействовать с одноклассниками в процессе совместного выполнения задания; приходить к общему решению в совместной деятельности; создавать диалоги с учетом речевой ситуации.

Предметные : знать, что такое диалог, реплика; знать правило постановки знаков препинания при диалоге, схемы диалога; распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему по указанной схеме; вести диалог с опорой на предложенные этикетные слова.

- Ребята, по вашим лицам я поняла, что что-то случилось, может я что-то неправильно сказала? (ответы учащихся). Исправьте меня.

- Вежливость – это одно из важнейших качеств человека.

1.1. Повторение изученного.

- Прочитайте, что говорил народ о вежливости.

- Легко ли читать? Почему?

- Какие это предложения? ( с прямой речью).

- Расставим знаки препинания. ( на эл. доске).

- Почему отличаются знаки препинания? ( 1. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. 2. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире). (оценка).

- Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа, пропустите строчку для темы и запишите одно из высказываний, с которым вы согласны, не забудьте расставить знаки препинания.

Составьте схему записанного предложения. ( на эл. доске).

- Чему учат эти поговорки?

Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в это время я рассказывал Мишке про лемуров, что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел фотографию лемура, как он держится за авторучку, сам маленький-маленький и ужасно симпатичный.

— Ты мою тетрадку проверь, а я — твою.

Дениска увидел, что Мишка написал, так сразу стал хохотать.

Мишка тоже покатывается, прямо синий стал.

— Ты чего, Мишка, покатываешься?

— Я покатываюсь, что ты неправильно списал! А ты чего?

- Что представляет собой этот отрывок? Что вы увидели и услышали? (разговор двух друзей, диалог).

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

– Удобно ли читать такой разговор? Почему?

Попробуйте сформулировать тему урока.

Опираясь на тему урока, сформулируйте цель , к которой вы будете стремиться.

- Запишите тему урока в тетрадь.

3.1. - Что вы знаете о таком виде речи как диалог?

- Теперь обратимся к статье учебника на стр. 117 и сравним наши выводы с выводами данной статьи.

- Подтверждаются ли наши выводы правилом? Из чего состоит диалог? (реплика, слова автора).

– Как записываются реплики в диалоге? (Ставится тире в начале каждой реплики.)

  1. – Запишите текст в виде диалога. (один человек у доски/ оценка).

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:

Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.

- Ого! Где достал? Дашь мне его домой? - спросил Мишка.

- Нет, домой не дам. Подарок.

3.3. Что такое синонимы? Для чего они используются в речи? Какое слово чаще всего используется в диалоге в словах автора? (сказал).

- Какими словами можно заменить это слово, чтобы не было повтора? (спросил, крикнул, ответил, произнес, проворчал, шепнул, объявил).

- Устная проверка двух работ, проверка в парах.

Какие вежливые слова уместно употреблять в разговоре со взрослыми, а какие – с друзьями? Взрослые – руки вниз, друзья – руки вверх.

Здравствуйте, привет, пока, доброе утро, до свидания, до скорого, благодарю, добрый день, здорово, пакеда, увидимся, будьте добры, звони, счастливого пути.

3.5. Развитие речи. Работа в парах.

Составляют письменно диалоги (без вежливых слов и с вежливыми словами). Обыгрывание ситуаций (6 пар учеников). Письменно в тетрадях.

- Какие “волшебные” слова необходимо использовать в устном диалоге?

Обратите внимание, как пишутся эти слова (стр. 118).

- Давайте проверим, правильно ли вы записали диалог, все ли знаки препинания расставили. (документ-камера). Проверить одну работу. Потом проверяют в парах. Обозначьте орфограммы в этикетных словах. (оценка ).

- Что такое диалог?

- Есть ли общее между диалогом и прямой речью?

- Как называются части диалога?

- Как правильно записать диалог?

- Захотелось ли вам перечитать рассказы В. Драгунского?

- А теперь давайте вернемся к началу урока, вспомним, что мы хотели сегодня узнать? Что узнали?

- Сделаем мы это в форме диалога. Примерные вопросы на слайде.

1.Чему научился на уроке?

2. Были ли трудности?

3. Какое упражнение было интересно выполнять?

4. Оцените свою работу на уроке?

5. Что узнал нового?

6. П овторил уже известное?

7. Хорошо работал на уроке?

  1. Домашнее задание
  1. Пар. 49.
  2. Упр. 254. или составить диалог двух читателей рассказов В.Драгунского.

3.5. Решение речевых задач в игровой форме.

Ученики выбирают карточки, на которых с обратной стороны написаны проблемные речевые ситуации. (Приложение 3)

Учащиеся обыгрывают эти ситуации, показав самое главное - как вежливо вести диалог.

Рассуждение о необходимости использования в диалоге “слов вежливости”.

(Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться. Обращаясь к кому-нибудь с просьбой, вспомни слова пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо. По окончании разговора не забудь попрощаться.)

- Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в это время я рассказывал Мишке про лемуров, что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел фотографию лемура, как он держится за авторучку, сам маленький-маленький и ужасно симпатичный.

— Ты мою тетрадку проверь, а я — твою.

Дениска увидел, что Мишка написал, так сразу стал хохотать.

Мишка тоже покатывается, прямо синий стал.

— Ты чего, Мишка, покатываешься?

— Я покатываюсь, что ты неправильно списал! А ты чего?

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.

  • Пришел к другу (подруге), чтобы позвать его (ее) на площадку, так как там сегодня будет интересная игра. Выясняется, что друг (подруга) заболел (заболела). (с использованием вежливых слов).
  • Пришел к другу (подруге), чтобы позвать его (ее) на площадку, так как там сегодня будет интересная игра. Выясняется, что друг (подруга) заболел (заболела). (с использованием вежливых слов).
  • Пришел к другу (подруге), чтобы позвать его (ее) на площадку, так как там сегодня будет интересная игра. Выясняется, что друг (подруга) заболел (заболела). (без вежливых слов).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты





Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах .


Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема: ПричастиеТип урока: Урок о.



1. Познакомить учащихся с понятием “диалог”.
2. Развивать умения и навыки составлять диалог на предложенную тему, расставлять знаки препинания при диалоге.
3. Воспитывать культуру речи.

Психологический настрой на урок:

– Я в школе на уроке,
– Сейчас я начну учиться.
– Я радуюсь этому.
– Внимание мое растет.
– Я как разведчик все замечу.
– Память моя крепка
– Голова мыслит ясно.
– Я хочу учиться.
– Я готов к работе.
– Я работаю.

У: Спасибо. Мы настроились на рабочий лад.

– Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок. Вы попробуете себя в роли актёров, экспертов по русскому языку, писателей и даже редакторов.

А цели и задачи для всех нас будут общие: мы должны будем решить

– что такое диалог?
– где он встречается в речи?
– как выделяется на письме?

Но без вашей помощи, вашего активного участия в работе это будет трудно сделать.

– Итак, откройте тетради, запишите дату, вид работы (классная работа), тему урока.
– А сейчас учащиеся вашего класса инсценируют небольшое стихотворение О.Григорьева “Яма”.

Ваша задача будет состоять в следующем: внимательно прослушать стихотворение и ответить на вопросы:

– Сколько персонажей участвует в разговоре?
– Кто из персонажей диалога заслуживает осуждения и почему?

– Яму копал?
– Копал.
– В яму упал?
– Упал.
– В яме сидишь?
– Сижу.
– Лестницу ждешь?
– Жду.
– Яма сыра?
– Сыра.
– Как голова?
– Цела.
– Значит живой?
– Живой.
– Ну, я пошла домой.

– Итак, разговор двух или нескольких лиц называется диалогом.

– А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (В разговорном стиле, в обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома.) Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день.

Работа с терминами “диалог”.

МОНО
ПОЛИ
ДИА лог
ЭПИ
ПРО

ДЖОТ ТОТС На каждом листочке бумаги придумайте одно слово, связанное с понятием “диалог” (например: беседа, информация и т.д.). проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги, положите в центр стола лицевой стороной вверх. У каждого из вас по 4 листочка. Итого в центре стола получится 16 листочков. Слова не должны повторяться.

Теперь оставьте на столе любые 9 карточек по три ряда.

ТИК-ТЭК-ТОУ Каждый член команды составляет по 1 предложению, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали) из этих 9 карточек. Выберите лучшее предложение и зачитайте.

Чтение, размышление. Скажите пожалуйста сколько времени спросила Ольга.

1. Перед вами предложение с прямой речью. Запишите его, расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему. Помогаем партнерам по столу.

2. Посмотрите, как оформляется диалог на письме.

Вообразите же моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Он сказал: А:
– Пожалуйста. нарисуй мне барашка! – П!
– А. – П?
– Нарисуй мне барашка, – попросил голосок. – П, – а.
(Антуан де Сент-Экзюпери.)

Итак, какие знаки препинания ставятся при диалоге?

  • Слова каждого из участников диалога называются репликой.
  • Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире.
  • Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.

Наблюдение над языком.

Сейчас мы познакомимся с вами с небольшим шутливым стихотворением, и вы должны подумать и ответить:

– Есть ли в этом стихотворении диалог, и в каком стиле речи он встречается?
– Согласны ли вы с героем стихотворения? Почему он не прав?

Выразительное чтение стихотворения Григория Граубина “Ленительный падеж”.

Спросили Лежебокина:
– А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
– В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
– Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог ты новые
Придумать имена?
– Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

– Ребята, а нет ли среди вас Лежебокина? Хорошие ли вы друзья?

Микс-Фриз-Груп под музыку двигаются, музыка останавливается и задается вопрос, требующий числового ответа, дети должны объединиться:

1. Сколько падежей в русском языке? (6) Назовите их.
2. Сколько лиц, как правило, участвует в диалоге? (2)
3. Сколько главных членов предложений в русском языке? (2) Назовите их.
4. Сколько второстепенных членов в русском языке? (3) Назовите их.

– Где же ещё может встречаться диалог? (В художественном произведении – художественный стиль.)
– А в сказках используется диалог?

Братья молча постояли
да в затылке почесали.
“Спрос не грех. Прости ты нас, –
Старший молвил, поклонясь: –
коли так, не заикнуся
уж о том”. – “я не сержуся, –
тихо молвила она: –
и отказ мой не вина”.
Женихи ей поклонились,
потихоньку удалились,
и согласно все опять
стали жить да поживать.

Давайте постараемся вспомнить из какой сказки этот отрывок? (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” А.С.Пушкин.)

– Кто с кем разговаривает?
– Почему царевна отказывает братьям?

Наблюдение над языком.

– Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками.

Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (Вырываем, уничтожаем.)

– Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: “Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?”

Серёжа вернулся из кино.
– Что, хорошая была картина? – Спросил я.
– Ух, и здорово!– ответил он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете… Ну, словом, просто здорово…Понимаете?
Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.

КЛОК БАДИС Встретьтесь с партнером на 3 часа дня и обсудите с ним ответ на этот вопрос.

– Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи.
– А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?

Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

– Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (Вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику.)
– Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его(её) не оказалось дома, а трубку подняла мама. С чего вы начнёте и чем закончите диалог?

– Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Колю.
– А его нет дома.
– Пусть он перезвонит мне, когда придёт.
– Обязательно передам.
– Спасибо большое. Извините за беспокойство.

– Таким образом, что мы сегодня узнали о диалоге?

1. Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
2. Диалог состоит из реплик и слов автора.
3. Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.
4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.
5. Диалог используется в разговорном и художественном стилях.
6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая слов-сорняков и повторов.

Билетик на выход.

Ответить на 1 из этих вопросов, письменно.

Что такое ДИАЛОГ?
Какие знаки препинания ставятся при ДИАЛОГЕ?
В какой речи чаще всего употребляется ДИАЛОГ?
Как вы понимаете, что такое культура общения?

Домашнее задание: Составить небольшой диалог на тему: “Разговор по телефону”, используя “волшебные слова”.


Нам уже известно, как оформляется прямая речь на письме. Но как быть, если разговаривает два человека или более? На этом уроке мы говорим о правилах оформления диалога на письме. И закрепим эти правила, посмотрев на диалоги в забавных историях.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Диалог"

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

· Что такое диалог?

· Как оформить диалог на письме?

· Чем диалог отличается от прямой речи?

Мы с вами познакомились с прямой речью. Прямая речь – это высказывание, которое передаётся дословно. Прямая речь в тексте заключается в кавычки.

Прямая речь сопровождается словами автора. После авторской речи ставится двоеточие. Перед авторской речью ставится тире.

Давайте вспомним, как выглядят схемы предложений с прямой речью.


Прямая речь позволяет передать нам самые разные высказывания.


На письме мы передадим это с помощью прямой речи.

Но как передать разговор двух лиц? Ведь часто общается два человека.

Вот, например, разговор Майи и Максима:


Здесь высказывания двух человек чередуются. Такой разговор называется диалогом.

В диалоге может участвовать и более двух человек.

Допустим, к беседе присоединилась Лида.


Значит, диалог – это разговор двух или более лиц.

Посмотрите на эти высказывания. Здесь только чужая речь. Здесь нет слов автора. Эти высказывания называются репликами.

Составим первое определение.

Диалог – это речь двух или более лиц.

Диалог состоит из реплик.

Реплика – это высказывание лица без слов автора.

Итак, у нас есть реплики. Они чередуются в диалоге. Но как же нам оформить этот диалог на письме?

Может быть, попробовать сделать это с помощью прямой речи?

Можно заключить каждую реплику в кавычки.

А как показать, что реплики следуют одна за другой? Мы же помним, что после прямой речи ставится тире. Значит, после одной реплики мы ставим тире, потом ещё реплику, потом тире, потом новую реплику, потом тире… и все это время нам нужно не забывать открывать кавычки и закрывать кавычки… Удобно ли такое оформление?


Нет, не очень. Легко запутаться во всех этих кавычках, тире и знаках препинания.

Поэтому давайте признаем попытку неудачной. И вернёмся к нашим репликам. Смотрите, они довольно удобно расположены. Каждая реплика с новой строки. Почему бы так их и не оставить?

Каждая реплика диалога пишется с новой строки.

Но если мы теперь уберём рамки – то как мы узнаем, где реплики? Перед нами обычные предложения.

Обозначим начало каждой реплики знаком тире. Теперь хорошо видно, где реплики диалога.


Запомним, что перед каждой репликой ставится тире.

Мы можем сказать иначе.

Хотите узнать, где диалог?

Вам укажет это тире. Оно – что-то вроде регулировщика, который постоянно показывает: реплики диалога следуют прямо за мной!


А теперь давайте посмотрим на первые реплики нашего диалога. Сейчас они оформлены правильно. Но им все же чего-то не хватает. Например, информации о том, кто и как произносит эти слова.

А ведь реплики диалога тоже могут сопровождаться словами автора, как и прямая речь!

И мы знаем, что первая реплика принадлежит Майе. А вторая Максиму. Но как же это записать?

А как мы оформляем авторские слова в прямой речи? Первый столбец нам не нужен: нас интересуют случаи, когда авторские слова стоят после речи. В этом случае перед авторскими словами ставится тире.

При словах автора в диалоге ставятся те же знаки препинания, что и в прямой речи.

В наших схемах достаточно убрать кавычки – при диалоге они не нужны. И поставить тире перед каждой репликой.


Получается, что перед речью ставится тире. И перед словами автора тоже ставится тире. И ещё обратите внимание на последнюю схему. После высказывания ставится не точка, а запятая.

Давайте к репликам нашего диалога добавим слова автора.


Теперь наш диалог оформлен. Посмотрите, перед словами автора ставятся тире. Точки после реплик заменяются запятыми.

А теперь немного потренируемся.

Запишем диалоги из комиксов о Вовочке.


– Бабушка, можно мне конфету? – спросил Вовочка.

– Только через мой суп! – сурово ответила бабушка.


– Начни с хорошей! – посоветовал ему папа.

– Я больше так не буду… – тут же заныл Вовочка.

Обратите внимание на оформление диалогов.


– Скажите, как можно по дереву узнать сторону света? – поинтересовалась Марья Ивановна.

Читайте также: