Конспект урока образ гриши добросклонова и его идейно композиционное звучание

Обновлено: 06.07.2024

Презентация на тему: " "Кому на Руси жить хорошо". Проблема счастья и её решение в поэме. Образ Гриши Добросклонова и его идейно - композиционное звучание" — Транскрипт:

1 Проблема счастья и её решение в поэме. Образ Гриши Добросклонова и его идейно - композиционное звучание. Мовенко Константин, г. Севастополь, 2020

4 Гриша Добросклонов Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. В отличии от покорности к судьбе и обстоятельствам у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни. Гриша не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него и выбирает для себя иной путь, становится народным заступником. Он не боится того, что жизнь его будет нелегкой. Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.

5 Характеристика героя Выходец из духовного сословия, учится в семинарии ; Родился в очень бедной семье, рано умерла мать, по которой он очень тоскует ; Юноша около пятнадцати лет ; Вынужден жить в голоде и холоде ; Имеет дар вести людей за собой, помогает крестьянам ; Умён и имеет сильный характер ; Искренний и честный человек ; Сочиняет для крестьян песни, чтобы поднять их дух и побудить изменить свою жизнь ; Готов отдать свою жизнь за счастливую жизнь крестьян ;

6 Добросклонов и Добролюбов Прообразом Добросклонова является Н. А. Добролюбов. Как и Добролюбов, Добросклонов борец за крестьянские интересы, за всех обиженных и униженных. Добросклонову не нужны богатства и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, чтоб каждому крестьянину жилось весело, вольготно на Руси

9 Лучшие человеческие черты : связь с землёй, тяга к знаниям, оптимизм, уважение к труду, духовная сила и готовность к самопожертвованию. Можно не иметь внешнего покоя и богатства, но, имея достойную цель и внутреннюю уверенность в себе, человек становится сильным. По мнению Некрасова, счастье состоит в участии людей в жизни и следовании ими благородных целей. Гриша Добросклонов - герой - идеал автора. Некрасов видел счастье и истинное назначение человека в бескорыстном служении народу. Понимание счастья автором поэмы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Оборудование: дидактический материал.

Актуализация опорных знаний.

I. Беседа п о вопросам домашнего задания:

3. Вспомните, как называются главы поэмы. О чем они? Прочитайте понравившиеся строки.

4. С какой целью собрались мужики?

5. Что заставило их странствовать по Руси в поисках счастья? Нашли ли они счастливого человека?

II. Объяснение нового материала.

Слово учителя (учащиеся записывают в тетрадях).

Жизнь народа и образы крестьян

Поэт с горечью рассказывает о тяжелой жизни народа. Бесконечны, безмерны его страдания. Нищета, вечный голод, изнурительный труд, покорность… Но есть и положительное в крестьянах – трудолюбие, жажда воли, острый ум и смекалка, отзывчивость на чужую беду.

Вопросы для обсуждения :

1. Образы крестьян-правдоискателей. Дайте характеристику одного из персонажей или расскажите его историю.

2. Что убеждает читателя в правдоподобии изображаемых событий?

3. Анализ образа Гриши Добросклонова. Комментированное чтение глав поэмы.

Гриша с детства не понаслышке знаком с основными проблемами крестьянства: непосильным трудом, голодом и пьянством. Но все это не озлобляет, а наоборот закаляет героя. С пятнадцати лет в нем вызревает твердое убеждение: жить нужно исключительно для блага своего народа, каким бы бедным и убогим он не был. В этом решении его укрепляет память о матери, заботливой и трудолюбивой Домнушке, прожившей из-за своих трудов короткий век…

III. Закрепление изученного.

Самостоятельная работа.

Ответы на вопросы.

1. Какие типические народные черты показаны Некрасовым в образе Якима Нагого?

Итоги урока. Рефлексия.

Урок литературы в 10 классе на тему

Методическая цель: о пределить понятие счастья для героев поэмы,обозначить авторскую позицию по данной проблеме, совершенствовать умение анализировать образы, поступки литературных героев, сопоставлять и обобщать факты, логически и аргументировано мыслить и высказываться, развивать связную речь учащихся.
воспитывать внимательного читателя, прививать уважительное отношение к человеку, его мнению

Оборудование: текст поэмы, литературоведческий словарь, компьютер, презентация, мультимедийный проектор.

Тип урока: открытия новых знаний.

I . Организационный момент.

II . Мотивация уч.деят-ти.

III .Формулиров.темы и целеполагание.

IV .Актуализация опорных знаний.

Итак, вспомнили содержание поэмы.

- С какой целью путешествуют по Руси семеро мужиков?

- Ищут ответ на вопрос.

- Какого человека ищут?

V .Работа по теме урока.

1. Какими вопросами задается автор вместе с мужиками? Давайте составим кластер вопросов (запись на доске и в тетрадях).

5. Определение проблемы учащимися.

- Какую проблему поднимает автор?

3. Создание ситуации противоречия между старым и новым материалом

- Итак, давайте подумаем, как Некрасов отвечает на поставленные вопросы; как бы вы сегодня ответили.

6. Проверка групповой домашней работы. Составление таблицы.

Группами были выбраны главы, чтобы определить: в чем герои глав находят счастье?

Понимание счастья разными героями поэмы:

Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Закон - моё желание!
Кулак – моя полиция!

Матрёна Тимофеевна

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У Бога самого!

Рябая, одноглазая старуха.

Солдат с медалями.

Каменотёс с тяжёлым молотом.

Мужик с одышкою.

Дворовый графа Переметьева.

Мужик со скулой свороченной.

Ермила Гирин.

Имел он всё, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почёт,
Почёт завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой.

Счастье для 7 мужиков

… Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошёной волости,
Избыткова села.

Авторское понимание счастья.

Выразителем авторской позиции в поэме является герой Григорий Добросклонов.

Гриша Добросклонов

…и лет пятнадцати
Григорий твёрдо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и тёмного родного уголка.

Глава поэмы

Герой главы

В чем счастье

Покой, почет, богатство

доверие людей, совестливость

7. Вывод учащихся по таблице. Последняя глава рассказывает о герое-идеале автора. Поэт видел счастье и истинное назначение человека в бескорыстном служении народу (запись в тетрадях).

Авторское понимание счастья.

Выразителем авторской позиции в поэме является герой Григорий Добросклонов.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

…и лет пятнадцати

Григорий твёрдо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и тёмного родного уголка.

Анализ образа Гриши Добросклонова. Комментированное чтение глав поэмы.

Гриша с детства не понаслышке знаком с основными проблемами крестьянства: непосильным трудом, голодом и пьянством. Но все это не озлобляет, а наоборот закаляет героя. С пятнадцати лет в нем вызревает твердое убеждение: жить нужно исключительно для блага своего народа, каким бы бедным и убогим он не был. В этом решении его укрепляет память о матери, заботливой и трудолюбивой Домнушке, прожившей из-за своих трудов короткий век…

V I. Итог урока.Рефлексия. Слово учителя. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье - это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.

Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья —
Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье —
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье —
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.

По мненью четвертых, это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,
Что счастье — это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!

У Некрасова по-настоящему счастливый человек – тот, кто борется за благо и счастье народа, – Гриша Добросклонов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: попытаться проанализировать авторский замысел и понять, почему не состоялась встреча Гриши с правдоискателями.

Ход урока

I. Реализация индивидуального домашнего задания

Урок 9. Народ и Гриша Добросклонов

Цель урока: попытаться проанализировать авторский замысел и понять, почему не состоялась встреча Гриши и правдоискателями.

I. Реализация индивидуального домашнего задания

С другой стороны, насколько счастлив Гриша Добросклонов? Находит ли Некрасов достаточно убедительные слова и совершенную форму для воплощения этого счастья? Вспомним, как Гриша, открыв в себе поэта, эмоционально переживал свою творческую удачу:

Добросклонову понадобилось уединение для того, чтобы в тиши прочувствовать наиболее торжественную и счастливую минуту в его жизни. Итак, развязка мнимая, иллюзорная. Подлинного завершения эпопеи нет, так же, как не завершено развитие воплощенного в ней русского национального характера, неистощимого в своих проявлениях.

Н. Скатов утверждает: «Сам по себе образ Гриши не дает ответ на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце. Счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понималось, пусть даже борьба за все общее счастье) — еще не разрешение вопроса.

Дело, труд воспринимаются как служение счастью народа, торжеству его лучших стремлений и надежд.)

(Здесь поэт размышляет о смысле жизни, о том, какой выбрать путь, по какой дороге пойти. Жизнь открывает пред человеком разные дороги — два пути.

Лишь души сильные,

— Какова цель песен Гриши Добросклонова?

(В песнях, которые поет Гриша, звучит призыв к борьбе за счастье народа, за свет, свободу. Гриша связан с народом. Крестьяне воспринимают Добросклонова как своего, как выразителя и толкователя их надежд, интересов. Гриша помог крестьянам понять правду о крестьянском грехе преодолеть состояние подавленности и вновь поверить в свои силы.)

III. Работа над диалогом Гриши Добросклонова с дядей Власом

— В чем заключается суть диалога?

(В этом диалоге соотнесены крестьянское представление о счастье и понимание о счастье. Эта беседа убеждает, что пока народное понимание счастья не совпадают с теми идеалами, за которое самоотверженно борется Добросклонов. Вместе с тем заветная мечта Гриши:

Чтоб землякам моим и каждому

Крестьянину жилось вольготно

Весело на всей святой Руси.)

— Что сближает героя с автором в этом диалоге?

— Какие еще песни поет Гриша? О чем они?

Сила в ней скажется

IV. Чтение главы V

— Почему странники, по мнению автора, не нашли ответа на волнующий вопрос?

Читайте также: