Конспект урока объединение германии 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Загрузить презентацию (983 кБ)

Вся презентация состоит из 20 слайдов разбитых на 4 темы в соответствии с основными частями урока. Каждый слайд фактически является или графически-текстовой формой конспекта лекции, или заданием, которое преподаватель и учащиеся должны разобрать в ходе урока. По ходу урока преподаватель поэтапно выводит необходимый материал на экран и рассматривает основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания он организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги. Учащиеся участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, конспектируют.

Цель урока: познакомить учащихся с процессом объединения германских земель в 19 веке; показать его неизбежность и влияние на дальнейший ход истории; выделить роль Бисмарка и Вильгельма I.

Форма урока: комбинированный.урок

1. Проверка домашнего задания

2. Изучение новой темы.

Лекция с элементами беседы. Презентация. Конспект урока учащимися. Участие в обсуждении.

В первой половине XIX в. Германия оставалась раздробленной на множество государств. В каждом из них были своя политическая власть, армия, свои законы и таможня. Самыми значительными среди них были Австрия и Пруссия, претендовавшие на роль объединителя всех германских земель. (Слайды 2-3)

Вопрос: Вспомните, с какими проблемами в процессе объединения сталкивалась Италия? (Слайды 4-5)

Вопрос: Какие революционные события происходили в Европе в первой половине 19в.?

Вопрос: Какова роль народных масс в объединении Германии?

Вопрос: Что вы знаете о дальнейшем соперничестве Германии и Франции?

Большую роль в быстром развитии германской промышленности сыграло и ограбление Франции. Германия оккупировала 35 наиболее развитых департаментов побежденной страны и вывезла оттуда все, что смогла: оборудование предприятий, средства транспорта. Франция выплатила Германии огромную контрибуцию — 5 млрд. франков золотом, причем сделала это за три года, чтобы скорее избавиться от оккупационных войск. По условиям мира империя получила Эльзас и часть Лотарингии — земли, богатые железной рудой, что давало большие возможности для развития тяжелой промышленности.

Вопрос: Почему объединение страны стало мощным толчком для ее экономического развития?

В стране образовался единый внутренний рынок. Полностью исчезли таможенные границы, были введены единая валюта, единая система мер и весов, что создало условия для процесса модернизации. Кроме того, германские предприниматели успешно использовали опыт других стран, самую прогрессивную технологию, все новейшие достижения науки и техники. Молодые немецкие предприятия оказались оборудованы значительно лучше, чем предприятия Англии и Франции, где процесс индустриализации завершился раньше. К 90-м гг. она прочно занимала первое место в Европе по темпам и уровню экономического развития, оттеснив Англию и Францию на второе и третье места. (Слайды 20-21)

Вопрос: Как вы дум2аете, почему Россия и Германия окажутся по разные стороны баррикад в Первой мировой войне?

Бисмарк в целом всегда был сторонником дружественных отношений с Россией. "Едва ли, – писал он, – когда-либо может возникнуть необходимость войны Германии с Россией, если только либеральные глупости или династические промахи не изменят ситуации". Взгляды Бисмарка разделял и Вильгельм I. По этому поводу английский историк Э. Карр заметил: "Этой максимой пренебрегли Вильгельм II в 1914 г. и Адольф Гитлер в 1941 г., что в обоих случаях имело катастрофические последствия для Германии".
Бисмарк ушёл в отставку в 1890 г. Он покидал Берлин, шумно приветствуемый толпой, забывшей жестокость этого человека и помнившей лишь о его чрезвычайных заслугах перед Германией. В книге "Мысли и воспоминания" он рассказывает о своей жизни, о мотивах, руководивших им на его нелёгком поприще. При всей неоднозначности своей деятельности Отто фон Бисмарк – одна из самых ярких и сильных фигур в немецкой истории.

3. Закрепление: проверочная работа (Слайд 22)

Использованная литература.

1. Эмиль Людвиг. Бисмарк. – М.: Захаров – АСТ, 1999.
2. Алан Палмер. Бисмарк. – Смоленск: Русич, 1998.
3. Мысли и воспоминания в 3-х томах. Перевод с немецкого под редакцией А.С. Ерусалимского. (М.: ОГИЗ. СОЦЭКГИЗ, 1940-1941. – Библиотека внешней политики)

происходившими в Германии во второй половине XX века .

2. Способствовать формированию умений анализировать ис-
торические факты, сравнивать внутриполитическую и социально

экономическую ситуацию в двух государствах.

  1. Способствовать воспитанию уважения к истории другого государства

Основные понятия: социально рыночное хозяйство.

  1. карта “Политическая карта мира”;
  2. схема “Экономические системы двух Германий”;
  3. Раздаточный материал
  1. Организационный этап.
  2. Этап проверки д/з.

Подготовка устного ответа по карточке

Какие внешние и внутренние факторы привели к краху Четвёртой республики и возвращению де Голля к власти?

Каковы причины итальянского экономического чуда?

  1. Париж
  2. Центризм
  3. Алжир
  4. Левоцентризм
  5. Лион
  6. Турин
  7. Миттеран
  8. Ваттикан
  9. Сенат
  10. Альдо Моро
  1. Столица Франции
  2. Политика балансирования ХДП до середины 60-х годов
  3. Бывшая колония Франции в Северной Африке.
  4. Политический курс правительств Италии в 60-70е годы
  5. Промышленный центр и железнодорожный узел на юге Франции
  6. Промышленный центр на севере Италии
  7. Президент Франции социалист
  8. Государство в Риме
  9. Верхняя палата французского парламента
  10. Лидер ХДП, выступивший за сотрудничество с ИКП
  1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Итак, мы познакомились с процессами, происходившими во Франции и в Италии во второй половине XX - начала XXI веков.

- Территория какого известного государства была разбита на зоны? ( Германии)

Сегодня мы поговорим о тех процессах, которые происходили в Гемании во второй половине XX - начала XXI веков
Задача для учащихся: Почему раскол Германии на два государства приобрёл характер раскола Европы и мира на две социально- экономические системы и почему объединение произошло мирным путём ?

Запишите тему урока.

IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Договорённости на Потсдамской конференции

Была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией. Провозглашались цели разоружения, демилитаризации и денацификации Германии. Все военные и полувоенные формирования подлежали ликвидации. Нацистские законы отменялись. Национал-социалистическая партия Германии и все нацистские институты ликвидировались. Военные преступники предавались суду. Активные члены нацистской партии удалялись со всех значимых постов. Германская система образования ставилась под контроль с тем, чтобы уничтожить нацистские и милитаристские доктрины и обеспечить развитие демократии. На демократических принципах учреждались органы самоуправления по всей Германии. Поощрялась деятельность демократических партий. Было решено не создавать пока центрального германского правительства. Германская экономика подлежала децентрализации, производство – постановке под контроль союзников, чтобы исключить возрождение военной промышленности. На период союзной оккупации Германия должна была рассматриваться как единый экономический организм, в том числе в отношении валюты и налогообложения. Предусматривалось, что верх, власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруж. сил СССР, США, Англии и Франции, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям соответствующих правительств

2. Беседа по прочитанному.

—Какие четыре принципа были были выдвинуты относительно Германии? ( денацификация, децентрализация, демилитаризация, демократизация ) .

— Кто брал на себя контроль за происходящее? (страны союзники ).

-Между какими странами была разделена Германия? (СССР, США,

4. Беседа по прочитанному материалу.

— Каковы были причины окончательно раскола Германии ? (Холодная война, денежная реформа 1948 года.)

— Какие государства образовались на территории Германии? (7 сентября 1949 г –ФРГ, 7октября 1949 г ГДР.)

5. Работа с документом по группам

Ф. Хайек о социализме

Государство должно вмешиваться в жизнь рынка только в той степени, в которой это требуется для поддержания работы механизма конкеуренции или для контроля тех рынков, на которых условия вполне свободной конкуренции неосуществимы…

В том изаключается тайна рыночного хозяйства и его превосходства над любым видом планового хозяйства, что в рыночном хозяйстве как бы ежедневно и ежечасно осуществляются процессы приспособления, которые приводят к правильному соотноршению спрос и предложение, национальную продукцию и национальный доход и тем к самым к равновесию….

Я также считаю само собой разумеющимся долгом общественности заботиться об обеспечении людей не старости лет. Я имею ввидеу тех старых людей, которые не по своей вине потеряли свои сбережения в результате политики, приведшей к двум инфляциям…

Вначале должна быть собственная, личная ответственность и только тогда, когда одной этой ответственности оказывается мало или она безрезультатна, вступают в силу обязательства государства или общества в отношении человека.

Там, где человек и его семья, сознавая ответственность перед собой, в состоянии сами позаботиться о себе, -там принудительная защита со стороны государства должна прекратиться …

Стремление к организации, к коллективному планированию и к коллективному строю может получить почву под ногами только тогда, когда человек готов к отречению от самого себя и к отказу от личной ответственности… В человеке стремление к свободе неотделимо от сознания ответственности…. Свобода без чувства ответственности ведёт к вырождению и хаосу!

Материальные свободы делают людей несвободнее… Лишь подъём уровня благосостояния создаёт те условия, которые могут оторвать человека от его примитивного, по существу только материально мышления.

Отношение потребителя к нашему экономическому строю будет становиться всё более положительным, если каждый гражданин будет уверен, что благодаря свободному рынку он сам будет определять свою судьбу и не будет зависеть от анонимных экономических сил…

Повышение жизненного уровня , к которому я стремлюсь, является проблемой не столько распределения, сколько производства, точнее, призводительности. Решение лежит не в делении, а вумножении национальной продукции. Те, кто своё внимание уделяет проблемам распеделения, всегда приходят к ошибочному желанию распределять больше, чем в состоянии производить народное хозяйство….

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Германия: раскол и объединение. 9класс

Задачи урока:

Систематизировать знания учащихся о послевоенном развитии Германии

Формировать навыки работы с текстом, историческим источником, исторической картой.

Развивать умение давать характеристику деятельности политических партий, лидеров государств

Воспитывать интерес и уважение к истории.

Тип урока: урок новых знаний.

Новые термины: оккупационный режим, дена цификация, демилитаризация, декартелизация, демократизация (4-Д), Тризония, бундестаг, бундесрат, ФРГ, ГДР.

Оборудование: Учебник, тесты, политическая карта мира, мультимедийный проектор.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Послевоенная история Германии подразделяется на три периода:

1945–1949 гг.– оккупационный режим

1949–1990 гг. – сосуществование и соревнование ФРГ и ГДР

1990 г. – объединение двух германских государств в Федеративную Республику Германия.

Проблемное задание:

Сравните итоги развития двух германских государств во второй половине XX в. Как вы считаете, почему произошло объединение Германии?

Оккупационный режим в Германии (1945—1949)

Безого ворочная капитуляция Германии 8 мая 1945 г. означала, что Гер­ мания лишилась своей государственности.

На каких международных конференциях обсуждался вопрос о послевоенном устройстве Германии?

Какие решения были приняты союзниками по антигитлеровской коалиции в отношении Германии?

Полное разоружение и демилитаризация Германии

Искоренение Национал-социалистической партии, всех нацистских учреждений, суд над военными преступниками

Децентрализация германской экономики с целью уничтожения концентрации экономической силы в форме картелей, синдикатов и т.д.

Таким образом , политика держав в отношении Германии предусматривала демилитаризацию, денацификацию, демократизацию, декартелизацию .

Власть взяли на себя оккупационные державы: в трех западных зонах — военные администрации США, Великобритании и Франции, в восточной зоне - советская администрация. Общее руководство осуществлял четырехсторонний Контрольный совет.

Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР.

Наиболее важным актом западных оккупационных властей, приведшим к расколу Германии, стала сепаратная денежная реформа 20 июня 1948 г. Западная Германия была подключена к помощи по плану Маршалла. Затем последовало создание Парламентского совета по выработке конституции. На основе конституции 14 августа 1949 г. были проведены в объединенных трех западных зонах (в прессе употреблялся термин-Тризония) выборы в бундестаг - нижнюю палату парламента. Верхняя палата – бундесрат - формировалась из представителей земель.

7 сентября 1949 г. парламент одобрил конститу цию и избрали президента Федеративной Республики Германии, а 20 сентября лидер Христианско-демократического союза Конрад Аденауэр(1876-1967гг) представил парламенту первое правительство ФРГ.

События в Восточной Германии развивались по аналогичному сценарию. В ответ на денежную реформу в западных зонах была введена восточная марка в советской зоне. Политические партии Восточной Германии, среди которых главную роль играла Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), созданная на основе объединения коммунистической и социал-демократической партий, сформировали Немецкий национальный совет.

Совет на заседании 7 октября 1949 г. провозгласил создание Германской Демократической Республики на территории Восточной зоны. Советская военная администрация передала Народной палате (временный парламент) функции управления. Палата избрала президента ГДР, а 12 октября было сформировано первое правительство ГДР во главе с Отто Гротеволем.

Таким образом, произошел раскол Германии. Два германских государства представляли две социально-экономические и политические системы: социалистическая ГДР и капита листическая ФРГ вступили в соревнование.

Самостоятельная работа

1вариант: Дать характеристику развития ФРГ в 1949–1990 гг.

2 вариант : Дать характеристику развития ГДР в 1949–1990 гг. (стр. 230-231)

К концу 80-х гг. положение ГДР в социальном и экономическом плане ухудшилось. В стране назревал политический кризис и предреволюционная ситуация. Выход можно было найти только через смену власти.

8 ноября 1989г. пала Берлинская стена. 20 декабря1989г. в ГДР приехал Г.Коль.

Договор ГДР и ФРГ об экономическом и валютном союзе вводил с 1 июля 1990 г. в ГДР западногерманскую марку.

В августе 1990г. был подписан договор о вхождении земель ГДР в ФРГ.

3 октября 1990 г. произошло историческое событие-объединение Германии.

2 декабря 1990г. объединение Германии было закреплено общегерманскими выборами

Для признания легитимности (законности) объединения Германии четыре державы-победительницы (СССР, США, Великобритания и Франция) должны были подписать ряд международных документов.

Объединенная Германия в 90-е гг.

Политические цели были достигнуты. Главной задачей стало обеспечение фактическо го единства Германии - включение восточных земель в эконо мическую и социальную систему единого государства.

За четыре года (1990—1994гг) в бывшей ГДР была осуществлена ускоренная приватизация:

было распродано 6 тыс. предприятий, 2 тыс. возвращено прежним владельцам и 4 тыс. ликвидированы как убыточные.

деиндустриализация целых промышленных районов

резкий рост безработицы стали оборотной стороной структурной перестройки экономики восточных земель.

Необходимы были активные действия:

c оциальные выплаты

создание новых рабочих мест в перспективных отраслях

предоставление досрочной пенсии

введен особый налог солидарности (7,5%) т.к.социальные меры правительства требовали огромных средств.

За время правления Г. Коля (1990—1998),первого канцлера объединенной Германии, государственные расходы в пользу восточных земель достигли астрономической суммы-1,4 трлн. марок. В результате рос дефицит бюджета и государственный долг.

Масштабы социального рыночного государства, построен ного в Германии, стали к середине 90-х гг. непосильными для германской экономики. Германия стала страной с самым дорогим трудом в мире. Это не только высокие зарплаты, но и социальные выплаты, включая взносы предпринимателей (в три раза выше, чем в США) на медицинское страхование работников и т. д. Дорогой труд и высокие налоги на предприя­тия привели к оттоку отечественного капитала из страны.

Сокращение социальных расходов и снижение налогов на предприятия стали главными направлениями политики Г.Коля в середине 90-х гг. В 1996 г. был пересмотрен Закон о содействии труду были уменьшены пособия для безработных, выплаты для повышения квалификации и переобучения, пособия на случай болезни и др. Снижены налоги на предприятия в целях поощрения инвестиций и создания новых рабочих мест.

Несмотря на увеличение темпов экономического роста, безработица продолжала расти. К 1998 г. в Германии было уже более 4 млн. безработных - около 11,5% от трудоспособного населения - самый высокий показатель за послевоенный период. Это предопределило поражение Коля на выборах 1998 г. и спо собствовало росту влияния бывших коммунистов-Партии де­мократического социализма, которая впервые смогла преодолеть 5% барьер и сформировала свою фракцию в парламенте.

В сентябре 2008г.начался мировой финансовый кризис, на мировых биржах обесценились ценные бумаги, выпущенные под кредит на жилье. Банки, покупавшие их, лишились капитала и были на грани банкротства. Германия выделила сотни миллиардов евро на спасение банковской системы.

Чтобы предотвратить массовое изъятие денег населением из банков, правительство А.Меркель объявило о гарантии всех вкладов в банках для граждан страны. Паники удалось избежать, но началось падение производства, стала расти безработица, началось падение потребительского спроса. Так финансовый кризис стал экономическим.

Выполнение проблемного задания. Подведение итогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать характеристику процесса объединения Германии.Показать разницу путей объединения "снизу"и "сверху." Особенности политики Бисмарка.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Охарактеризовать процесс объединения Германии.

Рассмотреть особенности политики Бисмарка.

Продолжить развитие умения работать с исторической картой и карикатурой.

Основные понятия урока

Оборудование урока

Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории

Проверка домашнего задания.

Изучение нового материала:

Главный вопрос в жизни немцев в XIX в.

Революция в Германии 1848 г.

Начало объединения Германии.

Постановка домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

I вариант.

Год наиболее значимого экономического кризиса?

Кто возглавил Временное правительство в 1848 г.?

В) Луи Наполеон Бонапарт

Кем приходился Наполеон III Наполеону I&

Что получила Франция за помощь Сардинскому королевству в его борьбе с Австрией?

А) Савойю и Ниццу

Эта территория не подвергалась французской экспансии в годы правления Наполеона III:

Б) Новая Каледония

II вариант.

Революция 1848 г. Вспыхнула в :

Он подавил восстание 1848 г. ?

В) Луи Наполеон Бонапарт

Луи Наполеон стал императором в :

Против этой страны армия Второй империи не воевала:

Кто был избран президентом в 1848 г.?

В) Луи Наполеон Бонапарт

2. Изучение нового материала.

Германский союз

Вопрос классу (беседа)

Работа с картой

Вспомните, каким стало политическое устройство Германии по решениям Венского конгресса? ( вместо Священной Римской империи был создан Германский союз 39 государств)

Какие государства были самыми большими в этом союзе?(Австрия и Пруссия)

Рассказ учителя

Германский союз не ставил своей целью ни экономического, ни политического объединения немецкого народа, а являлся средством для сохранения старых порядков. К тому же, Союз не мог стать прочным: сильнейшими его членами были Австрия и Пруссия, соперничавшие между собой за лидерство в Союзе. Иными словами, Германия оставалась раздробленной страной.

Вопрос классу (беседа)

Подумайте, какая главная политическая задача могла стоять перед немецким народом в середине XIX в. ? (Немецкий народ видел главную цель в объединении страны)

Давайте посмотрим, как эта проблема решалась в германских государствах.

Учащиеся записывают тему урока.

Постановка проблемного задания

Каким путем и почему началось объединение Германии? Какую роль в этом процессе сыграл Бимарк?

Вопрос объединения страны - главный вопрос в жизни немцев в XIX в.

Рассказ учителя

В первой половине XIX в. Германия оставалась аграрной страной. Многие города несли на себе отпечаток средневековья – жизнь текла неторопливо. И население редко превышало 4-5 тыс. жителей. Однако реформы, проведенные Наполеоном I. Не прошли бесследно, да и время брало свое. Капиталистические методы ведения хозяйства внедряются и в сельское хозяйство, и в промышленность.

Какие препятствия лежали на пути развития индустриального общества Германии и какие меры принимались для их устранения в области экономического развития?

Вопрос к документу: подумайте, как влияла раздробленность Германии на процесс формирования индустриального общества. Свою точку зрения аргументируйте.

Вопрос к документу: как создание Таможенного союза влияло на процесс модернизации Германии? Достаточно ли было этих условий для быстрого развития в ней индустриального общества?

Выводы: 1. Раздробленность Германии являлась серьезным препятствием на пути дальнейшего развития индустриального общества.

В 1834 г. По инициативе Пруссии был создан Немецкий таможенный союз, объединивший 18 государств.

2. Создание Таможенного союза имело большое значение для экономического объединения немецких государств: на дорогах Северной Германии уничтожили шлагбаумы, были сняты все таможенные ограничения в торговле.

Таким образом, создание Таможенного союза способствовало экономическому объединению Германии и дальнейшему развитию индустриального общества.

Рассказ учителя

Развитию индустриального общества всегда сопутствует рост национального самосознания. Идея создания объединенного Германского государства становилась все более популярной, значительную роль в ее развитии играла немецкая интеллигенция.

Ширилось либеральное движение. Германская либеральная буржуазия требовала созыва общегерманского сословного представительства, укрепления и расширения Таможенного союза.

Таким образом, вопрос об объединении страны становился главным в жизни немцев.

Революция в Германии 1848 г.

Тем не менее для полноценного объединения следовало предпринять решительные шаги. На этом фоне и развивались революционные события 1848 г.

Вопрос классу (беседа)

Как Вы думаете, какова была главная задача революции 1848 г.?(Объединение страны)

Каким же путем происходило объединение Германии? Сравним два возможных пути объединения Германии.

Оформление таблицы:

Вопросы для сравнения

Под чьим руководством

Каким способом проводилось объединение

Государственный строй, возможный после объединения

Работа с учебником (комментированное чтение)

Текст учебника с. 123-125

Вопросы к тексту:

Почему началась революция в Берлине в 1848 г.?

Каким способом они рассчитывали провести объединение Германии?

К установлению какого государственного строя они стремились после объединения?

Работа в тетради

Заполнение 2-го столбика таблицы.

Вопросы для сравнения

Под чьим руководством

Пролетариат, мелкая буржуазия, крестьянство

Каким способом проводилось объединение

Государственный строй, возможный после объединения

Единая немецкая демократическая республика (выборные органы власти)

Таким образом, революция в Германии закончилась поражением, она не решила основной задачи – национального объединения.

Начало объединения Германии.

Рассказ учителя

Вопрос классу (беседа)

Рассказ учителя

В это время к управлению Пруссией приходят новые политические деятели – Вильгельм I и Отто фон Бисмарк.

В 1861 г. умер король Пруссии Фридрих Вильгельм IV. Его правление не оправдало ожидания немцев – единого государства создать не удалось. Поэтому юнкерство и буржуазия с надеждой обратили свой взгляд на нового короля. От него ждали решения вопроса объединения страны.

Запись на доске и в тетради

1861 -1888 гг. – правление Вильгельма I.

По инициативе Вильгельма в стране была проведена военная реформа, целью которой было увеличение регулярной армии и введение трехгодичной военной службы. Новая реформа требовала денег, а нижняя палата парламента отказывалась выделять средства.

В этих условиях Вильгельму I нужен был сильный канцлер.

Запись на доске и в тетради

Канцлер – глава правительства.

Вильгельм I обращает свой взгляд на Отто фон Бисмарка. В сентябре

1862 г. 47-летний Отто фон Бисмарк, опытный политический деятель, назначается на пост канцлера.

Запись на доске и в тетради

сентябрь 1862 г. – на пост канцлера Пруссии был назначен Отто фон Бисмарк.

Вопросы классу:

Что за человек был Отто фон Бисмарк? Какими человеческими качествами он обладал?

Какими качествами политического деятеля обладал Отто фон Бисмарк?

Работа с документом

Из речи Бисмарка

в палате народных представителей 30/IX 1862 г.

Вопрос к документу: Какие средства объединения Германии предлагал Бисмарк? (Насильственные)

Рассказ учителя

Первыми шагами на пути объединения Германии под главенством Пруссии были войны с Данией и Австрией.

В 1864 г. Пруссия в союзе с Австрией вступила в войну против Дании с целью захвата территорий Шлезвига и Гольштейна (там проживало много немцев).Война была недолгой – датские войска потерпели поражение. Австрия и Пруссия получили эти земли в совместное владение.

Однако прошло совсем немного времени, и Пруссия, стремясь ослабить Австрию и устранить ее влияние на немецкие государства, в 1866 г. Спровоцировала войну против своего недавнего союзника. В этой войне на стороне Пруссии выступила Италия, рассчитывавшая вернуть себе Венецианскую область, находящуюся под властью Австрии. В июне 1866 г. Прусская армия вторглась на территорию Австрии, а 3 июля 1866 г. Австрийская армия была разбита около г. Садова. Побежденную страну заставили выйти из Германского союза и отказаться в пользу Пруссии от Шлезвига и Гольштейна.

В тоже время Бисмарк вел переговоры с германскими государствами – Нассау, Гессеном и Франкфуртом, которые по своему географическому положению вклинивались между западными и восточными владениями Пруссии. С ними не церемонились – их захватили, а правителям выделили денежные компенсации.

Сделайте вывод: каким способом проводилось объединение Германии Бисмарком? Каково должно было быть государственное устройство после объединения?

Заполнение таблицы

Вопросы для сравнения

Под чьим руководством

Пролетариат, мелкая буржуазия, крестьянство

Прусские помещики, крупная немецкая буржуазия

Каким способом проводилось объединение

Государственный строй, возможный после объединения

Единая немецкая демократическая республика (выборные органы власти)

Германская империя при главенствующей роли Пруссии

Результатом этой политики стало образование Северогерманского союза. Австрия больше не мешала, и в августе 1866 г. 22 немецких государства подписали договор с Пруссией о создании Северогерманского союза.

Запись на доске и в тетради

1866 г. – образование Северогерманского союза во главе с Пруссией.

Государства, вошедшие в союз, формально сохраняли независимость. Однако у нового образования была своя конституция, парламент и кабинет министров, который возглавлял Бисмарк. Во главе Северогерманского союза стоял президент, на должность которого навсегда назначался прусский король.

Работа с контурной картой

Рабочая тетрадь на печатной основе с. 71 № 35.

Отметьте границы Пруссии к 1864 г.

Отметьте границы Северогерманского союза.

Сделайте вывод: какие земли вошли в Северогерманский союз?

(Северогерманский союз объединил большинство немецких земель, за его пределами остались только южно-германские государства)

Таким образом, с созданием Северогерманского союза устранялись препятствия для развития единой немецкой нации, а политическая раздробленность не могла больше мешать развитию хозяйства и культуры.

Решение проблемного задания учащимися.

Вывод урока;

В середине XIX века в центре Европы возникло национальное германское государство – Северогерманский союз. Кончилась история старой Пруссии, начиналась история новой Германии.

Постановка домашнего задания

Параграф 16, вопросы с. 127

Написать характеристику Отто фон Бисмарка как политического деятеля: а) глазами прусского журналиста

Читайте также: