Если хорошие щи так другой пищи не ищи 2 класс конспект урока родной язык
Обновлено: 08.07.2024
Щи из русской печи
Щи должны были обязательно готовиться в чугунке или глиняном горшке
в русской печи, и не просто вариться, а томиться и настаиваться
некоторое время для того, чтобы они приобрели свой насыщенный вкус.
Сам горшок для щей был особо важным и почитаемым предметом
быта людей, его тщательно мыли и очень берегли.
Томиться – долго париться
на медленном огне в
закрытой посуде.
Чугунок – горшок из чугуна.
Чугун – вид железа.
Спишите родственные слова,
выделите корень
хлебать – похлёбка
репа – репня
чугун – чугунок
стряпать - стряпня
Профессор кислых щей – кто
это?
Профессор кислых щей (иначе — мастер кислых
щей) — малосведущий, не разбирающийся
в предмете рассуждений человек.
Работа с пословицами
• Голодному
щи в охоту.
Федоту
любые
• Без капусты щи не густы.
• Не вырастишь овощей — не
сваришь и щей.
Домашнее задание:
с. 26 упр. 7
Составь скороговорку из предложенных слов.
Окрошка, покрошить, укроп,
крошка, Трошка, картошка.
Раньше жидкую пищу, которую ели ложкой, называли похлёбкой . Слово похлёбка образовано от слова хлебать (есть что-то жидкое, черпая ложкой). Старейшая похлёбка – репня , которую, как видно из названия, готовили из репы. Репу варили, толкли и смешивали с водой. Когда в России появился картофель, кушанье из репы постепенно перестали употреблять, и сегодня оно забыто. Ещё одним старинным русским жидким кушаньем была тюря . Это хлеб или сухари, покрошенные в воду с солью и заправленные растительным маслом. Белый хлеб, покрошенный в молоко, называли детской тюрей.
2. Посидели дети некоторое время – запросили есть; Иванушка втащил в избу кадку воды, насыпал в неё полмешка муки, добавил картошки, разболтал всё коромыслом…
Заглянул в кадушку и говорит:
- Варись, похлёбка, а я пойду за детьми глядеть!
- Пришёл в избу, а уж хозяева воротились. Видят: посреди избы кадушка стоит, доверху водой налита, картошкой насыпана да мукой…
Спрашивают хозяева Иванушку, показывая на его стряпню в кадке:
1.Какое блюдо приказала приготовить хозяйка? 2.Расскажи, как Иванушка исполнил приказание. 3.Можно ли так готовить еду?
Задание 2. Найдите из текста сказки предложение, в котором хозяйка объясняет, как приготовить похлёбку. Какое значение имеют выделенные слова.
Из истории языка и культуры
Издавна основной русской пищей были щи . Возможно, слово щи связано со словом сытый . Сначала слово щи писалось совсем по-другому: сти, шти. История слова помогает нам понять, что щи – это сытная еда; еда, которая делает человека сытым.
Щи – жидкое кушанье, суп из капусты или щавеля.
3. Прочитай текст. Придумай к нему заголовок, который передавал бы главную мысль
В старину в каждой местности щи варили по-разному, клали свои особые добавки. Только способ приготовления оставался одинаковым для всех – щи должны были обязательно готовиться в чугунке или глиняном горшке в русской печи, и не просто вариться. А томиться и настаиваться некоторое время для того. Чтобы они приобрели свой насыщенный вкус. Сам горшок для щей был особо важным и почитаемым предметом быта людей, его тщательно мыли и очень берегли.
Томиться – долго парить на медленном огне в закрытой посуде.
Чугунок – горшок из чугуна.
Чугун – вид железа.
4. Прочитай пословицы. Попробуй объяснить смысл каждой. Запиши одну из них в тетрадь
- Голодному Федоту любые щи в охоту.
- Без капусты щи не густы.
- Не вырастишь овощей – не сваришь и щей.
- Если хорошие щи, так и другой пищи не ищи.
-75%
На уроке русского родного языка для развития познавательного интереса и повышения мотивации урока применяю приём Q код (зашифрованные задания).
Вложение | Размер |
---|---|
esli_horoshie_shchi.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.
Старейшая похлёбка- Хлеб и сухари покрошенные в воду
2.Из истории языка и культуры
Жидкое кущанье, суп из капусты и щавеля
Знакомо ли тебе выражение
3.Работа в группах прочитай пословицу и обсуди , что она означает.
1. 2. 3. 4
4. Составь скороговорку из слов.
Крошки Тимошка в окрошку крошит Трошке
Проверь себя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами".
Работа по русскому языку, проведенная во 2-м классе, ставит своей задачей развитие речи учащихся, развитие орфографической зоркости.
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи"
Конспект урока по русскому языку. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 век". Тема: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи". Автор: Ульянова С.В., учитель начальных классов.
План-конспект урока русского языка "Сочетание синонимов с другими словами"
Конспек урока разработан для учащихся 2 класса по программе "Начальная школа 21 века". Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Цели деятельности учителя: формирование общих представлений о словах с буквой э; наблюдение над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта; развитие речевого слуха.Планируемы.
Конспект урока русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения переноса слов с одной строчки на другую, формирование умения сравнивать слова по возможности переноса слов.Планируемые результаты:Предметные: знать: прав.
Презентация на тему Презентация к уроку русского родного языка Если хорошие щи, так другой пищи не ищи (2 класс), предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 16 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Слайды и текст этой презентации
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи
Презентация к уроку русского родного языка во
2 классе
Автор-составитель:
Сибилева Ольга Николаевна,
учитель Чуево-Подгорнского филиала МБОУ Моисеево-Алабушской СОШ Уваровского района
Тамбовской области
Расставьте слова в три столбика
- Какие слова вызвали затруднения? Почему?
- Прочитайте текст упражнения 1 на с.21-22
- Чем мы будем заниматься на уроке?
Первые блюда на Руси - репня
Репня – старинный русский крестьянский суп
Первые блюда на Руси - тюря
Тю́ря — традиционное русское блюдо, представляющее
собой холодный хлебный суп: нарезанный хлеб, сухари или корки, покрошенные в воду, молоко или квас, как правило сдобренные небольшим количеством постного масла и соли. (Википедия)
Составляем рецепт похлёбки
Составляем рецепт похлёбки
Возьми воды,
муки,
картошки,
покроши да свари -
будет тебе похлёбка.
Из истории языка
Издавна основной жидкой пищей русского народа были щи.
Возможно, слово щи связано со словом сытый.
Сначала слово щи писалось совсем по-другому: сти,шти.
История слова помогает нам понять, что щи —
это сытная еда; еда, которая делает человека сытым.
(По И. Лутовиновой)
Из этимологии слова
Тебе встретились слова сытный, сытый.
Что общего у этих слов?
Могут ли слова насытиться,
насыщенный продолжить этот ряд слов?
Щи из русской печи
Щи должны были обязательно готовиться в чугунке или глиняном горшке
в русской печи, и не просто вариться, а томиться и настаиваться
некоторое время для того, чтобы они приобрели свой насыщенный вкус.
Сам горшок для щей был особо важным и почитаемым предметом
быта людей, его тщательно мыли и очень берегли.
Профессор кислых щей – кто это?
Профессор кислых щей (иначе — мастер кислых щей) —
малосведущий, не разбирающийся в предмете рассуждений человек.
Правильно употребляй фразеологизмы!
Работа с пословицами
Сегодня я узнал на уроке…
Мне было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Меня удивило, что…
Читайте также: