Если хорошие щи так другой пищи не ищи 2 класс конспект урока родной язык

Обновлено: 08.07.2024

Щи из русской печи
Щи должны были обязательно готовиться в чугунке или глиняном горшке
в русской печи, и не просто вариться, а томиться и настаиваться
некоторое время для того, чтобы они приобрели свой насыщенный вкус.
Сам горшок для щей был особо важным и почитаемым предметом
быта людей, его тщательно мыли и очень берегли.

Томиться – долго париться
на медленном огне в
закрытой посуде.
Чугунок – горшок из чугуна.
Чугун – вид железа.

Спишите родственные слова,
выделите корень
хлебать – похлёбка
репа – репня
чугун – чугунок
стряпать - стряпня

Профессор кислых щей – кто
это?
Профессор кислых щей (иначе — мастер кислых
щей) — малосведущий, не разбирающийся
в предмете рассуждений человек.

Работа с пословицами
• Голодному
щи в охоту.
Федоту
любые
• Без капусты щи не густы.
• Не вырастишь овощей — не
сваришь и щей.

Домашнее задание:
с. 26 упр. 7
Составь скороговорку из предложенных слов.
Окрошка, покрошить, укроп,
крошка, Трошка, картошка.


Раньше жидкую пищу, которую ели ложкой, называли похлёбкой . Слово похлёбка образовано от слова хлебать (есть что-то жидкое, черпая ложкой). Старейшая похлёбка – репня , которую, как видно из названия, готовили из репы. Репу варили, толкли и смешивали с водой. Когда в России появился картофель, кушанье из репы постепенно перестали употреблять, и сегодня оно забыто. Ещё одним старинным русским жидким кушаньем была тюря . Это хлеб или сухари, покрошенные в воду с солью и заправленные растительным маслом. Белый хлеб, покрошенный в молоко, называли детской тюрей.

Тюря

2. Посидели дети некоторое время – запросили есть; Иванушка втащил в избу кадку воды, насыпал в неё полмешка муки, добавил картошки, разболтал всё коромыслом…

Заглянул в кадушку и говорит: Варись, похлёбка, а я пойду за детьми глядеть! Пришёл в избу, а уж хозяева воротились. Видят: посреди избы кадушка стоит, доверху водой налита, картошкой насыпана да мукой… Спрашивают хозяева Иванушку, показывая на его стряпню в кадке: Это чего ты наделал? Похлёбку! Да разве так надо? А я почём знаю – как надо?

Заглянул в кадушку и говорит:

  • Варись, похлёбка, а я пойду за детьми глядеть!
  • Пришёл в избу, а уж хозяева воротились. Видят: посреди избы кадушка стоит, доверху водой налита, картошкой насыпана да мукой…

Спрашивают хозяева Иванушку, показывая на его стряпню в кадке:

1.Какое блюдо приказала приготовить хозяйка? 2.Расскажи, как Иванушка исполнил приказание. 3.Можно ли так готовить еду?

Задание 2. Найдите из текста сказки предложение, в котором хозяйка объясняет, как приготовить похлёбку. Какое значение имеют выделенные слова.

Из истории языка и культуры Издавна основной русской пищей были щи . Возможно, слово щи связано со словом сытый . Сначала слово щи писалось совсем по-другому: сти, шти. История слова помогает нам понять, что щи – это сытная еда; еда, которая делает человека сытым. Щи – жидкое кушанье, суп из капусты или щавеля.

Из истории языка и культуры

Издавна основной русской пищей были щи . Возможно, слово щи связано со словом сытый . Сначала слово щи писалось совсем по-другому: сти, шти. История слова помогает нам понять, что щи – это сытная еда; еда, которая делает человека сытым.

Щи – жидкое кушанье, суп из капусты или щавеля.

3. Прочитай текст. Придумай к нему заголовок, который передавал бы главную мысль Щи В старину в каждой местности щи варили по-разному, клали свои особые добавки. Только способ приготовления оставался одинаковым для всех – щи должны были обязательно готовиться в чугунке или глиняном горшке в русской печи, и не просто вариться. А томиться и настаиваться некоторое время для того. Чтобы они приобрели свой насыщенный вкус. Сам горшок для щей был особо важным и почитаемым предметом быта людей, его тщательно мыли и очень берегли.

3. Прочитай текст. Придумай к нему заголовок, который передавал бы главную мысль

В старину в каждой местности щи варили по-разному, клали свои особые добавки. Только способ приготовления оставался одинаковым для всех – щи должны были обязательно готовиться в чугунке или глиняном горшке в русской печи, и не просто вариться. А томиться и настаиваться некоторое время для того. Чтобы они приобрели свой насыщенный вкус. Сам горшок для щей был особо важным и почитаемым предметом быта людей, его тщательно мыли и очень берегли.

Томиться – долго парить на медленном огне в закрытой посуде.

Чугунок – горшок из чугуна.

Чугун – вид железа.

4. Прочитай пословицы. Попробуй объяснить смысл каждой. Запиши одну из них в тетрадь Голодному Федоту любые щи в охоту. Без капусты щи не густы. Не вырастишь овощей – не сваришь и щей. Если хорошие щи, так и другой пищи не ищи.

4. Прочитай пословицы. Попробуй объяснить смысл каждой. Запиши одну из них в тетрадь

  • Голодному Федоту любые щи в охоту.
  • Без капусты щи не густы.
  • Не вырастишь овощей – не сваришь и щей.
  • Если хорошие щи, так и другой пищи не ищи.


-75%

На уроке русского родного языка для развития познавательного интереса и повышения мотивации урока применяю приём Q код (зашифрованные задания).

ВложениеРазмер
esli_horoshie_shchi.doc 32 КБ

Предварительный просмотр:

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.

Старейшая похлёбка- Хлеб и сухари покрошенные в воду

2.Из истории языка и культуры

Описание: http://qrcoder.ru/code/?%F9%E8&4&0

Жидкое кущанье, суп из капусты и щавеля

Описание: http://qrcoder.ru/code/?%CF%F0%EE%F4%E5%F1%F1%EE%F0+%EA%E8%F1%EB%FB%F5+%F9%E5%E9.&4&0

Знакомо ли тебе выражение

3.Работа в группах прочитай пословицу и обсуди , что она означает.

1. 2. 3. 4

4. Составь скороговорку из слов.

Крошки Тимошка в окрошку крошит Трошке

Описание: http://qrcoder.ru/code/?%D2%C8%CC%CE%D8%CA%C0+%D2%F0%EE%F8%EA%E5+%E2+%EE%EA%F0%EE%F8%EA%F3+%EA%F0%EE%F8%E8%F2+%EA%F0%EE%F8%EA%E8.&4&0

Проверь себя

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Работа по русскому языку, проведенная во 2-м классе, ставит своей задачей развитие речи учащихся, развитие орфографической зоркости.

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи"

Конспект урока по русскому языку. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 век". Тема: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи". Автор: Ульянова С.В., учитель начальных классов.

План-конспект урока русского языка "Сочетание синонимов с другими словами"

Конспек урока разработан для учащихся 2 класса по программе "Начальная школа 21 века". Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.



Цели деятельности учителя: формирование общих представлений о словах с буквой э; наблюдение над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта; развитие речевого слуха.Планируемы.


Конспект урока русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения переноса слов с одной строчки на другую, формирование умения сравнивать слова по возможности переноса слов.Планируемые результаты:Предметные: знать: прав.

Презентация на тему Презентация к уроку русского родного языка Если хорошие щи, так другой пищи не ищи (2 класс), предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 16 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Если хорошие щи, так другой пищи не ищиПрезентация к уроку русского родного языка во2 классеАвтор-составитель:Сибилева Ольга

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи

Презентация к уроку русского родного языка во
2 классе

Автор-составитель:
Сибилева Ольга Николаевна,
учитель Чуево-Подгорнского филиала МБОУ Моисеево-Алабушской СОШ Уваровского района
Тамбовской области

Расставьте слова в три столбика - Какие слова вызвали затруднения? Почему? - Прочитайте текст упражнения 1 на

Расставьте слова в три столбика

- Какие слова вызвали затруднения? Почему?
- Прочитайте текст упражнения 1 на с.21-22
- Чем мы будем заниматься на уроке?

Первые блюда на Руси - репняРепня – старинный русский крестьянский суп

Первые блюда на Руси - репня

Репня – старинный русский крестьянский суп

Первые блюда на Руси - тюряТю́ря — традиционное русское блюдо, представляющее собой холодный хлебный суп: нарезанный хлеб, сухари или корки,

Первые блюда на Руси - тюря

Тю́ря — традиционное русское блюдо, представляющее
собой холодный хлебный суп: нарезанный хлеб, сухари или корки, покрошенные в воду, молоко или квас, как правило сдобренные небольшим количеством постного масла и соли. (Википедия)

Составляем рецепт похлёбки

Составляем рецепт похлёбкиВозьми воды, муки, картошки, покроши да свари - будет тебе похлёбка.

Составляем рецепт похлёбки

Возьми воды,
муки,
картошки,
покроши да свари -
будет тебе похлёбка.

Из истории языка Издавна основной жидкой пищей русского народа были щи.

Из истории языка

Издавна основной жидкой пищей русского народа были щи.
Возможно, слово щи связано со словом сытый.
Сначала слово щи писалось совсем по-другому: сти,шти.
История слова помогает нам понять, что щи —
это сытная еда; еда, которая делает человека сытым.
(По И. Лутовиновой)

Из этимологии словаТебе встретились слова сытный, сытый. Что общего у этих слов? Могут ли слова насытиться, насыщенный

Из этимологии слова

Тебе встретились слова сытный, сытый.

Что общего у этих слов?

Могут ли слова насытиться,
насыщенный продолжить этот ряд слов?

Щи из русской печиЩи должны были обязательно готовиться в чугунке или глиняном горшке в русской печи, и

Щи из русской печи

Щи должны были обязательно готовиться в чугунке или глиняном горшке
в русской печи, и не просто вариться, а томиться и настаиваться
некоторое время для того, чтобы они приобрели свой насыщенный вкус.
Сам горшок для щей был особо важным и почитаемым предметом
быта людей, его тщательно мыли и очень берегли.

Профессор кислых щей – кто это?Профессор кислых щей (иначе — мастер кислых щей) — малосведущий, не разбирающийся

Профессор кислых щей – кто это?

Профессор кислых щей (иначе — мастер кислых щей) —
малосведущий, не разбирающийся в предмете рассуждений человек.

Правильно употребляй фразеологизмы!

Работа с пословицами

Работа с пословицами

Составь скороговорку

Сегодня я узнал на уроке…
Мне было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Меня удивило, что…

Читайте также: