Конспект урока нравственная проблематика пьесы гроза

Обновлено: 06.07.2024

Сильнее всего это проблема затрагивает Катерину – главную представительницу молодого поколения. Девушка не понимает, как люди могут жить в городке, где правят деньги и ложь, а не настоящая власть. Главная героиня чиста душой и не может жить в такой атмосфере. Девушка искренняя по отношению к своему мужу. Но Кабаниха быстро и резко пресекала все попытки искренности и любви в сторону Тихона, который не мог перечить матери. Катерина не смогла вынести этого, видела для себя только один выход – смерть.

2 вариант

В данном замечательном произведении сокрыто много проблем, что заставляют читателя пересмотреть свое мировоззрение, и задуматься об очень важных для человека вещах. Среди данных размышлений, можно отметить такие, которые касаются существования родных и близких людей, общества и народа, а также той среды, где проживает человек. Стоит отметить и более глубинные и философские проблемы, которые будут рассмотрены далее.

Стоит отметить такую проблему, как вопрос человеческой свободы, проявляющийся во внутренней и внешней ее форме. Главенствующей проблемой в данной истории, выступает именно эта. Лишь такая героиня действа, как Екатерина, очень сильно отличается от большинства, которое ее окружает. С первых строк, касательно Кати, читатель может понять, что это довольно смелая и отважная девушка, которая ценит свободу личности. Она говорит о том, что не может жить в столь душном и тесном мире, так как ей нужно больше свободы для того, чтобы проявлять потенциал своей личности.

Также, автор поднимает проблему, связанную с трудностью принятия решений. Ведь из-за своих душевных переживаний, связанных именно с выбором решений, героиня теряет душевный покой, и становится более эмоционально неустойчивой. Она говорит о том, что даже в своих молитвах, никак не может собраться с мыслями, так как те идеи, которые приходят ей в голову, являются навязчивыми и неприятными. Девушка решает, что ей следует покинуть данный мир, потому что продолжать жизнь в таком русле она просто не могла. Она не хотела просто существовать, героиня мечтала о том, чтобы проявить себя, показать, насколько многогранна ее личность. Однако, ей этого не удалось осуществить, и это можно рассматривать как одну из проблем, которую хотел затронуть автор данного произведения.

Также, писатель поднял и тему запретной любви. Ведь, когда героиня встречает Бориса, то она на миг понимает, что способна быть счастлива, способна ощутить то, что не может получить в своем доме. Тогда, в девушке закрадывается страх, ведь данная любовь является запретной, и героине не понять причин этому. Катерину можно назвать прогрессивной личностью, которая жила по-новому, а закоренелые и устаревшие устои общества, с навязчивыми принципами, ей были чужды и не милы.

Сочинение 3

Но все сошлись на одном – в пьесе отражен широкий спектр проблем разного характера, присущих не только современникам Островского, но и людям, живущим сегодня.

Нравственность в общепринятом смысле – это модель поведения и оценка действий окружающих людей на основе внутренних устоев, правил и ценностей человека. Поэтому для определения нравственных проблем пьесы «Гроза, стоит проанализировать поведенческие линии ее главных и второстепенных персонажей.

Угнетенное состояние в доме Кабанихи и страстное желание освободиться из этой клетки, приводит к тяжелому, нестабильному душевному состоянию Катерины.

Еще одну проблему обнажает тема отношений Бориса и Катерины. Он был не столько объектом любви, сколько способом спастись. Об этом говорить и ее независимое к нему отношение.

Катерина – представитель молодого поколения, а отношение к ней в доме Кабанихи, и отрицание ее свободы другими жителями, обнажает еще одну проблему пьесы – конфликт поколений.

Желание навязать свое патриархальное отношение к жизни, мнение и уклад не увязывается с желанием молодежи жить по новым порядкам, где каждый наделяется правом выбора, возможностью открыто любить, и выражать свои чувства.

Лицемерная и хладнокровная Марфа Игнатьевна всю жизнь ценила превыше всего деньги и власть, которую они могли дать. Она не желает дать волю детям, ведь это прямая угроза ее существованию.

Чистая душой Катерина не желала мириться с лживостью горожан, не могла жить по их правилам. Девушка всячески пыталась переменить это, искренне и с любовью пытаясь объяснить неправильность такой ситуации мужу. Но его мать на корню пресекала все ее попытки, а Тихон не смел перечить. Что и подтолкнуло главную героиню к единственно правильному выходу – смерти.

Также читают:

Картинка к сочинению Нравственные проблемы в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

Главной героиней повести является юная семнадцатилетняя девушка Ася, внебрачная дочь помещика и крепостной. Получив в раннем детстве крестьянское воспитание, после смерти матери девочка попадает в дом отца

Александр Сергеевич Пушкин в своём произведении "Дубровский", раскрывает актуальные во все времена темы любви, дружбы и чести. Люди, которыми управляет любовь, совершают необъяниснимые никем поступки.

Настоящее искусство всегда трогает душу человека, не может оставить кого-либо равнодушным. Прекрасные творения композиторов и художников, скульпторов, поэтов пробуждают в нас чувство прекрасного, заставляют увидеть новые грани в обыденном и привычном.

Вошедшие в историю великие люди и истории связанные с ними воодушевили большое количество российских мастеров слова на написание великолепных литературных трудов. И случается так, что один существовавший

Исаак Ильич Левитан - известный русский художник конца 19 века, который работал в жанре пейзаж. В то время его работы были очень востребованы обществом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект создан совместно со студенткой филологического факультета Воронежского государственного университета Инной Лихачевой.

Урок разработан совместно со студенткой филологического факультета Воронежского государственного факультета Лихачевой Инной.

Конспект урока литературы

Цели: 1) воспитывать нравственные качества учащихся;

2) обучать анализу художественного текста;

3) развивать навыки выразительного чтения, грамотной речи.

Эпиграф: В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все её живые стремления сливаются здесь.

Оформление доски:

В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все её живые стремления сливаются здесь.

1 мин (11.35-11.36)

Поприветствовать класс, настроить на работу

5 мин (11.36-11.41)

Цель: понять, как усвоен материал прошлого урока

5 мин (11.41-11.45)

Цель: создать установку, ориентиры восприятия данного материала.

Цель познания к уроку:

Цель познания к этапу:

Запишем небольшой вывод:

5 мин (11.45-11.50)

Цель: дать эмоциональную установку на последующий анализ текста.

(второе действие 9-10 явления)

20 мин (11.50-12.10)

Цель: разговор, который отвечает на цель познания урока.

(действие пятое, явление 4)

Резервное время:

3 мин (12.10-12.13)

Цель: пояснить д/з, записать в тетради/дневники

2 мин (12.13-12.15)

Выставление оценок с комментариями

Проверка домашнего задания

(Спросить Дашу, Георгия, Полину Колистратову).

Слово учителя

(Проблематика – круг вопросов, поднятый в произведении).

Сейчас мы с вами посмотрим, какие актрисы исполняли роль Катерины, и подумаем, какой образ наиболее близок к образу Катерины.

Первой, кто сыграла роль Катерины, была актриса – Любовь Павловна Косицкая (1827-1868). (на слайде ее портрет)

Островский уже в процессе создания пьесы знал, кто сыграет роль Катерины. Слушая рассказы Косицкой о ранних годах ее жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство ее языка, на красочность и выразительность оборотов.

В 1873 году роль Катерины исполнила Мария Николаевна Ермолова (1853- 1928). (на слайде ее портрет)

В течение многих лет актриса работала над этой ролью. Ее Катерина, как бы поднимавшаяся над бытом, жила в своем мире мечтаний и любви. Ермолова создала образ русской женщины, исполненной внутренней силы, готовности к героическому самопожертвованию, предпочитающей смерть неволе.

Еще одной актрисой, сыгравшей роль Катерины, оказалась Полина Антипьевна Стрепетова (известна всем как Пелагея Стрепетова (псевдоним).

(портрет на экране).

Актриса подчеркивала колоссальный внутренний конфликт Катерины, борьбы в ее душе двух начал: стихийно проснувшейся страсти и догматов поведения (основных положений в религиозном учении). Пора расцвета искусства Стрепетовой пришлась на рубеж 1870-1880-х г. на волне общественного подъема, совпавшего с художественной зрелостью актрисы. Стрепетова характеризовала Катерину как покорную жертву темного царства. Актриса будила в душах зрителей протест против тех жизненных условий, которые привели Катерину к гибели.

Итак, посмотрите еще раз на портреты актрис. Как вы считаете, образ какой из актрис ближе к образу Катерины? (на слайде все три актрисы).

(Образ Стрепетовой. Ее портрет кажется наиболее простым, кротким, передающим черты, свойственные Катерине).

Все актрисы (Стрепетова, Ермолова, Косицкая) в своих интерпретациях образа акцентировали внимание зрителя на разных сторонах личности Катерины.

Чтение произведения

Итак, актрисы, сыгравшие роль Катерины с наибольшей полнотой старались передать противоречия ее души.

Давайте сейчас прочитаем сцену, в которой Варвара отдает Катерине ключ от калитки, и посмотрим, какие чувства испытывает Катерина в тот момент?

Явление девятое

Катерина и Варвара.

Варвара (покрывает голову платком перед зеркалом). Я теперь гулять пойду; а ужо нам Глаша постелет постели в саду, маменька позволила. В саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила. На вот, может быть, понадобится. (Подает ключ.) Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке. Катерина (с испугом отталкивая ключ). На что! На что! Не надо, не надо! Варвара. Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя. Катерина. Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты? Что ты! Что ты! Варвара. Ну, я много разговаривать не люблю; да и некогда мне. Мне гулять пора. (Уходит.)

Явление десятое

Катерина (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право, сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу — маюсь, просвету себе не вижу! Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.) Кабы не свекровь. Сокрушила она меня. от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны. (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он это ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала. Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я мужу-то. Да ведь он сам не захотел. Да может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь. Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее.

Итак, какие чувства испытывает Катерина? (Она разрывается между двумя чувствами. С одной стороны, она понимает, что этот ключ принесет ей погибель. С другой стороны, ей хочется воспользоваться этой возможностью).

Беседа с классом

Как вы считаете, каково значение этой сцены с ключом? (Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами Домостроя).

Как вы можете охарактеризовать речь Катерины? (Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений, передающих напряжение чувств Катерины).

На прошлом уроке мы с вами обращались к ремаркам, которые автор использует в тексте.

Что такое ремарка? (авторский комментарий, пояснение).

Какие ремарки использует автор в данном монологе? (молчание, задумывается, прислушивается, прячет ключ в карман).

Обратите внимание на эпиграф, как вы понимаете эти слова? (Для Катерины важно испытывать чувства, реагировать на происходящее, она живая натура. Для нее проявление эмоций, страси –это ее жизнь).

Запишите, что Островский поднимает в пьесе проблему любви.

Итак, сейчас попробуем с вами разобраться, что же сподвигло Катерину на такие решительные действия.

Каким получился диалог Катерины с Тихоном перед отъездом? (Диалог получился сухим. Тихон показался безразличным. Он четко дал понять, что хочет вырваться на волю. Ему нужна свобода. Устав от материнского контроля, он воспринимает свой отъезд как возможность отдохнуть от матери и жены: погулять, попьянствовать. Он отталкивает Катерину. Может он был бы рад таком порыву жены, но не в этот раз).

И что же происходит, что чувствует Катерина? (Она понимает, что не нужна ему).

Ребята, мужчина должен защищать женщину, а тут получается , что Тихон бежит из семьи, оставив Катерину с Кабанихой. Катерина его уговаривает, но ее просьбы не влияют на него. Какую здесь автор ставит проблему? (проблема беззащитности).

Как мы уже с вами отмечали ранее, Катерина –натура любящая, чуткая. Все, что нужно было Катерине, чтобы муж понял ее, сумел защитить. Но о чем думает Тихон? (Он хочет побыстрее уехать, пьянствовать, забыться на две недели).

Стоит отметить, что автор поднимает проблему равнодушия к человеку.

Мы видим, что жизнь ставит перед Катериной сложный выбор.

Как вы думаете, что символизирует калитка? (выход в другую жизнь).

Итак, давайте обобщим, что же сподвигло Катерину выйти в другую жизнь? (Равнодушие Тихона. Она была готова ехать с ним, примириться со своей участью, но такого холодного ответа она не ожидала).

Итак, сейчас мы с вами рассмотрим отношения Бориса и Катерины.

Что вы можете сказать о Борисе? (молодой человек, который отличается от Дикого, Кудряша).

Как вы считаете, любит ли Борис Катерину? (Да, он не стесняется проявлять своих чувств, с трепетом относится к ней).

Почему Борис оставляет Катерину? (Дикой отправляет его в Сибирь).

Борис оказывается сам в трудной ситуации, но, как вы считаете, как он должен был поступить, если искренне любит? (Взять ее с собой).

Но почему Борис не берет Катерину с собой? (Потому что он боится, что дядя лишит его наследства).

Правильно ли он поступает? (Нет).

Какую проблему поднимает здесь Островский? (Проблема ответственности).

В любви чувство ответственности особо ярко проявляется.

Но Борис не смог ответить за человека, который находится с ним рядом.

Можем ли мы Бориса приравнять к остальным представителям темного царства? (Да. Борис такой же, как и Тихон, только образованный).

По словам Добролюбова, образование отняло у него силу делать пакости. Но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие.

Мы видим, что для Бориса также важную роль играет материальная подоплека.

Итак, давайте обратимся к финальной сцене.

Катерина понимает, что совершила грех, и признает это. Ведь обманывать, как Варвара, она не может. Существует ли страх в душе Катерины? (Да, она хочет быть чистой перед Богом, она боится явиться перед Богом грешной).

Православие основано на страхе. Она боится предстать перед Богом со всеми грехами, хочет быть чистой. Какую же здесь проблему поднимает автор? (Проблема греховности и святости).

Ребята, как вы считает, в чем заключается смысл названия пьесы? (Гроза-это не только природное явление, но и неизбежное, непредотвратимое явление, которое назревает в обществе).

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

II. Актуализация опорных знаний

• В чём истоки характера Катерины? Что вам известно о жизни героини до замужества?

• Почему Катерина не может найти счастья в семье и восстаёт против Кабанихи? Виноват ли в конфликте Тихон? А сама Катерина?

Непредвзятый читатель видит, что оба объяснения лишены полноты, лишены той сложности в понимании и характера героини, и мира, в котором она живёт, и конфликта — грозы, разразившейся над ней по воле А. Н. Островского.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

Что же в ней особенного, в этой купеческой жене, о которой столько спорила русская критика и до сегодняшнего дня продолжает спорить русский театр? Давайте попробуем разобраться в этом.

2. Аналитическая работа (в группах)

1) Задания для групп

2. Расскажите историю её жизни. Подтвердите цитатами из текста пьесы.

3. В чём трагизм положения Катерины?

4. Какие пути она выбирает в борьбе за своё счастье?

2-я группа

1. Рассмотрите иллюстрацию к драме, созданную И. С. Глазуновым, прокомментируйте её.

2. Почему Катерина остаётся одна со своим горем? Почему Борис не взял её с собой?

3. Почему она не вернулась к мужу?

4. Достойны ли Борис и Тихон её любви?

5. Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти?

3-я группа

1. Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своём грехе?

2. Какую роль играет сцена грозы в пьесе?

3. Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какую роль он играет в раскрытии идейного содержания произведения?

4-я группа

1. Докажите, что развитие действия неизбежно ведёт к трагическому концу.

2. Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

4. Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в её гибели?

2) Презентация результатов работы

• Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

• Какое значение эта сцена имеет в развитии событий? (В этой сцене до крайности доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Читателю понятны причины, побуждающие Катерину пойти на свидание с Борисом.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

-проанализировать образ героини;

- выяснить, самоубийство Катерины – сила или слабость.

- провести исследовательскую работу по тексту.

- учить высказывать свое мнение.

Форма урока: урок-диспут

Эпиграф к уроку

Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти.

1.Актуализация знаний.

2. Работа по теме.

Положение женщин в России в 1 половине 19 века.

Словарная работа

Эпоха перемен.

3. Работа по тексту.

Мечта Катерины.

(I действие. Монолог Катерины).

- Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл.7?

- Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?

- В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?

Искренность и честность.

- Почему Островский дал это имя героине?

- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, искренности? Докажите примерами из текста.

- Охарактеризуйте образы Варвары и Тихона.

- Как они относятся к домостроевским правилам?

- Как Катерина относится к обману?

Катерина, наоборот, не умеет обманывать:

Не любит она, и когда это делают другие: «Напраслину - то терпеть кому же

Восприятие действительности.

Для Катерины характерно поэтическое, образное восприятие действительности. Докажем это примерами из текста.

- Какое значение в ее жизни имеют сны? (Действие 1, явл.7)

- О какой любви мечтает Катерина?

- Осуждает ли Варвара Катерину?

- Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера
Катерины раскрываются в разговоре с Варварой? (Действие 2, явл.2).

Внутренний конфликт.

Слова Катерины о Волге оказываются пророческими. Она отказывается притворяться перед собой - отсюда знаменитый монолог с

ключом (Действие 4, явл.6)

А затем, не побоявшись людского суда, признается в этом другим - отсюда

знаменитая сцена признания (Действие 4,явл.6)

- Почему Катерина полюбила Бориса?

- Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи?

- Каково значение сцены?

Интересно, что о своей гибели Катерина говорит на протяжении всей пьесы.

- Как вы думаете, в чем причина?

Причина - в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе, как грех.

Внешний конфликт(Катерина и Кабаниха,Катерина и Варвара,Катерина и Борис, Катерина и Кулигин).

- Как и другие герои пьесы, Катерина по своему происхождению принадлежит патриархальному миру. Тем не менее по своему характеру и поведению она им противостоит.

- Что сближает Катерину с Кабановой, Варварой и в чем отличие этих
образов?

- Способен ли Борис на глубокие чувства?

- Защищает ли он свою любовь?

- Похож ли образ Кулигина на образ Катерины? Докажите.

Вывод. Борис, как и Катерина, способен на глубокое, сильное чувство. Однако он не может защитить свою любовь, пойти против воли Дикого, от которого зависит его материальное благополучие. Борису не хватает смелости и решительности,- качеств, которые, Безусловно, есть у его возлюбленной.

- Кто любуется природой? Случайно ли это?

- Каково отношение героини к природе?

- Какое значение имеют религиозные обряды в жизни Катерины?(Действие 4, явл.4)

- Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины? (Действие 4, явл.4,5)

- Какие чувства теперь испытывает Катерина? (Действие 4, явл.6)

4. Итог урока.

- Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе?

Читайте также: