Конспект урока набоков машенька 11 класс

Обновлено: 09.07.2024

Цель урока : осмысление ностальгии по России писателей первой волны эмиграции на материале творчества В.В. Набокова.

- развивающие: развитие навыков анализа поэтического текста, выявления основных тем творчества писателя.

- воспитательные: воспитание чувства патриотизма.

I. Вступительное слово

- В.В. Набоков родился в 1899 году в старинной дворянской семье. Его детство поистине можно назвать райским: он жил в атмосфере материально избытка, но при этом был окружен любовью и заботой. До 6 лет он говорил только по-английски, и поэтому позже говорил с небольшим акцентом на русском языке, в совершенстве владел французским, увлекался теннисом, велосипедом, шахматами, его большой страстью были бабочки. В 8 лет он прочитал первую книгу о бабочках. Он стал крупнейшим энтомологом. В 1960 году в его честь назвали бабочку.

Его отец был одним из лидеров кадетов, принимал участие в первом составе Временного правительства. Поэтому, боясь ареста, во время Октябрьской революции 1927 года уезжают в Крым. Их Крыма через Турцию, Грецию и Францию в Англию, где Набоков посещал лекции в Тринити Колледж в Кембридже с 1919 по 1922. Он начал обучение в области зоологии, но позже сосредоточился на русской и французской литературе.

В 1960 году уезжают в Швейцарию. Публикуется переведенное Набоковым "Слово о полку Игореве”. В 1977 году умирает от бронхиальной инфекции. Тело Набокова кремируется. Прах захоронен в могилу на кладбище в пригороде Монтре.

II . Текстуальный анализ

- Трудно не обратить внимания на то, что сердце писателя говорит по-русски. Из своих 78 лет В.В. Набоков прожил в России первые 18 лет, но его творчество проникнуто тоской по Родине. Рассмотрим ностальгию поэта на примере его стихотворений. Но для начала вспомним некоторые литературоведческие термины, которые нам сегодня пригодятся.

Литературоведческий словарь:

Сквозные темы - это повторяющиеся в различных произведениях темы и проблемы.

Анализ поэтических текстов (работа в парах, группах):

Первая группа:

Не все ли равно мне, рабой ли, наемницей

иль просто безумной тебя назовут?

Ты светишь. Взгляну — и мне счастие вспомнится.

Да, эти лучи не зайдут.

Ты в страсти моей и в страданьях торжественных,

и в женском медлительном взгляде была.

В полях озаренных, холодных и девственных,

цветком голубым ты цвела.

Ты осень водила по рощам заплаканным,

весной целовала ресницы мои.

Ты в душных церквах повторяла за дьяконом

слепые слова ектеньи.

Ты летом за нивой звенела зарницами,

в день зимний я в инее видел твой лик.

Ты ночью склонялась со мной над страницами

властительных, песенных книг.

Была ты и будешь. Таинственно созданная

из блеска и дымки твоих облаков.

Когда надо мною ночь плещется звездная,

я слышу твой реющий зов!

Ты — в сердце, Россия! Ты — цель и подножие,

ты — в ропоте крови, в смятенье мечты!

И мне ли плутать в этот век бездорожья?

Мне светишь по-прежнему ты.

2) Докажите, что в этом стихотворении поэт еще сомневается в своем отношении к России.

Вторая группа:

Не предаюсь пустому гневу,

не проклинаю, не молю;

как изменившую мне деву,

отчизну прежнюю люблю.

Но как я одинок, Россия!

Как далеко ты отошла!

А были дни ведь и другие:

ты сострадательной была.

Какою нежностью щемящей,

какою страстью молодой

звенел в светло-зеленой чаще

смех приближающийся твой!

Я целовал фиалки мая,-

- глаза невинные твои,-

- и лепестки, все понимая,

чуть искрились росой любви.

И потому, моя Россия,

не смею гневаться, грустить.

Я говорю: глаза такие

у грешницы не могут быть!

Задание: Покажите отношение поэта к России через эволюцию образа девы.

Третья группа:

Бессмертное счастие наше
Россией зовется в веках.
Мы края не видели краше,
а были во многих краях.

Но где бы стезя ни бежала,
нам русская снилась земля.
Изгнание, где твое жало,
чужбина, где сила твоя?

Мы знаем молитвы такие,
что сердцу легко по ночам;
и гордые музы России
незримо сопутствуют нам.

Спасибо дремучему шуму
лесов на равнинах родных,
за ими внушенную думу,
за каждую песню о них.

Наш дом на чужбине случайной,
где мирен изгнанника сон,
как ветром, как морем, как тайной,
Россией всегда окружен.

Задание: Докажите, что Набоков не обрел Родины за границей.

Четвертая группа:

Сколько могил,
сколько могил,
ты - жестока, Россия!
Родина, родина, мы с упованьем,
сирые, верные, греем последним дыханьем
ноги твои ледяные.
Хватит ли сил?
Хватит ли сил?
Ты давно ведь ослепла.
В сумрачной церкви поют и рыдают.
Нищие, сгорбясь у входа, тебя называют
облаком черного пепла.
Капает воск,
капает воск.
И на пальцах твердеет.
Стонет старик пред иконою смуглой.
Глухо молитву поют; звук тяжелый и круглый
катится, медлит, немеет.
Капает воск,
капает воск,
как слеза за слезою.
Плещет кадило пред мертвым, пред гробом.
Родина, родина! Ты исполинским сугробом
встала во мгле надо мною.
Мрак обступил,
мрак обступил.
Неужели возможно
верить еще? Да, мы верим, мы верим
и оскорбленной мечтою грядущее мерим.
Верим, но сердце - тревожно.
Сколько могил,
сколько могил,
ты - жестока, Россия!
Слышишь ли, видишь ли? Мы с упованьем,
сирые, верные, греем последним дыханьем
ноги твои ледяные.

Задание: Докажите, что Набоков верит в нравственное возрождение России.

Пятая группа:

Отвяжись, я тебя умоляю!
Вечер страшен, гул жизни затих.
Я беспомощен. Я умираю
от слепых наплываний твоих.

Тот, кто вольно отчизну покинул,
волен выть на вершинах о ней,
но теперь я спустился в долину,
и теперь приближаться не смей.

Навсегда я готов затаиться
и без имени жить. Я готов,
чтоб с тобой и во снах не сходиться,
отказаться от всяческих снов;

обескровить себя, искалечить,
не касаться любимейших книг,
променять на любое наречье
все, что есть у меня,- мой язык.

Но зато, о Россия, сквозь слезы,
сквозь траву двух несмежных могил,
сквозь дрожащие пятна березы,
сквозь все то, чем я смолоду жил,

дорогими слепыми глазами
не смотри на меня, пожалей,
не ищи в этой угольной яме,
не нащупывай жизни моей!

Ибо годы прошли и столетья,
и за горе, за муку, за стыд,-
поздно, поздно!- никто не ответит,
и душа никому не простит.

Задание: Почему поэт умоляет Россию отвязаться?

Вывод после работы в парах / группах:

Сквозные темы творчества В.В. Набокова:

- тема России, Родины;

- тема тоски по Родине;

- надежда на духовное возрождение России.

-В качестве итога стихотворение (аудиозапись):

Я возвращусь когда-нибудь…
Под черной тучей
глубину закат, бывало, разрумянит,-
и так в Россию вдруг потянет,
обдаст всю душу тошный жар,-
особенно когда комар
над ухом пропоет в безмолвный вечерний час,
- и ноет грудь от запаха черемух.
Полно, я возвращусь когда-нибудь

- Сбылось ли пророчество Владимира Набокова о его возвращении в книгах?

- Основная часть творчества Владимира Владимировича была сотворена за рубежом, успеха достиг также за границей, считал себя американским писателем, а после 40 лет и вовсе начал писать только по-английски.

- Почему мы изучаем творчество Набокова как творчество русского писателя? (Потому что Владимир Набоков был воспитан на русских нравственных ценностях, которые были им глубоко усвоены еще в раннем детстве, именно поэтому В.В. Набоков на всю жизнь остался поистине русским человеком).

Учитель: Сегодня у нас опять необычный урок. Почему опять?

Потому что мы продолжаем поиск той формы урока, которая с наибольшей эффективностью поможет вам не только самостоятельно получить знания, но и пережить сильные эмоции, которые научат вас тому сопереживанию, без которого немыслим современный толерантный человек. Мы опять, как и на творческих мастерских, будем учиться слушать и понимать друг друга. Форма нашего урока носит название "Круглый стол", но вы понимаете, что это название символическое, скорее, если точнее, квадратно-круглый стол. Почему именно такую форму я выбрала сегодня? Она дает возможность тесного психологического контакта, равенства всех участников обсуждения,делает обстановку непринужденной и комфортной для самых робких и стеснительных.

Тема нашего урока "НАШ ДОМ НА ЧУЖБИНЕ СЛУЧАЙНОЙ". Эти слова принадлежат Владимиру Набокову, с чьим творчеством сегодня мы и соприкоснемся.

2. Организационно-практический компонент урока

– Что необычно в этих словах?

– В каком значении употреблено здесь слово "дом"?

(Родина – Отечество) (Отечество – Чужбина)

– Какой стилистический прием использует здесь автор? (Оксюморон.)

Какой глубинный смысл этот прием помогает передать автору?

Кто из русских поэтов уже обыгрывал эти слова? (Пушкин.)

Вспомните эти известные строки:

Нам целый мир чужбина
Отечество нам – Царское село!

– Это не случайное совпадение. Лишенный России, Набоков часто обращался к личности и творчеству Пушкина.

Учитель читает наизусть.

Я занят странными мечтами
В часы рассветной полутьмы:
Что, если б Пушкин был меж нами –
Простой изгнанник, как и мы?
Так, удалясь в края чужие,
Он вправду был бы обречен
"Вздыхать о сумрачной России",
Как пожелал однажды он.
Быть может, нежностью и гневом –
Как бы широким шумом крыл, –
Еще неслыханным напевом
Он мир бы ныне огласил.
А может быть и то: в изгнанье
Свершая страннический путь,
На жарком сердце плащ
Он предпочел бы запахнуть, –
Боясь унизить даже песней,
Высокой песнею своей,
Тоску, которой нет чудесней,
Тоску невозвратимых дней.
Но знал бы он: в усадьбе дальней
Одна душа ему верна,
Одна лампада тлеет в спальне,
Старуха вяжет у окна.
Голубка дряхлая дождется!
Ворота настежь. Шум живой.
Вбежит он, глянет, к ней прижмется
И все расскажет – ей одной.

В мировой истории, наверное, нет подобного по своему объему, численности и культурному значению явления, сравнимого с русским зарубежьем. Наша культура за рубежом имеет давнюю историю. "Из прекрасного далека" о судьбе отчизны размышлял Н.В.Гоголь, политическими изгнанниками были А Герцен и Огарев. Но больше всего уехало наших соотечественников в 20-е годы. И не стесненность обстоятельств заставила этих людей покинуть родину, а атмосфера моральной инквизиции и невозможность свободно мыслить.

Доклад (Исмагилов)

Учитель: И сегодня, в начале нового столетия , прощаясь с прекрасным и безумным 20 веком, думая с болью о его ошибках и преступлениях, вспомним с благодарностью тех русских писателей, которые дали 20 столетию бессмертие. Что чувствовали они, навсегда покинув свою родину. Понимали ли они, что оставленная ими Россия исчезла навсегда. Два слова определяли их состояние: эмиграция и ностальгия.

слов. (зачитать)

Россия – мираж, сон, сказка. Именно такой предстает она в стихах тех лет.

Звучат стихи Г. Иванова и В.Набокова:

Это звон бубенцов издалека,
Это тройки широкий разбег,
Это черная музыка Блока
На сияющий падает снег.

. За пределами жизни и мира,
В пропастях ледяного эфира
Все равно не расстанусь с тобой!
И Россия, как белая лира,
Над засыпанной снегом судьбой.

* * *
Мелодия становится цветком,
Он распускается и осыпается,
Он делается ветром и песком,
Летящим на огонь весенним мотыльком,
Ветвями ивы в воду опускается.

Проходит тысяча мгновенных лет,
И перевоплощается мелодия
В тяжелый взгляд, в сияние эполет,
В рейтузы, в ментик, в "Ваше благородие",
В корнета гвардии – о, почему бы нет.

Туман. Тамань. Пустыня внемлет Богу.
– Как далеко до завтрашнего дня.

И Лермонтов выходит на дорогу,
Серебряными шпорами звеня.

* * *
Нет в России даже дорогих могил,
Может быть, и были – только я забыл.

Нету, Киева, Москвы –
Может быть, и были, да забыл, увы.

Ни границ не знаю, ни морей, ни рек.
Знаю – там остался русский человек.

Русский он по сердцу, русский по уму,
Если я с ним встречусь, я его пойму.

Сразу с полуслова. И тогда начну
Различать в тумане и его страну.

Песня: "А может быть, России вовсе нет".

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о Владимире Набокове (Сирине), гениальном авторе "Дара", "Других берегов", "Лолиты" и др. романов.

Ребята приготовили презентацию.

Творчество Владимира Набокова сложно и многогранно.

Чтение его романов- это постижение особого мира писателя. Читающему надо настроиться на преодоление, испытание. Тогда его ждет награда- радость от открытия текста.

Перефразируя Уильяма Эко, входить в мир Набокова – все равно, что участвовать в восхождении. Надо выучить язык общения, правила игры набоковского метатекста.

Сегодня мы попробуем совершить это восхождение, знакомясь с первым романом писателя "Машенька", самым русским его романом.

Какова же история его создания? (Доклад.)

Как вы думаете, о чем этот роман? (зачитать домашнюю заготовку).

Место действия – Германия, время действия – 20-е годы.

Русский пансион полурусской-полунемецкой хозяйки госпожи Дорн Лидии Николаевны. Здесь живут русские эмигранты.

Что это за пансион? (Доклад.)

Кто живет здесь? (Доклад.)

Что объединяет этих людей?

Да, это роман о тоскующих пленниках, лишенных Родины, пронизан грустным пафосом и даже некой безысходностью.

У героев есть прошлое, но нет будущего.

С чего начинается роман? Застрявший лифт. Темнота. только голоса.(Доклад.)

Набокова называли "мастером экспозиции".

Так определяется главная сюжетная коллизия- противоборство двух персонажей- Алферов-Ганин. Оно основано на разности двух характеров, на разном отношении к миру, а главное, на разности отношения к родине, России.

Как к России относится Алферов? Для него России больше нет.

Ганин тоже это знает, но для него это трагедия. Слова Алферова вызывают у него протест. Именно довольный собой Алферов начинает галерею набоковских пошляков, продолжая чеховскую традицию.

Перед нами традиционная пара двойников. Традиционный для русской классической литературы метод "кривого зеркала".

Печорин-Грушницкий
Базаров-Ситников
Раскольников-Свидригайлов
Ганин-Алферов

Мы понимаем, что оставленная Россия принадлежит Ганину, а не Алферову.

Кто же такой Ганин? (Доклад.)

С самого начала романа конфликт личностей.

Учитель читает отрывок.

Встреча с фотографией, как землетрясение, выбрасывает Ганина из реальной среды в "метафизическое одиночество". Герой начинает себя чувствовать себя "Богом. воссоздающим погибший мир". Он "постепенно воскрешал этот мир, так как желал подойти к нему постепенно, шаг за шагом. боясь спутаться, затеряться в светлом лабиринте памяти. "

В структуре повествования резкие переходы от прошлого в настоящее никак не обозначены. Иногда читатель остается в недоумении: где и когда это чувствует герой?

6 дней развития сюжета. Случайна ли эта цифра?

За 6 дней Бог сотворил из хаоса мир. Мы начинаем понимать, что у Набокова в романах нет ничего случайного. Начиная с "Машеньки", почти каждый роман Набокова развивается от хаоса к осмыслению и стройности.

Перед нами история первой любви.(Доклад.)

Как вы думаете, что возникло в памяти героя раньше: образ возлюбленной или солнечный мир своей детской комнаты, где он лежал выздоравливающий? Ослепительные воспоминания счастья.

Давайте прочитаем эпиграф к роману. Об эпиграфе: …Воспомня прежних лет романы, воспомня прежнюю любовь.

Набоковские произведения обычно перенасыщены литературными ассоциациями и реминисценциями. В " Машеньке" пушкинская тема ведущая. Эпиграф задает не только внешний сюжетный мотив, но здесь же и ключ к романной поэтике.Слово "роман" Набоков трактует в обоих его. "Евгения Онегина" и другие классические романы русской литературы "воспоминал" и "брал за образец" Набоков, когда воспроизводил в "Машеньке" обобщенную романную структуру.

Прежде всего появляется набоковский герой, продолжающих линию "лишних", "странных" людей русской литературы (Онегин, Печерин и других).К классическому русскому роману восходят и пересекающиеся оппозиции: герой-героиня, герой-мир, причем героиня-носительница нравственного начала."Упование на женщину в поисках основ".Очень пушкинское имя-Мария.

Интересна поэтика имен: Клара (нем.) – ясная, с незамутненным сознанием. Людмила (мила люду). Сразу вспоминается Жуковский и ранний Пушкин. Маша-Людмила – две литературные традиции

Опять обращение к Пушкину.

Воспоминания о Машеньке, потерянной любви, юности возвращают Ганину прежнюю Россию. Докажите это.

Цитаты (домашние заготовки).

Какие чувства навевают эти строки? При чтении каких писателей у вас возникали подобные ощущения?

Любовь Ганина развивается на фоне старинной дворянской усадьбы на протяжении всего лета. В чьих романах чаще всего это встречается? (Тургенев)

Набоков продолжает русский классический роман 19 века. Чистые отношения возлюбленных, несостоятельность героя, романтическое восприятие окружающего мира, тонкость чувств и переживаний.

Машенька – жена Алферова, но принадлежит она Ганину, хотя ни Машеньку, ни Россию вернуть невозможно.

Но вместе с мотивом потери появляется мотив надежды на вторичное обретение прошлого счастья. Этот мотив развивается на протяжении всего романа и становится в нем основным. Надежда на возможное осуществление несбыточной мечты создает необычайное напряжение в малособытийном сюжете романа. Машенька жива, осязаема, она присылает телеграммы. Она вот-вот должна появиться из небытия.

Верилось ли вам, что эта встреча возможна или нет?

Что делает Ганин, чтобы эта встреча состоялась? Считаете ли вы, что он совершает подлость?

Почему герой вдруг отказывается от своей мечты и уезжает один? Сложный пасьянс жизни, о котором задумывается Ганин, может выйти второй раз только в воображении.

Роман построен на столкновении двух возможностей существования: воспоминание о жизни или сама жизнь.

Цитаты (воспоминания – сама жизнь)

Фабула "Машеньки" трехчастна: сначала, до революции, – реальный роман героя с Машенькой; потом, во время гражданской войны,- роман в письмах; наконец, в берлинской эмиграции, – роман в воспоминаниях. Таким образом, фабула построена на уменьшении "степени реальности". При этом основные ее повороты построены на отказах; первый роман кончается добровольным отказом героя от Машеньки в момент возможного счастья.

Второй – вынужденным отказом ("поневоле в безумный и сонный поток гражданской эвакуации"); третий – снова добровольным отказом от той встречи с нею, подготовкой к которой служит весь роман.

"Ганин. чувствовал с беспощадной ясностью, что роман его с Машенькой кончился навсегда. Он длился всего четыре дня. Но теперь он до конца исчерпал свое воспоминание, и образ Машеньки остался с умирающим поэтом там, в доме теней, который сам уже стал воспоминанием.

И, кроме этого образа, другой Машеньки нет и быть не может".

Встреча прошлого и настоящего, "мечты" и "реальности"- то, чему посвящен и к чему вел весь роман, неосуществима.

Кажется, что чем дальше, чем безвозвратнее писатель уходит от России, чем решительнее отказывается от надежды на встречу с ней, тем заботливее он оставляет на этом уходящем вдаль от нее пути какие-то тайные знаки, способные обеспечить провозглашенное невозможным возвращение. Существенно, что при этом удаление от России Набоков вовсе не мыслил как временное. Писатель подчеркивал, что с подобной иллюзией он простился довольно скоро. А, значит "белыми камушками" он помечал дорогу, по которой вернуться в принципе некуда. Ведь и сама Россия в текстах Набокова получает черты того самого небытия. С того самого момента, как стало ясно, что Россия в ее прежнем статусе исчезла безвозвратно, русской эмигрантской интеллигенции оставалось только хранить ее в своих сердцах, памяти, в творчестве, в речи. Это была мужественная, прекрасная, но обреченная позиция. Путь в старое был закрыт, потому что обновленная Россия (советская) уже существовала.

И принять ее было невозможно. Как кажется, Набоков был единственным, кто по-своему нашел выход из этого тупика.

Свою эмигрантскую судьбу, а также судьбу России и русских по обе стороны железного занавеса он объявил формой инобытия.

Чтобы понять глубокую мысль Набокова, надо понять его метафизический язык, его особую стилистику.

3. Итоги урока

В конце жизни Набоков писал: "А когда мы вернемся в Россию? Какой идиотской сентиментальностью должна звучать. наша невинная надежда для оседлых россиян. А ведь она не историческая, – только человеческая, – но как им объяснить? Мне-то, конечно, легче, чем другому, жить вне России, потому что я наверняка знаю, что вернусь, – во-первых, потому что я увез с собой от нее ключи, а во-вторых, что все равно когда, через сто, через двести лет, буду жить там в своих книгах. Об этом же будет мечтать другой наш великий соотечественник, оторванный насильно от родины, от любимого Петербурга Иосиф Бродский.

Вот и прошел еще один урок памяти. Встреча с новым для вас писателем, с еще одной нелегкой судьбой. Что дала вам эта встреча? Я понимаю, сразу ответить трудно, надо подумать. Именно поэтому я прошу вас подумать об этом дома.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Владимир Владимирович Набоков (1899 – 1977), выдающийся русский писатель, получил признание в 1920-х годах в эмиграции и только во второй половине 80-х годов вернулся своими произведениями на родину, в Россию. Его творческая деятельность началась на исходе Серебряного века русской поэзии и продолжалась вплоть до 70-х годов.

Владимир Набоков родился в 1899 году в состоятельной дворянской семье. С ранних лет говорил на французском и английском языках.

В 1936 году, когда к власти пришел Гитлер, жена Набокова была уволена из-за ксенофобии, которая прогрессировала в стране. Из Берлина дорога лежала во Францию, а оттуда писатель уехал в Америку, где с 1940 по 1958 годы трудился преподавателем в американских университетах. Лекции Владимира Набокова по литературе пользовались популярностью у студентов, ведь он был одним из тех немногих учителей, которые могли заставить любого слушателя впитывать знания, как губка.

Сюжет произведения вращается вокруг эмиграции. Главный герой Ганин уезжает из России. В Берлине он селится в русском пансионе. Скоро он узнаёт, что жена соседа Алферова – Машенька – собирается навестить мужа. Увидев фото девушки, Ганин узнаёт свою бывшую любовь, с которой расстался по молодости. Уже забытое чувство главного героя вновь начинает заполнять его сердце. Всю неделю Ганин живёт воспоминаниями и решает украсть её с вокзала. Накануне приезда Машеньки в Берлин Ганин подпаивает Алфёрова и неправильно ставит ему будильник. В последний момент, однако, Ганин решает, что прошлый образ не вернёшь и едет на другой вокзал, навсегда покидая Берлин. Сама Машенька в книге появляется только в воспоминаниях Ганина.

Встреча Ганина с Алферовым.

Разрыв с Людмилой.

Июльский вечер в Воскресенске.

Первая встреча с Машенькой.

Горноцветов и Колин.

Письмо от Людмилы.

Подготовка к празднованию.

Воспоминания о Севастополе.

Прощание с пансионом.

Основной проблемой в романе является противостояние исключительной личности пошлой обыденности. Другая сторона этой проблемы: идея невозможности обретения утраченного рая. Эта идея также проходит красной нитью через всё творчество писателя, считавшего, что трагизм личности заключается в невозможности обрести рай, в котором все мы жили в детстве, на своей родине. Россия и связанные с ней счастливые детские годы – утраченный рай Набокова. И в романе эту Россию олицетворяет Машенька

Некоторые детали интерьера усиливают этот образ: дубовый баул в прихожей, тесный коридор, окна, выходящие на полотно железной дороги с одной стороны и на железнодорожный мост с другой. Пансион предстает как временное пристанище дли постоянно сменяющих друг друга жильцов — пассажиров.

Для Алферова и для Ганина жизнь становится ожиданием приезда Машеньки. Оба они почти одинаково выражают свое нетерпение (Ганин — про себя, Алферов — вслух).

Ганин, Лев Глебович

Главный герой произведения, русский эмигрант, живущий в Берлине в дешёвом пансионе. Жил он в нём уже 3 месяца, но постоянно хотел съехать. В последнее время он стал вялым и угрюмым, а раньше был такой живой – на руках ходил, мог стул зубами поднять – энергия била через край.

Алферов, Алексей Иванович

Сосед Ганина по пансиону, муж Машеньки. Он женился на ней в 1919 году, а через год был вынужден уехать, оставив её в России. Теперь, через четыре года,­ она приезжает к нему, и он просто не может её дождаться. За несколько дней до приезда он показывает её карточку Ганину и тот с ужасом узнаёт в ней свою первую любовь, которую он любит до сих пор. Он решает перехватить её с поезда и уехать с ней, но в последний момент передумывает и уезжает один.

Жена Алфёрова и первая любовь Ганина. Она отчаянно любила Ганина много лет. Сначала, после знакомства на даче, потом в Санкт-Петербурге. Когда Ганин её отверг, она всё равно продолжала его любить, писала ему письма на фронт, пыталась поддерживать с ним отношения. В 1919 году вышла замуж за Алфёрова, который через год оставил её в России, а сам уехал в Европу. Она с большим трудом смогла выжить четыре года и сейчас едет к мужу, в Берлин. Она не знает, что в одном пансионе с ним живёт Ганин, который задумал перехватить её с поезда, но так и не решился.

Подтягин, Антон Сергеевич

Сосед Ганина по пансиону, бывший российский поэт, ныне старик, который совсем пал духом. Он пытается выехать во Францию, к племяннице, но никак не может получить визу. У Подтягина частенько случаются сердечные припадки, и он боится, что скоро умрёт. Почти получив, наконец, визу, он теряет паспорт и это совсем добивает его. Автор оставляет его совершенно разбитым, лежащим на кровати после очередного сердечного приступа.

Соседка Ганина по пансиону, подруга его любовницы Людмилы. Кларе 26 лет, она полногрудая девушка, которая тайно любит Ганина. Даже однажды заметив Ганина в комнате у Алфёрова, и решив, что он хочет своровать у того деньги, не стала выдавать его, и даже продолжала его любить. Клара очень несчастна, после ухода Ганина она долго плачет.

Любовница Ганина, которую он разлюбил, сразу же после первой проведённой с ней ночи. Он всё пытается с ней расстаться, но никак не может решиться на это. В конце концов, он решается и грубо её бросает. Она делает некоторые попытки помириться, пишет ему письмо, но он не отвечает.

Колин и Горноцветов

Соседи Ганина по пансиону, танцоры, живущие в одной комнате семьёй. Они оба были маленького роста, худые, но с мускулистыми ногами. В Берлин они приехали с Балкан в поисках места, где они могли танцевать. В конце произведения, им улыбнётся удача, и они найдут ангажемент.

Лидия Николаевна Дорн

Хозяйка пансиона, где живут все герои. Она 20 лет прожила в браке с немцем, но­ в позапрошлом году он умер от воспаления мозга. Она не растерялась, сняла квартиру, обставила её своей мебелью, немного докупила и открыла пансион для русских. Сама она была старушка маленькая, странноватая и тихая. Жила хозяйка в самой маленькой комнате. Для помощи держала кухарку Эрику.

Кухарка в пансионе, крупная, рыжая женщина.

Эпизодический персонаж, гость Подтягина, бывший его одноклассник, который тоже живёт в Берлине, но презирает поэта. После ухода сунул Подтягину 20 марок в руку, чем очень его обидел.

Весь роман пропитан русской ностальгией по родине, стране, которая перенесла так много страданий, но всё еще жива. К сожалению, для героя страна утрачена навсегда. В основу романа положены личные воспоминания и переживания писателя.

Россия предстает в романе Набокова, как образ потерянного рая, который продолжает свое существование в памяти главного героя. Часто в мыслях Ганина прослеживаются картины русской природы. Эти воспоминания помогают жить главному герою, придают смысл и движение его жизни. Россия делает его душу ярче. Для Ганина именно Машенька олицетворяет далекую для него Россию. Россия из воспоминаний Ганина является чем-то потерянным навсегда и недоступным. Он понимает, что, то время, которое он провел на родине, больше не вернуть.

Машенька является символом утраченной родины. Сама главная героиня, в которой воплощается образ далекой России, так и не появилась в романе. Описание жизни главного героя среди нищих в немецком пансионе резко противопоставлено тому образу России, который остался в воспоминаниях Ганина. Он представляет образ великой России. В памяти героя еще свежи воспоминания о прекрасной русской природе. Подробно он описывает цвета и запахи страны. Образ России представлен как воспоминание об ушедшей родине. Ностальгируя, герои размышляют о молодости, проведенной в России, о том, что они не были одиноки.

Оборудование и материалы: текст романа В. Набокова, экран, проектор.

Цель: обучение приемам анализа сюжета, композиции, образов героев художественного произведения,

образовательные: формировать полноту, осознанность, системность, прочность знаний, совершенствовать речевые навыки, умение вести беседу;

развивающие: формировать интерес к предмету, мотивацию к дальнейшему изучению литературы, чтению художественных произведений, учить анализировать художественный текст; развивать мышление, память;

воспитательные: развивать интерес учащихся к художественной литературе.

Актуализация изучаемого материала. (Слайд 1)

Глаза прикрою - и мгновенно,

Весь легкий, звонкий весь, стою

Опять в гостиной незабвенной,

В усадьбе, у себя, в раю…

…ах, если бы навек

Остаться так, не разжимая

Росистых и блаженных век!

Эти строки принадлежат всемирно известному писателю Владимиру Владимировичу Набокову, одинаково талантливо творившему как на русском, так и на английском языке.

Запись даты, темы урока в тетради (слайд 1).

3. Реализация домашнего задания

С годами маска оригинала прочно приросла к лицу Набокова.

1919-м годом заканчивается первый виток спирали жизни писателя.

2. Потеря Родины была для Набокова трагедией. Его не радовало даже исполнение давнего желания учиться в Кэмбриджском университете.

За несколько месяцев до окончания университета Набоков испытал сильнейшее потрясение: 28 марта 1922 года от пуль черносотенцев погиб его отец, пытаясь обезоружить двух террористов, стрелявших в другого лидера кадетской партии – П.Н.Милюкова. Со смертью отца закончилась юность. Отныне Набокову приходилось самому зарабатывать на жизнь, самому завоевывать положение в русской эмиграции.

3. В мае 1940 года Набоков уезжает из охваченной войной Франции в США и там становится знаменитым американским писателем, пишущим по-английски.

И все же Родина оставалась в душе Набокова, и ностальгические воспоминания о ней прорываются до конца дней писателя.

На дом вы получали задания по группам.

-Начнем с обитателей пансиона: кто они, чем живут, как живут, какое впечатление производит?

(Отщепенцы, осколки человеческого общества, вечные скитальцы, как и главный герой.)

- На ваших столах листы с фрагментами текста из разных глав романа. О чем настойчиво пытается сказать читателю автор? Какой образ повторяется?

(Образ плывущего куда-то дома: возникает тема сиротства, неустроенности, бесконечного кочевья, пристанища на сквозняке. Символичен и календарь: романное время остановлено. Герои пребывают в безвременье.)

- Кем ощущает себя Ганин?

Набоков подчеркивает отчужденность человека от города.

- Расскажите о Ганине. Чем он живет? Для чего живет? Что вас поразило в отношениях с Людмилой? Как автор относится к своему герою?

(Человек незаурядный, обладает духовным зрением. Тяжело зарабатывает себе на жизнь. Но не может разорвать связь с Людмилой.)

- Что его спасает из романного небытия остановившегося времени?

-Развитие любовного чувства Ганина и Машеньки. Каковы герои в этой любви? Как она закончилась?

(По тексту романа: портрет героини, развитие чувства)

- Чем Машенька дорога Ганину? Обратите внимание на имя: не Мария и даже не Маша.

(Любовное чувство показано в развитии: от зарождения - к объяснению, от встреч – к угасанию.)

- Что напоминает Ганину в Берлине об этой любви? Что он хранит в памяти о Машеньке?

- Как их содержание характеризует девушку?

(Обыкновенная, ничего выдающегося.)

- Почему же так дороги Ганину воспоминания об этой любви?

(Помнит себя в этой любви и свои чувства. В отличие от отношений с Людмилой.)

- А каков конец романа Набокова?

(Фальшь попыток, Подтягину нечем дышать, нечем жить.)

- Почему уходит Ганин?

(Душа насытилась романом с Машенькой, очистилась и ожила. Реальная Машенька может убить хрупкое прошлое своим появлением.)

Вывод: душа Ганина очистилась и ожила.

Учитель: у Ю. Друниной есть такое стихотворение (читает):

Не встречайтесь с первою любовью,

Пусть она останется такой -

Острым счастьем, или острой болью,

Или песней, смолкшей за рекой.

Не тянитесь к прошлому, не стоит -

Все иным покажется сейчас.

Пусть хотя бы самое святое

Неизменным остается в нас…

Всю жизнь Набоков вздыхал по утраченной России, мечтал вернуться. Знал о своем возвращении.

5. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: