Конспект урока на тему совесть основа нравственности

Обновлено: 07.07.2024

1 Психологическая пауза.

4 Выводы, обобщение.

Ход занятия:

- Ребята, закройте глаза и мысленно вспомните, был ли у вас момент, когда вам было стыдно, вы раскаивались в своем поступке. Поднимите руки у кого такое произошло. Ребята, в такие моменты говорят: Нас мучила совесть

По В. Н. Далю совесть-это внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в которм отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру.

-Кто из вас понял это понятие?

Классный руководитель: Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа.

Послушайте, о чем в нем говорится. (Читает рассказ)

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой.

3. Интерактивная беседа.

– Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

– Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

– Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

– Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 30 лет)

- Что произошло когда пропала совесть?

-Почему у ребенка, когда он вырастет будет большая совесть?

- Почему же у дитя сердце чистое как совесть?

- Как вы понимаете строчки:

-И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.

- Так что же такое совесть?

4 А теперь вместе с вами попробуем составить образ совестливого человека.

Сейчас я вам расскажу одну историю. Слушайте внимательно:

В одном городе жила одна небольшая семья: папа. Мама, их сын Петя и бабушка. Папа

И мам допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды Петина бабушка заболела.

- Петенька, купи мне, пожалуйста молоко!- попросила бабушка,- только недолго ходи. У меня очень болит горло!

Петя быстренько собрался, взял деньги и убежал. Проходит час, другой. А Пети все нет. Наконец-то раздался звонок в дверь. Наконец пришел Петя.

- Петя где же ты так долго был?- переживая спросила бабушка.

- Гулял с мальчишками из соседнего двора!- весело ответил Петя.

- А молоко ты купил?

-Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.

И бабушка заплакав сказала:

- Какой же ты бессовестный Петя, а я так на тебя надеялась.

- Почему бабушка назвала Петю бессовестным?

- А вас так когда-нибудь называли так7

- Как бы вы поступили на месте Пети?

- О каком же нравственном качестве мы говорили?

- Как вы поняли, что такое СОВЕСТЬ?

Совесть – это драгоценное слово.

Вот как объясняется значение этого слова в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи) :

В словарях мы нашли много пословиц о совести и стыде. Мы записали эти пословицы на доске.

Читают пословицы, записанные на доске:

1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.

2. Совесть без зубов загрызет.

3. От человека утаишь, от совести не утаишь

4. Жизнь дана на добрые дела.

5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

6. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

7. Правда как оса - лезет в глаза.

Классный руководитель. А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.

• поношенная, но аккуратная одежда;

• не престижная работа родителей;

• невежество, необразованность, безграмотность;

• грубое, бездушное отношение к людям;

Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

А) Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять тысяч рублей. Как вы поступите?

Дети высказываются по поводу ситуации

Б) Ситуация вторая.

Дети высказываются по поводу ситуации.

В) Ситуация третья.

Классный руководитель. Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол. Классный руководитель просит виновника признаться. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести?

Дети высказываются по поводу ситуации

7. Упражнения совести.

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления.

Классный руководитель. Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.

Классный руководитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Все знают такой праздник, как Масленица.

Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.

Классный руководитель. Советую вам провести такое упражнение дома.

Классный руководитель. Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете?

Примерные ответы детей:

– Хорошо жить, можно спать спокойно.

– Нахальным все завидуют, нахалы больше добиваются в жизни.

– Конечно, хорошо, нахальство – второе счастье.

– Ему будет хорошо до поры до времени, пока с ним самим не поступят бессовестно. И тогда он сразу – вспомнит о своих проступках и в нем проснется совесть.

– Он, может, чего-то и добьется, но люди его уважать не будут.

Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке?

Примерные ответы детей:

– Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.

– Нужно объявить бойкот.

– Не подавать руки, не здороваться.

Классный руководитель. Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.

9. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете, разбудит ли этот разговор вашу совесть? Заставит ли задуматься о своих поступках?

Примерные ответы детей:

– Мне кажется, моя совесть не спит. Но разговор был полезным.

– Может быть, кому-то станет стыдно, но одними разговорами совесть не пробудить.

– Многие заглушают голос своей совести. Сейчас они хотя бы узнают об этом.

Запомните дети. Именно на совестливых людях держится мир и порядок в доме. В нашей стране. Я думаю, каждый для себя сделал выводы.

План по нравственному воспитанию Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное.

Предметные результаты : усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

  • Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
  • Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Личностные УУД:ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность, выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты:

Ожидаемые результаты:

Ход урока

Самое главное украшение – чистая совесть.
Цицерон

І. Оргмомент. Мотивация.

Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.

Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.

Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?

ІІ. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение.

Работа в паре.

Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку со словом СОВЕСТЬ))

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?

- Назовите тему урока. (Совесть).

Прочитайте эпиграф урока.

Какой вопрос возникает?

Совесть украшает человека?

Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

  1. Что такое совесть?
  2. Нужна ли она человеку?
  3. Что значит поступать по совести?
  4. Какая совесть бывает чиста?

(Карточки с вопросами вывешиваем под дерево?)

- Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как совесть.

Что такое совесть? Попробуйте дать определение.

А) Моделирование понятия “совесть”.

Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

Афоризмы:

Ребята работают в паре.

Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:

Б) Работа со словарем. (работают 2 пары детей)

– Как вы видите, эти определения соотносимы с теми, которые предлагают нам И. Кант, А. В. Суворов, А. С. Пушкин, Антуан де Сент-Экзюпери, Аристотель.

Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)

Совестливый – поступающий по совести; добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;

А) - Прочитайте первый абзац статьи. Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).

- С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).

Б) - Что такое стыд?

В) Работа с текстом учебника.

- А есть ли в их значении какое-то различие?

Работа в паре.

- Найдите и запишите в тетрадь из 1 абзаца понятия стыд и совесть.

(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

- В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты).
Работа с притчей. (В парах)

Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Беседа по притче.

- Как поступит герой притчи?

- Почему он вернет кошелек хозяину?

- Что помогает человеку отличить добро от зла?

Конечно же, это совесть.

- В чем смысл притчи?

- Чему она нас учит?

- Ребята, зачем человеку нужна совесть? (Ответы детей).

- Мы ответили на второй вопрос урока.

Кто из перечисленных сказочных героев был честным (хлопать в ладоши 1раз), а кто – нет (хлопать в ладоши 2 раза):

- Кот Базилио и Лиса Алиса;

Ж) Работа с текстом учебника с. 49.

Прочитайте 1 абзац. О чем вы узнали?

  • заставляет размышлять о своих поступках,
  • критически оценивать свои поступки,
  • напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,
  • игнорирует хитрые оправдания,
  • заставляет говорить о себе правду.

- Что значит поступать по совести?

- Работа с пословицами.

  • От человека утаишь, а от совести нет.
  • Совесть без зубов, а грызет.

- Чему учат нас эти пословицы?

- А как вы считаете, можно ли услышать голос совести? Если да, то как, при каких ситуациях мы слышим этот голос?

Совершая дурной поступок, ты остаешься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно, всегда в любой ситуации остаешься ты, твой поступок, и окружающие тебя люди. Любая трудная ситуация имеет ступени решения проблемы. (ПИРАМИДА СОВЕСТИ)

и) Работа с текстом учебника с. 49.

Прочитайте 2, 3 абзацы.

- Какие чувства сопутствуют голосу совести? (Удовлетворенность и неудовлетворенность).

- Какая совесть бывает чиста? (Когда человек совершает хороший поступок).

- Прочитайте эпиграф нашего урока.

- Пусть это будет вашим жизненным кредо, то есть вашим правилом, по которому вы живете.

V. Творческое применение знаний.

1. Портрет совестливого человека.

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  • Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  • Это – человек (справедливый, добросовестный, ответственный. )
  • Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  • Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  • Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
  • Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
  • Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

2. Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

  • Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
  • Было ли стыдно за свои поступки?
  • Всегда ли вы поступали по совести?

Как понять выражения:

  • меня мучает совесть;
  • бессовестный человек;
  • совестливый человек;
  • моя совесть молчит;
  • моя совесть чиста?

Поясните вашим соперникам значение этого слова, опираясь на простые примеры из жизни .

Согласны ли вы с утверждениями:

Нужно собрать пословицы (у каждой команды лежат на столе конверты со словами пословиц)

  • Без совести и при большом уме не проживешь. (русская пословица)
  • Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека (русская пословица)
  • Вода все отмывает, кроме нечистой совести. (сербская пословица)
  • Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. (итальянская пословица)
  • Бессовестный любит того, у кого есть совесть, потому что его легче обмануть.(цыганская пословица)
  • В ком стыд, в том и совесть. (русская пословица)

- Кто выиграл в наших соревнованиях?

- Правильно, выиграли все мы, потому что узнали много нового о себе и о совести.

- Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью? Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.

Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:

Не берите чужого без разрешения.
Не желайте никому зла.
Не допускайте грубости.
Во всём помогайте ближним.
Будьте добрым человеком.

- Прочтите сами, раздайте друзьям.

VI. Рефлексия.Оценка.

  • Урок сегодня был удачный,
  • Не прошёл для вас он зря.
  • Вы все очень постарались.
  • Вам понравилось, друзья?

1. Закончи предложение.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Урок дал мне для жизни…

VІІ. Итог занятия.

На совестливых людях держится мир и порядок. Так будем же стремиться к образу совестливого человека!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок нравственности

Тема: Совесть

Цель: дать представление ученикам о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.

Задачи:

Обучающая: уточнить понятия слов "совесть", "раскаяние" "покаяние", установить связь между этими понятиями; учить прощать и просить прощения

развивать умение различать добро и зло посредством совести;

развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;

умение в группах.

Воспитывающая: воспитывать понимание, что значит жить в ладу со своей совестью.

Оборудование: презентация PowerPoint, карточки с заданиями, сердечки

1. Организационный момент, психологический настрой на урок.

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами!

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке.

Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть сегодня для себя что-то новое.

Ребята, сегодня, как и всегда вы будете работать индивидуально и в группах.

2.Актуализация опорных знаний

Мы каждый день заботимся о своем теле - умываемся, делаем зарядку, чистим зубы, если на улице плохая погода, то тепло одеваемся.

А как на ваш взгляд надо заботиться о своей душе? (ответы детей)

Послушайте и скажите, о каком качестве идет речь в стихотворении современного поэта Олега Воротынского

Зеркало - где отражается душа.

Способность отделить, добро от зла.

Это в душе - зажженная свеча.

Возможность честно, посмотреть в глаза.

Несправедливость видя, не молчать.

Свершится злу, готовность помешать.

Заботу дать, как постареет мать.

Поступки добрые, от сердца совершать.

О чем идет речь в этом стихотворении? (о совести)

3. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

- Сформулируйте тему урока. (Совесть).

Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат слова древнеримского философа Цицерона.

Самое главное украшение человека – чистая совесть.

Вместе мы попробуем ответить на главные вопросы:

-Что такое совесть?
-Нужна ли человеку совесть?
-Что значит поступать по совести?
-Нужно ли прощать и просить прощения?


Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова известных людей.

Вы заранее объединены в группы.
- Перед вами высказывания (на листочках) известных людей. Выберите ключевое слово-синоним из каждого высказывания, которое поможет в составлении определения слова СОВЕСТЬ. Время работы 1 мин.

«Совесть – это внутренний голос , предупреждающий о том, что за

Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм. В.Н. Даль

Проверим, какие слова вы выбрали.

Выполнив задание, на доске возникает следующая запись: Совесть-это…

Мы знаем о том, что каждый поступок вызывает определенное чувство:
хороший - радость, удовлетворение, спокойствие, по телу словно разливается
тепло, а плохой поступок вызывает волнение, тревогу, человека
бросает в жар, он краснеет.

_Как вы думаете от чего это ?(Это говорит совесть)

Значит, у каждого из нас есть совесть.

Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, говорят, что тебя совесть мучает. Как вы понимаете это выражение?

5. Работа в группах. Составление пословиц.

Много о совести сказано в народной мудрости : в пословицах и поговорках. У каждой группы есть конверты со словами пословиц, которые нужно собрать.

Совесть без зубов, а гложет.

От совести не убежишь.

Совесть -верный советник.

Глаза не на месте- совесть не чиста.

У кого есть стыд, у того есть совесть.

Чистая совесть- лучшая подушка.

Вывод: Молодцы! Вы правильно составили пословицы. Надеюсь для многих они станут настоящими советами.

6.Беседа по теме.

Человек, которому присуще чувство совести-
не солжет,
не украдет,
не предаст,
не оставит без помощи и внимания стареньких родителей или собственного ребенка,
не обидит слабого,
не унизит себя лицемерием и подхалимством.

- Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью ?

Давайте посмотрим на один обычный день обычного мальчика.

- О! Чей- то кошелек! (открывает) Сколько в нем денег! На всю бы безбедную жизнь хватило! Да еще и осталось! Как я рад! Но не деньгам. А тому…что в кошельке визитка хозяина!. С адресом! Значит кошелек можно вернуть. Иначе- вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще бы и на вечность хватило!

-Скажите. могла ли такая ситуация произойти в реальной жизни?

-На самом деле –это притча и автор её –Монах Варнава.

- Скажите, как поступит герой притчи?
-Почему он вернет кошелек хозяину?
-одобрили бы вы поступок этого мальчика?

-Что же является главным в жизни человека? (жить в ладу со своей совестью)

Вывод: очень часто и у нас в жизни возникают ситуации испытания, найдя чужую вещь, возникает вопрос – взять ее или вернуть, сказать правду или солгать. Человек вправе сам делать выбор. Этот выбор зависит от нашей совести, от умения ее слышать.

Как вы понимаете это высказывание?

У христиан есть три шага в раскаянии, давайте прочитаем (слайд)

-Какие слова надо сказать, чтобы попросить прощения?
-_как их надо сказать?

Вывод: Нет такого человека, который хоть раз бы не говорил таких слов. Только смелый , честный человек признает себя виновным.

Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми. Ведь именно такие люди обеспечивают себе уважение,
именно они способны изменить мир к лучшему.

Вы хотели бы быть порядочным, совестливым человеком?

(Дети получают карточки , где необходимо продолжить фразу)

Не берите…(чужого без разрешения)

Не желайте….(никому зла)

Во всем ….(помогайте ближним)

-Есть ли в памятке правила, которые вы не знали?

8.Итог урока.

Благодарю Вас, ребята! Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть годы не скроют от вас мудрость, открывшуюся сегодня на уроке. И ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь. А в заключении нашего урока я хочу, чтобы вы послушали диалог и ,может быть его слова станут вашим девизом в жизни.

- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть
Про хорошие дела -
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт -
Никого не подведёт.
Совесть - клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.

11. Рефлексия.

Совесть ассоциируется с сердцем. - У каждого из вас есть маленькое сердце, на котором вы указываете то качество, которое, по вашему мнению, поможет жить по совести.

студентки 3 курса ГБПОУ СО "Каменск-Уральский педагогический колледж" Анчуговой Анастасии Дмитриевны.

1. Организационно-мотивационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята. Организуйте, пожалуйста, своё рабочее месть, уберите посторонние вещи с парт.
Садитесь.
Чем больше знаем, тем больше умеем,
Тем больше опыта мы наберём.
А опыт поможет добиться успеха,
К заветной мечте нас приведёт!
2. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока
Учитель: Ребята, на предыдущих уроках вы познакомились с тем, что такое честь и достоинство, вина и стыд. Давайте вспомним определения этих понятий (обучающиеся соотносят понятие с определением на смарт доске)





Учитель: Совесть – это чувство, которое свойственно только человеку, чувство ответственности перед собой и перед другими людьми за свои поступки. Поэтому совесть развивается и воспитывается в человеке.
5. Этап первичной проверки понимания изученного
Учитель: Давайте ответим на следующий вопрос. Для чего нужна совесть? Для этого прочитаем притчу. Притча находится на карточке. Когда будите читать, помните, что в ней спрятан жизненный урок. Определите главную мысль произведения. А так же придумайте в паре 2 вопроса о главной идее притчи. В составлении вопросов вам поможет Ромашка Блума.



Читайте также: