Конспект урока суффикс 3 класс школа россии закрепление
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Меркулова Ирина Ивановна
Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Саранск
Разработка урока русского языка в начальной школе
Автор: Меркулова Ирина Ивановна
Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Саранск
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык.
Класс: 3
Дата проведения: 31.11.2020г.
Тема урока : Значения суффиксов
Формы работы, используемые на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа
Тип урока: комбинированный
Используемые технологии: информационные, здоровьесберегающие (физ. минутка, смена видов деятельности), личностно-ориентированные (индивидуальная работа), проблемное обучение, игровые.
Средства обучения (оборудование): компьютер, звуковые колонки, проектор, экран, учебник В.П.Канакина. Русский язык 3 класс, 1 ч., презентация Power Point к уроку по заданной теме, дидактический материал.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
- выделять в словах суффиксы;
-образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов;
-на основе наблюдений выделять значения суффиксов.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, решать её под руководством учителя.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, использовать в общении правила вежливости
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- проявлять интерес к русскому языку.
Цель: Организовать деятельность учащихся по закреплению первичных знаний о суффиксе, совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.
Педагогические задачи:
1.Учить находить суффикс в слове.
2. Учить образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов.
3.Обогащать словарный запас.
4.Развивать способности анализировать, планировать свою деятельность во внешней речи с помощью учителя.
5.Развивать учебно-познавательный интерес.
Базовая технология: проблемно-диалогическая.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
(Слайд 2) Картину пишут красками,
У красок яркий цвет.
Жизнь украшают сказками,
У сказок дивный свет.
- Представьте, что перед нами волшебная дверь. (Слайд 3) Приоткроем её тихонечко (скрип двери) и заглянем туда. (Звучит песня в исполнении А.Алексеевой на стихи Ю.Мориц) (Слайд 4)
- Оказывается за дверью сказка. Да-да, вы не ослышались. И на уроке русского языка мы можем оказаться в сказке.
-Готовы встретиться с волшебством?
Эмоционально настраиваются на урок
Личностные: проявляют готовность к работе на уроке
Этап актуализации субъектного опыта учащихся
Словарный диктант.
- У вас на столах старинные свитки с волшебными заклинаниями (Приложение 1). (Слайд 5)
Вот беда, местами слова стерлись. Вы же понимаете, что слова непростые, их нельзя проверить! Настоящий волшебник должен знать их наизусть. Постараемся восстановить текст.
- Поменяемся с соседом по парте, проверим (Слайд 6)
- В нашей сказке есть магические знаки (на доску учитель прикрепляет знаки приставки и суффикса), с помощью которых происходят превращения. Назовите их.
- Что такое приставка? Для чего она служит?
-Что ж вы знаете о суффиксе?
- Вы знаете, что каждый из вас вот уже третий год учится овладевать современными потомками волшебной палочки?
- Догадались, о чем речь? Шариковая ручка и карандаш – самые волшебные предметы. Откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа.
— (Слайд 7) А теперь немножко поколдуем. Попробуйте превратить эти прилагательные в однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.
Толстый, болтливый, сильный, храбрый.
- Какие суффиксы мы использовали? (Слайд 8)
После написания взаимопроверка по образцу на экране.
- Приставка и суффикс.
Определение приставки, ее словообразовательное значение.
-Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня, с помощью суффикса образуются новые слова
Ответы уч-ся (толстяк, болтун, силач, храбрец)
На доску вывешиваются использованные суффиксы (як, ун, ач, ец)
Познавательные:
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроках ранее
Этап постановки цели урока и планирования работы
- Продолжим наше волшебство. (Слайд 9) В этот раз воспользуемся магическими способностями суффиксов -ик-, -ишк-, -ищ-
-ик- очень ласковый, -ишк- обо всех говорит с насмешкой. -ищ- любит все преувеличивать.
- Живут эти суффиксы в одном доме. Но каждому из них видится ДОМ по-разному. Догадайтесь как.
- Что вы заметили? (Слайд 10) Верно, поменялось значение слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока-сказки. (Слайд 11)
Что мы должны узнать о суффиксах?
-Сегодня на уроке мы будем
изучать значение суффиксов.
-узнать, какие значения могут иметь суффиксы
Личностные: учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну;
Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.
Регулятивные:
задачу, сформулированную вместе с учителем.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его
Этап изучения новых знаний и способов действия
Работа в парах.
- (Слайд 12) Русский народ давно заметил, что одна голова – хорошо, а две – лучше! Вот мы и поколдуем в парах.
Выпишите в свою тетрадь имена парами. Выделите суффикс.
Запишите свое имя с одним из таких суффиксов.
- Кто поделится магическими знаниями и откроет секрет, как находить суффиксы в словах?
Алгоритм нахождения суффиксов (Слайд 13)
- Что помогло образовать новое слово?
-Ребята, чему вы учились, выполняя это задание?
Самостоятельная работа .
- Ребята, в нашей сказочной стране чья-то волшебная палочка сработала не так, как надо. Суффиксы перепутались. Помогите соединить слова с суффиксами. Для каждого слова свой суффикс. Обозначьте корень и суффикс.
-Ребята, чему вы учились, выполняя это задание?
-Для чего служит суффикс?
Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом - домик - домишко - домина; брат - браток - братец - братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других - отрицательная (деваха, старикан, старикашка).
(Слайд 14)
-Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде.
-Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.
(Слайд 15)
-Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ- - суффикс места.
Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.
учить осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
формирование умение работать в паре, в группе; учить договариваться,
формировать, положительное отношение к процессу обучения;
формировать интерес к учебному материалу;
формирование адекватной самооценки;
воспитывать познавательный интерес к русскому языку
приходить к общему решению.
Орг. Момент . (слайд)
улыбнёмся друг другу.
Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся
И силой наполняемся, дарующей успех.
Каллиграфическая минутка . ( на доске)
Актуализация знаний, постановка
темы и цели урока
Есть ли однокоренные слова в нашем предложении?
Как вы узнали. что они однокоренные?
Что такое корень?
Что такое окончание?
С помощью чего они образованы? (приставка)
Что такое приставка?
Какая часть осталась невыделенной?
Что такое суффикс?
СЛАЙД : Тема урока
Мы на прошлом уроке узнали, что такое суффикс, как его найти. Зачем сегодня снова изучать суффикс? Какие цели и задачи перед собой поставим?
Тема урока и постановка целей.
Мы должны закрепить : (слайд)
Что такое суффикс?
Где стоит суффикс?
Что образуют суффиксы.
Мы должны узнать :
Почему суффикс - значимая часть слова.
На какие группы по значению делятся суффиксы?
Работа в группах.
Образовать с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- , - ушк- ласковые слова
Мама, Коля, соловей, звезда, тетя, ива
Уменьшительно – ласкательные суффиксы.
Образовать с помощью суффиксов -тель-, -ник-, ист-, -ир-, -арь-
Баян, охота, учёба, библиотека, банк, стройка.
Профессия или род занятий
Образовать с помощью суффиксов -онок- , - ёнок-, слова – названия детенышей животных.
Медведь, заяц, лиса, тигр, скворец, мышь,
Название детенышей животных и ласковое к ним отношение.
Образовать с помощью суффиксов –ищ-, слова, обозначающие большой предмет
Когти, лапа, дом, друг, пыль, сапог
Увеличительное значение.
Образовать с помощью суффиксов - ан-, -ян-, -анин-, -янин-.
слова, обозначающие жителя страны, населенного пункта.
Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.
А если в Париже, то ты _____________ , а мы ____________ ,
на Земле ты ______________ , а мы _________________,
в Хороле, ты ____________, а мы __________________ .
в городе ты ______________, а мы __________________.
Образовать с помощью суффиксов–ович-, -евич-, -ич- слова - отчества
Иван, Семен, Игорь, Петр, Илья, Павел.
Суффиксы отчеств.
Рефлексия (значения суффиксов)
Работа с доской. ( принести суффиксы к значению)
Проверка работы групп. Выяснение значений суффиксов. На доске появляются слова:
Профессии или рода занятий
Названия детенышей животных
Обозначающие жителя(страны, города, края)
Представитель каждой группы выходит к доске и прикрепляет суффиксы.
ФИЗМИНУТКАдля глаз.
Работа в парах
Разобрать слова по составу
САМОПРОВЕРКА
Что такое корень?
Как вы определяли окончание?
Как находили суффикс?
Подведение итога урока, ответы на вопросы, поставленные в начале урока . (слайд)
Разбор Д.З. стр. 92 упр. 172
Рефлексия по уроку ( слайды)
Коллективная работа
Выбери правильное утверждение. ( слайды)
Дополнительный материал
Жил-был суффикс - ёр -. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.
Когда - ёр - надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.
И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс - ёр -, дублёр понадобился — а - ёр - уже тут как тут.
Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса - ёр -?
Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Личностные УУД
Метапредметные УУД.
Предметные УУД.
– проявляют интерес к познанию русского языка;
– вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка.
Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.
Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его.
– находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
– наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на уроке.
Прежде чем начать урок, создадим себе и окружающим хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу. Подарим улыбки нашим гостям.
Проверим готовность к уроку
- Покажем, как мы учимся.
Чтоб многое успеть
Чтоб многое узнать, Скорее урок Нам нужно начинать
Откроем тетради. Запишем дату в тетрадь.
II . Минутка чистописания.
-Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова.
-окончание в слове дожди(и)
-окончание в слове осенний(ий)
-суффикс в слове листик(ик)
-суффикс в слове ветрище(ищ)
-корень в слове играть(игр)
-приставка в слове избежать(из)
(и, ий, ик, ин, ист, игр, из)
Выберите самое красивое сочетание и обведите в кружок.
III. Актуализация знаний. Словарная работа.
У вас на столе листочки с кроссвордом. Ваша задача вписать угаданное словарное слово в нужный номер .
- Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.
1. Учебное помещение в школе. (Класс)
2. Верхняя одежда. (Пальто)
3. Корм для лошади. (Овес)
4. Защитник Отечества. (Солдат)
5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
7. Из чего состоит предложение? (Слова).
Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд.
- Можно ли из кроссворда понять тему нашего урока? Кто может назвать тему урока?
- Состав чего? (слова) А еще чего может быть? (поезда, вещества, военный)
- Какие части слова вы знаете?(корень, приставка, окончание, суффикс ,основа)
- Что является главной частью в слове?
- Что называется приставкой?
- Как пишутся приставки со словами?
- Что называется суффиксом?
- Что называется окончанием?
- Что называется основой слова?
- Молодцы, правила вы знаете! А теперь посмотрим, как вы их применяете на практике.
IV . Работа по теме урока.
учебник с.97 упр.183(работа в парах)
Первый ряд будет выписывать слова, которые подходят к первой схеме.
Второй ряд слова, которые подходят ко второй схеме.
Третий ряд слова, которые подходят к третьей схеме.
Проверка. Какие слова выписали к первой схеме? (почки, облако)
Какие слова выписали ко второй схеме? (звездочка, оленята, зернышко, дочка, кормушка)
Какие слова выписали к третьей схеме? (подсвечник, пришкольный, заморозки, подорожник, поездка)
Все ли мы выполнили задания. (Нет, у слова дочка стоит цифра 1). Что она обозначает?( Сделать звуко-буквенный разбор)
дочка-(доч,кА)- 2 слога
д-(д)- согл.,звон. парн., тверд.парн.
ч(ч,)- согл.,глух. непарн.,мягк. непарн.
а(а)- глас., безудар.
V . Физкультминутка.
- Внимательно читайте слова, которые я буду показывать, если в слове есть приставка, вы поворачиваетесь, друг к другу и обмениваетесь хлопками. А если в слове нет приставки - вы разводите руки в стороны.
подписать, писать, делать, сделать, вез, вывез, занес, перенес, нес
VI . Закрепление
Работа в группах.
Каждая группа выбирает карточку,(№ 1) на обратной стороне которой написан корень
1 карточка- корень " зим";
2 карточка - корень "лёд";
3 карточка - корень "мороз";
4 группы - корень "снег";
Каждая группа должна дать ответ (вопросы для всех групп одинаковые, на слайде)
1. Подберите и запишите родственные слова, используя данный корень, чтобы они являлись разными частями речи.
2. Подберите и назовите слово, которое состоит только из корня и окончания (может быть нулевое)
3. Подберите и назовите слово, которое образовано с помощью суффикса
4. Подберите и назовите слово, которое образовано при помощи приставки и суффикса одновременно.
Отчёт групп и оценка. Если группа ответила правильно, поднимите вверх зелёную сигнальную карточку, если допустила ошибки - красную сигнальную карточку.
Читайте также:
- Размазывание пластилина по шаблону конспект
- План конспект урока по аварскому языку 3 класс предметияб ц1аралъул джинс
- Конспект по артикуляционной гимнастики в подготовительной группе
- Конспект занятия психолога в средней группе становимся добрее становимся умнее
- Свет в жизни организмов фотопериод и фотопериодизм конспект