Конспект урока суффикс 3 класс школа россии закрепление

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Меркулова Ирина Ивановна

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Саранск

Разработка урока русского языка в начальной школе

Автор: Меркулова Ирина Ивановна

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Саранск

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык.

Класс: 3

Дата проведения: 31.11.2020г.

Тема урока : Значения суффиксов

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии: информационные, здоровьесберегающие (физ. минутка, смена видов деятельности), личностно-ориентированные (индивидуальная работа), проблемное обучение, игровые.

Средства обучения (оборудование): компьютер, звуковые колонки, проектор, экран, учебник В.П.Канакина. Русский язык 3 класс, 1 ч., презентация Power Point к уроку по заданной теме, дидактический материал.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- выделять в словах суффиксы;

-образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов;

-на основе наблюдений выделять значения суффиксов.

Регулятивные: формулиро­вать и удерживать учебную задачу, решать её под руководством учителя.

Познавательные: контролировать и оце­нивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, использовать в общении пра­вила вежливости

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной дея­тельности;
  • учебно-познавательный интерес;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • проявлять интерес к русскому языку.

Цель: Организовать деятельность учащихся по закреплению первичных знаний о суффиксе, совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

Педагогические задачи:

1.Учить находить суффикс в слове.

2. Учить образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов.

3.Обогащать словарный запас.

4.Развивать способности анализиро­вать, планировать свою деятельность во внешней речи с помощью учителя.

5.Развивать учебно-познавательный интерес.

Базовая технология: проблемно-диалогическая.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(Слайд 2) Картину пишут красками,
У красок яркий цвет.
Жизнь украшают сказками,
У сказок дивный свет.

- Представьте, что перед нами волшебная дверь. (Слайд 3) Приоткроем её тихонечко (скрип двери) и заглянем туда. (Звучит песня в исполнении А.Алексеевой на стихи Ю.Мориц) (Слайд 4)

- Оказывается за дверью сказка. Да-да, вы не ослышались. И на уроке русского языка мы можем оказаться в сказке.

-Готовы встретиться с волшебством?

Эмоционально настраиваются на урок

Личностные: проявляют готовность к работе на уроке

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Словарный диктант.

- У вас на столах старинные свитки с волшебными заклинаниями (Приложение 1). (Слайд 5)

Вот беда, местами слова стерлись. Вы же понимаете, что слова непростые, их нельзя проверить! Настоящий волшебник должен знать их наизусть. Постараемся восстановить текст.

- Поменяемся с соседом по парте, проверим (Слайд 6)

- В нашей сказке есть магические знаки (на доску учитель прикрепляет знаки приставки и суффикса), с помощью которых происходят превращения. Назовите их.

- Что такое приставка? Для чего она служит?

-Что ж вы знаете о суффиксе?

- Вы знаете, что каждый из вас вот уже третий год учится овладевать современными потомками волшебной палочки?

- Догадались, о чем речь? Шариковая ручка и карандаш – самые волшебные предметы. Откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа.

— (Слайд 7) А теперь немножко поколдуем. Попробуйте превратить эти прилагательные в однокоренные существитель­ные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.

Толстый, болтливый, сильный, храбрый.

- Какие суффиксы мы использовали? (Слайд 8)

После написания взаимопроверка по образцу на экране.

- Приставка и суффикс.

Определение приставки, ее словообразовательное значение.

-Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня, с помощью суффикса образуются новые слова

Ответы уч-ся (толстяк, болтун, силач, храбрец)

На доску вывешиваются использованные суффиксы (як, ун, ач, ец)

Познавательные:

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроках ранее

Этап постановки цели урока и планирования работы

- Продолжим наше волшебство. (Слайд 9) В этот раз воспользуемся магическими способностями суффиксов -ик-, -ишк-, -ищ-

-ик- очень ласковый, -ишк- обо всех говорит с насмешкой. -ищ- любит все преувеличивать.

- Живут эти суффиксы в одном доме. Но каждому из них видится ДОМ по-разному. Догадайтесь как.

- Что вы заметили? (Слайд 10) Верно, поменялось значение слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока-сказки. (Слайд 11)

Что мы должны узнать о суффиксах?

-Сегодня на уроке мы будем

изучать значение суффиксов.

-узнать, какие значения могут иметь суффиксы

Личностные: учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну;

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные:

задачу, сформулированную вместе с учителем.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его

Этап изучения новых знаний и способов действия

Работа в парах.

- (Слайд 12) Русский народ давно заметил, что одна голова – хорошо, а две – лучше! Вот мы и поколдуем в парах.

Выпишите в свою тетрадь имена парами. Выделите суффикс.

Запишите свое имя с одним из таких суффиксов.

- Кто поделится магическими знаниями и откроет секрет, как находить суффиксы в словах?

Алгоритм нахождения суффиксов (Слайд 13)

- Что помогло образовать новое слово?

-Ребята, чему вы учились, выполняя это задание?

Самостоятельная работа .

- Ребята, в нашей сказочной стране чья-то волшебная палочка сработала не так, как надо. Суффиксы перепутались. Помогите соединить слова с суффиксами. Для каждого слова свой суффикс. Обозначьте корень и суффикс.

-Ребята, чему вы учились, выполняя это задание?

-Для чего служит суффикс?

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом - домик - домишко - домина; брат - браток - братец - братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других - отрицательная (деваха, старикан, старикашка).

(Слайд 14)

-Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде.

-Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.

(Слайд 15)

-Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ- - суффикс места.

Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.

учить осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

формирование умение работать в паре, в группе; учить договариваться,

формировать, положительное отношение к процессу обучения;

формировать интерес к учебному материалу;

формирование адекватной самооценки;

воспитывать познавательный интерес к русскому языку

приходить к общему решению.

Орг. Момент . (слайд)

улыбнёмся друг другу.

Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся

И силой наполняемся, дарующей успех.

Каллиграфическая минутка . ( на доске)



Актуализация знаний, постановка

темы и цели урока

Есть ли однокоренные слова в нашем предложении?

Как вы узнали. что они однокоренные?

Что такое корень?

Что такое окончание?

С помощью чего они образованы? (приставка)

Что такое приставка?

Какая часть осталась невыделенной?

Что такое суффикс?

СЛАЙД : Тема урока

Мы на прошлом уроке узнали, что такое суффикс, как его найти. Зачем сегодня снова изучать суффикс? Какие цели и задачи перед собой поставим?

Тема урока и постановка целей.

Мы должны закрепить : (слайд)

Что такое суффикс?

Где стоит суффикс?

Что образуют суффиксы.

Мы должны узнать :

Почему суффикс - значимая часть слова.

На какие группы по значению делятся суффиксы?

Работа в группах.

Образовать с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- , - ушк- ласковые слова

Мама, Коля, соловей, звезда, тетя, ива

Уменьшительно – ласкательные суффиксы.

Образовать с помощью суффиксов -тель-, -ник-, ист-, -ир-, -арь-

Баян, охота, учёба, библиотека, банк, стройка.

Профессия или род занятий

Образовать с помощью суффиксов -онок- , - ёнок-, слова – названия детенышей животных.

Медведь, заяц, лиса, тигр, скворец, мышь,

Название детенышей животных и ласковое к ним отношение.

Образовать с помощью суффиксов –ищ-, слова, обозначающие большой предмет

Когти, лапа, дом, друг, пыль, сапог

Увеличительное значение.

Образовать с помощью суффиксов - ан-, -ян-, -анин-, -янин-.

слова, обозначающие жителя страны, населенного пункта.

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

А если в Париже, то ты _____________ , а мы ____________ ,

на Земле ты ______________ , а мы _________________,

в Хороле, ты ____________, а мы __________________ .

в городе ты ______________, а мы __________________.

Образовать с помощью суффиксов–ович-, -евич-, -ич- слова - отчества

Иван, Семен, Игорь, Петр, Илья, Павел.

Суффиксы отчеств.

Рефлексия (значения суффиксов)

Работа с доской. ( принести суффиксы к значению)

Проверка работы групп. Выяснение значений суффиксов. На доске появляются слова:

Профессии или рода занятий

Названия детенышей животных

Обозначающие жителя(страны, города, края)

Представитель каждой группы выходит к доске и прикрепляет суффиксы.


ФИЗМИНУТКАдля глаз.

Работа в парах

Разобрать слова по составу

САМОПРОВЕРКА

Что такое корень?

Как вы определяли окончание?

Как находили суффикс?

Подведение итога урока, ответы на вопросы, поставленные в начале урока . (слайд)

Разбор Д.З. стр. 92 упр. 172

Рефлексия по уроку ( слайды)

Коллективная работа

Выбери правильное утверждение. ( слайды)

Дополнительный материал

Жил-был суффикс - ёр -. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.

Когда - ёр - надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.

И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс - ёр -, дублёр понадобился — а - ёр - уже тут как тут.

Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса - ёр -?


Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Личностные УУД

Метапредметные УУД.

Предметные УУД.

– проявляют интерес к познанию русского языка;

– вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка.

Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.

Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его.

– находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

– наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на уроке.

Прежде чем начать урок, создадим себе и окружающим хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу. Подарим улыбки нашим гостям.

Проверим готовность к уроку

- Покажем, как мы учимся.

Чтоб многое успеть

Чтоб многое узнать, Скорее урок Нам нужно начинать

Откроем тетради. Запишем дату в тетрадь.

II . Минутка чистописания.

-Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова.


-окончание в слове дожди(и)

-окончание в слове осенний(ий)

-суффикс в слове листик(ик)

-суффикс в слове ветрище(ищ)

-корень в слове играть(игр)

-приставка в слове избежать(из)

(и, ий, ик, ин, ист, игр, из)

Выберите самое красивое сочетание и обведите в кружок.

III. Актуализация знаний. Словарная работа.

У вас на столе листочки с кроссвордом. Ваша задача вписать угаданное словарное слово в нужный номер .

- Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.

1. Учебное помещение в школе. (Класс)

2. Верхняя одежда. (Пальто)

3. Корм для лошади. (Овес)

4. Защитник Отечества. (Солдат)

5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)

6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

7. Из чего состоит предложение? (Слова).


Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд.

- Можно ли из кроссворда понять тему нашего урока? Кто может назвать тему урока?

- Состав чего? (слова) А еще чего может быть? (поезда, вещества, военный)

- Какие части слова вы знаете?(корень, приставка, окончание, суффикс ,основа)

- Что является главной частью в слове?

- Что называется приставкой?

- Как пишутся приставки со словами?

- Что называется суффиксом?

- Что называется окончанием?

- Что называется основой слова?

- Молодцы, правила вы знаете! А теперь посмотрим, как вы их применяете на практике.

IV . Работа по теме урока.

учебник с.97 упр.183(работа в парах)

Первый ряд будет выписывать слова, которые подходят к первой схеме.

Второй ряд слова, которые подходят ко второй схеме.

Третий ряд слова, которые подходят к третьей схеме.

Проверка. Какие слова выписали к первой схеме? (почки, облако)

Какие слова выписали ко второй схеме? (звездочка, оленята, зернышко, дочка, кормушка)

Какие слова выписали к третьей схеме? (подсвечник, пришкольный, заморозки, подорожник, поездка)

Все ли мы выполнили задания. (Нет, у слова дочка стоит цифра 1). Что она обозначает?( Сделать звуко-буквенный разбор)

дочка-(доч,кА)- 2 слога

д-(д)- согл.,звон. парн., тверд.парн.

ч(ч,)- согл.,глух. непарн.,мягк. непарн.

а(а)- глас., безудар.

V . Физкультминутка.

- Внимательно читайте слова, которые я буду показывать, если в слове есть приставка, вы поворачиваетесь, друг к другу и обмениваетесь хлопками. А если в слове нет приставки - вы разводите руки в стороны.

подписать, писать, делать, сделать, вез, вывез, занес, перенес, нес

VI . Закрепление

Работа в группах.

Каждая группа выбирает карточку,(№ 1) на обратной стороне которой написан корень

1 карточка- корень " зим";

2 карточка - корень "лёд";

3 карточка - корень "мороз";

4 группы - корень "снег";

Каждая группа должна дать ответ (вопросы для всех групп одинаковые, на слайде)

1. Подберите и запишите родственные слова, используя данный корень, чтобы они являлись разными частями речи.

2. Подберите и назовите слово, которое состоит только из корня и окончания (может быть нулевое)

3. Подберите и назовите слово, которое образовано с помощью суффикса

4. Подберите и назовите слово, которое образовано при помощи приставки и суффикса одновременно.


Отчёт групп и оценка. Если группа ответила правильно, поднимите вверх зелёную сигнальную карточку, если допустила ошибки - красную сигнальную карточку.

Читайте также: