Конспект урока на тему почва

Обновлено: 06.07.2024

Конспект урока полезен учителям.работающим по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа". Урок соответствует требованиям ФГОС НОО.

Оценить 1656 0

Агафонова Светлана Михайловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - педагогический лицей города Димитровграда Ульяновской области (МБОУ педагогический лицей)

Учитель начальных классов

Агафонова Светлана Михайловна - учитель начальных классов,

МБОУ педагогический лицей, Ульяновская область, г. Димитровград

Предмет (направленность): окружающий мир,начальная школа.

Возраст детей: 3 класс.

Место проведения: класс.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и УУД.

Формирование УУД на данном уроке:

Познавательные

Общеучебные универсальные действия

1.Обучение работе с разными видами информации :

а) формирование умения извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

б) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы .

2. Оценка достоверности получаемой информации .

3. Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Универсальные логические действия

1) Подведение под понятие.

2) Установление причинно-следственных связей: обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы.

Коммуникативные

Коммуникация как кооперация (задания, требующие распределения работы с соседом по парте).

Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учет позиции собеседника.

Регулятивные

Самоконтроль процесса и результатов деятельности

Оборудование и наглядные пособия:

Тетрадь для самостоятельной работы №2.

Интерактивная доска, проектор, ноотбук (подключение интернета) .

Ход урока.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.(слайд2)

Цель: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Глаза смотрят и всё видят.

Уши слушают и всё слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнения других.

- Нарисуйте свое настроение в начале урока (у каждого рисунок солнышка, надо раскрасить ). (Приложение1.)

Этап актуализации знаний.

А) Индивидуальная работа на интерактивной доске.

- Пока мы будем писать графический диктан, один человек ответит на вопросы по изученной теме. (Ученик работает на ИД: соединяет ответы с вопросами)

1. Какая горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата? Она бывает серого или темно-красного цвета. ( Гранит)

2. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение машины? Оно хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета.

3. Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть. ( Каменный уголь)

4. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту. ( Железная руда)

5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек. ( Песок )

6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д. ( Глина)

7. Какое полезное ископаемое образуется на болотах из отмерших растений? ( Торф)

8. Какое полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков? ( Известняк)

9. Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом? ( Природный газ)

1) не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород? (+);

2) горные породы не всегда твердые, бывают жидкие и газообразные? (+);

3) гранит— осадочная горная порода?(-);

4) базальт— магматическая горная порода, а каменный уголь — осадочная горная порода?(+);

5) в состав гранита входит три минерала?(+);

6) торф образовался из раковин морских животных?(-);

7) нефть, каменныйуголь, природныйгаз — это горючие полезные ископаемые? (+);

8) мрамор, песок, гранит относятся к строительным полезным ископаемым? (+);

9) из руд цветных металлов человек выплавляет железо, чугун, а из руд черных металлов— алюминий, медь? (-);

10) запасы полезных ископаемых на Земле неограниченны? (-).

- Сделайте самопроверку и оцените себя по критериям:

- Посмортите на работу одноклассника, работавшего у ИД, оцените. (Ученики с помощью сигнальных карточек оценивают, сопровождая коментариями.)

Вывод: изучив разнообразие минералов, полезных ископаемых и их практического использования человеком, можно начать изучение новой темы.

Этап выявления места и причины затруднения, построения проекта выхода из затруднения.

А) Определение темы и целей урока.

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять. (Земля)

- Земля! Какое это емкое слово! У слова "земля" есть несколько значений. А какие это значения, будет выяснять у доски одна из групп: в интернете найти значение этого слова и в картинках оформить на ИД. ( Планета, суша, страна)

-Поверяем : смотрим на картинки, найденные первой группой, слушаем определение из словаря, и дополняем из интернета.

- Как из учебника узнать тему урока? (открыть оглавление учебника)

- Прочитайте название нового раздела и первой темы в нем. (Почва. Как образуется почва.) (слайд 4)

- О какой земле будем говорить? (Почве)

-Земля-кормилица, земля-поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю.

- Какую цель поставим? (учащиеся самостоятельно формулируют цель: узнать, что такое почва и как она образуется)

Б) Самостоятельная работа.

- Прочитайте первые четыре абзаца нового параграфа. Есть ли в них новые для тебя сведения? Какие? ( Дети читают самостоятельно первые четыре абзаца нового параграфа и высказываются в группах, по цепочке. Их задача — выделить в тексте новые сведения.)

- Чем новым можете поделиться? (Высказывания учащихся.)

Наш урок посвящен почве и её образованию.

И высокое дерево, и маленькая травинка укрепились своими корнями в земле, вернее в её верхнем слое, который называется …(почвой).

- Сформулируйте правильное определение и оформите на ИД. ( Почва— это самый верхний слой земли,на котором растут растения). (слайд 5 )

(слайд 6) А как же образовалась почва? Основа образования почвы – горные породы Земли. Дно водоёмов, равнины, горы сложены из горных пород, которые в течение миллионов лет разрушались под воздействием солнечного тепла, воды, воздуха и живых организмов. Мельчайшие частицы горных пород скапливаются в трещинах скал, скатываются вместе с потоками воды в низкие места. В трещины легко проникают вода, воздух, бактерии, мелкие животные и семена растений. В результате на камнях прорастают пучки трав, мелкие кустарники и даже деревья. Корни растений продолжают расширять трещины, разрушая породы. Проходят годы, образование почвы – процесс очень длительный. Через тысячу лет у подножия скал из остатков растений образуется почва. Это верхний плодородный слой земли толщиной до 2 см. На мягком вулканическом пепле этот процесс происходит быстро, всего за 50-60 лет. Животные принимают участие в образовании почвы. Они рыхлят породу, смешивают её с полусгнившими корнями растений, а когда гибнут, сами становятся её частицами.

(слайд 7) Вывод: итак, образование почвы происходит в результате разрушения горных пород под воздействием всех компонентов природы: солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов. Только все части природы, действуя друг на друга, образуют почву. Нет горных пород и живых организмов – не будет и почвы. Нет воды и воздуха – почва не образуется.

(слайд 8 ) Давайте вспомним прогулку в осенний лес.

Г) Работа в группах.

- На основе своих наблюдений докажите, что почва связывает в единое целое неживую и живую природу? (Учащиеся обсуждают в группах вопрос и по одному высказыванию от группы)

Д) Рассказ учителя.

Сухие листья, хвоинки, травы, веточки деревьев падают на землю и скапливаются в самом верхнем её слое. Под опавшими листьями и ветками находятся песок и глина, мелкие камешки, останки животных и растений, перегной, а это относится к неживой природе. Всё это скоплено корнями растений, ведь каждое растение берёт из почвы питательные вещества. В почве всегда присутствуют бактерии, грибы, мелкие животные, а это относится к живой природе. Кто берёт из почвы питательные вещества, мы знаем. А кто же их вновь пополняет? Ведь если запасы не пополнять, то почва быстро оскудеет. Животные почвы прокладывают в ней ходы, куда попадает вода и воздух, они перемешивают почву, измельчают остатки растений, а бактерии, которые всегда живут в почве, превращают эти остатки в перегной.

Листья и травы разлагаются в почве сравнительно быстро. Всего через полгода они превращаются в прекрасные удобрения. Таким образом, питательные вещества постоянно возвращаются в почву и вновь расходуются растениями. Происходит почвенный круговорот. Почва связывает в единое целое неживую и живую природу.

- Почва - часть природы, в которой проявляется единство живой и неживой природы.

- Рассмотрите рисунок в учебнике. Назови соседу животных, которых можно увидеть в почве. А он пусть расскажет тебе, каких из этих животных он видел в природе.

Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца размножения.

(слайд 9) В лесной подстилке замерла божья коровка,

(слайд 10) что-то перетаскивают в свои подземные жилища муравьи, кроты и дождевые черви проводят в почве всю свою жизнь.

(слайд 11) Самые большие труженики из червей — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дож­девые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днем уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают ее полезными для растений солями. Ученые установили, что дождевые черви — одни из главных почвообразователей.

(слайд 12) А вот земляной шмель только зимует.

(слайд 13) Лягушки и улитки прячутся в почве от дневной жары,

(слайд 14) а майские жуки откладывают яйца, из которых появляются их потомства.

Жуки проникают в почву на глубину до 2 метров, муравьи – до 3 метров. Кроты – до 5 метров, а дождевые черви – до 8 метров.

(слайд 15) Кроты приносят очень большую пользу почве, прокладывая глубокие ходы, кроты выбрасывают землю на поверхность, а эта земля в полтора раз богаче кальцием, магнием, железом и другими питательными веществами.

Учёные подсчитали, что в березовом лесу кроты поднимают из глубины на поверхность такой обогащённой земли до 10 тонн на гектар. Получается, что большую часть берёзового леса удобряют кроты. А ещё в небольших кучках в земле, кротовинах, скапливается вода, которая увлажняет почву.

- Чем же питаются животные почвы? (Высказывания учащихся)

Они питаются остатками живых организмов, корнями растений и другими мелкими животными. Корни одуванчиков грызут личинки майских жуков, а личинками любят лакомиться кроты. Крот, наевшись, отправляется спать, и спит часа 4, проснувшись, он немедленно отправляется искать себе пищу. Делая глубокие ходы, крот постоянно натыкается на вредных насекомых и их личинок. За сутки крот съедает столько, сколько весит сам и даже больше. Голодать крот не может, 17-18 часов без еды для него губительны. Вот поэтому зимой кроты не могут залечь в спячку.

- Между растениями и животными почвы существует пищевая зависимость.

(слайд 16) - Посмотрите на картинки ИД, составьте цепь питания. (корень одуванчика – личинка – крот).

Не будет одуванчика – погибнут личинки, не будут личинок – будут голодать кроты. Поэтому ученые считают, что все живые организмы связаны между собой цепями питания.

Пищевая цепь показывает, кто кого ест.

- Расставьте на ИД стрелочки зависимости.(Ученики чертят стрелки от крота.)

- Посмотрите на определение и помогите его дополнить.

Между обитателями почвы существую очень много цепей питания, но в каждой такой цепи, первое звено – это растение. Ведь только оно способно на свету образовывать питательные вещества из углекислого газа и воды с растворёнными в ней минеральными солями. Второе звено – растительноядные животные, третье звено – хищные и всеядные животные. Когда хищные или всеядные животные погибают, то их останки становятся пищей для бактерий и других мелких животных.

Этап первичного закрепления знаний.

А) - Обратимся к полученным на уроке знаниям.

(слайд 17)

Работа в группах. (Тренажёр к уроку) .

Каким образом животные принимают участие в образовании почвы?

Начало формы

Шаг1 .Что делают животные с землёй?

Никакого отношения животные не имеют к образованию почвы .

Рыхлят породу, смешивают её с полусгнившими корнями растений.

Откладывают запасы пищи .

Шаг 2. Когда эти животные гибнут, то:

Сами становятся частицами почвы.

Их останки превращаются в горные породы .

Их уносит потоками воды.

Связывает ли почва в единое целое живую и неживую природу?

Начало формы

Шаг 1. Как пополняются запасы почвы?

Животные почвы прокладывают ходы, куда попадает вода и воздух, они перемешивают почву, измельчают остатки растений.

Их восстанавливают животные .

Шаг 2. Какая роль бактерий?

Прокладывают ходы для перемешивания почвы.

Они не принимают участия в пополнении запасов почвы .

Превращают остатки растений в перегной.

Почему кроты приносят пользу почве?

Начало формы

Шаг 1. Копая глубокие ходы, кроты:

Прячутся от дневной жары.

Закапывают запасы еды.

Выбрасывают на поверхность землю .

Шаг 2. Чем ценна выброшенная земля?

Она богата кальцием, магнием, железом и другими питательными веществами.

В этой земле содержатся вредные насекомые.

Она богата на алмазы.

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

Работа в ТПО.

- Откройте ТПО на странице 10. Рассмотрите рисунок слоёв земли. Обратите внимание на слой почвы. В нем на разной глубине находятся корни растений.

Закрась коричневым цветом слой почвы, голубым – подземные воды, а желтым – слой горных пород.

6. Этап включения в систему знаний и повторения.

Сказала лопата:
Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля - чтобы жить. А. Тетивкин

- Как вы понимаете эти слова? О какой земле идёт речь? (О почве)

- Сегодня на уроке вы узнали о том, что почва – это единство живой и неживой природы, как образуется почва, и какие существуют цепи питания.

- Проверить полученные знания на уроке вы сможите с помощью теста.

Что грызут личинки майских жуков?

Основа образования почвы – это:

Живая и неживая природа .

Горные породы Земли .

Каких животных можно увидеть в почве?

Кротов, муравьев, дождевых червяков.

Дождевых червяков, белок, муравьёв .

Кротов, муравьёв, лис.

Образование почвы происходит в результате разрушения горных пород под воздействием?

Солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов .

Что такое почва?

Природная совокупность минералов более или менее постоянного минералогического состава, образующая самостоятельное тело в земной коре .

Верхний плодородный слой земли .

Тело космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного объекта.

Извержение раскаленных, огненных потоков особого вещества.

- Сделайте самопроверку, по ответам на ИД, и оцените себя по критериям:

Б) Домашняя работа.

1. ТПО страница 11: Рассмотреть рисунок и написать, какую пользу приносят природе животные почваы.

2. Дифференцировонное задание (по выбору).

А) Учебник стр.31-34-знать, уметь отвечать на вопросы после параграфа.

7. Этап рефлексии учебной деятельности.

Цель:самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний

Давайте будем беречь планету,
Во всей вселенной похожей нету!

- Почему замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил,что почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, без почвы – нет. (Высказывания учеников)

- Нарисуйте свое настроение в конце урока (у каждого рисунок солнышка, надо раскрасить ). (Приложение1.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План конспект урока по окружающему миру

Тема: почва и её состав.

Цель: 1.Познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав

2. Продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве.

Развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение

работать в группе, находить общее решение.

3. Учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям

Тип урока: исследование, работа в группах.

Оборудование: карточки, образцы почв, спиртовка, стекло, стаканы с водой, штатив, кроссворд, презентация.

1.Организационный момент.

Учитель проверяет готовность учеников к уроку.

2.Психологический настрой на урок.

3.Проверка домашнего задания.

-Что такое полезное ископаемое?

-Какие виды полезных ископаемых бывают?

Индивидуальная работа: Карточки для учеников с индивидуальными заданиями.

Соедините стрелками правильные ответы. ( слайд 7)

Правила работы в группах: Давайте вспомним правила работы в группах. ( слайд 8)

В группе должен быть ответственный.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси.

Работа в группах: Из географической карты Казахстана:

1-группа: в каких областях добывается нефть. Назовите общее количество и в какой области наибольшее количество добычи нефти.

2-группа: в каких областях добывается уголь. Назовите общее количество и в какой области наибольшее количество добычи угля.

3-группа: в каких областях добывается соль. Назовите общее количество и в какой области наибольшее количество добычи соли.

Работа в группах: Найти дополнительные материалы о полезных ископаемых и подготовить презентацию. ( домашнее задание)

Физминутка (музыкальная пауза)

Послушайте загадку и отгадайте. И вы узнаете тему сегодняшнего урока.

Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Скажите, как она называется?

Сегодня мы будем говорить о почве. Вы узнаете состав почвы и её свойства, как она образуется.

Почва – верхний плодородный слой земли.

Чернозём – богатая перегноем почва.

Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами.

Найдите определение почвы в учебнике.

Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

Далее идёт переходный слой – менее плодородный и нижний слой – это горная порода.

Было время, когда у нашей планеты отсутствовал почвенный покров. Миллионы лет земная поверхность являло собой голую каменную пустыню. Но постепенно ветры и вода разрушали их. Образование мельчайших частиц послужило основой для возникновения почвы. Потом появились растения. Отмирающие растения обогащали поверхностные слои почвы перегноем.

Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной. Так и происходит круговорот веществ в почве.

Работа в группах:

Разновидности почв: чернозёмные, подзолистые, песчаные.

Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения. Самое большое количество перегноя содержится в чернозёмных почвах.

В подзолистых почвах перегноя немного и много глины. Растения в них чахлые.

В песчаных почвах много песков.

В ледяных просторах Антарктиды и Арктики, в высоких горах нет почвы.

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.

-Давайте посмотрим фильм о путешествии дождевого червя.

5. Закрепление нового материала.

Работа в парах: Вспомним правила работы в паре. (слайд 28)

Работать должны оба.

Один говорит, другой слушает.

Если не понял, переспроси.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Практическая работа: Состав почвы.

Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва. У каждого на парте коробочки с почвой. Рассмотрите их.

-Какого она цвета?

-В почве есть остатки листьев, мелкие корешки, части насекомых, червей и другие мелкие животные.

Опыт 1: В стакан с водой бросим кусочек сухой почвы. Что заметили?

(Из почвы выходят пузырьки воздуха)

Вывод: В почве содержится воздух.

Опыт 2: Опустим почву в стакан с водой и тщательно размешиваем. Пипеткой возьмём несколько капель этой воды и поместим в предметное стекло. Нагреем стекло над огнём свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налёт.

Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые могут растворяться в воде.

Опыт 3: Положим почву в крышечку. Нагрею крышечку с почвой над пламенем свечи. А над почвой буду держать стекло. Чем объяснить, что стекло сначала становится влажной, а потом на ней появляются капельки воды.

Вывод: В почве содержится вода. При нагревании вода испаряется.

Опыт 4: Продолжим нагревать почву в огне. Через некоторое время увидим дым и почувствуем неприятный запах.

Вывод: Это сгорает часть почвы, которое состоит из остатков растений и мелких животных. Это - составная часть почвы - перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет.

Опыт 5: Опустим немного почвы в стакан с водой и размешиваем. Дадим отстоять. На дно стакана оседает слой песка, поверх его – слой глины, сверху – слой тёмного цвета – это перегной.

Вывод: В почве содержатся песок и глина.

Работа в группах:

Составить схему-кластер – из чего состоит почва. (слайд 32)

hello_html_5e01113b.jpg
hello_html_m30e5e97f.jpg

Это интересно! Образование почвы.

1см почвы за 250-300 лет

20см за 5-6 тысяч лет

Работа с тестом:

1.Плодородие почвы зависит от количества:

2.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

3.Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

Земля-мать тому, кто умеет с ней обращаться.
Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.

Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас своими богатствами.

6. Итог урока.

-Прочитайте правила работы смайликами и оцените урок. Ответить на вопросы:

Что узнал? Что смог? Что понравилось?

-На картине с цветами и сердечками спряталось волшебное слово. Найдите их.

Выставление оценок.

Оценка учеников по подсчёту смайликов.

7. Домашнее задание.

Подобрать материал о животных почв.

1.Для развития познавательных интересов и творческой активности на уроке учитель применяет активные методы обучения - обучение деятельностью. В процессе всего урока дети не пассивные слушатели, а активные участники учебного процесса.

Исходя, из поставленных задач урока на разных этапах учитель применяет различные методы обучения:

- словесный метод : при формировании теоретических знаний, используя в своей работе рассказ, беседу

- наглядный метод : в виде наблюдения за ходом работы учащихся

- практический метод: выполнение разнообразных упражнений, опытов

- частично - поисковый - для развития самостоятельного мышления, творческого подхода к делу

- метод проблемного изложения учебного материала

- метод самостоятельной работы - так как имеется разнообразный дидактический материал, и он доступен для самостоятельной работы

2.Использование данных методов способствуют продуктивной работе мышления и воображения, целостности восприятия изучаемого предмета, осмысленности, включение учащихся в деловой ритм , учит самостоятельному анализу, сравнению ,самоконтролю, коллективному способу нахождения истины ,умению дискутировать ,критически оценивать свои действия, находить пути реализации допущенных ошибок.

3Для активизации учебного процесса учитель использовал систему проблемных вопросов и проблемных ситуаций, игровые моменты, разнообразный раздаточный материал, использование заданий творческого характера, практическую работу, использовал групповую форму работы , при которой все вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия каждого, чередовал разные виды деятельности уч-ся, рационально распределял и использовал время урока, стимулирование проводил на каждом этапе урока.

4.Для самостоятельной работы учителем были выбраны разные виды заданий: практическая работа в группах, наблюдение, работа с книгой, справочной литературой. Организация самостоятельной работы на разных этапах способствовали развитию интереса к окружающему миру, потребности приобретения новых знаний, выявлению возможностей каждого ребенка, расширению кругозора младших школьников, объективной самооценки, развитию творческих способностей, как формирование умения применять полученные знания и приобретать новые, участие в практической работе(выполнение опытов) способствовало развитию умений сопоставлять, сравнивать ,анализировать, обеспечивало развитие познавательной самостоятельности.

5.Разнообразие форм и методов обучения на уроке способствуют формированию положительной учебной мотивации, стимуляции творческой деятельности учащихся, самостоятельного поиска путей реализации проблем, активности и самостоятельности мышления учащихся.

Оборудование: карточки, образцы почв, стаканы с водой, презентация, проектор.

Цель урока: формирование представления о почве, её составе и свойствах.

Формирование УУД

Познавательные

Общеучебные универсальные действия

1. Обучение работе с разными видами информации :

а) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы .

2. Оценка достоверности получаемой информации .

3. Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Универсальные логические действия

1) Подведение под понятие.

2) Установление причинно-следственных связей: обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы.

Коммуникативные

Коммуникация как кооперация ( задания, требующие распределения работы с соседом по парте).

Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учет позиции собеседника.

Регулятивные

Самоконтроль процесса и результатов деятельности

Оборудование и наглядные пособия:

Тетрадь для самостоятельной работы №2.

Экран, проектор, ноотбук.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Раз, два, три - слушай и смотри.

Три, два, раз – мы начнём сейчас…

Определение темы и целей урока

Есть на Земле чудесная кладов А я. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовОй превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

– Сказка это или не сказка? /ответы детей/
Нет, это не сказка. Чудесная кладовАя есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? /земля, почва/

- Слово земля многозначно, и одно из значений земли – почва.

– Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке? /Почва/ СЛАЙД

- Ребята, какие цели мы поставим сегодня на уроке?

- Возьмите карточки и отметьте те цели /задачи/, которые вы бы хотели сегодня поставить перед собой на уроке. /спросить 3 человек – потом у них же и проверить в конце/

Узнать, что такое почва

Узнать из чего состоит почва

Узнать какие есть свойства почвы

Научиться делать выводы на основе проведённых опытов.

Развивать умения работать в группе

– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит.

Изучение нового материала

- Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы. Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.

– Научные сотрудники работают по плану.

– Я предлагаю план работы на уроке. Изучите его.

Что такое почва и как она образуется?

Из чего состоит почва?

– Согласны? Ну что ж, начнем?

Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва?

Дети внимательно рассматривают изображение почвы.

– Внимательно рассмотрите верхний слой. (Слайд 6).
– Какого он цвета.
– Сделайте вывод.
– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.
– Правильно. Почва – верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.

Слайд "Почва – это верхний, темный, рыхлый слой земли".)

– Ответили на первый пункт плана? (Да.)


– А вы знаете, как образуется почва? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/

3. Образование почвы.

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.

Перейдём ко 2 пункту плана.

- Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.

– Исследуем состав почвы. Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)
– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.

а) Проведение опытов.

Опыт № 1 (группа 1).

Возьмите стакан с водой.

Бросьте туда комочек почвы.

Что вы наблюдаете?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.

Опыт № 2 (группа 2).

Возьмите фильтровальную бумагу.

Насыпьте на нее немного почвы.

Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

Стряхните почву обратно в стакан.

Что вы наблюдаете?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке _____________________

Опыт № 3 (группа 3).

Возьмите горшок с почвой.

Налейте туда немного воды.

Держите горшок над пустым стаканом.

Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва_______________________________________________ воду.

Опыт № 4 (группа 4).

Возьмите посуду с почвой.

Рассмотрите почву через лупу

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели __________________________________________________________.

Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?/да…/

- Итак, подведём итоги: заслушаем ответы каждой группы./ если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/

После заслушивания всех групп на экране -слайд

В почве есть воздух.

В почве есть вода.

Почва не удерживает воду.

В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/

Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.

- Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

В плодородной почве лучше растут растения.

- Это главное свойство почвы.

- А какие же животные обитают в почве? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?

-Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.

I V. Обобщение урока.

– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.
– А вы любите кроссворды?

Перед вами кроссворд. (Слайд 13).

Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)

Основное свойство почвы. (Плодородие.)

Животные, которые рыхлят почву? /Черви/

Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)

Цель урока: Сформировать понятие о почве, разнообразии почв.

Задачи урока:

Формировать представления об образовании почвы и ее свойствах.

Формировать знание определений терминов почва, плодородие почвы.

Формировать умение характеризовать плодородие почвы, называть, от чего она зависит.

Продолжить формировать умение вести наблюдения

Оборудование: карты, макеты почв.

Тип урока: урок изучения нового материала.

I. Организационный момент.

– Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?

– Вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, думают о будущем.

III. Работа над новым материалом.

– Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется?

– Конечно, – это почва. Сегодня мы будем говорить о почве, ее составе, типах почв Беларуси и охране.

– Что такое почва? Выберите правильный ответ:

Верхний слой земли.

Верхний слой земли, где есть песок и глина.

Верхний плодородный слой земли.

Верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух.

– Почему вы выбрали именно это определение?

– А может ли растение развиваться на гладком камне или глине? Назовите главное свойство почвы? (Плодородие).

– Плодородие – это способность почвы обеспечивать питание растений.

– Назовите состав почвы.

– Значит, почва – это природное образование; результат взаимодействия горных пород, климата, живых организмов во времени.

Почва является неотъемлемой составляющей царства природы и играет большую роль в существовании всего живого на нашей планете. Именно в ней происходит взаимодействие всех оболочек Земли – водной, воздушной, подземной.
Наиболее ценной характеристикой этого природного образования выступает плодородие, которое обеспечивает растительность влагой и необходимыми питательными веществами. Что такое почва? Из чего она состоит и какое значение имеет для жизни на земном шаре?

Что такое почва?

Наиболее полное и обширное исследование почвы проводил русский геолог Василий Докучаев, открывший важнейшие закономерности в ее генезисе и географическом распространении. Согласно его теории, почва представляет собой особое природное тело, которое формируется благодаря влиянию нескольких факторов – климатических особенностей того или иного региона, характера и возраста грунта, произрастающей на нем растительности.

В более современном понимании почва – это верхний слой литосферной оболочки планеты, образуемый путем деятельности живых организмов и выветривания горных пород. В различных районах земного шара толщина этого слоя составляет от нескольких сантиметров до 2–3 метров.
Состав почвы может меняться в зависимости от ее глубины. Если выкопать яму в земле, можно заметить, что сверху располагаются более плодородные черноземы, а снизу лежат так называемые материнские породы, из которых формируется верхний слой.

Из чего состоит почва?

Почва обладает неоднородной структурой и включает в себя частицы разных пород диаметром от 0,001 миллиметра до нескольких сантиметров. Что касается минералогического состава, то он может различаться в зависимости от ее состояния – твердого или жидкого. В твердой почве около 50–60 % объема занимают минеральные компоненты, такие как полевые шпаты, кварц, циркон, каолинит. Значительную роль в почвообразовании играют гидроксиды железа, марганца, алюминия, карбонаты. Помимо минералов, в твердой почве содержатся органические вещества – гумус, остатки растительного и животного происхождения. Почва в жидком состоянии представляет собой раствор, в котором, помимо вышеуказанных компонентов, в больших количествах присутствует вода.

Как образуется почва?

Условно процесс почвообразования можно разделить на первичный и антропогенный. В первичной фазе формирования почвы происходит взаимодействие объектов органической и неорганической природы.
Иными словами, изначально она состоит из гумусовых и минеральных веществ, впоследствии ее пустоты заполняет почвенный воздух, в ней поселяются живые организмы, которые после гибели разлагаются и обогащают существующий состав органическими веществами.

Антропогенный процесс подразумевает хозяйственную деятельность человека. Люди возделывают почву, высаживают в нее сельскохозяйственные растения, а для получения хорошего урожая добавляют удобрения.

Какие бывают почвы?

В зависимости от преобладания того или иного почвообразующего фактора почвы могут подразделяться на черноземы, каштановые, лесные, подзолистые или слабоподзолистые, тундровые и многие другие.

Василий Докучаев выделял 10 типов верхнего слоя земли, но на сегодняшний день их известно более сотни. Для классификации почв существует целая иерархия, включающая в себя не только типы, но и подтип, род, вид, разряд.

Кто живет в почве?

Почва – благодатная среда обитания для огромного количества живых организмов. Всех существ, которые живут в верхнем слое земли, называют педобионтами. К таковым относятся как одноклеточные, грибы, бактерии или водоросли, так и более крупные представители фауны – дождевые червяки, жучки, пауки. Большинство обитателей почвы питаются остатками сгнивших растений или грибницами.
Есть в грунте и позвоночные животные, например крот. Он идеально приспособлен для существования в темноте, поэтому обладает отличным слухом и практически не имеет зрения. Помимо кротов, среди млекопитающих почва является домом для слепышей, цокоров, слепушонков.

Некоторые животные, такие как суслики, тушканчики и барсуки, питаются на поверхности земли, а в почве зимуют, размножаются и спасаются от врагов.

На территории Республики Беларусь наиболее распространены дерновые, дерново-карбонатные и дерново-подзолистые почвы. Представлены также полугидроморфные пойменные (аллювиальные) почвы в долинах рек и гидроморфные почвы (болотные низинные, верховые, пойменные) в заболоченной местности. 65,3% пашни относится к автоморфным почвам, 28% — к полугидроморфным, 6% — к гидроморфным. По механическому составу почвы делятся на глинистые (0,05%), суглинистые (31,6%), супесчаные (27,75%), песчаные (31%), торфяные (9,6%). Суглинистые и супесчаные почвы чаще задействованы в сельском хозяйстве: доля глинистых и суглинистых почв среди пашенных земель составляет 41,5%, супесчаных — 40,3%, песчаных — 12,2%, торфяных — 6%. В различных областях типы почв заметно различаются: в частности, в Брестской области почти треть почв относится к гидроморфным (болотным), а в Могилёвской области их лишь 9%; в Минской области автоморфных дерново-подзолистых, дерновых и дерново-карбонатных почв более 60%, в Брестской области — 23% [17] .

Плодородных почв на Земле очень мало, поэтому очень важно беречь каждый клочок земли, ведь наличие почвы – одно из самых важных условий жизни многих живых существ, в том числе и человека.

IV. Итог урока.

Что такое почва?

Назовите основное свойство почвы?

От чего зависит плодородие почвы?

Какие типы почв распространены на территории России?

Почему нужно бережно относиться к почвам?

Что вам особенно запомнилось из новой темы?

– И только от нас, людей, зависит, сможем ли мы увидеть и сберечь эту необыкновенную красоту.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить представления о типах почв; привлечь внимание учащихся к проблемам экологии.

Ожидаемый результат:

Знают типы почв.

Принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Смогут осуществлять контроль и оценку результатов.

Смогут осуществлять совместную деятельность в малых группах.

Тип урока:

Задания:

работа в группах

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:

Компьютерная презентация в программе Mikrosoft Offise PowerPoint, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, тесты.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Орг. момент

Создание положительного эмоционального настроя учащихся с использованием словесного метода.

Вы готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Вводная часть

Сформулируйте тему урока.

В ней есть живые существа: микробы, различные животные. Её называют кормилицей, потому что без неё не было на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов.

Чудесная кладовая

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой уже двадцать мешков. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, моркови, редиски, свеклы. – Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И вы, ребята, уже догадались, что эта кладовая.

– Ребята, у слова земля несколько значений. Слайд 2. Кто догадался? слайд 1.

Что такое почва? Слайд 3

Разгадав, кроссворд мы повторим состав почвы.

Вопросы к кроссворду:

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы.

2. Вещество, хорошо удерживающее воду.

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений.

4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений.

5. Вещество, помогающее корням растений дышать.

6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной.

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов.

Земля – планета. Земля – почва.

Почва - это верхний плодородный слой земли, на котором растут или могут расти растения. Почва служит домом для многих животных.

Основная часть

Назовите основное свойство почвы /слово/ в выделенной строчке кроссворда. Слайд 12.

От чего зависит цвет почвы?

Затем мы подведём итог. 3 балла- 0 ошибок.

2 балла-2 исправления, 1 балл- 3 исправления.

3. Работа в группах

Чернозёмные почвы - одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Чернозёмная почва рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы и других ценных культур. Чернозёмные почвы преобладают в зоне степей.

Подзолистые почвы - серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем чернозёмные. Но люди научились получать высокие урожаи за счёт хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в смешанных лесах.

Рассмотрев внимательно типы почв слайд16-17 на этих же карточках запишите цифру и тип почвы. Справившись, получаете 1 балл.

Физкультминутка

У каждого из вас есть огород. Расскажите и покажите, что вы делаете, чтобы почва была более плодородной?

Правильно, всё это делает почву в вашем огороде плодородней и повышает урожай. За почвой нужен правильный уход. Она нуждается в бережном отношении. Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрениями, ни обработкой.

  • Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.

Слайд 18.

Сколько времени потребуется для образования 3 см почвы?

Самостоятельная работа с текстом на листочках.

Что разрушает почву? Как предотвратить разрушение почв? Ответ на этот вопрос вы найдёте в тексте на листочках.

Слайд19.

Вода, ветер, вырубка лесов, строительство дорог, домов, чрезмерное использование ядохимикатов и удобрений разрушает почву. Если вносить ядохимикаты больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате этого гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Чтобы предотвратить разрушение почвы нужно высаживать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, проводить снегозадержание, умеренно использовать удобрения и ядохимикаты и т.д.

Один человек решить экологические проблемы почвы не может, поэтому здесь надо потрудиться всем людям.

  • Охрана почвы - это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы.
  • Какие организации вы знаете? (Например - независимая международная общественная организация "Гринпис" борется против ядерных испытаний, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира). слайд20
  • Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы?
  • Что разрушает почву?
  • Как предотвратить разрушение почв?
  • А может ли один человек решить экологические проблемы почвы?

От количества перегноя. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.

1 ученик-консультант рассказывает о черноземных почвах 2 ученик-консультант рассказывает о подзолистых почвах.

Самостоятельная работа детей над заполнением карточек.

Записывают номера образцов и тип почвы.

Перекапываем, рыхлим, поливаем, удобряем. Показывают различными движениями. 750-900 лет.

Чтение текстов учащимися.

Сбор семян, помощь при посадке, прополке, поливе молодых саженцев.

Закрепление

Посовещавшись в группе, ответьте на вопрос: какие работы проводятся по сохранению почвы?

Заполните карточки, вставив подходящие по смыслу слова.

Задания 1 команды

2.Жители почвы - …

3.В составе почвы есть:

Задания 2 команды.

1.Чем______________в почве перегноя, тем она плодороднее.

2.Основой почвы являются _______и________.

3.Для хорошего развития растений необходимы __________________, содержащиеся в почве.

Максимальный балл – 3

При строительстве:

1. При строительстве дорог, заводов,

жилых домов надо сначала снять слой почвы.

2. После использовать

ее при озеленении территории.

На полях:

  1. Надо сажать лесные полосы.
  2. Правильно распахивать почву на склонах.
  3. Зимой проводить снегозадержание.
  4. Применять удобрения и ядохимикаты в меру.

Подведение итогов

В завершение нашей работы выполните тест из 5 вопросов, за правильный ответ на каждый вопрос получаете 1 балл. Максимальный балл-5.

Выполнение теста и сверка с ключом. Подсчитывают баллы.

Домашнее задание

Записывают в дневники.

Название занятия:

Закрепить представления о типах почв; привлечь внимание учащихся к проблемам экологии.

Ожидаемый результат:

Знают типы почв.

Принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Смогут осуществлять контроль и оценку результатов.

Смогут осуществлять совместную деятельность в малых группах.

работа в группах

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:

Компьютерная презентация в программе Mikrosoft Offise PowerPoint, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, тесты.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Создание положительного эмоционального настроя учащихся с использованием словесного метода.

Вы готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Вводная часть

Сформулируйте тему урока.

Текст-загадка.

В ней есть живые существа: микробы, различные животные. Её называют кормилицей, потому что без неё не было на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов.

Чудесная кладовая

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой уже двадцать мешков. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, моркови, редиски, свеклы. – Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И вы, ребята, уже догадались, что эта кладовая.

– Ребята, у слова земля несколько значений. Слайд 2. Кто догадался? слайд 1.

Что такое почва? Слайд 3

Разгадав, кроссворд мы повторим состав почвы.

Вопросы к кроссворду:

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы.

2. Вещество, хорошо удерживающее воду.

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений.

4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений.

5. Вещество, помогающее корням растений дышать.

6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной.

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов.

Читайте также: