Конспект урока н и нн в причастиях 7 класс бабайцева

Обновлено: 05.07.2024

Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [ Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская и др.]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

Правописание Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.

1.Формировать навыки правописания н и нн в суффиксах полных и кратких страдательных причастий.

2.Научить отличать страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных.

3. Создать условия, направленные на формирование УУД на основе различных образовательных технологий.

4. Создать условия для развития орфографической зоркости учеников; логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль).

5. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Полные и краткие страдательные причастия, отыменные прилагательные, отглагольные прилагательные.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная, самостоятельная работа

Планируемые образовательные результаты

- знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;

- уметь обосновывать выбор н и нн в суффиксах причастий, отглагольных прилагательных;

- правильно употреблять в речи причастия, прилагательные;

- обнаруживать и исправлять орфографические ошибки;

-объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме.

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Технологическая карта урока

(применяемые технологии и приёмы)

(формы организации деятельности)

1.Организационный момент (1 мин.)

Проверяет готовность класса к уроку.

Просит записать дату в тетрадь.

Демонстрируют готовность к работе.

Оформляют классную запись в тетради.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1. Знакомит с эпиграфом к уроку:

Не бойся, что не знаешь, - бойся, что не учишься.

Китайская мудрость

- Как вы понимаете эти слова и согласны ли вы с ними?

- Ребята, а вы хотите научиться уже сейчас решать тесты ЕГЭ для 11 класса?

Давайте познакомимся с заданием №14 из типовых экзаменационных вариантов 2017 года.

Просит прочитать предложение на слайде.

Может быть, коньки назва(1)ы коньками потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

- Все ли слова вы знаете, как правильно записать?

- Если вы будете сегодня внимательны, то в конце изучения темы справитесь и с этим заданием.

1. Читают эпиграф.

Принимают участие в беседе, строят высказывания.

2. Отвечают учителю.

Читают предложение. 1 ученик читает вслух.

3. Заполняют таблицу

Правописание Н и НН у прилагательных

Правописание Н и НН у причастий

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Выполняют задание учителя.

Образец записи в тетради:

4. Выявление места и причины затруднения

1. Опрос (фронтальный):

- На какие группы вы разделили слова и почему?

- Как можно озаглавить получившуюся таблицу?

- Какие слова вызвали затруднение в написании?

1.Отвечают на вопросы учителя:

- На две группы: имена прилагательные и причастия.

- Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.

- Правописание причастий, так как это новая тема. (Если возникли проблемы с правописанием прилагательных, то зафиксировать и это место затруднения).

5. Построение выхода из затруднения

Просит сформулировать цели урока.

Предлагает продумать план работы на уроке.

Формулируют цели урока.

(Научиться отличать страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных, чтобы правильно писать суффиксы отглагольных прилагательных и причастий прошедшего времени).

Записывают тему урока в тетрадь.

Предлагают пункты плана. Выслушиваются все предложения, обсуждаются.

Окончательный вариант плана (проекта выхода из затруднения) записывается

1. Повторить отличия прилагательных от причастий.

2. Повторить правописание Н и НН у имён прилагательных.

6. Реализация построенного проекта

1. Повторение отличия прилагательных от причастий.


2. Повторение правописания Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

- В 6 классе мы познакомились с сёстрами царевнами Н и НН, которые делили своих подданных. Давайте ещё раз вспомним их историю, а позже узнаем её продолжение.



-- А сейчас мы узнаем продолжение истории сестёр

Н и НН. Какие части речи им предстоит поделить


Беседа после просмотра:

1. Расскажите о правописании Н и НН у причастий.

2. Что такое отглагольное прилагательное? Как его отличить от причастия? Сколько Н пишется в суффиксе отглагольного прилагательного?

Предлагает дополнить слова-исключения в таблицу (Д/З)


Смотрят флеш-ролик, вспоминают правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.

Работа в парах. Проговаривают правило.

Выполняют задания флеш-ролика.

Взаимопроверка. В оценочных листах ставят себе отметки по 5-балльной системе.

Отвечают учителю, ориентируясь на тему урока.

Смотрят флеш-ролик и выполняют задание 1 и задание 2.

После просмотра в оценочных листах ставят себе отметки по 5-балльной системе.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают выводы и фиксируют их в таблицах (Чертятся в тетрадях для правил).

1. В полных страдательных причастиях

1. В кратких страдательных причастиях.

2. В отглагольных прилагательных.

Отличие отглагольного прилагательного от причастия

1. Образуется от глаголов сов. вида.

2. Есть приставки (кроме НЕ-).

3.Имеет зависимые слова.

4. Заканчивается на -ОВАННЫЙ,

1. Образуется от глаголов

2. Нет приставок (кроме НЕ-).

3. Нет зависимых слов.

4. В прилаг. ЖЁВАНЫЙ, КОВАНЫЙ

-ОВ-, -ЁВ- - часть корня.

Фиксируют первую часть домашнего задания.

Вызывает дежурного ученика, который проводит зарядку. (Можно включить музыкальное сопровождение).

1. Вращение головой по часовой стрелке и наоборот. До 5 вращений в одно и другую сторону.

2. Голова наклоняется вперед, потом назад по 5 упражнения. Затем наклоны головой влево и вправо в том же количестве.
3. Пальцы рук прикасаются к плечам и производится вращение по кругу, сначала в одну сторону а потом в другую. Такие упражнения выполняются до 10 раз.
4. Стоя около парты, положить руки на пояс, делать наклоны вправо и влево. 10-15 наклонов.
5. Прыжки на месте 10-15 раз.

Выполняют задания физкультминутки, повторяют действия дежурного ученика.

8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Предлагает выполнить упражнения из учебника:

1)упражнение 112 (Задание: сравните причастия и отглагольные прилагательные в словосочетаниях. Подумайте, по каким признакам их можно различить.)

2) упражнение 113 (Задание: замените отглагольные прилагательные однокоренными страдательными причастиями, распространив их зависимыми словами. Запишите по образцу. Выделите суффиксы, объясните написание Н и НН.)

3) упражнение 120 (Задание: образуйте от полных причастий краткие и запишите слова парами в составе словосочетаний или предложений, выделяя суффиксы.)

Выполняют задание упражнения. Сравнивают причастия и отглагольные прилагательные, отвечают на вопрос.

Выполняют задание упражнения. Устно объясняют правописание Н и НН у причастий и отглагольных прилагательных.

Выполняют задание упражнения. Устно объясняют правописание суффиксов.

В оценочных листах ставят себе отметки по 5-балльной системе

9. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Предлагает для работы 2 задания: базового уровня и повышенной сложности (Задания распечатаны на листах). В конце работы учитель дает эталон выполнения задания.

Задание базового уровня.

Распределите слова в три столбика:

1) отыменные прилагательные (н и нн);
2) отглагольные прилагательные (н);
3) причастия (нн).

Подчеркните н или нн, объясните графически написание.

Багрян_ый закат, кожан_ый кошелек, путан_ый ответ, ломан_ая линия, солен_ые бабушкой огурцы, проникновен_ая игра, смородин_ый лист, серебрен_ый мастером кубок, точен_ая фигура, накатан_ая лыжня, придан_ое значение, сварен_ый картофель, стрижен_ые волосы, писан_я красавица, неписан_ый закон, исписан_ые листы, серебрян_ая медаль, имен_ой пистолет, гружен_ый цементом, порван_ый кафтан.

Задание повышенной сложности.

1) Определите стиль и тип текста. Укажите средства создания выразительности текста.

2) Вставьте пропущенные знаки препинания.

3) Вставьте пропущенные Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных.

Самопроверка по эталону.

В оценочных листах ставят себе отметки по 5-балльной системе.

10. Включение в систему знаний и повторение.

Возвращает к началу урока – к заданию ЕГЭ.

Может быть, коньки назва(1)ы коньками потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

- А теперь все ли слова вы сможете записать правильно?


Отвечают учителю. 1 ученик на доски, остальные на местах записывают предложение в тетрадь, объясняя орфограммы.

- Сегодня я узнал…

- Мне было интересно…

Строят высказывания. Комментируют свои оценочные листы.

12 Домашнее задание

2. По выбору: Упражнение 119 или придумать кулинарный рецепт, в котором используются отыменные и отглагольные прилагательные и причастия.

Учитель: Сегодня наш урок мне хочется начать со строчек стихотворения Б.Л.Пастернака:

Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протёкших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время, охватывая нить,
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытия.

На экране показывается портрет Б.Л.Пастернака и его стихотворение. (Слайд 2)

Учитель: Какова основная мысль стихотворения?

Ученики: Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это и есть его открытие.

II. Проверка домашнего задания

1. Причастия могут быть действительными и страдательными. ДА? НЕТ?
2. Причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным. ДА? НЕТ?
3. -НН-, -ЕНН-(-ЁНН-), -Т- – это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. ДА? НЕТ?
4. Причастный оборот – это причастие + главное слово. ДА? НЕТ?
5. Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми. ДА? НЕТ?
6.Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак по действию. ДА? НЕТ?
Самопроверка. Ключ: ДА: 1, 3, 6 НЕТ: 2, 4, 5 (Слайд 4)

  1. Фронтальный опрос. Этап всесторонней проверки знаний

- Итак, повторенье – мать ученья.

- Что такое причастие? ( причастие-часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой, какая, какие? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Настоящего и прошедшего времени. Обычно изменяются по родам, числам и падежам. В предложении обычно являются определениями и реже сказуемыми.)

- В чем отличие действительных причастий от страдательных?

(ДП – причастия, обозначающие признак того предмета, который сам производит действие.

СП – причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета)

- Ребята, что такое причастный оборот и в каких случаях он обособляется?

(ПО – причастие с зависимым словом. Если ПО стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми. Если ПО стоит перед определяемым словом, то он зпт не выделяется.)

- Почему ДП настоящего времени имеют две пары суффиксов? ( ДП наст.вр. образуются от глаголов настоящего времени, которые имеют два спряжения, поэтому ДП , образованные от гл.1спр. имеют суффиксы ущ/ющ; от гл. 2спр.- ащ/ящ).

-А как же образуются СП настоящего времени? (СП образованные от гл 1спр имеют суффиксы ем/ом; от гл.2 спр –им)

- Ребята, вспомните, от какой части речи образуются причастия? (от глагола)

- А прилагательные? (чаще всего от имени существительного, иногда от глагола).

- Чем отличаются отглагольные прилагательные и причастия? ( нужно посмотреть на вид глагола, от которого оно образовано. От глаголов совершенного вида образуются причастия, от глаголов несовершенного вида – отглагольные прилагательные).

Б. Работа по орфографии ( Слайд 5)

2 человека работают по карточкам, 1 у доски с синтаксическим разбором предложения.

1работает у доски – суффиксы причастий Д и С настоящего времени.

Работа по орфографии

КлокочУщий вулкан, ДП клокотать,1спр

бреЮщийся мужчина,ДП, брить,1спр, искл

орошаЕмый водами, орошать, 1спр,СП

слышИмый звук, слышать,СП,2 спр, искл

согреваЕмый солнцем, согревать,СП,1спр

видИмый в микроскоп, видеть, СП, 2спр, искл

раздуваЕмый ветром, раздувать,СП, 1спр

расстилаЮщийся туман, расстилаться, ДП,1спр

скачУщие на конях, скакать, ДП, 1спр

готовЯщие выступление, готовить, ДП, 2спр.

А. Синтаксическая разминка

1 задание: Начертите схему данного предложения, объясните знаки препинания (Слайд 7).

Осе нн яя кладовка заполне нн ая стекля нн ыми банками карто нн ыми коробками сушё н ыми фруктами бездо нн ыми бочками с пчели н ым мёдом даёт ощущение необыкнове нн ого порядка и спокойствия.

Б. Психологическая подготовка к восприятию нового материала

2 задание: распределите слова с выделенными орфограммами в 5 столбиков в зависимости от написания, добавив по одному примеру.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конспекта урока в 7 классе

Учитель русского языка и литературы:

Семенова Светлана Григорьевна

1.Разграничивать причастия и прилагательные, находить в тексте слова с изученной орфограммой, правильно писать н и нн в причастиях и прилагательных, графически обозначать условия выбора н и нн .

2.Формировать орфографическую компетентность учащихся.

1.Развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся:

2.Развитие речи. Обогащение речи школьников.

3.Развитие творческих способностей, образного мышления.

4.Развитие умения давать самооценку своей деятельности.

1.Воспитание нравственных качеств

2.Воспитание культуры речи, художественного восприятия окружающего мира.

3.Воспитание любви к русскому языку, к литературе.

Планируемые результаты:

Предметные результаты : умение опознавать слова категории состояния , правильно писать, устанавливать их отличительные особенности, правильно и уместно употреблять в речи.

Метапредметные (МПР):

РУУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;

ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация; извлекать информацию из разных источников , перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, схемы, ключевые слова).

КУУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы.

Личностные (ЛР):

ЛУУД: Ценностное отношение к умению правильно употреблять в речи и на письме слова категории состояния . Осознание значимости данного умения для грамотного построения образной речи. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности .

I. Оргмомент.

2.Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

I I. Обобщение и систематизация изученного.

1.Работа с текстом (раздаётся каждому ученику).

Идти пришлось по раскалённой каменистой мостовой под жгучими лучами стоявшего в зените солнца. Вдоль дороги расположились жилища из небольших глиняных построек, плотно лепившихся одна к другой и более походивших на песчаные холмики. Однако ближе к реке попадались двухэтажные, отгороженные от улицы каменными заборами дома богатых египтян. Стали мелькать и люди.(…)

Вскоре дорога оказалась запружена вереницей торговцев и отрядом осликов, гружённых кувшинами с благовониями и маслом, корзинами с овощами и фруктами.

2. Словарная работа.

-Найдите в тексте однокоренные слова и выпишите их вместе с зависимыми словами.

-Каменистой мостовой и каменными заборами.

-К какой части речи они относятся?

-Строением. В слове каменистый суффикс –ист-, а в слове каменный –н-.

-Можно ли поменять местами главные слова: каменистый забор , каменная мостовая.

-У этих прилагательных разное значение.

Каменистый - обильный камнем, покрытый камнем. Например, каменистая почва, земля( каменистый берег, каменистое дно, каменистый овраг, каменистая долина и т.п.)

Каменный - состоящий из камня, сделанный из камня. Пример: каменный дом.

-Как называются слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением?

III. Формулирование темы урока с последующим планированием деятельности.

-Найдите в тексте ещё слова, в суффиксах которых пишется н или нн , и выпишите их в таблицу.

Запись на листочках.

Причастия

Прилагательные

раскалённой

отгороженные

-Почему вы их так распределили?

(В первой колонке - причастия, а во второй - прилагательные).

-Давайте вспомним, от чего зависит написание н и нн в суффиксах прилагательных. Расскажите по обобщающей таблице (обобщающая таблица составлялась в 6 классе при изучении темы).

НН пишется

В прилагательных с суффиксом – ин - :

гус ин ый ← гусь

лебед ин ый ← лебедь

В прилагательных с суффиксами - онн -

экскурси онн ый ←экскурсия

утр енн ий ←утро

-ян- употребляются в прилагательных со значением

лед ян ой – изо льда

плат ян ой – для платьев

серебр ян ый – из серебра

И с к л ю ч е н и е: клюкв енн ый, тыкв енн ый, солом енн ый, огн енн ый .

И с к л ю ч е н и е: стекл янн ый, олов янн ый, дерев янн ый

В кратком прилагательном, если в полном одна буква н :

прекрасный - прекрас н а

В кратком прилагательном, если в полном НН :

це нн ая вещь – вещь це нн а

ЗАПОМНИТЕ написание слов : ветреный (день,человек), ветряной (двигатель), ветряная (мельница), свиной , багряный , рьяный , рдяный , румяный , юный , синий

В отглагольных прилагательных пишется

Если прилагательное образовано от глагола несовершенного вида:

тушить – туш ен ый

не красить - некраш ен ый

Если прилагательное образовано от глаголов с суффиксами –ова, -ева- :

мариновать – маринова нн ый

лакировать – лакирова нн ый

И с к л ю ч е н и е: жеваный, кованый

ЗАПОМНИТЕ написание слов : ран ен ый (боец), смышл ен ый, нежда нн ый, негада нн ый, невида нн ый, неслыха нн ый, нечая нн ый, жела нн ый, медл енн ый, дела нн ый.

IV. Постановка проблемы урока.

- Выскажите предположения о содержании и проблемах сегодняшнего урока.

(Необходимо определить, когда в суффиксах причастий пишется н или нн ).

- Запишите тему урока в своих тетрадях.

V. Решение проблемы. Открытие новых знаний.

1. Работа с учебником.П.23.

а) Развитие умений изучающего чтения.

- Вспомните план, по которому нужно читать учебно-научный текст. (Находить ключевые слова, выделять части, задавать вопросы к каждой части, записать план, подобрать свои примеры, составить схемы-опоры и т.д.)

- Какая информация для вас является новой?

- Составьте на основе текста таблицу. Сколько в ней должно быть столбцов? Какие признаки нужно обозначить в названиях столбцов?

б) Коллективно (под руководством учителя) развивается умение преобразовывать текстовую информацию в таблицу, выстраивается алгоритм.

НН пишется

в кратких причастиях:

книга прочита н а

работа провер ен а ;

в суффиксах полных причастиях , образованных от глаголов совершенного вида:

просея нн ая мука

брош енн ый мяч

если причастие имеет зависимые слова:

сея нн ая через сито мука

При выборе Н илиНН в отглагольных прилагательных и причастиях рассуждаем так :

грузить – глагол вы грузить – глагол

Что делать? Что сделать?

несовершенного вида совершенного вида

прилагательное причастие

груж ен ый вагон выгруж енн ый вагон

Негруж ен ый вагон не за груж енн ый вагон

(прилагательное образовано от глагола ( полное причастие образовано от (не)грузить – несовершенного вида; глагола совершенного вида загрузить )

НЕ не влияет на написание суффикса груж енн ый кирпичом вагон

(добавили зависимое слово - получили причастие; в полной форме пишется НН)

баржа не выгруж ен а (краткое причастие)

VI. Практика. Развитие учебно-языковых и речевых умений.

Тренировочные упражнения.

1.Записать словосочетания и графически объяснить условия выбора н и нн .

Выполняется с комментированием.

Полуразрушенный дом, комариный укус, ледяная горка, заброшенный сад, вязанная сестрой кофта, печёный картофель, неписаный закон, выставлен вперёд, окружён со всех сторон, получен вовремя, закольцованная гирлянда, ковёр расстелен, перебинтованная рука, оставлена хозяйкой, увиденное ими.

2. Учитель диктует прилагательные, а учащиеся образуют от них причастия при помощи суффиксов.

Вареный – сваренный, глаженый – поглаженный, веяный – развеянный, клееный – заклеенный, пиленый – распиленный, мощеный – вымощенный, масленый – промасленный, жареный – прожаренный, путаный – распутанный, ломаный – сломанный.

Проводится взаимопроверка с выставлением оценки:

3.Анализ предложений. ( Работа в группах. Учащиеся распределяют задания внутри группы, осуществляют взаимопроверку с оцениванием работы каждого участника).

(1) Взгляд Керри приковала большая кожа…ая сумка стоящая рядом с мами…ым красным чемоданом на колёсиках.(2) Старик указал на поле окружё…ое толпой людей.(3) Город стоящий на невысоком холме был вполне симпатичным.(4) Буквально через несколько минут сёстры оказались на площади расположе…ой в центре города.(5) Так уж у них было заведе…о с ра…его детства когда сын пересказывал матери то что ему казалось важным.(6)Мать видела как огорчён Александр. (7) Керри обнаружила несколько скомка…ых листочков бумаги оказавшихся распечатками на непонятном языке.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.

Задание 2. Расставьте знаки препинания .

Задание 3. Какие предложения осложнены причастным оборотом? Выпишите номера.

Задание 4. Какие предложения являются сложными? Выпишите номера.

Задание 5. Укажите действительные причастия.

Задание 6. Укажите страдательные причастия.

Задание 7. Подчеркните грамматическую основу в 3 предложении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

III. Освоение нового материала. Чтение и анализ § 24.

Дополнительно учитель отмечает, что если слово с изуча-

емой орфограммой стоит в краткой форме и имеет при

себе зависимое слово, то это причастие, в котором пишет-

ся одна н. Краткие прилагательные, в которых пишется

нн, чаще всего называют эмоциональное, интеллектуаль-

ное состояние человека.

IV. Активизация и закрепление изученного.

1. Словарный диктант. Ученики выходят к доске по

очереди, записывают по 2—3 словосочетания, обозначают

условия выбора орфограмм.

Море взволновано; девушка взволнованна; экспедиция

организована; пыль рассеяна в воздухе; девушка груст-

на, рассеянна; встреча устроена; территория благо-

устроенна; аудитория умна, начитанна; дети капризны,

избалованны; начитана на диктофон; избалованы вни-

манием; погода ветрена; она ветренна, несобранна.

2. Работа с учебником. Упр. 142, 143. Комментирован-

ное письмо. Упр. 148. Устно; записывают составленные

предложения. Упр. 149. Выполняют самостоятельно с по-

V. Самостоятельная работа. Ученики получают зада-

ние списать текст, вставить пропущенные буквы и знаки

препинания, графически объяснить написание н и нн в

прилагательных и причастиях.

Никита оделся и пош..л по дли..ному к..ридору, где тепло и уютно пахло печами. Налево от этого к..ридора на южной стороне дома были расположе..ны зимние комнаты, натопле..ные и жилые. Направо, с северной стороны, было пять летних, почти немеблированных комнат. Здесь огромные изразцовые печи протапливались раз в неделю хрустальные люстры висе-

ли окута..ные марлей.

Никита с трудом приоткрыл дубовую двустворчатую дверь с коваными ручками и на ц..почках пош..л по пустым комнатам. Сквозь полукруглые окна был виден сад завале..ный снегом. Деревья стояли неподвижно. Заросли с..рени с двух сторон балко..ной лестниц.. пр..гнулись под снежными одеждами.

(По А. Н. Толстому)

VI. Тестовые задания.

VII. Домашнее задание. § 24.

1. К какой части речи относятся выделенные в предложениях

а) Незнакомец оказался раненным в ногу.

б) Масляные краски быстро заканчивались, и нужно

было покупать новые.

в) Замасленные олифой руки оттирались только песком.

г) На тарелке красовалась стопка румяных масленых

2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется

одна буква н?

а) карти..ная галерея, карма..ный календарь, кожа..ный ремень, улица украше..на

б) тополи..ный пух, безветре..ный день, серебря..ное

блюдо, картина написа..на

в) серебря..ная пряжка, сви..ная тушёнка, ветре..ный день, страница исписа..на

г) дли..ный путь, кожа..ный портфель, комната украше..на

3. В каком ряду на месте всех пропусков должны быть две бук-

а) кова..ный сундук, выполне..ная работа, соломе..ная сторожка, стари..ная вещь

б) ране..ный в плечо, решё..ная задача, оловя..ный солдатик, девочка организова..на

в) прочита..на утром, ране..ная птица, серебря..ный звон, лу..ная ночь

г) плетё..ная корзина, нежда..ный праздник, выполне..ное обещание, выкова..ное изделие

1. К какой части речи относятся выделенные в предложениях

а) Незнакомец оказался раненным в ногу.

б) Масляные краски быстро заканчивались, и нужно

было покупать новые.

в) Замасленные олифой руки оттирались только песком.

г) На тарелке красовалась стопка румяных масленых

2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется

одна буква н?

а) карти..ная галерея, карма..ный календарь, кожа..ный ремень, улица украше..на

б) тополи..ный пух, безветре..ный день, серебря..ное

блюдо, картина написа..на

в) серебря..ная пряжка, сви..ная тушёнка, ветре..ный день, страница исписа..на

г) дли..ный путь, кожа..ный портфель, комната украше..на

3. В каком ряду на месте всех пропусков должны быть две бук-

а) кова..ный сундук, выполне..ная работа, соломе..ная сторожка, стари..ная вещь

б) ране..ный в плечо, решё..ная задача, оловя..ный солдатик, девочка организова..на

в) прочита..на утром, ране..ная птица, серебря..ный звон, лу..ная ночь

г) плетё..ная корзина, нежда..ный праздник, выполне..ное обещание, выкова..ное изделие

Читайте также: