Конспект урока мысль семейная в романе тихий дон
Обновлено: 05.07.2024
личностные: умение сопереживать героям, понимание общечеловеческих ценностей.
метапредметные: осознание закономерности исторических процессов с фактами ча стной
жизни на примере изображения Шолоховым казачьих сем ей
Оборудование и материалы к уроку : проектор, компьютер, презентация, видео - и
Методические приёмы: слово учителя, исследовательская работа, аналитическая беседа,
метод критического мышления, методы сиквейн, кластер, Фишбоун
Активные формы обучения: урок систематизации знаний обучающихся, основанный на
1. Сухих И.Н. Литература, учебник 10 класс, Рекомендовано Министерством
Учитель: Семья…По жизни семьи, по крепости с емейных уз можно судить о
жизнеспособности самого народа. Я сегодня предлага ю затронуть именно эту грань
- Давайте прочитаем драматическую историю этой семьи
С турецкой войны Прокофий Мелехов прив ёз пленённую турчанку. Пленная турчанка
сторонилась родных Прокофия, и старик Мел ехов вс коре отделил сына. В курень его не
ходил до смерти, не з абывая обиды. Прокофий к осени увёл свою иноземку - жену на
новое хоз яйство. Шёл с ней за арбой с имуществом по хутору - высып али на улицу все, от
мала ,до велика. Казаки сдержанно посмеивались в бороды, голосисто п ерекликались
ба бы, орда немытых ка зачат улю люкала Прокофию вслед, но он, распахнув чекмень, шёл
медленно, как по пахотной борозде, сжимал в чёрной ладони хру пкую кисть жен иной
Очень любил её и по вечерам носил е ё на макушк у кургана, садился рядом с ней, и так
подолгу глядели они в степь. А потом Прокофий кутал же ну в зипун и на им руках
Когда казаки п ришли у бивать турчанку, Прокофий с шашкой встал на защиту любимой
- Что озн ачает её смерть? (трагизм истинной любви, любви непохожей, любовь эта была
- Каким был казак Прокофий Мелехов? (г ордый, с независимым характером)
- Кто из сыновей Пантелея Прокофьевича похож на своего де да? (Григорий )
- Какие поступки Григория говорят об этом?( любовь к Аксинье) А какая это лю бовь?
- Каким показана семья Мелеховых в начале романа? (дружная)
(вместе работают, вопросы семьи решались открыто, выслушивали мнение всех членов
1. Жизнь Григория не заладилась. Выступают все, Григорию стыдно, он грубит.
1. Секреты о ч ём? О связи Григори я с Аксиньей. ( отец и сын на рыбалке) О Дарьи ной
болезни ( Дарья и Наталья на степной дороге) ; об аборте ( Наталья и Ильинична на бахче)
Цели: провести работу над отдельными эпизодами первой части романа Шолохова, раскрывающими тему семьи; выявить значение женских образов в раскрытии данной темы.
… в этом мире – история донских казаков, русского крестьянства… вековые традиции нравственных принципов и трудовых навыков, которые сформировали национальный характер, особенности целой страны.
И. И. Цыпенко
I. Вступительная беседа.
М. А. Шолохова можно назвать певцом тихого Дона. Художник, чаще суровый и сдержанный, он, когда говорит о родном крае, становится лиричным и патетичным.
Герои, живущие на страницах романа, – донские казаки.
– Что вы знаете об этом сословии?
Казачество – сословие на Руси особенное, но есть в жизни любого народа незыблемые ценности, во многом схожие: семья, земля, нравственность. Предлагаю затронуть именно эту грань романа Шолохова.
Традиции. Истоки. Быт. Семья. Национальный дух. Обращение к этим понятиям всегда необходимо. Ведь по жизни семьи, по крепости семейных уз можно судить о жизнеспособности народа.
– Гармония и семья. Можем ли мы сейчас поставить между этими словами знак равенства?
– Каково значение женщины как хранительницы тепла семейного очага?
Вопросы записаны на доске.
В центре шолоховского повествования находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких. Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты.
Доска оформлена как казачий курень. Звучит лирическая, напевная казачья песня.
1. Работа с текстом .
– Что вносится в роман этой историей?
Начать с семьи было новой гениальной интуитивной находкой молодого писателя. Автор отвечал на вопрос, кто такие казаки, какие у них корни, что является основой их быта, почему они ведут себя в той или иной ситуации именно так, а не иначе. Семья – носительница того, что мы называем культурой. Поэтому в центре внимания Шолохова разные поколения семьи Мелеховых.
– С чего же начинается история этой семьи?
– Почему гибнет юная турчанка и что отрицает её смерть?
Смерть турчанки утверждает величие и трагизм истинной любви, любви непохожей, а следовательно, раздражающей окружающих. Эта любовь была вызовом казакам, их быту, традициям – отсюда трагедия.
2. Патриархальность и традиции в семье Мелеховых.
Пусть поступки круты, тон старших решителен и непреклонен (младшие сносят это терпеливо и сдержанно, даже горячий и порывистый Григорий), однако всегда ли злоупотребляет Пантелей Прокофьевич своей властью, всегда ли излишне рукоприкладство?
Другим центром патриархальной семьи была религия, великая христианская вера, семейный образ – икона в красном углу.
3. Основы единства семьи Мелеховых.
а) В начале романа семья Мелеховых целая, дружная. Сила этой семьи была в единстве, когда все важные вопросы решались открыто, выносились на семейный суд, прямо и основательно обсуждались.
Инсценировка первого совета семьи Мелеховых.
Жизнь Григория и Натальи не заладилась. Начало положил совету Пантелей Прокофьевич. Выступают все; даже Дуняша, подросток. Допущена к совету, внимательно слушает. Григорию стыдно, он грубит. Но чем бы ни заканчивались собрания, ни одно важное событие не проходит незамеченным.
– Какие еще были советы? (Приход красных: отступать или сдаться? Сердечные дела Дуняши. 1919 год – деньги Дарьи.)
Вывод. В семье Мелеховых – всех казаков – ответственные и сложные дела решались открыто, в прямом, порой нелицеприятном обсуждении. Крайности сглаживались и выравнивались, резкие страсти утишались. То не было ни раем, ни идиллией, а лишь сплоченным миром родственных людей, для которых выше личных устремлений и прихотей была семья.
б) Шептаться по углам считалось предосудительным, ибо вековой опыт подсказывал: где начинаются тайны – тут начинаются распад и раскол.
– Если вдруг внутрь семьи все же проникало нечто злое и враждебное, как решали эту проблему Мелеховы? Были ли в семье тайны? (В семье Мелеховых тоже были свои секреты, их в романе три.)
Проверка домашнего задания (работа велась в группах по предложенному плану):
2. Где происходит беседа.
1-я группа – секрет Григория;
2-я группа – секрет Дарьи;
3-я группа – секрет Натальи.
Все эти тайны касаются семьи.
1. Пантелей Прокофьевич сразу догадался о связи Григория и Аксиньи: сын связался с женой близкого им человека – соседа. Старик понимает, что от беседы не уйти, и рано утром на рыбалке с Григорием начинает разговор.
Все три разговора ведутся вне дома, двора: на реке, огороде, степной дороге. Это признак нежелания запачкать семью, что естественно для всякого живого и здорового организма.
Многие из вас сейчас думают над вопросами: а так ли в моей семье? Когда же мы все вместе собирались о чем-нибудь поговорить? Всегда ли мы выслушиваем старших, прислушиваются ли папы и мамы к нашим детским голосам? А наши тайны? Тайные ли они?
Из романа Шолохова мы узнали, как заботились казаки о целостности, здоровье своей семьи.
1) Работа с текстом .
Одним из приемов Шолохова в характеристике героев является сопоставительный анализ. Через отношение к детям раскрываются многие главные герои романа. Так как носительницей домашнего, семейного тепла является женщина, особо интересны характеристики главных героинь.
С особой силой материнская любовь проявляется в образе Ильиничны. Именно она воспитала своих детей такими, какими мы видим их в романе; она не только заботилась о них, но и передала им свое мирочувствование. Отсюда глубокое сродство молодых Мелеховых именно с матерью, а не с отцом. Сам Шолохов, преклоняясь перед собственной матерью, не раз отмечал сходство её и Ильиничны. Они умеют бороться за семью, и Наталья становится продолжательницей этого предназначения.
Шолоховский мир и многоцветен, и многозвучен, и предельно полон сложных психологических движений. Шолохов – величайший мастер характерной детали – подобрал почти символические эпитеты, говорящие об опасности для Натальи: сухие, без слез глаза… Эти сухие глаза наводят на мысль, что кому-то в этой неизбежной борьбе не уцелеть.
Григорий в Наталье обрел чуткую носительницу великой ответственности, обрел человека, для которого любовь не знает, не хочет знать конца, боится даже временной подмены, измены, любой ненадежности. Для неё нет разлада между сознанием и чувством, нет опустошения от любви, даже радостного. Оттого она кажется Григорию холодной, трудной. Нет игры чувств, нет любви-поглощения.
Для Натальи разрушительны все, даже невольные измены Григория. Вместе с тем в ней нет злости, нет наслаждения от чужой муки. Есть жалость… Распутную Дарью, в конце концов нанесшую ей главный оскорбительный удар, недобрую сводницу, она даже не презирает, а отстраняется от неё, прощает.
И вот этап строительства гнезда. Возвращение Натальи в дом Пантелея Прокофьевича, в дом, где нет мужа! Наивная, неопытная, верящая в силу венчания, клятвы перед святыми, Наталья с изумлением осознает, что именно ей предстоит пройти через горестное унижение, что её ждет любовь-мученичество. Шолохов с эпическим любованием рисует весь путь возвращения Натальи, её трудные решения, её обращение к свекру.
Возвращение в дом Мелеховых – это осознание своей главной силы и высоты: силы верности, благородства, силы смирения. Вскоре она стала неотделима от Дома, от родных людей, тем более от детей! Все пребывание её в семье Мелеховых – это скрытое распрямление и восхождение души, движение не просто к победе над Аксиньей, рождение истинной дружбы с Дуняшкой и Ильничной. Её молитвы спасли Григория от выстрелов Степана Астахова в спину. И как высшая награда – двое чудесных детей.
Материнство не стало залогом счастья и для Натальи. Она так и осталась нелюбимой женой… Тем больше силы в чудесной сцене 8 главы! Это элегия с какой-то робостью и нерешительностью в жестах, с безмолвием, элегия прощания.
Уход из жизни Натальи, даже после относительно мирного последнего объяснения с Аксиньей, не случайно наложил мрачнейшую тень и на судьбу Григория и на весь мелеховский дом. Герои Шолохова (и особенно Наталья) творят порой не суд, а некий свехсуд над временем, над искалеченными им людьми.
– К какому выводу приводит нас Шолохов? (Смерть женщины – это всегда зло, беда, это смерть семьи.)
Насколько же сильна материнская любовь Ильиничны! Настолько велико её желание, чтобы в доме все было мирно, что мать примиряется даже с тем, что Мишка Кошевой входит в их дом хозяином. Она видит, как Дуняшка тянется к этому человеку, как Кошевой нежно относится к внуку её, Мишатке. Дети не должны быть сиротами! Это для Ильиничны становится главным условием и для новой жизни.
III. Итог урока.
Семья – оплот державы. Рушится семья – рушится мирная жизнь в стране. Женщина – хранительница единства семьи.
Дети – символ будущего. Об этом и последние страницы романа.
– О чем мечтает бессонными ночами Григорий вдали от дома? Чем заканчивается роман?
Перечитать эпизод встречи Григория с сыном.
Все вернулось на круги своя. Мы снова перед домом – казачьим куренем Мелеховых. И Григорий стоит у ворот родного дома, держа на руках сына. Это все, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднит его с землей и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем миром.
Домашнее задание.
Сочинение-ответ на вопросы, поставленные в начале урока:
Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; через содержание текста формировать правильное отношение к нравственным цееностям семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
semya_kak_khranilishche_nravstvennosti.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМЬЯ КАК ХРАНИЛИЩЕ НРАВСТВЕННОСТИ
Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного
здоровья семьи, нации;
развитие мышления учащихся: учить анализировать текст, выделять в нём
главное, сравнивать и т.п.;
через содержание текста формировать правильное отношение к нравственным
Семья - это основа духовных и нравственных ценностей человека. Влияние семьи на личность человека велико. Поэтому не случайна тема, вынесенная в название нашего урока – СЕМЬЯ КАК ХРАНИЛИЩЕ НРАВСТВЕННОСТИ. Сегодня мы с вами будем размышлять над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации.
(На доску вывешивается слово СЕМЬЯ, к которому в ходе урока будут добавляться другие составляющие этого понятия.)
- С чего же начинается история этой семьи ?
- Почему гибнет юная турчанка и что утверждает её смерть ?
- Что вносится в роман этой историей ?
(Автор отвечал на вопрос, кто такие казаки, какие у них корни, что является основой их быта, почему они ведут себя в той или иной ситуации именно так, а не иначе. Семья – носительница того, что мы называем культурой. Поэтому в центре внимания Шолохова разные поколения семьи Мелеховых.)
- Т.о,в семье Мелеховых велика патриархальная сила – всевластие отца в доме, но именно он был одним из центров, сплачивающих семью.
СЕМЬЯ – ЭТО МУЖЧИНА (на доску добавляется слова МУЖЧИНА).
- Т.о, семья выступает в романе хранительницей веры. Семья благословлялась Богом!
СЕМЬЯ – ЭТО ВЕРА (на доску добавляется слово ВЕРА).
- Т.о, связь семейного начала с фольклором позволяла автору добиваться глубокой эпичности повествования.
1 группа – характеристика Аксиньи,
2 группа – Дарьи,
3 группа – Натальи.
- Одним из приёмов Шолохова в характеристике героев является сопоставительный анализ. Через отношение к детям раскрываются и наши героини. Сравните отношение к детям Дарьи, Аксиньи, Натальи.
- В ком же с особой силой проявляется материнская любовь в романе ?
(В образе Ильиничны. Именно она воспитала своих детей такими, какими мы видим их в романе; она не только заботилась о них, но и передала им своё мирочувствование. Отсюда глубокое сродство молодых Мелеховых именно с матерью, а не с отцом. Сам Шолохов, преклоняясь перед собственной матерью, не раз отмечал сходство её и Ильиничны.)
- Т.о, дети являются мерилом жизненности самих героинь в романе.
- К какому же выводу приводит нас Шолохов?
(Смерть женщины – это всегда зло, беда, это смерть семьи.)
СЕМЬЯ – ЭТО ЖЕНЩИНА (на доску добавляется слово ЖЕНЩИНА).
- И снова перед нами семья Мелеховых, пока ещё дружная, целая, патриархальная – в лучшем значении этого слова. В чём была сила этой семьи? (В единстве)
- Как это проявлялось ? (Все важные вопросы решались открыто, выносились на семейный суд, прямо и основательно обсуждались).
У Мелеховых было 4 таких совета: 1) не заладилась жизнь Григория и Натальи;
2) приход красных: отступать или сдаться?
3) сердечные дела Дуняши;
4) 1919 год – деньги Дарьи.
Анализ 1 совета: кто присутствует? о чём совет? кто выступает на совете? чем он заканчивается?
(Жизнь Григория и Натальи не заладилась. Начало совету положил Пантелей Прокофьевич. Выступают все; даже Дуняша, подросток, допущена к совету, внимательно слушает. Григорию стыдно, он грубит. Но чем бы ни заканчивались советы, ни одно важное событие не проходит незамеченным).
Анализ 4 совета: какое настроение вызвали у вас эти строки? как автор рисует эту картину спора, оскорбительную для памяти Петра?
(Разговор ведут только Пантелей Прокофьевич и Дарья, все остальные молчат, стесняясь прикоснуться к этому недоброму делу).
ВЫВОД. В семье Мелеховых – всех казаков – ответственные и сложные дела решались открыто, в прямом, порой нелицеприятном обсуждении. Крайности сглаживались и выравнивались, резкие страсти утишались. То не было ни раем, ни идиллией, а лишь сплочённым миром родных людей, для которых выше личных устремлений и прихотей всегда была семья. Шептаться по углам считалось предосудительным, ибо вековой опыт подсказывал: где начинаются тайны – тут начинаются распад и раскол.
СЕМЬЯ – ЭТО ГАРМОНИЯ (на доску добавляется слово ГАРМОНИЯ).
- Ну, а если внутрь семьи всё же проникало нечто злое и враждебное, как решали эту проблему Мелеховы? Были ли в семье тайны ?
(В семье Мелеховых тоже были свои тайны, их в романе три:
1) секрет Григория;
3) секрет Натальи.)
Групповая работа: а) тема секрета;
б) где происходит беседа;
(Все эти тайны касаются семьи.
1. Пантелей Прокофьевич сразу догадался о связи Григория и Аксиньи – сын связался с женой близкого им человека – соседа. Старик понимает, что от разговора не уйти и рано утром на рыбалке с Григорием начинает разговор.
- Обратите внимание: все три разговора ведутся ВНЕ дома, двора: на реке, огороде, степной дороге. Они как бы не желают запачкать дом, семью, хотят отгородиться от дурного, заразного. Это естественное стремление всякого живого и здорового организма).
СЕМЬЯ – ЭТО ЗДОРОВЬЕ (на доску добавляется слово ЗДОРОВЬЕ).
(Всё более трагическим становится повествование к концу романа, Ильинична , мудрая, проницательная, своим материнским чутьём понимает, что прежней жизни не будет. «Сама жизнь стала ей в тягость, За один год потеряв столько близких её сердцу людей, она жила надломленная и жалкая… и хотела лишь одного: дождаться Григория, передать ему детей, а потом навсегда закрыть глаза…
Голос автора всё чаще обретает взволнованные интонации, он разделяет чувства и переживания своих героев, проникается участием и тревогой за их судьбу. И конечно в первую очередь за судьбу детей. ).
- Насколько же сильна материнская любовь, насколько же велико желание Ильиничны, чтобы всё в доме было мирно, что примиряется она даже с тем, что Мишка Кошевой входит в их дом хозяином, видит, как Дуняшка тянется к этому человеку, как Кошевой нежно относится к внуку её, Мишатке. Дети не должны быть сиротами! Это для Ильиничны становится главным условием и для новой жизни.
- Как вы думаете, крушение чего проницательно уловил автор романа в народной среде ?
(Семьи как основной ячейки общества).
- Как же заканчивает свой роман Шолохов?
- О чём мечтает бессонными ночами Григорий ?
(Всё вернулось на круги своя. Мы снова перед домом – казачьим куренем Мелеховых. Григорий стоит у ворот родного дома, держа на руках сына. Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем миром).
- Так о чём же роман М.Шолохова ?
(О человеке, о его истоках, о гуманизме. Шолохов высказал свою тревогу о мире, заставил задуматься о семье, государстве, державе на фоне разрухи).
- А что значит в вашем понимании СЕМЬЯ? Добавьте своё понимание этого слова к записям на доске !
Цель: выяснить, на чем основано счастье семьи; продолжить формировать умение анализировать эпизоды, выбирать главное в тексте; развивать творческие способности учащихся, анализировать эстетическое своеобразие языка и стиля художественного произведения.
Методические приёмы: слово учителя, исследовательская работа, аналитическая беседа, выразительное чтение отрывка, анализ эпизода, ролевое чтение, тестовая работа (подготовка к ЕГЭ).
Оборудование:
Ход урока
3. Исследовательская проблема: Что же такое семья в понимании Шолохова и что значит она для героев?
(Ответы учащихся: семья- это дом, где ты родился, это место, где тебя любят и ждут; семья- это совесть, ответственность за других; семья- это мудрость)
2. Данный фрагмент в произведении
1)показывает безоговорочное неприятие героем позиции белых
2) демонстрирует несбыточность мечты героя
3)открывает новую страницу в жизни героя
4)доказывает безоговорочное приятие героем позиции красных
3.Какая из нижеперечисленных тем романа нашла отражение в данном фрагменте?
- тема революции
- тема семьи
- тема предательства
- тема детства
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
7. Домашнее задание: Письменный ответ с ограниченным объемом (5-10) предложений на этот вопрос, а ученицы… составят тест на знание текста.
8. Вывод.
Учитель: Давайте, ребята, еще раз обратимся к рисункам дома и куреня. Совпало ли наше представление о семье с шолоховским?
(Ответы учащихся)
Учитель: На сегодняшнем уроке мы увидели семью в представлении Шолохова и те вечные ценности, которые необходимы для ее счастья. Семья, любовь, уважение, взаимопонимание, работа – вот то, что нужно человеку для полного счастья. Сейчас в России идет волна усыновления. Дети должны не только войти в дом, но и остаться в нем, ведь счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Цели: провести работу над отдельными эпизодами первой части романа Шолохова, раскрывающими тему семьи; выявить значение женских образов в раскрытии данной темы.
М. А. Шолохова можно назвать певцом тихого Дона. Художник, чаще суровый и сдержанный, он, когда говорит о родном крае, становится лиричным и патетичным.
Герои, живущие на страницах романа, – донские казаки.
– Что вы знаете об этом сословии?
Казачество – сословие на Руси особенное, но есть в жизни любого народа незыблемые ценности, во многом схожие: семья, земля, нравственность. Предлагаю затронуть именно эту грань романа Шолохова.
Традиции. Истоки. Быт. Семья. Национальный дух. Обращение к этим понятиям всегда необходимо. Ведь по жизни семьи, по крепости семейных уз можно судить о жизнеспособности народа.
– Гармония и семья. Можем ли мы сейчас поставить между этими словами знак равенства?
– Каково значение женщины как хранительницы тепла семейного очага?
Вопросы записаны на доске.
В центре шолоховского повествования находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких. Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты.
Доска оформлена как казачий курень. Звучит лирическая, напевная казачья песня.
1. Работа с текстом .
– Что вносится в роман этой историей?
Начать с семьи было новой гениальной интуитивной находкой молодого писателя. Автор отвечал на вопрос, кто такие казаки, какие у них корни, что является основой их быта, почему они ведут себя в той или иной ситуации именно так, а не иначе. Семья – носительница того, что мы называем культурой. Поэтому в центре внимания Шолохова разные поколения семьи Мелеховых.
– С чего же начинается история этой семьи?
– Почему гибнет юная турчанка и что отрицает её смерть?
Смерть турчанки утверждает величие и трагизм истинной любви, любви непохожей, а следовательно, раздражающей окружающих. Эта любовь была вызовом казакам, их быту, традициям – отсюда трагедия.
2. Патриархальность и традиции в семье Мелеховых.
Пусть поступки круты, тон старших решителен и непреклонен (младшие сносят это терпеливо и сдержанно, даже горячий и порывистый Григорий), однако всегда ли злоупотребляет Пантелей Прокофьевич своей властью, всегда ли излишне рукоприкладство?
Другим центром патриархальной семьи была религия, великая христианская вера, семейный образ – икона в красном углу.
3. Основы единства семьи Мелеховых.
а) В начале романа семья Мелеховых целая, дружная. Сила этой семьи была в единстве, когда все важные вопросы решались открыто, выносились на семейный суд, прямо и основательно обсуждались.
Инсценировка первого совета семьи Мелеховых.
Жизнь Григория и Натальи не заладилась. Начало положил совету Пантелей Прокофьевич. Выступают все; даже Дуняша, подросток. Допущена к совету, внимательно слушает. Григорию стыдно, он грубит. Но чем бы ни заканчивались собрания, ни одно важное событие не проходит незамеченным.
– Какие еще были советы? (Приход красных: отступать или сдаться? Сердечные дела Дуняши. 1919 год – деньги Дарьи.)
Вывод. В семье Мелеховых – всех казаков – ответственные и сложные дела решались открыто, в прямом, порой нелицеприятном обсуждении. Крайности сглаживались и выравнивались, резкие страсти утишались. То не было ни раем, ни идиллией, а лишь сплоченным миром родственных людей, для которых выше личных устремлений и прихотей была семья.
б) Шептаться по углам считалось предосудительным, ибо вековой опыт подсказывал: где начинаются тайны – тут начинаются распад и раскол.
– Если вдруг внутрь семьи все же проникало нечто злое и враждебное, как решали эту проблему Мелеховы? Были ли в семье тайны? (В семье Мелеховых тоже были свои секреты, их в романе три.)
Проверка домашнего задания (работа велась в группах по предложенному плану):
2. Где происходит беседа.
1-я группа – секрет Григория;
2-я группа – секрет Дарьи;
3-я группа – секрет Натальи.
Все эти тайны касаются семьи.
1. Пантелей Прокофьевич сразу догадался о связи Григория и Аксиньи: сын связался с женой близкого им человека – соседа. Старик понимает, что от беседы не уйти, и рано утром на рыбалке с Григорием начинает разговор.
Все три разговора ведутся вне дома, двора: на реке, огороде, степной дороге. Это признак нежелания запачкать семью, что естественно для всякого живого и здорового организма.
Многие из вас сейчас думают над вопросами: а так ли в моей семье? Когда же мы все вместе собирались о чем-нибудь поговорить? Всегда ли мы выслушиваем старших, прислушиваются ли папы и мамы к нашим детским голосам? А наши тайны? Тайные ли они?
Из романа Шолохова мы узнали, как заботились казаки о целостности, здоровье своей семьи.
1) Работа с текстом .
Одним из приемов Шолохова в характеристике героев является сопоставительный анализ. Через отношение к детям раскрываются многие главные герои романа. Так как носительницей домашнего, семейного тепла является женщина, особо интересны характеристики главных героинь.
С особой силой материнская любовь проявляется в образе Ильиничны. Именно она воспитала своих детей такими, какими мы видим их в романе; она не только заботилась о них, но и передала им свое мирочувствование. Отсюда глубокое сродство молодых Мелеховых именно с матерью, а не с отцом. Сам Шолохов, преклоняясь перед собственной матерью, не раз отмечал сходство её и Ильиничны. Они умеют бороться за семью, и Наталья становится продолжательницей этого предназначения.
Шолоховский мир и многоцветен, и многозвучен, и предельно полон сложных психологических движений. Шолохов – величайший мастер характерной детали – подобрал почти символические эпитеты, говорящие об опасности для Натальи: сухие, без слез глаза… Эти сухие глаза наводят на мысль, что кому-то в этой неизбежной борьбе не уцелеть.
Григорий в Наталье обрел чуткую носительницу великой ответственности, обрел человека, для которого любовь не знает, не хочет знать конца, боится даже временной подмены, измены, любой ненадежности. Для неё нет разлада между сознанием и чувством, нет опустошения от любви, даже радостного. Оттого она кажется Григорию холодной, трудной. Нет игры чувств, нет любви-поглощения.
Для Натальи разрушительны все, даже невольные измены Григория. Вместе с тем в ней нет злости, нет наслаждения от чужой муки. Есть жалость… Распутную Дарью, в конце концов нанесшую ей главный оскорбительный удар, недобрую сводницу, она даже не презирает, а отстраняется от неё, прощает.
И вот этап строительства гнезда. Возвращение Натальи в дом Пантелея Прокофьевича, в дом, где нет мужа! Наивная, неопытная, верящая в силу венчания, клятвы перед святыми, Наталья с изумлением осознает, что именно ей предстоит пройти через горестное унижение, что её ждет любовь-мученичество. Шолохов с эпическим любованием рисует весь путь возвращения Натальи, её трудные решения, её обращение к свекру.
Возвращение в дом Мелеховых – это осознание своей главной силы и высоты: силы верности, благородства, силы смирения. Вскоре она стала неотделима от Дома, от родных людей, тем более от детей! Все пребывание её в семье Мелеховых – это скрытое распрямление и восхождение души, движение не просто к победе над Аксиньей, рождение истинной дружбы с Дуняшкой и Ильничной. Её молитвы спасли Григория от выстрелов Степана Астахова в спину. И как высшая награда – двое чудесных детей.
Материнство не стало залогом счастья и для Натальи. Она так и осталась нелюбимой женой… Тем больше силы в чудесной сцене 8 главы! Это элегия с какой-то робостью и нерешительностью в жестах, с безмолвием, элегия прощания.
Уход из жизни Натальи, даже после относительно мирного последнего объяснения с Аксиньей, не случайно наложил мрачнейшую тень и на судьбу Григория и на весь мелеховский дом. Герои Шолохова (и особенно Наталья) творят порой не суд, а некий свехсуд над временем, над искалеченными им людьми.
– К какому выводу приводит нас Шолохов? (Смерть женщины – это всегда зло, беда, это смерть семьи.)
Насколько же сильна материнская любовь Ильиничны! Настолько велико её желание, чтобы в доме все было мирно, что мать примиряется даже с тем, что Мишка Кошевой входит в их дом хозяином. Она видит, как Дуняшка тянется к этому человеку, как Кошевой нежно относится к внуку её, Мишатке. Дети не должны быть сиротами! Это для Ильиничны становится главным условием и для новой жизни.
III. Итог урока.
Семья – оплот державы. Рушится семья – рушится мирная жизнь в стране. Женщина – хранительница единства семьи.
Дети – символ будущего. Об этом и последние страницы романа.
– О чем мечтает бессонными ночами Григорий вдали от дома? Чем заканчивается роман?
Перечитать эпизод встречи Григория с сыном.
Все вернулось на круги своя. Мы снова перед домом – казачьим куренем Мелеховых. И Григорий стоит у ворот родного дома, держа на руках сына. Это все, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднит его с землей и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем миром.
Домашнее задание.
Сочинение-ответ на вопросы, поставленные в начале урока:
Читайте также: