Конспект урока музыки балет лебединое озеро
Обновлено: 07.07.2024
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действия.
Универсальные учебные действия:
Слушать вопросы учителя и отвечать на них;
Осмысливать полученную информацию;
Анализировать средства музыкальной выразительности, используя специальную терминологию музыкального искусства;
Излагать свою точку зрения;
Глубже понимать смысл произведения;
Воспринимать музыку как образное искусство;
Выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
Строить понятные аргументированные высказывания; грамотно строить речевые высказывания;
1.Предметные: понимание основных закономерностей музыкального искусства (балет); формирование основ музыкальной культуры; умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне.
2.Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач.
3.Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоение способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
1.Основные (программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной);
2.Дополнительные (проектор, ноутбук, колонки, презентация, материал для прослушивания).
Этап урока, время этапа
II.Мотивация к учебной деятельности.
-Сегодня мы легенду древнюю узнаем,
И воплощение легенды в музыке познаем.
III. Актуализация опорных знаний и способов действий.
Наш предыдущий урок был посвящён прекрасному музыкальному воплощению древнегреческого мифа.
-Вспомните эту чудесную мелодию и назовите миф и созданную на его основе оперу.
-Как называются миф и опера?
-Кристоф Виллибальд Глюк воплотил в музыке древний миф.
-Сегодня в центре нашего урока тоже будет воплощение, только не мифа. А легенды. А чтобы узнать, чьей легенды, какой композитор воплотил и в каком жанре, вам нужно отгадать загадку.
Все герои спектакля на сцене танцуют -
Не поют, не играют и не рисуют.
Прекраснее спектакля в театре нет,
А называется он просто - .
-Итак, воплощение сегодня будет не вокальное, а танцевальное. Тема нашего урока - балет.
-Что вы знаете о балете?
IV. Решение проблемы.
1.Знакомство с особенностями балетного жанра.
-Балет - это музыкальное представление, в котором содержание передаётся танцем. Музыку исполняет симфонический оркестр. Всем спектаклем руководит дирижёр. Его палочке подчиняется не только оркестр, но и танцоры, солисты балета.
-Какие вы знаете балеты?
-Одним из признанных русских композиторов, создавшим наиболее известные и в нашей стране и далеко за её пределами балеты, был Пётр Ильич Чайковский - Слайд 2.
-Именно с балетом П.И. Чайковского мы и будем сегодня знакомиться.
-Пётр Ильич подобно Кристофу Глюку написал один из самых известных балетов на основе легенды германского народа. В основе любого спектакля. В том числе и музыкального. Лежит литературная основа - повесть, роман, легенда.
-Скажите, что такое легенда?
-Похожа легенда на миф?
- В основу сюжета положена старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятьем злого колдуна Ротбарта. Эту легенду прочитал директор Московского Императорского театра Владимир Петрович Бегичев, привлёк к работе танцовщика Владимира Фёдоровича Гельцера и композитора П.И.Чайковского. Вместе они создали либретто (слайд 4)- пьесу для постановки на сцене.
-Послушайте либретто балета.
Первая картина. Весеннее утро. На берегу озера Принц Зигфрид и друзья Принца веселятся, танцуют с крестьянками, пируют. Появляется мать Зигфрида. Она напоминает Принцу о том, что наступил последний день его холостой жизни - завтра совершеннолетие, и он должен выбрать себе невесту. Мать предлагает Зигфриду выбрать невесту. Он отказывается и хочет остаться один. Над озером пролетает стая лебедей, и Принц устремляется к озеру.
Вторая картина. По озеру проплывает стая лебедей. Принц с удивлением видит, что лебеди превращаются в девушек. Королева лебедей Одетта рассказывает Принцу о том, что она и её подруги - жертвы злого колдовства волшебника Ротбарта, который превратил их в лебедей. Только ночью, возле этого озера, могут они принимать человеческий облик. Страшные чары будут продолжаться до тех пор, пока кто-нибудь не полюбит её на всю жизнь. Зигфрид очарован красотой Одетты, он клянется ей в вечной любви и верности. Занимается заря. Одетта прощается со своим возлюбленным и вместе с подругами скрывается. На озеро опять выплывает стая лебедей.
Третья картина. В замке Принца - большой бал, посвященный его совершеннолетию . На этом балу Зигфрид должен окончательно выбрать себе невесту. Появляются гости, проходят невесты со свитой. Невесты танцуют. Принц танцует с невестами. Мать снова просит Зигфрида сделать выбор. Он колеблется. Внезапно появляется неизвестный рыцарь с красавицей дочерью - это злой волшебник Ротбарт с дочерью Одиллией (Чёрный лебедь). Сходство Одиллии с Одеттой смущает Принца. Увлеченный её красотой, он ничего не замечает вокруг. Зигфрид делает выбор - убежденный, что Одетта и Одиллия - одно лицо, он объявляет дочь Ротбарта своей невестой и клянется ей в вечной любви. Ротбарт и Одиллия смеются над ним. В окно замка бьётся белый лебедь. Принц бросается вон из замка.
Четвертая картина. Озеро лебедей. Девушки-лебеди в тревоге ждут возвращения Одетты. Она в отчаянии рассказывает им про измену Зигфрида. Злой гений восторжествовал, и теперь девушкам нет спасенья. На озере начинается буря. На берег выбегает Принц, умоляя Одетту о прощении. Но Одетте суждено погибнуть. Принц борется с Ротбартом. Смертельно раненый, умирающий Ротбарт губит Принца. Склоняясь над Зигфридом, угасает Одетта. Но девушки-лебеди освобождены от злого колдовства Ротбарта. Именно так заканчивается легенда. Но водной из постановок балета Чайковского есть и другой Финал. Зигфрид не нарушил свою клятву: там, в замке, в Одиллии он видел свою Одетту - к ней было обращено его любовное признание.
Злой гений в ярости вызывает против влюбленных силы природы. Начинается буря, сверкают молнии. Но ничто не может сломить юную, чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида. Тогда Злой гений сам вступает в единоборство с принцем - и погибает. Его чары рушатся.
Одетта и Зигфрид, окружённые подругами Одетты, радостно встречают первые лучи восходящего солнца.
Вот к этому либретто и стал сочинять музыку композитор Пётр Ильич Чайковский.
-Какой балет написал Чайковский?
-Итак, давайте сформулируем тему нашего урока.
-Давайте прочтём их имена на слайде.
-Как вы думаете, что за образ у Принцессы Одетты?
-Как может звучать её музыка?
-Давайте послушаем тему Одетты.
-Так как же звучала музыка?
-Почему в музыке такие тревожные нотки?
-Какими красками вы изобразили бы этот образ?
-Посмотрите, какие изображения подобрала я? Как вы считает, какие здесь изображены герои балета?
-В третьей картине балета изображён бал в замке принца и его матери. На балу звучит много танцев: испанский, неаполитанский, полонез и мазурка. И, конечно же … Фрагмент Вальса.
-Какие движения в вальсе? Давайте подвигаемся под эту музыку. Я смогу оценить тех, кто подберёт самые удачные движения.
-А как, по-вашему, принц Зигфрид положительный герой?
-Как может звучать его музыка?
-В балете много танцев Зигфрида. Один из самых ярких моментов - борьба с Ротбартом. Давайте послушаем фрагмент их схватки.
Цель: развитие активного, осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определения их характера.
воспитательные: воспитывать мир чувств ребёнка, его эмоциональную чуткость;
образовательные: учить овладению навыкам осознанного слушания музыкальных произведений, дальнейшему их анализу. Формировать целостное представление о творчестве П.И.Чайковского;
развивающие: способствовать развитию основных мыслительных процессов: внимания, памяти, умений сравнивать, анализировать. Способствовать развитию навыка эмоционального слушания.
– Рассмотрите портрет. Кто это? (Слайд 1. Презентация)
– Что вы можете о нём рассказать?
– Отрывки, из какого произведения этого композитора мы слушали?
– Я предлагаю вам освежить свои знания музыки П.И.Чайковского в игре “Угадай мелодию”. Слушая музыку, на листочках впишите название отрывка и по итогу “Угадайки” вы узнаете тему урока. (Слайды 2–8)
– Какое слово у вас получилось?
– Как понимаете слово “Балет”?
Я немного расширю ваше понимание.
Балет – это музыкальное представление, в котором содержание передаётся танцем. Музыку исполняет симфонический оркестр. Всем спектаклем руководит дирижёр. Его палочке подчиняется не только оркестр, но и танцоры, солисты балета.
– Предположите по иллюстрации, о каком балете П.И.Чайковского мы будем говорить? (“Лебединое озеро”) (слайд 9).
– Послушайте содержание балета (слайд 10).
1 действие: У принца Зигфрида в замке собрались друзья. Завтра на балу ему предстоит выбрать себе невесту.
Оставшись один, Зигфрид грустит. Вдруг он замечает пролетающую стаю белых лебедей и отправляется вслед за ними.
Белые лебеди – это девушки, заколдованные Злым Гением. Королева лебедей – прекрасная Одетта. Ради любви к Одетте принц отвергает всех невест. Но коварный чародей придаёт облик Одетты своей дочери Одиллии.
2 действие: В замке бал. Вдруг появляется незнакомый гость. Это Злой Гений. Он привёл на бал свою дочь Одиллию (Чёрный лебедь), поразительно похожую на Одетту. Принц принимает Одиллию за Одетту. В это время в окне появляется Одетта. Принц понимает, что обманут, и спешит к лебединому озеру. Начинается буря. Принц вступает в единоборство с чародеем и побеждает его.
– Мы послушаем два отрывка из этого балета.
– Тема “Лебедя” - эта мелодия, которая является основным образом балета. (Слайд 11)
– Послушайте музыку, а потом расскажите свои мысли.
Что хочется сказать?
Вторичное слушание: Какая музыка по характеру. Почему? (Нежная, печальная, спокойная)
– Какая музыка по характеру? Почему? Что хочется под неё делать?
– Давайте и мы с вами порезвимся (физминутка под музыку). (Слайд 13)
– Кто ещё участвует в этом балете? (Злой Гений и его дочь)
Попробуйте вспомнить, что они сделали?
– Вы сейчас посмотрите видеоролик, где принц танцует с Чёрным лебедем, принимая её за Одетту, и обратите внимание на тему “Лебедя”, которая встретится здесь. (Слайд 14)
– Что произошло с музыкой? Почему? (Стала тревожная, напряжённая, т.к. нарастает конфликт в произведении)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Слушание музыки 2 класс
Урок - Слушание музыки
Класс - 2 класс ДШИ
Тема: Балет П.И. Чайковского "Лебединое озеро"
Тип урока: Формирование новых знаний
Цель: Формировать умение следить за развитием музыкальных образов
1. Образовательные:
- Познакомить учащихся с музыкой балета П.И. Чайковского "Лебединое озеро", формировать представления об изобразительных возможностях музыки.
2. Воспитательная:
- Воспитывать эстетические чувства учащихся, умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.
3. Развивающая:
- Продолжить развивать умение различать средства музыкальной выразительности.
1. Проектор, ноутбук, колонки
3. Музыкальный материал:
- "Одетта и Зигфрид"
- "Танец маленьких лебедей"
I . Организационная часть, мотивация к учебной деятельности
Сегодня мы легенду древнюю узнаем
И воплощение легенды в музыке познаем.
II . Актуализация опорных знаний
Прежде чем начать рассказ об этом балете, давайте сначала вспомним, что это такое - балет? (Это музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют).
Что в переводе означает слово "балет"? (Балет - от итальянского balletto - танец).
Какая страна является родиной балета? (Франция).
Как в балете называется:
- сольный танец? (вариация)
- танец двоих исполнителей? (па-де-де)
- танец троих исполнителей? (па-де-труа)
- танец четырех исполнителей? (па-де-карт)
- группа танцоров? (кордебалет)
Что такое пантомима? (Это жесты и мимика танцоров, с помощью которых они выражают свои чувства и "разговаривают" друг с другом).
III . Знакомство с новым материалом
Слайд 1
Вы хорошо знаете имя великого русского композитора - Петра Ильича Чайковского, знакомы с некоторыми его произведениями из "Детского альбома". Это произведения, которые композитор написал специально для того, чтобы их слушали дети.
Но есть у Петра Ильича и музыка, которую он сочинил специально для взрослых зрителей и слушателей - его оперы и симфонии. А есть у него и такие произведения, которые любят буквально все - и взрослые, и дети. К таким произведениям относятся его балеты, созданные на сюжеты волшебных сказок.
Петр Ильич Чайковский создал три балета, которые до сих пор постоянно идут на сценах самых известных театров мира.
В основу сюжета положена старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятьем злого колдуна Ротбарта. Эту легенду прочитал директор Московского Императорского театра Владимир Петрович Бегичев, привлёк к работе танцовщика Владимира Фёдоровича Гельцера и композитора П.И.Чайковского. Вместе они создали либретто.
Вспомните, что такое либретто? (Литературный сюжет оперы или балета).
Слайд 3
Представьте себе старый замок, бал в честь дня рождения принца. Все кружатся в вальсе. На следующий день бал продолжится, и принц должен будет выбрать невесту.
Вдруг гости увидели стаю лебедей, словно плывущих по небу, и предложили принцу поохотиться на них. Долго продолжалась погоня по лесу за скрывшимися лебедями.
Все вернулись назад, только принц продолжал бродить по лесу и вдруг оказался на берегу большого озера, по которому красиво скользили белые лебеди. Неожиданно один лебедь превратился в девушку.
Она рассказала принцу, что злой колдун заколдовал ее и подруг, превратив в птиц. По ночам они могут сбрасывать лебединые перья, а наутро опять становятся птицами. Только верная любовь юноши поможет снять это заклятье. Принц полюбил девушку, обещал спасти ее.
Но их разговор подслушал злой волшебник. Он задумал обмануть принца - привести на бал свою дочь, сделав ее похожей на девушку - лебедя. На следующий день он явился на бал со своей дочерью. Она была так похожа на девушку - лебедя, что принц не понял, что его обманули.
В конце бала он назвал дочь колдуна своей невестой. В это время в раскрытом окне показалась девушка - лебедь. Она горестно взмахивала белыми крыльями. Как только принц увидел ее, он понял, что был обманут. Принц бросился бежать к озеру, чтобы найти ее. Он признался ей, что любит только ее. В это время появился злой колдун. Принц вступил с ним в бой, победил колдуна и спас девушку.
Так закончилась эта сказка.
А сейчас мы послушаем несколько отрывков из балета.
Слайд 9 "Лебеди"
Прослушивание
- Как звучит эта музыка? (Сначала нежная и грустная, а потом тревожная).
Мелодия такая длинная, как будто не имеет конца. Она начинается трепетно, нежно, грустно, потом звучит все напряженнее, беспокойнее, взволнованнее. Мелодия очень красивая и выразительная.
- Какой инструмент исполняет мелодию? (Гобой).
Мелодия все время возвращается к одному и тому же звуку, опускается, падает и снова поднимается, будто взмахи лебединых крыльев. А аккомпанемент играют скрипки - быстро, тревожно, взволнованно, как предчувствие беды. В аккомпанементе слышны и звуки арфы, словно всплески воды - нежные, переливчатые.
Послушайте, как звучит мелодия в середине и в конце этого фрагмента. Она словно стремится ввысь, разрастается, расцветает, звучит то с мольбой, то напряженно, встревожено, порывисто. В конце вступает весь оркестр - грозно, беспокойно.
Повторное прослушивание
Слайд 10 "Измена"
Тема лебедей звучит в балете несколько раз по-разному.
Послушайте, как она звучит в сцене, когда принц назвал своей невестой дочь колдуна.
Прослушивание
Дети: Музыка звучит тревожно, стремительно.
Мелодия все время прерывается зловещими, страшными возгласами - аккордами, которые как бы рассекают ее, пытаются уничтожить. Эти злые, угрожающие интонации похожи на раскаты грома.
Слайд 11 Финал
Теперь давайте обратимся к концу балета. Злые силы побеждены. Послушайте и скажите, как изменилась тема?
Прослушивание
Дети: Музыка звучит торжественно
В финале также звучит тема лебедей, но как же она преобразилась: стала торжественной, уже не прерывается злыми, грозными интонациями.
Так, преображая одну мелодию, композитор дает нам почувствовать печаль заколдованных девушек - лебедей (первое появление темы), злобу, торжество колдуна и отчаяние Одетты (второй фрагмент), торжество добра и любви (конец балета). Музыка рассказывает нам сказку звуками.
Слайд 12 "Танец лебедей"
Теперь послушаем другой фрагмент из балета, сцену, когда девушка - лебедь рассказывает принцу о своей беде, а он обещает освободить ее и подруг от злых чар колдуна. Лебеди кружатся в танце.
Прослушивание
- Как звучит музыка? (Радостно, легко)
- Какой это танец? (Вальс)
П.И. Чайковский очень любил вальсовый ритм и многие его произведения или отдельные темы написаны в этом жанре. В этом и другом балетах много вальсов. Но каждый вальс имеет свое настроение, свою окраску, звучит то мечтательно и нежно, то празднично, то тревожно. Этот вальс звучит радостно, нежно, полетно. Девушки надеются, что принц их спасет.
Слайд 13 "Танец маленьких лебедей"
Маленькие лебеди тоже захотели потанцевать, глядя на взрослых. Послушайте любимый многими фрагмент балета - "Танец маленьких лебедей".
Прослушивание
Какая музыка по характеру? (Изящная, грациозная)
Слайд 14 "Одетта и Зигфрид"
Послушайте еще один фрагмент из балета - прощание девушки - лебедя с принцем.
Светает. Девушкам пора превращаться в лебедей. Какая счастливая и одновременно грустная музыка, прислушайтесь. Счастливая потому, что принц и Одетта (так звали девушку - лебедя) полюбили друг друга. Грустная потому, что им нужно расставаться.
Прослушивание
- Сколько частей в этом фрагменте? (Три)
- Как меняется характер музыки в разных частях? (В начале и в конце музыка грустная, печальная, задумчивая, а в средней части - радостная).
Средняя часть звучит радостно, счастливо, а крайние части - очень нежно, печально. Прислушайтесь к голосам музыкальных инструментов. В начале звучит арфа, она аккомпанирует нежной, взволнованной скрипке. А в конце эту же мелодию играет виолончель. Она поет низким голосом, а нежная скрипка вторит ей. Мелодия как бы с трудом поднимается все выше, но в конце поникает с грустью.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, колонки, конспект.
Актуализация знаний.
Сегодня наш урок будет посвящен прекрасному жанру, а ключом к разгадке будут эти слова: симфонический оркестр, театр, пачка.( балет)
Самоопределение к деятельности.
Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока?
Изучение нового материала.
Сейчас я вам немного расскажу о жизни великого человека Петра Ильича Чайковского. А вы слушайте внимательно, и потом расскажите , что нового вы узнали.
Итак, ребята, что нового вы узнали о жизни и творчестве Чайковского?
А как вы думаете, что такое балет?
Балет- это музыкальный спектакль , в котором содержание передается при помощи танца.
Где проводятся балеты? (в театрах)
Какие бывают театры?
Опера и балет появились в Италии. Первый оперный театр появился в Венеции. Опера и балет проходят в сопровождении симфонического оркестра.
В Драматическом театре главное место отводится актерам и режиссеру. Включает в свой репертуар комедии, мюзиклы и другие музыкальные спектакли.
Музыкальный театр- там ставятся оперы, комедии, оперетты и др. здесь работают артисты хора и балета, музыканты и актеры.
Кукольный театр- это особое место, где можно окунуться в мир детства и радости.
Театр комедии- здесь все актеры, которые умеют петь и танцевать и веселить людей.
Театр сатиры- он очень нравится зрителям, в нем отражается жизнь горожан, их недостатки.
А какие театры вы знаете? Может где бывали?
Закрепление.
Посмотрите на слайд здесь изображены 2 картинки. Подумайте какое название балета Чайковского здесь зашифровано? (Лебединое озеро).
Сейчас мы прослушаем этот балет.
А вы подумаете какие чувства передает это произведение?(нежность, печаль)
К какому типу балета относится этот балет? (балет-сказка)
Какие представления у вас были?
В основу сюжета положена старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращенной в лебедя проклятием злого колдуна- рыцаря Ротбарта.
Давайте прослушаем второй раз. И попробуем определить какие инструменты вы услышали? (арфа, виолончель, скрипка, труба)
Читайте также:
- Методы решения текстовых задач конспект
- Структура электронной таблицы ввод данных фильтрация и автозаполнение конспект
- Задача условие вопрос 1 класс школа россии конспект урока с презентацией
- Культура человека и его образованность конспект
- Употребление в речи слов с пространственным значением средняя группа конспект