Конспект урока музыки 1 класс щелкунчик

Обновлено: 16.05.2024

1. Продолжать формировать первоначальные представления о балете, о людях, работающих над постановкой балетного спектакля : композитор, дирижер, симфонический оркестр

2. Закрепить понятия: театр, балет, балерина, танцор, пуанты, балетная пачка, дирижерская палочка.

3. Знакомить детей с музыкой танцев балета. Учить различать характер пьес, средства музыкальной выразительности.

4. Формировать умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и умения.

1. Развивать эмоционально-образное восприятие музыки.

2. Способствовать развитию любознательности, познавательного интереса к окружающему миру.

3. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, память.

1. Создание ярких положительных эмоций в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения детей и взрослых.

2. Воспитывать у детей любовь к классической музыке.

Методы и приемы руководства деятельностью детей:

1. Постановка целей и мотивация деятельности детей: создание игровой ситуации.

2. Активизации деятельности детей в процессе образовательной деятельности: создание развивающей среды, сюрпризный момент.

4. Поддержания интереса у детей: показ презентации, видеороликов, художественное слово.

5. Оценка и самооценка: поощрение, совместная с педагогом и детьми деятельность, определение качества продуктивной детской деятельности.

Оборудование и материалы:

• детские музыкальные инструменты (бубны, маракасы, ложки)

• музыкальный центр

Виды детской деятельности в процессе музыкального занятия :

Владеют понятиями: театр, балет, балерина, танцор, пуанты, балетная пачка, композитор, дирижер, дирижерская палочка, симфонический оркестр.

Сформировано умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и умения.

Владеют слушательской культурой; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) к классической музыке; определяют общее настроение, характер прослушанного произведения, свободно высказываются об этом.

Владеют навыками игры на детских музыкальных инструментах, передавая ритмический рисунок музыки. Самостоятельно меняют движения в соответствии с характером и 3-х частной формой музыки; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры

Испытывают потребность включаться в совместную с взрослыми познавательно-игровую деятельность.

Критерии оценки деятельности детей в процессе музыкального занятия :

1. Дети отвечают на вопросы.

2. Владеют навыками игры на детских музыкальных инструментах в продуктивной деятельности.

3. Проявляют самостоятельность.

4. Эмоционально реагируют.

5. Проявляет волевое усилие.

6. Аргументируют самооценку.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие: отвечать на вопросы, свободно общаться с взрослыми и сверстниками.

Познавательное развитие: владеть понятиями (театр, балет, балерина, танцор, пуанты, балетная пачка, композитор, дирижер, дирижерская палочка, симфонический оркестр).

Речевое развитие: исполнение музыкального приветствия, умение проводить анализ музыкального произведения.

Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель : Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Слайд 2. (Изображение снежинок)

Музыкальный руководитель :

Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом

В удивительном наряде разноцветном, расписном.

То она метелью кружит, то вдруг рыбкой проплывет,

То в волшебную страну нас всех с собою уведет…

Ребята, а вы узнали эту музыку? Как она называется?

Музыкальный руководитель : Правильно, ребята. А скажите, пожалуйста, это музыкальное произведение написал С. С. Прокофьев (показать портрет, М. И. Глинка (портрет, П. И. Чайковский (портрет?

Слайд 3. (Портрет П. И. Чайковского)

Дети: Балет – это спектакль, в котором артисты не разговаривают, а танцуют.

Музыкальный руководитель :

Все герои спектакля на цене танцуют -

Не поют, не играют, и не рисуют

Прекраснее спектакля в театрах нет,

А называется он просто – БАЛЕТ!

Слайд 4. (Изображение балерин и танцоров)

Музыкальный руководитель : А как называют артистов балета?

Дети: Артистов балета называют балеринами и танцорами.

Музыкальный руководитель : Как называется наряд и обувь балерины? Кто сочиняет музыку для балета (композитор? Кто исполняет музыку (музыканты, симфонический оркестр? Кто руководит оркестром (дирижер? А где можно увидеть балет (в театре?

Слайд 5. (Изображение Мышиного Короля)

Музыкальный руководитель : Ой, ребята, Мышиный король не пускает нас в театр. Он заколдовал предметы, которые необходимы для людей, которые трудятся в театре и непосредственно занятых в балетном спектакле. Чтобы расколдовать предметы, нужно каждому найти пару.

Дети выбирают нужную фигурку человека и предмет к нему и комментируют свои действия: (балерине – пуанты; музыкантам – музыкальные инструменты; дирижёру – дирижёрскую палочку).

Слайд 6. (Изображение театра)

Вот театр – волшебный дом!

Сказку ты увидишь в нём.

Танцы, музыка и смех –

Представление для всех!

Занавес открывается, представление начинается!

Слайд 7.(Анимация открывающийся театральный занавес)

Итак… Когда Щелкунчик превратился в принца, а девочка Мари в принцессу, они отправились в королевство сладостей. Это было необычное королевство, а сказочное царство, где живут человечки из сахара и шоколада, течет апельсиновый ручей и лимонадная река. В этом сказочном королевстве был устроен замечательный праздник, на котором правила Фея Драже.

Слайд 9. (Изображение Феи Драже)

Музыкальный руководитель : Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.

Какая это музыка?

Д е т и. Волшебная, нежная.

Музыкальный руководитель : Она вся переливается, звенит. Такое необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста.

Слайд 10. (фото челесты)

Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. П. И. Чайковский привёз этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его. У нас нет этого музыкального инструмента в музыкальном зале, но зато есть другие. И я предлагаю вам превратиться в настоящих музыкантов и дирижеров. Музыкальные инструменты берите, поиграть выходите!

Слайд 14. (фото детей группы, в которой проводится данное музыкальное занятие)

Предлагаю в круг всем встать, польку дружно станцевать!

До новых встреч в нашей гостиной.

Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка "Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара" ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.

План - конспект урока музыки по теме "Музыкальная сказка. Балет П.И. Чайковского "Щелкунчик". Подходит для логопедического класса.

Содержимое публикации

Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Колледж МПГУ

План-конспект урока музыки

«МузыкальнАЯ СКАЗКА.

студент группы ПНК 4.1-19

Кольцов Кирилл Дмитриевич

Москва, 2022

План-конспект урока

Предмет: музыка

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: сформировать основы духовной музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки.

Предметно-содержательная: познакомить учащихся с изобразительными и выразительными возможностями музыки ; закрепить навыки и умения применять полученную информацию на практике;

Деятельностно-коммуникативная: развивать музыкальные познавательные навыки;

Ценностно-ориентационная: способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развить творческое мышление, сориентировать в культурном многообразии окружающей действительности.

Формируемые/Планируемые на уроке УУД:

- личностные: укрепление культурной идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа ; наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- метапредметные:

регулятивные:умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления.

познавательные:находить дополнительную информацию; формировать умения самостоятельно строить и применять новые знания.

коммуникативные: научиться применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- предметные: развить художественный вкус, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- развить художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов

искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

- привить общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии,

- узнать основные закономерности музыкального искусства; научиться использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение – устное народное творчество, русский язык – формирование звуков, пополнение словарного запаса, многозначные слова, математика – пространственное ориентирование.

Критская Е. Д., Шмагина Т. С., Сергеева Г. П., Издательство: Просвещение, 2021 г. Серия: Школа России (ФГОС)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока музыки.

Цель : Сформировать представление о балете

Образовательные :

- учить детей внимательно слушать музыку, высказывать свои впечатления

Развивающие:

- развивать умение высказывать свое впечатление о прослушанной музыке

- развивать у детей воображение, способность мыслить под музыку

Воспитательные:

- учить работать детей в групповой и индивидуальной форме

- воспитать в детях эстетическое видение музыки

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир сказки. Вы любите сказки? (ответы детей)

- Но для того, чтобы отправится в сказку, нам нужно ответить на несколько вопросов. Вы готовы? (ответы детей)

- Посмотрите, пожалуйста, на доску, знаете ли вы кто это? (Пётр Ильич Чайковский)

- Правильно. А, знаете, что он написал для своего племянника Володи Давыдова? (детский альбом) слайд №1

- Хорошо. А сколько в этот альбом вошло номеров? (24 номера)

- И давайте с вами вспомним некоторые из них, которые вы уже слышали. Посмотрите на слайд №2, здесь у меня представлены названия некоторых номеров и картинки, которые нужно соотнести по номерам. Ну, что начнем? (Работа со слайд «Игра на соотнесение)

- А теперь взгляните сюда слайд №3 здесь у меня ключевое слово ПЕСЕНКА, вы слушали три песенки, но у не хватает только начала, вам нужно добавить, какие песенки вы слушали у П.И. Чайковского.

-Вот видите, мы с вами справились со всеми вопросами.

3) Введение в новый материал.

- А вы любите праздник новый год? (ответы детей)

- Наша сказка, как раз и будет про новогодний праздник, но это будет не самое главное. После прослушивания, вы должны будете ответить, про что всё-таки наша сказка. Итак, настроились внимательно слушать.

- Ну, что ребята, понравилась вам наша сказка? (ответы детей)

- Про что всё-таки наша сказка? (ответы детей)

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали

На носочках подтянулись

А теперь назад прогнулись

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели

- А вы знаете, что такое балет? (ответы детей)

- Балет – это “музыкальная страна”, которая находится в театре, на сцене, где артисты с помощью танцев рассказывают сюжет. И сегодня мы увидим, как с помощью движений, жестов рассказывается сказка.

- А сейчас мы с вами внимательно посмотрим кусок из балета, и вам задание определить какая по характеру будет звучать музыка.

-Итак, какая же была по характеру наша музыка? (ответы детей)

-Это был марш. А вы знаете, что такое марш? (ответы детей)

- Какая это музыка? ( ответы детей)

- правильно, конечно эта музыка игривая, величественная, веселая и т.д.

- что вам представилось по эту музыку? (ответы детей)

- А сейчас мы посмотрим другой танец. А вы знаете, что такое танец? (ответы детей)

-Какой вы видели танец? Какие танцы вы вообще знаете? (ответы детей)

- А эта какая музыка была по характеру, в отличие от первой нашей прослушанной? (ответы детей)

- Конечно, медленная, плавная, лирическая и т.д.

- Какая музыка вам понравилась больше и почему? (ответы детей)

6) Подготовка к исполнительской деятельности

- ну вот мы прослушали два замечательных музыкальных произведения, я думаю пора и самим попеть. Вы согласны? (ответы детей)

-Но для начала давайте с вами подготовимся к нашему пению. Для начала взбодримся. Поднялись на ножки (физкультминутка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с жанром "балет" и изобразительно-образным языком П.И. Чайковского к сказке Э.Т.Гофмана "Щелкунчик".

Задачи урока:

Развивающая: развивать музыкальное чутьё на различный характер музыки, развитие внутреннего слуха, вокальных навыков, выработка плавного певучего звучания, развитие исполнительского мастерства

Воспитывающая: вести к стремлению любить музыку, воспитывать культуру слушания

Тип урока: лекционный комбинированный

Форма урока: урок-беседа

Учитель: Здравствуйте ребята!

А теперь давайте поздороваемся с преподавателями!

Ребята, прежде чем мы начнем наш урок, обратите внимание, у каждого на столе лежат смайлики со своим настроением, красные – это у кого сегодня хорошее настроение, а серые – кому сегодня грустно, выберите каждый свое настроение и приклейте его на доску! А мы узнаем, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?

Ребята посмотрите на экран – перед вами композитор П.И. Чайковский, который сочинил немало музыкальных произведений и сегодня сказочные звуки музыки всеми нами любимого композитора поведут нас в путешествие в страну балета.

М.р. - Слышите? Как нежно и светло звучит музыка…

Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом

В удивительном наряде разноцветном, расписном.

То она метелью кружит, то вдруг рыбкой проплывёт,

То в волшебную страну нас всех с собою уведёт…

-Кто из вас представляет, как танцуют в балете?

-А вы знаете, как называют танцоров балета?

- Тогда как же называют танцоров-мужчин?

(предположительные ответы детей)

Какие необычные на танцовщицах платья! Как же они называются, кто знает? Балетная Пачка.

А на ногах у них не туфли, не чешки, а специальные пуанты, ведь в балете танцуют на самых кончиках пальцев, а для этого нужны специальные приспособления, уплотнения в обуви. Для этого и изобрели пуанты.

Ребята, а вы любите рисовать? Давайте с вами нарисуем балерин?!

Молодцы! Просто замечательные получились балерины!

Ребята, а вы бы хотели увидеть балерину?

Сегодня к нам в гости пришла одна гостья, которая хочет для вас исполнить танец маленькой балерины.

Ребята, давайте поаплодируем нашей маленькой балерине.

А сейчас ребята я буду загадывать вам загадки, а вы на листочках должны будете найти ответы, а наша балерина посмотрит, что вы знаете о балете.

Легче пёрышка тростинка, танцовщица…(балеринка)

Всегда галантен, этот сэр. Танцует с дамой…(кавалер)

Платье словно лопушок, во все стороны пушок.. (балетная пачка)

Не простые туфли эти, в них танцуют лишь в балете..(пуанты)

Это искусство затмило весь свет! Нас восхищает прекрасный…(балет)

Молодцы. Порадовали нашу балеринку!

Ребята, а вы любите сказки? Наверное, все мы любим сказки. Особенно, если события, происходят в новогоднюю ночь. Одну из таких новогодних сказок сочинил немецкий писатель Эрнст Гофман.

Ребята, посмотрите на экран, вы узнали кто это?

События этого волшебного балета разворачиваются в новогоднюю ночь. Маша, её брат, их родители, гости, приглашенные на праздник. И вот в зале появляется новый гость – фокусник. Он дарит детям игрушки. И среди них – забавная кукла, которая умеет раскалывать орехи. Это Щелкунчик. Весь вечер дети проиграли с ним, заставляя вновь и вновь раскалывать орехи. А когда кончился вечер Маша уложила Щелкунчика в кукольную кроватку. Когда гаснет свет и в доме становится тихо, Маше снится сон, что ёлка начинает расти, а куклы и игрушки оживают.

М.р. – А знакома ли вам была музыка, звучавшая в мультфильме?

- Оказывается, когда Щелкунчик превратился в принца, а девочка Мари из замарашки в принцессу, они отправились в королевство сластей. Это было необычное королевство, а сказочное царство, где живут человечки из сахара и шоколада, течёт апельсиновый ручей и лимонадная река. В этом сказочном королевстве был устроен замечательный праздник, на который и пришла Фея Драже, а Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы!

Ребята, какая звучит музыка: ликующая, радостная, пышная, жизнерадостная. Зло побеждено, добро победило!

Вот и подошло к концу наше путешествие по стране балета. Вам было интересно? Что мы сегодня делали с вами на уроке? А давайте закончим урок вашей фразой!

Как настроение? А мы сейчас проверим, возьмите каждый по одному смайлику, покажите нам ваше настроение!

Программное содержание . Познакомить детей с музыкой балета, с сюжетом сказки. Учить детей чувствовать характер музыки.

Щелкунчик - это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но её брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под ёлку и забыл о нём.

Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешать его.

И тут Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королём.

Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было целое полчище, во главе с мышиным королём. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с ёлки.

Тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. Это было не обычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы!

Теперь, когда вы знаете сказку о Щелкунчике, давайте познакомимся с музыкой балета.

Начнём с танца Мари и принца в его королевстве сластей в конце балета. Послушайте эту музыку. (Звучит запись.) Какая она?

Д е т и. Музыка радостная, нежная.

П е д а г о г. Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали. Мы будем с вами слушать эту прекрасную музыку ещё и ещё раз. А сейчас вернёмся к началу балета.

Новогодняя ёлка наряжена. Дети водят хороводы вокруг ёлочки, рассматривают игрушки на ней, подарки. Звучит марш. (Звучит запись.) Какой это марш по характеру?

Д е т и. Весёлый, шуточный.

Д е т и. Оба лёгкие, чёткие, отрывистые, как бы игрушечные.

Чтобы усилить впечатление детскости, игрушечности, П. Чайковский вводит в оркестр детские музыкальные инструменты - трубы и барабаны (звучит запись).

2-е занятие

Программное содержание . Продолжать знакомить детей с музыкой балета. Учить узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты, определять характер музыки.

Д е т и. Это марш, весёлый, шуточный.

П е д а г о г. Прислушайтесь к смене характера в средней части. Она звучит иначе, чем в начале и конце, возникает другое настроение (звучит фрагмент).

Д е т и. Как будто засверкали на ёлке блестящие снежинки, льдинки, огоньки.

П е д а г о г. Правильно, музыка звучит высоко, отрывисто, похожа на сверкающие огоньки или переливающиеся снежинки, она волшебная, сказочная. Мы чувствуем, что героев сказки впереди ожидают какие-то необыкновенные приключения. Музыка таинственная.

Но потом опять возвращается знакомая мелодия игривого, бойкого марша. Послушайте марш целиком (звучит запись).

А вот как звучит колыбельная, которую Мари пела Щелкунчику, когда дети ушли спать (исполняет колыбельную). Какая это музыка?

Д е т и. Спокойная, ласковая.

П е д а г о г. Да, колыбельная эта напевная, ласковая, мерно покачивающаяся, убаюкивающая (исполняет фрагмент повторно).

Часы бьют двенадцать… Но вдруг послышалось шуршание, скрип, возня. Со всех сторон показались мыши во главе с мышиным королём (исполняет фрагмент). Как звучала музыка?

Д е т и. Музыка таинственная, злая, тихая, осторожная, потом звучит все громче.

П е д а г о г. Мыши подходят все ближе - музыка становится громче, зловещая, страшная. А сейчас послушайте, как отважно и смело сражались Щелкунчик и игрушечное войско с мышами и их королём (звучит запись).

Наконец сражение выиграно. Мари спасла Щелкунчика от смерти, помогла победить мышиного короля, запустив в него свой башмачок. Вы помните, что после этого Щелкунчик превратился в прекрасного юношу-принца и отправился с Мари в путешествие в сказочное царство сластей.

Давайте вспомним танец Мари и принца, который они танцуют в сказочном королевстве. Мы его слушали в прошлый раз. (Звучит запись.)

Музыка такая счастливая, восторженная! Как ещё можно ее охарактеризовать?

Д е т и. Радостная, взволнованная, нежная.

3-е занятие

Программное содержание . Учить детей различать характер музыки, тембры музыкальных инструментов.

Д е т и. Это танец Мари и принца.

П е д а г о г. Как звучит эта музыка?

Д е т и. Радостно, счастливо.

П е д а г о г. Прислушайтесь к основной мелодии. Она состоит из спускающихся подряд звуков, которые играют струнные инструменты - виолончели и скрипки, Но как красива эта простая мелодия! Она словно расцвечивается оркестром, звучит красочно, пышно. Звучание арф придаёт ей трепетность, взволнованность (звучит фрагмент).

А теперь прислушайтесь, как меняется характер музыки в разных частях этого танца (исполняется целиком).

Д е т и. В середине музыка звучит тихо, нежно, немного грустно.

П е д а г о г. В средней части мелодию играет деревянный духовой инструмент - гобой, нежно, легко, мягко, светло. Ему вторит другой духовой инструмент - фагот, более низко и сумрачно (звучит фрагмент). А затем мелодию подхватывают скрипки - трепетно, взволнованно. Мелодия как бы рвётся ввысь, звучит все более напряжённо (исполняется фрагмент).

К инструментам присоединяются тромбоны (медные духовые инструменты). Они звучат мощно, резко, угрожающе. Музыка как бы напоминает о пережитых волнениях, страданиях, о борьбе со злыми силами. (Звучит средняя часть.)

И наконец, звучит первая мелодия - торжественно, ликующе. Её ведёт весь оркестр - мощно, уверенно. (Звучит фрагмент.)

4-е занятие

Программное содержание . Знакомить детей с вальсами из балета. Учить различать характер, настроение каждого произведения. Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами.

Вы знаете также замечательную музыку танца Мари и принца в конце балета (исполняет фрагмент).

Д е т и. Легко, нежно, тревожно, в музыке слышно, как ветер кружит снежинки.

П е д а г о г. Да, в музыке передана картина сказочного зимнего леса, мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок, а настроение этого вальса слегка встревоженное, смятённое, но одновременно и светлое.

Мари и принц вместе идут в чудесную, волшебную страну и, конечно, преодолеют все преграды.

Но вот Мари и принц пришли в сказочную страну сластей. В их честь был устроен праздник с танцами. Зазвучал вальс цветов (включает запись). Какой он?

Д е т и. Праздничный и нежный.

П е д а г о г. Да, во вступлении к вальсу слышна нежная арфа, а мелодия звучит то полётно и призывно (у валторн), то ласково, плавно (у скрипок). Она полна радости и красоты. (Фрагмент звучит повторно.)

В конце балета звучит ещё один вальс (исполняет его). Какой он?

Д е т и. Очень торжественный, праздничный.

П е д а г о г. Да, это самый радостный из трёх вальсов, звучит ярко, пышно, блестяще, радостно-взволнованно. Слышны торжественные удары тарелок, праздничное звучание всего оркестра. А мелодию вальса играют струнные инструменты, полётно, ликующе. А в средней части, прислушайтесь, как радостно, волшебно переливаются, позванивают колокольчики. (Звучит запись - фрагмент средней части.)

Послушайте фрагменты всех трёх вальсов.

5-е занятие

Программное содержание . Знакомить детей с музыкой танцев балета. Учить различать характер пьес, средства музыкальной выразительности. Формировать тембровый слух детей.

Д е т и. Волшебная, нежная.

П е д а г о г. Она вся переливается, звенит. Таково необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста. Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. П. Чайковский привёз этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его.

Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.

Есть и задорный, весёлый, удалой русский народный танец - трепак (звучит запись).

Танец пастушков - один из самых изящных и грациозных номеров балета. В нем спокойный темп, умеренная звучность. Движения танцующих отличаются гибкостью и пластичностью.

Вы можете сами попробовать передать характер каждого танца в движениях, соответствующих настроению музыки. Кому какой танец понравился больше, тот его и будет танцевать. (Дети делятся на группы по нескольку человек, импровизируют движения танцев.)

6-е занятие

Можно устроить и концерт-угадайку. Я буду играть вам фрагменты из балета, а вы отвечайте, что это за музыка.

Читайте также: