Конспект урока музыка 4 класс 4 четверть

Обновлено: 06.07.2024

Звучит фонограмма песни “Урокра” (группа “Шевле” ). Дети под музыку заходят в класс и садятся на места.

(Исполняется приветствие.) (Здравствуйте, ребята! Здравствуйте!)

Я – Королева Музыка, друзья,
И в мир волшебных звуков поведу вас я.
В моей стране живет удивительный народ.
Он очень музыкальный, поющий, танцевальный.
Веселый и ритмичный, задорный и пластичный,
И зовется мой народ звуками чудесными,
Нотками прелестными.

Ключом скрипичным открываем
волшебные двери
К нам музыка в сердце войдет.
И звуки хрустальные нежно польются.
И каждый в душе запоет,
И станет светлее, и станем добрее.
И мир красотой расцветет.

Ребята, сегодня на уроке мы будем петь, играть. А в этом нам поможет Музыка.

Но для этого мы должны сначала с вами выучить нотную грамоту.

III. Работа над новым материалом

– Ребята! Когда вы заходили в класс – музыка звучала?
Дети: Да!
– Какая?
Дети: Веселая такая и радостная!
– Да, вы правы, но что-то случилось с нашей музыкой – она больше не звучит…. Дело в том, что музыкальные нотки отправились на прогулку, а когда вернулись – забыли, где они живут! Как же быть, ребята, как же петь? Что же нам делать?
Дети: Надо найти нотки! Показать им их домик!

– Нотки! А вот и ваш домик!! Он называется НОТНЫЙ СТАН!

Ты пять линий видишь тут,
Знай, что ноты здесь живут.
Нотный стан, как нотный дом,
Поселились ноты в нем!

Только он пустой какой…..
Я знаю, кто нам поможет!
Сегодня на уроке по нотному пути
В страну прекрасной музыки должны вы все пойти.

(Дети расставляют ноты на доске.)

Ровно семь цветов у радуги, а у музыки – семь нот.
На земле для нашей радости вечно музыка живет.

Песня “Звуки музыки” Р.Роджерса

ДО – воробышка гнездо,
РЕ – деревья во дворе,
МИ – котенка покорми,
ФА – в лесу кричит сова,
СОЛЬ – играет детвора,
ЛЯ – запела вся земля.
СИ – поем мы для того,
Чтобы вновь вернуться к ДО.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до

ДО – и Дон и Дили Дон
РЕ – из крема и пюре,
МИ – возьми и отними,
ФА – и фантик и скафандр,
СОЛЬ – посадим фасоль,
ЛЯ – полянка и земля,
СИ – спроси, переспроси,
Вот и вновь вернулись к ДО.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

IV. Закрепление изученного

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете ноты, а значит, сможете разгадать ребусы из нот.

Молодцы! А теперь мы отдохнем. Музыкальная пауза.

(Учащиеся исполняют “Танец кузнечиков”.)

2. Конкурс “Угадай песню!”

(Песни из мультфильмов.)

Учитель начинает играть мелодию, ученики отгадывают и исполняют песню.

  1. Два веселых гуся.
  2. Когда мои друзья со мной.
  3. Улыбка.
  4. Вместе весело шагать.
  5. Голубой вагон.

Вы очень хорошо поете. А еще, ребята, нужно уметь слушать музыку. Услышав любимую мелодию, мы улыбаемся ей как хорошему другу. Я думаю, что вы знаете многие музыкальные инструменты, благодаря которым мы и слышим музыку. (Ответы детей.) Сейчас я загадаю вам

3. Загадки о музыкальных инструментах.

У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это звонкий наш…(рояль)

Он по виду брат баяна,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком…(аккордеон)

Громче флейты,
Громче скрипок,
Громче труб наш великан:
Он ритмичен, он отличен –
Наш веселый (барабан.)

Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется… (свирель)

В оркестре узнают нас по раскату меди,
Никак не обойтись без нас и на обеде. (Тарелки)

Успех мне в группе медных обеспечен,
Нужна я в тех домах, где топят печи. (Труба).

Ящик на коленях пляшет,
То поет, то громко плачет. (Гармонь).

Вхожу в состав смычковых постоянно,
Я голос, но не тенор, не сопрано. (Альт).

Движенье плавное смычка
Приводит в трепет струны.
Мотив журчит издалека,
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив,
Его названье – … (скрипка).

Струн давно мне очень мало,
Но пока что мне хватало!
Струны ты мои задень
И услышишь: длень, длень, длень!
Ну-ка! Кто я, отгадай-ка!
Озорная… (балалайка).

Ребята! Вы знаете название всех нот. Давайте повторим их все вместе: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Очень хорошо, я рада, что вы их запомнили. Теперь вы должны придумать слово или слова, первый слог которых – название ноты.

4. Игра “Слово или слова, первый слог которых – название ноты”.

До – доктор, добро, дождь, дом…
Ре – ребенок, река, ребус, ремонт, редис…
Ми – мир, минор, Митя, минтай…
Фа – фазан, фасоль, фара, фабрика, фарш…
Соль – соль, сольфеджио, …
Ля – лягушка, лямка, …
Си – синица, сирень, сирена…

5. Работа в группах

Ребята. Если внимательно прочесть стихотворение Д.Хармса

Несчастная кошка поРЕзала лапу –
СИдит, и ни шагу не может ступить.
СкоРЕй, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики наДО купить!

то в нем можно обнаружить некоторые спрятавшиеся ноты. Давайте их найдем. Молодцы!

Чтобы пыл веселья не угас, чтобы время шло быстрее
Друзья, я приглашаю вас к загадкам поскорее!

Задание: найдите в отгадках спрятавшиеся ноты.

В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь … Гвидон (А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане.)
Кругом вода, а с питьем беда. (Море.)
Как на нашей грядке выросли загадки –
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры.)
Перед работой его надевают, и чаще, чем платье, стирают,
В нем дворники двор иногда подметают. (Фартук.)
В огороде хоть росла, знает ноты “соль” и “фа”. (фасоль.)
Ходят по озеру клещи – ищут съедобные вещи. (Цапля.)
Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый. (Василек.)

V. Разучивание песни “Песенка о маме”.

Разучивание песни “Песня о маме”

– Ребята, вы хорошо запомнили ноты. За это Королева Музыка вам дарит песню. (Слушают и смотрят видеоклип.)
– О чем эта песня?
– Почему эту песню дарит нам королева? (приближается женский день 8 Марта)

VI. Обобщение и подведение итога урока:

1. Письменное обозначение музыкального звука – это
а) буква б) нота в) цифра г) фигура

2. Сколько линий на нотном стане?
а) семь б) восемь в) пять г) шесть

3. Сколько всего нот в музыке?
а) десять б) пять в) восемь г) семь

4. Найди лишнее слово
а) на б) си в) ре г) фа

5. В каком слове спрятана нота?
а) скрипка б) баян в) арфа г) гитара

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь.
Говорю всем: “До свиданья,
До счастливых новых встреч!”

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: закрепить представления о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах.

Задачи: 1. Закрепить и расширить ранее полученные представления об интонационном своеобразии музыки народов Востока через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими музыкальными образами в музыкальных произведениях Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, А.П. Бородина. Расширить знания о средствах выразительности музыки;

2 . Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока; устанавливать интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, архитектурой; развивать внимание, память.

3 . Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.

Музыкальный материал

Оборудование: видеоэкран, компьютер, фортепиано, презентация.

Организационная часть.

Музыкальное приветствие. СЛАЙД 1.

Работа по теме урока.

Ответы учащихся.

Слушание с использованием видео презентации. Беседа с учащимися по поставленным вопросам.

Слушание. Беседа по характеру.

Действие оперы происходит в 1185 году. Доблестный русский князь-освободитель вместе со своей дружиной попадает в плен к половцам.

Знай, друг, верь мне,

Ты, князь, мне полюбился

За отвагу твою да за удаль в бою.

Что наблюдается в музыке – выдержанность одного состояния или смена состояний?

Давайте попробуем подобрать образные определения к различным эпизодам Половецкой пляски.

Вокально-хоровая работа.

Работа над разучиванием песни. Распевка и упражнения на дыхание.

На протяжении двух уроков мы с вами слушали музыку русских композиторов, отражающих тему Востока. Удалось ли авторам передать неповторимый колорит этой загадочной страны? Какое произведение из услышанных вам понравилось больше всего? Почему?

Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся музыкальному произведению (СЛАЙД 10).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Критская. Музыка, 4 класс

Цели и задачи урока:

- выявить возможности эмоционального воздействия музыки на человека;

- развивать познавательные и мыслительные навыки, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие;

- продолжать развивать духовно-нравственные и этические чувства школьников, их эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: видеопроектор, экран, мультимедийная презентация, фортепиано, компьютер.

ВВОДНАЯ (ОРГАНИЗАЦИОННАЯ) ЧАСТЬ

1. Организационный момент

1) Музыкальное приветствие

- Здравствуйте! (дети повторяют, показывая движение мелодии рукой).

- Здравствуйте!

- Здравствуйте, ребята! (до-ре-ми-фа-соль-соль)

- Здравствуйте, учитель! (дети повторяют, показывая движение мелодии рукой).

- Здравствуйте, ребята! (соль-фа-ми-ре-до-до)

- Здравствуйте, учитель!

- Прозвенел звонок.

- Начался урок!

2) Мотивация

- Урок сегодня необычный – мир сказки ждёт нас символичный.

Ведь мы с хорошей сказкой неразлучны,

Чудес и песен в сказке – до небес!

Вы представляете, как стало бы скучно,

Если б не было ни игр, ни сказок, ни песен, ни чудес.

Шкатулка - это стукалка

Для всяких разных штук.

И если потрясти ее,

А может быть, там гномики

И рубят гномы-плотники

В шкатулочке окно?

А вдруг волшебный замок там,

И танцы при свечах,

И кавалеры с дамами

А может быть, и сами мы

В шкатулочке сидим

И на большой волшебный мир

Сквозь щелочку глядим.

2. Актуализация опорных знаний

- Где играют дружно и поют умело,

Там и сказке можно появиться смело.

Угадайте, ребята, из каких уже знакомых вам музыкальных сказок прозвучат сейчас фрагменты. Назовите автора музыки и скажите, что ещё объединяет эти музыкальные фрагменты, что между ними общего?

2) Образ моря из вступления ко II действию этой же оперы

Ответы учащихся: Во всех музыкальных фрагментах представлен образ моря. Эти образы запечатлел в музыке русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

- Назовите, по каким характерным интонациям главных тем этих музыкальных фрагментов вы смогли определить образ моря, ведь композитор создал разные по характеру и настроению образы.

Ответы учащихся.

- А как вы думаете, какие функции выполняют эти интонации - выразительную или изобразительную?

- И одну, и другую.

3. Целеполагание

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Развитие темы урока

Сюита (с франц. Suite – ряд, последовательность) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом.

Понятие программная музыка означает ту музыку, в основе которой лежит определенный сюжет, программа.

Композитор приложил к партитуре следующую программу:

В первом издании сюиты каждая часть имела программный подзаголовок:

I . Море и Синдбадов корабль;

II . Фантастический рассказ Календера-царевича;

III . Царевич и царевна;

IV . Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником.

И это неудивительно: композитор вполне мог рассчитывать на выразительность музыки, на ее удивительную пластичность и образность, которая дает богатую пищу для фантазии слушателя.

Слушаем музыку и следим за её развитием по нотной записи в учебниках.

- Что вы услышали в сюите? Какой характер произведения? Какие образы передаёт музыка?

- Голос молодой рассказчицы, нежность, картина природы, волшебство арабской ночи, таинственность.

- На протяжении всей части обе темы иногда будто переплетаются. Но всё же преобладает, главенствует 2-я тема – тема восточной сказочницы, рассказывающей султану захватывающую сказочную историю.

- Правильно, ребята. Тема Шахриара звучит грозно и величественно. Словно тяжелая поступь, мощно играют струнные и духовые инструменты в низком регистре. Энергичные ритмы придают теме черты суровости. Музыкальное высказывание напоминает повелительную речь.

Образ же Шехеразады отличается мягкостью, женственностью. Римский-Корсаков достигает этого благодаря высокому регистру, тембру солирующей скрипки, преобладанию плавных интонаций, ритмической ровности узорчатой мелодики. Усиливает сказочный характер и сочетание тембров таких инструментов, как арфа (аккомпанемент) и скрипка (основная мелодия). Две эти темы составляют вступительный раздел сюиты.

Основной раздел первой части сюиты — одной из сказок Шехеразады — построен на видоизмененных мелодиях вступления. Основным принципом изложения музыкальной мысли в этой части является принцип вариационного развития .

Вспомните, скажите, какая музыкальная форма называется вариациями?

Ответы учащихся.

Верно, ребята, вариационная форма (вариации), тема с вариациями — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких изменённых воспроизведений (вариаций).

2) Повторное прослушивание Вступления.

- Музыка Вступления очень живописна. Прослушайте этот фрагмент ещё раз и попытайтесь услышать, как с помощью музыкальных тем композитор изображает разные состояния моря, по которому плывет корабль Синдбада: то спокойного, безмятежного, то бурного и взволнованного.

Отмечайте во время звучания музыки поднятием руки появление знакомых музыкальных тем-образов.

3) Ассоциации

На этот вопрос четвероклассники могут дать разные, неоднозначные ответы.

- Ваши ответы разные. Но это хорошо и правильно, так как в нашем сознании слушателей могут, конечно, возникать различные зрительные образы и разные художественные ассоциации.

Адажио - в музыке означает: медленный темп; музыкальная пьеса (либо её часть), исполненная в медленном темпе; в балете - дуэт главных героев лирического содержания. Балетные адажио – это широкие, распевные и романтические мелодии.

Сказочная тематика песен

- Кроме Римского-Корсакова, многие композиторы обращались к сказке. И сегодня, ч тобы продлить наше эмоциональное состояние от встречи со сказкой, мы вспомним на этом уроке песни на сказочную тематику.

Вокально-хоровая работа над песнями:

II . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Оценка знаний учащихся

3. Домашнее задание. В качестве домашнего задания предлагаются два задания на с. 32 Рабочей тетради.

4. Итог урока

- Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по музыке для учителя и ученика.

  • Все 8449
  • Уроки 3196
  • Презентации 1273
  • Тесты 212
  • Планирование 518
  • Мероприятия 1437
  • Прочее 1813

Нажмите, чтобы узнать подробности


Ситуацию успеха можно создать на том этапе урока, на котором ребенок чувствует себя более уверенным, например, в процессе взаимодействия с одноклассниками, при выполнении какой-либо деятельности (п.


знакомство учащхся со светской музыкой и с произведениями русских композиторов, в которых отражена поэзия А.С.Пушкина.

Читайте также: