Конспект урока молодежь как социальная группа 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Раздел ЕГЭ: 3.3. Молодёжь как социальная группа

Молодёжь — социальная группа, характерными чертами которой выступают возраст её участников (от 16 до 30 лет), особенности их общественного положения и некоторые психологические качества.

Все выпускники школ, гимназий и лицеев являются молодёжью. Эта социальная группа по праву считается одной из самых активных, поскольку молодёжь находится на пути выбора профессии, становления мировоззрения.

Большинство людей именно в период молодости выбирают себе спутника жизни и создают семью, делают первые самостоятельные жизненные шаги, достигают экономической независимости и познают основы социально ответственного поведения. Молодость является определённой фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.

Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодёжи в общественной жизни.

ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЁЖИ

Как и все демографические группы с возрастной характеристикой, молодёжь является биологически универсальной и неповторимой. Поэтому ей присущи некоторые отличительные черты:

  • Молодёжь находится на переходном социальном положении, то есть невозможно остаться в этой социальной группе навсегда. Все люди сначала проходят стадию юности, а после — зрелости.
  • Высокая социальная мобильность.
  • Освоение новых социальных ролей, что обусловлено высокой мобильностью и сменой социального статуса молодёжи.
  • Высокие перспективы в профессии и карьере.
  • Целенаправленный поиск своего места в мире, а также смысла жизни.

Молодые люди сами по себе отличаются от других членов общества не только возрастом, но и другими характерными чертами:

  • активностью;
  • свободой от устоявшихся в обществе норм поведения и традиций;
  • независимостью от стереотипов общества;
  • внутренними противоречиями;
  • неустойчивой психикой;
  • жаждой выделиться из толпы;
  • слабой терпимостью;
  • собственными субкультурами.

ВИДЫ МОЛОДЁЖНЫХ ГРУПП

Молодёжные группы имеют различную направленность. Выделяют следующие виды молодёжных групп:

  • эпатажные — члены группы бросают своеобразный вызов традиционному обществу;
  • альтернативные — члены группы ставят под сомнение традиционные ценности, нормы и поведение общества, выдвигая свои собственные, что и является целью группы;
  • социальные — члены группы пытаются решить чётко очерченные социальные проблемы;
  • агрессивные — члены группы имеют примитивные представления о жизни и ценностях, стараются самоутвердиться;
  • политические — члены группы хотят изменить существующие политический строй или политические ситуации, основываясь на своих идеях.

Молодёжь преображает окружающее их общество, видоизменяя условия жизни, в соответствии с которыми изменяется сама.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЁЖНЫЕ ГРУППЫ

Неформальная группа — сообщество людей, объединившихся на основе своих внутренних побуждений. Неформальные молодёжные группы имеют ряд признаков:

  • стихийность;
  • независимость;
  • самоорганизация и иерархия;
  • устойчивость;
  • отличная от традиционной модель поведения;
  • атрибутика;
  • наличие ценностей и собственного мировоззрения.

Формальная группа — сообщество людей, которые объединены не своим внутренним побуждением, а по указу вышестоящих по социальному статусу людей.

Молодежь как социальная группа – самая активная и динамичная часть общества. Она не подвержена предрассудкам прошлого, она наиболее обучаема и мобильна, она – будущее страны. Отсюда возникает необходимость знать систему ценностей, особенностей социального положения, возрастные характеристики и социально – психологические особенности молодежи. В рамках заданной темы выбраны оптимальные формы и методы урока для реализации поставленных целей и задач с учетом психолого-возрастных особенностей группы ТП16-2, в которой проводился данный урок.

Содержимое разработки

Молодежь как социальная группа – самая активная и динамичная часть общества. Она не подвержена предрассудкам прошлого, она наиболее обучаема и мобильна, она – будущее страны. Отсюда возникает необходимость знать систему ценностей, особенностей социального положения, возрастные характеристики и социально – психологические особенности молодежи. В рамках заданной темы выбраны оптимальные формы и методы урока для реализации поставленных целей и задач с учетом психолого – возрастных особенностей группы ТП16-2, в которой проводился данный урок.

Тема урока: Молодежь как социальная группа (2 часа)

Цели и задачи:

1.Дать характеристику молодежи как особой социальной группы, ее места в стратификации российского общества.

2.Подвести к пониманию особенностей социализации молодежи, возможностей молодежи в реализации социального статуса; выявить проблемы и социальные функции молодежи в современном обществе, психологические особенности юношеского возраста;

- углубить представление о понятиях: социальная группа, социальная проблема, субкультура.

2. Создать условия для развития познавательных, исследовательских компетенций обучающихся; умений овладевать, получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; выполнять познавательные и практические задания на основе поиска и извлечения нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; представлять своё мнение в публичном выступлении.

3. Помочь выработать своё собственное социальное поведение, направленное на успешное решение личностных или общественных проблем.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедиа проектор, бумага, маркеры, цветные стикеры, презентация, ученические презентации.

Методический комплекс:

“Обществознание” (профильный уровень) под редакцией Л.Н. Боголюбова,10 класс

Поурочные разработки по “Обществознанию” 11 класс под редакцией Е.Н.Сорокина,

Тип урока: урок-дискуссия.

1.Характеристика молодежи как демографической группы, её особенности;

2.Отношение к молодежи современного общества;

3.Роль субкультур в жизни современной молодежи;

4.Молодежь – обновляющая сила общества;

5.Роль государственной молодежной политики в формировании жизнеспособного общества

1. Организация урока

Вступительное слово учителя:

Наш сегодняшний урок не только для вас, но и о вас. Именно вы, 16-17-летние, сидящие за студенческой партой, но уже устремлённые в иную, большую жизнь, находитесь в той замечательной и очень ответственной поре жизни, которую и называют молодостью или юностью.

Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Легко ли быть молодым? Попробуем сегодня это прояснить.

Сегодня на уроке мы постараемся выяснить особенности молодежи как социальной демографической группы, рассмотрим основные проблемы, стоящие перед современной молодежью, а также попробуем определить, какую роль играет молодежь в современном обществе.

I этап. Мотивация.

Выступая перед общим собранием Медицинского общества города Портмунда (Англия), доктор Рональд Гибсон начал свой доклад четырьмя цитатами.

После того, как часть аудитории разразилась аплодисментами, доктор Гибсон открыл имена авторов цитат. Первая заимствована у Сократа (470-399 гг. до н. э.); вторая у Гесиода (ок. 720 г. до н. э.); третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э.; четвертая обнаружена совсем недавно на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка – свыше 3000 лет.

Какие выводы вы можете сделать?

Споры о молодежи существовали во все времена, существуют они и в наше время, при этом нередко высказываются взгляды прямо противоположные.

Согласны ли вы с такой оценкой молодёжи?

II этап. Тема: Современная молодежь, какая она?

Поисковое задание (самостоятельная подготовка в течении 5 мин):

Какие выводы мы сделаем?

-российская молодежь неоднородна;

-имеет разные цели и ценностные ориентации;

-можно ли назвать российскую молодежь, (столь разнородную), стратой и

в чем ее основная отличительная особенность? Какие у современной молодежи возрастные границы?

Вывод первый: Это социальная группа, отличающаяся возрастными характеристиками

( от 16 до 25 лет);

Какие целевые установки есть у этой группы?

-выбор спутника жизни;

-достижение экономической независимости;

Большая часть социологов определяют возрастные границы молодежи с 14 до 25 лет. Но некоторые считают, что возрастные границы надо отодвинуть до 30 лет. Почему они так считают?

-Причинами удлинения возрастных границ являются:

-удлинение сроков обучения;

-изменение психологических подходов к решению проблем;

-инертность молодого поколения;

Мы продолжаем формирование оценочных суждений о современной молодёжи на основе собственного опыта, сопоставления источников и их интерпретации и постараемся составить портрет современной российской молодёжи. Я надеюсь, что это поможет вам выработать своё социальное поведение, направленное на успешное решение личностных и общественных проблем.

Общение со сверстниками

Отношения с родителями

III этап. Интерактивное упражнение. Как к молодёжи относятся окружающие?

Группы получают задание:

Вывод по итогам презентации:

- нельзя однозначно судить о современной молодёжи;

IV этап. Представление результатов внеаудиторной деятельности:

Прошу докладчиков представить результаты вашей работы.

Какие выводы вы можете сделать? В жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

А теперь какие выводы вы можете сделать? Молодежная субкультура – это движение души, стремление выделиться или социальный протест?

Вывод: молодёжь в нашем обществе неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации, и ей нужна поддержка общества и взаимопонимание.

Работа с документом:

Какую роль играет молодёжь в жизни общества? Одна из точек зрения представлена современным философом И.М.Ильинским

Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются, прежде всего, на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи, сопротивляется реализации ее непроявившихся возможностей, сознательно пренебрегает ими, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя и в этом смысле – потерянным поколением. Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они не делают этого, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный духовный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодежи в обществе.

(Ильинский И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции. – М., 1995. – С. 51–52.)

Вопросы и задания

1. Как автор документа характеризует молодежь?

2. Что говорится в документе о роли молодого поколения в обществе? Чем она отличается от той роли, которую играют старшие поколения? Какие особенности молодежи позволяют ей играть эту роль?

3. Как автор характеризует динамичные и статичные (традиционные) общества? В чем он видит различия между ними?

Во все времена был велик научный интерес к молодежи и её проблемам, так как она – будущее общества. Любое общество выбирает свой путь развития. Чтобы обеспечить будущее, общество воспитывает молодое поколение, а молодежь влияет на развитие общества. Информационное общество нуждается в молодых квалифицированных специалистах, креативных, энергичных.

Очевидно, что именно молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований.

VI этап. Какие общие выводы мы можем сделать, обсудив сегодня на уроке заданную тему?

Проблема молодежи была актуальна во все времена.

Нельзя однозначно судить о современной молодежи.

Молодежь неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации.

В жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

Молодежь – это обновляющая сила общества. В этом и состоит социологическая функция молодежи.

VII этап. Подведение итогов. Оценивание работы учащихся.







6. Рефлексия.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

2. Рассмотреть особенности социализации молодых людей, их проблемы в современном обществе, раскрыть специфические общественные функции молодежи, как обновляющего ресурса развития современного общества;

3. Развивать навыки работы учащихся с различными видами источников информации, проведения социологических исследований, умение высказывать и аргументировать свою позицию, умение работать в группе, совершенствовать навыки выполнения заданий части С ЕГЭ – работы с текстом и написания эссе.

4. Воспитывать у учащихся лучшие нравственные и гражданские качества, ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу страны, стремление самосовершенствоваться.

Понятие молодежи как социальной возрастной группы

Социализация молодежи ( работа по группам)

А ) Характеристика молодежи как демографической группы, ее особенности

Б) Гражданское совершеннолетие

В) Образование и профессиональная подготовка.

Начало трудовой деятельности,

Г) Молодежная субкультура

3. Роль молодежи в современном обществе. ( дискуссия)

ОБОРУДОВАНИЕ :

Мультимедийный проектор, презентация по теме,

раздаточные тексты с заданиями :

Таблицы с данными по вопросам образования и

трудоустройства молодежи , результатами социологических

исследований; выдержки из законов РФ, результаты

анкетирования старшеклассников, данные переписей

населения 2002 и 2010 года.

Кравченко А. И. Введение с социологию.

Социология молодежи под ред. В. Т. Литовченко гл. 3, 4

Журнал Преподавание истории и обществознания в школе 2006 г., № 10, Т. И. Тюляева Молодежь в современном обществе,

Данные Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 года,

Энциклопедия Саратовского края.

Вступительная часть. Организация класса.

- Как вы думаете, молодежь какого времени охарактеризована в данном высказывании?

- Это высказывание актуально и сегодня, хотя оно принадлежит древнегреческому философу Сократу, жившему в V веке до н.э.

Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится , а делает вид. Так ли это? Легко ли сегодня быть молодым? Попробуем сегодня это прояснить.

Сегодня на уроке, рассматривая основные вопросы темы, мы выясним особенности молодежи как социальной демографической группы, рассмотрим основные проблемы, стоящие перед современной молодежью, а так же попробуем определить, какую роль играет молодежь в современном обществе.

Учитель: Слайды 4, 5 ,6, 7, 8 Продолжите высказывание: молодежь – это…

(прием мозгового штурма ученики высказывают свои ассоциации )

Итак, молодежь – это социальная демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств.

Пифагор делил жизнь человека по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 – это и есть молодёжь.

Жан-Жак Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 лет, 12-15, 15-20, 20-25.

Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста.

В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции – 25).

В отечественной социологии одним из первых определений понятия Молодежь дал в 1968 году советский и российский социолог Владимир Тимофеевич Лисовский

Однако молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития. Это связано с тем, что:

Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.

удлинение периода общего образования.

ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура.

Учитель : ( слайд 9 ) Но не так существенны возрастные границы, как характерные специфические черты молодежного сознания и поведения. Ж.Ж. Руссо называл юность вторым рождением человека, подчеркивая тем самым глубину и значимость происходящих на этом жизненном этапе перемен. В юности завершается физическое созревание человека, развивается его интеллект и воля, формируется личность. Это время, когда молодой человек приобретает новые социальные роли.

(после – обсуждение выполнения задания)

Учитель: Назовите социальные институты, которые способствуют социализации молодежи и приведите примеры ( задание части 2 в работе ЕГЭ).

У нас в классе 4 группы, каждая из которых представляет определенную сферу жизни общества. Ваша задача –исследуя материалы учебника, рабочие листы, представленные на вашем столе, охарактеризовать молодежь как социальную группу в данной сфере жизни общества, выявить особенности данной социальной группы, а также возникающие проблемы.

(Кроме того, табличка каждой группы имеет определенный цвет ( красный, черный, синий, желтый), что будет использовано в конце урока при рефлексии.)

Группа 1. Молодежь и социальная сфера ( анализ молодежи как демографической группы, тенденций ее развития, психологические особенности молодежи, проблемы межличностного общения).

На основе данных переписей населения охарактеризуйте положение молодежи как демографической группы, обозначьте тенденции ее развития в обществе.

Выделите особенности положения и развития в обществе данной социальной группы.

Назовите психологические особенности, присущие данной социальной группе

(от лат. infantilis — детский), задержка в развитии организма, проявляющаяся в сохранении у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту.

Черты инфантилизма:

Стремление к иждивенчеству

Пониженная критичность по отношению к самому себе

Отсутствие ответственности за свои поступки

Группа 3. Молодежь и экономическая сфера. Проблемы получения образования и трудоустройства. Выбор жизненного пути.

Какое значение в юношеском возрасте имеет проблема образования? Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

Как вы относитесь к появлению честных учебных заведений и коммерческих отделений обучения? Подберите аргументы за и против платного образования в России.

Когда молодежь начинает задумываться о трудовой деятельности? Что лежит в основе выбора будущей профессии?

Что способствует, а что препятствует трудоустройству молодежи?

Группа представляет результаты исследования проблемы образования и трудоустройства молодежи, данные опроса старшеклассников, анализ данных Центра занятости населения г.Энгельса.

Группа 4. Молодежь и духовная жизнь. Проблемы молодежной субкультуры.

Дайте определение, что такое молодёжная субкультура?

Выделите общие черты под влиянием которых она формируется.

Каковы основные мотивы , побуждающие молодёжь примыкать к тому или иному типу субкультур.

Молодежная субкультура

Социально –психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются в существовании специфической молодежной субкультуры

Характерные черты:

Особый характер отношений со сверстниками;

Стремление обособиться от старших;

Желание принадлежать к какой-либо общности сверстников, неформальные группы

Сочетание единообразия и непохожести

Классификация молодёжных субкультур (по социально-правовому признаку):

1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды);
2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты);
3) асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

по направленности интересов:

1) увлечение современной молодежной музыкой;
2) стремление к правопорядковой деятельности;
3) активно занимающиеся определенными видами спорта;
4) околоспортивные – различные фанаты;
5) философско – мистические;
6) защитники окружающей среды.

Группы представляют свои ответы, обсуждают проблемы, выделяют спорные вопросы

( например, получение коммерческого образования и т.д.)

Выводится на слайд задание: Какова же роль молодежи в современном обществе? Какую же оценку современной молодежи можете дать вы? Потерянное поколение или обновляющая сила общества?

Подведение итогов:

1 шляпа – красная: эмоциональное восприятие, непосредственная реакции ( что было особенного?)

2 шляпа – черная – критическая, негативная ( какая негативная информация была получена)

3 шляпа – желтая – что положительного, хорошего мы сегодня узнали на уроке;

4 шляпа – синяя – аналитическая, поисковая – какие проблемы были решены?

Ребята высказывают свое мнение об уроке, обсуждают затронутые вопросы.

Спасибо за урок.

А в заключении притча для вас:

У мудреца однажды ученик спросил

(Он перед этим бабочку поймал):

- Скажи, мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в моих руках, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал…

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

- Ты держишь все, сейчас, в своих руках.

Д/з : параграф 13,

Социальная структура - это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.

Социальная стратификация – это существование в обществе структурированного неравенства между различными группами людей.

Социальное неравенство - форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Социальная группа – совокупность людей, имеющих общий социально значимый признак, общие интересы, ценности и нормы поведения, сложившиеся в рамках исторически определённого общества.

Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств людей.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В своей жизнедеятельности люди объединяются в различные сообщества. Всё общество – это множество различных социальных групп.

Виды социальных групп: большие и малые (по численности); первичная и вторичная (по характеру взаимодействия); номинальная и реальная (по факту существования); формальная и неформальная (по способу организации).

Это может быть народность, нация, социальный класс, семья. Помимо социальных групп в науке говорят о группах людей, объединённых природными признаками: расовой принадлежностью, полом, возрастом. Их называют иногда биосоциальными группами.

Современный человек принадлежит к нескольким социальным группам. Однако, есть категория людей, выпадающих из социальной структуры. Это индивиды, у которых отсутствует определённое место жительства. Они живут асоциальной жизнью (бомжи). В науке выделяют и так называемые маргинальные группы (от лат. marginalis — находящийся на краю), занимающие переходное, крайнее положение в сложившейся социальной структуре.

Также стратификация позволяет увидеть деление общества на социальные слои по одному или нескольким произвольно выбранным признакам. Это этнические, демографические, профессиональные, территориальные, возрастные характеристики, отношение к власти, размер дохода, уровень образования, религиозная принадлежность, образ и стиль жизни, стандарты поведения, любительские интересы и пр. Различные социальные группы занимают разное положение в обществе. Учёные считают, что это положение обусловлено неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества.

Иначе можно сказать, что существует неравенство. Здесь проявляется неравноправный доступ представителей различных социальных групп к собственности, деньгам, власти. Марксисты говорят о неравенстве, связывая его с отношениями собственности и угнетением одних людей другими. Они говорят о том, что достигнуть социальное равенство возможно через ликвидацию частной собственности. Сегодня социальное равенство обществом понимается, как равенство перед законом, а также равенство прав и возможностей. Обрести такое равенство можно, соблюдая права и уважая человеческое достоинство представителей всех социальных групп. В том обществе, где ведущим лозунгом является социальное равенство, обеспечиваются равные возможности всем людям независимо от пола, расы, национальности, классовой принадлежности, происхождения. Всемирная организация ООН определяет задачи обеспечения равных возможностей для благосостояния общества нынешних и будущих поколений.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Выберите верные суждения о молодёжи как социальной группе

1) Для молодёжи характерна собственная субкультура.

2) Молодёжь как социальная группа выделяется на основе возрастного критерия.

3) Большинству молодых присущ более высокий социальный статус, чем людям зрелого возраста.

4) В отличие от подростков ведущей деятельностью молодых является познание.

5) Молодёжи свойственно стремление к социальному самоопределению.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

1) Для молодёжи характерна собственная субкультура.

2) Молодёжь как социальная группа выделяется на основе возрастного критерия.

5) Молодёжи свойственно стремление к социальному самоопределению.

Варианты ответа: структуру, общность, пирамиду; слой, страта, класс

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): структуру; класс.

Читайте также: