Конспект урока мои права и обязанности 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

воспитывать любовь к Родине; правовую грамотность; уважение к другим и к себе; чувство собственного достоинства.

- То о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим родителям и нашим гостям.

Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо.

Актуализация знаний учащихся.

- А кем является каждый из нас? (ответы детей)

- Каждый из нас – гражданин России.

лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;

взрослый человек, а также форма обращения к нему.

Пояснение понятия 1:

Пояснение понятия 2:

- А сейчас мы с вами немного поиграем. Каждая команда получает конверт с заданием и карандаш (для проверки). Ваша задача: на предложенную схему наклеить слова из столбика. На выполнение задания – 2 минуты.

После того, как команды выполнили задание, им необходимо поменяться схемами. Далее проверка по слайду.

- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

- Скажите, гражданами какой страны мы являемся? (ответы детей)

- Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ).

- А какие права мы имеем как граждане России? (ответы детей)

- У граждан России есть много прав, но мы рассмотрим лишь некоторые из них. У вас на партах лежат листы с выдержками из конституции РФ. Попробуйте доказать, что те права, которые вы назвали, действительно существуют. (Работа по группам).

Каждый человек имеет право на жизнь.

Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещён.

Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.

Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.

Гражданин России имеет право на отдых.

- А теперь, зная эти права, мы поиграем.

- Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Задача: определить, каким правом воспользовались герои. Время – 1 минута.

Каждая команда получает жетон.

- Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан России.

- Как вы думаете, существуют ли какие-либо документы, изучая которые мы могли бы узнать и о других правах? (ответы детей)

- Как они называются? Таких документов иного, но мы рассмотрим только эти.

- Декларация – документ, который защищает наши права.

- Конвенция (договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, обязательные для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.

- Кто скажет, сколько лет исполняется этому важному документу?

- Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников. Напомните, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников?

В уставе нашей школы сказано:

обучающиеся Школы обязаны:

соблюдать Устав Школы;

бережно относится к имуществу Школы;

соблюдать Правила поведения учащихся.

- А знаете, ребята! В одной стране жили две девочки. Жили они дружно, весело, счастливо. Всё было у них одинаковое, но имена – разные. Одну звали Права, а другую – Обязанности. У каждой из них в жизни были главные слова:

Права (разворачивает свиток и читает):

Жизнь, образование, труд, отдых.

Обязанности (разворачивает свиток и читает):

Соблюдение Устава, добросовестное учение, бережное отношение к имуществу, соблюдение Правил поведения учащихся.

Однажды жители этой страны заметили, что девочки, очень часто произносят главные для них слова и заинтересовались их значением. Когда жители поняли смысл этих слов, то для них эти слова тоже стали главными.

С тех пор эта страна стала называться Правовой.

- Что можно сказать о правах и обязанностях?

Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!

А теперь подведём итог занятия. Капитаны команд, поднимите жетоны, которые заработала ваша команда. Посмотрите, нет команды, которая не получила бы жетоны. Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях. В дальнейшем мы будем говорить и о других правах и обязанностях на других уроках.

1. Словарь С. И. Ожегова (с.143);

3. А.В.Енин, В.А.Великородная. Планировнаие воспитательной работы в школе. Воронеж, 2001


Слайд 1

Я и мои права. Дементьева Наталья Владимировна учитель начальных классов МОУ СОШ №7 ст.Беломечетской Ставропольского края


Слайд 2

1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями; 2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему.


Слайд 3


Слайд 4

Конституция – основной закон Российской Федерации.       Каждый человек имеет право на жизнь. Каждый человек имеет право на свободный труд. Принудительный труд запрещён. Каждый гражданин имеет право на образование. Каждый человек имеет право получить помощь врача при заболевании. Гражданин России имеет право на отдых. 12 декабря – день Конституции.

Классный час в 1 классе

Цель : создать условия для общего предоставления о правах ребёнка.

· способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

· развивать умения рассуждать, сопоставлять и делать выводы.

· воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим.

Задачи: способствовать формированию у учащихся стремления знать и изучать свои права и обязанности.

Формирование УУД.

Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Ход занятия

I. Мотивация учебной деятельности

- Солнышко с каждым днём светит всё ярче.

Давайте мы тоже зажжём в своих ладошках солнышко, улыбнёмся ему.

Подарите солнышко соседу по парте, нашим гостям.

И я вам дарю своё солнышко.

Друг на друга посмотрели

И спокойно тихо сели.

II. Целеполагание

-Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем с вами вести разговор?

-Что мы должны знать и уметь? ( ответы детей)

III . Актуализация знаний учащихся:

- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай.

- Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? ( ответы детей)

- Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно. (Ответы детей).

- Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве. Что же такое законы?

Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство.

(Конституция – главный закон страны. Права – те правила по которым живут люди.)

А так же Всеобщая декларация прав человека, Слайд№3 в которой изложено много различных прав взрослых людей.

А права детей записаны в Конвенции о правах ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН) в 1989 году. Слайд№4

Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

Каждый цветочек по-своему хорош,
Два одинаковых ты не найдешь,
Лилия, роза, нарцисс и тюльпан,
В каждом своя красота и свой шарм.
То же о детях можно сказать,
Можно о многом сейчас рассказать,
Неповторимы все дети Земли,
Об этом вы, взрослые, помнить должны!

- Мы все в классе разные, у нас разные вкусы, неодинаковые внешности, у каждого человека есть что-то своё, что отличает от остальных людей.

-Почему мы понимаем друг друга? (ответы детей)

IV . Работа по теме.

- Сегодня мы отправимся в необычную волшебную страну. А поможет нам в этом

Отправляется в полет

Не ракета — самолет.

Не простой - расписной,

Не стальной, а льняной,

Не с крылом, а с бахромой.

Ответ: Ковер-самолет

-Какие слова нужно сказать, чтоб наш ковер полетел? (волшебные)

Ковер-самолет, лети поскорей!

Не задерживай добрых и умных детей!

Раз, два, три - лети!

- Взлетаем! (звучит музыка) - Держитесь крепче друг за друга. Мы подлетаем и приземляемся на поляне.

- Мы очутились в необычной стране Прав и обязанностей. А это что?

Какое - то необыкновенное чудо – дерево с плодами.

-Что здесь нарисовано? (ответы детей: младенец)

Это радостное событие: человек родился. На что он имеет право (ответы детей: на жизнь и имя)

Вывод: человек имеет право на жизнь

- Вы догадались, какое право может обозначать этот символ? (ответы детей)

- Что означает слово забота? Кто о вас заботится? (ответы детей)

- Почему ребёнок не может прожить без любви и заботы? (ответы детей)

- Это право помогает вам быть счастливыми, делают вашу жизнь светлой.

-Как вы думаете, а в вашей любви и заботе, кто – то нуждается?

-Что вы можете сделать для тех, кто ждёт от вас любви и заботы?

- Любовь и забота это не только ваше право, но и ваша обязанность.

Это не только красивые добрые слова. Но и добрые дела, поступки: помогать всем, кто в этом нуждается, оберегать слабых, стараться делать всем что – то приятное.

Встаньте, представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд ладонями вверх, а теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте птенца, согрейте его своим ровным , спокойным дыханием. Прижмите птенца к груди, успокойте его. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Ему будет на воле хорошо. (дети выполняют движения)

- Что вы почувствовали, когда согревали птенца, заботились о нём? (ответы детей)

- Заботиться о ком – то не только приятно, но и очень ответственно.

А стать добрым волшебником совсем не трудно. Вот как об этом говориться в стихотворении.

Денис: Стать добрым волшебником ну-ка попробуй,

Тут хитрости вовсе не нужно особой,

Понять и исполнить желанье другого – одно удовольствие, честное слово.

-О каком праве вам напоминает эта картинка – символ? (ответы детей)

Выходит Доктор.

-Здравствуйте, ребята. Какие вы хорошие. А вы не болеете, не кашляете и насморка нет? Дайте –ка я вас посмотрю.

-Да действительно здоровы.

-Да, дети. Вы вправе требовать, чтобы я вас лечила, но что вы обязаны делать, чтобы сохранить здоровье? ( делать гимнастику, правильно питаться, есть овощи и фрукты)

Игра “Это можно или нет”

Я сосульку полижу
И снежочком закушу.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?

Буду кушать апельсины
В них так много витаминов
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?

Вот Барбос, бродячий пес,
Я схвачу его за хвост.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?

На зеленый свет, друзья,
Вместе с мамой пойду я.
Дайте дети мне ответ:
Это можно или нет?

Не забудь перед обедом
Пирожком перекусить.
Кушай много, чтоб побольше
Свой желудок загрузить.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?

За здоровьем я слежу,
На зарядку выхожу.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?

Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

- О каком праве идёт речь нам помогут загадки.

А) Это слово знает каждый

Ни на что не променяет

К цифре 7 добавлю я

Б) Кто милее всех на свете?

Кого любят дети?

На вопрос отвечу прямо

В) Кто научит гвоздь забить

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым

Сильным, ловким и умелым?

Вы все знаете ребята –

Г) Кто весёлый карапузик

Шустро ползает на пузе

Д) Кто любит и меня и брата

Но любит больше наряжаться?

Учитель: - Молодцы! Ребята как одним словом можно назвать всех этих людей вместе? (семья)

- Правильно. В книге прав записано, что каждый ребёнок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи.

Вывод : каждый человек вправе иметь семью, жить в семье

- Как вы думаете о каком праве детей напоминает эта картинка – символ? (ответы детей)

Учитель: - Здравствуйте. Давайте знакомиться я Нина Владимировна. Работаю в школе 37 лет Люблю свою профессию Я общительный весёлый человек. Люблю читать книги, смотреть телевизор, стараюсь дружить с детьми.

- Я сегодня познакомлю вас с правом на образование. Вашей главной обязанностью является посещение уроков, выполнение д/з.

-Где можно получить образование? ( (ответы детей: школа, институт, техникум).

- Для чего нужно учиться? ( (ответы детей: чтобы получить диплом, профессию)

Учитель: - Вы правы, учиться нужно для того, чтобы получить профессию, чтобы быть умными, образованными людьми.

-В чём ваша обязанность? ( (ответы детей: стараться хорошо учиться)

Вывод : каждый человек имеет право на образование

- А сейчас вам нужно вспомнить про какие права и обязанности мы сегодня говорили

и зарисовать любое ваше право или обязанность ( выставка рисунков, анализ)

Учитель: - Все плоды на нашем чудо – дереве закончились, а это значит. Что пора покинуть эту необычную загадочную страну.

- Чтобы нам вернуться домой, нужно сказать волшебные слова. Все на месте:

Ковер домой, пожалуйста, лети!

Полетели (звучит музыка)

1 2 3 4 5 – вот и мы опять в школе.

V . Итог:

Учитель: - Наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, про какие права и обязанности мы сегодня говорили (выставляются рисунки-символы, ответы детей)

- А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (ответы детей).

- Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.

VI . Рефлексия.

Учитель: - В самом начале урока мы с вами зажгли солнышко, поделились им друг с другом.

-Давайте теперь оценим своё настроение при помощи изображения солнышка (жёлтое, с облачком и полностью закрытое тучкой). За что себя похвалите?

Рекомендации для занятий дома: зарисовать из сказки эпизод, где нарушены права животных.

(Права и обязанности.) Внеклассное занятие по правовому воспитанию.

Задачи: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся, уважение к правам человека, его основным обязанностям; способствовать формированию у учащихся стремления знать и изучать свои права и обязанности, осознанию себя как личности; показать младшим школьникам единство прав и обязанностей (все люди имеют равные права).

Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, формирование правовой культуры.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация/data/files/h1564126511.ppt , листы для самооценки.

Ответы детей, примечан.

Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.

2. Работа по теме

(Работа с презентацией)

А что такое права человека? Постарайтесь дать наиболее полное определение.

Права - это нормы, правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми.

Права есть у всех людей, у богатых и бедных, взрослых и детей. Правда дети обладают и особыми правами, о них ты узнаешь позже!

Посмотри что было бы, если бы у человека не было никаких прав.)

Назовите, какие права детей вы знаете?

А кто несёт ответственность за ваше развитие, обучение, воспитание?

Правильно! И в Конвенции идёт об этом речь (зачитывается ст. 27 (1.2)).

Однако не всё зависит от родителей. Во многом ответственны за свои поступки и вы сами. Мы поговорим не только о правах, но и об обязанностях, так как обязанностей без прав не бывает.

Как вы думаете, что такое обязанности?

Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.

У каждого человека есть право на жизнь, свободу, здоровье и др. Одновременно у каждого есть и обязанности.

Каждый человек должен быть честным по отношению к людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определённые обязанности. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.

Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях

У каждого человека есть право на жизнь, свободу, здоровье и др. Одновременно у каждого есть и обязанности.

- Какие у вас есть домашние обязанности? Школьные? По закону?)

Давайте немножко поиграем.

Предлагаю посоревноваться и узнать, ребята, с какого ряда знают больше обязанностей школьников?

Какие обязанности есть у школьников?

Выбери предложения, в которых говорится о правах.

- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.

-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.

-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.

-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.

-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.

Определи, что является обязанностью школьника

-Школьник обязан выполнять все требования учителя

-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию

-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе

-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе

Права – это то, что может делать каждый человек, то что есть у всех людей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети знакомятся с основными правами и обязанностями в игровой форме. Учатся общаться друг сдругом.

МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ПРАВО - ЭТО ПРАВИЛА, ПО КОТОРЫМ ЖИВУТ ЛЮДИ; ЭТИ ПРАВИЛА ОХРАНЯЮТСЯ ГОСУДАРСТВОМ; ЭТИ ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЯЮТ ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ.

ПРАВО -

ЭТО ПРАВИЛА, ПО КОТОРЫМ ЖИВУТ

ЭТИ ПРАВИЛА ОХРАНЯЮТСЯ

ЭТИ ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЯЮТ

ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ.

МЫ С ВАМИ ЖИВЁМ.

ОНА БЫЛА ПРИНЯТА

30 августа 1995 ГОДА

Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание Право на жизнь Право на труд Право на свободу и безопасность личности Право на образование Право на отдых и досуг Право на вероисповедание Право свободно выражать свое мнение Право на семью

Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание

Право на свободу и безопасность личности

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право на вероисповедание

Право свободно выражать свое мнение

Слушать родителей, принимать их заботу и воспитание

Каждый из нас обязан уважать права других людей – взрослых и детей

Соблюдать правила поведения, установленные в школе, дома, в общественных местах

Помнить, что мы несем ответственность за свои слова и поступки

Выполнять устав школы в котором…

УСТАВ ШКОЛЬНИКА Учащиеся обязаны: Учащимся запрещается: -выполнять домашнюю работу; -иметь на уроках тетради, учебники, письменные принадлежности; -записывать домашнее задание в дневник; -посещать все уроки; -ходить по школе в сменной обуви, поддерживать чистоту и порядок в школе; -соблюдать правила поведения в школе. -приносить посторонние вещи; -продавать всякого рода вещи или менять их; -нарушать правила техники безопасности; -всякое подстрекательство к дурному поступку; -употребление в речи неприличных слов и выражений; -запрещаются драки или иные злоупотребления силой.

-выполнять домашнюю работу;

-иметь на уроках тетради, учебники, письменные принадлежности;

-записывать домашнее задание в дневник;

-посещать все уроки;

-ходить по школе в сменной обуви, поддерживать чистоту и порядок в школе;

Читайте также: