Конспект урока милосердие и сострадание 5 класс студеникин

Обновлено: 05.07.2024

Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

ВложениеРазмер
miloserdie_i_sostradanie.pptx 1.05 МБ
otkrytyy_urok.docx 22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Милосердие и сострадание

Милосердие означает надо отложить свои дела сейчас ты должен помочь! в минуту беды надо забыть свои обиды надо пробовать облегчить его страдания

Задание к притче назовите моменты, которые радуют вас, потому что вы согласны со сказанным; назовите моменты, которые печалят вас, потому что так поступать тяжело; назовите очень спорные моменты, с которыми вы не согласны и хотите поспорить

Ближний тот, кто не оставит тебя в беде это тот, кто нуждается в твоей помощи

Вопрос: кто же на самом деле ближний? в минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе твой вроде бы родной дядя тоже прошел мимо лишь тот человек, с которым никто в классе не решался дружить, заметил твои слезы и подошел поговорить и помочь

Чужой беды не бывает

Дела милосердия ухаживать за больными и детьми бескорыстно предлагать свою помощь прохожему милостыня

Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

Пока мы боль чужую чувствуем, Пока живет в нас сострадание, пока мечтаем мы и буйствуем, Есть в нашей жизни оправдание а. дементьев

Предварительный просмотр:

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о

сердце, которое милует, любит и жалеет.

Любовь бывает разной.

Она бывает радостной . При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи .

Слайд 7 Задание

а) в минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе

б) твой вроде бы родной дядя тоже прошел мимо

в) лишь тот человек, с которым никто в классе не решался дружить, заметил твои слезы и подошел поговорить и помочь.

Вопрос: кто же на самом деле твой ближний?

Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

Даже если это преступник – надо пробовать облегчить его страдания. Если его наказало государство, это не значит, что и каждый из людей должен досаждать ему.

Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время - и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?

Этого священника звали митрополит Филарет. Он святой. Это значит, он умел различать, когда и какие его мысли и чувства были едины с Христом, а когда шли только от него самого и оттого отличались от воли Христа. Когда святой Филарет сказал немилосердные слова – он ощутил, что благодатное присутствие покинуло его душу. И потому остановился, признался, что Христос в ту минуту покинул его, покаялся и согласился с доктором Гаазом… А кандалы с узников с той поры сняли.

Святой Иоанн Златоуст часто напоминал, что Христос не требовал от Своих учеников никаких великих подвигов и чудес. Бог ждал и ждет от людей прежде всего любви, милосердия и прощения по отношению к ближним.

Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.

У лягушки очень необычно устроены глаза: они видят только движение и не замечают неподвижные предметы. Лягушка видит полет комара. И она видит траву и камни, если движется сама. Так устроена и наша совесть: если человек не трудится, никому не помогает, то совесть все более слепнет. Человек перестает видеть смысл в своей жизни.

Милосердие - это не вялое отдавание лишнего. Это проявление человечности. Поэтому мир милосердного человека светел. Он всегда может найти повод для проявления любви, а потому жизнь его души очень богата.

Однажды русский путешественник в Париже увидел на мосту юношу, который явно собирался броситься в реку и так покончить с собой. Путешественник, проходя мимо задумчивого юноши, вдруг остановился и задал крайне неуместный вопрос: "Скажите, у Вас, может быть, есть с собою деньги?". Ошарашенный кандидат в самоубийцы ответил:

- Но, кажется, они Вам больше не пригодятся?

- А раз так, то, может, Вы отложите Ваше решение на несколько минут. Вот в том квартале живут довольно бедные люди, и Ваши деньги им отнюдь не помешали бы. Мог бы я попросить Вас прежде сходить туда и найти кого-нибудь, чтобы передать ему не нужные Вам уже деньги?

Юноша согласился. Он ушел и на мост больше не вернулся. В тот момент, когда он отдал свой кошелек, его сердце осветила радость большая, чем у тех, кто принял его дар. Он понял смысл своей жизни.

(по В. Марцинковскому)

Беседа: приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни своих близких

Можно ли за милосердную помощь брать плату?

Почему милосердие выше закона и справедливости?

Приведите примеры из жизни, литературы, кино?

Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.

К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:

— Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому.

Он улыбнулся и ушёл.

Один профессиональный гольфист уезжал из клуба после того, как выиграл серьезый турнир. На парковке он встретился с больной женщиной, которая сообщила ему, что ее ребенок болен и лежит в больнице. У нее не было денег, и она попросила гольфиста дать ей часть денег, которые он выиграл, чтобы помочь ребенку, страдающему серьезным заболеванием. Спортсмена глубоко тронула истрия, и он передал ей весь выигрыш, чтоб заплатить за операцию и спасти ребенка.
День или два спустя гольфист вернулся в свой клуб и поделился этой историей с некоторыми людьми в клубе. Многие из них сказали:

- О, нет! Тебя обманули! Эта женщина не раз уже так поступала. Нам так неприятно, что тебе пришлось стать очередной жертвой. Это была лишь уловка, чтоб завладеть твоими деньгами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока в 5 классе по ОДНКР

Составил: учитель истории и

обществознания, ОРКСЭ, ОДНКР

Хабибуллин Р.Ш.

Цель урока: - формирование потребности в доброжелательном отношении к окружающим;

- развитие навыков проявления сострадания и созидания.

Задачи урока:

- привить школьникам нравственные понятия милосердия, доброты души, искренности, человеколюбия, сострадания;

- перевести данные понятия в убеждения, конкретные действия;

- закрепить и развить положительные тенденции в поведении;

- создать благоприятные условия для атмосферы доброты, сострадания, созидания в коллективе класса.

1. Мотивационный этап

2. Актуализация знаний.

В будущем и вы я надеюсь не забудете свое родное село, школу, друзей, будете помогать и вспоминать. Чтобы помочь другим каким должен быть человек?(Ответы: великодушным, добрым, отзывчивым)

Вот эти достоинства надо воспитывать в себе с ранних лет.

3. Открытие новых знаний .

Восстанови слово (игра с буквами)

Е, М, И, Л, И, О, Д, Е, Р,С

1. Мнения не должны повторяться.

2. Чем больше мнений, тем лучше .

3. На пути решения проблемы рассуждать с разных сторон .

4. Мысли не оцениваются и не обсуждаются .

Я пишу на доске не законченную фразу, которую вы должны продолжать, не повторяя друг друга. Вам дается 2 минуты. Начали:

Милосердие – это

2. Помощь взрослым

3. Помощь младшим .

5. Забота о родителях

6. Узнать состояние больных

7. Помогать людям .

8.Участие в марафоне благотворительности

9. Помощь в делах бабушкам и дедушкам, живущим по соседству

10. Участие в субботниках

(слушаются мнения учащихся, делаются выводы )

Учитель: Выберем из этого списка три красивых слова: Милосердие, сострадание, человеколюбие. Итак, разделимся на группы милосердия, сострадания, человеколюбия. Каждой группе задается ситуация, вы должны прочитать их сначала, потом ответить на вопросы .

Работа в группах .

- А что сделал с половиной сынок? Иван, покраснев, сказал: - Сосед наш, Коля болеет, половину отдавал ему. Отец очень обрадовался. - Будь здоров, сынок! Ты очень хорошо сделал! - поцеловал его отец.

1. Скажите, почему отец особенно хвалит своего сына Ивана?

2. Какие добрые дела и кому делали?


2 группа. Рассказ. По улице шел дядя Ваня. Маша подметала двор. - Здравствуйте, дядя Ваня! - сказала она.- Куда идете? - Здравствуй, дочка! - Как поживает тетя Настасья? – Ваша тетя Настасья болеет. Вот иду в аптеку за лекарствами которые врач прописал. – Дайте мне список, я сама схожу за лекарствами, быстрее будет, - сказала Маша. - Вернитесь домой, пусть тетя Настасья не переживает, скоро выздоровеет, даст бог. Она быстро взяла записку и побежала в аптеку. - Какой добрый ребенок! - подумал дядя Ваня. С другой стороны улице на велосипеде появился мальчик. - Эй ты, старик! Уходи, с дороги, видишь же спешу! Дядя Ваня дал ему дорогу. Вот это несчастье, а делать человеку добро, помогать - это прекрасные качества .

1 . Как вы разговариваете со взрослыми?

2 . Какую помощь вы оказали старшим и младшим?

3 группа. Человеколюбие. Что он не знает? Мальчик догнал дедушку, который шел по дороге подняв много вещей. - Эй, дедушка, - сказал мальчик, - твоя книга выпала! - У меня все вещи на месте, твоя наверное, это не моя книга. -Нет-нет, это твоя книга, - сказал мальчик, - я пришел посмотреть. У тебя было три книги, один портфель и один узелок, всего пять штук. А сейчас только четверо. - Эх, сынок, ты очень хорошо знаешь математику, - похвалил дед мальчика. - Но ты плохо освоил одно правило .

1. Какое правило мальчик не усвоил?

4.Закрепление учебного материала.

- Милосердие - помощь одиноким бабушкам и дедушкам, соседям, пожилым людям, ветеранам труда и войны, маленьким детям.

- Можно продолжить заниматься Тимурством. Во многих школах волонтерское движение получило широкий размах. Здесь предусмотрена работа с нуждающимися в помощи детьми, ветеранами и пожилыми людьми. В каждый класс можно закрепить пожилых бабушек и дедушек, ветеранов труда, войны и тыла. Можно пригласить их к себе, устроить концерты, встречи .

- Надо найти время и помогать им в домашних делах - помыть пол, сходить в магазин и привезти необходимые вещи.

Да. Ни с чем не сравнить чувство радости, полученное от добрых дел, которое остается в сердцах. А теперь попробуем сказать плохие слова: невнимательность, жестокость, брезгливость, брезгливость, лицемерие, жестокость, лень, трусость, жадность, любовь к одному и т.д. Могут ли эти неприятные слова победить добрые слова? Нет. Поэтому, от этих плохих слов, от привычек мы избавимся навсегда и будем ходить подальше от этих вредных привычек.

5. Итог урока. Рефлексия.

-Что было главное в уроке?

Выберите одно из незаконченных предложений и обоснуйте мысль:

-над чем задумался…

- развитие навыков проявления сострадания и созидания.

Задачи урока:

- привить школьникам нравственные понятия милосердия, доброты души,

- перевести данные понятия в убеждения, конкретные действия;

- закрепить и развить положительные тенденции в поведении;

- создать благоприятные условия для атмосферы доброты, сострадания,

созидания в коллективе класса.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, листы с отпечатанными пословицами,

Что такое милосердие?

Притча о добром самарянине.

-Посмотрите, сколько дорожек дружбы протянулось у нас друг к другу. А теперь давайте свернём эту паутинку аккуратно в клубок, чтобы дорожки дружбы превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся. Надеюсь, что у нас будет одна дорога, идя по которой мы многому научимся вместе.

Слайд 1

Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок - милосердия.

Милосердие, доброта, искренность, сострадание, сопереживание…. В последнее время мы часто стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Человек рождается, живёт на Земле для того, чтобы делать людям добро.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – человеком.

Сегодня мы с Вами поговорим о таких человеческих ценностях, как доброта, чуткость, сострадание и сопереживание, терпимость, доброжелательность.

Если оглядеться и посмотреть внимательно вокруг, трудно не заметить, что среди нас живут люди, которым необходимо и дорого самое обыкновенное человеческое внимание и доброта.

Слайд № 2.

И начать этот урок я хотела бы со стихотворения Д. Быковицкого

«Хоть немодным прослыть рискую,

К милосердию всех зову,

Чтоб сумели, смогли боль чужую

Вы прочувствовать, будто свою

- Скажите пожалуйста к чему призывает поэт в этих строках? (Милосердие)

- А как вы понимаете слово милосердие? (Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия).

Слайд № 3 (определение)

Одно из самых красивых слов на свете – это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Скажите, а вы готовы помочь человеку в беде?

Запишите себе в тетрадь определение МИЛОСЕРДИЯ. Это готовность помочь или простить из сострадания и человеколюбия

НИЩИЙ
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский

НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
М. Ю. Лермонтов

-Чем отличаются они между собой?

(В одном стихотворении проявляется – милосердие, в другом –жестокосердие.)

Слайд № 4(милосердие и жестокосердие)

Слайд № 5( видео кадр)

(На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил, что он очень торопится, что у него впереди очень важные и очень добрые дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в больницу и оплатил его лечение.

Так кто же оказался по настоящему ближним для избитого человека? Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.)

самарянин - это житель соседней с Иудеей страны, Самарии. Самаряне жили отдельно, были смуглее иудеев, говорили на своём языке. Иудеи воспринимали их примерно так, как мы воспринимаем цыган.

Притча Христа означает: ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи сейчас. Неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Слайд № 6

- Можно ли за милосердную помощь брать плату?

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

- В чем может проявляться милосердие? Приведите примеры.

Слайд № 6

Перед Вами слова: сопереживание, терпимость, равнодушие, чуткость, любовь, жестокость, сочувствие, доброта, безжалостность, уважение, жалость, эгоизм).

Выберите из этих слов те, которые относятся к милосердию?


Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

А какой вывод мы можем сделать из этой притчи?

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное милосердие состоит в том, чтобы быть милосердным и в мелочах.

Слайд 7

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем — так учили нас.

Одним движеньем — только в этом жалость.

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: "Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться — беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки".

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты.

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе

Слайд 8

В 1904 году после начала русско-японской войны Елизавета Федоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. Она организовывала детские приюты, больницы.

Слайд 9(видеокадр)

Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом нашли человека с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы. Так она могла откликаться на чужую боль.)

Запомни, когда ты проявляешь милосердие к другим людям, весь мир становится добрее!

задания в тетради.

Каждый из Вас получает листочек, где написана та или иная проблема. Вам надо найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

Вы узнали, что рядом живёт одинокая бабушка.

У одного из ваших друзей обнаруживается серьёзное заболевание.

Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками.

Вы нашли у своего дома маленького котёнка.

Ветром сломало дерево…

Хулиганы отобрали у одноклассника завтрак.

Продавщица положила в сдачу большую банкноту, чем требовалось.

В берёзовой роще рядом с домом ободрана кора со многих деревьев.

У старушки в общественном транспорте выпал кошелёк.

Ты знаешь, что соседская девочка-инвалид часто смотрит в окно, но боится выйти во двор.

Вы пришли домой из библиотеки и обнаружили, что книжки, которые вы взяли уже старенькие, их сильно потрепало временем.

В вашем городе по улицам ходит больной, но безобидный человек, который громко и несуразно разговаривает сам с собой.

У старушки на соседней улице побило градом прекрасную клумбу цветов, которой все любовались.

Слайд № 10

Если милосердие и любовь к врагам обнаружились в жизни некоего человека - христиане считают, что он получил Божию благодатную помощь. А, значит, этот человек близок с Богом и потому может даже считаться святым.

Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ! В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно если человек действительно в этом нуждается. Ребята, я уверенна, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Понятия милосердие всегда будут востребованны. Не забывайте об этом.

Д/з: поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни;

ВложениеРазмер
miloserdie_i_sostradanie.docx 34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Галичкина Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы, ОПК

муниципального района Саратовской области

(ОПК в рамках курса ОРКСЭ)

Тип урока: открытия новых знаний

Вид урока : смешанный

Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.

Воспитательная: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Материально-техническое обеспечение урока: мультимедиапроектор – презентация темы в ИКТ режиме, карточки

Мотивация знаний и введение в тему

Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте улыбнёмся друг другу. Покажите карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас . У всех учеников есть четыре цветных карточки (красный, оранжевый, зелёный, чёрный)

- О чём мы беседовали на прошлом уроке?

– Послушайте пятую из девяти заповедей блаженства, данных Христом в Нагорной проповеди.

- Как вы думаете, о ком здесь говорится?

- О чём же мы будем говорить на уроке?

О заповедях, данных Богом пророку Моисею на горе Синай.

О тех, кто милует, кто милостивый.

Доброта, сострадание милосердие, помощь, милостыня, милость, …

Этап актуализации учебного действия

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. О сердце, которое открыто и беде и радости близкого человека. В толковом словаре значение этого слова даётся так: Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Посмотрите внимательно фильм-притчу и приготовьтесь отвечать на вопросы.

– Какие вопросы были заданы Христу?

– Как ответил Христос? (притчей)

– Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

– Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

Найдите на с.42 и запишите одну из главных заповедей, данную людям Христом (табличка крепится на доску).

Запишите и то, кто является человеку ближним.

Даже если человек виноват перед тобой, в трудную минуту, когда он в беде, надо забыть обиды и протянуть руку помощи. Милосердное прощение благороднее, чем справедливое возмездие.

- Ребята, а легко ли прощать? Почему?

А вот в истории человечества есть такие примеры, когда вопреки всему человек достигает необыкновенного величия духа и исполняет заповедь Христа. Мой рассказ о

II . Великая княгиня Елизавета Фёдоровна была женой великого князя Сергея Александровича, брата российского императора Александра III.

4 февраля 1905 её супруг был убит террористом, который метнул в него ручную бомбу. Когда Елизавета Федоровна прибыла к месту взрыва, там уже собралась толпа. Кто-то попытался помешать ей подойти к останкам супруга, но она своими руками собрала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа. Она очень переживала утрату…

Позднее великая княгиня посетила в тюрьме убийцу: она передала ему прощение от имени Сергея Александровича, оставила ему Евангелие. Более того, она подала прошение императору Николаю II о помиловании террориста, но оно не было удовлетворено.

- Найдите на с.44 учебника призыв Христа по отношению к врагам . Запишите в тетрадь (табличка крепится на доску).

- Как же нелегко любить тех, кто проявил себя, как твой враг! Сколько мужества надо, чтобы простить убийцу! Какого величия духа надо, чтобы любить того, кто разрушил твоё счастье, сломал жизнь.

Вскоре после гибели мужа Елизавета Фёдоровна продала свои драгоценности и на вырученные деньги основала Марфо-Мариинскую Обитель Милосердия, названную в честь библейских сестёр Марфы и Марии, женщин праведных, отзывчивых к страданиям, готовых помочь, хотя и противоположных по характеру. Вместе со своим братом Лазарем были особо любимым семейством Господа Иисуса Христа. По свидетельству Предания, Марфа и Мария были в числе жен-мироносиц у гроба Спасителя.

Сестры Марфо-Мариинской обители занимались благотворительной и медицинской работой. В обители были созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая. Елизавета Фёдоровна ночами ухаживала за тяжелобольными, молилась над умершими, а днём трудилась, как и сёстры, обходя беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок — самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей.

Во время Первой мировой войны активно заботилась о помощи русской армии, в том числе раненым солдатам. Тогда же она старалась помочь военнопленным, которыми были переполнены госпитали.

Мученически погибла в июле 1918 года от рук большевиков – сброшена в шахту недалеко от Алапаевска.

- Можно ли научиться милосердию?

Читайте также: