Конспект урока мифы и мифология

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование у учащихся общего представления о мифе как целостной системе взглядов человека на окружающий мир и свое место в этом мире.

Задачи урока:

актуализировать представления учащихся о мифологии на основании межпредметных связей;

дать обобщенную характеристику мифа (на примере художественных произведений разных видов искусства);

показать наиболее популярные и цитируемые мифологические сюжеты и образы (на примере художественных произведений разных видов искусства);

формировать умение пересказывать сюжеты мифов, воссозданных в произведениях разных видов искусства;

развивать фантазию и воображение.

Используемые методы и приемы учебной работы: словесный (беседа, монолог, диалог, рассказ), наглядный (видео, иллюстрации, ММП), частично-поисковый.

Время реализации урока: 45 минут.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут учащиеся в ходе урока:

Учащиеся должны знать:

-определения основных понятий;

-мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров;

-актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для наших дней.

Учащиеся должны уметь:

-давать характеристику произведениям искусства;

-формулировать собственную оценку изучаемого произведения искусства.

Учащиеся должны владеть навыками:

-отбора и анализа информации, в том числе компьютерных технологий;

-монологического связного воспроизведения информации;

-презентации собственных суждений;

-толерантного восприятия различных точек зрения.

Необходимое оборудование: ПК (ноутбук), мультимедийный проектор или TV, экран.

Список учебной и дополнительной литературы: электронная версия учебника по искусству для 6 класса.

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы:

І.Организационный момент.

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о мифологии как системе представлений человека о мире (тема урока появляется на слайде). Сегодня на уроке мы:

-раскроем природу мифа, как некоторую форму освоения и познания окружающего мира;

-получим представление о том, как влияет миф на культуру человека.

ІІІ.Изучение нового материала.

Эпиграф (написан на доске):

Вступительное слово учителя.

Зевс и Посейдон, Орфей и Эвридика, Афродита и Афина, Перун, Ярилои Лада… Многие мифологические персонажи являются героями художественных произведений разных видов искусства. Их образы привлекательны для творцов и сегодня.

Однако почему в истории человечества интерес к мифологическим образам никогда не угасает? Почему так настойчиво к наследию прошлого обращается и современный человек?

Слайд 2. Как устроен мир? Кто создал человека? Что является источником жизни на Земле? Уже в глубокой древности люди искали ответы на эти вопросы. Ощущая свою беспомощность перед происходящим, они связывали свои объяснения с божественными силами. Солнце, Луна, вода, огонь, свет, все непонятные явления окружающего мира становились одушевлёнными, обожествлялись и наделялись именами.

Слайд 3. О древних божествах мы узнаем из мифов и легенд, которые люди создавали тысячи лет назад.

МИФ – это сказание, передающее представления людей о мире и человеке, о богах и героях.

МИФОЛОГИЯ – совокупность мифов и мифологических представлений.

Словарная работа. Учащиеся записывают в тетрадь определения понятий миф и мифология.

Слайд 4. В античных мифах мы встречаемся с Зевсом – богом неба, молнии и грома. Брат Зевса, Посейдон – повелитель морей и океанов. Бог огня Гефест считается мастером на все руки. Бог Аполлон олицетворяет свет.

Слайд 5. В славянской мифологии нам встречаются бог грома и молнии Перун, покровительница семьи и брака богиня Лада, символ плодородия земли и хорошего урожая богиня Мокошь…

Учитель. А каких ещё славянских и древнегреческих богов вы знаете? Как древние греки, славяне и древние египтяне изображали богов?

Ответы учащихся.

Слайд 6. Повествуя о древних божествах, человек пытался проникнуть в тайны природного и животного мира, постичь важнейшие проблемы жизни человека. Возможно, именно поэтому мифологические божества так похожи на людей. Они обладают многими человеческими качествами – добротой, благородством, великодушием или жестокостью, дерзостью и непостоянством.

Слайд 7. Каждый народ слагал свои мифы и легенды. Особую популярность в современной художественной культуре получили мифы Античного мира.

В древнегреческом мифе о Зевсе повествуется история его восхождения на священную гору Олимп. На этой горе жили главные боги. Как верховный бог Олимпа, отец всех богов и людей, Зевс удерживает равновесие между добром и злом, прощая или наказывая тех, кто провинился.

Слайд 9. Гигантская статуя Зевса некогда украшала один из главных храмов Олимпии. Атлетически сложенный бог – покровитель олимпийских игр –

величаво восседает на троне. Он справедлив и благороден, грозен и милосерден. Его взгляд сосредоточен на происходящих состязаниях. В одной руке он удерживает статуэтку богини Ники, олицетворяющую победу. В другой – скипетр, символизирующий власть. У подножия изображен орёл как знак силы и мощи верховного бога.

Учитель. Какое впечатление у вас от скульптуры Зевса?

Что прежде всего привлекает ваше внимание?

Ответы детей.

Слайды 10. У античных богов, как и у людей, были собственные дети. Детей богов и смертных людей – полубогов – называли героями. Одним из самых знаменитых стал герой Геракл – сын Зевса и простой женщины. Геракл получил известность благодаря двенадцати совершённым им подвигам. В композиции древнегреческого скульптора Лисиппа показана победа Геракла над Немейским львом. Могучий герой одолел льва голыми руками, превратив добытую шкуру в свой шлем и плащ.

Слайд 11. В скульптуре мы видим, как напряжено тело Геракла. Мускулистые руки героя сжимают шею царя зверей. Скульптор показал Геракла в движении. Чтобы правдиво передать сцену тяжелой борьбы, Лисипп изобразил героя с небольшим поворотом туловища, наклоном головы вперед.

Слайд 12. В славянской мифологии воспевали богатырей. Герои преданий – Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич – отличались большой силой. Защищая родину, они совершали разные подвиги. О них слагались истории, которые передавались из поколения в поколение, из уст в уста.

Слайд 14. Есть предания, в которых повествуется об исторических событиях, например, о происхождении городов и сёл, названий гор и рек. В Киеве сохранилась история о том, что город получил своё название по имени старшего из трёх братьев, приплывших вместе с сестрой к высоким холмам на берегу Днепра. Звали братьев Кий, Щек, Хорев, а сестру – Лыбедь.

Слайд 15. В композиции скульптора В.З. Бородая плывущие в ладье братья показаны в образе воинов. В их руках воинское оружие – лук и копья. Каждый из братьев, смотря в разные стороны, вглядывается вдаль в поисках земли. На корме ладьи – Лыбедь, устремившая взор к далеким, неизведанным берегам. Её развевающиеся по ветру одежды передают стремительное движение корабля.

Слайд 19. Древние мифы передают нам представления людей о мире и человеке. Они отвечают на самые сложные вопросы мироздания. Именно поэтому мифологические сюжеты, воплощённые в произведениях искусства, вызывают у современного человека неподдельный интерес.

IV.Практическая часть.

V. Обобщение и систематизация знаний.

С какими мифологическими персонажами вы познакомились?

Назовите виды искусства, в которых воплощены мифологические образы, с которыми мы сегодня познакомились.

VI.Подведение итогов. Рефлексия.

“Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.

VII.Домашнее задание (по желанию учащихся).

Древнегреческий бог Зевс в древнеримской мифологии имеет имя Юпитер, Геракла в Древнем Риме называют Геркулес. Найдите в информационных источниках или в справочной литературе древнеримское имя древнегреческого бога Посейдона.

5Мифология как система представлений человека о мире.pptx (Презентация Мифология как система представлений человека)


Задачи:

Ход урока.

Проверка домашнего задания.

1. Проверка знания учащимися определений основных тропов: эпитета, сравнения, метафоры; приведение примеров.

2. Беседа по вопросам и заданиям 1-4 (с. 7).

3. Понятие о мифе и мифологии

1. Слово учителя.

Мифы - это произведения, созданные фантазией народа, в ко­торых передаются представления древних людей о происхождении мира, о явлениях природы. Древний человек наделял окружающий мир - явления природы, животных, предметы - свойствами, кото­рыми обладали сами люди. В его представлениях живым было все существующее: растения и камни, вода и небо. Он ощущал тесную взаимосвязь с природой и отражал свои представления в мифах. Человеку всегда было важно определить свое место в мире. Мифы помогали ему в этом.

Тематика мифов разнообразна, как разнообразен сам мир. Древние объясняли для себя происхождение мира, загадки жизни и смерти, постоянные изменения явлений природы, поведение животных, сохраняли для потомков сказания о подвигах героев.

Конспект урока по литературе Мифы

Совокупность мифов называется мифологией. Так же име­нуется наука, изучающая мифы, их происхождение, влияние на жизнь древнего человека. Своя мифология, так же как и своя история, есть у любого народа — это разветвленная система бо­гов, отвечающих за природные явления, это свои герои, память о которых древние считали необходимым передать потомкам. Существуют греческие, арабские, индийские, славянские и дру­гие мифы.

Мир существовал по тем же основным иконам, что действуют и теперь, только законы эти еще никем не были открыты. Вся ог­ромная работа познания мира человечеству только еще предстояла. И первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичны­ми, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивности и мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконеч­ным, неиссякаемым источником искусства и литературы.

2. Беседа и комментарии учителя.

Какие вопросы, волновавшие древних, волнуют и нас, со­временных людей? (Ответы.)

Вопросы происхождения мира, человека, вопрос о сущности мира, вопросы добра и зла, вопросы границ возможностей челове­ка. Поэтому и интересны нам мифы древних народов. Эти мифы рассказывают нам, как жили, во что верили наши далекие предки, как объясняли и понимали мир.

- Можно ли назвать мифы сказками? Как вы думаете, что общего между мифом и сказкой? А чем они различаются? (Ответы.)

Сказка, как и миф, - произведение устного народного твор­чества. И сказка, и миф созданы фантазией народа. Мифы соз­давались как правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка же создавалась с уста­новкой на вымысел, сказка сознательно создавала новую, фанта­стическую, выдуманную реальность.

Мифологические образы и представления так прочно вошли в нашу жизнь, наш язык, что чаще всего мы не замечаем, что пользуемся этими образами. Например, имена римских богов носят Сатурн, а греческих богов - Уран и Плутон. Имя древнейшей бо­гини, родоначальницы почти всех греческих богов-олимпийцев, матери Земли Геи, является составной частью названий наук о Земле: географии, геологии, геометрии, геофизики и т. д. В на­званиях календарных месяцев — январь, март, май, июнь - скры­ваются боги римской мифологии Янус, Марс, Майя, Юнона.

3. Понятие о календарных мифах.

Кстати, среди разнообразных по содержанию мифов (о тво­рении Вселенной, о создании человека, о происхождении вещей и природных объектов, о богах и героях) существуют так называе­мые календарные мифы.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Урок 2. Мифы и мифология

Проверка домашнего задания

1.Проверка знания учащимися определений основных тропов: эпитета, сравнения, метафоры; приведение примеров.

2.Беседа по вопросам и заданиям 1-4 (с. 7).

3.Понятие о мифе и мифологии

1. Слово учителя.

Мифы - это произведения, созданные фантазией народа, в ко­торых передаются представления древних людей о происхождении мира, о явлениях природы. Древний человек наделял окружающий мир - явления природы, животных, предметы - свойствами, кото­рыми обладали сами люди. В его представлениях живым было все существующее: растения и камни, вода и небо. Он ощущал тесную взаимосвязь с природой и отражал свои представления в мифах. Человеку всегда было важно определить свое место в мире. Мифы помогали ему в этом.

Тематика мифов разнообразна, как разнообразен сам мир. Древние объясняли для себя происхождение мира, загадки жизни и смерти, постоянные изменения явлений природы, поведение животных, сохраняли для потомков сказания о подвигах героев.

Совокупность мифов называется мифологией. Так же име­нуется наука, изучающая мифы, их происхождение, влияние на жизнь древнего человека. Своя мифология, так же как и своя история, есть у любого народа — это разветвленная система бо­гов, отвечающих за природные явления, это свои герои, память о которых древние считали необходимым передать потомкам. Существуют греческие, арабские, индийские, славянские и дру­гие мифы.

Мир существовал по тем же основным иконам, что действуют и теперь, только законы эти еще никем не были открыты. Вся ог­ромная работа познания мира человечеству только еще предстояла. И первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичны­ми, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивности и мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконеч­ным, неиссякаемым источником искусства и литературы.

2. Беседа и комментарии учителя.

Какие вопросы, волновавшие древних, волнуют и нас, со­временных людей? (Ответы.)

Вопросы происхождения мира, человека, вопрос о сущности мира, вопросы добра и зла, вопросы границ возможностей челове­ка. Поэтому и интересны нам мифы древних народов. Эти мифы рассказывают нам, как жили, во что верили наши далекие предки, как объясняли и понимали мир.

-Можно ли назвать мифы сказками? Как вы думаете, что общего между мифом и сказкой? А чем они различаются? (Ответы.)

Сказка, как и миф, - произведение устного народного твор­чества. И сказка, и миф созданы фантазией народа. Мифы соз­давались как правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка же создавалась с уста­новкой на вымысел, сказка сознательно создавала новую, фанта­стическую, выдуманную реальность.

Мифологические образы и представления так прочно вошли в нашу жизнь, наш язык, что чаще всего мы не замечаем, что пользуемся этими образами. Например, имена римских богов носят Сатурн, а греческих богов - Уран и Плутон. Имя древнейшей бо­гини, родоначальницы почти всех греческих богов-олимпийцев, матери Земли Геи, является составной частью названий наук о Земле: географии, геологии, геометрии, геофизики и т. д. В на­званиях календарных месяцев — январь, март, май, июнь - скры­ваются боги римской мифологии Янус, Марс, Майя, Юнона.

III. Понятие о календарных мифах

Кстати, среди разнообразных по содержанию мифов (о тво­рении Вселенной, о создании человека, о происхождении вещей и природных объектов, о богах и героях) существуют так называе­мые календарные мифы.

По названию понятно, что эти мифы связаны с календарем, т. е. с периодическими изменениями в природе.

— Как вы думаете, какие периодические, повторяющиеся изме­нения природы наблюдал древний человек и наблюдаем мы с вами? С какими явлениями связываются эти изменения?

Человек наблюдал и наблюдает смену дня и ночи, сезонов (времен года), связанную с движением Солнца. Можно наблюдать и такие редкие явления природы, как затмения Солнца и затмения Луны. Конечно, для древнего человека затмения не предвещали ничего хорошего, их связывали с приближающимися несчастья­ми, а то и с концом света.

VI. Рефлексия

Что нового узнал?

Что хочу узнать еще?

Домашнее задание

Ответить на вопросы и выполнить задания 1, 2 (с. 13).


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: активизировать полученные ранее знания о мифах, мифологии; дать определение понятия; познакомить с мифологией древних греков, их представлениями об устройстве мира. Задачи: создать условия для: 1) формирования мыслительных приемов работы учащихся по мифологии Древней Греции на примере одного из подвигов Геракла; совершенствования умения давать характеристику персонажу; 2) развития связной речи учащихся, их творческих способностей; совершенствования навыков пересказа, монологической речи, критического осмысления текста художественного произведения; 3) воспитания интереса к предмету, Древней Греции, древнегреческой мифологии, образу Геракла; воспитания чувства ответственности, организованности, коллективизма; побуждения учащихся задуматься о нравственных качествах своего характера.

Цель: активизировать полученные ранее знания о мифах, мифологии; дать определение понятия; познакомить с мифологией древних греков, их представлениями об устройстве мира.

Задачи: создать условия для:

1) формирования мыслительных приемов работы учащихся по мифологии Древней Греции на примере одного из подвигов Геракла; совершенствования умения давать характеристику персонажу;

2) развития связной речи учащихся, их творческих способностей; совершенствования навыков пересказа, монологической речи, критического осмысления текста художественного произведения;

3) воспитания интереса к предмету, Древней Греции, древнегреческой мифологии, образу Геракла; воспитания чувства ответственности, организованности, коллективизма; побуждения учащихся задуматься о нравственных качествах своего характера.

I. Организация начала урока.

II. Актуализация знаний:

Учащиеся пересказывают биографии К. Кулиева и Г. Тукая и его рассказывают наизусть стихотворение (по выбору).

III. Мотивация учебной деятельности.

1. - В древней Элладе родился герой,
Путь его труден и сложен порой
Но в настоящей, нелёгкой борьбе
Он славу добыл и богам, и себе.

- О ком идет речь в стихотворении? (О Геракле)

2. Беседа с классом:

- Что такое миф? (Миф – предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид УНТ). ?(Миф – это сказание о богах).

Мифы - это первая форма поэтического сознания народа. В них - его философия, его история, его нравы, обычаи, его тревога, заботы, мечты, идеалы и вся духовная жизнь в целом.

- Можно ли мифы назвать сказками? (Нет).

- Что общего между мифом и сказкой? (Сказка, так же как и миф, вид УНТ).

- Чем отличается миф от сказки? (Мифы – правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка – вымысел).

- Мифы существовали только в Древней Греции? (Нет, у всех народов).

- Кто является величайшим героем древнегреческой мифологии? (Геракл).

IV. Изучение нового материала:

1. Вводная беседа.

Что такое миф? Это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои - существа сверхъестественные, а значит, мифы - истории выдуманные. Однако часто именно благодаря мифам можно понять местные обычаи или явления природы. Мифы - это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки.

-Как вы думаете, какая страна является родиной мифов? (Древняя Греция.) . Есть на свете удивительная страна Греция. Но так называем её мы. А у самих греков зовётся она Элладой. Вот так представляли древние греки свою страну. В древние времена это было большое государство. Много веков назад трудолюбивые жители Эллады – эллины – создали прекрасные города – Афины, Микены, Тиринф, Спарту, Фивы… Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры. Но есть и другое наследие, полученное нами от этого народа. Это мифы о богах и героях, созданные эллинами много веков назад. Они открывают перед нами страницы удивительной жизни.

Почему же именно мифы небольшого греческого народа, который пытался осмыслить всё происходящее вокруг него, легли в основу общечеловеческой культуры и обладают столь притягательной силой? Древнегреческая мифология глубоко проникла в образ мыслей современного человека. Часто в обыденной речи мы говорим о сизифовом труде (имея ввиду бессмысленное, бесполезное времяпрепровождение); о загадке сфинкса, т.е. о чем-то непонятном, загадочном. Если мы неожиданно очень сильно испугаемся, то скажем, что на нас напал панический ужас. Древние греки считали, что олимпийские боги безучастны к страданиям людей, отсюда и появилось выражение “олимпийское спокойствие” . Если кто-то безудержно и очень громко смеётся, мы говорим о гомерическом смехе богов, который описал древнегреческий поэт Гомер. А когда испытываем мучения, вызванные близостью желаемого и невозможностью его достичь, то говорим о танталовых муках . Мы сравниваем могучего и сильного человека с Геркулесом, а смелую и решительную женщину - с амазонкой. И, конечно же, мифические образы привлекают художников, скульпторов и поэтов.

Греческая мифология возникла как попытка древних объяснить появление жизни на Земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен, определить его место в окружающем мире.

Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью. В поисках защиты от страшных стихийных сил греки, подобно всем древним народам, прошли через фетишизм – веру в одухотворенность мертвой природы: камней, дерева, металла. В отличие от других народов, греки довольно рано они перешли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей, наделив красотой и волшебной силой, умением принимать любой образ и, самое главное, бессмертием. Древнегреческие боги были во всем подобны людям: добры, великодушны и милостивы, но, в то же время, зачастую жестоки, мстительны, коварны. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний. Судьбу богов и людей определяют неумолимые богини судьбы – мойры. Мойра Клото прядёт жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. А мойра Атропос заносит в свиток судьбы всё, что назначили в жизни человеку её сёстры.

Итак, как же всё начиналось? Вот представления древних греков о мире. Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. И наш мир, и бессмертные боги - всё родилось из Хаоса . Он был как бы сырьем, из которого появилось все, что когда-либо существовало. Повинуясь неведомой силе, заставившей его вращаться и создавать, Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной - Время. Эллины звали его Хронос. И теперь уже все происходило во времени, т.к. пространство еще только зарождалось. Хронос породил три стихии - Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появиласьЗемля - могучая и бессмертная богиня, мать и кормилица всего на ней живущего. Глубоко под Землёй родился ужасный, наполненный вечной тьмой, мрачный Тартар. Тартар был сама пустота, черная дыра, бездна. На протяжении всей истории боги использовали его глубины в качестве наказания поверженным. Никто не мог вырваться из Бездны своими силами. Тартар был самым ужасным местом во Вселенной.

Остатки первобытного Хаоса вращались с огромной скоростью и превратились в Яйцо, которое раскололось на две части: верхняя половина скорлупы стала Звездным Небом - Ураном, нижняя - Матерью Землей - Геей. Они стали первым поколением богов.

Всего в греческой мифологии было три поколения богов. У богов первого поколения – богини земли Геи и бога неба Урана было шесть сыновей – титанов и шесть дочерей – титанид. Боялся и ненавидел Уран своих могучих детей, и больше всех – Кроноса, самого младшего и коварного из них. Уран заточил своих детей в мрачных недрах Геи – Земли, и она жестоко страдала от этого. И только младшему из титанов Кроносу хитростью удалось победить отца и отнять у него власть. Теперь Кронос воцарился над миром, но проклял его Уран – отец: “Настанет час, и твой сын так же низвергнет тебя с трона!”

У Кроноса и его жены Реи было шесть детей . Кронос безраздельно правил миром, но страх не покидал его: он боялся, что его постигнет та же участь, что и его отца. И поэтому, как только его жена клала ему на колени родившегося младенца, он сразу же проглатывал его. Чтобы сохранить одного из своих детей, жена вместо родившегося Зевса подсунула мужу завёрнутый в пеленку камень, который тот тут же проглотил. А младенца спрятали на острове Крит. Зевс рос очень быстро, возмужав, он отправился освобождать своих братьев и сестер. Для этого он напоил своего отца Кроноса зельем и заставил изрыгнуть проглоченных детей. Началась война за власть над миром, которая длилась десять лет. Победил Зевс .

В мифах Древней Греции упоминаются не только боги, но и герои. Герои являются потомками божества и смертного человека. Герой, как правило, наделен огромной силой. Герои смертны, но Геракл за свои подвиги получил бессмертие.

2. Рассказ учителя о рождении Геракла. В тетрадях ученики записывают имена героев мифов.

В Микенах правил царь Электрон. У него телебои (племя, жившее на западе Греции, в

В тот день, когда должен был родиться великий сын Зевса и Алкмены, собрались боги на высоком Олимпе. Радуясь, что скоро родится у него сын, Зевс сказал богам:

- Выслушайте, боги и богини, что я скажу вам: велит мне сказать это моё сердце! Сегодня родится великий герой; он будет властвовать над всеми своими родственниками, которые ведут свой род от сына моего, великого Персея.

Но жена Зевса, Царственная Гера, гневавшаяся, что Зевс взял себе в жёны смертную Алкмену, решила хитростью лишить власти над всеми персеидами сына Алкмены – она уже прежде рождения ненавидела сына Зевса. Поэтому, скрыв в глубине сердца свою хитрость, Гера сказала:

- Ты говоришь неправду, великий громовержец! Никогда не исполнишь ты своего слова! Дай мне великую нерушимую клятву богов, что тот, который родится сеодняпервым в родще персеидов, будет повелевать своими родственниками.

Овладела разумом Зевса богиня обмана Ата, и, не подозревая хитрости Геры, громовержец дал нерушимую клятву. Тотчас покинула Гера светлый Олимп и на своей золотой колеснице понеслась в Аргос. Там ускорила она рождение сына у богонравной жены персеида Сфенела, и появился на свет в этот день в роде Персея слабый, больной ребёнок, сын Сфенела, Эврисфей. Быстро вернулась Гера на светлый Олимп и сказала великому Зевсу:

- О, мечущий молнии Зевс-отец, выслушай меня! Сейчас родился в славном Аргосе у персеида Сфенела сын Эврисфей. Он первые родился и должен повелевать всеми потомками Персея.

Опечалился великий Зевс, теперь только он понял всё коварство Геры. Он разгневался на богиню Ату, овладевшую его разумом; в гневе схватил её Зевс за волосы и низвергнул со светлого Олимпа. Повелитель богов и людей запретил ей являться на Олимп. С тех пор богиня обмана Ата живёт среди людей и временами затмевает их разум. Зевс облегчил судьбу своего сына. Он заключил с Герой нерушимый договор, что его сын не всю жизнь будет находиться под властью Эврисфея. Лишь 12 великих подвигов совершит он по

поручению Эврисфея, а после не только освободится от его власти, но даже получит бессмертие. Громовержец знал, что много великих опасностей придётся преодолеть его сыну, поэтому он повелел своей любимой дочери Афине–Палладе помогать сыну Алкмены. Часто приходилось потом печалиться Зевсу, когда он видел, как его сын несёт великие труды на службе у Эврисфея, но не мог он нарушить данную Гере клятву.

В один день с рождением Эврисфея и у Алкмены родились близнецы: старший – сын Зевса, названный при рождении Алкидом, и младший – сын Амфитриона, названный Ификлом. Алкид и был величайшим сыном Греции. Он назван был позже прорицательницей пифией Гераклом. Под этим именем прославился он, получил бессмертие и был принят в сонм светлых богов Олимпа.

3. Беседа.

- Называя Геракла, мы всё время говорим, что он герой. А кто же такой герой? (Герой – 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 2. Главное действующее лицо литературного произведения).

- Можно ли назвать Геракла героем с точки зрения обоих значений? (Да, можно).

- Как вы думаете, на чём основано такое определение? (Герой – необычный человек, а люди с особыми возможностями встречаются редко, объяснить их редкие дарования иначе как божественным происхождением трудно).

- Сколько подвигов совершил Геракл? (12).

сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое место.

- В чём же заключается подвиг – очистить конюшни от навоза?

4. Чтение мифа вслух. С. 214-217 учебник.

5. Беседа по прочитанному.

- Какое решение принял Геракл для выполнения неразрешимой задачи? (Направил воду на конюшни и всё смыло водой).

- Какие качества Геракла проявились в этом подвиге? (Изобретательность).

- За что Геракл отомстил Авгию? (За коварство и несправедливость).

- В чём проявилось коварство царя Элиды? (Авгий дал Гераклу заведомо невыполнимую работу и тем самым обманул его. Обманул дважды: не расплатился за выполненную по договору работу).

- Как изображена месть Геракла? (Месть страшная, но справедливая).

- Какое значение имеет этот подвиг Геракла для мировой истории? (Эта история положила начало Олимпийским играм: после победы над Авгием Геракл принёс жертвы олимпийским богам и учреди Олимпийские игры).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока изобразительного искусства соответствует всем требованиям ФГОС.Материал по данной теме способствует развитию ассоциативно-образного мышления, художественной фантазии, творческой и познавательной активности.

Тема: Мифологические темы в искусстве разных эпох.

Тип урока: изучение новых знаний

Технология: проблемное обучение, проектная деятельность.

Цель: сформировать представление о мифологическом жанре в изобразительном искусстве на примере творчества художников (Серова, Васнецова и др.).

Задачи: - формирование навыков работы различными художественными материалами; - развить ассоциативно-образное мышление, художественную фантазию, творческую и познавательную активность; - воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству; интерес к миру забытых образов и неиссякаемой народной фантазии..

Планируемые результаты:

Предметные

получат возможность научиться: пользоваться необходимой информацией;

аргументированно анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению;

познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров

Метапредметные (УУД)

Познавательные:

ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы;

самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения;

определяют цель (научиться различать содержание и сюжет при восприятии произведения)

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу;

учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные:

проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач в групповой работе;

выдвигают контраргументы в дискуссии;

Личностные

Понимают значение знаний для человека;

осознают свои интересы и цели;

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстрационный, поисковый, беседа, исследовательский

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная

1. Организационный момент.

(Приветствие .Проверка готовности к уроку)

2. Актуализация опорных знаний.

- На предыдущих уроках мы знакомились с жанрами изобразительного искусства.

(на доске предложены примеры жанров: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой, исторический, мифологический) . - Выберете, те жанры, которые вам уже известны.

(Учащиеся выбирают уже знакомые жанры)

- Сегодня мы продолжим рассматривать жанры, и как вы уже поняли, речь пойдёт о мифологическом жанре .

- Давайте попробуем сформулировать тему урока. (Дети предполагают. Учитель озвучивает тему урока).

- Для того, чтобы урок прошёл плодотворно, нам будет необходимо поставить перед собой задачи. (Учащиеся ставят задачи)

Например: 1. Рассмотреть понятия: миф, сказка, легенда. 2. Выявить их особенности.

3. Познакомится с творчеством художников , которые работали в этом жанре.

3.Выполнить рисунок фантазийного существа.

3.Формирование новых знаний.

«Фантазия художника щедра,

Она нам дарит столько неожиданного.

Представь, насколько б жизнь была бедна,

– Сегодня на уроке вы будете исследователями и творцами. – Каждая группа подготовит информацию по данной теме . 1 группа – работа со словарём (дать представление мифу, сказке, легенде), 2 группа - работа с текстом книг(подготовить миф ),

3 группа – работа с литературными источниками ( подготовить миф)

Главные герои мифов.

Общее и различие мифа и сказки

- Мифологический жанр в изобразительном искусстве посвящен героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов. Данный жанр тесно связан с историческим и получает наибольшее признание в эпоху Возрождения. Основой для создания картин мифологического жанра являются античные легенды.

- Миф - это сказочный рассказ, повествующий о богах и героях, о невероятных приключениях и удивительных событиях. Рассказ , который передавался из поколения в поколение и через века сохранился в памяти людей и целых народов.

- Главные персонажи мифов, и добрые, и злые, как правило, наделены сверхчеловеческими способностями и могут совершать самые невероятные поступки.

- Миф- это истории об аргонавтах, которые оправились в путь за золотым руном.

- Миф – это всемирный потоп (Библейский сюжет)

- Миф – это жизнь и подвиги Геракла.

- Иногда у разных народов ,живущих далеко друг от друга, встречаются одинаковые мифологические сюжеты. Связано это с тем, что древние люди повсюду сталкивались с одними и теми же трудностями, природными явлениями, которым не находили объяснений.

- Сирин и Алконост птицы-девы – не единственные фантастические существа, знакомые русским людям.

птица Феникс – из Китая. Всем известная Жар-птица и Дракон – крылатый змей из русских сказок.

4.Закрепление пройденного материала.

- Вы, наверно, поняли, что любая фантазия художника опирается на правду жизни.

- Сейчас вы должны придумать несуществующее животное или птицу, соединяя элементы реальных животных и птиц вместе.

-Можно придумать название новому образу.

(На доске учащиеся пытаются создать новое существо)

5.Физкультминутка.

(Учащиеся выполняют упражнения)

6.Творческая практическая деятельность.

(Класс разделён на группы. Каждая группа выполняет любыми художественными материалами творческое задание на заданную тему).

7. Итоги урока. Рефлексия.

(Каждая группа представляет и анализирует свою коллективную работу .

Затем другим группам предлагается оценить выставленную работу) .

- Ребята вам понравились работы?

- Как вы думаете, кто лучше справилась с заданием? Почему? (Идет обсуждение)

Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

у меня получилось

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

Что такое миф?

Миф - это сказочный рассказ, повествующий о богах и героях, о невероятных приключениях и удивительных событиях. Рассказ , который передавался из поколения в поколение и через века сохранился в памяти людей и целых народов.

- Главные персонажи мифов, и добрые, и злые, как правило, наделены сверхчеловеческими способностями и могут совершать самые невероятные поступки.

- Миф- это истории об аргонавтах, которые оправились в путь за золотым руном.

- Миф – это всемирный потоп (Библейский сюжет)

- Миф – это жизнь и подвиги Геракла.

- Иногда у разных народов ,живущих далеко друг от друга, встречаются одинаковые мифологические сюжеты. Связано это с тем, что древние люди повсюду сталкивались с одними и теми же трудностями, природными явлениями, которым не находили объяснений.

- Сирин и Алконост птицы-девы – не единственные фантастические существа, знакомые русским людям.

птица Феникс – из Китая. Всем известная Жар-птица и Дракон – крылатый змей из русских сказок.

Сказки, мифы, легенды

Между сказками ,мифами ,легендами общее то ,что во всех этих трех жанрах нет доказательств реальности описанного. Все герои вымышлены народом или одним автором . Но а различие заключается в том ,что все эти три жанра имеют различные предназначения . Если сказки предназначены для детей , для развития в них определенных положительных качеств, то в легендах чаще всего выступают такие герои ,которые могли бы являться примером не только для детей ,но и для взрослых . Мифы ,как правило , тесно связаны с верой в богов , с жизненными подвигами всевышних ,что так же не правдоподобно .

Миф и сказка имеют общее в том что были созданы народом и длительное время существовали лишь в устной форме, в них рассказывается о необычных событиях и вымышленных героях.

Отличия между ними в том, что сказку создавали как вымысел, тогда как события мифа считались такими, что действительно происходили и в них пытались объяснить возникновение явлений и вещей, что не присуще сказкам. Также сказки имеют преимущественно счастливый конец, в мифах финал же может быть трагическим. Персонажами мифов являются герои, титаны, боги, разные удивительные существа. Персонажи же сказок - простые люди, животные, растения, вещи, которые могут иметь необычные свойства. Миф почти всегда связан с определенной местностью, действие же сказки происходит не в конкретном месте - например, "за горами, за лесами" или " тридесятом царстве". Кроме того, события мифа имеют значение для всего мира, а события сказки влияют всего лишь на ее героев.

У мифа и сказки общее фантастическое начало. Обязательно фантастический сюжет, наличие волшебства и чудес. Но различия между мифом и сказкой, тем не менее существенны.

Сказки же, как правило, носят развлекательный и поучительный характер. В отличие от мифов, сказки заведомо являются вымыслом ("Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок"). В сказках реальность, как правило, с одной стороны более приземлена, так как нет богов в качестве действующих лиц, а с другой стороны более фантастична, поскольку в ней куда чаще встречается волшебство.

Кроме того, сказки, помимо фольклорных, бывают еще и литературными. В основу литературных сказок могут лежать сюжеты фольклорных сказок, но также литературная сказка может быть и оригинальным авторским вымыслом.

Мы знаем мифы Древней Греции и Древнего Рима. О чем они? Они пытаются представить мир, которым правило много богов, каждый из которых отвечал за свою сферу жизни: бог земледелия, бог вина, бог искусств и т.д. Представления о жизни древних людей воплощены в этих мифах.

И мифы и сказки имеют сходство в том, что в них есть нечто "сказочное", фантастическое, чего не бывает на самом деле, только в сказках это само собой разумеется, а вот герои мифов действительно почитались древними как реально существующие.

Сюжет картины, взятый Серовым из древнегреческой мифологии, принадлежит к одному из наиболее популярных сюжетов мирового искусства, связанных с античной культурой. Зевс влюбился в Европу, дочь финикийского царя Агенора, и явился царевне и её подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами. Когда Европа решилась сесть на спину быка, тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса, родив ему впоследствии трех сыновей-героев.

По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины. Наиболее завершённый вариант композиции Серова (холст, темпера, 138 х 178 см) до 1996 года хранился у наследников художника.

В далёкие времена жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания.

Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими. У Дедала был племянник. Он помогал художнику в мастерской и учился у него искусствам. Однажды Дедал с юношей взошли на вершину Акрополя, чтобы с высоты посмотреть на красоту города. Задумавшись, юноша ступил на самый край обрыва, не удержался, упал с горы и разбился. Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу.

Минос был рад, что судьба привела к нему знаменитого афинского строителя и художника. Царь дал пристанище Дедалу и заставил его работать на себя. Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его .

И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла - два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам.

И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел.

Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать.

- Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. - Так говорил он Икару.

И вот рано утром они улетели с острова Крита. День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли всё сильнее.

Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына. А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек. Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.

Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, - уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.

Оглянулся Дедал - и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море - лишь белые перья плыли на волнах.

В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына.

Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.

В центре картины – дерево, на ветвях которого сидят две полуптицы – Алконост и Сирин. Первая птица обещает рай когда-то в будущем. Вторая поет о том, что рай уже был, и он утрачен. Изображение их в виде полуптиц-полулюдей является традиционным. Васнецов допустил отклонение от мифа – по легенде Алконост и Сирин были обоеполыми. У художника же они имеют головы прекрасных девушек в коронах.

Птица Алконост рассчитывает на будущий рай. У нее на лице улыбка, разноцветные крылья, изображенные в светлых тонах. Одна из легенд гласит, что пение этой полуптицы утешает страждущих. Другая легенда гласит, что пение ее так прекрасно, что услышавший его забудет обо всем. Художнику удалось передать настроение птицы – Алконост не чувствует сама себя, когда поет.

Сирин скована горем. Если Алконост раскрывается, Сирин склоняет голову вниз. Оперение изображено в темных тонах. Скорбь птицы еще более подчеркивается синяками под глазами. Считается, что пение птицы Сирин несет с собой забвение и смерть.

Контраст усиливается задним планом. Птицы сидят на разных ветвях одного дерева. Рядом с птицей Сирин листья почернели и пожухли, их осталось совсем мало.

Вокруг Алконост листва расцветает пышным цветом, словно радуясь жизни и предстоящему раю

Читайте также: