Конспект урока мхк пути развития западноевропейского театра

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Западноевропейский театр Автор: Скворцова Татьяна Николаевна, учитель МХК, литературы МБО УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области." — Транскрипт:

1 Западноевропейский театр Автор: Скворцова Татьяна Николаевна, учитель МХК, литературы МБО УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области

2 Идти в театр не для того ты должен, Чтоб ужасов там всяких насмотреться… По-моему, тот получеловек Иль человек с ущербом, кто в театр Идёт за тем, чтоб там ума набраться,- Для этого театр не создан вовсе… Испанский драматург XVII века Альваро де Арагон.

3 Все виды искусства в эпоху барокко стремились к зрелищности. Самый зрелищный вид искусства – театр. Мир в искусстве барокко приравнивался к театру, человек - к актеру. Главенствовала идея: мир - это театр.

4 Поразить воображение, удивить, ошеломить зрителей. Поразить воображение, удивить, ошеломить зрителей. Мир, враждебный человеку, представлен в пьесах как скопище насилия и зла. Мир, враждебный человеку, представлен в пьесах как скопище насилия и зла. В жестокой игре страстей и амбиций всё решает случай. В жестокой игре страстей и амбиций всё решает случай. Нагромождение интриг, кровавых злодейств и ужасов, неправдоподобных, фантастических эпизодов, резких контрастов и неожиданных финалов – отличительная особенность развития действия. Нагромождение интриг, кровавых злодейств и ужасов, неправдоподобных, фантастических эпизодов, резких контрастов и неожиданных финалов – отличительная особенность развития действия.

5 Театр - синтез различных искусств - живописи, музыки, литературы. Все они были равны. Если драматург считал: он не достигает цели словом, обращался к живописи, подбирая более выразительные костюмы и декорации. Если он полагал: зрителю нужна эмоциональная разрядка, то вводил в трагический сюжет музыкальный номер, танец. Нередко драматический спектакль начинался балетным прологом, где языком танца рассказывалось будущее содержание пьесы. Были танцы амазонок, поварят, офицеров. Танцевали и аллегории: Смерть, Сластолюбие.

6 Бельгия. Театр Барокко Главными элементами игры актера были голос и жест. Жесты и позы заимствовались из известных живописных произведений. Постановщики требовали от актеров "изящных телодвижений и изысканных положений членов тела".

7 Монологи и диалоги актеров звучали как девизы, как поясняющие стихотворные подписи под картинами.

8 Пьеса имела реальный и символический смысл. Иллюзия реальности на сцене создавалась театральной техникой, так, с помощью машинерии человеческие души могли перемещаться с земли на небо или в ад. Наверх отправлялся праведник, вниз - грешник. Характерные признаки театра барокко:

9 Декорациями, аксессуарами, освещению придавалось большое значение. Картину реального мира создавали шумы, воспроизводящие на сцене грозу, бурю, морское волнение. На сцене использовалось подлинное оружие, повседневные костюмы, настоящие животные. Натуралистично изображались убийства, пытки. Зрелища ставились очень тщательно и пугали зрителей.

10 Уникальный театр в стиле барокко Театральные теоретики запрещали сцены, "оскорбляющие душу зрителя чрезмерной жестокостью". Но орудия пыток, виселицы появлялись на сцене, ужасные преступления совершались на глазах у зрителей. Драматурги иногда смягчали жестокие эпизоды, переносили их за сцену или показывали их за прозрачным занавесом.

11 Baroque В декорациях часто использовали элементы архитектуры.

12 Декорации приближали сцену к картине. Это были горы, леса, бушующее море, королевский дворец, городская площадь. Декорация эпохи Барокко

13 Дворцовый интерьер в стиле барокко Спектакли играли где угодно: в парке, на озере, во дворце.

14 Жака Калло. ВЕСЬ МИР - ТЕАТР Костюм нес информацию для зрителей. Через него постановщик мог оценивать поступки героев. Костюм был закреплен за героем. В моде высокие каблуки. На сцене артисты тоже обуты в туфли на каблуке.

15 С реализмом сочеталась условность: множество аллегорий действовали в драме, трагедии, моралите, диалоге. Аллегории не просто сопутствовали главному герою, представляя перед зрителями борение его страстей. Они были активными драматическими персонажами и воздействовали на героев, были советниками и помощниками. Аллегории могли быть единственными персонажами драмы, и тогда вся драма носила аллегорический характер, была распространенной аллегорией.

16 Аллегории имели постоянные костюмы: Любовь появлялась на сцене с горящим сердцем и крестом. Жестокость - с мечом. Фортуна - с колесом. Смерть - с косой. Покой - с масличной ветвью. Мир - с оливковой ветвью. Надежда - с якорем. Милость божья появлялась с горящим сердцем, чашей, лавровым венцом. Гнев нес обнаженный меч. При нем дракон изрыгающий пламя. Время появлялось в черном одеянии с песочными часами и серпом. Злоба греховная восседала на змее. Тщеславие носило зеленые одежды, имело корону и павлиньи перья, символизирующие пустую славу.

17 Реальные персонажи тоже имели постоянные элементы костюма. Царь обычно имел знаки царского достоинства - венец, скипетр, восседал на троне. Большую роль в костюме играл цвет. Грешник до раскаяния носил светлую одежду. Кающийся грешник был одет в белое с черными полосами, что означало его прегрешения. Грех и Зависть носили черные одеяния. Ангелы - белые одежды. барокко / холст / масло / см.

18 Эскиз костюм воина, выполнен для Людовика XIV. Эскиз костюма лютниста, выполнен для Людовика XIV.

19 Эскиз костюма Геркулеса (Добродетели) Добродетель обычно изображалась в виде мужчины, иногда в виде Геркулеса и была одета в львиную шкуру.

20 Юный Людовик в костюме Аполлона г. Костюм Аполлона, бога солнца

23 Пе́дро Кальдеро́н де ла Ба́рка, (17 января мая 1681) испанский драматург и поэт, чьи произведения считаются одним из высших достижений литературы золотого века. Отец готовил Кальдерона к духовной карьере: он получил образование в мадридской иезуитской коллегии, также учился в университетах Саламанки и Алькала-де-Энарес. Тем не менее, в 1620 году Кальдерон оставил учёбу ради военной службы. Несмотря на популярность пьес и благоволение королевского двора, последние годы Кальдерона прошли в заметной бедности.

24 Сложные, запутанные сюжеты авантюрного характера, чтобы держать зрителя в постоянном напряжении. Сложные, запутанные сюжеты авантюрного характера, чтобы держать зрителя в постоянном напряжении. Жестокое преступление нередко оборачивалось благородным поступком. Любовная страсть неожиданно сменялась лютой ненавистью. Жестокое преступление нередко оборачивалось благородным поступком. Любовная страсть неожиданно сменялась лютой ненавистью.

25 Ради достижения своих корыстных целей не останавливаются ни перед чем: плетут интриги, совершают злодейства, шагают по трупам, попадаются в хитроумные ловушки. Ради достижения своих корыстных целей не останавливаются ни перед чем: плетут интриги, совершают злодейства, шагают по трупам, попадаются в хитроумные ловушки. Характеры противоречивы и непоследовательны: говорят одно, а делают другое, часто меняют свои симпатии на антипатии. Их поступки не поддаются логическому объяснению. Характеры противоречивы и непоследовательны: говорят одно, а делают другое, часто меняют свои симпатии на антипатии. Их поступки не поддаются логическому объяснению. Герой либо жертва насилия, либо сам творит зло. В душах героев никогда не происходит катарсис (очищение). Герой либо жертва насилия, либо сам творит зло. В душах героев никогда не происходит катарсис (очищение).

31 Мадам де Монтеспан, женщина эпохи барокко Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

Познакомьтесь с темой урока самостоятельно. Составить опорный конспект, домашнее задание на последнем слайде презентации.

1. Театром называют здания, специально построенные или приспособленные для показа спектаклей.

2. Учреждение, предприятие, занимающееся показом спектаклей, а также весь коллектив его сотрудников, обеспечивающих прокат театральных представлений (Театр Моссовета; гастроли Театра на Таганке и т.п.).

3. Совокупность драматургических или сценических произведений, структурированных по тому или иному принципу (театр Чехова, театр эпохи Возрождения, японский театр, театр Марка Захарова и т.д.).

5. В переносном значении – место каких-либо происходящих событий (театр военных действий, анатомический театр).

Театральное искусство обладает специфическими особенностями, делающими его произведения уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства.

Прежде всего, это синтетическая природа театра. Его произведения с легкостью включают в себя практически все иные искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство (живопись, скульптуру, графику и т.д.), вокал, хореографию и др.; а также используют многочисленные достижения самых разнообразных наук и областей техники.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока МХК в 11 классе на тему:

Организационный момент

Повторение, актуализация, систематизация знаний

Предлагаю начать с повторения и систематизации того, что вы уже знаете.

Вам даны понятия, предлагаю свести их в систему: искусство, культура, наука, религия, танец, музыка, театр, живопись, скульптура, архитектура, литература, кинематограф.

Как оформите систему?

Составление схемы на листах.

Проверка (один из учеников составляет схему на слайде). Комментарии.

Формулировка темы урока, целеполагание

Какой из представленных видов искусства наименее знаком? Аргументируйте свой ответ.

Ребята, кто был в театре? В каком?

Логично будет посвятить урок театру?

Какой вид театра, время, страну возьмем для рассмотрения?

Итак, сформулируем тему урока. Запишем.

Сформулируем цель урока. Запишем.

Театр. В театре бываем редко.

Ответы, рассказы о посещенных театрах.

Положительные ответы учащихся.

Драматический театр – самый простой из всех видов.

Рубеж 19 – 20 веков Западной Европы – так как это время и искусство этой территории начали изучать на прошлых уроках.

Выяснить, какими особенностями обладает театральное искусство Западной Европы рубежа 19 – 20 веков.

Планирование, выдвижение гипотез, проверка гипотез, выявление затруднения

Какие предложения, как будем это выяснять?

Проверим в учебнике.

Посмотрим в сети Интернет. Возьмем самую первую статью. Для удобства знакомства с ней, она представлена у вас в печатном виде. Прочитайте статью и скажите, что вы поняли.

Тогда смотрим видео? В конце статьи упоминается имя писателя, поэта, драматурга Бертольта Брехта. Посмотрим постановку, построенную на его режиссерских принципах.

Что-то можем сказать о западноевропейском театре рубежа 19 – 20 веков по этому фрагменту?

Прочитать в учебнике, найти информацию в интернете, посмотреть видео спектакля.

Статья не понятна.

Открытие нового знания через исследовательскую деятельность

Как будем действовать дальше?

На что опираемся при познании чего-то нового?

Какой театр нам знаком лучше всех и ближе всех?

Предлагаю вспомнить, что мы знаем о Голышмановском театре, или узнать что-то новое. А одновременно оказать помощь нашему театру.

С чего начинается театр? Чего не хватает возле гардероба нашего дворца культуры и театра одновременно?

Давайте такую выставку (мини-музей) начнем создавать.

Первая группа – режиссеры Голышмановского народного театра.

2 группа – актеры.

3 группа - спектакли.

Материалы размещаете на флипчартах. А затем один участник группы проводит экскурсию по своей экспозиции в течение 1 минуты.

Давайте начало одной из постановок Голышмановского театра посмотрим.

Опираемся на знания, которые уже имеются.

Наш Голышмановский театр.

Театр начинается с вешалки. Не хватает фотогалереи об истории театра.

Работа в группах.

Проведение экскурсий.

Вывод на основе сравнения

Что характерно для русского театра 20 века? (Заполняем первую колонку таблицы).

Что характерно для западноевропейского театра рубежа 19 – 20 века? (Заполняем вторую колонку таблицы).

В чем сходство этих театров?

Действительно, такой театр называется эпическим, создатель – немецкий режиссер Бертольт Брехт.

Но как вы думаете, психологический театр все-таки существует в это время в Западной Европе?

Запишите вывод о том, какие особенности характерны для западноевропейского театра рубежа 19-20 веков.

Ваши ответы свидетельствуют о том, что наша цель реализована? (Возвращение к теме и цели).

Психологичность, состояние катарсиса у зрителя, воздействие на чувства и эмоции.

Зритель – сторонний наблюдатель.

Зритель верит, что передним не актер, а именно тот, кого он играет.

Эпичность – воздействие на разум.

Зритель – часть постановки.

Зритель, чаще всего, видит актера.

Поднимают злободневные темы.

Психологичесий театр существует наряду с эпическим.

Положительные ответы.

Выставление оценок, домашнее задание

Захотелось вам узнать что-то еще о западноевропейском театре, русском или продолжить знакомство с Голышмановским?

Тогда домашнее задание.

В чем уникальность МХАТа (период рубежа 19-20 веков)?

Мы с вами сделали вывод по всем этапам урока. Но остался лишь один без вывода – поиск информации. Всю ли информацию можно найти в сети Интернет или книгах?

Что-то можно узнать из архивов, газет и не только.

Сходите в театр. (Афиша постановок Тюменского драматического театра).

Не всю информацию можно найти в сети Интернет или книгах.

Краткое описание документа:

Данный урок посвящен рассмотрению одного из видов искусства, который в наименьшей степени изучается в школе, - театру.

Изучение нового материала проходит на основе сравнения: русский и западноевропейский театры. Для того, чтобы вспомнить черты русского театра, используется метод исследования - учащиеся на основе краеведческого материала (книги о малой родине, архивные данные, газетные материалы и т. д.) готовят выставку и проводят экскурсию на тему: "Голышмановский народный театр".

На основе проведенного сравнения учащиеся приходят к выводу, что главная особенность западноевропейского театра рубежа XIX-XX веков - появление эпического театра.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 286 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 21.02.2015 5538
  • DOCX 22.8 кбайт
  • 68 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Смолина Ольга Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Предварительный просмотр:

Бобрышева Наталья Ивановна –

учитель Воронежского музыкального

колледжа им. Ростроповичей г. Воронежа

Интегрированный урок по литературе, истории мировой культуры и музыкальной литературе.

дать представление о течении символизма в искусстве и характерных чертах культуры того времени (рубеж XIX – XX в.в.);

- Портрет Мориса Метерлинка.

- Репродукции картин Климта, прерафаэлитов.

- Разбор оперы Дебюсси.

Все книги - это мёртвые тайны, горизонты

которых не обновляются.

Учитель истории мировой культуры.

Рубеж 19-20в.в. – период всплеска новых эстетических исканий , направлений в искусстве. Одним из наиболее ярких течений этого времени стал символизм. Увлечение символизмом охватило музыку, живопись, театр, и особенно многообразно оно проявилось в литературе. Именно литература станет той питательной средой, из которой будут черпать свои идеи все остальные виды искусства.

Эстетика символизма стала логическим продолжением романтического искусства. Стремление к символике,образование метафор переросло в символизме в особенный язык намеков, недосказанностей. Если романтизм умел сочетать фантазию и реальность, то символизм полностью ограничивается от любых реалий жизни и уводит в мир иллюзий, грез.

Для символизма типичны следующие черты:

  • обилие слов – символов, за которыми скрыто множество значений;
  • особенно часты символы ночи, тьмы, видений и т.п.;
  • в драматических произведениях действие лишено точных указаний места, времени, эпохи и т.п.,то есть создается особенный мир, который существует, как бы вне реальности времени и пространства;
  • развитие действия отличается статичностью, процессуальная сторона заменена развернутыми монологами, диалогами, из которых можно догадываться о событиях, не видя самих событий;
  • часто обычный ход драматургии, где есть завязка, развитие и развязка, нарушается, лишается целеустремленного однонаправленного развития; иногда нет ни завязки, ни развязки, а читатель включается уже в поток действия, которое произошло.

Символическая литература неразрывно была связана с театром.

Эстетические взгляды Мориса Метерлинка.

Сведения из биографии М. Метерлинка.

Все в этом мире повторяется, подчиняясь видимому и неумолимому Року.

О чем эта пьеса?

Эта пьеса о трагической любви Пелеаса и Мелисанды, рождающейся как неодолимая и непонятная сила. Люди не могут противиться ее власти, они бессильны в борьбе с ней, как в борьбе со смертью. Главная тема пьесы – тема бессилия.

Назовите композиционные особенности драмы.

Этим подчеркивается всеобщность размышлений автора, всеобщность тех законов, которые управляют жизнью людей. Замок, парк, лес, шум бури и таинственные водоемы, у которых не видно дна, страшные подземелья, где не иссякает трупный запах, разрушающий фундамент замка, - это тот условный мир, страшный в своей непознанности, в котором не столько живут, сколько погибают персонажи.

Есть ли в пьесе психологические характеристики героев?

Какую роль играет в пьесе Рок?

Это судьба, избежать которую невозможно.

Рок привел к гибели маленькую беззащитную Мелисанду, умершую от

«Она умирает не от своей маленькой ранки; птичка не могла бы умереть от нее…Она не могла жить. Она родилась для смерти… неизвестно зачем… и она умирает неизвестно почему…

Люди не сами выбирают себе судьбу, а она направляет их. Они сами не вольны в своих поступках. Аркель. Я никогда не шел наперекор судьбе, и он (Голо) лучше меня знает свое будущее. Быть может, ненужных событий не бывает никогда…

Что вы знаете о Мелисанде.

Образ героини достаточно схематичен. Мы не знаем, сколько ей лет, ни кто она, ни откуда. Это говорит Голо, встретивший ее в лесу. Но все в пьесе подчеркивают ее красоту.

Пелеас: О, ты прекрасна!…

Аркель:…ты …слишком прекрасна.

Голо отказывается от выгодной партии и женится на Мелисанде, не боясь вызвать гнев у близких. Свою любовь он называет безумием.

С помощью каких художественных средств Метерлинк рисует образ Мелисанды?

Какой же предстает перед нами Мелисанда?

Почему несчастна героиня?

Почему Мелисанда полюбила Пелеаса, а не Голо?

Кто из героев мировой литературы напоминает вам судьбу Пелеаса и Мелисанды?

Писатель сочувствует или осуждает героев? (Мини дискуссия).

В пьесе Метерлинка ощутимо влияние символизма. Какие символы чаще встречаются в пьесе и в каком контексте? Приведите примеры.

Мелисанда. «И какие леса, какие леса вокруг всего замка .

Голо. Я не сумею выйти из лесу .

И окрестности тоже печальны – все эти леса, все эти старые, темные

Женевьева. Есть места, где никогда не бывает солнца .

Пелеас. «А если света не будет, я не возвращусь никогда.

Все небо в звездах .

Выйди из темноты, Мелисанда, наклонись ко мне: мне хочется

видеть твои распущенные волосы .

Он может быть, потерпит крушение.

Именно это и является, по мнению Метерлинка, трагедией человечества, не способного понять себя, свое назначение, свою судьбу. То, что присуще интуиции человека или, как иногда говорит Метерлинк, инстинкту, далеко не всегда поднимается до уровня осознания, мысли, умозаключения.

Учитель музыкальной литературы.

Драматургия оперы во многом следует эстетике символизма:

  • это новый тип музыкально – сценического представления, где
  • сочетается вокальная, декламация и выразительная мелодика оркестровой партии;
  • вместо ариозных номеров композитор прибегает к живой декламации для более точного выражения психологических переживаний героев;
  • вокальные партии статичны и однообразны, что создает особенно напряженную атмосферу ожидания, столь свойственную символизму;
  • общее движение драматургии скорее бездейственно, что тоже способствует нагнетанию напряжения, создает иллюзию предчувствия;
  • огромна роль вербальной символики, где в свою очередь каждое слово – символ подчеркнуто музыкальной символикой лейтмотивов, тональностей.

Дебюсси широко использовал систему лейтмотивов. Их в опере 19:

  • потерянного кольца;
  • волос Мелисанды;
  • подземелья;
  • 3-х спящих нищих у входа в подземелье и т.д.
  • портреты: Голо, Пелеаса, Мелисанды, короля Аркеля;
  • судьбы, страсти, смерти.

Необычна и структура оперы – все строится на быстрой смене сценических эпизодов, скрепленных оркестровыми интерлюдиями. Каждая такая интерлюдия – это маленькая симфоническая поэма. Действие постоянно переносится в разные места: лес, сад у моря, терраса у замка, у колодца.

Дебюсси мастерски создает пейзажные фоны (гул прибоя; журчание ручья), используя приемы импрессионистической звукозаписи. Богат гармонический язык оперы. Здесь использованы гроздья септаккордов, нонаккордов, пентатонические наигрыши – попевки. Опера потрясла зрителей своей новизной, неожиданностью действия. Композитора ждал фурор. Его даже наградили орденом Почетного легиона.

Заключительное слово учителя литературы.

Подведение итогов урока.

Читайте также: