Конспект урока матрешка 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Развивающие задачи: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива.

Воспитательные задачи: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация «Русские народные промыслы. Деревянная игрушка - красавица матрешка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

- Наша страна богата творческими людьми. Удивительные люди эти народные мастера. Из дерева, они создают настоящие чудеса. Я приглашаю вас на встречу с этими чудесами. А чтобы узнать, о чем мы будем сегодня на уроке говорить, мы посмотрим на этот интересный рисунок.

- Что же здесь, среди линий, спрятано? (матрешка). Сколько их здесь изображено? (3)

- Ребята, вы уже догадались, какая сегодня тема нашего урока? (матрешка)

- Тема урока: Русские народные промыслы. Деревянная игрушка-красавица матрешка.

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство с особенностями росписи матрёшек разных областей России

- В России существуют 3 центра народных промыслов по изготовлению матрешек. У них есть свои отличительные особенности формы и росписи. И мы с вами с помощью игры на внимательность разберем каждый промысел. Вы готовы играть? (Да)

Карточка–задания:

1 матрешка: ___

- платок с завязанными кончиками

- платок без завязанных кончиков

- без изображения рук

- букет цветов (розы, маки, незабудки)

За один правильный ответ 1 балл.

2 матрешка:­­­­­­­­­­­ ____

- платок с завязанными кончиками

- платок без завязанных кончиков

- букет (цветы шиповника, ягоды: шиповника, смородины)

- темные оттенки цветов

За один правильный ответ 1 балл.

3 матрешка: ____

- платок с завязанными кончиками

- без изображения рук

- фартук с лямками

- узор в полосе (цветы)

За один правильный ответ 1 балл.

Итого:

Цель: познакомиться с характерными особенностями формы и росписи матрешек.

1 матрешка. Фотография семеновской матрешки

- Начинаем игру. Первая матрешка. (После проверки записываем на карточке название матрешки)

Правильные ответы.

- платок с завязанными кончиками

- букет цветов (розы, маки, незабудки)

Семеновская матрешка из города Семёнова, Нижегородской области (Семёновский район). Сочетание красителей (анилиновых), жёлтых, зелёных, фиолетовых, красных – дают выразительный колорит. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки и листья собраны в разнообразные букеты.

- Продолжаем игру: вторая матрешка. (После проверки записываем на карточке название матрешки)

правильные ответы

- платок без завязанных кончиков

- без изображения рук

- букет (цветы шиповника, ягоды: шиповника, смородины)

- темные оттенки цветов

Полхово-майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий — с желтым. Все объединяет черный контур. Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский - Майдан Нижегородской области. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для Загорской матрёшки. Лицевая часть игрушки украшена овальным клеймом, контур которого повторяет её удлинённую форму. Лицо обрамляют “кудри” - подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали “кудри” - чёрные, завитые штопором, пёрышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки.

Мастера из Полхово-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.

- И последний вид матрешек (После проверки записываем на карточке название матрешки)

правильные ответы:

- платок с завязанными кончиками

- фартук с лямками

- узор в полосе (цветы)

Загорская (Сергиевская) матрешка

Загорская (Сергиевская) матрешка Плавно, ровно круглится форма матрёшки, медленно перетекает из одного объёма в другой. Сужается и утолщается без резкой границы. Она также наряжена в сарафан, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. И расписывать стали иначе – локальным, чистым и звучным цветом, с черной графической наводкой и быстрыми живыми мазками нехитрого узора, каким украшают традиционные резные игрушки.

- Теперь вы знаете, что есть в России 3 промысла по изготовлению матрешек: Семеновская, Полхово-Майданская, Загорская (Сергиевская)

А на сколько вы внимательны мы сейчас узнаем.

Итоги игры. Посчитайте баллы и сделайте для себя выводы.

- 15-18 баллов - великолепно!

- 10-14 баллов – хорошо. Ты достаточно внимателен.

- 0-9 баллов – удовлетворительно. Будь внимательнее.

2. Беседа об истории русской матрёшки.

- А кто из вас знает, где и когда впервые появилась матрешка?

Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову. МАМОНТОВ Савва Иванович - крупный промышленник и меценат. Будучи тонким знатоком музыки и изобразительного искусства, Мамонтов С.И. создал в своем подмосковном имении Абрамцево центр художественной жизни России.

с. Абрамцево – Москва. В усадьбе Саввы Мамонтова часто бывали и работали многие художники и артисты - В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, В. А. Серов, И. Е. Репин, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, М. А. Врубель, Ф. И. Шаляпин, М. Н. Ермолова.

- Из какой же страны она попала в Россию? Это мы узнаем отгадав загадку.

Последней буквой алфавита

Открыто слово и закрыто.

А между ними без седла

Стоит лошадка, что мала,

Вы это слово знать должны;

Оно название страны.

- Правильно из Японии.

Однажды в поместье Саввы Мамонтова попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю.
Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Вот тогда художники и решили попросить знаменитого игрушечных дел мастера Василия Звездочкина выточить игрушку похожую на эту, но только свою, русскую матрешку.

Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он в эскизе воплотил предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, малень­кий рот. Настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек, а в руках – черный петух, символ добра и благополучия.

Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное-эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.

Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Откуда появилось название матрешка?

Название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России в конце 19 века, уменьшительные имена: Мотя, Матюша, Матрёша.

Физкультминутка

Упражнения для глаз и мышц шеи, вытягивание позвоночника. Написать глазами цифры: 1, 2, 3. Написать подбородком цифры: 1,2,3,4,5

Первый в России - и в мире! - музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве.

- Увидеть все промысловые матрёшки из всех центров матрёшечных промыслов можно в Музее матрёшки в Москве (Леонтьевский переулок, дом 7).

IV. Закрепление пройденной темы:

-Так сколько у нас центров народных промыслов, изготавливающих красавицы-матрешки?

- А как они называются? (Семеновская, Полхово-Майданская, Загорская (Сергиевская)

- Даны 3 матрешки. Определите к какому центру народного промысла они относятся.

Семеновская Полхово-Майданская Загорская (Сергиевская)

Ответ: Загорская (Сергиевская), Семеновская, Полхово-Майданская

V. Самостоятельная работа. Эскиз поздравительной открытки

- И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие. Это будет матрешка-открытка. Её вы сможете подарить близким: маме, бабушке, сестренке – на 8 марта, день рождения или друзьям. Но сначала сконструируем нужную форму.

Последовательность выполнения работы

1. Мысленно делим вертикальную сторону прямоугольника на 3 части, выделяем верхнюю часть горизонтальной линией.

2. Проводим осевую вертикальную линию.

3. Для нахождения головы левую часть делим пополам вертикальной линией. То же самое выполняем с правой частью.

4. Закругляем углы.

5. Изображение туловища.

6. Нарисовать лицо вам поможет круг.

7. Осторожно нанеси карандашом на лице 2 горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд), в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрешка и стала с носиком).

8. Рисуем платок.

9. Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки.

10. Заполни передний фон сарафана матрешки букетом цветов.

VI. Подведение итогов. Рефлексия

1.Вам нравится игрушка-матрешка? Чем же?

2. Из какой страны пришел в Россию прообраз матрешки?

3. Кто такой Савва Мамонтов?

4. Почему деревянную игрушку назвали Матрёшкой?

5. Какие виды матрешек вы запомнили? Сколько их?

VII. Домашнее задание (по выбору)

1. Закрасить эскиз открытки.

2. Выполнить открытку в технике аппликации.

- Закончить урок я хотела бы стихотворением.

Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворить руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен.
Желаю вам удач и говорю: “До встречи, милые друзья!”

1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.

2. Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.

3. Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.

Оборудование: для учащихся: лист бумаги, вырезанный силуэт матрешки, кисти, краски(гуашь), баночка, тряпочка.

Технологическая последовательность изготовления матрешки.

Наглядный материал

2. Работы учащихся.

4. Болванки матрешек расписные.

План урока.

1. Организационный момент.

3. Изучение теоретического материала по плану:

3.1 У матрешки дед-японец.

3.2 Матрешка - обобщенный образ русской красавицы.

3.3 Матрешка – символ русского народного искусства

3.4 Традиционные русские матрешки и их отличительные особенности.

3.5 Современные авторские.

3.6 Особенности изготовления и этапы росписи.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.

ВложениеРазмер
novaya_szhataya_zip-papka.zip 1.85 МБ

Предварительный просмотр:

  1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
  2. Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.
  3. Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.

Оборудование: для учащихся: лист бумаги, вырезанный силуэт матрешки, кисти, краски(гуашь), баночка, тряпочка.

Технологическая последовательность изготовления матрешки.

- добрый день ребята. Я рада снова приветствовать вас на занятиях. Надеюсь, что настроение у вас отличное, и вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски

С усердием трудитесь.

- чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, ребята, отгадайте загадку.

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может 3, а может 6.

Кукла первая толста, а в нутрии она пуста,

Разнимается она на две половинки

В ней живет еще одна кукла в серединке

Наша русская (матрешка). (слайд № 1 )

- да мы сегодня поговорим о матрешке, о возникновении и видах русской матрешки, узнаем об особенностях изготовления и этапах росписи матрешки и выполним авторские матрешки.

3. Изучение теоретического материала.

- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка? (слайд № 2)

- А на самом деле было так:

По легенде, на японском о. Хонсю обосновался беглый русский монах, который соединил восточную философию с детской игрушкой.

Он вырезал фигурку буддийского божества счастья и долголетия Фукурума – дза, у которого голова вытянулась вверх от многочисленных раздумий. (слайд № 3 )

Внутри неё спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких кукол насчитывалась 5

Правдива эта история или нет, однако доподлинно известно, что разъемные фигурки Фукурумы, и еще одного буддийского святого – Дарумы (слайд № 4) – Японии были распространены очень широко.

- В конце 19 века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов с о.Хонсю кто-то привез японскую точенную фигурку буддийского святого Фукуруму .

Василий Звездочкин на токарном станке выточил свою первую матрешку.

Потом известный художник Сергей Малютин (слайд № 8)

Расписал фигурку на русский лад – это была круглая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, в переднике, с черным петухом в руке . (Слайд № 9).

Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, отличались друг от друга, а последняя изображала спеленатого младенца . (слайд № 10 ).

Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде.

- Рассмотрим первых кукол. Сюжеты русских матрешек разнообразны. (слайд № 11, 12 )

- На Парижской всемирной выставке 1900 года деревянные расписные девушки с семьей получили медаль и всемирное признание. ( слайд № 13 ).

  1. Матрешка – обобщающий образ русской красавицы.

Условны форма игрушки, изображение лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках. (слайд № 14 ).

3.3. Матрешка – символ русского народного искусства.

- Знаменитая русская матрешка в 2010 году будет отмечать 110 лет с начала массового кустарного изготовления.

За этот небольшой период матрешка стала одним из символов русского искусства.

В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек.

Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в г.Семенове, в селах Полховский Майдан и Крутец

3.4 . Традиционные русские матрешки и их отличительные особенности.

- первые русские матрешки были созданы в Сергиевом Посаде , ( слайд № 15 ) как забава для детей, которые помогали усвоению понятия формы, цвета, количества и размера. Спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрешки практически весь Сергиев Пасад делал этих обаятельных куколок.

Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор на переднике узор.

Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Матрешка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: плавно ровно круглится форма матрешки, медленно перетекает из одного объема в другой. Роспись гуашью с черной графической наводкой и лаковое покрытие. Она наряжена в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы.

Матрешки из Полховского Майдана. (слайд № 17 )

Взял в руки кисти и краски,

Стал волшебником из сказки

На матрешке яркий сарафан

Расписал под Полховский Майдан.

Полхов – Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложиться темно-зеленый, а синий с желтым. Все объединяет черный контур . (слайд №18)

Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский Майдан, Горьковской области.

Женщины убирали волосы под кокошник,

Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки.

Основным мотивом росписи является цветок шиповника – алый пятилистник. Часто это яркая роза вокруг которой располагаются мелкие цветочки и зеленые листья. Цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрывали фигурку матрешки спереди.

Семеновская матрешка из г.Семенова, горьковской области. Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку их Загорска, но украшать её стали по-своему. (слайд № 19 )

Сочетание красителей (анилиновых), желтых, зелёных, фиолетовых, красных дают выразительный колорит. (слайд №20)

Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Черные на пробор волосы обрамляют овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. (слайд №21)

Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды, листья собраны в разнообразные букеты. (слайд № 22)

Основной цвет в росписи – красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме.

Есть и авторские матрешки.

3.5 Современные авторские матрешки.

- в настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрешка выполненная художником – индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрешки, одетой в народную одежду . (Слайд № 23 ).

Фантазии современных художников нет границ. Матрешки- девушки, женщины с корзинками фруктов, самоварами , различными ковшами и кувшинами. Предметы, которые матрешки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты.

По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрешек.

  1. На фартуках изображены сюжеты народных сказок. (слайд № 24, 25 )
  1. На фартуках изображены живописные пейзажи. (слайд № 26 )

Часто используются известные картины русских художников – пейзажистов:

А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова.

  1. На фартуках изображены памятники архитектуры. (слайд № 27 ).

Такая кукла – матрешка представляла собой памятный сувенир, с которым может быть связано посещение того или иного исторического места.

  1. Используются декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры. Приемы традиционной Хохломской росписи, (слайд №28)
  1. Совершенно новым явлением в росписи русской матрешки является так называемая политическая матрешка, которая представляет целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей. (слайд № 33 )

К типу политической матрешки можно отнести матрешки, воспроизводящие образы популярных артистов и спортсменов.

Русская расписная матрешка представляет собой уникальное явление в современной мировой культуре. Недаром она привлекает внимание любителей и коллекционеров изобразительного искусства, как в нашей стране и за рубежом.

Как у всякого большого культурного явления у матрешек есть свои музеи: первый Московский – открылся в 2001 году, нижегородский – 2004 г. (слайд № 34 )

3.6 Особенности изготовления и этапы росписи матрешки.

- интересно а как же рождается матрешка?

Делают матрешки из лиственницы, липы и осины. Срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два-три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается

Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.

Сначала точит самую маленькую, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше…

  • Шлифовка заготовки
  • Обводка контура узора
  • Прорисовывание фона
  • Прорисовывание деталей
  • Окончательная обводка.

По картинкам угадать какая матрешка. (слайд № )

- и мы с вами ребята создадим свою матрешку не похожую на другие.

Последовательность выполнения работы .

  1. Обведи по контуру матрешку.
  2. Нарисуй платок
  3. Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа.
  4. Осторожно нанеси на лице 2 горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа- на прямой ряд), в средней части – глаза, в нижней – губы и щёки. Носик обозначим двумя точками на нижней горизонтальной линии
  5. Обрати внимание как у матрешки нарисованы руки.
  6. Заполни передний фон сарафана букетом цветов.
  7. Раскрась матрешку. Сначала основные части одежды, затем декоративные цветы.

- сейчас создайте образ матрешки, который вам подскажет ваша фантазия .

(По окончании занятия дети располагают свои работы на коллективное панно.

Дети вместе с учителем проводят анализ работ, что получилось, а что нет?)

Итогами работы является выставка рисунков.

- Молодцы! Вы сегодня великолепно работали. Жду вас на следующем занятии, До свидания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект открытого урока в 10 классе по теме "Русский характер"

Обобщающий урок по теме "Русский характер".

Урок во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши".

Урок был показан на районном семинаре учителей музыки в 2011 году.

Урок в 9 классе по теме "Русско- японская война"

Конспект урока с применением модульных технологий.


Презентация к уроку в 5 классе на тему "Русская матрёшка"

Презентация к уроку в 5 классе на тему "Русская матрёшка" разработана для воспитания в учащихся любви и уважения к народным промыслам, обычаям и традициям своей Родины.


Материалы к уроку в 9 классе по теме "Русско-Японская война"

В материалах содержится презентация по теме "Русско-Японская война" и рабочий лист. Данный материал может использоваться как в 9, так и в 11 классе на базовом и профильном уровне.


открытый урок в 11 классе по теме "Русско-японская война"

Открытый урок- диспут в 11 классе.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главных задач образования является воспитание многогранно гармонично развитой личности. Неотъемлемая часть развития творческих способностей - это декорвтивно-прикладное искусство. Данный конспект урока посвящён одному из видов декоративно-прикладного искусства - росписи матрёшки. Конспект урока содержит в себе: цель, задачи урока; также имеется ряд универсальных учебных действий (личностнрые, регулятивные, познавательные, коммуникативные). Также список оборудования, которое необходимо для проведения данного урока. Далее в конспекте урока расположены некоторые его этапы: организацинонный момент, постановка темы урока, актуализация знаний учащихся, объяснение нового материала (вводная беседа, знакомство с разными видами матрёшек, отличительные особенности матрёшек), практическая часть урока, подведены итоги уроков и в завершении акцентировано небольшое внимание на рефлексию.

Цель урока: познакомить учащихся с русской матрёшкой как с предметом народного творчества.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с историей русской матрёшки и особенностями матрёшки из разных областей России;

- учить различать матрёшек по форме, цвету, узору, месту производства;

- углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

- развивать эстетическое восприятие и художественный вкус;

- воспитывать интерес и любовь к декоративно – прикладному искусству нашей Родины, а также уважение к труду.

Личностные УУД:

- ориентация ученика на учет чужой точки зрения;

- формирование интереса учащегося к тому или иному виду деятельности.

Регулятивные УУД:

- изучение нового материала;

- умение соотносить полученный свой результат с образцом, находить и исправлять ошибки;

- умение обобщать материал;

- постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка;

- умение планировать свою деятельность;

- контроль и самоконтроль учебных действий.

Познавательные УУД:

- на извлечение информации.

- изучение нового материала;

- обращение учащихся к личному опыту;

- умение ставить и решать проблемы.

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество (взаимодействие учащихся);

- умение участвовать в диалоге и отвечать на вопросы;

- слушали и понимали речь собеседника.

Оборудование для учителя: выставка игрушек – матрёшек из Семенова, Загорска, Полхов – Майдана; музыка на мотив русских народных песен; раздаточный материал (стихи, загадки, шаблоны).

Оборудование для учащихся: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра, баночка с водой.

1.Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Постановка темы урока.

Сели дети по порядку, отгадайте вы загадку.

Чудо русское вот есть, очень трудно глаз отвесть.

Но не кружка и не ложка – знаменитая …матрёшка!

- Долго дети не гадайте, урока тему угадайте.

Все мы здесь хотим узнать – что мы будем рисовать? (ответы учеников)

- Молодцы! Вы угадали (показ матрёшек), а матрёшку вы видали?

Где? Когда? Скажи скорей, что вы знаете о ней?

3.Актуализация знаний учащихся.

Русская матрёшка – один из самых известных и любимых сувениров в нашей стране и за рубежом. Нашу Матрёшку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

У матрёшки синеглазой
С балалайкою в руках,
Сарафан расшит тесьмою,
Весь в лазоревых цветах.

Раскрываешь расписную,
Глядь - а в ней ещё одна,
И похожа на большую -
Распрекрасная краса!

Только милая девица,
Развернув гармонь слегка,
Песню распевает лихо.
А за ней ещё одна.

На трещётке, изловчившись,
Такт весёлый отстучит,
Половинкою раскрывшись,
К нам меньшую пригласит.

Пять красавиц расчудесных,
В сарафанах, что в цветах,
В красках солнечных небесных!
Песни русские в стихах.

Ученик:- Сувенир – подарок.

Учитель:- Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова и узнаем его лексическое значение.

Ученик:- 1. Подарок на память. 2. Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, какого-нибудь места.

Учитель:- Матрёшка – удивительная игрушка, ставшая символом России, наряду с русской берёзкой и русским самоваром. В детстве мы играли этой удивительной куколкой, и никогда не задумывались о её происхождении. А знаете, ли вы, ребята, что матрёшка имеет удивительную историю?

4.Объяснение нового материала.

4.1. Вводная беседа

Учитель:- Матрёшка – известный во всём мире талисман России, символ русского духовного изобилия, а так же великолепное изделие декоративно-прикладного искусства.

Город Загорск, сейчас Сергиев-Посад, считается родиной русской расписной матрёшки – точёной из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы. Но на самом деле, рассказывают, что в конце 19 века, в 1890 году, в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привёз японскую точёную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри неё спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок.… Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъёмной игрушки, воплощённого в образе крестьянской девочки.

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века. Первым расписал русскую матрёшку более 100 лет назад Сергей Васильевич Мамонтов, а выточил её токарь Звёздочкин. Всем полюбилась весёлая крестьянская девочка. Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. Кто из вас знает, как получила матрёшка это имя и что оно обозначает? (ученики высказывают мнения)

В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Но и по сей день, матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Как вы думаете, легко ли сделать матрёшку? Матрёшку сделать непросто. Чтобы изготовить её, требуется большое мастерство. До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрёшкой. Сначала подбирают подходящий вид древесины.

Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает мастер работу с самой маленькой матрёшечки, лишь потом их размер становится всё больше и больше.

Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски. Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица.

4.2.Знакомство с разными видами матрёшек

Учитель: Много видов у матрёшки

Ведь она из разных мест.

Есть загорская, тверская,

И семёновская есть,

Полховская, вятская – Вот какая разница!

- Давайте их сейчас сравним.

Наряд её определим.

Ведь чтоб её нарисовать,

Отличия необходимо знать.

Ученик 1:- Старейшая русская матрёшка - Сергиево-Посадская. Матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков, жениха с невестой, а также героев сказок, басен и даже исторических событий. Сочетанием красного, синего, жёлтого и зелёного цветов добивались красочности, нарядности.

Ученик 2:- В это же время производство матрёшек началось и в Семёновском уезде Нижегородской губернии. Семёновские матрёшки стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища. Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. Основной цвет сарафана – красный. Края платка украшены цепью небольших бутонов. Чёрный контур обозначает край фартука и рукава рубахи. На голове традиционный платок, украшенный по кайме.

Ученик 3:- Вслед за ними появились матрёшки в Полхов-Майдане. Эти матрёшки очень разнообразны по формам. Есть среди них вытянутые одноместные матрёшки-столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, но преобладают несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головкой, с покатыми плечиками. Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку. Рядом с малиновым ложится тёмно-зелёный цвет, а синий – с жёлтым цветом. Все элементы объединяет чёрный контур. Расписаны они, как и семёновские, анилиновыми красителями.

В сарафане и платке.

А в руках держит корзину

Может и держать цветы.

Что ещё заметил ты?

На голове у матрёшки разноцветные платки в цветочек или в горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу.

Посмотрите вы немножко

Побыстрей и посмелей.

Что заметили на ней?

Вятская матрёшка, близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки, колосков, зёрен. Вятская матрёшка отличается яркой росписью, лица матрёшек светятся добротой и теплом.

Учитель:- Ну, что, друзья, вам интересно? Я очень рада. Вот чудесно!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с русской матрёшкой как с предметом народного творчества.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с историей русской матрёшки и особенностями матрёшки из разных областей России;

- учить различать матрёшек по форме, цвету, узору, месту производства;

- углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

- развивать эстетическое восприятие и художественный вкус;

- воспитывать интерес и любовь к декоративно – прикладному искусству нашей Родины, а также уважение к труду.

Личностные УУД:

- ориентация ученика на учет чужой точки зрения;

- формирование интереса учащегося к тому или иному виду деятельности.

Регулятивные УУД:

- изучение нового материала;

- умение соотносить полученный свой результат с образцом, находить и исправлять ошибки;

- умение обобщать материал;

- постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка;

- умение планировать свою деятельность;

- контроль и самоконтроль учебных действий.

Познавательные УУД:

- на извлечение информации.

- изучение нового материала;

- обращение учащихся к личному опыту;

- умение ставить и решать проблемы.

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество (взаимодействие учащихся);

- умение участвовать в диалоге и отвечать на вопросы;

- слушали и понимали речь собеседника.

Оборудование для учителя: выставка игрушек – матрёшек из Семенова, Загорска, Полхов – Майдана; музыка на мотив русских народных песен; раздаточный материал (стихи, загадки, шаблоны).

Оборудование для учащихся: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра, баночка с водой.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Постановка темы урока.

Сели дети по порядку, отгадайте вы загадку.

Чудо русское вот есть, очень трудно глаз отвесть.

Но не кружка и не ложка – знаменитая …матрёшка!

- Долго дети не гадайте, урока тему угадайте.

Все мы здесь хотим узнать – что мы будем рисовать? (ответы учеников)

- Молодцы! Вы угадали (показ матрёшек), а матрёшку вы видали?

Где? Когда? Скажи скорей, что вы знаете о ней?

3.Актуализация знаний учащихся.

Ученик 1:

Русская матрёшка – один из самых известных и любимых сувениров в нашей стране и за рубежом. Нашу Матрёшку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

Ученик 2:

У матрёшки синеглазой С балалайкою в руках, Сарафан расшит тесьмою, Весь в лазоревых цветах.

Раскрываешь расписную, Глядь - а в ней ещё одна, И похожа на большую - Распрекрасная краса!

Только милая девица, Развернув гармонь слегка, Песню распевает лихо. А за ней ещё одна.

На трещётке, изловчившись, Такт весёлый отстучит, Половинкою раскрывшись, К нам меньшую пригласит.

Пять красавиц расчудесных, В сарафанах, что в цветах, В красках солнечных небесных! Песни русские в стихах.

Ученик:- Сувенир – подарок.

Учитель:- Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова и узнаем его лексическое значение.

Ученик:- 1. Подарок на память. 2. Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, какого-нибудь места.

Учитель:- Матрёшка – удивительная игрушка, ставшая символом России, наряду с русской берёзкой и русским самоваром. В детстве мы играли этой удивительной куколкой, и никогда не задумывались о её происхождении. А знаете, ли вы, ребята, что матрёшка имеет удивительную историю?

4.Объяснение нового материала.

4.1. Вводная беседа

Учитель:- Матрёшка – известный во всём мире талисман России, символ русского духовного изобилия, а так же великолепное изделие декоративно-прикладного искусства.

Город Загорск, сейчас Сергиев-Посад, считается родиной русской расписной матрёшки – точёной из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы. Но на самом деле, рассказывают, что в конце 19 века, в 1890 году, в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привёз японскую точёную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри неё спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок.… Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъёмной игрушки, воплощённого в образе крестьянской девочки.

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века. Первым расписал русскую матрёшку более 100 лет назад Сергей Васильевич Мамонтов, а выточил её токарь Звёздочкин. Всем полюбилась весёлая крестьянская девочка. Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. Кто из вас знает, как получила матрёшка это имя и что оно обозначает? (ученики высказывают мнения)

В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Но и по сей день, матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Как вы думаете, легко ли сделать матрёшку? Матрёшку сделать непросто. Чтобы изготовить её, требуется большое мастерство. До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрёшкой. Сначала подбирают подходящий вид древесины.

Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает мастер работу с самой маленькой матрёшечки, лишь потом их размер становится всё больше и больше.

Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски. Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица.

4.2.Знакомство с разными видами матрёшек

Учитель: Много видов у матрёшки

Ведь она из разных мест.

Есть загорская, тверская,

И семёновская есть,

Полховская, вятская – Вот какая разница!

- Давайте их сейчас сравним.

Наряд её определим.

Ведь чтоб её нарисовать,

Отличия необходимо знать.

Ученик 1:- Старейшая русская матрёшка - Сергиево-Посадская. Матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков, жениха с невестой, а также героев сказок, басен и даже исторических событий. Сочетанием красного, синего, жёлтого и зелёного цветов добивались красочности, нарядности.

Ученик 2:- В это же время производство матрёшек началось и в Семёновском уезде Нижегородской губернии. Семёновские матрёшки стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища. Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. Основной цвет сарафана – красный. Края платка украшены цепью небольших бутонов. Чёрный контур обозначает край фартука и рукава рубахи. На голове традиционный платок, украшенный по кайме.

Ученик 3:- Вслед за ними появились матрёшки в Полхов-Майдане. Эти матрёшки очень разнообразны по формам. Есть среди них вытянутые одноместные матрёшки-столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, но преобладают несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головкой, с покатыми плечиками. Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку. Рядом с малиновым ложится тёмно-зелёный цвет, а синий – с жёлтым цветом. Все элементы объединяет чёрный контур. Расписаны они, как и семёновские, анилиновыми красителями.

В сарафане и платке.

А в руках держит корзину

Может и держать цветы.

Что ещё заметил ты?

На голове у матрёшки разноцветные платки в цветочек или в горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу.

Посмотрите вы немножко

Побыстрей и посмелей.

Что заметили на ней?

Вятская матрёшка, близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки, колосков, зёрен. Вятская матрёшка отличается яркой росписью, лица матрёшек светятся добротой и теплом.

Учитель:- Ну, что, друзья, вам интересно? Я очень рада. Вот чудесно!

Физкультминутка

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрём ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Наверно хватит объяснять,

Давайте будем рисовать!

Но сначала повторим,

Знания наши, закрепим.

Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: Русская матрёшка – символ любви, дружбы и благополучия. Генова Т.Н. Учитель ИЗО МОУ СОШ №49 г. Копейск

Урок изобразительного искусства

Тема: Русская матрёшка – символ любви, дружбы и благополучия.

МОУ СОШ №49 г. Копейск

 Цель урока Создать условия для понимания того, что русская матрёшка с её целым семейством не только произведение декоративно-прикладного искусства, но и символ любви, добра, дружбы и благополучия, она желанна и любима, во всём мире.

Создать условия для понимания того, что русская матрёшка с её целым семейством не только произведение декоративно-прикладного искусства, но и символ любви, добра, дружбы и благополучия, она желанна и любима, во всём мире.

Шли матрёшки по дорожке Было их немножечко, Две Матрёны, три Матрёшки И ещё Матрёшечка. Матрёшка-игрушка с секретом. У неё внутри целое семейство матрёшек: одна меньше другой, и все матрешки спрятаны одна в одной.

Шли матрёшки по дорожке Было их немножечко, Две Матрёны, три Матрёшки И ещё Матрёшечка.

Матрёшка-игрушка с секретом. У неё внутри целое семейство матрёшек: одна меньше другой, и все матрешки спрятаны одна в одной.

Как появилась Матрёшка? Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

Как появилась Матрёшка?

Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

Как появилась Матрёшка? Первую матрешку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин . Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Девочка в платке и в сарафане с чёрным петухом в руках. В ней мальчик, а в нём опять девочка – 8 фигурок.

Как появилась Матрёшка?

Первую матрешку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин . Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Девочка в платке и в сарафане с чёрным петухом в руках. В ней мальчик, а в нём опять девочка – 8 фигурок.



 Алый, шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко… Это… Русская … Матрёшка

Алый, шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко… Это… Русская …

Сергиево-Посадская матрешка (загорская) Элементы росписи загорской матрешки

Сергиево-Посадская матрешка

(загорская)

Элементы росписи загорской матрешки

Семеновская матрешка Элементы росписи семеновской матрешки

Семеновская матрешка

Элементы росписи семеновской матрешки

Полхов - Майданская матрешка Элементы росписи Полхов-Майданской матрешки

Полхов - Майданская матрешка

Элементы росписи Полхов-Майданской матрешки

Все они матрёшечки, Все они милёшечки, Все с аленькими щёчками, Под пёстрыми платочками, Нарядные, пригожие, Чуть на меня похожие.

Все они матрёшечки,

Все они милёшечки,

Все с аленькими щёчками,

Под пёстрыми платочками,

Нарядные, пригожие,

Чуть на меня похожие.

Вопросы для самопроверки 1. С какими русскими матрёшками мы познакомились сегодня на уроке? 2. Что нового о них узнали?

Вопросы для самопроверки

1. С какими русскими матрёшками мы познакомились сегодня на уроке?

2. Что нового о них узнали?

Узнай матрёшку У меня нет платка, сарафана и фартука. В овале лицо, а всё остальное занято крупными яркими цветами. Есть чёрные кудри. У меня большой букет занимает весь фартук. Края платка украшает цепочка небольших бутонов. У меня русский сарафан, светлые волосы выглядывают из-под платка, по краю платка-кайма, на переднике узор. У меня большой букет занимает весь фартук. Края платка украшает цепочка бутонов. Семёновская матрёшка Полхов - Майданская матрешка Загорская матрёшка

Узнай матрёшку

В овале лицо,

а всё остальное

цветами. Есть

чёрные кудри.

весь фартук.

Края платка

украшает цепочка

небольших бутонов.

У меня русский

сарафан, светлые

волосы выглядывают

из-под платка,

платка-кайма,

на переднике

У меня большой

букет занимает

весь фартук.

Края платка украшает

цепочка бутонов.

Семёновская матрёшка

Полхов - Майданская матрешка

Загорская матрёшка

Рисунки современной росписи матрёшек

Рисунки современной росписи матрёшек

Домашнее задание Составить кроссворд, ребус, загадки или частушки о русской матрёшке.

Домашнее задание

Составить кроссворд, ребус, загадки или частушки о русской матрёшке.

Тема: Русская матрёшка – символ любви, дружбы и благополучия. (Слайд 1)

Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет,
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.

Художественно-педагогическая цель: создать условия для понимания того, что русская матрёшка с её целым семейством не только произведение декоративно-прикладного искусства, но и символ любви, добра, дружбы и благополучия, она желанна и любима, во всём мире.

художественная: через матрёшку как произведение народного творчества дать учащимся возможность понять, что такие нравственные категории, как любовь, дружба, счастье человеческого общения бесценны и вечны везде и всегда;

прививать любовь к прекрасному, к родине – её искусству, идеям, песням.

а) отработать практические навыки подбора красок и форм для создания рисунка матрёшки;

б) углубить практические навыки работы кистью;

в) развивать умение учащихся мыслить и рассуждать на заданную тему, используя свой и чужой жизненный опыт;

г) формировать способность учащихся выражать свои мысли и чувства с помощью изобразительных средств.

- папка с раздаточным материалом (детали матрёшки);

- записи народных песен “Светит месяц”, “ Во поле берёзка стояла”, “Русская матрёшка” (слова Жулькова, музыка В. Казенина);

- раздаточный материал “Образцы росписи”, динамическая таблица приёмов росписи, плакат “Где труд, там и счастье”;

- плакаты с изображением матрёшек загорской, семёновской, полховско-майданской;

Материалы для учащихся: краски, альбом, карандаш, циркуль, кисточка, ластик, палитра.

I . Эмоциональный настрой. (Cлайд 3)

И в 6, и в 10 лет, и в 5
Все дети любят рисовать,
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует:
Цветы, животных, лес и сказки.
Всё нарисует, были б краски
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.

Ребята, послушайте загадку, которая будет ключиком к нашему сегодняшнему занятию.

Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко…
Это… Русская … (Cлайд 4)

Что же открывает наш ключик?

Над чем мы будем сегодня работать?

Постановка учебной задачи.

Какую матрёшку вы хотели бы создать?

А кто знает, чем матрёшка отличается от других игрушек?

Кто скажет, почему её любят все: и дети и взрослые?

Ребята за столами по группам (3 вида матр. 3 группы) (загорская, семёновская, полхово-майданская)

Мы будем рисовать русскую матрёшку, любимую всеми игрушку, которую как сувенир дарят на память.

Ответы детей (на основе рисунков и наглядных пособий, расположенных на доске)

Матрёшка-игрушка с секретом. У неё внутри целое семейство матрёшек: одна меньше другой, и все матрешки спрятаны одна в одной.

Она красивая, яркая, праздничная. Эта весёлая игрушка. Причем матрёшка не одна, в ней целый коллектив таких же весёлых, нарядных и дружных сестёр. Наверное, поэтому матрёшка – символ дружбы, любви и согласия. Как её не любить?

Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрёшки?

Да. Эта игрушка изображала старца – мудреца Фукуруму. Он раскрывался в нём – ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

А кто из вас, ребята, знает, как матрёшка попала к нам в Россию?

Есть под Москвой старинная усадьба Абрамцево, в конце 19 века она принадлежала Савве Мамонтову, богачу и меценату, который многое сделал для сохранения русской культуры. Он собирал картины, предметы утвари крестьянских домов. Тогда к нему и попала игрушка, привезенная кем-то из Японии. Находка поразила его, и Мамонтов заказал игрушечным мастерам изготовить первую модель русской матрёшки.

Кто назовёт имена первых мастеров – матрёшечников? (Cлайд 7)

Как выглядела первая русская матрёшка. (Мы с вами говорили об этом в 5 классе, когда изучали народные промыслы)

Как вы думаете, ребята, почему игрушка в России получила название матрёшки?

Вы правильно догадались.

Вслушайтесь: “Матрёшка”. Слышится что-то до боли знакомое, свое, простое, но в то же время крепкое и надёжное. И уж, конечно, красивое.

(Выходит наряженная матрёшкой девочка)

Наверное, ее привезли из Японии люди, которые там побывали.

Василий Звёздочкин выточил первую модель. А народный художник Сергей Малютин расписал её.

Девочка в платке и в сарафане с чёрным петухом в руках. В ней мальчик, а в нём опять девочка – 8 фигурок.

На вид русская, деревенская. А имена в деревне, если называть ласково, звучали так: Дуняша, Маняша, Матрёша. Матрёна – очень распространённое имя.

III. Художественный анализ

И вот матрёшка готова, её надо теперь сушить. Выносили их сушить на воздух, летом – на белый холст к пруду, а зимой сушили прямо на снегу – на фанере, бумаге.

Представьте себе эту картину. Как это выглядело? (Cлайд 8)

Да, будто дивные цветы расцвели. И нет никакой зимы.

Снег и цветы – чудо!

Конечно, нарядно и празднично. Снег-то белый, а на нем такое разноцветье красок: красные, зелёные, синие, жёлтые, алые!

“Кто любит трудиться, тому без дела не сидится”.

Давайте дружно прочитаем. (Обращаю внимание на запись на доске)

Много появилось матрёшек после той первой.

В начале XX в. – более 20 видов, но выделяют три вида знаменитых традиционных матрёшек. Вы разделились на три группы. Вам было дано на дом задание подготовить выступление об одном из видов матрёшки.

Так какая из матрёшек вам больше понравилась?

Конечно, всё хороши.

Все они матрёшечки,
Все они милёшечки,
Все с аленькими щёчками,
Под пёстрыми платочками,
Нарядные, пригожие,
Чуть на меня похожие ,
Или на вас?

“Где труд, там и счастье”.

Ребята по группам дают характеристику матрешкам:

1) загорская (сергиево-посадская) (Cлайд 10)

2) семёновская (хохломская) (Cлайд 11)

3) полховско – Майданская (Cлайд 12)

Каждая хороша по-своему.

Конечно, и на нас. На всех.

Урок №2

IV. Художественное исполнение.

Практическая работа.

Группам раздается раздаточный материал по правильному поэтапному выполнению матрёшки.

Какой должна получиться матрёшка?

Целевой обход учителя:

1) контроль организации рабочего места,

2) контроль правильности выполнения и объёма работ,

Слушают музыку и работают.

Группы рисуют не свою матрёшку, о которой готовили материал, а матрёшку другой группы.

1) Загорская – устойчивая по форме, плотная, крутобокая.

По белому фону яркие краски. Она радостная, поэтому используем чистые цвета.

2) У семёновской форма заужена книзу. Делаем наводку чёрной тушью.

Отделим кайму на платке, ведь кайма с цветочными бутонами - отличительный признак семёновской матрёшки. Она яркая и улыбается.

3) Полхов – Майданская.

V. Оценка деятельности. Рефлексия.

Получились ли у вас матрёшки такими, какими вы хотели изобразить их.

Какими у вас получились матрёшки? Сумели ли вы передать своё видение выразительных и цветовых средств, своё отношение к изображаемому.

1) К какой группе относятся?

2) Какие выразительные средства автор сумел отметить?

3) Какие чувства вызывает работа?

(Карточка на партах у каждой группы-

1) Что хотел передать?

2) Что получилось?

3) Достиг ли цели?

4) В чём затруднялся?

5) Как преодолеть затруднения?

6) С каким настроением работал?

VI. Вывод. Домашнее задание.

Закрепление знаний о матрешке.

1. С какими русскими матрёшками мы познакомились сегодня на уроке?

2. Что нового о них узнали?

(Слайд 15). Узнай матрёшку.

История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать всё новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается, и по сей день.

Рисунки современной росписи матрёшек. (Слайд16)

Д/з: Составить кроссворд, ребус, загадки или частушки о русской матрёшке. (Слайд 17)

Читайте также: