Окружающий мир 3 класс стр 88 93 конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: создание условий для развития у учащихся умения самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи как основа познавательной активности.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-создание условий для проявления обучающимся интереса к учебному материалу и учебной деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы.

добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания.

доносить свою позицию до окружающих, высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

сотрудничать в совместном решении проблемы;

учиться уважительно относиться к позиции другого.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-познакомиться с основными оболочками Земли,

-познакомиться с понятием « биосферы и распространением живых организмов в природе,

-научиться приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой.

Организационный момент

- Планета Земля, такая таинственная и неизведанная.( Слайд 1) Сколько тайн хранит она в своих недрах. Сколько загадок нужно раскрыть, чтобы ответить на все вопросы.

- Ребята, вы хотели бы стать сегодня учёными- исследователями ?

Конечно, все открытия делают в научных лабораториях. Там работают профессора, великие учёные, ну а мы сегодня будем юными исследователями.

А что именно мы будем исследовать, вы узнаете, дав общее название предметам на слайде. (Слайд 2)

Актуализация знаний

– Вспомним признаки живых организмов. (Живые организмы могут расти, дышать, питаться, размножаться, умирать.)

– Верно ли утверждение, что все живые организмы обитают на поверхности Земли?

– Так какая же у нас возникает проблема? (Где обитают живые организмы?)

- Что необходимо узнать, чтобы ответить на этот вопрос?

– Давайте составим план урока с помощью опорных слов. (Слайды 3-4)

-Но чтобы ответить на эти вопросы, нам надо провести исследование.

Открытие нового знания

-Из чего состоят тела? (из веществ)
-В каких состояниях находятся вещества в природе?

-Посмотрите на глобус, модель Земли. (Слайд 5)

- Если все вещества находятся в трёх состояниях, то какие оболочки они образуют?

- Какая оболочка существует вокруг Земли? (воздушная оболочка)

-Обозначим её на слайде окружностью голубого цвета. (Слайд 6)

-В каком состоянии находятся вещества в воздушной оболочке? (в газообразном)

– Кто знает, как по-научному называется воздушная оболочка Земли?

-Какая оболочка на глобусе обозначена синим цветом?(водная)

-Обозначим её на слайде окружностью синего цвета. (Слайд 7)

-Каково состояние водной оболочки? (жидкое)

- Кто знает, как по-научному называется водная оболочка Земли?

-Какое слово получилось? (гидросфера)

-А какая третья оболочка – земля, горные породы, суша?

- Это твёрдое состояние веществ, обозначим его окружностью коричневого цвета. (Слайд 8)

– Может быть, кто-то знает, как по-научному называется твёрдая оболочка Земли?

-Что получилось? (литосфера)

- Назовите все оболочки Земли.

Работа с учебником.

-Обратимся к материалу учебника. Откройте учебники на странице 22 -23.

-Прочитаем первый абзац.

-Как называется воздушная оболочка Земли?

-Найдите и прочитайте значение атмосферы.

-Именно благодаря наличию атмосферы на Земле создались благоприятные условия для возникновения жизни. Это своебразный кокон, окутывающий нашу землю. Толщина атмосферного слоя – более 500 км от поверхности Земли.

-Прочитаем второй абзац.

-О какой из сфер Земли идёт речь?

-Прочитайте, из чего состоит литосфера.

-Литосфера включает в себя земную кору и часть верхней мантии. Её толщина на суше в среднем колеблется от 35 до 40 км (на равнинных участках) до 70 км (в горных районах).

-Прочитаем третий абзац.

-Как называется водная оболочка Земли?

-Что образует гидросферу?

-97% воды Земли находятся в океанах. Оставшиеся 3% — пресная вода; три четверти пресной воды пребывает в твердом состоянии в форме льда.

-Итак, с какими новыми понятиями мы познакомились?

- А нам пора немного отдохнуть.

-Вот теперь мы сможем ответить на наш основополагающий вопрос: где же живут живые организмы?

-Давайте определим для каждого животного среду его обитания. ( Слайды 9-10)

-Разных животных мы только условно можем связать (с воздухом - птиц, с землёй - червей, кротов, с водой - рыб). Эта связь недостаточно чёткая: птицы гнездятся на земле, морские животные дышат атмосферным воздухом.
-Могут ли все живые организмы планеты обитать только в одной из сфер?

-Давайте подумаем, где живут другие животные?

-Где живёт бегемот?

-Где живёт комар?

-А где живут раки?

-Наши мнения разделились, как узнать, кто прав? Предлагаю прочитать дополнительные сведения об этих животных и определить их среду обитания. Выполняем задание №1 на рабочем листе.

Задание для 1 ряда:

Бегемоты предпочитают неглубокие водоёмы. Плавают и ныряют бегемоты превосходно. Они могут легко передвигаются по дну. Дышат бегемоты воздухом. Выходят на сушу поесть и погреться на солнце. Для жизни бегемоту необходимы и вода, и суша, и воздух.

Задание для 2 ряда:

Молодость свою он проводит в воде, а зрелость – в воздухе. Самка комара откладывает крохотные яички в воде, из которых образуется личинка. Личинка превращается в куколку. Куколка превращается в комара, который летает в воздухе (атмосфере), а питается кровью животных на земле.

Задание для 3 ряда:

Речной рак обитает в пресной чистой воде — реках, ручьях и озёрах.
Глубина водоёма должна составлять не менее трёх метров. Раки селятся на твёрдом дне водоема, где нет ила. Днём раки скрываются под камнями или в норах, вырытых на дне либо у берегов под корнями деревьев, закрыв вход клешнями. Ночью они выползают из своих укрытий в поисках пищи.

Проверка по рядам.

-1 ряд : Что интересного вы узнали о бегемоте?

-Какая среда обитания ему нужна?

-Посмотрите на схематическое изображение оболочек Земли на слайде. Как нам показать, что бегемоту нужны все три среды обитания?

– Что вам теперь напоминает эта диаграмма? (Пересечение множеств.)

-2 ряд : Что интересного вы узнали о комарах?

-Какая среда обитания им нужна?

-3 ряд : Что интересного вы узнали о раках?

-Какая среда обитания им нужна?

Итак, мы выяснили, что живые организмы могут обитать:

1) либо в гидросфере, либо в литосфере, либо в атмосфере;

2) на пересечении двух сред;

3) на пересечении трёх сред.

-Как же животные могут жить сразу в трех или двух оболочках?
-Животные в одной оболочке могут жить постоянно, а в других обитать временно.

-А чтобы узнать, где же обитает большинство живых организмов, поработайте над заданием №2 на рабочем листе. (В задании необходимо соединить картинку со средой обитания). Выполните это задание в паре. Определите среду обитания каждого живого организма.


-Проверим по доске (двигаться будем от рака по часовой стрелке) (Слайд 11)

-Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок?

-Сделайте вывод, где же обитает большинство живых организмов?

Подведём итог урока.

Проверим себя, выполнив задание №3 на рабочем листе.(задание тестового характера)

1.Воздушная оболочка Земли - _______________________________

2. Водная оболочка Земли - _______________________________

3. Каменная оболочка Земли - ________________________________

4. В каких оболочках Земли встречается жизнь? ________________________

5. Оболочка Земли, где встречается максимум живых организмов - ________

-Оцените свою работу. Если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте круг красным цветом, если одну- зелёным, в другом случае используйте жёлтый карандаш.

-Поднимите вверх карандаш, которым пользовались.

-Какая из оболочек Земли страдает больше всего от хозяйственной деятельности человека? Докажите.

-Какой бы совет вы могли дать человечеству?

-Я с вами согласна, ребята. И на этот вопрос мы дружно ответим -нет!

Люди! Мир прекрасен. Он создан для нас. Наслаждайтесь тем, что имеете. Посмотрите вокруг. Живёт повсюду красота!

Домашнее задание будет на выбор (Слайд 12)

1. Прочитать материал в учебнике стр. 22-25

2. Выполнить задания в рабочей тетради №1,2 ( стр.9)

3.Составить свои задания - загадки на карточках о любом живом организме, используя знания об их среде обитания.

Встаньте , на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок.

- Спасибо за урок, все молодцы!

1. Учебник .Окружающий мир "Обитатели Земли" , 3 класс 1 часть, Д.Д. Данилов, А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан , "Баласс", 2015 г.

2. Рабочая тетрадь .Окружающий мир "Обитатели Земли", 3 класс 1 часть, А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан ,"Баласс", 2015 г.

3.А.А.Вахрушев, О.А.Родыгина: Обитатели Земли. ("Обитатели Земли"). 3 класс. Методические рекомендации для учителя. ФГОС, ,"Баласс", 2013 г.

определять животных и относить их к определённой группе.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке; работать с текстом и рисунками учебника- доказывать свои предположения; работать в группе: классифицировать объекты, задавать вопросы, осуществлять само- и взаимопроверку.

Личностные: иметь представление о целостности окружающего мира; принимать социальную роль обучающегося.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая и индивидуальная работа.

Интерактивная доска, рисунки и фотографии с изображением растений и животных, разрезные карточки, таблица.

Зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.

умение рассказать о разнообразии животного мира.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

II. Актуализация знаний. Мотивация.

- Тему сегодняшнего урока вы узнаете если прочитаете запись

Учитель. Назовите тему урока.

Учитель. Исходя из темы, определите задачи на урок.

Дети. Познакомиться с видами животных, научиться их различать.

Учитель. Как вы думаете, как называется наука, которая изучает животных?

Учитель. Найдите ответ в тексте учебника (стр.87).

Дети. Животных изучает наука зоология.

Как называют ученых, изучающих зоологию?

Сегодня в царстве животных вы будете в роли зоологов.

III. Исследование в малых группах.

Учитель. На столах у вас лежат фотографии представителей животных этой группы, учебники, текст о данной группе животных и таблица, которую надо заполнить. (В каждой группе назначается консультант, который будет направлять деятельность всей команды.)

Учитель. Как настоящие учёные, составим план работы . Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?

  1. Прочитать текст.
  2. Рассмотреть фотографии.
  3. Заполнить таблицу, отметив какие особенности имеют животные – представители этой группы.

Правила работы в группах .

  • Работай в группе дружно, помни: вы одна команда.
  • Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
  • Не бойся высказывать своё мнение.
  • Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других членов группы.
  • Работай сам, не рассчитывай на других.
  • Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
  • В случае неправильного ответа не вини никого, отвечай за себя. Помни: каждый человек имеет право на ошибку.
  • Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то используйте считалку или жребий.

IV. Обмен информацией.

Дать возможность каждой группе представить информацию. Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы животных в единую таблицу . Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах.

Природа всегда влекла человека своими просторами, первозданностью и тайной, как правило, бывает сокрыто от постороннего взгляда. Но в этом красочном многообразии и есть то, способно затронуть самые тонкие струны души, вызвать восторг и восхищение перед красотой нашей земли. Разнообразие животного мира нашей планеты поражает своей уникальностью. Животные и растения это неотъемлемая часть природы, без которой жизнь на Земле была бы невозможна. Человек тоже является частью природы, поэтому он должен иметь возможность дышать чистым воздухом и пить чистую воду, а для этого необходимо убрать из воздуха и воды вредные вещества. Например, если в воздухе будет много пыли, то у всех людей будет болеть голова, и они будут плохо себя чувствовать. Или если загрязнена вода, то в ней не смогут жить рыбы и птицы. А самое главное, что мы можем сделать для улучшения экологии, это не мусорить на улице. Ведь, чтобы убрать мусор, понадобится слишком много времени, сил и специальных машин. Поэтому нужно стараться не мусорить, убирать за собой мусор и выбрасывать его в определенные для этого места.

По словам историков, возраст Земли исчисляется не одной сотней миллионов лет, и об её поверхности и недрах имеется очень много информации, до сих пор существует множество вопросов, на которые ученые ещё не могут дать ответ. Но придёт время и на эти вопросы будут найдены ответы. Для людей природа всегда имела большую ценность, так как без неё просто не возможно будет прожить, поэтому каждый человек должен стремиться к тому, чтобы изменить окружающий мир к лучшему. Для этого нужно любить и беречь природу, так как деревья украшают нашу жизнь, они поглощают углекислый газ, выделяя кислород, всё это положительно сказывается на воздухе, которым мы дышим. Животные помогают в борьбе с болезнями, а так же можем и питаться их мясом, птицы поют песни и приносят радость своими звуками. Природа кормит нас и мы должны заботиться о ней.

  • устройства окружающей среды,
  • растения и животные нашей планеты,
  • процессы, происходящие в природе,
  • человек и его здоровье,
  • экологические проблемы человека.
  • легко и быстро выполнить домашнее задание,
  • проверить свои знания,
  • подготовиться к следующему уроку,
  • расширить свой кругозор.

Пользоваться решебником можно везде и в любое время, а так же с любого электронного устройства, имеющего выход в Интернет. А для родителей решебник это хорошая возможность проверить знания своего чада.

Читайте также: