Окружающий мир 3 класс стр 88 93 конспект
Обновлено: 05.07.2024
Цель урока: создание условий для развития у учащихся умения самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи как основа познавательной активности.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-создание условий для проявления обучающимся интереса к учебному материалу и учебной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы.
добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания.
доносить свою позицию до окружающих, высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
сотрудничать в совместном решении проблемы;
учиться уважительно относиться к позиции другого.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-познакомиться с основными оболочками Земли,
-познакомиться с понятием « биосферы и распространением живых организмов в природе,
-научиться приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой.
Организационный момент
- Планета Земля, такая таинственная и неизведанная.( Слайд 1) Сколько тайн хранит она в своих недрах. Сколько загадок нужно раскрыть, чтобы ответить на все вопросы.
- Ребята, вы хотели бы стать сегодня учёными- исследователями ?
Конечно, все открытия делают в научных лабораториях. Там работают профессора, великие учёные, ну а мы сегодня будем юными исследователями.
А что именно мы будем исследовать, вы узнаете, дав общее название предметам на слайде. (Слайд 2)
Актуализация знаний
– Вспомним признаки живых организмов. (Живые организмы могут расти, дышать, питаться, размножаться, умирать.)
– Верно ли утверждение, что все живые организмы обитают на поверхности Земли?
– Так какая же у нас возникает проблема? (Где обитают живые организмы?)
- Что необходимо узнать, чтобы ответить на этот вопрос?
– Давайте составим план урока с помощью опорных слов. (Слайды 3-4)
-Но чтобы ответить на эти вопросы, нам надо провести исследование.
Открытие нового знания
-Из чего состоят тела? (из веществ)
-В каких состояниях находятся вещества в природе?
-Посмотрите на глобус, модель Земли. (Слайд 5)
- Если все вещества находятся в трёх состояниях, то какие оболочки они образуют?
- Какая оболочка существует вокруг Земли? (воздушная оболочка)
-Обозначим её на слайде окружностью голубого цвета. (Слайд 6)
-В каком состоянии находятся вещества в воздушной оболочке? (в газообразном)
– Кто знает, как по-научному называется воздушная оболочка Земли?
-Какая оболочка на глобусе обозначена синим цветом?(водная)
-Обозначим её на слайде окружностью синего цвета. (Слайд 7)
-Каково состояние водной оболочки? (жидкое)
- Кто знает, как по-научному называется водная оболочка Земли?
-Какое слово получилось? (гидросфера)
-А какая третья оболочка – земля, горные породы, суша?
- Это твёрдое состояние веществ, обозначим его окружностью коричневого цвета. (Слайд 8)
– Может быть, кто-то знает, как по-научному называется твёрдая оболочка Земли?
-Что получилось? (литосфера)
- Назовите все оболочки Земли.
Работа с учебником.
-Обратимся к материалу учебника. Откройте учебники на странице 22 -23.
-Прочитаем первый абзац.
-Как называется воздушная оболочка Земли?
-Найдите и прочитайте значение атмосферы.
-Именно благодаря наличию атмосферы на Земле создались благоприятные условия для возникновения жизни. Это своебразный кокон, окутывающий нашу землю. Толщина атмосферного слоя – более 500 км от поверхности Земли.
-Прочитаем второй абзац.
-О какой из сфер Земли идёт речь?
-Прочитайте, из чего состоит литосфера.
-Литосфера включает в себя земную кору и часть верхней мантии. Её толщина на суше в среднем колеблется от 35 до 40 км (на равнинных участках) до 70 км (в горных районах).
-Прочитаем третий абзац.
-Как называется водная оболочка Земли?
-Что образует гидросферу?
-97% воды Земли находятся в океанах. Оставшиеся 3% — пресная вода; три четверти пресной воды пребывает в твердом состоянии в форме льда.
-Итак, с какими новыми понятиями мы познакомились?
- А нам пора немного отдохнуть.
-Вот теперь мы сможем ответить на наш основополагающий вопрос: где же живут живые организмы?
-Давайте определим для каждого животного среду его обитания. ( Слайды 9-10)
-Разных животных мы только условно можем связать (с воздухом - птиц, с землёй - червей, кротов, с водой - рыб). Эта связь недостаточно чёткая: птицы гнездятся на земле, морские животные дышат атмосферным воздухом.
-Могут ли все живые организмы планеты обитать только в одной из сфер?
-Давайте подумаем, где живут другие животные?
-Где живёт бегемот?
-Где живёт комар?
-А где живут раки?
-Наши мнения разделились, как узнать, кто прав? Предлагаю прочитать дополнительные сведения об этих животных и определить их среду обитания. Выполняем задание №1 на рабочем листе.
Задание для 1 ряда:
Бегемоты предпочитают неглубокие водоёмы. Плавают и ныряют бегемоты превосходно. Они могут легко передвигаются по дну. Дышат бегемоты воздухом. Выходят на сушу поесть и погреться на солнце. Для жизни бегемоту необходимы и вода, и суша, и воздух.
Задание для 2 ряда:
Молодость свою он проводит в воде, а зрелость – в воздухе. Самка комара откладывает крохотные яички в воде, из которых образуется личинка. Личинка превращается в куколку. Куколка превращается в комара, который летает в воздухе (атмосфере), а питается кровью животных на земле.
Задание для 3 ряда:
Речной рак обитает в пресной чистой воде — реках, ручьях и озёрах.
Глубина водоёма должна составлять не менее трёх метров. Раки селятся на твёрдом дне водоема, где нет ила. Днём раки скрываются под камнями или в норах, вырытых на дне либо у берегов под корнями деревьев, закрыв вход клешнями. Ночью они выползают из своих укрытий в поисках пищи.
Проверка по рядам.
-1 ряд : Что интересного вы узнали о бегемоте?
-Какая среда обитания ему нужна?
-Посмотрите на схематическое изображение оболочек Земли на слайде. Как нам показать, что бегемоту нужны все три среды обитания?
– Что вам теперь напоминает эта диаграмма? (Пересечение множеств.)
-2 ряд : Что интересного вы узнали о комарах?
-Какая среда обитания им нужна?
-3 ряд : Что интересного вы узнали о раках?
-Какая среда обитания им нужна?
Итак, мы выяснили, что живые организмы могут обитать:
1) либо в гидросфере, либо в литосфере, либо в атмосфере;
2) на пересечении двух сред;
3) на пересечении трёх сред.
-Как же животные могут жить сразу в трех или двух оболочках?
-Животные в одной оболочке могут жить постоянно, а в других обитать временно.
-А чтобы узнать, где же обитает большинство живых организмов, поработайте над заданием №2 на рабочем листе. (В задании необходимо соединить картинку со средой обитания). Выполните это задание в паре. Определите среду обитания каждого живого организма.
-Проверим по доске (двигаться будем от рака по часовой стрелке) (Слайд 11)
-Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок?
-Сделайте вывод, где же обитает большинство живых организмов?
Подведём итог урока.
Проверим себя, выполнив задание №3 на рабочем листе.(задание тестового характера)
1.Воздушная оболочка Земли - _______________________________
2. Водная оболочка Земли - _______________________________
3. Каменная оболочка Земли - ________________________________
4. В каких оболочках Земли встречается жизнь? ________________________
5. Оболочка Земли, где встречается максимум живых организмов - ________
-Оцените свою работу. Если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте круг красным цветом, если одну- зелёным, в другом случае используйте жёлтый карандаш.
-Поднимите вверх карандаш, которым пользовались.
-Какая из оболочек Земли страдает больше всего от хозяйственной деятельности человека? Докажите.
-Какой бы совет вы могли дать человечеству?
-Я с вами согласна, ребята. И на этот вопрос мы дружно ответим -нет!
Люди! Мир прекрасен. Он создан для нас. Наслаждайтесь тем, что имеете. Посмотрите вокруг. Живёт повсюду красота!
Домашнее задание будет на выбор (Слайд 12)
1. Прочитать материал в учебнике стр. 22-25
2. Выполнить задания в рабочей тетради №1,2 ( стр.9)
3.Составить свои задания - загадки на карточках о любом живом организме, используя знания об их среде обитания.
Встаньте , на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок.
- Спасибо за урок, все молодцы!
1. Учебник .Окружающий мир "Обитатели Земли" , 3 класс 1 часть, Д.Д. Данилов, А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан , "Баласс", 2015 г.
2. Рабочая тетрадь .Окружающий мир "Обитатели Земли", 3 класс 1 часть, А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан ,"Баласс", 2015 г.
3.А.А.Вахрушев, О.А.Родыгина: Обитатели Земли. ("Обитатели Земли"). 3 класс. Методические рекомендации для учителя. ФГОС, ,"Баласс", 2013 г.
определять животных и относить их к определённой группе.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке; работать с текстом и рисунками учебника- доказывать свои предположения; работать в группе: классифицировать объекты, задавать вопросы, осуществлять само- и взаимопроверку.
Личностные: иметь представление о целостности окружающего мира; принимать социальную роль обучающегося.
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая и индивидуальная работа.
Интерактивная доска, рисунки и фотографии с изображением растений и животных, разрезные карточки, таблица.
Зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.
умение рассказать о разнообразии животного мира.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
II. Актуализация знаний. Мотивация.
- Тему сегодняшнего урока вы узнаете если прочитаете запись
Учитель. Назовите тему урока.
Учитель. Исходя из темы, определите задачи на урок.
Дети. Познакомиться с видами животных, научиться их различать.
Учитель. Как вы думаете, как называется наука, которая изучает животных?
Учитель. Найдите ответ в тексте учебника (стр.87).
Дети. Животных изучает наука зоология.
Как называют ученых, изучающих зоологию?
Сегодня в царстве животных вы будете в роли зоологов.
III. Исследование в малых группах.
Учитель. На столах у вас лежат фотографии представителей животных этой группы, учебники, текст о данной группе животных и таблица, которую надо заполнить. (В каждой группе назначается консультант, который будет направлять деятельность всей команды.)
Учитель. Как настоящие учёные, составим план работы . Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?
- Прочитать текст.
- Рассмотреть фотографии.
- Заполнить таблицу, отметив какие особенности имеют животные – представители этой группы.
Правила работы в группах .
- Работай в группе дружно, помни: вы одна команда.
- Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
- Не бойся высказывать своё мнение.
- Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других членов группы.
- Работай сам, не рассчитывай на других.
- Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
- В случае неправильного ответа не вини никого, отвечай за себя. Помни: каждый человек имеет право на ошибку.
- Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то используйте считалку или жребий.
IV. Обмен информацией.
Дать возможность каждой группе представить информацию. Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы животных в единую таблицу . Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах.
Природа всегда влекла человека своими просторами, первозданностью и тайной, как правило, бывает сокрыто от постороннего взгляда. Но в этом красочном многообразии и есть то, способно затронуть самые тонкие струны души, вызвать восторг и восхищение перед красотой нашей земли. Разнообразие животного мира нашей планеты поражает своей уникальностью. Животные и растения это неотъемлемая часть природы, без которой жизнь на Земле была бы невозможна. Человек тоже является частью природы, поэтому он должен иметь возможность дышать чистым воздухом и пить чистую воду, а для этого необходимо убрать из воздуха и воды вредные вещества. Например, если в воздухе будет много пыли, то у всех людей будет болеть голова, и они будут плохо себя чувствовать. Или если загрязнена вода, то в ней не смогут жить рыбы и птицы. А самое главное, что мы можем сделать для улучшения экологии, это не мусорить на улице. Ведь, чтобы убрать мусор, понадобится слишком много времени, сил и специальных машин. Поэтому нужно стараться не мусорить, убирать за собой мусор и выбрасывать его в определенные для этого места.
По словам историков, возраст Земли исчисляется не одной сотней миллионов лет, и об её поверхности и недрах имеется очень много информации, до сих пор существует множество вопросов, на которые ученые ещё не могут дать ответ. Но придёт время и на эти вопросы будут найдены ответы. Для людей природа всегда имела большую ценность, так как без неё просто не возможно будет прожить, поэтому каждый человек должен стремиться к тому, чтобы изменить окружающий мир к лучшему. Для этого нужно любить и беречь природу, так как деревья украшают нашу жизнь, они поглощают углекислый газ, выделяя кислород, всё это положительно сказывается на воздухе, которым мы дышим. Животные помогают в борьбе с болезнями, а так же можем и питаться их мясом, птицы поют песни и приносят радость своими звуками. Природа кормит нас и мы должны заботиться о ней.
- устройства окружающей среды,
- растения и животные нашей планеты,
- процессы, происходящие в природе,
- человек и его здоровье,
- экологические проблемы человека.
- легко и быстро выполнить домашнее задание,
- проверить свои знания,
- подготовиться к следующему уроку,
- расширить свой кругозор.
Пользоваться решебником можно везде и в любое время, а так же с любого электронного устройства, имеющего выход в Интернет. А для родителей решебник это хорошая возможность проверить знания своего чада.
Читайте также: