Конспект урока математики 2 класс периметр тема урока
Обновлено: 16.05.2024
Оценить 4862 0
Закрепить знания о прямоугольнике (противоположных, соседних сторонах), отрабатывать умения чертить геометрические фигуры, упражнять в нахождении периметра многоугольника на основе измерений и вычислений, закреплять вычислительные навыки, формировать умение решать задачи;развивать логическое мышление, навык устного счёта, воспитывать познавательную активность и умение работать в коллективе.
Организационный момент.
«Ровно встали, тихо сели,
Очень сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Прозвенел сейчас звонок,
Актуализация знаний учащихся.
Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Какое событие произошло совсем недавно в г. Сичи?
(22 зимние олимпийские игры)
- Сколько дней она продолжалась?
- Что вы можете сказать про это число?
(Двузначное, нечетное, 1дес.7 единиц)
- Сколько медалей получила Россия на олимпиаде в г. Сочи?
- Что вы можете сказать про это число?
(двузначное, нечетное, 3 дес. 3ед.)
Я предлагаю сегодня принять участие в нашей малой классной олимпиаде. Здесь мы узнаем что-то новое, закрепим вычислительные навыки, умения решать задачи.
- Скажите, как называются участники олимпиады?
Значит мы с вами олимпийцы!
Каждый уважающий себя олимпиец ведет дневник олимпийца, куда записывает свои результаты, победы, рекорды. Вот и у каждого из вас на партах лежат дневники
ЭТО БУДЕТ ВАШ ОЛИМПИЙСКИЙ ДНЕВНИК
Олимпийский дневник
А начнем мы с истории олимпийских игр.
1). А знаете ли вы, где проходили 1 олимпийские игры.
- Нет? Тогда решив пример, вы ответите на данный вопрос.
17- ( 18 – 9) = 8
8 – Греции (Г)
- Более 1000 лет назад игры были проведены впервые в Греции в городе Афины (в 1896 году). В них приняли участие 311 спортсменов.
2).- Сколько стран мира принимали участие в 1-х олимпийских играх?
Правильно, на первых олимпийских играх было 311 спортсменов из 13 стран мира.
3). - Через какой период проходят Олимпийские игры?
15 – (6 + 5) = 4
Да, через 4 года.
4).- Но па протяжении всей истории олимпийских игор они все – таки были отменены. Из – за чего?
(3 + 8) + (12 – 6) = 17
Это было во время 1 и 2 мировых войн. Олимпийские игры и смерть, война, насилие несовместимы.
5). Символом Олимпийских игр являются 5 колец. Что они означают?
(46 – 40) + (58 – 8) = 56
Пять переплетенных колец, которые окрашены всиний,желтый,черный,зеленыйикрасныйцвет, являются символом Олимпийских игр. Пять колец представляют пять частей света.
голубое кольцо эмблемы символизирует Европу,
черное - Африку,
желтое - Азию,
красное - Америку
и зеленое - Австралию с Океанией.
4). Талисман в виде какого животного являлся символом Олимпийских игр в России: в Москве и в Сочи.
(90 + 5) – (43 – 40) = 92
Талисманом Олимпийских игр был мишка.
А теперь, если все полученные цифры, с соответствующими буквами, поставить в порядке возрастания, то вы сможете прочитать слово.
Ф И Г У Р Ы
Проверка. Давайте оценим свою работу.
Для этого на ПЬЕДЕСТАЛЕ УСПЕХА вашего дневника нарисуйте кружочек (или смайлик). Если вы справились с заданием
без ошибок, то на 1 верхней ступеньки,
если допустили ошибку на 2 ступеньке,
если не справились с заданием на 3 ступеньки.
ИТАК, вы получили слово фигуры. А какие фигуры вы знаете?
Вот я взяла некоторые фигуры и построила олимпийский комплекс.
- Какие фигуры мне понадобились?
- На какие две группы можно разделить все эти фигурф?
(многоугольники и круг)
- ( убираю круг) А теперь ?
( треуг. и четырехуг.)
-(убираю треугольники) А теперь?
( С прямыми углами и без)
- (убираю трапецию) А теперь?
(квадраты и прямоугольники)
- (убираю квадраты) остались только прямоугольники.
Докажите, что эти фигуры прямоугольники.
( 4 стороны, 4 прямых угла, все углы прямые, противоположные стороны равны)
- Сколько пар одинаковых сторон у прямоугольника? ( 2 )
- Сколько произведений можно составить? ( 2)
- Как вы это определили?
(если слагаемые одинаковые, то сложение можно заменить умножением)
– Что можно узнать, зная длину сторон прямоугольника?
- Сформулируйте тему урока.
Оценивание Как быстро вы догадались, какова тема урока
III . Работа по теме урока.
- Постройте прямоугольник со сторонами 3см и 6см и подпишите длину его сторон.
- Что такое периметр?
(Сумма длин всех сторон)
- Найдите периметр прямоугольника. ( 3+6+3+6= 18 (см) )
Это первый способ нахождения периметра прямоугольника.
- Сумма каких слагаемых можно заменить умножением? ( 3+3 и 6+6 )
Замените (3 x 2+ 6 x 2=18 (см)
Это второй способ нахождения периметра прямоугольника.
- Но можно по другому записать это решение.
Посмотрите на свой прямоугольник. Сколько разных сторон у него?
(две: длина и ширина)
- Запишите их сумму. (3+6)
- Сколько раз в прямоугольнике повторяется эта сумма? (2)
Значит: (3+6) x 2 =18 (см)
Это третий способ нахождения периметра прямоугольника
- Обозначим длину прямоугольника латинской буквой a ,
а ширину – буквой b . Подставим в наше решения. Мы получили три формулы нахождения периметра прямоугольника.
- Ребята, какими должны быть настоящие олимпийцы?
(сильными, смелыми, ловкими…)
- А что бы нам быть такими надо обязательно делать зарядку …
- Настоящие олимпийцы, на зарядку становись
Ф И З М И Н У Т К А ( Солнышко лучистое )
Закрепление изученного
- Стр. 52 №1 - Посмотрите, как находили периметр прямоугольника. Совпадает ли это решение с теми формулами, которые мы с вами только чо вывели?
- У вас на парте лежат прямоугольники разных цветов. Попробуйте в парах найти длины сторон данного прямоугольника и вычислите периметр разными способаминайдите в олимпийской символике свой результат откройте свое слово и мы узнаем дивиз олимпийцев:
О Л И М П И Й Ц Ы В С Е Х С И Л Ь Е Й, О Т В А Ж Н Е Й И Х Р А Б Р Е Й
Оценивание свою работу в парах
Решение задач
- Россия на олимпиаде заработала 24 золотых и серебряных медалей. Из них 13 золотых, а остальные серебряные. Сколько серебряных медалей заработала Россия?
Нам надо составить и решить задачи обратные данной.
- Как решить данную задачу?
Составьте и решите задачи обратные данной в парах.
П Р О В Е Р К А
Оценивание свою работу в парах
Доп. Задание № 6 1 вариант k – 8
2 вариант k + 8
Подведение итогов.
- какое открытие вы сделали на уроке?
- Какое чувство вы испытывали, когда ваше с открытиями совпало с формулами в учебнике?
- Сколько способов нахождения периметра прямоугольника существует?
- Все ли вам было понятно?
- Кому нужна помощь?
- О каком задании вы расскажете дома?
Домашнее задание.
Стр. 52 №4, № 7
С П А С И Б О З А У Р О К !
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Математика. 2 класс. Школа 2100.
Тема: Периметр квадрата и прямоугольника.
Цель урока : открытие новых знаний о нахождении периметра квадрата и прямоугольника.
Задачи урока :
1. Актуализировать и упорядочить знания учащихся о прямоугольнике и квадрате.
2. Совершенствовать навыки изображения прямоугольника и квадрата.
3. Вывести формулы периметра квадрата и прямоугольника.
4. Развивать умение применять полученные знания и умения на практике.
5. Развивать умения работать в группах, доказывать свою или принимать точку зрения другого ученика.
6. Формировать умение самостоятельно оценивать результат своей деятельности, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
7. Развивать речь, внимание, логическое мышление.
Формы организации работы детей: фронтальная, в группе, индивидуальная, работа с карточками.
Ожидаемые результаты урока :
Предметные: формирование навыка изображения геометрических фигур (квадрат и прямоугольник, умение находить периметр этих фигур по формулам.
Коммуникативные: формирование умения работать в группах, доказывать свою точку зрения.
Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Личностные: мобильность, самостоятельность, толерантность, принимать точку зрения другого ученика.
Познавательные: формирование умения строить речевые высказывания, работать с информацией, рефлексивность.
Ход урока
1. Организационный момент. (Дети сидят по группам по 5-6 человек 4 группы).
Громко прозвенел звонок -
Начинаем наш урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Ни минуты не теряем.
- Проверьте свои рабочие места, все ли на месте, порядок ли. Вспомним, как правильно сидеть. Следим за осанкой. Давайте посмотрим, с каким настроением вы начинаете урок? (если хорошее настроение, то поднимаем солнышко, если плохое - тучку).
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
- Ребята, вы любите путешествовать? (Да)
- Тогда мы отправимся сегодня в путешествие. А вот куда, вы отгадаете, выполнив задание.
( На доске картинки: арифметическое выражение, карандаш, линейка, угольник, циркуль, прямоугольник, круг, квадрат.
- Лишнее арифметическое выражение, так как всё остальное имеет отношение к геометрии.
И все эти предметы и фигуры нам пригодятся на уроке.
Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Геометрия!
В этой стране живут фигуры,
Линии, точки и тела,
Треугольники, квадраты.
Вот такие, брат, дела!
Пусть в эту страну не летят самолёты,
Не едут машины и не ходят суда.
В страну Геометрию вы попадёте
В школе за партой легко и всегда!
- Ребята, кто-нибудь знает что такое Геометрия? (Выслушиваем ответы)
- Обратимся за научным ответом к Учёному Коту.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Что то измерять, записывать измерения.)
Верно. А ещё нам нужно вывести две формулы. А какие вы узнаете чуть позже.
- Итак, в путь! Но нам нужен транспорт. Создадим его сами!
Возьмите каждый по геометрической фигуре на столах, найдите значение выражения на фигуре и наклейте её, соответственно результату на большой цветной прямоугольгик.
(В каждой группе получается вагон. На доске составляем поезд.)
Выражения на геометрических фигурах:
(48 - 33) : 5 + 81 = 84 (92 - 90) х 5 + 80 = 90
(5 х 3 + 22) – 3 = 34 (21 – 1) : 5 + 73 = 77
(28 + 2) : 5 + 40 = 46 8 х 1 - ( 35 : 5) = 1
- Из каких геометрических фигур состоят наши вагончики? (квадрат, прямоугольник, круг)
- Нас сегодня будут интересовать квадрат и прямоугольник.
- Расскажите все, что знаете о квадрате и прямоугольнике? (Дети отвечают)
- Чем они похожи, а чем отличаются?
- Мы выяснили сходство и различие этих фигур. Эти знания нам сегодня пригодятся для дальнейшей работы.
4. Открытие новых знаний.
- Пока мы с вами повторяли свойства квадрата и прямоугольника, мы прибыли в город Периметр.
- Какими умениями и знаниями вы будете пользоваться в этом городе? (Периметр – это сумма длин всех сторон. Это величина, которая измеряется в см. Обозначается латинской буквой Р).
Верно. И вот задание.
Начертите квадрат со стороной а, если а = 2см (1 группа, 3см (2 группа, 4см (3 группа, 5см (4 группа).
Найдите периметр этих квадратов. Запишите выражения, заменяя умножением.
- Откройте тетради, запишите дату и выполните первую часть задания (начертить квадрат).
1. Р=2+2+2+2=8 (см) 2 х 4=8 (см)
2. Р=3+3+3+3=12 (см) 3 х 4=12 (см)
3. Р=4+4+4+4=16 (см) 4 х 4=16 (см)
4. Р=5+5+5+5=20 (см) 5 х 4=20 (см)
А теперь заменим длину стороны буквой а и запишем нахождение периметра квадрата только с помощью буквы:
Р (квадрата) = а+а+а+а = а х 4 (см)
Формула периметра квадрата (Дети то же записывают в тетрадь красным карандашом)
На карточке формула на доску (В виде вагона прицепляем к нашему поезду).
Много ль надо нам ребята,
Для умелых наших рук?
Начертить прямоугольник,
А на нём огромный круг,
Вот овалы. Их четыре.
Вот и вышел очень-очень
(На доске по ходу выполнения движений появляется Чудачок, состоящий из геометрических фигур. См. приложение).
5. Конструирование нового способа действий.
Ребята, такой Развесёлый Чудачок – это мэр города Периметр. Он прислал нам напутствие в дорогу:
Вы умнейшие на свете!
Я желаю вам в пути
Ещё формулу найти.
Вы её быстрей найдёте,
Если знания возьмёте
Те, которыми я вас
Осчастливил в этот раз.
Про периметр квадрата
Помните, мои ребята!
А умножить на четыре
Знаменита во всём мире!
Ну, не смею вас держать.
К фонтану нужно вам бежать!
Там вы сами всё поймёте,
Да и формулу найдёте!
Желаю знаний сундучок!
- А пока я вам читала напутствие мэра, мы пришли к Прямоугольному фонтану.
Начертите прямоугольник длиной b и шириной а, если а = 2 см, b = 5см (1 группа,
а = 1см, b = 4см (2 группа, а = 2 см, b = 3см (3 группа, а = 1см, b = 3 см (4 группа).
Найдите периметр. Запишите выражения, заменяя, где возможно, сложение умножением.
- Выполните первую часть задания. (Начертить прямоугольник).
- Мы знаем формулу периметра квадрата. Мэр нам сказал, что она нам поможет. Можем ли мы найти периметр прямоугольника по формуле квадрата? (Думаем нет, т. к. в квадрате все стороны равны, а в прямоугольнике только противоположные).
- Но мы знаем, что периметр - это сумма длин сторон, начнем с этого и посмотрим, что получится.
1. Р = 2+2+5+5=14 (см) 2 х 2 + 5 х 2 = 14 (см)
2. Р = 1+1+4+4=10 (см) 1х 2 + 4 х 2 = 10 (см)
3. Р = 2+2+3+3=10 (см) 2 х 2 + 3 х 2 = 10 (см)
4. Р = 1+1+3+3=8 (см) 1 х 2 + 3 х 2 = 8 (см)
Заменим длины сторон буквами:
Р (прямоуг.) = а+а+b+b = а х 2 + b х 2 (см)
Клик (Формула периметра прямоугольника)
То же у детей в тетрадях красным карандашом
Формула на каточке появляется на доске (В виде вагона прицепляем к поезду).
- Скажите, почему в формулах используют буквы? (Потому, что фигуры бывают с разными длинами сторон. Формула должна быть универсальной и подходить для нахождения периметра любого прямоугольника).
- Мы прибыли в город Логика.
Обратимся к Учёному Коту и узнаем что такое логика?
Логика (греч.) – логос – разум, рассуждение, мысль.
Три сундука. Клик
Определить в каком из них треугольник, квадрат и прямоугольник, если все надписи ложные. Клик
1) Здесь треугольник. (Ложь); прямоугольник
2) Здесь нет квадрата. (Ложь); квадрат
3) Прямоугольник здесь. (Ложь). треугольник
На слайде остаются прямоугольник и квадрат с обозначенными длинами сторон.
Найти периметры, пользуясь формулами. (Самостоятельная работа).
Проверка. (Дети выходят к доске и записывают вычисления)
7. Итог. Рефлексия.
- Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока? (вывести две формулы)
- Выполнили ли мы её? (Да)
- Ребята, где пригодятся вам эти знания?
- С каким настроением мы заканчиваем урок? Прикрепите солнышки или тучки на доску.
- Запишите домашнее задание.
Прикреплённые файлы:
Тип урока – изучение нового материала
развивать умение рассуждать, сопоставлять, сравнивать.
Планируемые результаты:
- Умение формулировать правило нахождения периметра прямоугольника по формуле; решать задачи на нахождение периметра прямоугольника;
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке.
-Умение работать по составленному плану, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
-Умение оценивать результат своей работы на уроке, оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные УУД
- Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
-Умение работать в паре, группе; формулировать собственное мнение.
-Умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Познавательные УУД
- Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
-Умение добывать новые знания; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
-Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные УУД:
- Способность к самооценке осознания содержания учебного материала.
- Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран;
рабочая тетрадь №1, 2 класс / В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. – М.: Вентана-Граф, 2016 г.
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Начнем скорей урок!
-На листе самооценки укажи, с каким настроением вы пришли на урок математики
Подготовка к работе
На листе самооценки указывают настроение, с которым пришли на урок. (Приложение 1)
- Способность к самооценке на основе критерия настроения
Регулятивные
Коммуникативные
-умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
-Что вы знаете про треугольник?
Как называется фигура, у которой 4 стороны и 4 угла?
Как называется фигура, у которой много углов?
-Какие углы бывают у многоугольников?
-Как называются фигуры, у которых прямые углы?
-Что вы знаете о прямоугольниках?
-Оцени свою работу на этом этапе на листе самооценки.
Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Отвечают на вопрос учителя.
-Острые, прямые и тупые углы.
-Квадрат и прямоугольник.
-У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника только противоположные.
На листе самооценки оценивают свою работу на этом этапе.
Коммуникативные
– умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные
- Умение ориентироваться в своей системе знаний.
3. Постановка учебной задачи.
Построение проекта выхода из затруднения
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
-Ребята, посмотрите на доску.
Матрёшки решили к празднику сделать подарки. Они взяли тесьму, чтобы обшить платочки. Но прежде чем отрезать часть тесьмы им необходимо определить, сколько, же надо отрезать.
У вас на партах лежат все необходимые материалы: платочки, тесьма, линейка, карандаш, ножницы. Помогите матрёшкам.
Вспомните правила работы в группе.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
- Как вы считаете, хватит ли тесьмы, чтобы обшить салфетку по краю?
-Как нам это узнать? Назовите самый простой способ
-Какой вывод вы сделаете? Хватает ли нам тесьмы для салфетки?
Какой же длины нужно взять тесьму, чтобы обшить салфетку по краю?
-Как мы можем это узнать?
-На какую геометрическую фигуру похожа наша салфетка?
-Что является границей многоугольника?
-Можете ли вы найти длину этой ломаной линии?
-Как это можно сделать? Какие способы вы знаете?
-Измерьте, пожалуйста, длину ломаной линию любым из этих способов. Запишите числовое выражение в тетрадь.
- А что мы нашли? Скажите, используя язык математики?
- Сумма длин всех сторон многоугольника называется периметром.
Это слова греческое слово, в переводе означает: меряю вокруг.
-Какая тема нашего урока.
-Определим цель урока
Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.
Выстраивают цепочку простых логических рассуждений при решении проблемной ситуации.
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.)
- нужно приложить тесьму по краю салфетки и посмотреть хватит ли ее.
- измерить длины всех звеньев с помощью линейки, а потом их суммировать, измерить с помощью циркуля, с помощью листа в клеточку, с помощью нитки или веревочки.
Решение: 15+15+15+15=60 (см)
- сумму длин всех сторон многоугольника.
- Научимся определять периметр многоугольника.
Регулятивные
целеполагание
- умение определять цель деятельности на уроке;
Познавательные
Умение добывать новые знания; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
-Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные
– умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
4 Первичное закрепление
Устанавливает осознанность ситуации
-А сейчас выполним задание № 6 в учебнике на стр.82
Научимся записывать решение данной геометрической задачи.
-Проверьте положение тетради, посадку. Отступите 1 клетку вниз. Пишем №6.
-Первый ряд. Чему равен периметр синего многоугольника? Запишем.
- как можно изменить выражения, если встречаются несколько одинаковых чисел?
воспитывать интерес к изучению математики, любовь к природе, к животным.
Урок — сказка по математике во 2 классе
Тема. Периметр треугольника, квадрата, прямоугольника.
формировать представление о периметре геометрической фигуры, подвести детей к самостоятельному нахождению периметра
(суммы длин сторон) треугольника, квадрата, прямоугольника; учить детей пользоваться чертежными принадлежностями;
развивать память, внимание, логическое мышление, математическую речь, совершенствовать вычислительные навыки;
воспитывать интерес к изучению математики, любовь к природе, к животным.
Читайте также: