Конспект урока мастер и маргарита московские главы

Обновлено: 07.07.2024

(Система уроков)

Не так давно невозможно было представить себе, что произведения Михаила Афанасьевича Булгакова будут внесены в школьную программу по литературе XX века.

Начиная работу над романом, учитель не должен рассчитывать на то, что сумеет охватить весь необъятный булгаковский мир. Думается, при разговоре о романе даже должна остаться недоговоренность (то, что послужит толчком для самостоятельного осмысления произведения при последующих обращениях к нему), тем более что роман полон загадок, которые нельзя разгадать или дать на них однозначный ответ. И ученики, осознав это, не отнесутся снисходительно к учителю, задавшему им вопрос, на который и сам-то он не находит ответа. В этом тоже очарование, необычность булгаковского романа.

Определим темы уроков.

Вряд ли стоит на уроке останавливаться на подробной биографии писателя. Но в жизни каждого талантливого человека есть вехи, которые определяют его судьбу.

Из-за тифа остается во Владикавказе, когда деникинцы отступают. Чтобы не умереть с голоду, пошел сотрудничать с большевиками — работал в подотделе искусства, читал просветительские лекции о Пушкине, Чехове, писал пьесы для местного театра. Обладая артистичностью, чуткостью ко всякой театральности, тянулся к сцене с юности. Теперь начал печататься — драматические сценки, небольшие рассказы, сатирические стихи.

«— Почему он вдруг изменился? — спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.

Переходим с учениками к разговору о романе.

Второй-третий уроки. Композиция романа, его проблематика. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе.

Зададим ученикам вопрос о главных героях и напомним им, что это поможет нам осознать сюжетные линии, определить тему, идею произведения, его проблемы. Ответ на наш вопрос, как представляется ребятам, лежит на поверхности: конечно, Мастер и его возлюбленная Маргарита. Здесь-то и заключается основная ошибка тех читателей, которые не придают пока большого значения роману, написанному самим Мастером.

Цель первых уроков — показать, как самостоятельное в определенном смысле произведение, посвященное ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности. Мало того, роман, принадлежащий перу Мастера, — это тот стержень, на котором держится все произведение. В его основу положены определенные главы Нового Завета. Но различие художественного произведения с богословским очевидно. Вряд ли стоит требовать от учеников точного знания того, о чем идет речь в Библии: никто из словесников не может сейчас взять на себя смелость толковать Новый Завет. Но, чтобы убедиться, что Мастер создает оригинальное художественное произведение, скажем, что в Евангелии от Иоанна, которое больше всего любил Булгаков, не идет речь о страданиях Понтия Пилата после казни Иисуса.

Для анализа берутся главы 2, 16, 25, 26, 32-я, эпилог.

К 11 классу учащиеся уже хорошо знают, что портрет является одним из способов раскрытия характера героя, в нем автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица. Посмотрим, какими предстают перед читателем два героя — Понтий Пилат, обладающий неограниченной властью прокуратор Иудеи, и Иешуа Га-Ноцри, бродячий двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся сейчас перед глазами владыки.

Здесь еще раз отметим, что Мастер ведет речь не о Божьем сыне, его герой — простой человек. Почему? Какие проблемы будут разрешаться в романе Булгакова — богословские или реальные, мирские? Возможный ответ учеников выглядел бы так: опальный некогда роман посвящен земной жизни, и не случайно история Иешуа и Пилата будет разворачиваться параллельно с историей Мастера и Маргариты.

Боится ли арестант Понтия Пилата? — Он боится опять пережить физическую боль (вспомним, как по приказу прокуратора Крысобой бил его). Но непоколебим останется тогда, когда будет отстаивать свой взгляд на мир, на веру, на истину. Он несет в себе внутреннюю силу, заставляющую людей слушать его.

И Понтий Пилат после этой части разговора принимает решение в пользу Иешуа. Спросим у ребят какое. Услышим в ответ: объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, и, удалив из Ершалаима, подвергнуть заключению там, где располагалась резиденция прокуратора. Почему? Такого человека хочется держать при себе. Пилат, видящий вокруг себя только тех, кто его боится, может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.

И после того как Синедрион подтвердил свое решение относительно казни Иешуа и освобождения Вар-раввана, «все та же непонятная тоска… пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал.

Какой еще поступок совершит Пилат, пытаясь смягчить муки совести? — Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но все тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа перед смертью просит передать Пилату. Ребята найдут эти слова. (Глава 25-я.) Их повторит прокуратору Иудеи Афраний, начальник тайной службы.

Вот оно — возмездие. Уйти от него невозможно. Ты, Всадник Золотое Копье, трус и вынужден сейчас согласиться с такой своей характеристикой. Что можно сейчас сделать? Что-то, за что не накажет кесарь, но что хоть как-то поможет ему, Пилату, оправдать себя. Какое приказание и как отдаст он начальнику тайной полиции?

Жаль, что скорее всего на уроке не найдется времени перечитать этот разговор двух умных людей, уважающих, понимающих друг друга, но все-таки опасающихся говорить открыто. Этот разговор полон недомолвок и полунамеков. Но скажем вместе с учениками, что Афраний прекрасно поймет своего господина.

Оставим на время Понтия Пилата и вспомним, что в рассматриваемых нами главах действует еще один герой. Это Левий Матвей. Спросим, как поведет себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа.

Он сумел устроиться в расщелине на камне. «Мучения человека были настолько велики, что по временам он заговаривал сам с собой.

Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед учителем? — Он снимет его тело со столба и унесет его с вершины горы.

«— Почему? — темнея лицом, спросил прокуратор, — я тебе неприятен, ты меня боишься?

Та же плохая улыбка исказила лицо Левия, и он сказал:

И Понтий Пилат лишь тогда на мгновение осознает свое торжество над Левием, когда на его заявление о желании убить Иуду ответит, что это уже сделал он.

Итак, Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет. И Маргарита, которая путешествует с Воландом, просит его отпустить Пилата.

«— Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него попросил уже тот, с кем он так стремится разговаривать, — тут Воланд опять повернулся к Мастеру и сказал: — Ну что ж, теперь ваш роман вы можете кончить одной фразой!

Мастер как будто бы этого ждал уже… Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:

Успокоится ли теперь бывший прокуратор Иудеи? Спросим у учеников, почему эти слова не заканчивают истории Понтия Пилата и Иешуа. Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером?

Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

В ходе наших уроков мы с учениками еще вернемся к этому эпизоду. Возвращение это окажется логичным и необходимым тогда, когда мы поговорим о судьбе самого Мастера.

Подведем итоги двух уроков, посвященных роману, написанному Мастером. Попросим учеников ответить на вопрос: зачем понадобился Булгакову такой художественный прием — параллельно повествованию о современности вести еще и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, которые происходили две тысячи лет назад?

Ответы учащихся будут сводиться к следующему. Роман Булгакова посвящен вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.

Какие это проблемы? Назовем их.

Что такое истина?
Человек и власть.
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.
Позже мы расширим круг проблем, коснувшись истории Мастера.

Определим домашнее задание на следующий урок:

Эти задания предлагаем по вариантам, чтобы ученики имели возможность не торопясь перечитать страницы романа. (Не забываем поставленную в начале работы цель — заинтересовать чтением романа, расширить представление о нарисованных автором характерах).

Четвертый урок. Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты.

В романе Булгакова есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это хочется писать с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта этого человека. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и Иешуа. Так кто же он, почему не называет своего имени? На уроке поговорим о его трагической судьбе и о том мире, в который приходит он со своим романом.

Спросим у ребят, в каком эпизоде впервые появляется Мастер.

Между ними установится та степень доверия, которая поможет каждому осознать что-то в себе. Мастер найдет в этом подтверждение своих догадок, а для Ивана эта встреча станет точкой отсчета новой жизни.

Роман был дописан.

Что же не устраивало литераторов в романе Мастера? Чтобы ответить на этот вопрос, расширим наше представление о том мире искусства, куда вынужден был войти автор романа о Понтии Пилате. В романе Булгакова есть главы, специально этому посвященные, и вместе с ними отдельные эпизоды, которые позволяют представить страшную картину бездарности, приспособленчества, стремления погубить все живое и талантливое — и это в мире искусства!

Какие эпизоды могут вспомнить ученики?

Ученики продолжают приводить примеры, подтверждающие, что литературный мир Москвы ужасен.

Темы произведений писателям, оказывается, навязывают, недаром редактор добивается от Мастера, кто надоумил его сочинить роман на такую странную тему. Вспомним, что Берлиоз отчитывает Ивана Бездомного за то, что тот не сумел написать, как требовалось, заказанную ему антирелигиозную поэму.

Так и живут на свете эти люди, забывшие о высоком назначении писателя, потерявшие стыд и совесть. Недаром так страшно расправится нечистая сила с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову.

Об этих уродствах бытия Булгаков говорит с сарказмом, то есть с язвительной насмешкой. Автор наследует сатирические традиции русской литературы XIX века. Вспоминаются сразу имена Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Подведем итоги урока.

Домашнее задание к следующему уроку:

Начнем урок с вопросов:

Кого из героев романа, написанного Мастером, напоминает Маргарита в своем стремлении спасти возлюбленного? Как вернет она свою любовь?

От учеников услышим, что Маргарита сейчас так же бескорыстна, отважна, как и Левий Матвей, пытавшийся спасти Иешуа. Люди сделали все, чтобы разлучить возлюбленных, а вернуть Мастера поможет Маргарите нечистая сила. Обратимся к сюжету романа и вспомним, как состоится знакомство Маргариты с Воландом.

Наверное, человек воспользовался бы сейчас промахом Маргариты, но не дьявол. Он не может не вернуть Маргарите ее возлюбленного. Поэтому прощать Фриду будет сама Маргарита. В этом есть символический смысл: человек будет прощать человека. А ее желание видеть Мастера выполнит Воланд.

Обратимся теперь с учащимися к главе

С какой просьбой к Воланду приходит Левий Матвей?

«— Он прочитал сочинение Мастера, — заговорил Левий Матвей, — и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?

Маг поглядел на затихшую, пораженную появлением кресла из воздуха публику.

И начинается проверка того, что же изменилось в людях за два тысячелетия. Блестящее представление прерывается то аплодисментами, восхищением, вызванными летящими откуда-то сверху деньгами, возможностью получить бесплатное платье, то криками ужаса, когда у надоевшего всем пошляка Бенгальского оказывается оторвана голова. Вспомним, что много веков назад в Ершалаиме казнь Иешуа Га-Ноцри, Дисмаса и Гестаса воспринималась людьми как представление.

Можно поговорить с учениками о том, какими вообще предстают в романе Воланд и его приближенные. Они симпатичны всем читателям. И не только тем, что именно они воздают всем по заслугам и утверждают справедливость и нравственность, утерянную людьми. Эти фантастические герои воспроизводят реально существующие типы.

Вернемся теперь к нашему вопросу о соотношении в романе трех этих понятий.

Приведем фрагменты из работ ребят, которые зачитываются вслух и тут же обсуждаются.

И последняя цитируемая работа.

Кстати, внимательный читатель этой работы уже отметил для себя, что на этом уроке мы постоянно обращаемся к параллелям, существующим в романе Булгакова. А это было письменное задание одной из групп учащихся. Они сейчас постоянно подключаются к работе.

Настала пора подводить итоги разговора о романе М. А. Булгакова. Учитель скажет, что следует опять вернуться к тому, с чего начинали знакомство с героями: вместе с ними решали, что такое истина.

Какова же стержневая идея романа? Это идея внутренней свободы человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным. Он творит добро — его не понимают, швыряют в него камни, распинают его, но свобода, истина, добро превыше всего, они бессмертны.

И самые возвышенные идеи не умирают, а живут в продолжателях, учениках. Мы уже говорили о Левии Матвее — человеке, который, конечно, не все понимал в своем учителе, был фанатиком, но интуитивно чувствовал, что идти в жизни нужно за такими. И опять поработают ребята, которые отслеживали систему подобий в романе. Спросим их, почему роман в целом заканчивается сценой, связанной не с таким уж важным на первый взгляд героем, как Иван Бездомный.

Услышим в ответ, что, как и у Иешуа, у Мастера есть последователь. В чем смысл замены имени Ивана Бездомного на имя Ивана Николаевича Понырева?


I. Оргмомент.

III. Вступительное слово учителя.

– История пребывания Сатаны в Москве 1930-х годов вторит легенде о явлении Иисуса, произошедшего два тысячелетия назад. Точно так же, как некогда не узнали бога, москвичи не узнают и дьявола, хотя Воланд и не скрывает своих общеизвестных признаков. Причем с Воландом встречаются просвещенные, казалось бы, герои: литератор, редактор антирелигиозного журнала Берлиоз и поэт, автор поэмы о Христе, Иван Бездомный.

IV. Работа с эпиграфом.

(Воланд несколько похож на Мефистофеля. Как и Мефистофель, Воланд – часть той силы, которая, стоя на позициях зла, часто творит добро.

Воланд является символом зла, но способствует установлению справедливости. Он не сеет зло, не искушает, он всего лишь вскры­вает и наказывает зло.)

– В чем нетрадиционность дьявола? Каковы традиционные функции дьявола в литературе? (Это первый дьявол в мировой литературе, на­казывающий за несоблюдение заповедей. Традиционно сатана ве­дет себя иначе: искушает и наказывает. Воланд свою зада­чу формулирует как нравственную ревизию общества.)

V. Работа по произведению.

Коровьев-Фагот: черт и рыцарь, он был наказан за неудачную шутку.

Азазелло: Булгаков образовал его имя из ветхозаветного име­ни Азазел; так звали падшего ангела, который научил людей из­готовлять оружие и украшения. Демон-убийца.

Бегемот: Кот-оборотень и любимый шут сатаны. Это демон желаний желудка.

Гелла: женщина-вампир. Булгаков взял имя из словаря Брок­гауза и Эфрона. Так называли безвременно погибших девушек, по­сле смерти ставших вампиром.

Воланд: Возглавляет мир потусторонних сил. Он не является традиционной фигурой сатаны, дьявола, Мефистофеля. Булгаков­ский Воланд не стремится к мировому господству, не противостоит мировому добру и не спорит с Иешуа, как Понтий Пилат. Его пор­трет: правый глаз с золотой искрой на дне, сверлящий любого до дна души, левый – пустой и черный, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней.

– В какой момент появляется сатана? (Когда человек отри­цает Иисуса.)

– Назовите героев первой главы. (Берлиоз (однофамилец ком­позитора, который писал музыку на антирелигиозные темы), Иван Бездомный.)

Тема Дома - Антидома

– Почему такой псевдоним – Бездомный? (У Булгакова те­ма Дома и Антидома одна из главных.)

Слово учителя. Булгаков считал, что Дом – средоточие духовности, культуры, творчества, любви. Ложный дом – антидом. Это коммунальная квартира (ано­мальный мир), Дом Грибоедова, сумасшедший дом.

Главные события в романе завязываются вне дома, на садо­вой скамейке, в пустой аллее, на Лысой горе, на Воробьевых горах.

– А почему Иван Бездомный в конце романа превратится в Ивана Николаевича Понырева? Стал ли он сам мастером? Какое значение имеет об­ретение им реального имени, отказ от стихов и выбор профессии историка? (Ученик Мастера, Иван Бездомный, не становится мастером, ибо ему не дано то высшее прозрение, которое дару­ется избранным. Но отречение от заказных стихов, обретение имени, обращение к истории, т. е. отказ от догм нового време­ни и попытка обратиться к истокам, к корням жизненных яв­лений,свидетельство сделанного им важного нравственного выбора.)

– Какой дом он обретет? (Иван обретает свой дом. Обрете­ние веры, интеллигентности, знания, верной спутницы.)

– Почему же Булгаков пощадил Ивана, когда так жестоко на­казал Берлиоза? (Потому что он оболванен, загипнотизирован своим учителем – Берлиозом. А еще потому, что в нем, есть искра Божия: в нем угадывался талант. А Берлиоз, как идеолог, погибает под колесами трамвая.)

– Почему Булгаков показал безумие Ивана? (Нестандартное поведение Ивана (гоняется со свечой за са­таной, устроил скандал в Доме Грибоедова)это знак освобождения от стереотипов, от догм, от идеологии.)

– Как перерождается Иван после встречи с Мастером в сумас­шедшем доме? (Мастер убедил его, что на Патриарших прудах был сатана. Иван сознает свое невежество, безверие. История Мастера доказала Ивану, что они живут в стране произвола и беззакония.)

– Таким образом, общество несвободы, отказавшись от христианской мо­рали и культуры прошлого, губит талант, совесть, правду.

Московская жизнь

– Какой предстает городская жизнь 2030-х годов в романе?

2. Проверка домашнего задания.

Индивидуальные задания: рассказы учащихся о:

- Степе Лиходееве (гл. 7),

- Варенухе (гл. 10, 14),

- Никаноре Ивановиче Босом (гл. 9),

- Поплавском, буфетчике Сокове (гл. 18),

- Аннушке (гл. 21, 27),

- Николае Ивановиче (гл. 21, 24, 27, эпилог),

- Алоизии Могарыче (гл. 24, эпилог),

– Какова истинная цель посещения Воландом Москвы 1930-х годов? (Поиск ответа на вопрос: изменились ли люди в советской Москве?)

Какие эксперименты были проведены? (Денежный дождь, обезглавливание конферансье, дамский магазин.)

– Как советские граждане ведут себя в эпизодах с деньгами и в модном дамском магазине? Изменилось бы что-либо, если бы Воланд появился в наши дни?

– Зрителям нравятся эксперименты, которые проводит над ними свита Воланда. К какому выводу приходит Воланд?

– Верят ли москвичи в существование высших сил, как они объясняют всё происходящее?

– Апофеоз романа – великий бал у сатаны. Булгаков написал сцену бала под впечатлением от приема в амери­канском посольстве 22 апреля 1935 г. в Москве, куда пригласил его посол Соединенных Штатов Америки.

В монологе на балу Воланд высказывает несколько фило­софских постулатов, в истинности которых не сомневается. Вспомните их.

– Кого Воланд наказал суровее всех? Почему? (Майгель – единствен­ный герой, принявший смерть от Воланда и его свиты. Бер­лиоз – его судьба лишь предсказана Воландом. По-видимому, доносительство и лишение людей духовной перспективы были для Булгакова высшим злом.)

– Чем заканчиваются похождения Воландовой свиты в Мо­скве? (Огонь, пожар, идущий по пятам за свитой Воланда.)

– Каков символический смысл образа огня? (Огонь можно назвать очистительным. Образ огня символизирует в романе очищение мира от зла, возмездие за пороки и преступления, обновление жизни.)

– На примере Воланда писатель показывает, что добро и зло неразделимы и являются вечными состав­ляющими жизни.

Заканчивая свой многослойный философский роман, автор выражает убежденность в том, что противостояние добра и зла закончится победой добра (Понтий Пилат про­щен, Мастер обрел покой, прошлое остается позади, Пилат и Фрида освобождены, ибо искупили свою вину страданием и раскаянием).

– Что символизирует бессмертие Мастера и Иешуа? (Неизбежное возвращение мира к вечным истинам.)

VI. Образы-двойники в романе.

– Два романа – Мастера и о Мастере – зеркально поверну­ты друг к другу. Отсюда система отражений и параллелей. Назовите их.

(Ершалаим – Москва, Иешуа – Мастер, Левий Матвей – Иван Бездомный, Иуда – Алоизий Мага­рыч, а также Левий Матвей – Маргарита (сокрушаясь по поводу сгоревшей рукописи романа, героиня уподобляет себя этому библейскому персонажу, который терзается от того, что не смог предотвратить арест Иешуа и оградить его от мучитель­ной смерти)).

VIII. Обобщение.

IX. Домашнее задание: подготовиться к сочинению по творчеству писателя:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: на конкретных примерах и путем пересказа наиболее занимающихся эпизодов показать сатирическое изображение московского общества; раскрыть приемы создания писателем комических ситуаций и сатирических портретов.

1 ряд-Воланд

2 ряд –Римский

3 ряд- Зрители театра Варьете

Какое впечатление произвело на вас произведение Булгакова? Что больше всего запомнилось, удивило? Какие вопросы возникли в процессе чтения?

2. Что вы знаете о Воланде и его свите? Какова цель их визита в Москву? Чьи мысли и желания исполняет Воланд? Что интересует его в людях?

3. Какова сюжетно-композиционная роль Воланда? (Воланд помогает выразить общественную позицию автора. Иронический взгляд Воланда близок Булгакову.)

4. Чем похож и не похож булгаковский Воланд на своих литературных предшественников? (Сатана, Мефистофель, Асмодей, Демон.) Что означает имя Воланд? (Faland – нем. яз. – черт.)

5. Посмотрим на эпиграф к роману. Как он соотносится с образом и делами Волонда и его словами о себе?

Беседа по вопросам

2. Какие сатирические приемы использует писатель при создании комических ситуаций и сатирических портретов москвичей? (Прежде всего, шарж, ирония, гротеск, сарказм, Автор использует и фантастику.)

3. Все ли люди добры? Откуда происходит Зло? Можно ли мир переделать? Изменить?

VI. Домашнее задание

1. Ответить на вопрос: Как развивается сюжетная линия Мастера и Маргариты?

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цель урока: - создать условия, при которых учащиеся смогут определить основную цель появления московских глав в романе, -развивать умение анализировать эпизоды, определять художественно-выразительные средства языка; - развивать умение анализировать явления общественной жизни; - формировать в учащихся правильное отношение к коррупционным явлениям; - воспитывать чувство ответственности за свои поступки, умение анализировать свои действия, -совершить видеоэкскурсию по булгаковским местам Москвы, заполнить лист самооценки.

Читайте также: