Конспект урока массовая доля
Обновлено: 05.07.2024
нужны знани я о массовой д оле в повсед невной жизни человека.
- развивать основные приемы критического мышления, умения
анализировать, сравнивать, обобщать , д елать выводы, р азвивать речь и
формировать у мение у частвовать в коллектив ном обсуждении.
- уметь у правлять своей поз навательной деятельностью ;
- определять цен ность, полу ченных зна ний о массовой д оле.
- уметь став ить учебную з адачу на основе соотнесен ия того, что у же известно и
- уметь слу шать и уметь общать ся, взаимодейств овать с людьми, всту пать в диалог.,
- решать расчётн ые задачи на в ычисление масс овой доли растворённого вещества.
Определите масс овую долю поварен ной соли в р астворе, если для ег о
К 200 г 40 %- ог о раствора серно й кислоты прил или 80 мл воды. К аково процентное
содержание с ерной кисл оты во вновь полу ченном растворе ?
К 60 г 20% раств ора соли хлорида натри я прилили 80г 45% раствора хлор ида
натрия. Выч ислить массову ю долю полу ченного раствора.
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Цель урока: сформировать понятие о массовой доле растворённого вещества в растворе, научить применять полученные знания на практике.
- Научиться готовить растворы с указанной массовой долей растворённого вещества, соблюдая правила ТБ.
- Совершенствовать навыки химического экспериментирования, воспитывать аккуратность и бережное отношение к школьному имуществу;
- Продолжить согласованное формирование практических навыков и единых требований к проведению и оформлению лабораторных и практических работ.
- Развивать самостоятельность, творческую активность, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: весы, мерный цилиндр, химические стаканчики, вода, хлорид натрия, лекарственные препараты – 5% спиртовый раствор йода, физиологический раствор, глазные капли, 9% раствор уксусной кислоты.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: беседа, объяснение, практическая работа, самостоятельная работа.
Ученик должен знать: понятия “раствор”, “массовая доля растворённого вещества”, “масса раствора”, “масса растворённого вещества”.
Ученик должен уметь: вычислять долю компонента (вещества) в смеси (растворе), работать с весами и веществами.
Эпиграф к уроку:
“Теория – это хорошая вещь, но правильный эксперимент остается навсегда”. (П.Л.Капица)
2. Ориентировочно-мотивационный этап.
Учитель: Когда человек начинает знакомиться с новым учебным предметом, темой, то всегда возникают вопросы, зачем нужно изучать именно этот предмет, чем именно интересна данная тема. Что такое химия?
Учащиеся: Это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Учитель: Мы изучаем химию, чтобы полученные на уроках знания могли применять на практике.
Как приготовить раствор для засолки огурцов?
Как приготовить раствор для промывания горла при ангине?
В каком соотношении брать воду и соль?
На сегодняшнем уроке мы научимся готовить эти и другие растворы.
3. Операционно-исполнительский этап.
Учитель: Растворы имеют чрезвычайно большое практическое значение. В растворах протекают химические реакции, лежащие в основе обмена веществ в живых организмах, растворы широко применяются в медицине, промышленности, в различных лабораториях. Значимость растворов диктует необходимость умения их приготавливать. В химической практике наиболее важны растворы, приготовленные на основе жидкого растворителя. Широко распространённым и применяемым неорганическим растворителем является вода. Кроме того, широко в качестве растворителя используют спирт. А то, что мы растворяем в воде будет растворённым веществом. Давайте сейчас представим, что мы с вами лаборанты. (Класс делится на группы – пары.)
1 и 4 группа - лаборанты – агрономы – делает раствор для обработки семян перед посевом.
2 и 5 группа – лаборанты – фармацевты – делает раствор для промывания нса при насморке.
3 группа – кулинары – готовят раствор для засолки огурцов.
(Инструкция для работы в приложении. (Приложение 1))
Учащиеся: Работают в парах, готовят растворы.
Учитель: Важной характеристикой раствора является концентрация или массовая доля растворённого вещества в растворе. Она выражает относительное содержание растворённого вещества в растворителе.
Массовая доля растворённого вещества – это отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Массовую долю выражают в процентах или долях единиц:
W = [m (в-ва)/m(р-ра)] x100%, где
W – массовая доля растворённого вещества
m (в-ва) – масса растворённого вещества (г, кг)
m (р-ра) – масса раствора (г, кг)
Массу раствора можно определить по формулам:
V – объём раствора (мл, л, м 3 )
p – плотность раствора (г/мл, г/л, кг/м 3 )
А теперь давайте определим массовую долю вещества в вашем полученном растворе.
Учащиеся: Записывают все формулы в тетрадь и проводят вычисления по формуле.
1) Находят массу раствора.
2) Находят массовую долю растворённого вещества.
Учитель: проверяет правильность выполненного задания и просит открыть учебники. Рассматривают вместе с учащимися типовые задачи из учебника и сразу даём домашнее задание:
1. Читать по учебнику параграф 24.
2. Выучить, что называют массовой долей растворённого вещества.
3. У вас дома у всех имеется аптечка с лекарственными препаратами. Найдите такие лекарственные препараты, где на этикетке указано процентное содержание растворённого вещества. Составьте одну задачу и решите её.
3. Рефлексионно-оценочный этап
Учитель: На ваших столах имеются флаконы с лекарственными препаратами, уксусной кислотой. На этикетках каждого написано какого процентное содержание вещества в данном растворе и дана масса раствора. Процентное содержание показывает, что в 100 граммах воды растворено столько-то граммов вещества. Например, (показываю 5% спиртовый раствор йода) в 100 граммах спирта растворили 5 грамм йода. Вам необходимо вычислить какова масса растворённого вещества в данном растворе.
Учащиеся: Составляют условие задачи, пишут данные и решают задачи.
Учитель проверяет правильность выполненного задания.
Инструкция группе фармацевтов.
1. Для промывания носа при насморке применяют раствор хлорида натрия – 10 г соли растворяют в 100 мл воды.
2. Подготовьте весы к работе.
3. Проведите взвешивание вещества с помощью весов с разновесами.
4. Отмерьте необходимый объём воды при помощи мерного цилиндра.
5. Приготовьте заданный раствор соли.
Инструкция группе кулинаров.
1. Для засолки огурцов применяют раствор поваренной соли – 4 г на 50 г воды.
2. Подготовьте весы к работе.
3. Проведите взвешивание вещества (поваренной соли) с помощью весов с разновесами.
4. Отмерьте необходимый объём воды при помощи мерного цилиндра.
5. Приготовьте заданный раствор соли.
Инструкция группе агрономов.
1. Для выращивания рассады используют полновесные семена. Для этого их погружают в раствор поваренной соли – 2,5 г соли на 50 г раствора.
2. Подготовьте весы к работе.
3. Проведите взвешивание вещества (поваренной соли) с помощью весов с разновесами.
Цель урока: рассмотреть алгоритм решения задач на нахождение массовой доли элемента в молекуле, вывод химической формулы вещества. Познакомить с приемами решения задач в математике и химии, расширить знания о значении массовой доли элемента в молекуле, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.
Образовательные:
1. Формирование понятия массовой доли элемента в составе вещества.
2. Применение знаний о массовые доли элемента в составе вещества в повседневной жизни.
3. Решение задач с нахождением массовой доли элемента в составе вещества.
Развивающие:
1. Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.
2. Умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.
3.Развитие научного мировоззрения, творческого мышления посредством создания проблемной ситуации.
Метапредметные:
- способствовать формированию умений анализировать, сопоставлять, обобщать знания;
- продолжить развивать умение работать в команде;
- воспитывать уважение к мнению других членов команды и коллектива;
- формировать чувство ответственности за свою работу.
- формировать осознанную потребность в знаниях;
- развивать умение управлять своей учебной деятельностью;
Оборудование:
1. Химические реактивы и посуда.
2. Интерактивная доска.
3. Опорные конспекты.
Тип урока: комбинированный урок.
(Интенсивное обучение с формированием понятий)
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, словесно – наглядно – практический .
Деятельность учителя:
Планирует работу учащихся заранее, осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.
Этап. Организационный момент.
приветствие учащихся, гостей.
Определение темы урока, целей урока: на доске вывешиваются формулы простых и сложных веществ, Sn, Cl2O7, C, Mn2O7, Pb, H2SO3, Ag , AgNO 3.
(что мы видим на доске?
По какому принципу их можно разделить?
Что называется, простым (сложным) веществом?
Какие физические величины мы можем применить для этих формул?
И так тема нашего урока.
Этап. Актуализация знаний. Прием: тэйк оф – тач даун (встать – сесть)
Каждый атом обладает относительной атомной массой? (да)
Процент это 1/100 часть числа? (да)
Относительная атомная масса элемента – величина равная отношению массы атома элемента к ½ массы атома углерода? (нет)
Относительная атомная масса элемента обозначается ( Ar )? (да)
Относительная атомная масса элемента указана для каждого элемента в ПСХЭ? (да)
Абсолютная масса атома равна произведению относительной атомной массы на 1/12 массы атома углерода? (да)
Относительная молекулярная масса – величина, равная сумме всех относительных атомных масс и является безразмерной Mr = ∑ Аr × N ? (да)
Mr(NaCl)=23+36=59 ? (нет)
III этап. Самостоятельная работа.
Са3( PO 4 ) 2
в ходе выполнения структуры участники распределяются по разным углам…
Участники №1 в 1-й угол
Участники №2 в 2-й угол
Участники №3 в 3-й угол
Участники №4 в 4-й угол
для дальнейшей презентации своей точки зрения и принятия точек зрения своих партнёров.
1. Сколько А – элементов в 1-й группе ПСХЭ? (6)
2. В молекуле воды общая сумма атомов? (3)
3. Найдите число, если 25% его равны 2? (8)
4. Сколько групп химических элементов в ПСХЭ? (8)
5. В каком периоде ПСХЭ находится атом U ? (7)
6. Сколько килограмм составляют 5% центнера? (5кг)
6. Относительная атомная масса Ne ? (4)
V этап. Изучение нового материала
Учитель химии: ребята, вернемся к формулам на доске. Читаем молекулу СО2. Что она нам показывает?
Качественный состав (какие атомы);
Количественный состав (сколько атомов);
Относительная молекулярная масса;
Принадлежность вещества к ряду простых или сложных веществ;
показывают количество атомов каждого вида.
Относительное содержание элемента в образце вещества.
А также сравним рассмотренное вещество с молекулой СО – угарного газа. Чем отличаются эти химические формулы.
Учитель математики: а с математической точки зрения – разное процентное содержание атомов в молекуле. А чтобы это было понятно вспомним:
1) Что такое доля? (часть от числа)
2) Чем она может быть выражена? (дробью)
3) Какое ещё понятие дает нам представление о части от числа? (процент)
4) Как найти число, если известно, сколько процентов оно составляет от целого? (разделить целое на 100 и умножить на количество %)
5) Опираясь на расчёты, которые вы выполняли в самостоятельной работе, чему равна относительная молекулярная масса молекулы углекислого газа (СО2)? ( Mr =12+16*2=44)
6) Найдите часть относительной молекулярной массы предложенной молекулы для углерода, зная его относительную атомную массу и число атомов в молекуле. ( Ar ( C )=12*1=12)
7) Чему равно отношение относительной атомной массы элемента к относительной молекулярной массе? (12/44=3/11=0, (27)) Выразите дробь в процентах. Тем самым мы выразили долю.
Учитель химии:
С какой физической величиной вы работали, выражая долю? (масса)
А это значит, что мы нашли массовую долю элемента в молекуле?
Сравним полученную формулу с предложенной формулой на странице 42.
Используя формулу найти массовую долю кислорода в соединение с углеродом?
(16*2/44= 32/44=8/11= 0, (72) =73%.
Соседи по плечу. Задача 1: «Вычислите массовую долю водорода, серы и кислорода в сернистой кислоте формула которой H2SO3
Вычислите массовую долю кальция, фосфора, кислорода в фосфоритной муке и хлора, формула которой Са3( PO 4)2
Дано: Решение:
Са3( PO 4)2 M r (Са3( PO 4)2)= 40×4 (31+16×4)×2=310
w (P) -? w Ca = 40×3/ 310 = 0,387, или 38,7%
w (O) -? w O = (16×4)×2/ 310 = 0,413, или 41,3%
w (С a ) -? w P = 31×2/310= 0,2, или 20%
w (общ)=38,7+41,3+20=100%
Ответ: массовая доля Ca– 38,7%; P– 20%; O – .41,3%
VII этап. Рефлексия.
Значение знаний о массовой доле
Можно определить содержание элемента в любой массе вещества.
В народном хозяйстве определить содержание питательного элемента в определённом веществе
VIII этап. Прием: билетик на выход.
800 Рублей Самэри. Изложение за 800 рублей
1. Химической формулой называют?
2. Что показывает химическая формула?
3. В чём выражают массовую долю?
4. Какое значение имеет знание о массовой доле…, например, добавляя суперфосфа (питательная соль) в почву.
Содержимое разработки
Тема 4. Соединения химических элементов
Цель: сформировать понятие массовой и объёмной долей; научиться производить расчёты с использованием этих понятий.
Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, Таблица растворимости солей, кислот и оснований.
Содержание материала
Давайте вспомним, с какими новыми понятиями и терминами мы познакомились на прошлых уроках ( кислоты, основания, соли и оксиды).
Мы заем, что природная вода не является чистым раствором, в ней содержатся соли кальция, магния. Почему иногда воду называют жесткой, а иногда мягкой? От чего это может зависеть? (от содержащихся в ней солей).
-Как можно назвать малую часть от чего-то большого? (Доля)
-А если нам нужно узнать малую часть массы вещества от большой массы всей смеси или раствора как можно назвать эту величину (массовая доля).
Массовая доля – это отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.
Массовую долю обозначают латинской буквой ω
w – массовая доля растворённого вещества
m (в-ва ) – масса растворённого вещества (г, кг)
m (р-ра) – масса раствора (г, кг)
Выведите из этой фрмулы формулу массы вещества
С помощью массовой доли можно выражать состав смеси веществ, причём любой – твёрдой, жидкой или газообразной.
Давайте решим задачу на поиск массовой доли вещества в смеси.
При выпаривании раствора массой 500 г образовалось 25 г кристаллической соли. Вычислите массовую долю соли в исходном растворе.
Читайте также: