Конспект урока маршак 3 класс

Обновлено: 06.07.2024

Задачи:

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

  • Рассказывают о жизни автора;
  • Называют произведения автора и их жанры;
  • Рассуждают о личностных качествах С.Я.Маршака;
  • Определяют мнение автора и высказывают собственное мнение о поэтических образах и поступках персонажей на основе прочитанных произведений;
  • Рассказывают о замысле автора;
  • Читают произведение осознанно, выразительно, правильно.
  • Устанавливают соответствия между отрывками произведений и их названиями;
  • Вставляют подходящие по смыслу слова в отрывках произведений;
  • Выполняют творческую работу: составление синквейна в группах.
  • Осуществляют выбор задания из предложенных, оценивая свои возможности;
  • Оценивают результат своей учебной деятельности.
  • Вступают в учебное сотрудничество со сверстниками;

Оборудование:учебник литературного чтения для 3 класса, ч.2 Л.А.Ефрорсинина

Учебник литературного чтения для 3 класса, ч. 2, Л.А. Ефросинина, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.

Для учащихся

Учебная хрестоматия: 3 класс: Ч. 1/ [авт.-сост. Л.А. Ефросинина], учебник литературного чтения для 3 класса, ч. 2, Л.А. Ефросинина.

Ход урока

1. Организация класса. Мотивация к учебной деятельности.

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. Улыбнитесь друг другу. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

«Чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Будь это стих или рассказ
Вы учите их, они учат вас.

А работать мы будем под девизом:

– А вы любите уроки литературного чтения?

За что вы их любите? (Можно повстречаться с любимыми героями)

Чего хотите получить от сегодняшнего урока литературного чтения?

Начните свой ответ со слов: сегодня на уроке мне хотелось бы…

- А чтобы всё получилось, что нам необходимо? (работать в команде, верить в себя и т.д.)

На каждом уроке нас ждёт встреча.

- А с кем вы можете встречаться на уроке чтения? (с авторами, героями произведений…)

- Сегодня мы совершим очередное увлекательное путешествие в мир литературы. Давайте проведём разминку и узнаем, с каким автором нас ждёт встреча.

- Вот какой …(рассеянный)

- Сказка о глупом… (мышонке)

- Про все на … (свете)

- Рассказ о неизвестном …(герое)

- Что объединяет эти произведения? (Это произведения С.Я.Маршака.)

- Вам нравится читать произведения Маршака?

- Сформулируйте тему нашего урока?

Это заключительный урок по разделу.

- Как вы думаете, какие же задачи предстоит нам сегодня решить?

(Вспомнить биографию Маршака, вспомнить изученные произведения, проанализировать творчество Маршака.) Слайд 4.

2. Проверка домашнего задания

- К какому жанру относится это произведение? (пьеса-сказка)

- Что такое сказка? ( Сказка- это жанр устного народного творчества. Бывают авторские и народные.

- Что такое пьеса? ( Пьеса-литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене)

По плану, который дан на слайде, мы коротко постараемся вспомнить содержание пьесы. Слайд 5.

План:

1. Богатый кошкин дом.

2. Бедные котята.

- Но мы не просто будем передавать содержание каждой части, а постараемся дать характеристику героев, определить, кто из них положительный, кто отрицательный и почему.

Инсценирование 1 действия. Приложение 1

Далее диалог по тексту Хрестоматия №2 с.120-122.

- С чего начинается пьеса? (с присказки).

- Что такое присказка? (Присказка - вступление к сказке в виде прибаутки, пословицы)

- Какую рифму использует автор в присказке? (Смежная)

- Какие еще бывают рифмы? (Перекрёстная, кольцевая)

- Какой мы видим кошку в начале повествования? (Самодовольная,себялюбивая, красуется собой.)

- А что мы можем сказать о коте Василии? (лакей, прислуга, век служил в дворниках, стал таким же, как и хозяйка - бесчувственный, безразличный.)

- Давайте дадим характеристику котятам. Какие они? Используем прилагательные.

- Как в литературе называется такой приём? (Эпитеты - образное выразительное определение)
(бедные, голодные, жалкие, круглые сиротки, нищие, бездомные, обездоленные и т.д.)

- Какие качества кошки проявляются в этой части? (Кошка: безжалостная, жестокая, отсутствует милосердие и простые человеческие качества: понимание, сочувствие, любовь к ближним)

- Как она говорит о том, как надо поступить с котятами?

- Кошка грозно и безжалостно говорит о том, что нищих и бездомных котят надо топить.

- И вдруг интонация ее голоса совершенно меняется. Что происходит, почему кошка так резко изменилась? (Пришли гости)

- Что в общем можно сказать обо всех гостях? (ответы детей)

(Лицемерные, корыстные, глупые, льстивые, они ничего не понимают и не знают, но важничают.)

Это самодовольные тунеядцы, не видят вокруг себя ничего, кроме личного благополучия и своего завтрака. Они только и знают, что восхищаются кошкой и ее домом, восхваляют себя, приглашают в гости, в душе надеясь, что гости не придут.

- Как вы думаете, что является кульминацией сказки? (Сцена пожара)

- Что случилось с Кошкиным домом? Почему, по какой причине он сгорел?

Выборочное чтение из дополнительной литературы.

Разгорелся огонек и наделал много беды. Вы, ребята, должны всегда помнить, что огонь-озорник и любит играть не только в хорошие, но и в плохие игры.

(Напомнить о пожароопасном времени года.)

- Не стало дома у кошки. Кого теперь нам напоминают кошка и кот Василий?

- Теперь уже кошка и кот идут от дома к дому. И как же отнеслись к горю кошки друзья, которые только что танцевали и веселились у кошки и клялись в вечной дружбе? (ответы детей)

- И что же, так никто и не помог кошке? (помогли котята)

- Почему же котята помогли кошке, ведь она так жестоко с ними обошлась? (они были добрые и умели прощать)

- Какие же правила доброты и взаимопонимания выполняли котята?

- Давайте сформулируем эти правила доброты и взаимопонимания и постараемся всегда их выполнять.

Слайд6. ( дети читают):

- помогать слабым, маленьким, старым, больным, попавшим в беду;

- прощать ошибки других, жалеть людей;

- не быть жадными;

- понимать других людей.

- Эти качества, ребята, вы должны воспитывать в себе. Только выполняя эти правила доброты и взаимопонимания вы вырастите достойными людьми.

- О чем мы узнали из этой части?

- Какими стали кошка и кот?

- Как вы думаете, теперь они смогут посочувствовать тому, кто попал в беду?

- Какой вывод можно сделать? (Человека красит не одежда, а его поступки, то, какой он)

Вывод:

- Мы видим, что с развитием сюжета сказки характеры героев меняются. Богатые красавица – кошка и кот превращаются в обездоленных, умоляющих о помощи. Но на их просьбы никто из их бывших друзей не обращает внимания, все заняты собой. Мы чувствуем, что и дружба здесь какая-то странная, что это вовсе и не друзья, потому что в трудную минуту их не оказалось рядом.

- Кого же мы можем назвать настоящими друзьями? Почему? (Потому что именно жалкие котята, которых кот и кошка прогнали со двора, не помнят зла и приютили их)

- Чему учит эта сказка? (Читая ее, мы чувствуем и понимаем цену дружбы, как надо выбирать друзей и как к ним относиться. Не отворачиваться от тех, кто обращается к тебе за помощью, т.к. любой человек может оказаться в беде.)

Актуализация знаний

А теперь вернёмся к задачам нашего урока и поработаем в группах.

Я предлагаю сейчас выйти по одному представителю из группы, отгадать произведение и определить название своей группы для дальнейшего выполнения заданий. (Дети выбирают карточки)

- А теперь повторяем правила работы в группе.

- Какие ещё произведения С.Я.Маршака изучали на предыдущих уроках?

- Что необходимо людям для того, чтобы жить спокойно и трудиться?

Какие качества могут помочь людям сохранить мир на Земле

Мир - что это для вас?

Работа с буклетами. Найдите задание №2. (У каждой группы своя пословица)

Работа в паре: Из хаоса собрать и записать пословицу.

- Замечательный поэт, сказочник, драматург, переводчик – С.Я.Маршак всю жизнь был и остается верным другом детей. Поэт предвидел, что его стихи будут читать не одно поколение. Вот, что Маршак написал в 1962 году:

Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком,
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!

5. Итог урока.

- Талант Маршака многогранен. Трудно найти тему, которую бы не затронул Маршак в своих произведениях. Эти темы важны и в наши дни: тема добра, трудолюбия, уважения к старшим, любви к Родине, к природе и человеку,. Он хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми.

А закончить наш урок хочу этими добрыми и мудрыми стихами.

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье –
Оно для дальнего пути
Главнейшее условие.
Пусть каждый день
И каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас
А сердце умным будет.
Я от души желаю вам, друзья,
Всего хорошего!
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!

6. Рефлексия.

- Вспомните задачи нашего урока и расскажите о себе. Как бы вы оценили себя на уроке. Лист самооценки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Школа: МБОУ г. Шахты Ростовской обл. Лицей №3им. Глушкова В.М.

Ф.И.О. учителя: Косенко Ольга Григорьевна

Ф.И.О. практиканта: Иванова Лолита Денисовна

Технологическая карта урока

Цель урока: Познакомить с жизнью и творчеством С.Я. Маршака.

Планируемые результаты: Познавательные УУД:

1.Эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

2.Выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;

1.Развитие выразительной речи обучающегося;

2.Развитие мотивов деятельности и формирование личностного смысла учения;

3.Умение управлять своей познавательной деятельностью;

4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

5.Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой.

1.Умение планировать и регулировать свою деятельность;

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

6.Учиться высказывать своё предложение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства;

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;

3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;

4.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1.Устанавливать причинно-следственные связи;

2.Давать определения понятиям;

3.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

4.Проводить словарную работу;

5.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Тип урока: Комбинированный.

Формы, приемы и методы: Словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы: Учебник, ТСО (компьютер, презентация), доска.

-(Здравствуйте, Лолита Денисовна!)

-Скажите, с каким разделом вы работали на предыдущих уроках?

-С творчеством, каких писателей этого раздела вы познакомились?

-(М. Пришвин, И. Соколов- Микитов, В. Белов, В. Бианки, Б. Житков, В. Астафьев, В. Драгунский)

-Какие произведения вам понравились больше всего?

-Сейчас проверим, на сколько, хорошо и внимательно вы работали над этим разделом. На доске в разброс название произведений и авторы. Вам необходимо соединить название произведения с автором.

-Так, чему же учат нас герои этих произведений? О чем заставляют задуматься авторы?

-Ребята, на странице 109-ой посмотрите, как называется раздел, который мы сегодня начинаем изучать?

-О чем говорит название этого раздела?

-(О том, что мы познакомимся с творчеством поэтов)

-Посмотрите внимательно на иллюстрацию к разделу и предположите, о чем мы будем читать?

-(О природных явлениях, об отношении людей к природе)

-Мы начинаем сегодня чтение стихотворений из последней, второй поэтической тетради. Что же нам предлагает эта поэтическая тетрадь? Прочитайте.

-(Читают на странице 109-ой)

-В ней помещены стихи, которые вы знаете, чуть ли не с самого рождения. Послушайте одно стихотворение и скажите, кто его написал.

Жил человек рассеянный,

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это брюки.

Вот какой, рассеянный.

С улицы Бассейной!

-Кто автор этого стихотворения?

-(Самуил Яковлевич Маршак)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством Самуила Яковлевича Маршака. (Слайд)

-Скажите, с какими произведениями этого писателя вы уже знакомы?

-На странице 110-ой прочитайте название стихотворения, с которым мы сегодня познакомимся.

-Что такое гроза? Как вы себе представляете её?

-Посмотрите на иллюстрацию и скажите, так ли вы представляли себе грозу?

Правила поведения при грозе:

Не суетитесь. Нельзя бегать, паниковать, делать резких движений

Не стойте под деревьями, а отдалитесь от них как минимум на метров 40.

Запомните, никогда не пытайтесь укрыться под одиноким стоящим деревом.

Не находитесь на каких-либо возвышенностях, старайтесь избегать их и по возможности находить углубления.

Отдалитесь от металлических предметов и выключите электроприборы.

Не находитесь рядом с водоёмами.

Ни в коем случае не ложитесь на землю во время грозы. Лучше всего сядьте на корточки и обхватите ноги руками.

-Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?

-Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома?

-(Проехал грохот грома)

-Какие звуки повторяются в этих словах? Зачем? С какой целью?

-Какие больше согласных звуков автор использует во второй части стихотворения?

-(Во второй части автор использует больше мягких согласных звуков)

-Для чего он это делает?

-(Для того чтобы показать теплый летний дождик)

-(Капли дождя чистые и прозрачные как стекло)

Физкультминутка (на глаза)

-Сейчас прочитаете это стихотворение выразительно. А как это читать выразительно?

-(С остановками, логическими ударениями)

-Прочитайте по парам, первые три строчки один человек, а остальные продолжает второй. А потом, после прочтения, посмотрим, у кого лучше получилось передать полную картину грозы днём.

-Как будем читать первые три строчки?

-А остальные строчки?

(Читают две пары)

-Молодцы, у всех хорошо получилось передать полную картину грозы днём.

-А сейчас прочитаем стихотворение по одному и посмотрим, кому удалось передать более точное настроение автора.

-Отлично, вы все замечательно справились с работой.

Ребята, а какую бы иллюстрацию вы поместили к этому стихотворению? Почему?

-Наш урок литературного чтения подошел к концу. С творчеством, какого писателя мы познакомились?

-(Самуилом Яковлевичем Маршаком)

-Какое стихотворение читали?

-Вам понравилось это стихотворение?

Какие чувства оно вызвало у вас?

-Как себя надо вести во время грозы?

Тема: С. Я. Маршак “Гроза днем”, “В лесу над росистой поляной…”.

Познакомить детей с новыми стихотворениями С. Я. Маршака; продолжить знакомить с творчеством и биографией поэта.

Развивать воображение, внимание, навыки выразительного чтения, творческие способности детей.

Воспитать уважение, бережное отношение и любовь к природе.

ПК с процессором, проектор, экран

УМК. Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 3 класса начальной школы В 2 частях. Часть 2 (сост. Л. Ф. Климанова и др.) .- 4-е издание - М. : Просвещение, 2008. год

портрет С. Я. Маршака, выставка книг С. Я. Маршака.

демонстрационный материал "Птицы, обитающие на территории Мурманской области"

репродукция И. И. Шишкина "Лесная поляна".

Листы бумаги, фломастеры, магниты.

Ход УРОКА.

I. Организационный момент.

Начинается урок,

как всегда пойдет он впрок.

Постараюсь всё понять -

С интонацией читать.

II. Работа над интонированием, смысловой интонацией

Слайд № 2 Чтение предложения с различной интонацией и выделением голосом нужного слова:

К нам весна пришла (. – спокойно сообщаем,! – восхищаемся, радуемся,? – спрашиваем,! – спрашиваем, удивляясь, … - огорчаемся смене погоды,! – радостно сообщаем об этом друзьям).

III. Постановка темы урока.

Однажды на трамвае

Он ехал на вокзал

И, двери открывая,

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у вокзала

Королева издает приказ о том, чтобы к Новому году была доставлена во дворец полная корзина подснежников…

Дама сдавала в багаж

И маленькую собачонку.

- Кто является автором этих произведений? (С. Я. Маршак) Слайд № 6

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями этого автора.

IV. Вводная беседа. Биография С. Я. Маршака.

А сейчас немного о Самуиле Яковлевиче Маршаке.

Самуил Яковлевич Маршак родился 22 ноября 1887 г. в Воронежской губернии

В семье заводского техника, талантливого изобретателя.

А началось всё, когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. А в 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.

Слайд № 9 Первый раз произведения Самуила Яковлевича Маршака напечатали в 1907 году, когда ему было 20 лет. Это были лирические стихи и переводы.

Слайд № 10 Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был добрым другом детей.

Творчество Маршака многообразно. Это сказки, песни, загадки, стихи.

Выставка книг С. Я. Маршака. Краткий обзор.

Слайд № 11. Проведение физкультминутки по стихотворению С. Я. Маршака

- Эй, кузнец, Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу,

Захромал мой жеребец. разводят руки в стороны,

Ты подкуй его опять.

- Отчего ж не подковать!

Вот гвоздь, ударяют кулаками перед собой в воздухе на каждое слово –

Вот подкова. всего восемь раз.

Раз, два – и готово!

VI. Основная тема урока.

Стихотворение “Гроза днем”.

- Сейчас мы познакомимся с еще одним стихотворением Маршака.

Звучат раскаты грома и шум дождя. Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. (стр. 112 учебника)

Вопросы по тексту.

- Какое чувство испытывает автор во время грозы?

(Автору нравится гроза. Он одушевляет её. Для него гроза живое существо. Гром проехал. Все молчит. Только живые существа могут проехать и молчать.)

- Что нам помогает услышать грохот грома и шум дождя? Какой звук в словах повторяется? (Звук Р).

- Почему дождь стеклянный? (Звон капели, перезвон, когда капли ударяют по железу.)

Работа по иллюстрации в учебнике. Сопоставление

- К какой части стихотворения выполнена иллюстрация? Почему? Докажите. (Второе четверостишие)

VIII. Стихотворение “В лесу над росистой поляной”

Слайд № 13 вставить фото птиц

На территории нашей страны большое разнообразие птиц. И у каждой свой неповторимый голос, песня.

Прослушайте и отгадайте чей голос сейчас прозвучит. (голос кукушки).

- Сейчас мы познакомимся с еще одним стихотворением С. Я. Маршака.

Прочтение стихотворения. “В лесу над росистой поляной” на стр. 113 учебника.

- Понравилось вам стихотворение? Чем?

Прочитайте стихотворение про себя. Беседа по тексту.

- Кто лирический герой этого стихотворения? (автор)

- Где он живет? (городской житель)

- Что он увидел в лесу? (росистую поляну)

Работа над четверостишьями.

Рассвет стеклянный (звонкий, чистый). Вопрос и ответ (начинаем считать)

Рассвет. Память о кукушке, как напоминание о лете.

Воспоминание о месте встречи с кукушкой. Прятки с кукушкой (не видно ее, только голос)

Выразительное чтение.

Обобщение по стихотворению.

- Какие чувства вызывает это стихотворение? Какие воспоминания о лете оживило это стихотворение в вас?

- Можно ли сказать, что картина нарисована к данному стихотворению? Почему?

- Что вы можете рассказать об этой картине?

Оцените, как прошел сегодняшний урок для Вас. Дети рисуют на листочках по выбору яблоко, цветок, желтый листок, зеленый листок и прикрепляют на дерево.

Подобно художнику, он с помощью выразительных средств запечатлевает яркие мгновения окружающей жизни, чтобы читатель мог увидеть, услышать и прочувствовать все радостное и красивое, что происходит в природе.

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.

Ключевые слова

Стихотворение; литературный прием; звукопись; олицетворение; сравнение; эпитет; рифма.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 110-111.
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 73.
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
  4. Б. Галанов. С.Я. Маршак. Жизнь и творчество. – М.: Детская литература, 1965. – 312 с.

На уроке мы узнаем об особенностях стихотворений С.Я. Маршака.

Сможем находить в произведениях литературные приемы: звукопись, олицетворения, эпитеты, сравнения.

Основное содержание урока

Третьеклассники Аня и Володя отправляются в библиотеку – на праздник Самуила Яковлевича Маршака.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть на нашем празднике. Его мы устраиваем ежегодно 3 ноября. 3 ноября 1887 года родился Самуил Яковлевич Маршак, замечательный поэт, драматург и переводчик, автор детских книг, известных в каждой семье в нашей стране. В 2017 году мы отмечали юбилей – 130 лет со дня рождения Маршака.

Б.: Большинству читателей Маршак известен прежде всего, как детский поэт, веселый, озорной, любящий детей. Но в этих стихах Маршак – другой. Давайте разбираться – какой? Возможно, в ходе анализа мы откроем некоторые секреты поэзии.

Чтение стихотворения библиотекарем.

А.: Я очень ярко представила себе эту картину летней грозы и даже услышала раскаты грома? Интересно, как это удалось автору?

Б.: В этом стихотворении поэт использует художественный прием, который называется звукопись, то есть он рисует картину звуками. Вслушайтесь в первые строки. Какие звуки здесь повторяются?

Б: А что происходит со звуками в следующих строках?

Б.: Молодцы, ребята! Вы очень внимательные слушатели стихов. Благодаря этому вы открыли важный секрет поэзии: стихи – это прежде всего звучащая речь, и поэт особенно внимателен к звуковому строю стиха.

А теперь давайте разберемся, как написано стихотворение. В этом стихотворении строфы очень необычны, и к ним стоит приглядеться, чтобы разгадать их смысл.

В учебнике 10 строк стихотворения разбиты на 2 строфы по 5 строчек. Действительно, стихотворение состоит из двух строф, но в оригинале строки в них расположены неравномерно. Первая строфа представляет собой трехстишие. Вторая строфа – состоит из семи строчек.

Как вы думаете, случайно ли автор так расположил строки?

А.: Я думаю, что такие неравномерные строки не случайны. В первой, короткой, строфе изображен гром, его сильный, но короткий грохот.

В.: Аня здорово догадалась, и теперь и мне понятно! После трехстишия автор делает паузу, а затем поэт изображает, как начинается дождь – и он идет, идет, идет всё сильнее и сильнее – поэтому и строчек больше, их уже 5!

Б.: Вот вы и открыли еще один секрет поэзии – настоящий поэт вкладывает смысл даже в расположение и количество строк стиха, и с их помощью он помогает нам вообразить картину мира.

А на какие слова этого стихотворения вы обратили особое внимание?

В.: А я обратил внимание на то, что несколько строк подряд открываются одним и тем же предлогом.

Этот прием называется повтором, и благодаря ему создается впечатление, будто барабанят капли, а дождь усиливается…

В.: Мне понятно – автор хотел подчеркнуть, что дождь быстрый, легкий – быстро начался и быстро закончится – он пролетел.

А.: С его помощью больше внимания уделено образу дождевых капель, капельки стучат как будто по стеклу, они прозрачные, как стекло…

Б.: Вот мы открыли еще один важный секрет поэзии – для поэта важно каждое слово в стихотворении.

Б.: Что, друзья, продолжим путешествие по пейзажным стихам не привычного для нас Маршака? Второе стихотворение тоже о лете, о природе. Давайте послушаем его и представим образные картины.

Чтение стихотворения библиотекарем.

А.: Я очень ярко представила себе эту картину: лето, рассвет, детский лагерь в лесу… Я этим летом отдыхала в летнем лагере, поэтому все очень ясно себе представила.

В.: Я обратил внимание на кукушку, которая играет в прятки с героем. Когда услышишь голос кукушки, то нужно задать вопрос: Сколько лет осталось жить?

А.: Поляна – росистая. Голос кукушки – стеклянный.

Б.: Почему автор описывает голос кукушки как стеклянный?

А.: Мне кажется, что ранним утром, на рассвете, голос кукушки кажется отрывистым, как острый удар по какой-то твердой поверхности, кажется, что кукушка словно бы стучит по стеклу.

Б.: Сравните эти 2 стихотворения Маршака. Что их объединяет?

А.: Оба стихотворения о природе, а также об одном времени года – о лете. Оба стихотворения наполнены радостным настроением.

В.: Автор использует разные приемы: звукопись, эпитеты, олицетворения.

Б.: Молодцы! А чем различаются эти стихотворения Маршака?

А.: Описываются разное время суток: в 1 стихотворении описывается летний день, а во 2 – летний рассвет. И еще разное место действия – в 1 стихотворении описывается дача, а во 2 – лес.

В.: Описываются разные явления природы: в 1 стихотворении описывается гроза, дождь, а во 2 – росистая поляна. В 1 стихотворении нет животных, а во 2 – описывается кукушка.

В.: В этих стихах автор описывает природу, лес, дачу, грозу, кукушку.

Разбор типового тренировочного задания

1. Составьте пары

Правильный ответ: Над росистой поляной, в рассветном тумане, голос стеклянный, грохот грома, по небу голубому.

Разбор типового контрольного задания

Дополните текст стихотворения.

Текст вопроса: Вставьте пропущенные слова в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака.

Читайте также: