Конспект урока максим горький жизнь и творчество 11 класс

Обновлено: 08.07.2024

2 Вступительное слово учителя о жизни и творчестве Горького.

Учащиеся составляют таблицу с биографиче ским данными писателя на протяжении

МАКСИМ ГОРЬКИЙ – настоящее имя АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ПЕШКОВ русский

писатель, прозаик, д раматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков,

прославившийся изображением романтизированного д еклассированного персонажа

Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде в се мье столяра Рано осиротев, детские

Здесь и прошло детство Горького, к оторое он опи сал в первой ч асти автобиографической

В истории мировой литературы редко встре тишь более пронзительну ю и страшную повесть

Но были в семье и добрые, х орошие, любящие лю ди. В особен ности любила Алексея

«Дед засек меня до потери сознания, и несколько д ней я хворал, валяя сь вверх спиною на

широкой жаркой постели. Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. В

течение и х я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что - то особенное. С тех пор у

меня появилось беспо койное внимание к людям, и , точно мне со драли кожу с сердца, о но

насилию во всех его формах, мудрос ть и любовь к людям.

Настоящего обр азования Горький не получ ил, закончив ли шь ремесленное училище.

Попытка поступить в Казанский у ниверситет оказалась неудачной. Жажда знани й у толялась

магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках, п екарь и

др.) и ранние л ишения преподали хорошее знание жизни и вн у ши ли мечты о переустройстве

«Я не ждал помощи извн е и не над еялся на счастливый случай. Я очень рано п онял,

Начинает как провинциальный газетчик под псевдонимом Иегу диил Хламида.

Ранние рассказы М.Горького нося т романтический характер. Вспомним, что такое романти зм

Романтизм - особый тип творче ства, характерным п ризнаком к оторого является отображе ние и

воспроизведение жизни вне реально - конкретны х связей человека с окр у жающей

действительностью ,изображение исключи тельной личности ,часто одинокой и не

удовлетворённой настоящим ,устремлённой к далёкому и деалу и поэтому нах одящейся в

резком конфликте с обществом,,с людьми ( Записать в тетрадь )

произведениями романтического характера, воспевающими высот у человеческого ду ха и

красоту са моотверженного подвига во имя людей. Его произведения « Стар у х а

героическим поступкам красивых людей. Прек расные душой и телом, его герои способны на

«. Вдруг он разорвал руками себе грудь и выр вал из н ее свое сердце и высоко поднял его над

головой. Оно пылало так ярк о, как солнце, и я рче солнца, и весь лес замолчал, о свещенный

Самоотверженная и самозабвенная любов ь к людям во имя их свободы и благоденствия

озаряет жизнь эт их героев и наполняет ее особенным смыслом. Сам оотверженный герой -

заступник за весь род человеческий веками живет в народных легендах.

1899 был опубликован роман "Фома Гордеев", выдвину вший Горьк ого в ряд писателей

Песня о Соколе и Пес ня о Буревестнике — романти ческие песни - п ризывы к борьбе

вверх, к солнцу, к небу. Для него главное — полет, прорыв пространства несвободы.

Сокол умирает сч астливым: «Я сл авно пожил. Я знаю счастье. Я храбро бился. Я

«Пускай т ы умер. Но в песне смелых и сильных духом вс егда т ы будешь жив ым

интеллигенции в мировом контексте и в контексте русских революций.

«Мне х отелось из образить в лице Самгина такого интеллигента средней стоимости, который

проходит сквозь целый ряд н астроений, ища для себя н аиболее независимого места в жизни,

автор считает типичной. В ром ане — ряд личных драм, картин ы ходынской катастрофы, 9

января 1905 г. в Петербурге, Московское восстание и другие события вплоть до наст у пл ения

потрясавшими страну . Вся его энергия была обращена на непосредственное участие в

общественной жизни: он вмешивался в п олитическую борьбу, старался выручать из застенков

ЧК ни в чём не повинных людей, добивался пайков для умирающих от голода у чёных и

деятелей искусства, затевал дешёвые издания шедевров мировой ли терату ры.

— с апреля 1917 - го по июль 1918 - го, когда была закрыта вла стями как оппозицион ный орган

Что же было в мыслях Горького настолько несвоевременного, что почти полвека он и был и

Главная цель революции, по Горькому, нравственная — превратить в личность

вчерашнего раба. А в действительн ости, к ак с горечью констатир у ет автор

Горький пишет о самосудах и погромах, о беззастенчивом вывозе за границу культурных

ценностей, об аресте честных людей, виновных только в том, что они мыслят иначе, чем велит

новая власть, о к астовости нового гегемона — пролетариата, которая, по мысли п исателя,

не способствует воспитанию гражданина, утверждает писатель.

Горький очень любил детей. В юные годы п о праздникам, собрав ребят со всей у лицы, он

уходил с н ими на целый день в лес, а возвращаясь, н ередко тащи л самых ус талых на плечах и

У себя на Родине, в Нижнем Новгороде, на Новый 1901 год Горький у строил для п олу тора

тысяч детей нижегородской бедноты елк у — с цветными электриче скими лампочками (тогда

это казалось почти чу дом) и п одарками: мешком с фунтом гости нцев, сапогами, р у бахой. С

болью см отрел он на недетску ю п ечаль в глазах маленьких гостей, на их старч ескую

серьезность, негодуя на тех, кто лишил детей детства .

И позже дети писали Горькому пи сьма, и он отвечал им — всегда доброжелательно,

говорил п исатель. Всем и звестно его высказывание: « Для детей н ужно писать так же, как для

Проникновенно изображал Горький детей в с воем творчес тве: произ ведениях « Фома

Вот как шутливо, с юмором обраща лся Горький к своим маленьким дру з ьям:

Дорогие мои дети! Очень трудно жить на свет е! Всюду — п апы или мамы

Непослушны и упрямы. Х одят бабушки и деды И рычат , как людоеды. И куда вы ни

пойдете — Всюду дяди или т е ти. И везде учителя Ходят, взоры веселя. Ходя т, кашля ют

— следят: Кто бойчее из ребя т? А заметят: мальчик боек, Так е му наставят двоек. На

носы над ев очки, Смотрят: гд е тут девочки? И шагая, как верблюды, Ст авят девочкам

Горький встал во гла ве создания коллективной п исательской кн иги, воспевшей

строительство заключе нными Беломорско - Балтийского канала им. Сталина. Организовал и

Литературный инстит ут, затем н азванный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей

Смерть Горького была окру жена атмосферой таинственности, как и смерть его сына —

Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли

документального подтверждения. Урн а с прахом Горь кого помещена в Кремлевской стене в

3. .Самостоятельная работа (мини - тест по творчеству М .Горького)


Дан общий анализ ранних рассказов Горького деление на реалистические и романтические произведения, характеристика образов героев рассказов " Макар Чудра " и " Старуха Изергиль ",выделяющихся своими качествами из общей, серой массы людей. Сформулированны проблемы, характерные и для сегодняшней жизни : героическая, никем не замеченная смерть (образ Данко), одинокая старость ( старуха Изергиль), мучительное и постылое бесмертие (Ларра).Отличие реалистических рассазов ("Челкаш") от романтических, поэтизация и прославление " безумства храбрых".

Содержимое разработки

Цель: познакомить учащихся с ранними романтическими произведениями Горького; совершенствовать умения и навыки анализа прозаического произведения, отбирая существенное для характеристики героев; воспитывать активное, действеннное отношение к жизни, желание быть лучше, духовно богаче.

Оборудование: портрет М. Горького; цитаты; иллюстрации к рассказам.

1. Опрос учащихся.

- Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы познакомились с биографией А.М. Горького и пришли к выводу, что М. Горький - действительно великий писатель – гуманист, который стремился пробуждать в человеке гордость самим собой, говорил, что человек в жизни – самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое и что, кроме него,- нет ничего, достойного внимания. Попытаемся убедиться в этом, обращаясь к раннему творчеству писателя.

В раннем творчестве Горького можно условно выделить 2 рода произведений: романтические рассказы и реалистические рассказы, хотя четкой границы между ними нет.

Поэтому Горький отыскивал героев истинных и подлинно высоких чувств. Им посвящена та часть раннего творчества, которым справедливо считается лучшей и наиболее оригинальной.

- Вопросно-ответная беседа по прочитанным самостоятельно рассказам.

Гимном любви и свободы прозвучало полулегендарное сказание Макара Чудры о молодых цыганах Лойко Зобаре и Радде, дочери славного солдата Данилы.

Может быть, не оказали влияние, Горький спорит с Ницше.

в) Почему? А как мы относимся к убийству Радды Зобаром? (не ощущаем ужаса, а скорее восхищаемся духом свободы).

2) какова композиция рассказа?

3) Кто такой Ларра?

4) Каково отношение к людям, к старейшинам племени?

5) Когда сын орла получил имя Ларра? Как Изергиль объясняет значение

(Ларра – себялюбец и эгоист, который живет только ради себя).

7) Что ответил Ларра на вопрос: почему он убил девушку? (В основе

эгоистического поступка Ларры лежит идея собственничества, идея

власти, которую не приемлет автор)

8) Как сложилась жизнь Ларры?

Изергиль рассказывает и легенду о Данко, о смелом и красивом юноше, который счастлив, что живет среди людей. Он любит их больше, чем себя, в отличие от Ларры.

9) Что случилось с племенем, в котором жил Данко?

10) Почему люди поверили Данко и пошли за ним?

Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом, перестали верить Данко, и в тот момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, Данко вырвал из груди свое сердце.

11) В чем же истинная ценность человеческой жизни? (Это образ альтру-

иста, живущего и совершающего подвиг ради других, жалких и беспо-

мощных. Данко полон благородства и духовной красоты).

Альтруист (учебник страница 42) – человек, который бескорыстно заботится о благе других, готов жертвовать для других своими личными интересами.

12) Прочитать концовку легенды о Данко. Куда вывел Данко людей?

И снова мы встречаемся с приемом антитезы. (смрадное болото и степь, залитая морем солнечного света и чистого воздуха). Этот прием помогает автору подчеркнуть красоту и совершенство мира и человека. Свободного мира и свободного человека. Красота романтического мира дополняется яркими, сочными, контрастными красками, запахами травы, земли.

Идеологический смысл рассказа дополняется образом старухи Изергиль. Ее воспоминания о своей жизни- тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине.

13) К кому ближе героиня – к Ларре или к Данко?

14) Как понимает она, что такое человеческая гордость? (Больше всего

она ценит свободу и с гордостью заявляет, что никогда рабой не была)

А так ли это? (хотя именно ей принадлежит знаменитый афоризм «В

она – раба своих страстей)

15) Как сложилась жизнь старухи Изергиль?

1) мучительное и постылое бессмертие (Ларра);

2) одинокая старость (Изергиль);

3) ранняя и никем не замеченная героическая смерть (Данко).

В реалистических рассказах Горький изображает замкнутое пространство города, цивилизации, которое порождает несвободных людей – людей собственников.

Слабость несвободных людей порождает зло. Гаврила от рабской зависимости перед деньгами покушается на жизнь Челкаша.

Мы читаем рассказ и любуемся не Гаврилой, а Челкашом, хотя это босяк, вор. Но столько в нем чувства собственного достоинства, не позволяющего мириться с долей рабов.

3. Подведение итога урока. Выставление оценок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый урок-семинар в 11 классе по пьесе М.Горького "На дне".

Итоговая работа

Решение учебно-поисковых и исследовательских задач на уроках литературы в 11 классе как средство формирования логических УУД

Выполнил: Храмова О.В.

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ с. Богдановка Кинельского района

Паспорт урока _литературы_________________ в _11____ классе

ФИО учителя, название ОО Храмова О.В. ГБОУ СОШ с. Богдановка.

Формирование ценностного отношения к русской литературе, развитие критического мышления на основе осмысления проблематики пьесы М. Горького.

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР: доказывает свою точку зрения.

МР: умеет организовать сотрудничество в группе и совместную деятельность. составляет кластер и синквейн, умеет работать с текстом

ПР: знает основные теоретические понятия ( конфликт, тематика и проблематика). объясняет понятие социально- философской драмы.

Ученик научится: работать с текстом, составлять кластер и синквейн, аргументировать свою точку зрения.

Ученик получит возможность научиться: характеризовать героев художественного произведения, соотносить историческую обстановку и социальные потребности общества.

План изучения учебного материала

Основные законы, закономерности

Изучения нового материала.

Технология критического мышления (ТКРМ)

Ноутбук, проектор, экран.

2 ряда парт соответственно 2 группам учащихся.

Предварительная подготовка к уроку учащихся

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок

Эмоциональный настрой на работу, подготовка к восприятию материала урока. Психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата.

II. ВЫЗОВ

Формулирование темы и целей урока. Работа по теме урока. Организация работы учащихся в группах в форме семинара. Проведение литературной разминки (вопросы в приложении).

Работают 2 группы. Анализируют образы своих персонажей, индивидуально выступают по проблематике пьесы, составляют кластер, работают с текстом, зачитывают монологи, афоризмы.

Постановка вопросов, умение слушать собеседников.

III. Осмысление

Организует дискуссию по проблематике пьесы.

Отвечают на вопросы учителя, представляют кластеры. Сатин- бывший телеграфист, образованный, начитанный- вор, алкоголик, отсидел в тюрьме- сострадает Наташе, Пеплу, Актеру – выразитель авторской позиции. Лука- странник, 60 лет, поучает, шутит, утешает –разбудил в душах обитателей ночлежки все хорошее – в самый напряженный момент исчезает. Учащиеся используют проектор, экран, высказывают и доказывают свои точки зрения.

Инициативное сотрудничество, формулирование и решение проблемы пьесы.

IV. Рефлексия

Коммуникативные – умеют достаточно полно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

V. Подведение итогов урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказывать о биографии Горького сегодня – задача непростая. Слишком уж противоречива эта фигура, слишком много вокруг нее сложилось мифов и легенд, слишком мало достоверных сведений есть в распоряжении учителя литературы. Не претендуя на полноту и академическую точность, предлагаем один из возможных вариантов разговора о жизни Максима Горького на вводном уроке по его творчеству.

Мария же Федоровна – красавица, которая успела поморочить голову Савве Морозову, чтобы он профинансировал и МХТ, и многие революционные начинания. У нее и кличка партийная была – Феномен. После же революции она в какой-то момент подвизалась на дипломатическом поприще и заодно учила жен советских послов приличным манерам, причем делала это, судя по воспоминаниям, жестко и безжалостно… Но что такое имидж, она понимала. И расставаться с Горьким не спешила, хотя жизнь там была скандальная и с обеих сторон небезгрешная.

Удивительно и то, что Горький всерьез верил, что может научить молодых писателей писать, и прочитывал горы присланных ему текстов, причем все их по ходу чтения комментировал и даже редактировал. Читал он очень быстро, скоростным каким-то методом. Занимался этим и в России, и в эмиграции, куда отправился в 1921 году. К этому моменту его отношения с большевиками испортились уже вконец. Дошло до того, что, когда кто-нибудь пытался через Горького ходатайствовать за какого-нибудь безвинно арестованного, писатель отказывал. Говорил, что на него уже злы за его ходатайства и если он начнет хлопотать, то человека назло ему расстреляют (а так, может, еще отпустят).

То, что случилось дальше, сейчас воспринимается глазами Солженицына: он написал как отрезал, хотя не факт, что все было именно так. Можно сначала просто перечислить события, а потом попробовать их осмыслить.

В 1928 году Горький приехал в Россию. Принимали его по высшему разряду, провезли с помпой по стране, демонстрируя, что создается новый мир. Горький тогда тут не остался, уехал опять в Италию.

В 1931 году приехал снова, ему продемонстрировали Соловки. Об этом эпизоде и говорит Солженицын. Какой-то мальчишка-подросток решился все рассказать великому Горькому. Тот потребовал, чтобы им дали помещение для разговора и не мешали. Мальчишка все рассказал – и о пытках, и о карцере, и о массовых убиениях… Горький все выслушал и уехал. А мальчика с собой не взял. Понятно, что тот недолго прожил после отъезда великого писателя и гуманиста. А Горький воспел Соловки как кузницу новых людей.

В России Максим нигде не работал, развлекался. И умер от воспаления легких, скорее всего, потому что заснул пьяным на морозе, а секретарь Горького Крючков его не разбудил. Позже Крючкова и Ягоду расстреляли за убийство Максима. Крючков якобы не поделил с ним управление отцовскими средствами, Ягода же признал, что положил глаз на Надежду-Тимошу. Насколько все это соответствует действительности, трудно теперь сказать. Надежда прожила до 1971 года, все время будучи под присмотром госбезопасности – никакой жизни. Если она что-то и знала о происходившем вокруг Горького, то никому не рассказала.

Главная загадка тут все-таки возвращение Горького на родину. Он достаточно видел, чтобы понимать, куда его зовут. По версии Солженицына, дело было сугубо денежное: иссякли старые гонорары, а поступление новых – то есть наличие русскоязычных изданий – целиком зависело от советских властей. Зарубежных же публикаций на жизнь, к которой он привык, явно не хватало. Другая версия, которая тут напрашивается, - страх перед той же ВЧК, которая – если что – везде достанет и его самого, и сына, и внучек… Возможно, Горького было чем и пошантажировать – тоже не исключено… Но возвращение ничем хорошим для него не кончилось.

Горький умер в 1936 году. Официально – от болезни легких. Бесстрашная Екатерина Павловна настаивала на том, что он был убит, что на него и раньше бывали покушения. Зачем его было убивать? Тут разные есть версии, пересказывать смысла нет, разве что одну, самую щадящую. Хоть Горький и пошел на сделку с властью, но при нем массово перебить писателей все-таки не решались. Возможно, он пытался использовать свой авторитет, чтобы как-то противостоять особо кровавым действиям власти, и его убрали. Но уж после смерти сделали из него икону великого пролетарского писателя, гуманиста всех времен и народов.

Читайте также: