Конспект урока м пришвин старый гриб 4 класс
Обновлено: 07.07.2024
Тема урока: прир ода не только ср едство пи тания, но и средс тво общения.
Цель урока: разви вать эмоциональн ое воспри ятие содержани я текста, учить видеть
художественные особенности пр оизведения, добиваться осмы сленности и точности выв одов.
«Я верю, что любовь к природе, к ж ивотным и забота о н их развивает лучш ие черты хара ктера
Посмотрите на до ску, прочтит е записанны е текст. Подума йте, права ли я, отнеся эт и слова к Ивану
2) Какие стро ки из этого рассказа вы захотели вы учить?
Ответы ученико в: здесь о пти цах, но прис утствует челов ек. Благодвр я его разуму, его душе –
Это гимн чел овеческому разуму, его мил осердию, состраданию, где жес токость побеждена и
1) Посмотрите на до ску и прочи тайте слуд ующий отрыв ок:
«Сказочник ид ёт по земле, и мы идём вместе с ним и узнаём бесчисленны х маленьких
родственников в нашем обще д ое природы, уч имся любить свою родную землю и п онимать
2) Припомните, п ожалуйста, к кому из писат елей относят ся эти слова.
(Вера Николаевна Пришвина о М ихаиле Михай ловиче Пришвин е)
3) Чтобы откры ть тайны р ассказа, его надо перечитать.
5) Как Пришвин передал свою бл изость к прир оде и её понимание ?
7. Как другой чел овек поступил бы на его месте ? (шмякнуть, унич тожить, гру бо ударить)
8. Какие мысли вызвал о у писа теля такое отно шение к природ е?
Учитель: Да тольк о ли неумн о это? Это и же стоко чрезвычайн о. Ведь не толь ко о синичках и о
старой сыроежке п ишет свой расска з Пришвин – но и о людях, старых, н о давших ж изнь
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
познакомить обучающихся с творчеством Михаила Михайловича Пришвина;
формирование способностей к восприятию и осмыслению произведений о природе; способствовать развитию логического мышления, памяти, речи;
учить понимать эмоциональный настрой произведения;
воспитание бережного отношения к природе
Тип урока: изучение нового материала
Приветствие учителя. Проверка уровня готовности учащихся к уроку.
Целеполагание
Работа над новой темой
1.Подготовка к восприятию. Знакомство с творчеством М.Пришвина.
2. Фаза вызова интереса.
а) Работа над загадкой
- Отгадайте загадку, и вы сможете сказать, о чем пойдет речь в рассказе М.М.Пришвина.
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.
б) Разгадывание ребуса.
- Вычеркните буквы, которые повторяются дважды, и вы сможете прочитать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.
3.Целевая установка
- Почему М.Пришвин решил написать этот рассказ?
4.Чтение произведения учителем.
Сначала текст начинает читать учитель, затем учащиеся слушают запись в формате мр.3 (6 минут)
5. Проверка восприятия
6.Самостоятельное чтение обучающимися 1 главы.
- Свидетелем какой сцены стал писатель и что его рассердило?
7. Чтение 2 главы обучающимися вслух.
*Физминутка. Слушание звуков леса (мр.3)
8. Анализ произведения.
а) Ответьте на вопросы словами из текста.
- Чем же молодой гриб лучше старого?
- Опишите лес, в котором М.Пришвин часто собирал грибы.
- Какие выразительные средства языка позволили автору передать красоту леса? Докажите словами из текста.
- Какие грибы автор называет настоящими? Какие – дрянью?
- Опишите сыроежку словами из текста.
- Представьте, что вы идете по лесу, и вам очень хочется пить. Вдруг вы видите сыроежку, заполненную водой. Как бы вы поступили?
- А как бы поступил Михаил Михайлович Пришвин?
- Докажите, что лесные обитатели понимают и принимают писателя. Понимает ли автор разговор леса?
9. Определение главной идеи произведения.
10. Творческая деятельность. Работа в группах.
1 группа*
Учащимся предлагается разгадать загадки и соотнести отгадки с картинками.
Глубоко был спрятан он Сыроежки
Раз, два, три и вышел вон,
И стоит он на виду
Белый, я тебя найду!
Золотистые – Лисички
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
В роще у березки Боровик
Повстречались тезки.
Вдоль лесных дорожек Подберезовик
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных
Собирай, не мешкай …
- Назовите омоним (лисички)
Грибов на свете почти 100 тысяч видов. Очень важно научиться отличать съедобные грибы от несъедобных.
Как растут грибы?
Грибы – не растения. Они относятся к отдельному царству, такому же, как царства животных и растений.
Сам гриб – похож на паутинку, грибница – мицелий – спрятан глубоко под землей.
Если осторожно выкрутить привычный нам гриб из земли, у основания его ножки можно заметить очень тоненькие белесые ниточки (гифы). Это и есть часть грибницы. А то, что мы собираем в лесу – это не сами грибы, а их плодовые тела, с помощью которых эти мастера маскировки распространяют свои “семена” - споры. Грибные споры очень мелкие. Увидеть их можно только под микроскопом (СЛАЙД).
Учащимся необходимо рассказать о грибах
Шампиньон – съедобный. Его часто путают с бледной поганкой. Но у поганки пластины под шляпкой белые, а у шампиньона – розовые или черные. Шампиньоны очень питательны.
Зеленая сыроежка немного похожа на самый опасные гриб – бледную поганку. Яд бледной поганки подобен змеиному. Он сохраняется даже после длительной варки. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что розы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой.
Яркая окраска мухомора предупреждает о том, что он ядовит. Яд мухомора вызывает удушье, обмороки. Он используется как средство для уничтожения мух. Им лечатся больные лоси.
У самого ценного – белого – есть опасные двойняшки. Если разломить шляпку белого гриба, она не изменит свой цвет, а шляпка оборотней желчного и сатанинского грибов – сначала покраснеют, а потом почернеют.
Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут
Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок.
- Соберите пословицы. Разъясните их смысл.
Белка заготавливает на зиму до 600 г сухих грибов.
Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик – по 4-5 см в сутки.
Каждый год на гектар леса падает свыше двух тонн хвои, листьев, веток шишек и коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.
Во время Великой Отечественной войны, когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала медсестры собирали трутовики – они успешно заменяли вату.
2) Решение задачи.
Солнце льет на землю свет.
Рыжик прячется в траве,
Рядом тут же в желтых платьях
Их еще двенадцать братьев.
В кузовок я всех их спрятал.
Вдруг гляжу – в траве маслята,
И пятнадцать тех маслят
В кузовке уже лежат.
А ответ у вас готов,
Сколько я нашел грибов? (28)
- Познакомить детей с рассказом писателя М. М. Пришвина
- Развивать беглое, выразительное чтение, наблюдательность, исследование, продолжить работу над связной речью.
- Воспитывать интерес и любовь к природе.
- Портрет писателя, кроссворд о грибах, набор открыток.
- Грибы, пословица о грибах “Грибов ищут – по лесу рыщут”
- ТСО “Голоса птиц”
I Организационный момент
Разминка. Пусть книги друзьями заходят в дома
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума.
II Работа с кроссвордом.
Зашел мужик в сосняк,
Нашел слизняк,
Бросить жалко
Съесть сыро. (Груздь)
Глубоко был спрятан он
Раз, два, три и вышел вон,
И стоит он на виду
Белый, я тебя найду! (Боровик)
Золотистые –
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. (Лисички)
В роще у березки
Повстречались тезки. (Подберезовики)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных
Собирай, не мешкай . (Сыроежки)
Какое слово вы прочитали? (грибы)
Кто из писателей и в каком рассказе писал о грибах? (Михаил Михайлович Пришвин в рассказе “Старый гриб”)
- О жизни какого человека рассказ писателя?
- Где и кем работал его друг?
- Найдите портрет этого человека?
- Почему мальчишка назвал его старым грибом?
- Где растут грибы?
Работа в центрах
Познание мира. Подобно растениям, грибы растут в почве, но они не растения. Все их разнообразные формы – шляпочные грибы, дрожжи плесени (вроде той, что иногда появляются на хлебе) – объединяют в особую группу организмов – myceteae. В отличии от растений у грибов нет хлорофилла, так что сами создавать для себя пищу они не могут. Приходится добывать ее другим способом. Многие грибы - паразиты. Это значит, что они извлекают питательные вещества из живых растений, животных и других организмов. Имеются среди них и сапрофиты. Так называются виды, питающиеся мертвыми тканями растений и животных.
Известно, что основным сбором грибов является лес. Карагандинская область самая большая по площади в Казахстане, но здесь лесов не многим более 100 тысяч гектаров.
Хороший урожай съедобных грибов бывает в Каркаралинских лесах и в урочищах. Здесь встречаются грибы: грузди, рыжики, волнушки и сыроежки, а также трубчатые – подберезовики, подосиновики.
На территории области немало степных грибов – белый степной и шампиньоны.
Шампиньоны растут и в наших местах, особенно их много у скотобаз, в местах зимовки скота.
Грибов на свете почти 100 тысяч видов. В России растет около 300 видов съедобных грибов. Очень важно научиться отличать съедобные грибы от несъедобных.
Как растут грибы?
Грибы – не растения. Они относятся к отдельному царству, такому же, как царства животных и растений.
Сам гриб – похож на паутинку, грибница – мицелий – спрятан глубоко под землей.
Если осторожно выкрутить привычный нам гриб из земли, у основания его ножки можно заметить очень тоненькие белесые ниточки (гифы). Это и есть часть грибницы. А то, что мы собираем в лесу – это не сами грибы, а их плодовые тела, с помощью которых эти мастера маскировки распространяют свои “семена” - споры. Грибные споры очень мелкие. Увидеть их можно только под микроскопом.
1. Почему М. М. Пришвин назвал рассказ “Старый гриб”? (Он сравнил жизнь и дела своего друга, который отдал свои знания и труд молодому поколению, а старый гриб, как растение является продолжателем размножения молодых грибов).
IV Чтение II части
1. О каком грибе рассказал и описал автор?
2. Найдите описание сыроежки.
3. Какие еще грибы собирал грибник?
Для каждого гриба в лесу свое место. Подберезовик и подосиновик любят расти возле “своих” деревьев – берез и осин. Боровики предпочитают невысокую траву на опушке леса. А сыроежки, которые ни в коем случае нельзя есть сырыми, легко заметны по ярким шляпкам. Быстрее всего собирать опята, они всегда на виду – на пеньках и возле корней деревьев.
Но главное, о чем должен помнить каждый грибник, - собирать только те грибы, которые хорошо ему известны.
Шампиньон – съедобный. Его часто путают с бледной поганкой. Но у поганки пластины под шляпкой белые, а у шампиньона – розовые или черные. Шампиньоны очень питательны.
Зеленая сыроежка немного похожа на самый опасные гриб – бледную поганку. Яд бледной поганки подобен змеиному. Он сохраняется даже после длительной варки. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что розы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой.
Яркая окраска мухомора предупреждает о том, что он ядовит. Яд мухомора вызывает удушье, обмороки. Он используется как средство для уничтожения мух. Им лечатся больные лоси.
Строчок содержит токсин – пиромитрин, вызывающий сильные боли в желудке.
У самого ценного – белого – есть опасные двойняшки. Если разломить шляпку белого гриба, она не изменит свой цвет, а шляпка оборотней желчного и сатанинского грибов – сначала покраснеют, а потом почернеют.
Вывод:
1) Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)
2) Какую пользу приносят грибы? (Уничтожать ядовитые грибы не надо, их грибницы оплетают корни деревьев и снабжают их влагой.)
Вот мы и собрали, съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставили в лесу для санитарного обслуживания.
3) Чем полезные съедобные грибы? (В них много белков, жиров, полезные для человека минеральные соли, фосфорной кислоты, витамины А1, В1, В2, С, D Грибы богаты также экстративными и ароматическими веществами, благодаря которым, блюда из грибов обладают хорошим вкусом. Съедобные грибы сушат, маринуют, солят, консервируют.
Центр русского языка
2. Узнай по описанию название грибов.
Первый гриб бывает и белым и черным, второй – рыжий, третьи – желтенкие, а четвертый – с бледно-коричневой шляпкой.
(по второму слову подбери однокоренные слова, выделите корень)
Дождевик
Узнав, что это гриб, многие удивляются: какой же гриб? У гриба должна быть ножка и шляпка, а тут просто белый шарик. И все-таки это гриб. Дождевик. Называется он так потому, что появляется обычно после .
Что вы можете рассказать об этом грибе (по Ю. Дмитриеву)
Он появляется в мае после дождя. Эти грибы употребляют в пищу совсем молоденькими, а если перерастет становится ядовитым. В Италии этот гриб предпочитают всем остальным съедобным грибам.
V Выборное чтение.
1. Какое время года описывает М. М. Пришвин в рассказе?
2. Когда еще можно собирать грибы? (весной, летом, осенью)
3. Как он собирал грибы?
Центр науки
Какие грибы не растут в почве?
Напиток этого гриба используют, как прохладительный напиток и как домашнее лечебное средство при отсутствии аппетита, пониженной кислотности, головных болях, при заболевании желудка. В медицине отмечают, что этот настой или чайный квас задерживает рост одних бактерий и убивает другие. Врачи рекомендуют полоскать им горло при ангине. В природе этот чайный гриб известен. Это сожительство (симбиоз) трех микроорганизмов: дрожжевого грибка – Торуля, уксусной кислоты и глюконовой бактерии. Пленка чайного гриба по мере роста наслаивается. При желании эти слои отделяют, помещают в широкую стеклянную банку и заливают подсахаренным раствором чая и отстоенной водой – (100 гр сахара на 1 л воды). Настой этот постепенно превращается в приятный напиток. Пленка продолжает расти и держаться на поверхности потому, что углекислый газ образуемый дрожжевыми грибками поднимает ее. Настой надо менять через 5-6 дней зимой и 2-3 дня летом. Гриб надо промывать кипяченой водой зимой через 2-3 недели, а летом через 1-2 недели. Перестоявший настой пить нельзя. Холод и сильный свет замедляют рост чайного гриба.
Грибы приносят нам и пользу, и вред. Многие шляпочные грибы и культурная плесень (в сыре) съедобны, но есть и крайне ядовитые виды. Некоторые грибы, например аспергилл, вызывают заболевания растений и животных, зато другие вырабатывают необходимые нам антибиотики. Дрожжи используются в хлебопечении и пивоварении.
Грибы живут за счет других организмов. Эти грибы растут на дереве. Они проникают в него сотнями тонких нитей грибницы (их называют гифами), которые переваривают питательные вещества дерева и всасывают их.
Вывод. Что должен соблюдать каждый человек, чтобы быть здоровым?
Это один из ученых, принесших человечеству самую большую пользу. Он родился в Шотландии в 1881 году и был профессором медицины Лондонского университета.
Всемирную известность Флемингу принесло открытие пенициллина. Совершенно случайно он обнаружил, что плесень уничтожила колонию бактерий – возбудителей инфекционной болезни, которые он изучал. Он решил, что раз плесень смогла уничтожить бактерии, то ее можно использовать для лечения болезней, вызываемых этими бактериями. Ученый начал работу и сумел из плесени получить вещество со свойствами антибиотика; так как этот вид плесени носил латинское название Penicillium Notatum, новое вещество Флеминг назвал “пенициллин”. Он получил Нобелевскую премию в области медицины в 1945 году и умер в 1995 году. Человечество благодарно Александру Флемингу, так как его открытие помогло спасти жизни многих людей.
Центр математики
Белка заготавливает на зиму до 600 г сухих грибов.
Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик – по 4-5 см в сутки.
Каждый год на гектар леса падает свыше двух тонн хвои, листьев, веток шишек и коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.
Во время Великой Отечественной войны, когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала медсестры собирали трутовики – они успешно заменяли вату.
2) Решение задачи.
По грибы
Солнце льет на землю свет.
Рыжик прячется в траве,
Рядом тут же в желтых платьях
Их еще двенадцать братьев.
В кузовок я всех их спрятал.
Вдруг гляжу – в траве маслята,
И пятнадцать тех маслят
В кузовке уже лежат.
А ответ у вас готов,
Сколько я нашел грибов?
Задача: Тося, Фрося и Люся идут из леса, несут грибы.
Бидон несет не Тося. Фрося несет корзину. Люся и Фрося держатся за одну ручку. Кто из них Тося?
Кто Фрося? Кто Люся?
Что услышал М. М. Пришвин? (прочитать)
Кого он увидел? Что хотели птицы и грибник? (Птиц, которые хотели пить. Они спорили, выпьет ли воду человек из шляпки сыроежки)
Центр творчества.
Инсценировка сказки В. Даля под фонохрестоматию “Голоса птиц”.
В. Даль
Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается: “Вишь, что их уродилось! Бывало, и мы в чести, в почёте, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же,— думает боровик, всем грибам голова,— нас, грибов, сила великая — пригнетём, задушим её, сладкую ягоду!”
Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы сзывать, стал помощь скликать:
- Идите вы, волнушки, выступайте на войну!
Отказалися волнушки:
- Мы все старые старушки, не повинны на войну.
- Идите вы, опёнки!
Отказалися опёнки:
- У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
- Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик.— Снаряжайтесь на войну!
Отказалися сморчки, говорят:
- Мы старички, уж куда нам на войну!
Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:
- Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
Откликнулись грузди с подгруздками:
- Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!
Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.
“Ну, быть беде”,— думает зелёная травка.
А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы подряд брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили, да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.
Шоколадная папаха,
Белый шелковый мундир
Посмотрев, опенок ахнул:
Настоящий командир.Не играйте вы, опятки
До темна с Ванюшей в прятки,
Окажите Ване честь –
В кузовке местечко есть!Сколько лет тебе, сморчок!
Ты по виду – старичок.
Удивил грибок меня:
Возраст мой - всего два дня!
Г. ЗалескаяПро грибы частушки спели,
Собрали их всех в лесу,
А домой пришли, сварили, съели
И белками пополнели.
- Чему хотел научить нас писатель? (Беречь и охранять лес и тех кто в нем живет)
- Какие правила должен соблюдать человек?
- Кому же пользу приносит гриб?
Вывод. Какие правила должен знать человек, находясь в лесу?
Обобщая ваши ответы можно сказать, что лес – достояние народа.
“Лес – это дом, для его жильцов”
Музыкант бы признался: “Спасибо вам, леса, за ваши деревья, которые наслушавшись пение птиц и превратившись потом в свирели, домбры, пианино, своими мелодиями радуют сердца людей”.
Медик бы вымолвил: “Леса – это здоровье людей”.
Лесник бы подытожил наш разговор примерно так: “Как видите, леса нужны всем. Но чтобы лесные богатства стали бы достоянием наших потомков, вместо одного вырубленного дерева следует посадить два. Леса не только источник сырья, но и бесценное украшение нашей планеты”.
Презентация центров (выделить лучшую работу одного из центров).
VII. Д/з стр. 156-162 читать, пересказывать. Нарисовать картины леса и его жильцов.
Основные учебные цели:
- познакомиться с основной идеей литературного произведения,
- научиться самостоятельно работать с текстом,
- использовать в своей речи литературные термины,
- анализировать,высказывать свое мнение,
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Урок литературного чтения по данной теме занимает важное место в системе уроков по данному разделу, т.к рассматриваются вопросы нравственности, отношения человека к природе. Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся, обогащение словарного запаса, развитие творческого воображения, мышления, В ходе урока формировались умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, рассуждать.
Данный урок относится к урокам комбинированного типа.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала.
Говоря о здоровьесберегающих условиях образовательной деятельности отмечу предусмотренную смену видов и форм деятельности, создание положительного эмоционального настроя, использование зрительной гимнастики. Используемая визуализация помогает снимать зрительное утомление учащихся. На уроке присутствует исследование, что позволяет развивать у учащихся познавательную активность, учить их мыслить, делать самостоятельные умозаключения.
На данном уроке использовались методы частично-поискового характера, словесные, наглядные, практические, метод самостоятельной работы.Учащиеся оценивали сами себя по выработанным критериям. Также использовалась интерактивная доска, ноутбуки для индивидуальной работы учащихся, аудиозапись со звуками леса и пением птиц.
Использовались такие приемы: работа с книгой, слушание, пересказ, наблюдение, прием словесного описания, анализ эпизода, различные виды чтения, как синхронное чтение, выборочное, поисковое, комментированное, бинарное чтение.
Урок включил в себя проектную методику,опирающуюся на исследовательскую деятельность, позволившую включить учащихся в реальное обсуждение проблем экологии в родном селе.
Какие качества в человеке воспитывает этот рассказ ? ( доброту , умения сопереживать , сочувствовать окружающему миру, любовь к природе ) Рассказ написан , каким языком ? (понятным , простым .) А читать было интересно ? (потому что очень выразительный язык .) Какие выразительные средства языка использовал автор? Найдите и прочитайте метафоры, которые использовал автор? Кого и с чем сравнивает автор? Что олицетворяет? Презентация творческих работ. 6 Закрепление знаний по содержанию рассказа. Это задание вам поможет выполнить тест ,который мы будем проводить на тематическом учете знаний.
Блиц - опрос ( тест на проверку полученных знаний ) 1) Я прочитал…. 2 По жанру , какое это произведение ? 3)Какими выразительными средствами языка пользовался автор ? 4) О каком грибе рассказал и описал автор ? 5 )Кого подразумевает автор под старым грибом ? 6) Какую проблему затронул автор в рассказе ? Взаимопроверка . Оценивание.
Что хотел сказать автор своим произведением ? ( Он говорит читателю , что нужно относиться к природе с любовью. Хотел вызвать в душах читателей жалость к окружающим нас животных . Человек – могущественный хозяин на Земле. Он может все. Природа беззащитна перед ним . Какова основная идея произведения? (Люби и береги природу, будь добрым хозяином своего края.) Что знаем? Что умеем? Рефлексия . Оцените свою активность на уроке … 8 Домашнее задание .
Читайте также: