Конспект урока логика 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Внеурочное занятие по математике в 4 классе. Тема: Логические задачи

Цель: научить решать логические задачи, искать связи между элементами, выделять лишние условия и недостающие условия.

Ход занятия

Решение задач.

Задача 1. Составь все всевозможные равенства из чисел а, b, с.

Решение. а = b, а = с, b = с.

Задача 2. Для Вани, Толи и Миши есть три пирога: с рисом, капустой и яблоками.

Миша не любит пирог с яблоками и не ест с капустой. Ваня не любит пирог с капустой. Какие пироги они выберут? (Объяснить решение с использованием таблицы.)

Ответ: Толя выберет пирог с капустой, Миша - с рисом, Ваня - с яблоками.

Задача 3. В кругу сидят Иванов, Петров, Карпов и Марков. Их имена: Андрей, Сергей, Тимофей и Алексей.

1) Иванов не Алексей и не Андрей;

2) Сергей сидит между Марковым и Тимофеем;

3) Карпов не Сергей и не Алексей;

4) Петров сидит между Карповым и Андреем.

Ответ: получим, что Марков - Андрей, Петров - Алексей, Иванов - Сергей, Карпов - Тимофей.

Задача 4. Летела стая гусей, а навстречу гусак.

- Здравствуйте, 20 гусей!

- Нас не 20. Если бы нас было в 2 раза больше, да еще 3 гуся, да и ты с нами, тогда нас было бы 20.

Сколько было гусей?

Сколько лжецов за столом?

Ответ: за столом 3 лжеца.

Задача 6. На острове живут 2 племени: правдолюбы и лгуны, и часто ходят друг к другу в гости. Правдолюбы всегда говорят правду; а лгуны постоянно врут. Путешественник, приехавший на остров, встречает одного из местных. Какой вопрос он должен задать, чтобы определить, в каком племени он находится?

Задача 7. Пять братьев разделили после отца наследство поровну. В наследстве было три дома.

Так как три дома нельзя было разделить на 5 частей, то их взяли три старших брата, а меньшим за то выделили деньги. Каждый из трех братьев заплатил по 800 рублей, меньшие братья разделили эти деньги между собой, и тогда у всех стало поровну.

Много ли стоит один дом?

1) 800 • 3 = 2400 (р.) - получили младшие братья;

2) 2400 : 2 = 1200 (р.) - доля каждого брата;

3) 1200 • 5 = 6000 (р.) - сумма всего наследства;

4) 6000 : 3 = 2000 (р.) - стоит каждый дом.

Ответ: 2000 рублей.

Задача 8. Из двух пунктов, расстояние между которыми 100 км, выехали одновременно навстречу друг другу два велосипедиста. Скорость одного из них была 15 км/ч, а другого - 10 км/ч.

Вместе с первым велосипедистом выбежала собака со скоростью 20 км/ч. Встретив второго, собака повернула обратно и побежала навстречу первому велосипедисту. Встретив первого, она снова повернула. Собака бегала между велосипедистами до тех пор, пока велосипедисты не встретились. Сколько км пробежала собака?

1) 15 + 10 = 25 (км/ч) - скорость сближения;

2) 100 : 25 = 4 (ч) - время движения;

3) 20 • 4 = 80 (км) - пробежала собака.

Домашнее задание:

Один из мальчиков ошибся. Как его зовут?

Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе системы развивающих заданий.

Задачи: развитие логического мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; развитие внимания; развитие языковой культуры и формирование речевых умений: чётко излагать свои мысли; формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Планируемые результаты образования:

Предметные: Учащиеся научатся решать логические задачи, выполнять поиск закономерностей, сравнивать понятия, выполнять развивающие задания.

Личностные результаты: В предложенных ситуациях делать

выбор как поступить при поддержке других участников группы.

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и

информацию, полученную от учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в группе.

- довести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

- слушать и понимать речь других;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Оборудование: карточки с заданиями, чистые листочки.

Эдисон в ответ на разговоры о талантливости обычно говорил:

- В моих успехах 99% работы, труда в поте лица, а всё остальное приходится на талант, вдохновение, везение, удачу и тому подобное.

Задание 1. Постарайтесь как можно быстрее ответить на вопросы разминки.

  • Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
  • Кто говорит на всех языках? (эхо)
  • Дедушка, который раздает подарки? (Дед Мороз)
  • Маленький друг Карлсона? (Малыш)
  • Съедобный герой русской сказки ? ( Колобок)
  • Что у зайца впереди, а у цапли впереди? ( буква Ц)
  • Буква в русском алфавите третья с конца? ( буква Э)
  • Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)
  • Наибольшее однозначное число? (9)
  • Сколько дней в сентябре? (30)
  • Начало дня (Рассвет)
  • Девочка, побывавшая в Зазеркалье? (Алиса)
  • Слово, состоящее из 100 отрицаний ? (стонет)

Задание 2. Определите закономерность расположения чисел в каждом ряду и продолжите ряд:

15, 16, 14, 17, 13, 18, …12

21, 18, 16, 13, 11, 8, …6

25, 24, 22, 21, 19, 18, …16

64, 48, 40, 36, 34, …33

4, 5, 8, 9, 12, 13, …16

3, 7, 11, 15, 19, …23

25, 24, 22, 21 , …19

16,12, 15, 11,14, 10, …13

Задание 4. Установите взаимосвязь между первой таблицей и второй , и прочитайте тему занятия.

5. Логически-поисковые задания.

Задание 5. Расставьте математические знаки , и если нужно, то и скобки, между цифрами так, чтобы получились верные равенства.

Задание 6 . Логические задачи (работа в группах)

Задача 1. Землекопы.

Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 метров канавы. Сколько землекопов выкопают 100 метров канавы за 100 часов?

Ответ. 5 землекопов.

Задача 2. Малыш, Карлсон и варенье.

Малыш может съесть 600 граммов варенья за 6 минут, а Карлсон – в 2 раза быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе?

Ответ . Малыш и Карлсон вместе съедят варенье за 2 минуты.

Задача 1. Сотня орехов.

Сотню орехов надо разделить между 25 людьми так, чтобы никому не досталось четное число орехов. Можете ли вы это сделать? “Съесть” орех нельзя.

Ответ. Задача не имеет решения.

Задача 2. Чистка картофеля.

Двое очистили 400 картофелин: один очищал три картофелины в минуту, другой – две. Второй работал на 25 минут больше первого. Сколько времени работал каждый?

Ответ. Первый работал 70 минут, второй – 95 минут.

Задача 1. Три друга.

Три друга – Алеша, Коля и Саша – сели на скамейку в один ряд. Сколькими способами они могли это сделать?

Ответ. Друзья могли сесть 6 способами: 1) Алеша, Коля, Саша; 2) Алеша, Саша, Коля; 3) Коля, Алеша, Саша; 4) Коля, Саша, Алеша; 5) Саша, Алеша, Коля; 6) Саша, Коля. Алеша

Задача 2. Сколько машин?

В мастерской отремонтировано в течение месяца 40 машин – автомобилей и мотоциклов. Всех колес было выпущено из ремонта ровно 100. Сколько было в ремонте автомобилей и мотоциклов?

Ответ. В ремонте было 10 автомобилей и 30 мотоциклов.

Задача 1. Рейс через океан.

Каждый день в полдень из Гавра в Нью-Йорк отправляется пароход через Атлантический океан, и в то же самое время пароход той же компании отправляется из Нью-Йорка в Гавр. Переезд в том и другом направлении совершается ровно за семь, дней. Сколько судов своей компании, идущих в противоположном направлении, встречает пароход на пути из Гавра в Нью-Йорк?

Ответ. Пароход встречает 15 судов.

Задача 2. Двое рабочих.

Двое рабочих могут выполнить некоторую работу за 7 дней при условии, что второй приступит к ней 2 днями позже первого. Если бы ту же работу каждый выполнял в отдельности, то первому понадобилось бы на 4 дня больше, чем второму. За сколько дней каждый мог бы единолично выполнить эту работу?

Задача допускает чисто арифметическое решение, причем можно обойтись даже без действий с дробями.

Ответ. Первый рабочий мог бы единолично выполнить работу за 14 дней, второй – за 10 дней.

Задача 1. Плащ, шляпа и калоши.

Купец купил плащ, шляпу и калоши и заплатил за все 140 рублей. Плащ стоит на 90 рублей больше, чем шляпа, а шляпа и плащ вместе на 120 рублей больше, чем калоши Сколько стоит каждая вещь в отдельности?

Задачу требуется решить устным счетом, без уравнений.

Ответ. Калоши стоят 10 рублей, шляпа – 20 рублей, плащ– 110 рублей.

Задача 2. Число 66.

Число 66 надо увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий. Как это сделать?

Ответ. Нужно написанное число 66 перевернуть “вверх ногами”.

Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно. Поменяйте руки.

7. Тренируем координацию движений.

Изобразите треугольники обеими руками: а) в параллельном исполнении (Рис 1.) б) в зеркальном исполнении (рис 2).

Предложить детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, можно вывести слайд, где указаны варианты:

  • сегодня я узнал.
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Провести такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеурочной деятельности.1 класс


Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"


Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС.


Конспект занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" . Занятие 14

Разработка занятия по РПС " Умники и умницы" для 1 класса.


Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец по имени Балаш. (Он) Балаш собирал лечебные травы и помогал всем и людям и зверям. У купца бы.



Конспект занятия по внеурочной деятельности 2 класс

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Что плавает - что тонет?" Первые предположения.Тема занятия «Что плавает - что погружается?».

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: 15.11.16

Студент: Звягинцева Алина Викторовна

Учитель: Веревкина Светлана Викторовна

Руководитель практики: Артемьева Наталья Владимировна

Направление внеурочной деятельности : общеинтеллектуальное

Вид внеурочной деятельности: познавательная деятельность

Цели: развивать логическое мышление на основе логически-поисковых заданий.

Образовательные: формирование умения выполнять логически-поисковые задания, которые учат проводить анализ и синтез, сравнение и классификацию; решать нестандартные задачи;

Развивающие: развивать логическое мышление, математическую речь.

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету и процессу познания в целом, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, толерантность в групповых взаимодействиях.

Воспитательный результат- непосредственное когнитивное приобретение обучающегося благодаря его участию в общеинтеллектуальном виде деятельности.

Воспитательный эффект- влияние логики на общекультурное значение, на процесс развития личности обучающегося.

- познавательные УУД : формирование приёмов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, классификация; построение устных высказываний.

- регулятивные УУД: прогнозирование предстоящей работы, оценивание учебного действия в соответствие с поставленной задачей.

- коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической речью, формулирование вопросов и своих затруднений.

- личностные УУД: в нутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Средства обучения (в том числе и интернет-ресурсы): дидактические материалы, компьютер, презентация.

Ход занятия :

Прочитайте высказывание советского математика Алексея

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Ребята, сегодня будем работать над развитием быстроты реакции.

Высказывают свое мнение:

Математика – царица наук, она помогает нам в жизни, воспитывает множество личностных качеств.

2 этап – Основная часть

- Начнем наше занятие с мозговой гимнастики.

“ Мозговая гимнастика”:

качания головой: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Подбородок вычёркивает слегка изогнутую линию на груди (30 секунд);

“ ленивые восьмёрки”: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмёрки” по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками;

“ шапка для размышлений”: “наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза;

“ зоркие глазки”: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки;

“ стрельба глазами”: двигайте глазами вправо – влево, вверх – вниз по 6 раз.

- Молодцы, ребята, вы отлично выполнили упражнения.

- Следующий шаг нашего занятия - это разминка. Прочитайте внимательно вопросы.

1. Что вниз верхушкой растет?

2. Висит сито, не руками свито. Что это?

3. Какой страшный зверь падок до малины?

4. Что ест жаба зимой?

5. Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнезда?

6. Слепыми или зрячими родятся зайчата?

7. Куда зайцу бежать удобнее - с горы или в гору?

8. Что делает еж зимой?

9. Дышит ли цыпленок в яйце?

10. Где раньше тает снег - в лесу или в городе?

- Вы отлично справились!

- Ребята, открываем распечатанные листы, которые лежат у вас на столах, находим задание 2.

Несмотря на то, что Баба-Яга, как любая женщина, скрывает, сколько ей лет, стало известно, что её возраст выражается наименьшим трёхзначным числом, которое записывается различными цифрами. Сколь лет Бабе Яге?

- Кому непонятно задание?

- Кто выполнил задание, поднимаем глазки на меня.

- Проверим как вы выполнили 1 задание.

Присмотрись внимательно к выделенным словам и ответь на вопросы:

а) Какой цветок вручили чемпиону?
б) Как называют блюдо, приготовленное стряпухой?
в) Как называется горный поток, у которого растет гречка?
г) Куда бросили хомут?

- Какие слова получились?

- Проверим как вы выполнили 3 задание.

Следующее задание 5 выполним в паре:

Бабушка положила на одну тарелку 8 пирожков с мясом, на другую - 3 и на третью - 1. Помоги Свете переложить пирожки так, чтобы, когда пришли гости, на всех тарелках пирожков оказалось поровну. Перекладывать можно сколько угодно раз, но при каждом перекладывании разрешается брать пирожок только с одной тарелки и класть только на одну тарелку. Причем на тарелку можно класть столько, сколько там есть.

- Проверим как вы выполнили 5 задание.

Найди нужные слова на картинке и правильно впиши их в клеточки, чтобы получился чайнворд.

hello_html_3c2e85b1.jpg

Выполним задание 7 в паре:

Подбери к выделенным словам подходящие по смыслу фразеологизмы.

hello_html_m17fb9cab.jpg

- Проверим, как вы выполнили задание.

- Задание по группам : Вспомните как можно больше фразеологизмов со словами: 1 группа – голова, 2 группа – рука, 3 группа- ноги. Объясните значение фразеологизмов.

Тема урока: Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. Задания со спичками.

Цель урока: продолжать развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей; выполнять логически-поисковые задания, которые учат проводить анализ и синтез, сравнение и классификацию; решать нестандартные задачи; формировать мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, раздаточный материал, наглядный материал (изографы).

Ход урока

I. Актуализация знаний.

  • качания головой: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Подбородок вычёркивает слегка изогнутую линию на груди (30 секунд);
  • “ленивые восьмёрки”: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмёрки” по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками;
  • “шапка для размышлений”: “наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза;
  • “зоркие глазки”: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки;
  • “стрельба глазами”: двигайте глазами вправо – влево, вверх – вниз по 6 раз.

II. Разминка.

III. Развитие быстроты реакции.

А В Г И Л М Н О Р Т Я

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

являлись окончанием предыдущего слова и началом последующего.

РЫБА (К) ОМА (Р) АДА (Р) ОКО (Т) ОР (Ф) ЛА (Г) ОЛО (С) РО (К) ОРОВА

1, 5, 8, 6, 9 – лучший друг человека. (Книга)

В этом году была холодная 11, 8, 4, 9. (Зима)

11, 9, 7, 10, 4 ты это сделал? (Зачем)

Дети слушали сказку “1, 3, 2 в сапогах”. (Кот)

(Кто много читает, тот и много знает.)

IV. Логически-поисковые задания.

V. Поиск закономерностей.

VI. Веселая переменка.

VII. Изографы.

  1. ФОНАРЬ (Рис. 1): фон, нора, рано, ар, рань, ор.
  2. ЛУНОХОД (Рис. 2): ход, ухо, дух, худо, дуло, дол, лоно.
  3. ВЕРТОЛЕТ (Рис. 3): лето, тело, рот, отлёт, вол, вор, ров, лот, вето, ветер, торт, реле, ор.
  4. ЯБЛОКО (Рис. 4): як, блок, око, лоб, кол, Коля, Оля.

VIII. Развитие пространственного воображения.

  1. Переложите одну спичку так, чтобы вместо мужского имени Толя, получилось женское имя.
  2. Из 13 спичек длиной по 45 мм каждая сложите так, чтобы получился метр.

IX. Решение задач.

  1. В коробке синие, красные, зеленые карандаши – всего 20 штук. Из них синих карандашей в 6 раз больше, чем зеленых. Красных карандашей меньше, чем синих. Сколько красных карандашей? (Синих – 12, зеленых – 2, красных – 20-14=6 штук).
  2. В семье 2 детей. Через 2 года мальчик будет вдвое старше, чем он был 2 года назад. А девочка будет через 3 года втрое старше, чем 3 года назад. Кто старше? (НИКТО. По 6 лет).
  3. Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть времени каждых суток – танцевала, шестую часть – пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме? (0 часов).

X. Итог урока.

В ходе урока выполнялись логически-поисковые задания, решались нестандартные задачи, формировались мыслительные и исследовательские умения.

Читайте также: