Конспект урока лит чтение 1 класс сказка о том что надо дарить с прокофьева
Обновлено: 07.07.2024
Подняла Ойка с земли камень и подала его Мышонку.
— Я тебе камень подарю, — говорит Ойка. — Игрушки мне жалко. Я тебе подарю, что мне самой не нужно.
Обиделся Мышонок и ушёл от Ойки.
Пришёл Мышонок на поляну. А на поляне Медвежонок, Зайчонок и Бельчонок кверху животиками лежат и на солнышке греются. Рассказал им Мышонок про Ойку.
Наступил Ойкин день рождения. Пришли к Ойке гости. Принесли Ойке подарки.
Принёс Бельчонок скорлупу от ореха. Принёс Зайчонок мухомор. Медвежонок притащил гнилую шишку.
Маша принесла щепку.
— Почему вы такие мне плохие подарки принесли? — спрашивает Ойка.
— Мы тебе подарили, что нам самим не нужно, — говорит Маша.
Стыдно стало Ойке. Заплакала Ойка. Стало всем её жалко.
Побежал Бельчонок и принёс Ойке орехов, Зайчонок — сладкой моркови, Медвежонок — мёду. А Маша принесла Ойке куклу.
Оценить 1460 0
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Автор: учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 ст. Березанской Белоус Т.И.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
Предметные: формировать умения определять жанр произведения (сказка)
дать характеристику героям
закреплять умения работать с моделями обложек
развивать навыки беглого выразительного чтения
Познавательные: сравнивать авторские (литературные) и народные сказки, уметь распределять сказки на авторские (литературные) и народные.
Метапредметные
Регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, ставить перед собой учебную задачу, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный в итоге урока.
Коммуникативные: формировать умения работать в группе, обмениваться информацией, воспринимать критические замечания, уметь тактично корректировать высказывания одноклассников, говорить убедительно и точно.
Личностные: формировать умения осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять творческие способности, высказывать свое мнение лаконично и убедительно, уметь его обосновывать.
Образовательные:научить определять значение слов и обосновывать своё мнение,
определять тему и главную мысль произведения, определять отличительные признаки произведения;
Развивающие:развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас, читательскую зоркость, внимание к
слову, тексту, навыки осознанного чтения;
Воспитательные:воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку, стремление к сотрудничеству в рамках
8. Дидактические средства:
для учителя – учебник, презентация.
для учащихся - учебник “Литературное чтение” Л.А. Ефросинина 1 класс, карточки для групповой работы.
Название этапа
Содержание этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I .Организационный момент.
Эмоциональная
Добрый день, дорогие гости!
Нам приятно видеть вас на нашем уроке. Пусть этот день принесет и детям и вам радость общения и наполнит сердца добротой.
-Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И урок мы наш начнем.
отзывчивость на слова учителя.
Мы умные и умелые!
Мы хорошо учимся
И всё у нас получиться!
Настраиваются на работу.
I .Организационный момент.
II .Лингвистический этап.
Речевая разминка.
-Начнем урок с прочтения чистоговорок
*Читаем дружно шепотом.
Боря Ире дал ириску,
*Читаем громче.
Ира Боре – барбариску.
* Громче с убыстрением
Другу доброму – награда.
*Быстро и громко.
Боря рад и Ира рада.
Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
-Из данных слов составить пословицу.
Для друга ничего не жаль.
- Прочитайте пословицу с разной интонацией:
- Как вы понимаете эту пословицу:
III . Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель этапа:
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Беседа. Определение темы.
-Какая тема объединяет эти чистоговорки и пословицу?
-Как называется раздел, который мы изучаем?
-Какие цели поставите перед собой на уроке?
(слайд 5) (Познакомиться…
Совершенствовать умения…
Развивать умения…
Воспитывать…
- с новым произведением
- больше о дружбе
- выделять главную мысль
отвечать на вопросы
Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
IV .Актуализация опорных знаний учащихся.
- Назовите жанры, которые изучали в этом разделе?
- На какие две группы делятся сказки?
- Ребята, карточки перепутались. Надо правильно распределить сказки по группам: авторские или народные.
1.Урок дружбы. М. Пляцковский
2.Аисты и лягушки. С.Михалков
3. Грамотная мышка. А.Усачев
3. По щучьему велению
- Назовите авторов перечисленных авторских сказок.
-Что характерно для сказок?
Пословицы, сказки, считалки.
Авторские (литературные) и народные.
Проверка по эталону.
Аисты и лягушки
По щучьему велению
Дети восстанавливают порядок, на слайде сказки распределяются на авторские и народные.
1.Урок дружбы. М. Пляцковский
2.Аисты и лягушки. С.Михалков
3. Грамотная мышка. А.Усачев
Волшебство, добро побеждает зло, сказка чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет
V .Мотивационно – ориентированный этап.
Работа с планом урока.
-Мы переходим ко второму пункту плана урока. Прочитайте его.
-Сегодня мы познакомимся со сказкой, а как она называется и кто ее автор, вы узнаете, если откроете учебники на стр. 93. Прочитайте название сказки.
- Кто написал сказку?
- Сформулируйте тему урока.
- Ребята, как вы думаете, какие подарки нужно дарить друзьям?
Познакомиться с новым произведением.
VI . Этап открытия новых знаний.
Словарная работа.
-Какая работа предшествует перед знакомством с новым произведением?
-Прежде чем мы приступим к чтению сказки, давайте выясним значение некоторых слов.
-В сказке встречается слова щепка.
-Как вы понимаете значение этого слова?
-Если вы не можете объяснить значение слова, что можно сделать?
Щепка – тонкая пластинка, отколотая от слоя дерева.
Посмотреть его значение в толковом словаре.
VII . Этап изучения нового материала
Первичное восприятие сказки.
Чтение сказки учителем с.93-95.
VIII . Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали.
Вы, наверное, устали?
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело!
Осуществляют профилактику утомления. Активно участвуют в физкультминутке
IX .Проверка первичного восприятия
Беседа по прочитанному.
-Итак, приступаем к следующему пункту плана. Прочитайте его.
- Понравилась ли сказка?
- Кто главные герои сказки?
- Кто из героев вам понравился больше и почему?
- Какая же это сказка – литературная или народная? (авторская).
- Почему вы так считаете?
- Чему учит сказка? (Относиться к другим, как к себе, дарить то, что самому нужно).
Ученики оформляют свои мысли в устной форме
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
X . Повторное чтение. Осмысление прочитанного.
Выполнение заданий в учебнике.
- С какой просьбой пришел к Ойке Мышонок?
-Что подарила Ойка Мышонку? Почему она так решила?
- Как отнесся Мышонок к поступку девочки?
- Какие подарки подарили Ойке гости в день рождения? Прочитайте.
- Какие подарки подарили друзья Ойке во второй раз? Прочитайте.
- Объясните, почему Ойке стало стыдно?
- Какая главная мысль сказки? Прочитайте. (И я теперь буду всем дарить, что мне самой нужно!)
Ученики оформляют свои мысли в устной форме
XI . Дифференцированная творческая работа.
Групповая работа.
Отчет групп.
1 группа – создание модели обложки сказки
4 группа – выбор пословицы, подходящей к данной сказке. Объяснить значение пословицы.(Для доброго друга не жаль ни хлеба, ни досуга. Легче друга потерять, чем найти. Какой подарок, такой и отдарок.)
Отдарок – ответный подарок.(слайд 12)
5 группа – подбор к иллюстрации в учебнике на с.95 слов из текста. (слайд 13)
Правила работы в группе.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений
XII . Рефлексия. Итог урока.
Соотнесение планируемых результатов с достигнутыми.
Проверка эмоционального состояния
- С каким произведением познакомились на уроке?
- К какому жанру оно относится? Почему так считаете?
- Чему же учит эта сказка?
- Кого хотите поблагодарить за урок? Почему?
Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от урока
Эта сказка учит нас дарить другим то, что нужно самому.
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.
Цель: Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2.Адекватно оценивать свои достижения;
3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;
6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи: ИЗО, русский язык, окружающий мир.
Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация.
Организация пространства: работа в парах, фронтальная работа.
Этап урока
Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.
ФУУД у учащихся
-Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости. (Слайд 1) Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь. (Слайд 2)
Долгожданный дан звонок –
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости захотели,
Снова в гости к нам прийти!
Л1. Учащиеся настраиваются на работу.
Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности
-Кто зовёт нас в гости?
-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?
- Вы любите сказки?
-Кто знает, какие бывают сказки?
Сказки можно разделить на две группы. (Слайд 4)
Сказки
-Почему они называются народными?
-Приведите примеры таких сказок. (Слайд 5)
-Почему называются авторскими?
-Какие авторские сказки вы читали? (Слайд 6)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
- Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательным сказкам Лукоморья и познакомимся еще с одним автором сказок.
-Кто может сказать, что такое Лукоморье?
- Лукоморье - изогнутый дугой залив моря или похожий по форме на лук (старинное оружие) берег моря.
-Кто написал эти строки?
-Кот ученый задал вам сложную задачку. Разгадайте слова которые здесь зашифрованы. (Слайд 8)
-Вспомните пословицу с этими словами. (Мало уметь читать, надо уметь думать). (Слайд 9)
- Сегодня на уроке мы будем учиться читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить.
Физ.минутка (видео)
Работа по теме урока
Фронтальная работа
Работа по учебнику, с. 52 – 53
- С произведениями, какого автора мы сегодня познакомимся? (Слайд 10)
Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина
-А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.
Родился он в 1799 году в Москве. (Слайд 11)
Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком.
В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна. (Слайд 13) Она рассказывала мальчику очень много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах.
Обратите внимание, у нас оформлена выставка, посвященная творчеству великого поэта А.С.Пушкина. Вы можете потом ознакомиться с ней.
-А кто читал произведения А.С.Пушкина? Какие?
«А сама-то величава,
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ехали? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
«Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
«А сидит в нем князь Гвидон,
«Коли красная девица,
«Нужен мне работник:
Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1.
Прогнозировать содержание раздела.
Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику, с. 92 – 93
Рассмотрите иллюстрации на с.92-93. К каким произведениям они написаны?
- Давайте прочитаем отрывок из сказки знаменитого русского писателя А.С.Пушкина.
Но перед тем как начать читать проведем речевую разминку. (Слайд 14)
ОЙ – ОЙ – ОЙ – попрощались мы с зимой.
ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ – наступил теплый апрель.
АЙ – АЙ – АЙ – приходи скорее май (хором).
(текст с. 93 читает учитель, дети следят по учебнику).
- Из какой сказки этот отрывок?
-О чём в нём говорится?
-С кем беседовал жених?
- Прочитайте отрывок про себя. Отметьте слова, которые вам не понятны.
Самостоятельная работа. Выразительное чтение.
- Давайте прочитаем отрывок и подумаем, сколько человек нам потребуется, чтобы прочитать его по ролям.
-Назовите главных героев?
- Давайте прочитаем отрывок по ролям.
Чтение по ролям
Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1
Читать произведение плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.
Много дети мы читали
И немножечко устали.
Встанем, детки отдохнём
Раз поднялись, потянулись,
Два согнулись, разогнулись,
Три в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Семь и восемь – (лень отбросим!)
Продолжение работы по теме
Работа в парах.
-Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом его языка.
Как вы уже заметили, сказки А.С.Пушкина написаны в стихах. Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?
-А давайте попробуем себя в роли поэта и сочиним стихи. Для начала нужно научиться подбирать рифму.
Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. (Слайд 15)
Кошка – мошка, плошка, окошко;
Майка – лайка, чайка, гайка;
Ночка – почка, кочка, дочка … (Слайд 16)
-Найдите рифмующие слова в сказке А.С.Пушкина.
-В сказке о Царе Салтане… князь Гвидон три раза принимал облик насекомого, чтобы повидать батюшку. Чей облик он принимал? (комар, муха, шмель)
Работа в парах.
-Перед вами карточки подберите к данным словам рифмующие слова. Попробуйте, используя их составить четверостишие. (Слайд 17)
1 ряд – комар, кошмар, отвар, шар…
2 ряд – муха, ухо, уха, лопуха…
3 ряд – шмель, ель, апрель, метель …
-Какие четверостишия у вас получились?
-С каким автором мы сегодня познакомились?
-Отрывок из какой сказки читали?
-Что пробовали сами?
- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.
- Оцените свою работу на уроке.
-Похлопайте - кто доволен своей работой.
-Потопайте - кто испытывал затруднения при выполнении заданий.
Вот и все. Нашей сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время мчится!
Были вы, друзья, отважны,
Не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
Ну, а если захотите
В Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!
Стоит в руки ее взять,
И любимые герои
С вами встретятся опять!
-На нашей выставке, посвященной творчеству великого поэта, я приготовила для вас кроссворд по сказкам А.С.Пушкина. Чтобы разгадать его, вы можете обратиться к его книгам. Желаю вам чудесных мгновений проведенных со сказками А.С.Пушкина.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
Предметные : формировать умения определять жанр произведения (сказка)
дать характеристику героям
закреплять умения работать с моделями обложек
развивать навыки беглого выразительного чтения
Познавательные : сравнивать авторские (литературные) и народные сказки, уметь распределять сказки на авторские (литературные) и народные.
Метапредметные
Регулятивные : осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, ставить перед собой учебную задачу, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный в итоге урока.
Коммуникативные : формировать умения работать в группе, обмениваться информацией, воспринимать критические замечания, уметь тактично корректировать высказывания одноклассников, говорить убедительно и точно.
Личностные : формировать умения осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять творческие способности, высказывать свое мнение лаконично и убедительно, уметь его обосновывать.
Образовательные : научить определять значение слов и обосновывать своё мнение,
определять тему и главную мысль произведения, определять отличительные признаки произведения;
Развивающие : развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас, читательскую зоркость, внимание к
слову, тексту, навыки осознанного чтения;
Воспитательные : воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку, стремление к сотрудничеству в рамках
8. Дидактические средства:
для учителя – учебник, презентация.
для учащихся - учебник “Литературное чтение” Л.А. Ефросинина 1 класс, карточки для групповой работы.
I . Организационный момент.
Эмоциональная
Добрый день, дорогие гости!
Нам приятно видеть вас на нашем уроке. Пусть этот день принесет и детям и вам радость общения и наполнит сердца добротой.
Читайте также:
- Конспект урока дикие животные коррекционная школа
- Война за независимость сша и колониальное соперничество конспект
- Преобразование логических выражений 10 класс босова конспект урока
- Конспект урока 5 класс контрольная работа по теме лексика
- Презентация конспект урока закрепление по теме глагол 4 класс