Конспект урока лит чтение 1 класс сказка о том что надо дарить с прокофьева

Обновлено: 07.07.2024

Подняла Ойка с земли камень и подала его Мышонку.

— Я тебе камень подарю, — говорит Ойка. — Игрушки мне жалко. Я тебе подарю, что мне самой не нужно.

Обиделся Мышонок и ушёл от Ойки.

Пришёл Мышонок на поляну. А на поляне Медвежонок, Зайчонок и Бельчонок кверху животиками лежат и на солнышке греются. Рассказал им Мышонок про Ойку.

Наступил Ойкин день рождения. Пришли к Ойке гости. Принесли Ойке подарки.

Принёс Бельчонок скорлупу от ореха. Принёс Зайчонок мухомор. Медвежонок притащил гнилую шишку.

Маша принесла щепку.

— Почему вы такие мне плохие подарки принесли? — спрашивает Ойка.

— Мы тебе подарили, что нам самим не нужно, — говорит Маша.

Стыдно стало Ойке. Заплакала Ойка. Стало всем её жалко.

Побежал Бельчонок и принёс Ойке орехов, Зайчонок — сладкой моркови, Медвежонок — мёду. А Маша принесла Ойке куклу.

Оценить 1460 0

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Автор: учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 ст. Березанской Белоус Т.И.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала

Предметные: формировать умения определять жанр произведения (сказка)

дать характеристику героям

закреплять умения работать с моделями обложек

развивать навыки беглого выразительного чтения

Познавательные: сравнивать авторские (литературные) и народные сказки, уметь распределять сказки на авторские (литературные) и народные.

Метапредметные

Регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, ставить перед собой учебную задачу, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный в итоге урока.

Коммуникативные: формировать умения работать в группе, обмениваться информацией, воспринимать критические замечания, уметь тактично корректировать высказывания одноклассников, говорить убедительно и точно.

Личностные: формировать умения осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять творческие способности, высказывать свое мнение лаконично и убедительно, уметь его обосновывать.

Образовательные:научить определять значение слов и обосновывать своё мнение,

определять тему и главную мысль произведения, определять отличительные признаки произведения;

Развивающие:развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас, читательскую зоркость, внимание к

слову, тексту, навыки осознанного чтения;

Воспитательные:воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку, стремление к сотрудничеству в рамках

8. Дидактические средства:

для учителя – учебник, презентация.

для учащихся - учебник “Литературное чтение” Л.А. Ефросинина 1 класс, карточки для групповой работы.

Название этапа

Содержание этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I .Организационный момент.

Эмоциональная

Добрый день, дорогие гости!

Нам приятно видеть вас на нашем уроке. Пусть этот день принесет и детям и вам радость общения и наполнит сердца добротой.

-Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

И урок мы наш начнем.

отзывчивость на слова учителя.

Мы умные и умелые!

Мы хорошо учимся

И всё у нас получиться!

Настраиваются на работу.

I .Организационный момент.

II .Лингвистический этап.

Речевая разминка.

-Начнем урок с прочтения чистоговорок

*Читаем дружно шепотом.

Боря Ире дал ириску,

*Читаем громче.

Ира Боре – барбариску.

* Громче с убыстрением

Другу доброму – награда.

*Быстро и громко.

Боря рад и Ира рада.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

-Из данных слов составить пословицу.

Для друга ничего не жаль.

- Прочитайте пословицу с разной интонацией:

- Как вы понимаете эту пословицу:

III . Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель этапа:

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Беседа. Определение темы.

-Какая тема объединяет эти чистоговорки и пословицу?

-Как называется раздел, который мы изучаем?

-Какие цели поставите перед собой на уроке?

(слайд 5) (Познакомиться…

Совершенствовать умения…

Развивать умения…

Воспитывать…

- с новым произведением

- больше о дружбе

- выделять главную мысль

отвечать на вопросы

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

IV .Актуализация опорных знаний учащихся.

- Назовите жанры, которые изучали в этом разделе?

- На какие две группы делятся сказки?

- Ребята, карточки перепутались. Надо правильно распределить сказки по группам: авторские или народные.

1.Урок дружбы. М. Пляцковский

2.Аисты и лягушки. С.Михалков

3. Грамотная мышка. А.Усачев

3. По щучьему велению

- Назовите авторов перечисленных авторских сказок.

-Что характерно для сказок?

Пословицы, сказки, считалки.

Авторские (литературные) и народные.

Проверка по эталону.

Аисты и лягушки

По щучьему велению

Дети восстанавливают порядок, на слайде сказки распределяются на авторские и народные.

1.Урок дружбы. М. Пляцковский

2.Аисты и лягушки. С.Михалков

3. Грамотная мышка. А.Усачев

Волшебство, добро побеждает зло, сказка чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет

V .Мотивационно – ориентированный этап.

Работа с планом урока.

-Мы переходим ко второму пункту плана урока. Прочитайте его.

-Сегодня мы познакомимся со сказкой, а как она называется и кто ее автор, вы узнаете, если откроете учебники на стр. 93. Прочитайте название сказки.

- Кто написал сказку?

- Сформулируйте тему урока.

- Ребята, как вы думаете, какие подарки нужно дарить друзьям?

Познакомиться с новым произведением.

VI . Этап открытия новых знаний.

Словарная работа.

-Какая работа предшествует перед знакомством с новым произведением?

-Прежде чем мы приступим к чтению сказки, давайте выясним значение некоторых слов.

-В сказке встречается слова щепка.

-Как вы понимаете значение этого слова?

-Если вы не можете объяснить значение слова, что можно сделать?

Щепка – тонкая пластинка, отколотая от слоя дерева.

Посмотреть его значение в толковом словаре.

VII . Этап изучения нового материала

Первичное восприятие сказки.

Чтение сказки учителем с.93-95.

VIII . Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали.

Вы, наверное, устали?

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели – вновь за дело!

Осуществляют профилактику утомления. Активно участвуют в физкультминутке

IX .Проверка первичного восприятия

Беседа по прочитанному.

-Итак, приступаем к следующему пункту плана. Прочитайте его.

- Понравилась ли сказка?

- Кто главные герои сказки?

- Кто из героев вам понравился больше и почему?

- Какая же это сказка – литературная или народная? (авторская).

- Почему вы так считаете?

- Чему учит сказка? (Относиться к другим, как к себе, дарить то, что самому нужно).

Ученики оформляют свои мысли в устной форме

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

X . Повторное чтение. Осмысление прочитанного.

Выполнение заданий в учебнике.

- С какой просьбой пришел к Ойке Мышонок?

-Что подарила Ойка Мышонку? Почему она так решила?

- Как отнесся Мышонок к поступку девочки?

- Какие подарки подарили Ойке гости в день рождения? Прочитайте.

- Какие подарки подарили друзья Ойке во второй раз? Прочитайте.

- Объясните, почему Ойке стало стыдно?

- Какая главная мысль сказки? Прочитайте. (И я теперь буду всем дарить, что мне самой нужно!)

Ученики оформляют свои мысли в устной форме

XI . Дифференцированная творческая работа.

Групповая работа.

Отчет групп.

1 группа – создание модели обложки сказки

4 группа – выбор пословицы, подходящей к данной сказке. Объяснить значение пословицы.(Для доброго друга не жаль ни хлеба, ни досуга. Легче друга потерять, чем найти. Какой подарок, такой и отдарок.)

Отдарок – ответный подарок.(слайд 12)

5 группа – подбор к иллюстрации в учебнике на с.95 слов из текста. (слайд 13)

Правила работы в группе.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений

XII . Рефлексия. Итог урока.

Соотнесение планируемых результатов с достигнутыми.

Проверка эмоционального состояния

- С каким произведением познакомились на уроке?

- К какому жанру оно относится? Почему так считаете?

- Чему же учит эта сказка?

- Кого хотите поблагодарить за урок? Почему?

Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от урока

Эта сказка учит нас дарить другим то, что нужно самому.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.Адекватно оценивать свои достижения;

3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: ИЗО, русский язык, окружающий мир.

Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация.

Организация пространства: работа в парах, фронтальная работа.

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

-Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости. (Слайд 1) Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь. (Слайд 2)

Долгожданный дан звонок –

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,

Чтобы гости захотели,
Снова в гости к нам прийти!

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности

-Кто зовёт нас в гости?

-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?

- Вы любите сказки?

-Кто знает, какие бывают сказки?

Сказки можно разделить на две группы. (Слайд 4)

Сказки

-Почему они называются народными?

-Приведите примеры таких сказок. (Слайд 5)

-Почему называются авторскими?

-Какие авторские сказки вы читали? (Слайд 6)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

- Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательным сказкам Лукоморья и познакомимся еще с одним автором сказок.

-Кто может сказать, что такое Лукоморье?

- Лукоморье - изогнутый дугой залив моря или похожий по форме на лук (старинное оружие) берег моря.

-Кто написал эти строки?

-Кот ученый задал вам сложную задачку. Разгадайте слова которые здесь зашифрованы. (Слайд 8)

-Вспомните пословицу с этими словами. (Мало уметь читать, надо уметь думать). (Слайд 9)

- Сегодня на уроке мы будем учиться читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить.

Физ.минутка (видео)

Работа по теме урока

Фронтальная работа

Работа по учебнику, с. 52 – 53

- С произведениями, какого автора мы сегодня познакомимся? (Слайд 10)

Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина

-А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.

Родился он в 1799 году в Москве. (Слайд 11)

Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком.

В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна. (Слайд 13) Она рассказывала мальчику очень много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах.

Обратите внимание, у нас оформлена выставка, посвященная творчеству великого поэта А.С.Пушкина. Вы можете потом ознакомиться с ней.

-А кто читал произведения А.С.Пушкина? Какие?

«А сама-то величава,

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ехали? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

«Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

«А сидит в нем князь Гвидон,

«Коли красная девица,

«Нужен мне работник:

Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1.

Прогнозировать содержание раздела.

Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику, с. 92 – 93

Рассмотрите иллюстрации на с.92-93. К каким произведениям они написаны?

- Давайте прочитаем отрывок из сказки знаменитого русского писателя А.С.Пушкина.

Но перед тем как начать читать проведем речевую разминку. (Слайд 14)

ОЙ – ОЙ – ОЙ – попрощались мы с зимой.

ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ – наступил теплый апрель.

АЙ – АЙ – АЙ – приходи скорее май (хором).

(текст с. 93 читает учитель, дети следят по учебнику).

- Из какой сказки этот отрывок?

-О чём в нём говорится?

-С кем беседовал жених?

- Прочитайте отрывок про себя. Отметьте слова, которые вам не понятны.

Самостоятельная работа. Выразительное чтение.

- Давайте прочитаем отрывок и подумаем, сколько человек нам потребуется, чтобы прочитать его по ролям.

-Назовите главных героев?

- Давайте прочитаем отрывок по ролям.

Чтение по ролям

Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1

Читать произведение плавно, целыми слова­ми, при повторении — читать выразительно, вос­принимать на слух художественное произведение.

Много дети мы читали

И немножечко устали.

Встанем, детки отдохнём

Раз поднялись, потянулись,

Два согнулись, разогнулись,

Три в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Семь и восемь – (лень отбросим!)

Продолжение работы по теме

Работа в парах.

-Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом его языка.

Как вы уже заметили, сказки А.С.Пушкина написаны в стихах. Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?

-А давайте попробуем себя в роли поэта и сочиним стихи. Для начала нужно научиться подбирать рифму.

Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. (Слайд 15)

Кошка – мошка, плошка, окошко;

Майка – лайка, чайка, гайка;

Ночка – почка, кочка, дочка … (Слайд 16)

-Найдите рифмующие слова в сказке А.С.Пушкина.

-В сказке о Царе Салтане… князь Гвидон три раза принимал облик насекомого, чтобы повидать батюшку. Чей облик он принимал? (комар, муха, шмель)

Работа в парах.

-Перед вами карточки подберите к данным словам рифмующие слова. Попробуйте, используя их составить четверостишие. (Слайд 17)

1 ряд комар, кошмар, отвар, шар…

2 ряд муха, ухо, уха, лопуха…

3 ряд шмель, ель, апрель, метель …

-Какие четверостишия у вас получились?

-С каким автором мы сегодня познакомились?

-Отрывок из какой сказки читали?

-Что пробовали сами?

- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.

- Оцените свою работу на уроке.

-Похлопайте - кто доволен своей работой.

-Потопайте - кто испытывал затруднения при выполнении заданий.

Вот и все. Нашей сказки

Закрываем мы страницу!

В путешествии волшебном

Очень быстро время мчится!

Были вы, друзья, отважны,

Не боялись злых героев.

В жизни, верьте, очень важно

За друзей стоять горою!

Ну, а если захотите

В Лукоморье возвратиться,

То чудесные мгновенья

Могут снова повториться.

В этом нам поможет книга!

Стоит в руки ее взять,

И любимые герои

С вами встретятся опять!

-На нашей выставке, посвященной творчеству великого поэта, я приготовила для вас кроссворд по сказкам А.С.Пушкина. Чтобы разгадать его, вы можете обратиться к его книгам. Желаю вам чудесных мгновений проведенных со сказками А.С.Пушкина.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала

Предметные : формировать умения определять жанр произведения (сказка)

дать характеристику героям

закреплять умения работать с моделями обложек

развивать навыки беглого выразительного чтения

Познавательные : сравнивать авторские (литературные) и народные сказки, уметь распределять сказки на авторские (литературные) и народные.

Метапредметные

Регулятивные : осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, ставить перед собой учебную задачу, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный в итоге урока.

Коммуникативные : формировать умения работать в группе, обмениваться информацией, воспринимать критические замечания, уметь тактично корректировать высказывания одноклассников, говорить убедительно и точно.

Личностные : формировать умения осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять творческие способности, высказывать свое мнение лаконично и убедительно, уметь его обосновывать.

Образовательные : научить определять значение слов и обосновывать своё мнение,

определять тему и главную мысль произведения, определять отличительные признаки произведения;

Развивающие : развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас, читательскую зоркость, внимание к

слову, тексту, навыки осознанного чтения;

Воспитательные : воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку, стремление к сотрудничеству в рамках

8. Дидактические средства:

для учителя – учебник, презентация.

для учащихся - учебник “Литературное чтение” Л.А. Ефросинина 1 класс, карточки для групповой работы.

I . Организационный момент.

Эмоциональная

Добрый день, дорогие гости!

Нам приятно видеть вас на нашем уроке. Пусть этот день принесет и детям и вам радость общения и наполнит сердца добротой.

Читайте также: