Конспект урока лирика фета 10 класс

Обновлено: 20.05.2024

Ассонанс — это многократное повторение в стихотворной речи однородных гласных звуков.

Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность.

Метафора — это переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова, обозначающего предмет или явление, вместо другого, когда слова эти близки по сходству или контрасту.

Оксюморон — это фигура, основанная на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления.

Список литературы

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. — 431 с.

2. Тютчев Ф. Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1980. — 382 с.

1. Маранцман В. Г. Литература 10 класс. Учебник. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2009г. — 383 с.

2. Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1. М.: Русское слово, 2012. — 364 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

У любви есть слова, те слова не умрут.

Нас с тобой ожидает особенный суд;

Он сумеет нас сразу в толпе различить,

И мы вместе придём, нас нельзя разлучить!

Это стихотворение о любви написано поэтом в зрелом возрасте. В нём он придаётся воспоминаниям о трагически погибшей возлюбленной Марии Лазич. И даже спустя годы Фет чувствует её присутствие и думает о ней.

Любовь — одна из вечных тем. И чем бы ни закончились отношения, она оставляет след в сердцах навсегда.

Какой была любовь в душе Фета? Какие слова о любви не умрут?

Но счастье оказалось коротким… Девушка была дочерью бедного помещика, а Фет искал богатую невесту. Их отношения закончились, она трагически погибла при пожаре. Фет женился на другой, но душевная боль так и не утихла. Спустя многие годы поэт понял, что счастье не зависит от материальных благ. Горечь утраты он пытался излить в стихах, исполненных страсти и покаяния.

В тиши и мраке таинственной ночи

Я вижу блеск приветный и милый,

И в звёздном хоре знакомые очи

Горят в степи над забытой могилой.

Томительно-призывно и напрасно

Твой чистый луч передо мной горел;

Немой восторг будил он самовластно,

Но сумрака кругом не одолел.

Пускай клянут, волнуяся и споря,

Пусть говорят: то бред души больной;

Но я иду по шаткой пене моря

Отважною, нетонущей ногой.

Я пронесу твой свет чрез жизнь земную;

Он мой — и с ним двойное бытие

Вручила ты, и я — я торжествую

Хотя на миг бессмертие твое.

Безмерная тоска по утерянному подвигла Фета на создание прекрасных любовных стихотворений и раскрыла его гений. Образ Марии Лазич оказался для него бессмертным, несмотря на её трагическую судьбу. Свои любовные переживания Фет излил в стихотворной форме.

Ты отстрадала, я ещё страдаю,

Сомнением мне суждено дышать,

И трепещу, и сердцем избегаю

Искать того, чего нельзя понять.

А был рассвет! Я помню, вспоминаю

Язык любви, цветов, ночных лучей. —

Как не цвести всевидящему маю

При отблеске родном таких очей!

Очей тех нет — и мне не страшны гробы,

Завидно мне безмолвие твоё,

И, не судя ни тупости, ни злобы,

Скорей, скорей в твоё небытие!

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Стихотворение наполнено грустью. Испытывая годами душевную боль, поэт больше не готов раскрыть своё сердце. Он будет хранить свою тайну и предаваться мечтам — таков теперь его удел. Его любовь по-прежнему призрачна, однако благодаря ей он ощущает полноту жизни.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна — любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор.

Назовите адресата любовной лирики Фета.

Множественный выбор.

Укажите литературные приёмы, наиболее часто встречающиеся в лирике Фета.

Олицетворение – наделение неживых предметов свойствами живого существа. Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Метафора — это переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова, обозначающего предмет или явление, вместо другого, когда слова эти близки по сходству или контрасту.

Обучающие. Введение учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха, рассмотрение особенностей поэтического таланта А.Фета, выявление выразительных средств, придающих музыкальность, мелодичность его стихотворениям, анализ изобразительных приемов, связанных с созданием импрессионистического образа

природы в его лирике. А. Фет как поэт – пейзажист, представитель течения “ чистого искусства”. Формирование литературоведческих понятий: психологический парал-лелизм, импрессионизм, чистое искусство, реминисценция, период; актуализация уже сформированных понятии: ритм, рифма, эпитет, метафора, анафора и др.

Пропедевтическое знакомство с влиянием творчества Фета на поэтов Серебряного века (символистов), а также современных поэтов.

Развивающие: Развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи.

Воспитывающие: Воспитание чувства прекрасного, привитие внимательного отношения к слову, уважения к взглядам поэта, любовь к природе.

Оборудование: Портрет Фета, сборники стихов, книги о Фете, картины импрессионистов (Мане, Дега, Ренуара, Писсарро и др.), карточки для индивидуальной групповой работы, таблица, романсы на слова Фета.

И пока святым искусством
Радуется свет,
Будет дорог нежным чувством
Вдохновенный Фет.

1. Слово и музыка в лирике Фета

2. “Он гимны пел родной природе…
В сроках рифмованных мелодий” (А. М. Жемчужников)

3. “Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не плакать, не молиться” (А. Фет)

4. Чистое искусство

6. Жизнь после смерти

Ход урока

2. Выделение особенностей лирики Фета.

а) Чтение слов Дружинина о Фете и выделение особенностей лирики Фета (музыкальность, умение забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой)

“Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой… Поэт уясняет нам мимолетные порывы собственных сердец наших перед той или иной сценой природы, выговаривает то самое, что мы сами сказать бы хотели… автор … в высочайшей степени обладает еще одной особенностью, редкою в нынешних поэтах, именно высокой музыкальностью стиха… мы не знаем стихотворений г.Фета, составленных немузыкально”.

б) Анализ стихотворных отрывков.

Учитель: “Чайковский писал о Фете: “Это не просто поэт, скорее поэт – музыкант, как бы избегающий таких тем, которые легко поддаются выражению словом”. На стихи Фета написаны сотни романсов. Это не случайно прочитайте отрывки из стихов Фета и определите, какая особенность отражена в них.

Сказаться душой было можно!

- Людские так грубы слова,

Их даже нашептывать стыдно!

- И что один твой выражает взгляд,

Звуком на душу навей

- Как беден наш язык! – Хочу и не могу.-

Не передать того ни другу, ни врагу,

- Поэты всегда тяготились словом, его способность выражать невыразимое ставилось под сомнение. Но каким - то труднообъяснимым, дьявольским образом он умел эту бедность преодолевать. Как? Обратимся одному из ранних и одному из самых популярных стихотворений Фета “Я пришел к тебе с приветом”

в) Чтение наизусть стихотворения

3. Анализ стихотворения

- Какова тема этого стихотворения?

- Тема старая, более того, вечная. Почему же стихотворение звучит по-новому?

- Что называется периодом? (Проверка домашнего задания – определения терминов)

- За счет чего создается музыкальность стихотворения?

- Какую фигуру речи использует поэт?

- Как соотносятся состояние природы и настроение человека?

- Что такое психологический параллелизм? (Д/з – определение)

4. Сравнение вариантов стихотворения.

- Впервые это стихотворение было напечатано в 1843 г. в №7 журнала “Отечественные записки” на первой странице – так оно понравилось редакторам. Но в 1856г Тургенев, переиздавая сборник стихов Фета, изъял его концовку. Почему? Прав ли он был? (Боялся, что воспримут буквально, обвинят в бессознательности. Он был не прав, так как песня – высшая точка радости. Слов еще нет, но музыка просится наружу).

- Прочитайте, что думает по этому поводу Л. Толстой

“Поэзия безыскусственна; когда Фет писал: “Не знаю сам, что буду петь, - но только песня зреет”, - этим он выразил настоящее, народное чувство поэзии. Мужик тоже не знает, что он поет – ох, да-ой, да-эй, - а выходит настоящая песня, прямо из души, как у птицы”.

- Многие современники поэта не понимали своеобразие его метафоричности, часто объясняемой его эстетическими взглядами.

Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия:
Один объемлет человека,
Другой – душа и мысль моя.

- Что должна отражать поэзия, по Фету, чему служить? (Жизнь природы и жизнь человеческой души)

6. Сопоставление особенностей школы “ чистой поэзии” и школы демократической поэзии.

а) Проверка карточки № 1 (индивидуальная работа, см. приложение 1)

- Сравните пейзажи Фета и Некрасова. В чем вы видите главное отличие?

б) Работа по группам.

- Фет писал: “Мы постоянно искали в поэзии единственного убежища от всяческих житейских скорбей, в том числе и гражданских … Жизнь и поэзия – несовместимы”. Но не все были согласны с этими взглядами Фета. Прочитайте высказывания критиков. В чем они не согласны с Фетом?

Вариант №1 Журнал “Современник”

Русская литература…перестает объясняться на языке богов, а русская публика… перестает увлекаться мерными и пустозвонными фразами к луне, к звездам, к девам, - и поэт, который в настоящую минуту вздумал бы объясняться с девою так:

Фосфор в бешеном сиянье
Взоры чудные твои,
И чистейшее дыханье
Веет мускусом любви… -
Такой поэт был бы решительно всеми осмеян…

Вариант №2 Журнал “Современник”

Да, мы с каждым годом все более и более отвыкаем от языка богов и приучаемся к языку человеческому: мы уже не мечтаем о заоблачных кельях, не прорываемся в неведомую даль, а начинаем заниматься более существенными и более дельными, совершенно земными вопросами. Из этого, однако ж, не следует, чтобы мы совсем изгоняли поэзию: сохрани нас, Боже, от этой мысли! Мы только думаем, что поэзии нашего времени уже неприлично витать в беспредельных пространствах и заноситься за облака… Эта поэзия, чтобы мы могли вполне ей сочувствовать, должна оставаться с нами на земле и заговорить языком человеческим, понятным для всех, а не для одних избранных.

Мнение революционеров–демократов – Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Глеба Успенского – о Фете можно свести к следующим словам Писарева:

“Им доступны только маленькие треволнения их собственного узенького психического мира: как дрогнуло сердце при взгляде на такую-то женщину, как сделалось грустно при такой-то разлуке… - все это описано, может быть, и верно, все это выходит иногда очень мило, только уж больно мелко… Ведь нельзя, называя себя русским поэтом, не знать того, что наша эпоха занята интересами, идеями, вопросами гораздо пошире, поглубже и поважнее ваших любовных похождений и нежных чувствований!”

Правы ли критики? Справедливы ли их претензии к поэтам “чистого искусства”

в) Работа с таблицей.

- Обратимся к таблице. В поэзии 60–80-х гг. XIX века в России выделяются два направления – школа чистой поэзии и школа демократической поэзии. Какую из них можно назвать поэзией сердца, а какую – поэзией разума?

- К какому направлению мы отнесем Фета, к какому – Некрасова?

- Что значит чистое искусство? (Д/з – определение)

- Распределите признаки, соответствующие каждому из этих направлений. (Двое возле доски распределяют карточки)

д) Проверка работающих у доски.

- вечные темы и проблемы, антизм

- литературный язык, приподнятая лексика

- внимание к философским проблемам бытия

- интерес к вопросам художественной формы

-действительность в противоречиях и контрастах

-активная жизненная позиция

- социальная тематика, проблематика

- элементы разговорного языка, сниженная лексика

- возвращение декабристкой лексики

7. Анализ стихотворений

а) Чтение наизусть стихотворения “Шепот, робкое дыханье”

б) Проверка карточки №2 (см. приложение 1)

в) Наизусть стихотворение “ Это утро, радость эта”

- Чем это стихотворение похоже на предыдущее?

- Какую фигуру речи использует автор?

8. Импрессионизм в лирике Фета.

- Прочитайте слова Эпштейна о Фете.

“Самый частый эпитет, который прилагает Фет к явлениям природы, - “трепещущий” и “дрожащий”. “Трепетно светит луна”, солнце “горячим светом по листам затрепетало”, “хор светил, дрожал”, “и листья, и звезды трепещут”, “все трепещет и поет поневоле” - в этом всеобщем трепете жизни, сливаясь с ним каждой жилкой, участвует лирический герой: “Я слышу биение сердца и трепет в руках и ногах…”.

Вообще ему близко все гибкое, нежное, летучее, “трепещущее” - природа предстает в отблесках, тенях, сгущениях, отражениях; эти воздушные переливы красок сближают его поэзию с живописью импрессионистов”.

- О какой особенности лирики Фета он говорит?

- Что такое импрессионизм? (Д/з – определение)

- Обратите внимание на иллюстрации, размещенные на доске.

Какие из них могут быть отнесены к стихам Фета?

9. Поэзия Фета и современность.

а) Проверка карточек 3, 4, 5 (индивидуальная работа, см. приложение 1)

- При жизни поэзию Фета далеко не всегда сопровождало восторженное восхищение.

Очень много пародий написано на его стихи. Какие черты лирики Фета пародируются в них?

(Кар №4 – ощущение бедности языка.

Кар №3 – безглагольность

Кар №5 – импрессионизм)

- Почему столько пародии было на его стихи?

(Слишком новы и необычны они были)

б) Сравнение стихов Фета и поэтов Серебряного века.

- Достоевский был прав. То, за что пародировали поэта при жизни, после его смерти стало оцениваться как достоинство новыми законодателями литературного вкуса. Его вписали в свою родословную символисты Брюсов, Белый, Блок. Фет опередил свое время.

- Сравните стихотворения Фета и Есенина (работа по вариантам, см. приложение 2)

- Какой вывод вы можете сделать?

- Что называется реминисценцией? (Д/з – определение)

Можно ли сказать, что Есенин прибегает к реминисценции в своих стихах?

в) Проверка карточки №6 (индивидуальная работа, см. приложение 1)

г) Чтение наизусть “Непогода – осень - куришь”

д) Карточка № 7 (проверка индивидуальной работы, см. приложение 1)

- Это стихотворение мог бы написать, наверное, только поэт XX века.

- Какие особенности лирики Фета мы сегодня выделили?

1. Мини – сочинение “Каким я представляю себе Фета”

2. Анализ одного стихотворения.

- В наше время Некрасов и Фет уже не воспринимаются как антиподы. Они одинаково велики и дороги нам.

Вдали от всех парнасов,
От мелочных сует
Со мной опять Некрасов
И Афанасий Фет. (В. Соколов)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОУ Архангельская СОШ

Разработка урока литературы в 10 классе

Подготовила Дымская И.Н.,

учитель русского языка

и литературы

1.Познакомить с жизнью и поэзией А.А.Фета.

2.Ввести учащихся в эмоциональную атмосферу творчества Фета;

помочь увидеть музыкальность его поэзии;

раскрыть тему любви на примере стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…

3.Развивать умения исследовательской деятельности.

4.Воспитывать вдумчивое, бережное отношение к художественному слову.

Методы: рассказ учителя, чтение и анализ отдельных стихотворений,

прослушивание аудиозаписей, тестирование.

Вступительная беседа по вопросам.

-Что вы знаете о А. А. Фете?

-Какие стихи читали, учили?

-О чём этот поэт пишет?

-Какие стихи А. Фета привлекли ваше внимание, когда взяли в руки сборник? Почему? (д/з)

Слово учителя.

И личность, и судьба, и творческая биография А. А. Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы.

Популярность Фета и сейчас велика. Современный читатель, несомненно, испытывает интерес к его стихам. Это трудно соотнести с неприятием поэзии Фета демократическим читателем в 60-е годы XIX века.

А может быть, не давать однозначный ответ, а просто вчитываясь в

музыкальные строки и размышляя над фактами жизни, любви и смерти, каждому постараться найти ответы в стихах поэта на многие волнующие вопросы бытия.

По ходу нашего урока вы должны заполнить в своих тетрадях хронологическую таблицу и записать ряд характерных особенностей лирики А. Фета. А в конце урока вас ждет небольшой тест "Проверь себя". Если будете внимательно слушать и работать, то легко с ним справитесь.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Рассказ учителя. Показ презентации.

Составление хронологической

инициалами "А. Ф.", и назывался он "Лирический пантеон". Эта книга во многом еще ученическая: в ней заметно влияние самых разных как русских, так и западных поэтов. (Подобный этап проходят все начинающие поэты). Впоследствии А. Фет так и не

решится ее переиздать. Но уже здесь, в дебютном лирическом сборнике, виден почерк мастера.

После выхода "Лирического пантеона" два крупнейших журнала 40-х г.г. 19 в.: "Москвитянин" и "Отечественные Записки" - стали охотно печатать стихотворения молодого поэта. За период с 1841 по 1845 г. г. в них были напечатаны 85 стихотворений. (Кстати, именно в это время из-за ошибки наборщика появляется у Фёта творческий псевдоним - Фет). Среди этих

стихотворений было стихотворение "Я пришел к тебе с приветом. " (1843 г.), которое стало "поэтической декларацией", " лирическим портретом" автора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающая: совершенствование умений анализа и интерпретации поэтического литературного произведения; выявление особенностей художественного мира А.А.Фета, выразительных средств, придающих музыкальность стихотворениям; анализ изобразительных приёмов, связанных с созданием импрессионистических образов природы в лирике Фета;
Воспитательная: формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; формирование духовно-нравственных качеств личности: позитивного отношения к жизни и любви к родной природе.
Развивающая: развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений;

овладение способами выразительного чтения вслух художественных текстов, в том числе и чтения наизусть;

овладение навыками свободного владения монологической и диалогической речью;

формирование умений развернутого ответа на вопрос;

Личностных УУД: познавательного интереса, способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивных УУД: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативных УУД: слушать и понимать речь других; развивать устную и письменную речь, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательных УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

достижение планируемых результатов:

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

владение умением анализировать поэтический текст;

формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных высказываниях;

владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий;

владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

владение навыками познавательной рефлексии.

формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства гордости за свой край, свою Родину;

формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами; готовности и способности к самостоятельной, творческой деятельности;

формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной деятельности;

формирование эстетического отношения к миру.

Оборудование урока:

картины импрессионистов (Мане, Дега, Ренуара, Писсарро);

учебник «Литература. 9 класс. История твоей литературы. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. М.: 2014;

краски, кисточки, бумага, карандаши, клей-карандаш, открытки с видами природы, ножницы (для рефлексии).

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец…

А.А.Фет

Сценарный план урока

Сидят за столом, ведут беседу:

С-Щ: - Господа, слышали о вышедшем недавно из печати собрании сочинений господина Фета? Каково ваше мнение о его поэзии?

Д: - Ну что ж, г. Фет очень верно выражает неопределенные впечатления природы, и однако ж отсюда вовсе не следует, чтобы его стихи имели большое значение в русской литературе.

П: - Да его стихи вообще ни на что не годны, кроме как оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, сыра и рыбы”, только тогда они будут приносить долго пользы.

З: - Он в стихах придерживается “гусиного миросозерцания”; такое занятие, как выдумывать такие стихи, ничем не отличается от перебирания пальцами, которому с наслаждением предаются многие купчихи.

Ч: - Есть у него пьесы очень миленькие, но все они такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если б выучилась писать стихи.

Д: - Когда-то его хвалили. Правда, это было давно. Теперь, пожалуй, только любители помнят десяток его стихов.

С-Щ: - А я думаю, что в семье второстепенных русских поэтов г-ну Фету, бесспорно, принадлежит одно из первых мест.

ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.

- Подобные высказывания можно было встретить до недавнего времени и в учебниках литературы для школ, до 1994 г. творчество Фета, Тютчева не изучалось в школе или о них упоминали как о второстепенных поэтах.

- С чем же было связано такое отношение к поэзии А.А.Фета? Давайте попробуем разобраться.

- Вспомните, в чем видели назначение поэзии А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов?

- А Фет? Каковы были его взгляды на искусство? Пролить на это свет помогут воспоминания самого поэта.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:

Прочитаем выдержки из воспоминаний А.А.Фета.

- Из воспоминаний Фета узнаем: В одном многочисленном собрании в Москве, в январе 1858 г., где предметом шумных обсуждений были пути решения “крестьянского вопроса”, к Фету подошел редактор модного тогда журнала “Русский вестник” М. Катков и восторженно призвал:

- Вот если бы вашим поэтическим пером иллюстрировать это событие!

“Я, - вспоминал Фет, - не отвечал ни слова, не чувствуя в себе никаких сил иллюстрировать какие бы то ни было события. Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты”.

- Что вы можете сказать о взглядах Фета на назначение поэзии?

1. ОБРАЩЕНИЕ К ЭПИГРАФУ:

- Какова же была цель Фета как поэта?

- Чьи стихи напоминают строки, взятые в качестве эпиграфа? (Пушкина)

- Сравните взгляды Пушкина и Фета. А так ли они были далеки друг от друга?

2. ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ:

- Запрятанная в кладовой души мысль Фета, может быть, и состояла в том, чтобы самим чувственно-прекрасным ликом гармонического мира возбудить к нему порыв и таким путём повести человека в царство истины и красоты.

И сейчас, когда мы возвращаемся к осознанию приоритета общечеловеческих ценностей, верным нашим помощником в этом может стать творческое наследие А. Фета, который постоянно повторял в своем творчестве, что

Целый мир от красоты,
От велика и до мала.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА:

- Какова же цель нашего урока? Что же мы должны понять? На какие вопросы должны найти ответы?

- Восстановить справедливость, показать, что Фет – поэт далеко не второстепенный, а один из самых красивых русских поэтов, что это не просто большой поэт, а поэт великий, поэт гениальный. Сегодня мы постараемся понять, что особенного есть в поэзии Фета, в чем заключается своеобразие неповторимого стиля поэта.

5. ЗАПИСЬ ТЕМЫ И ЭПИГРАФА В ТЕТРАДЬ.

IV. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБНОСТЕЙ.

РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИРИКИ

1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

- Ребята, обратимся к пейзажной лирике поэта, чтобы почувствовать её красоту и неповторимость.

2.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ

-Сейчас вы будете работать в группах.

- Нас толах у вас лежат таблицы, вы должны провести свои наблюдения, ответить на вопросы и сделать выводы об особенностях лирики Фета. (На работу отводится 5 мин.)

Примеры из текста

- Каким настроением проникнуты стихи ?

-Какие моменты жизни природы, малейшие перемены запечатлел поэт?

- Какие детали помогают автору передать состояние природы?

- Какие краски использованы, чтобы нарисовать картину?

-Какие звуки природы мы слышим, читая стихи? Как эти звуки передаются?

- С помощью каких художественных средств автору удаётся создать ощущение, что природа одухотворена, живёт?

- Как связаны природа и человек?

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ В ГРУППАХ

- Выступают по одному представителю от группы. Обобщаем. Особенности лирики записываются в тетрадь (выведены на экране в презентации).

Радость, светлая восторженность

Передача мимолётных изменений в природе, переходных состояний

Необычайная живописность, красочность стихов, преобладание светлых, жизнерадостных оттенков

Природа наполнена звуками.

Использование приёма звукописи

Метафоричность, образность, природа одухотворена

Природа – это средство выражения человеческой души

Слияние человека и природы

V. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И тёмный бред души, и трав неясный запах…

2. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

- Ребята, какие из отличительных особенностей лирики Фета вы увидели в этом стихотворении?

- Обратите внимание на необычность формы. Что необычного вы отметили? Проанализируйте синтаксис и морфологию этого стихотворения (текст - одно предложение, нет глаголов).

- Такое решение было ново. Запишем ещё одну особенность лирики в тетрадь: новаторство поэтического языка.

3.РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Давайте запишем ещё одну особенность лирики Фета: черты импрессионизма.

Я предлагаю вам внимательно рассмотреть иллюстрации и назвать стихотворения, зашифрованные в них.

Выполните анализ стихотворений по схеме (раздать схемы)

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

Проверка работы 1-й группы:

- Утро – время пробуждения природы, время пробуждения чувства. В стихотворении много движения, бодрости, динамики. За счёт чего это создаётся? (Обилие глаголов: пришёл, рассказать, встало, затрепетало, проснулся, встрепенулся, служить готова, петь, зреет)

- Особую экспрессию придают повторы (Анафора – рассказать, другие повторяющиеся слова: лес проснулся – весь проснулся; каждой веткой – каждой птицей; союзы что…что…что…)

- Какие художественные приёмы видите вы в этом стихотворении? (олицетворения, эпитеты)

- В финале стихотворения любовь и радость выливаются в песню, которая становится высшим воплощением этих чувств. Стихотворение является своеобразным поэтическим манифестом Фета. В нём три образа: природа,любовь и песня тесно связаны между собой. Они образуют фетовскую гармонию мира.

Чтение стихотворения 2-й ученицей наизусть:

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.

Проверка работы 2-й группы:

- Как вы думаете, о чём это стихотворение? Нарисуйте картину, которую вы видите.

- В чём параллелизм стихотворения? (Мир природы и мир человека)

- Какие особенности стихотворения вы заметили: морфологические (нет глаголов), синтаксические (только назывные предложения)?

- Ещё одна особенность, которую мы запишем в тетрадь – музыкальность.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

- В чем сложность эмоционального состояния лирического героя этого стихотворения? Какие противоречивые чувства владеют его душой? (Поэт не рисует портрет любимой женщины, не прослеживает все изменения их взаимоотношений. Он лишь фиксирует то трепетное чувство, которое охватывает его под впечатлением пения юной девушки. Возможно, ему вспоминается другая девушка, много лет назад оставленная им. Но любовь к ней, не угасшая до сих пор, возрождается вновь, вызываемая музыкой, пением, лунным сиянием, юностью исполнительницы. )

- Выявите ключевые образы текста, проанализировав ряды существительных, прилагательных и глаголов. Как взаимосвязаны образы — смысловые доминанты? Какой поэтический смысл выявляют эти взаимосвязи? (Каждое слово стихотворения говорит читателю о знакомом и близком - и говорит прекрасными, будто неведомыми словами. Одним из ключевых образов является рояль. "Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…" За этим образом мы видим не только сам рояль, но и слышим звуки, которые исходят из него. Замечательный фетовский образ воздействует на нас не только прямо, но и косвенно.)

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- Скажите, нужна ли нам поэзия Фета? Обоснуйте свою точку зрения.

Таким образом, лирика Фета делает сердце чутким, а значит, обогащает наш мир, учит любить жизнь.

Мир ощущений, впечатлений, переживаний безграничен. Действительно, порой слова молчат, кажутся не такими верными, и то, что порой происходит в душе, в рамках слова вместить невозможно. Так чувствуем мы, а у поэта это чувство еще острее и тоньше:

Как мошки зарею,
Крылатые звуки толпятся;
С любимой мечтою
Не хочется сердцу расстаться.

Но цвет вдохновенья
Печален средь буднишних терний;
Былое стремленье
Далеко, как отблеск вечерний.

Но память былого
Все крадется в сердце тревожно…
О, если б без слова
Сказаться душой было можно!

VII. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выучить наизусть по выбору стихотворение Фета.

Знать тематическое многообразие поэзии, импрессионистскую направленность поэтики А.А.Фета.

Познакомиться с понятием импрессионизм в живописи как основной общечеловеческой культуры на примере Клода Моне, Э.Дега, К.А.Коровина, с философскими аспектами Шопенгауэра и его влиянием на творческую мысль А.Фета.

Развивать компетенцию личностного самосовершенствования, в плане способности эмоционального восприятия поэзии А.А.Фета, живописи импрессионистов.

Оргмомент . Звучит фрагмент «Первого концерта для фортепиано

Слова учителя на фоне этой записи:

- Истоки творчества любого художника в его биографии и личности.

На прошлом уроке мы познакомились с биографией А.Фета. Сегодня попытаемся объяснить феноменальность его личности и творчества.

Поэзия Фета – это сосредоточие на прекрасных мгновениях в жизни человека и природы. Именно на мгновения, потому что и человеческая жизнь, и мир, окружающий человека, по мнению Фета, – бессмысленны и безобразны. Сам поэт разделил свое существование на две жизни.

Какие? ( Жизнь поэта и жизнь человека по фамилии Шеншин)

Учитель: Жизнь поэта Фета, автора прекрасных лирических стихов,

переводчика немецкого поэта Гейне, философа Шопенгауэра, друга

Льва Толстого, Аполлона Григорьева, поклонника красоты.

Жизнь человека по фамилии Шеншин, который всю жизнь страдал

от незаконнорожденности, от невозможности носить имя отца и иметь

дворянский титул, служака офицер, расчетливый помещик, ненавидящий прогресс. Поэзия для Фета была прорывом из мира скорби в мир красоты.

И эта двойственность проникла и в литературу.

- Обратимся к критикам.

Ученик зачитывает высказывание Д.Цертелева (дом.задание):

- Что вы узнали о Шопенгауэре, о его философии? ( дом.задание )

Ученик: В основе его философии лежит противопоставление искусства - жизненной практике, труду.

Я между плачущих Шеншин,

И Фет я только средь поющих, - признавался поэт.

- Может теперь вам будет понятно, почему в творчестве Фета отсутствует гражданские мотивы?

У ченики отвечают . (Фет считал, что в искусстве не может быть ничего, что омрачит душу читающего его стихи).

-Дайте определение этого понятия (дом.задание)

Жизнь, по их мнению, - торжище инстинктов и страстей, ведущих все живое к постоянному страданию. И выходом из мира страданий и печали возможен только погружением в мир искусства, сотканному из красоты.

Поэзия – храм искусства, поэт – верховный жрец этого храма.

С бородою седою верховный я жрец… (А.Фет)

Работа в группах. Учитель: Давайте более подробно остановимся на том, в чем же Фет видел предназначение поэзии и поэта.

Ученики (1 группы): Основными темами творчества Фета являются природа и любовь. Именно в них сосредоточена вся красота и очарование бытия. Причем, эти темы как бы проникнуты одна в другую. Картины природы, созданные Фетом, удивительны и вдохновенны. Природа для поэта, как и любовь, – источник радости, вдохновения, философского оптимизма и неожиданных открытий.

2 ученика читает наизусть:

ВЕСНА

Уж верба вся пушистая

Опять весна душистая

Станицей тучки носятся,

И в душу снова просятся

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад.

Какой-то тайной жаждою

И над душою каждою

2 ученика читают наизусть:

Когда вослед весенних бурь

Над зацветающей землей

Нежней небесная лазурь

И облаков воздушен рой,

Как той порой отрадно мне

Свергать земли томящий прах,

Тонуть в небесной глубине

И погасать в ее огнях!

О, как мне весело следить

За пышным дымом туч сквозных -

И рад я, что не может быть

Ничто вольней и легче их.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.

Ученик: В этих стихотворения присутствие глаголов не указывают на действие, они скорее говорят о состоянии, в котором пребывает герой. Все как будто осязаемо, и в то же время, неуловимо.

Ученики 3 группы: Такое эскизное, будто мазками выполненное изображение характерно для импрессионистского искусства. Поэзия А.Фета сравнима с картинами импрессионистов.

Демонстрация репродукций Клода Моне, К. Коровина, Э.Дега

Ученик: В музыке импрессионистами были Равель, Дебюсси, Скрябин. В литературе – Оскар Уайльд, Ги де Мопассан. С поэзией Фета схожа лирика А.Блока, поэта-символиста начала XX века.

Учитель: Блоковская Незнакомка напоминает трагический и таинственный образ Женщины Фета, то приближающейся, то удаляющейся. Черты ее едва различимы.

… И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Учитель: Удивительную музыкальность лирики Фета отмечали многие композиторы. И с удовольствием писали музыку к его произведениям. Среди них были Римский-Корсаков, Балакирев, Рахманинов, Варламов, Танеев, Чайковский.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Сегодня мы попытались приоткрыть завесу тайны творчества одного из самых лирических поэтов русской литературы. Надеюсь, он стал вам ближе и понятнее. Об этом вы напишите дома.

4.Домашнее задание:

Написать вывод по сегодняшнему уроку,

проанализировать понравившееся стихотворение и выучить наизусть.


Полный текст материала Конспект урока по литературе по теме "Своеобразие лирики А.А. Фета, темы, мотивы"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: