Конспект урока личность подростка
Обновлено: 07.07.2024
Урок 28.
Тема «Формирование личности подростка в процессе
Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в большом значении для личного развития доброжелательных, уважительных отношений со взрослыми. Обсудить стратегию поведения в возможных конфликтных ситуациях с родителями, чтобы не доводить эти ситуации до критических.
Изучаемые вопросы
- Подростковый период — период возрастного кризиса.
- Роль семьи и родителей в социальном развитии подростка.
- Стратегия поведения подростка в конфликтной ситуации с родителями.
Изложению учебного материала
1. Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека (периодам возрастного кризиса).
Смысл подросткового кризиса заключается в том, что через борьбу за независимость от опеки взрослых человек удовлетворяет свои потребности в самопознании и самоутверждении. У него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.
В подростковом возрасте происходят процессы биологического созревания организма и социального взросления.
2. В процессе социального взросления подростка особую роль играет семья и общение с родителями. В этот период неизбежны конфликтные ситуации на почве взаимных претензий и упреков, часто необоснованных.
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: приспособление; компромисс; сотрудничество; уклонение от конфликта; соперничество.
3. Стратегии поведения подростка в случае возникновения конфликта с родителями должны исходить из принципов сотрудничества. Не следует доводить ситуацию до критического состояния (грубость, побег из дома и др.). Для этого нужно воспитывать в себе умение анализировать поступки и взаимоотношения между людьми, критично оценивать свои поступки и поведение, воспитывать в себе уважительное отношение к родителям и старшим, научиться понимать их. Для того чтобы хорошо понимать собеседника, необходимо прежде всего научиться слушать.
- старайтесь не прерывать собеседника;
- дайте собеседнику время высказаться;
- избегайте поспешных выводов;
- спокойнее реагируйте на высказывания;
- не отвлекайтесь;
- ищите истинный смысл сказанных слов;
- следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частности;
- старайтесь приспособить темп вашего мышления к речи собеседника.
В заключение урока необходимо подчеркнуть, что взаимоотношения с родителями и взрослыми должны пробуждать у подростков желание проверить свои возможности, выяснить свои сильные и слабые стороны, научиться добиваться успеха и уделять внимание реальным проявлениям взрослости (воспитание ответственности, определение своих обязанностей, умение строить взаимоотношения с окружающими).
Конспект по обществознанию. Код ОГЭ 1.5. Личность. Особенности подросткового возраста.
Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью, т. е. существом социальным, он становится в процессе своей индивидуальной жизни, пройдя длительный и сложный путь развития.
Факторы, способствующие развитию личности
Примечание:
1 Социальная среда — окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Формирование личности не определяется лишь биологическими факторами, социальной средой, воспитанием и обучением, оно требует собственной активной практической деятельности человека.
Образец задания ОГЭ по обществознанию по теме 1.5.
ВОПРОС: Константин руководит фотоателье. Он ответственно относится к подбору персонала, всегда вежлив с клиентами. В свободное от работы время Константин активно занимается спортом. Все эти качества характеризуют его как
1) руководителя
2) личность
3) индивида
4) гражданина.
Описание материала: методическая разработка урока будет интересна и полезна учителям обществознания, психологам, родителям.
Назначение: научить учащихся характеризовать и объяснять особенности подросткового возраста; продолжать учить принципам работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; учить участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Автор материала: Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания
Место работы: МКОУ "Унъюганская СОШ №1", п. Унъюган, ХМАО-Югра
Тип занятия: лекция с элементами практической работы.
1. Психологические новообразования подросткового возраста.
2. Интеллектуальное развитие подростка.
3. Особенности протекания пубертатного периода. Кризис подросткового возраста.
Цели занятия:
Обучающая – сформировать основные понятия по теме.
Развивающая – развить навыки самостоятельной работы.
Воспитательная – сформировать навыки и умения взаимодействия в группе.
Кле М. Психология подростка: психосоциальное развитие – М. 1999
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста – СПб. 1999
Реан А. А. Психология подростка – М. 1997
Ход занятия
Этап занятия
Содержание работы
Методы и средства обучения
Приветствие. Постановка целей и задач занятия. Озвучивание плана занятия, повторение предыдущего материала.
Объяснение нового материала. Раскрытие следующих вопросов:
1. Психологические новообразования подросткового возраста.
2. Интеллектуальное развитие подростка.
3. Особенности протекания пубертатного периода. Кризис подросткового возраста.
Обобщение нового материала. Формулировка выводов. Обозначение домашнего задания
Ход занятия: (80 мин)
Вводная часть (15 минут).
Приветствие. Указание связи новой темы с ранее изученным материалом.
Повторение пройденного материала.
Обозначение студентам темы и целей занятия.
Озвучивание плана работы.
Добрый день! На прошлом занятии мы начали новый раздел – подростковый возраст. Давайте вспомним основные моменты. Итак, 1) Назовите социальную ситуацию развития подростка;
2) Охарактеризуйте ведущий вид деятельности подростка. (Устный опрос домашнего задания, последний отвечающий делает обобщение).
Основная часть (50 минут)
1. Психологические новообразования подросткового возраста
Вопрос: Как вы считаете в чем проявляется становление личности?
Ответ: Да, действительно, становление личности проявляется в новообразованиях возраста.
Основным новообразованием возраста на начальном этапе является чувство взрослости – особая форма самосознания, возникающая между потребностью быть взрослым и участвовать в жизни взрослых и несоответствие этому реальных возможностей.
Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть – учебы.
Также одно из важнейших новообразований – потребность в самоутверждении, проходит в группе сверстников, важно быть принятым и понятым.
Именно в этом возрасте появляется потребность в самовоспитании – сознательная деятельность, направленная на возможность полной реализации самого себя. Для подростка важными являются физическая и волевая сфера.
Ответ: Это система внутренне согласованных представлений о себе.
Я – концепция как новый уровень самосознания – центральное новообразование подросткового возраста. Формирование нового уровня самосознания характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности.
Таким образом, проблема становления личности в подростковом возрасте, связанная с новообразованиями характерными для данного периода является своеобразной ступенью в развитии подростка в целом, толчком для дальнейшего развития.
2. Интеллектуальное развитие подростка
Для изучения второго вопроса предлагаю вам заполнение таблицы по ходу моего рассказа. Таблица будет выглядеть следующим образом:
Читайте также: