Конспект урока личность подростка

Обновлено: 07.07.2024

Урок 28.

Тема «Формирование личности подростка в процессе

Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в боль­шом значении для личного развития доброжелательных, ува­жительных отношений со взрослыми. Обсудить стратегию по­ведения в возможных конфликтных ситуациях с родителями, чтобы не доводить эти ситуации до критических.

Изучаемые вопросы

  1. Подростковый период — период возрастного кризиса.
  2. Роль семьи и родителей в социальном развитии подростка.
  3. Стратегия поведения подростка в конфликтной ситуа­ции с родителями.

Изложению учебного материала

1. Подростковый возраст относится к так называемым крити­ческим периодам жизни человека (периодам возрастного кризиса).

Смысл подросткового кризиса заключается в том, что через борьбу за независимость от опеки взрослых человек удовлетворя­ет свои потребности в самопознании и самоутверждении. У него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позво­ляющие в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

В подростковом возрасте происходят процессы биологиче­ского созревания организма и социального взросления.

2. В процессе социального взросления подростка особую роль играет семья и общение с родителями. В этот период не­избежны конфликтные ситуации на почве взаимных претензий и упреков, часто необоснованных.

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: приспо­собление; компромисс; сотрудничество; уклонение от кон­фликта; соперничество.

3. Стратегии поведения подростка в случае возникновения конфликта с родителями должны исходить из принципов со­трудничества. Не следует доводить ситуацию до критического состояния (грубость, побег из дома и др.). Для этого нужно воспитывать в себе умение анализировать поступки и взаимоотношения между людьми, критично оценивать свои поступки и поведение, воспитывать в себе уважительное отношение к родителям и старшим, научиться понимать их. Для того чтобы хорошо понимать собеседника, необходимо прежде всего научиться слушать.

  • старайтесь не прерывать собеседника;
  • дайте собеседнику время высказаться;
  • избегайте поспешных выводов;
  • спокойнее реагируйте на высказывания;
  • не отвлекайтесь;
  • ищите истинный смысл сказанных слов;
  • следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частности;
  • старайтесь приспособить темп вашего мышления к речи собеседника.

В заключение урока необходимо подчеркнуть, что взаимо­отношения с родителями и взрослыми должны пробуждать у подростков желание проверить свои возможности, выяснить свои сильные и слабые стороны, научиться добиваться успеха и уделять внимание реальным проявлениям взрослости (воспита­ние ответственности, определение своих обязанностей, умение строить взаимоотношения с окружающими).

Конспект по обществознанию. Код ОГЭ 1.5. Личность. Особенности подросткового возраста.

Личность

Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью, т. е. существом социальным, он становится в процессе своей индивидуальной жизни, пройдя длительный и сложный путь развития.

Личность

Факторы, способствующие развитию личности


Примечание:
1 Социальная среда — окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Формирование личности не определяется лишь биологическими факторами, социальной средой, воспитанием и обучением, оно требует собственной активной практической деятельности человека.

Особенности подросткового возраста

Образец задания ОГЭ по обществознанию по теме 1.5.

ВОПРОС: Константин руководит фотоателье. Он ответственно относится к подбору персонала, всегда вежлив с клиентами. В свободное от работы время Константин активно занимается спортом. Все эти качества характеризуют его как
1) руководителя
2) личность
3) индивида
4) гражданина.

Описание материала: методическая разработка урока будет интересна и полезна учителям обществознания, психологам, родителям.
Назначение: научить учащихся характеризовать и объяснять особенности подросткового возраста; продолжать учить принципам работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; учить участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Автор материала: Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания
Место работы: МКОУ "Унъюганская СОШ №1", п. Унъюган, ХМАО-Югра


Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип занятия: лекция с элементами практической работы.

1. Психологические новообразования подросткового возраста.

2. Интеллектуальное развитие подростка.

3. Особенности протекания пубертатного периода. Кризис подросткового возраста.

Цели занятия:

Обучающая – сформировать основные понятия по теме.

Развивающая – развить навыки самостоятельной работы.

Воспитательная – сформировать навыки и умения взаимодействия в группе.

Кле М. Психология подростка: психосоциальное развитие – М. 1999

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста – СПб. 1999

Реан А. А. Психология подростка – М. 1997

Ход занятия

Этап занятия

Содержание работы

Методы и средства обучения

Приветствие. Постановка целей и задач занятия. Озвучивание плана занятия, повторение предыдущего материала.

Объяснение нового материала. Раскрытие следующих вопросов:

1. Психологические новообразования подросткового возраста.

2. Интеллектуальное развитие подростка.

3. Особенности протекания пубертатного периода. Кризис подросткового возраста.

Обобщение нового материала. Формулировка выводов. Обозначение домашнего задания

Ход занятия: (80 мин)

Вводная часть (15 минут).

Приветствие. Указание связи новой темы с ранее изученным материалом.

Повторение пройденного материала.

Обозначение студентам темы и целей занятия.

Озвучивание плана работы.

Добрый день! На прошлом занятии мы начали новый раздел – подростковый возраст. Давайте вспомним основные моменты. Итак, 1) Назовите социальную ситуацию развития подростка;

2) Охарактеризуйте ведущий вид деятельности подростка. (Устный опрос домашнего задания, последний отвечающий делает обобщение).

Основная часть (50 минут)

1. Психологические новообразования подросткового возраста

Вопрос: Как вы считаете в чем проявляется становление личности?

Ответ: Да, действительно, становление личности проявляется в новообразованиях возраста.

Основным новообразованием возраста на начальном этапе является чувство взрослости – особая форма самосознания, возникающая между потребностью быть взрослым и участвовать в жизни взрослых и несоответствие этому реальных возможностей.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть – учебы.

Также одно из важнейших новообразований – потребность в самоутверждении, проходит в группе сверстников, важно быть принятым и понятым.

Именно в этом возрасте появляется потребность в самовоспитании – сознательная деятельность, направленная на возможность полной реализации самого себя. Для подростка важными являются физическая и волевая сфера.

Ответ: Это система внутренне согласованных представлений о себе.

Я – концепция как новый уровень самосознания – центральное новообразование подросткового возраста. Формирование нового уровня самосознания характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности.

Таким образом, проблема становления личности в подростковом возрасте, связанная с новообразованиями характерными для данного периода является своеобразной ступенью в развитии подростка в целом, толчком для дальнейшего развития.

2. Интеллектуальное развитие подростка

Для изучения второго вопроса предлагаю вам заполнение таблицы по ходу моего рассказа. Таблица будет выглядеть следующим образом:

Читайте также: