Конспект урока лермонтов три пальмы 6 класс с презентацией

Обновлено: 06.07.2024

Методические приёмы: рассказ учителя, объяснение теоретических понятий, обсуждение стихотворений, игровые приемы, работа с клише.

Формы работы: работа в парах и группах, фронтальные виды работы.

Методы деятельности: репродуктивные, исследовательские, творческие.

Словарная работа (записи на доске):

  • Баллада - стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное.
  • Роптать – негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.
  • Философия - вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.
  • Караван - группа людей, путешествующих вместе с торговыми, паломническими или иными целями и объединившихся для взаимной помощи и защиты в суровой или опасной местности, а также их вьючных животных: верблюдов, ослов, мулов или лошадей.
  • Оазис - место среди пустыни, покрытое растительностью, у источника.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

УЭ 0.

Организационный момент. Постановка целей и задач урока: расширить и углубить представления о балладе, о средствах изобразительности; формировать умения анализировать стихотворения
- О каком поэте говорили на прошлом уроке?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке?

Демонстрируют готовность к уроку.
Определяют цели и задачи урока.
- Читать и анализировать его стихотворения, продолжать знакомство с его творчеством.

1 минута

УЭ 1.

3 минуты

3. Беседа
Вопросы учителя:
– К какому литературному роду – эпосу, лирике, драме – относится баллада?
– Какая баллада М.Ю.Лермонтова вам известна?

1 минута

УЭ 3

- Проверим, верны ли наши предположения:

Формулируют цели:
1.Мы будем разгадывать загадку еще одной баллады.
2.Будем читать балладу М.Ю.Лермонтова и анализировать ее.
3.Будем отмечать особенности баллады как лиро-эпического жанра.
4.Может быть, определять, есть ли мотив одиночества и в этой балладе. Такая ли она грустная, как и другие его произведения.

1 минута

2. К какому жанру мы отнесём данное стихотворение?

3. Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении?

4. Каков сюжет этой баллады?

5. Почему стали роптать на Бога три пальмы?

7. Почему пальмы были погублены?

10. Какие чувства скрывает это слово? А восклицательный знак?

11. Почему так печален конец стихотворения? Ведь их мольба была услышана. Они принесли пользу. Их срубили, разожгли костер, и огонь согрел уставших путников.

12. К чему же привело их своеволие, их ропот на волю Творца? Зачитайте.

4 минуты

3 группа: Найдите в стихотворении антитезу. Зачем она нужна?

Если родник – символ жизни, то коршун - … ? (символ чего?) Картина смерти усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу

Заполняют клише. Чтение 1-2 вариантов. Оценки в оценочные листы, тем, у кого правильный вариант выбора.

5 минут

Домашнее задание
А как вы думаете, актуально ли оно?
Постарайтесь привести свои примеры, перекликающиеся с балладой Лермонтова.
(Дети обычно говорят о бесчеловечном отношении людей к природе, друг к другу, исходя из собственных наблюдений, из телепередач, газетных публикаций)

1 минута

Обратная связь

Ответы на вопросы в карточке:
- Мне понравилось …
- Я понял, что …
- Я научился …
- Я сегодня работал ….

2 Цели: 1) Учить анализировать лирические произведения. 1) Учить анализировать лирические произведения. 2) Повторить понятия: антитеза, эпитет, метафора, олицетворение. 2) Повторить понятия: антитеза, эпитет, метафора, олицетворение. 3) Познакомить учащихся с понятием аллитерации. 3) Познакомить учащихся с понятием аллитерации.

4 Таблица, которая должна получиться у детей в тетради: Часть плана Часть плана Опорная лексика Опорная лексика 1. Тема 1. Тема Тема красоты и гармонии человека с миром Тема красоты и гармонии человека с миром 2. Идея. 2. Идея. Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии 3. Художественные средства, синтаксис, лексика. 3. Художественные средства, синтаксис, лексика. Олицетворение, перифраз, метафора, аллитерация, Олицетворение, перифраз, метафора, аллитерация, антитеза, устаревшая лексика антитеза, устаревшая лексика

6 Часть плана Опорная лексика 1. Об авторе 1. Об авторе 2. Тема 2. Тема 3. Идея 3. Идея 4. Художественные средства, синтаксис, лексика 4. Художественные средства, синтаксис, лексика

7 Словарь урока: Стихотворение Стихотворение Тема Тема Идея Идея Гипербола Метафора Гипербола Метафора Олицетворение Олицетворение Эпитет Эпитет Антитеза Антитеза

9 На доске: План урока 1)Словарь урока. 1)Словарь урока. 2)Анализ стихотворения. 2)Анализ стихотворения. 3) Знакомство с новыми литературными терминами. 3) Знакомство с новыми литературными терминами.

11 IV На доске: Словарь урока Словарь урока Стихотворение метафора Стихотворение метафора Тема олицетворение Тема олицетворение Идея эпитет Идея эпитет Гипербола антитеза Гипербола антитеза - Обратимся к словарю урока. Дайте определение терминов, которые мы будем использовать на уроке при анализе стихотворения. - Обратимся к словарю урока. Дайте определение терминов, которые мы будем использовать на уроке при анализе стихотворения.

12 V Анализ стихотворения с составлением таблицы V Анализ стихотворения с составлением таблицы - Поставьте в тетради число, начертите таблицу для составления опорного конспекта. - Поставьте в тетради число, начертите таблицу для составления опорного конспекта. На доске: На доске: Часть плана Часть плана Опорная лексика Опорная лексика 1. Тема. 1. Тема. 2. Идея. 2. Идея. 3. Художественные средства, синтаксис, лексика. 3. Художественные средства, синтаксис, лексика.

13 1. Чтение стихотворения (запись или наизусть учителем). 2. Анализ стихотворения 2. Анализ стихотворения - На сколько частей можно разделить стихотворение с картинами природы? - На сколько частей можно разделить стихотворение с картинами природы? (1. Пальмы (1. Пальмы 2. Караван 2. Караван 3. Пепел) 3. Пепел) - Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение? - Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение? (Тема красоты и гармонии человека с миром) Запишите в таблицу. (Тема красоты и гармонии человека с миром) Запишите в таблицу.

14 - Как вы поняли главную мысль стихотворения? - Как вы поняли главную мысль стихотворения? (Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии) (Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии) Запишите в таблицу. Запишите в таблицу. - Прочитайте, на что ропщут пальмы? Поясним значение непонятных слов. - Прочитайте, на что ропщут пальмы? Поясним значение непонятных слов. - Почему пальмы недовольны своей жизнью? Чего они хотят? - Почему пальмы недовольны своей жизнью? Чего они хотят? - Какое художественное средство использует поэт? Для чего? - Какое художественное средство использует поэт? Для чего? (олицетворение) (олицетворение)

16 _ Прочитайте, какое определение даётся в словаре литературоведческих терминов. _ Прочитайте, какое определение даётся в словаре литературоведческих терминов. - Благодаря каким словам пальмы предстают как люди, воины? - Благодаря каким словам пальмы предстают как люди, воины? (одежда = листья, стволы = тела) (одежда = листья, стволы = тела) - Какой прием (художественное средство) используют здесь поэт? С какой целью? - Какой прием (художественное средство) используют здесь поэт? С какой целью? (метафору) (метафору) - Вслушайтесь еще раз в строки: - Вслушайтесь еще раз в строки: По корням упругим топор застучал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! И пали без жизни питомцы столетий! - Какие звуки повторяются? Почему? - Какие звуки повторяются? Почему? Повторение однородных согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ. Повторение однородных согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ. На доску (вешаю): Аллитерация. На доску (вешаю): Аллитерация. - С какой целью поэт употребил аллитерацию? - С какой целью поэт употребил аллитерацию? Запишите в таблицу. Запишите в таблицу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень красивая легенда, полная прозрачных аллегорий, за красотой слога кроется глубокий смысл: В песчаных степях аравийской земли. Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый под сенью зеленых листов. От знойных лучей и летучих песков.

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814 – 1841)

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

(1814 – 1841)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ УРОКА:

(Восточное сказание)

ЦЕЛЬ УРОКА:

ЦЕЛЬ УРОКА:

ЭПИГРАФ

И КАЖДЫЙ СТИХ ЕГО – КЛИНОК,

ОГНЕМ СВОБОДЫ ЗАКАЛЕННЫЙ.

(ВСЕВОЛОД РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)

Юрий Петрович Лермонтов Мария Михайловна Лермонтова Арсеньева Елизавета Алексеевна

История создания стихотворения

Очень красивая легенда, полная прозрачных аллегорий, за красотой слога кроется глубокий смысл: В песчаных степях аравийской земли. Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый под сенью зеленых листов. От знойных лучей и летучих песков.

Их мольба была услышана. Они принесли пользу. Их срубили, разожгли костер, и огонь согрел уставших путников. Но оказалось, что их предназначение было другое: хранить источник жизни в знойной пустыне. Трем пальмам не было дано постигнуть этот высший смысл, как человеку не дано постичь Промысел Божий. Своеволие порой приносит смерть, гибель. К чему же привело их своеволие, их ропот на волю Творца? И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним. Эта поэтическая легенда наводит на мысль - не отразил ли в ней Лермонтов свою судьбу? Ему было дано от Бога высокое предназначение, уникальная память, а он просто не дорожил своей жизнью поэта-пророка - и погиб.

Их мольба была услышана. Они принесли пользу. Их срубили, разожгли костер, и огонь согрел уставших путников. Но оказалось, что их предназначение было другое: хранить источник жизни в знойной пустыне. Трем пальмам не было дано постигнуть этот высший смысл, как человеку не дано постичь Промысел Божий. Своеволие порой приносит смерть, гибель. К чему же привело их своеволие, их ропот на волю Творца? И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним. Эта поэтическая легенда наводит на мысль - не отразил ли в ней Лермонтов свою судьбу? Ему было дано от Бога высокое предназначение, уникальная память, а он просто не дорожил своей жизнью поэта-пророка - и погиб.

Словарная работа

Словарная работа

Композиция стихотворения

1. Жизнь гордых пальм в пустыне

2. Их обращение к Богу

3. Появление каравана

4. Пальмы встречают гостей

Дайте определение терминов

наделение неживой материи свойствами и качествами живого

поэтическое, художественно-образное определение предмета или явления

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Какую роль играют в стихотворениях олицетворения?
  • Найдите олицетворения.
  • О чем мечтали пальмы до прихода каравана?
  • Как называется этот художественный прием?
  • Какую роль в стихотворении он играет?

Этот прием называется эпитетом,

он помогает точнее изображать картины природы и описывает

Такой прием называется

Какие звуки повторяются? Почему? Какую картину рисует поэт? С какой целью М. Ю. Лермонтов использует этот прием? По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий!

Прием называется

аллитерация –

однородных звуков.

Что противопоставляется? С какой целью? Как называется этот прием? В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался водою холодной, Хранимый под сенью зеленых листов От знойных лучей и сыпучих песков И ныне все дико и пусто кругом – Не шепчут листья с гремучим ключом; Напрасно Пророка о тени он просит – Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.

Читайте также: