Конспект урока лексическая система русского языка 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

– образовательная: обобщить знания по лексике, полученные ранее, углубить знания понятий: лексическое значение слова, однозначность – многозначность, прямое и переносное значение слова, синонимы, омонимы, антонимы;

– развивающая: расширить кругозор и лексикон, пробудить интерес к русскому языку, развивать память, внимание, речь, учить размышлять;

– воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу.

Средства обучения: мультимедийное оборудование, учебник (Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2007), словари, карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Слово преподавателя.

– Все слова русского языка входят в его лексическую систему, и нет таких слов, которые находились бы вне ее, воспринимались отдельно, изолированно. Все слова так или иначе связаны друг с другом, близки в каком-то отношении, а в чем-то противоположны, непохожи.

IV. Актуализация знаний.

– Что включает в себя лексика?

СЛАЙД 2. Запись в тетрадь в виде схемы.

– Каждое слово имеет лексическое значение. Что такое лексическое значение слова? ( это смысл слова, т.е. то, что оно обозначает).

Дайте лексическое значение слов: 1 вариант – парк, 2 вариант – стол.

СЛАЙД 3. (Проверка по словарю).

А теперь наоборот – отгадайте слово по его лексическому значению.

КРОССВОРД “Моё учебное заведение”

(работа в группах).

1. По горизонтали:

Отдельное здание в ряду нескольких.

Дело, труд, работа. Заполнение чем-нибудь своего свободного времени.

СЛАЙД 4. Проверка кроссворда.

– У какого слова несколько значений? (любовь)

– Как называются такие слова? (многозначные).

а) кнопка звонка
б) канцелярская кнопка
в) кнопка на одежде.

Приведите свои примеры многозначных слов.

– Часто многозначные слова путают с омонимами. Что такое омонимы?

СЛАЙД 7. (Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по значению).

коса – заплетённые волосы

коса – сельскохозяйственное орудие

коса – идущая от берега полоса земли

Приведите примеры омонимов.

Вывод: в чём отличие многозначных слов от омонимов? (Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, в чём-то сходные между собой).

V. Работа по карточкам.

[ 1] Определите, многозначными словами или омонимами являются выделенные слова.

VI. Работа с учебником.

Упр. 37, стр. 25 (выборочно, совместно с преподавателем).

– К данным словам, где возможно, подберите антонимы.

– Что такое антонимы?

СЛАЙД 9. (Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным по значением).

Учащиеся подбирают антонимы к словам.

– Это антонимы языковые. Есть ещё разновидность антонимов, о них вы узнаете из теории учебника на стр. 32.

– Какие бывают антонимы? (контекстуальные).

– Что такое контекстуальные антонимы? (антонимами они являются только в данном тексте. Например, в названии пьесы А.Н.Островского “Волки и овцы”, романа И.Тургенева “Отцы и дети”).

VII. Работа с учебником.

1. Упр. 51(1 часть), стр. 30 (УСТНО).

– Есть художественные произведения, в названии которых – антонимы. Какие это произведения? (роман Л.Толстого “Война и мир”, рассказ А.Чехова “Толстый и тонкий”, романы К.Симонова “Живые и мёртвые”, “Дни и ночи”, стихотворение В.Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”.)

Вывод: антонимы служат для выражения контраста. В произведениях авторы часто используют антонимы, чтобы ярче показать различия между героями.

Чтение преподавателем стихотворения.

– Что общего в значениях всех этих слов? (это лодки – небольшие суда).

Выписать слова, обозначающие понятие судна, лодки, но только новые или малопонятные для вас. Пользуясь словарём, укажите их лексическое значение.

– Как называются слова, которые вы записывали (с точки зрения лексики)? (синонимы).

СЛАЙД 18. (Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения).

– Некоторые слова имеют 2-3 синонима, некоторые больше 30. Много синонимов у слова УМЕРЕТЬ. Некоторые из них использовали в своём произведении “12 стульев” И.Ильф и Е.Петров.

– Кто главный герой этого произведения? (Остап Бендер).

– Умерла Клавдия Ивановна, – сообщил заказчик.

– Ну, царствие небесное, – согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка…Старушки, они всегда преставляются…Или богу душу отдают. – Это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле,– значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдаёт…

– То есть, как это считается? У кого это считается?

– У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрёте, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывший купеческой гильдии, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них говорят: “А наш-то, слышали, дуба дал”. Потрясённый этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

– Ну а когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут?

– Я человек маленький. Скажут: “Гикнулся Безенчук. А больше ничего не скажут”.

– Для чего нужны синонимы? (чтобы избежать повторов и обогатить нашу речь).

– Иногда очень важно подобрать синоним, наиболее подходящий по смыслу.

VIII. Работа по карточкам.

[ 1] Вставьте вместо точек один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу.

Уже… (темнело, вечерело), когда Герасим… (возвращался, шёл обратно). По его … (усталому, измученному, изнурённому) виду, по запылённому …(костюму, платью) его можно было …(думать, предугадать), что он успел обежать пол-Москвы. Он … (встал, задержался)…. (возле, напротив) …. (господских, помещичьих) окон, … (осмотрел, оглядел) крыльцо, на котором столпилось человек семь прислуги, отвернулся и промычал ещё раз: “Муму!”

IX. Работа с учебником (стр.22).

Прямое и переносное значение слова.

– Новые слова появляются в результате переносного употребления его основного значения. Перенос значений происходит на основе сходства признаков. Например, слово ЛЕНТА (лексическое значение: узкая полоска ткани). При переносном употреблении этого слова может возникнуть новое значение – “что-то похожее по форме на ленту”:

Выполнение упр. 31, стр. 23 (письменно).

Вывод: использование слов в переносном значении делает нашу речь образной, более выразительной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

Развивающая: развивать мышление, речь обучающихся, обогащать их словарный запас, точность словоупотребления;

Воспитательная: воспитывать интерес к слову и к родному языку.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Учебник. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 класс;

Начнем урок со словарной работы , вспомним написание слов:

Ветеран, перила террасы, фантазия, резиденция президента, эскалатор, абонемент, веранда, баллада, бильярд, акварель, антенна, впоследствии, иметь в виду, втройне, вприпрыжку

3. Работа по теме урока (самоопределение к деятельности)

Прочитайте и запишите эпиграф к нашему уроку.

Какова основная мысль высказывания русского писателя Николая Васильевича Гоголя?

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

-Как вы считаете, какое отношение имеет высказывание Гоголя к нашему занятию?

Тема урока: Слово в лексической системе русского языка

4. Лекция преподавателя с элементами беседы

- Какие единицы языка вы знаете?

(Фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение).

-Какая самая наименьшая и самая наибольшая единица языка?

(Наименьшая - это фонема, наибольшая – это предложение).

Тем не менее, слово — особая, важнейшая единица языка .

Какой раздел науки о языке изучает слово? (лексикология)

Все верно, Основным объектом изучения лексикологии является слово как лексическая единица языка. Но слово изучается и другими разделами науки о языке.

-Назовите эти разделы ( морфемика изучает структуру слова, морфология-слово как часть речи, фонетика как комплекс звуков речи)Слово не является самой мелкой или самой крупной единицей языка. Однако именно слово, а не звук, не морфему и не предложение мы воспринимаем как центральную единицу языка.

(В слове отражено все многообразие окружающего нас мира, наши чувства, ощущения, переживания. Слово сопровождает нас в течение всей жизни, оно часть нашей жизни.

Слово - это памятник культуры, это живое свидетельство нашей истории. В словах живёт прошлое и настоящее народа, его традиционный и современный быт. Слова отражают особенности трудовой деятельности людей, традиций, обычаев, исторических этапов развития государства, народа, искусства, словесности.

Много слов на земле: есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова - словно раны, слова – словно суд.

С ними в плен не сдаются, и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Спасибо, я считаю, что все мы убедились, что слово является важнейшей единицей языка.

- Что такое слово?

Слово – это сочетание звуков, выражающее определенное понятие и выполняющее назывную (номинативную) функцию (слайд 8).Назовем признаки слова. Прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой и скажите , как вы понимаете слово плим?

Плим (И. Токмакова)

Ложка — это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

И повторяю снова:

Вот прыгает и скачет

И ничего не значит

Плим, плим, плим!(Придуманное Токмаковой слово на самом деле словом не является, так как не обладает значением).

Итак 1. Слово обладает лексическим значением. Скажите, может ли слово выражать дополнительные оттенки значения? (Да, слово может быть эмоционально окрашенным. Приведите примеры-ключик, замочек, мамочка,).

2. Может быть эмоционально окрашенным

Но одного значения мало. Без чего бы еще не было бы слова? (Без звуковой оболочки).

3.Имеет звуковую оболочку.

-Скажите, как мы используем слова: придумываем ли каждый раз заново или извлекаем из памяти готовыми? 4. Этот признак слова называется воспроизводимостью.

Итак, обратите внимание на слайд и назовите еще раз признаки слова.

Слово обладает лексическим значением

Может быть эмоционально окрашенным

Имеет звуковую оболочку.

Прочитайте задание. Как вы считаете, какие слова в отрывке однозначные, а какие многозначные? (Однозначные-пассажир, подрясник, монах; многозначные-отливала, широким, открытым). Проверьте по словарю, выпишите в тетрадь.(однозначные-гГоряинов, Полухин), многозначные-(Чорная, Каширских)

Слово может быть однозначным и многозначным (слайд 10). Явление многозначности называется полисемией (слайд 10). Большинство слов в русском языке многозначно. На слайде задание-составить словосочетания с предложенными словами в одном из значений (1 в.-искра пламени, разорить гнездо, плодородная земля)

(2в.-конспект лекций, младший лейтенант, поймать махаона, головной мозг)

Значения многозначного слова связаны между собой. Скажите на что обратили внимание те из вас, кто работали со словами искра, гнездо, мозг?( Эти слова имеют прямое и переносное значения) Первое значение слова основное (прямое), остальные – переносные (слайд10).Переносное значение может возникать на основе внешнего сходства предметов по цвету, форме, качеству(голова человека-голова сыра);

-на сходстве функций предметов(полотер-человек, машина);

- на смежности явлений (чай-напиток, чай-растение) Значение слова реализуется в контексте. В предложении оно имеет одно определенное значение. Составьте предложения, используя данные слова в переносном значении.

В Пете с раннего возраста проявилась искра таланта. Мозг нашего предприятия находится в центральном офисе. Оперативные мероприятия позволили выйти на воровское гнездо.

Работа с карточкой

Задание 1. Укажите, какие переносные значения закрепились за данными словами. Придумайте предложения, употребляя эти слова в переносном значении (слайд 17

Рзработка урока по русскому языку

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В конспекте обращается внимание на слово и его лексическое значение, акцентируется внимание на понятие однозначности и многозначности слов, прямое и переносное значение; на исконно русскую и заимствованную лексику, активный и пассивный словарь (неологизмы, архаизмы и историзмы, общеупотребительная лексика). Совершенствуются навыки работы с текстом и умение находить заданные лексичесие единицы. Ряд заданий направлено на выработку навыков написания труднопроверяемых слов, постановку ударения, правописания слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 10 классе по теме: Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение.

Цель: Систематизировать изученное по лексике и фразеологии. Обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок). Развивать культуру устной и письменной речи. Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.

Прежде чем перейти к основной части нашего урока, мы выполним словарную работу. Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку: расставить ударение в предложенных словах.
Сливовый, красивее, закупорить, позвонит, вероисповедание, дефис, начал, отрочество, договоренность, облегчить, средства, шофер, клала, оптовый, прозорлива, банты, шарфы, каталог, жалюзи, аэропорты, плодоносить.

Гуляли однажды любившие друг друга парень и девушка и забрели на высокую кручу.

— Ты меня любишь? — спросила девушка у парня.

— Что же мне сделать, любимая

— Прыгни с обрыва, если любишь…

Парень понял, что всё, что он любит в этой жизни, он сейчас же потеряет, но его не страшила смерть — он боялся потерять её. Он долго не решался шагнуть в пустоту — так как сильно любил её, но по той же самой причине не мог и остаться.

- Подтолкни… — попросил он её, уже ни на что не надеясь.

Беседа. -- Какова основная мысль притчи? ( Слово играет огромную роль в нашей жизни, являясь основой вербальных коммуникаций. Мы каждый день говорим и слышим тысячи слов, не задумываясь подчас над тем, какое воздействие они оказывают на окружающих. О важности каждого слова говорил поэт В.Шефнер

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Актуализация знаний

Слово многогранно: его можно рассматривать с разных сторон. Слово звучит –его звуковой состав изучает фонетика, морфемика изучает морфемный состав языка, в морфологиислово представлено как часть речи, в синтаксисе выясняется роль слова в построении синтаксических единиц- СС и предложений. Лексическое значение слова на самом деле не так-то легко определить. Над этой проблемой думают еще с античных времен. Мы понимаем ЛЗ как главный смысл, его содержание, понятное всем носителям языка.

- Каковы функции слов в языке? (назывная функция – слово что-либо обозначает: предмет, действие, признак, состояние, явление, число или указания на них). Служебная функция – слова связаны в сс и предложении. Эмоциональная – слова выражают не только понятия, но и чувства.

- Чем отличаются однозначные и многозначные слова?

- что такое прямое и переносное значение слова? (главное, основное значение слова это прямое значение. переносное значение вторичное, связанное с прямым по смыслу и возникшее на его основе)..

Составление словосочетаний: интерпретация худ текста, менталитет французов, аннексия территории.

Слово учителя.

Предположите, сколько единиц включает словарный состав русского языка?

Около 20 миллионов слов. Возможно ли одному человеку знать значения всех слов? Конечно, нет. Как же быть, если встретилось слово, значение которого вы не знаете?

Верно, следует обратиться к словарю. Вот только к какому? Ведь словарей существует великое множество. Уже в древности люди пытались объяснить малопонятные слова и составляли словники, которые называли глоссариями (первые из них относятся к XXV веку до н.э.) А появление словарей в том виде, в котором мы привыкли их видеть, относятся к XVI веку. С тех пор составлено огромное количество самых разных словарей. Составление словарей – очень нелёгкий труд, требующий определённых знаний. Существует целая наука – лексикография. Самыми известными словарями на сегодняшний день являются словарь В.И.Даля и словарь С.И.Ожегова. Вы с ними знакомы и даже не один раз к ним обращались. Обратите свое внимание, пожалуйста, на доску, какие типы словарей вообще существуют. А что делать, если словарей в том виде, в котором вы привыкли их видеть, под рукой нет? Верно, следует обратиться к Интернету, потому что в настоящее время мы можем обратиться за помощью к компьютерной лексикографии.

Теоретическая разминка. По лексическому значению узнайте слово – термин.

1. Словарный состав языка

2. Словарный запас одного человека.

3. Слова, обозначающие одно и то же, но отличаются оттенками значения

4.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению

5. Слова, противоположные по лексическому значению

6.Слова, схожие по написанию, но разные по лексическому значению

7. Слова, вышедшие из активного употребления

8. Слова, употребляемые людьми определенной местности

9. Слова, употребляемые людьми определенной социальной группы

10. Устойчивые сочетания слов

Из-за неправильного употребления слова как в устной речи, так и в письменной возникают ошибки

Было холодно, поэтому Маша одела шубу.
– Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
– Ему была представлена возможность поехать на юг.( употребление паронимов)

Всё возвращается в свои круги.

Всыпать под первое число. ( нарушение состава фразеологизмов).

Читайте также: