Конспект урока крылов волк и ягненок 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_basnya_krylova.docx 23.29 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по литературе

Составитель: Куфаева Наталья Вячеславовна

- продолжить знакомство с басней, как с особым литературным жанром;

- отработать навыки выразительного чтения, используя партитурные знаки.

- способствовать развитию речи учащихся;

- содействовать развитию мыслительных операций;

- способствовать развитию творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

- способствовать формированию гуманистического мировоззрения, жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра;

- вызвать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделенных пороками, и нежелание им подражать.

Термины: басня, олицетворение, мораль, аллегория, диалог.

I. Вступительная беседа, закрепление ранее изученного материала о жанре басни.

1. Что такое басня ? Назовите имена известных баснописцев (на партах разложены карточки, предлагается выбрать карточку, на которой написано правильное определение басни).

Карточка №1. Басня — это одна из малых литературных форм. Она представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев.

Карточка №2. Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей.

Карточка №3. Басня - повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения.

2. Кто является героями басен? Почему чаще всего это животное? Дайте определение термину олицетворение.

3. Из чего состоит басня? Что такое мораль и зачем она нужна в баснях?

4. Что такое аллегория ? Приведите примеры.

5. Встречается ли в баснях диалог ? Что подразумевается под этим понятием и какова цель его использования?

III. Проверка домашнего задания.

Ответ на вопросы учебника после статьи о баснописце – И.А. Крылове. Закрепление представлений о жизни баснописца (мини-викторина).

Вопросы викторины по жизни и творчеству И.А. Крылова:

1. В каком году родился И.А. Крылов? (1769 г.)

2. Назовите место рождения И.А. Крылова. (город Тверь)

3. В чем состояло наследство И.А. Крылова? (книги)

4. Какие события жизни И.А. Крылова помогли ему стать баснописцем? (развернутый ответ)

5. Какими чертами характера обладал баснописец? (развернутый ответ)

6. Сколько лет прожил И.А. Крылов? (75 лет)

7. Какие басни И.А. Крылова вам известны? (развернутый ответ)

8. Какие пороки общества высмеивал И.А. Крылов в баснях? (развернутый ответ)

Предложить учащимся поразмышлять о сюжете басни.

3. Словарная работа.

Выполнить следующие записи в литературном словаре:

Рыскать – бегать в надежде найти что-то нужное

На до´бычу – на добы´чу

Светлейший – в царской России почетное обращение к князю

Донесть – донести, доложить, сказать, заявить

Гневаться – сердиться, возмущаться

Негодный – бессовестный, скверный, дрянной

Дерзость – 1) смелый, отважный; 2) оскорбительный, непочтительный

В запрошлом лете – 2 года тому назад

Разведаться – рассчитаться, отомстить

1. Первичное чтение басни учащимися (фронтальная работа).

2. Отработка звучания наиболее трудных слов и выражений (коллективная работа)

3. Членение текста на части и составление разметки текста (партитуры) (работа в группах по 4 человека).

4. Сопоставление интонации Волка и Ягненка, обсуждение возможных вариантов эмоционально-образной выразительности.

5. Начитывание частей и всего текста.

Дополнительные вопросы и задания:

- В какое время и где происходят события басни?

- Какие черты героев русских народных сказок о животных использовал баснописец?

- В чем своеобразие басенных персонажей?

- Почему Волк, понимая, что он не прав, еще больше злится? О чем это может говорить? В чем настоящие причины конфликта?

VI. Обобщение изученного материала.

1. Проецирование ситуации, описанной в басне, на современное возможное поведение людей.

2. Работа в парах по заполнению части сравнительно-сопоставительной таблицы. Вывод эталона таблицы на электронную доску и обсуждение результатов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Басня И.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Работа в группах 1 группа Какие же обвинения возводит он на Ягненка? На чем о.

Работа в группах 1 группа Какие же обвинения возводит он на Ягненка? На чем они основываются? Есть ли в них здравый смысл? 2 группа А чем оправдывается Ягненок? Убедительны ли его доводы? Есть ли в них здравый смысл?

Проверь себя ВОЛК Обвинения. ЯГНЕНОК Оправдания 1. Мутит питье. 1.Не может му.

Слабый с сильным не борись, а бедняк с богатым не судись. Закон, что дышло.

Слабый с сильным не борись, а бедняк с богатым не судись. Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло. Судьям то и полезно, что в карман полезло.

Пословицы Волки чуют, где овцы ночуют. Сильная рука сама владыка. Богач норов.

Пословицы Волки чуют, где овцы ночуют. Сильная рука сама владыка. Богач норовит, как бы бедного с ног сбить. Когда деньги говорят, правда молчит. С сильным не борись, с богатым не судись: сильный поборет, богатый осудит. Кто у власти, тот и ест сласти. Бедному с богатым судиться – лучше в ложке утопиться. У волка всегда овца виновата.

Басню Крылова иллюстрировали многие художники. Познакомимся с некоторыми илл.

Басню Крылова иллюстрировали многие художники. Познакомимся с некоторыми иллюстрациями. Рассмотрите их.

Домашнее задание 1. Выполнить иллюстрацию к басне. 2.Инсценирование басни Кры.

Выбранный для просмотра документ Литература.docx

1.Раскрыть отличительные особенности басен Крылова.

2. Научить постигать ход художественной мысли автора, логику его образов; развивать индивидуальные творческие возможности учащихся.

3. Воспитывать неприязнь к таким чертам, как самодовольство, бахвальство, жестокость.

Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание.

1.Работа с эпиграфом.

- Как вы понимаете это высказывание?

2. Слово учителя.

- В последнее время в нашей жизни активно насаждается культ силы. С экранов телевизоров и с обложек журналов на нас глядят супермены, уверенные и хладнокровные. Они с легкостью крушат все препятствия, уничтожают своих врагов всех, кто мешает им на пути. Кулаки и оружие – их надежные помощники. Зачастую эти киногерои выглядят благородными, привлекательными и даже положительными. Но разве могут быть положительными те, кто убивает не задумываясь и не сожалея, будто имеет дело не с живыми людьми (пусть и плохими), а с мишенями в тире?! Те, кто грабит, те, кто решает все проблемы только с позиции силы.

- Задумаемся, кому нужен этот культ силы, почему он приживается в нашей среде. И что скрывается по сути за понятием силы?

3. Новый материал. Анализ басни.

- Начнем урок, посвященный этой басне, с ее выразительного чтения (чтение по ролям). Затем приступим к анализу.

- Как вы думаете, почему Крылов для басни с такой моралью выбрал именно Волка и Ягненка? Какими вы представляете их? Как их характеры выражаются в их речи?

Волк – хищник, враждебное человеку существо, коварное и опасное, не случайно его часто связывают с нечистой силой. Ягненок – беспомощный, беззащитный, невинный, он - жертва. Поэтому эти животные становятся воплощением силы и произвола, с одной стороны, и слабости и беззащитности – с другой. Уже в самом названии басни есть противопоставление.

Именно грубую силу мы видим в лице Волка и невинную жертву – в лице Ягненка. Волк самоуверенный, наглый, не стесняющийся в выражениях, бранные слова и грубая лексика есть в его речи. Зачитайте.

Ягненок же – вежливый, робкий, смиренный, и его обращения к Волку полны почтительности. Зачитайте.

- Чем объясняется эта разница в речи и интонациях? (Волк – сильный, Ягненок – бессильный, Волк – господин и хозяин положения, могучий, мощный. Ягненок – подчиненный и бесправный, слабый, беззащитный. Волк наделен властью, Ягненок обычный, рядовой.)

- Как вы думаете, мог ли Волк съесть Ягненка просто так, безо всяких обвинений и претензий? (Безусловно! Что стоило хищнику накинуться на слабого, беззащитного Ягненка, утащить в темный лес и преспокойно съесть?! Ничего!)

4. Работа в группах. Самостоятельная работа.

1. Какие же обвинения возводит он на Ягненка? На чем они основываются? Есть ли в них здравый смысл?

2. А чем оправдывается Ягненок? Убедительны ли его доводы? Есть ли в них здравый смысл?

Составление таблицы на доске и в тетради.

Весь род Ягненка хочет Волку зла.

Ответы на вопросы, составление таблицы.

Оправдания Ягненка убедительны и опираются на здравый смысл, но они не действенны.

- Почему Волк не слушает разумных доводов Ягненка? (Все дело в том, что Волк действует по закону силы, для которой здравый смысл и мораль не существуют. Он уверен в своем праве сильного и потому ничего не хочет слышать.)

- Почему Волк съел Ягненка? (Волку хотелось есть, ему на пути попался Ягненок, слабый и беззащитный, все его попытки самозащиты оказались тщетны, и он стал жертвой Волка.)

- Жизненна ли ситуация, описанная в басне Крылова? Докажите.

С тех пор как существует человечество, такие ситуации постоянно встречаются в его жизни, о них рассказывается даже в народных сказках, а уж пословиц о неправедном суде еще больше, например:

Слабый с сильным не борись, а бедняк с богатым не судись.

Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло.

Судьям то и полезно, что в карман полезло.

Крылов, создавая эту басню, оттолкнулся не только от своих наблюдений за окружающей жизнью, как и всегда делал, но и от сюжета одноименной басни Эзопа.

Сравним их. (Чтение учителем басни Эзопа.)

- В какой из басен, на ваш взгляд, мораль более конкретна? Обоснуйте.

- Закон силы, основанный на власти и богатстве, нигде не записан. Тем не менее существует издавна. Об этом русским народом(да и другими народами тоже) сложено немало пословиц.

-- Познакомьтесь с ними и подумайте, какие из них и почему тоже могли стать моралью басни Крылова.

Волки чуют, где овцы ночуют.

Сильная рука сама владыка.

Богач норовит, как бы бедного с ног сбить.

Когда деньги говорят, правда молчит.

С сильным не борись, с богатым не судись: сильный поборет, богатый осудит.

Кто у власти, тот и ест сласти.

Бедному с богатым судиться – лучше в ложке утопиться.

У волка всегда овца виновата.

5.Работа с иллюстрациями. (11, 11окт., 11окт., 12.)

- Басню Крылова иллюстрировали многие художники. Познакомимся с некоторыми иллюстрациями. Рассмотрите их.

- Какая из этих иллюстраций вам нравится больше и почему?

- Как вы думаете, почему многие художники наряжают крыловских персонажей в человеческие одежды? (Под образами животных мы угадываем людей, узнаем человеческие отношения, сталкиваемся с их проблемами: ведь басня - это аллегория. Наряжая героев в кафтаны, мундиры и т.п. , художники будто приоткрывают нам смысл басни, помогают глубже понять его.)

- Какая из иллюстраций, на ваш взгляд, ближе всего к смыслу басни, точнее раскрывает ее идею? (Е.Рачева)

- Актуальна ли басня сегодня? (Конечно. Почти в каждой газете мы найдем факты, описывающие произвол сильных над слабыми. В нашей жизни их более чем достаточно. Так что мы можем переодеть рачевских персонажей в современные одежды.)


- развивать навыки выразительного чтения, умения описывать иллюстрации.

Ход урока.

1. Повторение изученного.

Учитель: на предыдущем уроке мы изучали новый литературный жанр-басню. А что такое басня? (Басня - это эпический литературный жанр, создающий в ёмкой и простой форме аллегорическую картину взаимоотношений человека с другими людьми и окружающим миром.)

- А как вы объясните понятие аллегории? (Аллегория - художественный приём, когда животные, растения живут похожей на человека жизнью.)

- Назовите двух античных литераторов, которые разработали жанр басни; один-древнегреческий, другой- древнеримский.(Эзоп и Федр)

Какие ещё баснописцы вам известны? (Жан де Лафонтен, Ф. А. Эмин и др.)

2. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с басней замечательного русского писателя, драматурга, журналиста и, наконец, баснописца начала 19 века- Ивана Андреевича Крылова.

Ученик: И. А. Крылов родился в 1768 году в семье армейского офицера. Отец его рано умер, поэтому с отроческих лет Иван Андреевич служил в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. Литературой Крылов начал заниматься с начала 80-х годов 18 века.

Конспект урока по литературе Басня И.А. Крылова Волк и ягнёнок

Иван Андреевич Крылов стоял у истоков реалистической басни. Примечательно и то, что в своих баснях Крылов использовал живой русский язык. Их новаторскими, отличительными чертами являются реалистическая убедительность образов, острота между требованиями нравственности и жестокостью, трусостью, лицемерием, корыстью, лестью и тщеславием.

Умер Крылов в 1844 году. Этот человек создал свыше двухсот басен. Во время Отечественной войны 1812 года Иван Андреевич создал целый цикл басен, в которых так или иначе была отражена война русского народа с Наполеоном.

Главное же новшество басен Крылова- успешное создание литературного образа русского характера и передачи мудрости русского народа.

- Какие басни Крылова вы знаете, назовите их.

Басню читает учитель.

- Кто, по- вашему, здесь положительный герой, а кто - отрицательный?

- Почему именно волк отрицательный, а ягнёнок – положительный персонаж, а не наоборот?

- Какие черты обычно олицетворяет волк (например, в русских сказках )

- Какие черты присущи ягнёнку?

- Какова же мораль басни?

- Подумайте, какой нравственный посыл этой басни? (Сильный не имеет права вымещать свою злобу на слабом только потому, что он слабее его.)

- Какие строчки из этой басни стали употребляться как крылатое выражение? (Ты виноват уж тем , что хочется мне кушать.)

3. Подведение итогов урока.

На уроке мы повторили и закрепили пройденный ранее материал.

4. Домашнее задание.

Содержимое разработки

-развивать в учениках способность размышлять, правильно с точки зрения нравственности оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова;

-воспитывать в учениках интерес к басне; способствовать воспитанию в учениках чувства справедливости, жалости к слабому и беззащитному;

-развивать навыки выразительного чтения, умения описывать иллюстрации.

Оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басне, учебник.

Учитель: на предыдущем уроке мы изучали новый литературный жанр- басню. А что такое басня? ( Басня- это эпический литературный жанр, создающий в ёмкой и простой форме аллегорическую картину взаимоотношений человека с другими людьми и окружающим миром.)

- А как вы объясните понятие аллегории? ( Аллегория- художественный приём, когда животные, растения живут похожей на человека жизнью.)

- Назовите двух античных литераторов, которые разработали жанр басни; один- древнегреческий, другой- древнеримский.(Эзоп и Федр)

Какие ещё баснописцы вам известны? ( Жан де Лафонтен, Ф.А.Эмин и др.)

2. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с басней замечательного русского писателя, драматурга, журналиста и, наконец, баснописца начала 19 века- Ивана Андреевича Крылова.

Умер Крылов в 1844 году. Этот человек создал свыше двухсот басен. Во время Отечественной войны 1812 года Иван Андреевич создал целый цикл басен, в которых так или иначе была отражена война русского народа с Наполеоном. Главное же новшество басен Крылова- успешное создание литературного образа русского характера и передачи мудрости русского народа.

- Какие басни Крылова вы знаете, назовите их.

Басню читает учитель.

- Кто, по- вашему, здесь положительный герой, а кто- отрицательный?

- Почему именно волк отрицательный, а ягнёнок – положительный персонаж, а не наоборот?

- Какие черты обычно олицетворяет волк (например, в русских сказках )

- Какие черты присущи ягнёнку?

-Какова же мораль басни?

- Подумайте, какой нравственный посыл этой басни? ( Сильный не имеет права вымещать свою злобу на слабом только потому, что он слабее его.)

- Какие строчки из этой басни стали употребляться как крылатое выражение? ( Ты виноват уж тем , что хочется мне кушать.)

3.Подведение итогов урока.

На уроке мы повторили и закрепили пройденный ранее материал.

4. Домашнее задание


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

- отработать навыки выразительного чтения, используя партитурные знаки.

Развивающие:

- способствовать развитию речи учащихся;

- содействовать развитию мыслительных операций;

- способствовать развитию творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Воспитательные:

- способствовать формированию гуманистического мировоззрения, жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра;

- вызвать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделенных пороками, и нежелание им подражать.

Термины: басня, олицетворение, мораль, аллегория, диалог.

План-конспект урока по литературе

Составитель: Гамзалаалиева Аматулла Абдуллаевна

Задачи урока:

Образовательные:

- продолжить знакомство с басней, как с особым литературным жанром;

- отработать навыки выразительного чтения, используя партитурные знаки.

Развивающие:

- способствовать развитию речи учащихся;

- содействовать развитию мыслительных операций;

- способствовать развитию творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Воспитательные:

- способствовать формированию гуманистического мировоззрения, жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра;

- вызвать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделенных пороками, и нежелание им подражать.

Термины: басня, олицетворение, мораль, аллегория, диалог.

Этапы урока

I. Вступительная беседа, закрепление ранее изученного материала о жанре басни.

1. Что такое басня? Назовите имена известных баснописцев (на партах разложены карточки, предлагается выбрать карточку, на которой написано правильное определение басни).

Карточка №1. Басня — это одна из малых литературных форм. Она представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев.

Карточка №2. Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей.

Карточка №3. Басня - повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения.

2. Кто является героями басен? Почему чаще всего это животное? Дайте определение термину олицетворение.

3. Из чего состоит басня? Что такое мораль и зачем она нужна в баснях?

4. Что такое аллегория? Приведите примеры.

5. Встречается ли в баснях диалог? Что подразумевается под этим понятием и какова цель его использования?

III. Проверка домашнего задания.

Ответ на вопросы учебника после статьи о баснописце – И.А. Крылове. Закрепление представлений о жизни баснописца (мини-викторина).

Вопросы викторины по жизни и творчеству И.А. Крылова:

1. В каком году родился И.А. Крылов? (1769 г.)

2. Назовите место рождения И.А. Крылова. (город Тверь)

3. В чем состояло наследство И.А. Крылова? (книги)

4. Какие события жизни И.А. Крылова помогли ему стать баснописцем? (развернутый ответ)

5. Какими чертами характера обладал баснописец? (развернутый ответ)

6. Сколько лет прожил И.А. Крылов? (75 лет)

7. Какие басни И.А. Крылова вам известны? (развернутый ответ)

8. Какие пороки общества высмеивал И.А. Крылов в баснях? (развернутый ответ)

Предложить учащимся поразмышлять о сюжете басни.

2. Познакомиться с басней. Прослушать чтение басни мастером слова – актером Словарная работа.

Выполнить следующие записи в литературном словаре:

Тьма – много

Надобно – надо

Рыскать – бегать в надежде найти что-то нужное

На до´бычу – на добы´чу

Светлейший – в царской России почетное обращение к князю

Донесть – донести, доложить, сказать, заявить

Гневаться – сердиться, возмущаться

Негодный – бессовестный, скверный, дрянной

Дерзость – 1) смелый, отважный; 2) оскорбительный, непочтительный

В запрошлом лете – 2 года тому назад

Разведаться – рассчитаться, отомстить

1. Первичное чтение басни учащимися (фронтальная работа).

2. Отработка звучания наиболее трудных слов и выражений (коллективная работа)

3. Членение текста на части и составление разметки текста (партитуры) (работа в группах по 4 человека).

4. Сопоставление интонации Волка и Ягненка, обсуждение возможных вариантов эмоционально-образной выразительности.

5. Начитывание частей и всего текста.

Дополнительные вопросы и задания:

- В какое время и где происходят события басни?

- Какие черты героев русских народных сказок о животных использовал баснописец?

- В чем своеобразие басенных персонажей?

- Почему Волк, понимая, что он не прав, еще больше злится? О чем это может говорить? В чем настоящие причины конфликта?

VI. Обобщение изученного материала.

1. Проецирование ситуации, описанной в басне, на современное возможное поведение людей.

2. Работа в парах по заполнению части сравнительно-сопоставительной таблицы. Вывод эталона таблицы на электронную доску и обсуждение результатов.

Читайте также: