Конспект урока крупин утя

Обновлено: 05.07.2024

Данный урок проходил в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой празднованию 100-летнего юбилея журнала "Литература в школе".

ВложениеРазмер
beregi_v_sebe_cheloveka.docx 17.29 КБ

Предварительный просмотр:

(по рассказам Владимира Николаевича Куприна)

Цели : 1. Продолжить знакомство с творчеством В.Н. Куприна

2. Создать условия для того, чтобы школьники видели проблемы, поставленные автором в художественном тексте.

3. Создать условия по дальнейшему развитию связной речи учащихся, умение находить точные цитаты.

4. Создать условия для воспитания внимательного читателя, способного понимать художественный текст, правильно оценивать поступки героев, свои поступки.

  • - Надо верить!
  • - Нам бы про душу не забыть…
  • - Все в мире говорит о любви.
  • - Россия – моя любовь.
  • - Кто мы, откуда мы, куда идём?
  • - Береги в себе человека.
  • - Зачем ты живешь на Земле, человек?
  • - Придет ли пора, когда силу подлости и злобы одолеет дух добра?

Попробовать найти проблемный вопрос в текстах:

  • - Злу не положено предела, ещё и не то увидим? ( о двух повеш…)
  • - Откуда берутся …?
  • - Почему их так много? ( протянут руки)
  • - Ну что? Жить захотелось? ( возвращение …)

(учащиеся могут выбрать любую тему)

Выйти на : что помогает искать свой путь? (ориентиры - звезды)- у каждой группы звезды – ( внутри ориентир)

Выйти на рассказы В.Н.Куприна (происхождение фамилии)

- собирать по крупинкам ( что или кого?) Себя.

4. Подбери рифму … по крупицам

  • -сохраниться, страница, традиций
  • -поразиться, воцариться, устремиться, преобразиться
  • -насладиться, измениться, раствориться, обогатиться

Все это произойдет, если читать рассказы…

5. Работа с текстом до чтения (этап антиципации)

- создать контекст к образному средству

7 кл . – Дружба наша было неровна – он не мог угнаться за ними, но во всём остальном опережал

9 кл . – Закалка что-то значит, а этих … штамповали

10 кл . – Раскрепощённый взгляд улетал в заречные дали

Перед выступлением учащихся сказать (образные выражения взятые из рассказов ) (Сравнение)

6. Работа с текстом во время чтения

А) эмоциональное восприятие

- восприятие рассказа через цветоформу ( на ватмане)

- Что объединяет эти рассказы?

Составьте устную аннотацию к рассказам, начиная со слов (аннотация – это краткое, обобщённое описание)

(выйти на то, что каждый рассказ – это молитва !)

7. Работа с текстом после чтения ( Можно на выбор!)

А) Древо предсказаний (каждый по своему рассказу)

-предположение по поводу развития ….

Ветви - возможно, вероятно

Б) рождение идеального героя (Женя Касаткин по всем рассказам)

В) 5 заветных вопросов автору

8.Рассказы В. Н. Куприна – это молитва (о нас. За нас, про нас)

- записки счастливых детей

- на ватмане (от группы к группе) - то, что хочется нарисовать

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Детская духовно-назидательная литература на примере рассказов В.Н.Крупина как основа для воспитательной работы с детьми во внеурочное время.

Статья о том, как и какую литературу можно использовать в школе и дома для духовно-нравственного воспитания детей.

Изображение обычаев и традиций башкир в рассказе Л.Н.Толстого " Ильяс".

Изображение обычаев и традиций башкир в рассказе Л.Н.Толстого " Ильяс".


Считаю, что использование художественного текста в качестве дидактического материала на уроках русского языка дают определённые положительные результаты. Ребята получают возможность не только почувств.


Весна в живописи северных пейзажей Сибири Владимира Николаевича Видинеева

Весна… У каждого из нас замирает сердце при этом слове! Она приходит к нам со звуками веселой капели и заканчивается буйством красок нежной зелени первых березовых листочков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок приглашает учеников к обсуждению рассказов Куприна по нравственной проблематике. Рассказы разноплановые, дают возможность поговоритувидеть ученикам многогранность произведений писателя.

Урок – открытие по творчеству В.Н.Крупина

Цель: познакомить с писателем и его творчеством ; помочь выявить особенности стиля писателя;

Способствовать формированию читательского вкуса обучающихся (через восприятие слова, авторскую позицию, художественные тропы); развитию речи, ее выразительности.

Помогать совершенствовать нравственные качества учащихся через художественную литературу

Слово учителя.

Сегодня мы знакомимся с новым для вас человеком. Урок – открытие поможет нам сделать эту встречу интересной и полезной .

Тема урока названа частично. Ваша задача восстановить ее полностью по завершению занятия.

Работа в тетради. Тема. …Б Л А Г О Д А Т Н Ы Й О Г О Н Ь

Эпиграфом к уроку взяты слова поэта Карелии Е. Пиетеляйнен

И сердце балансирует мое

На хрупкой грани доброго и злого

Владимир Николаевич Крупин. Что вы знаете о нем? Записывают ответ

Учитель просматривает ответы.

Подведение итогов. (Писатель? Поэт?)

Давайте посмотрим его фотографии, сделанные в разные периоды жизни. Расскажите, каким его увидели вы на них . Какая фотография особенно понравилась? Почему? Какие чувства вы ощутили от этого знакомства сВ.Н.Крупиным. (письменно лаконично оформляется ответ в тетрадях) Зачитываются 3-4 работы

Кто герои? Чем они заняты? В чем помогла мать дочери? Кто научил мать этой радости? Что надо делать, чтобы научиться радоваться? Как понимаете заголовок миниатюры?

Итоги: небольшое по объему произведение с простеньким обыденным сюжетом помогает нам прозреть вместе с маленькой героиней от озарения красотой окружающего мира .Заголовок (форма повелительного наклонения глагола) –призыв автора не проходить мимо прекрасного. Откликаться, проявлять любовь к родной земле

В этом его мудрость старшего, подсказка нам на будущее.

Что роднит его с предыдущим? (Заголовок в той же форме повелительного наклонения)

Знакомство с текстом с элементами ролевого чтения

О чем этот рассказ? Какие чувства испытали, познакомившись с содержанием? Что волнует автора?

Итоги: детская жестокость рождается на наших глазах. Становиться страшно, когда боль одного рождает радость других. Что надо делать, чтобы этого не было?

Чтобы быть счастливым, надо уметь противостоять злу, хранить бережно доброе сердце.

В.Распутин так сказал о творчестве В.Н.Крупина:

-Не в чернильницу макается его перо, а в душу.

Чтение по ролям.

О чем диалог поколений? Что волнует старика-фронтовика? Состоится ли эта эстафета памяти?

Подведем итоги нашего знакомства с писателем и его рассказами.

Какое впечатление произвело на вас творчество В.Н.Крупина?

Труд его – это духовная битва за человека.

В чем особенности его произведений?

В малом сказано о многом. Казалось бы, случайные судьбы, встречи, мелочи жизни, обыденность… А все это наша ЖИЗНЬ, где всегда мы стоим перед выбором, как поступить. ,как остаться человеком на грани доброго и злого.

Цель- подтолкнуть читателя к нравственному преображению. Почему это так важно для нас сегодня?

Детство и юность – пора, определяющая наше будущее, наши чистые и добрые начала

Для чего человеку нужен этот огонь?

Для проявления ДОБРА, ЛЮБВИ.

Какое же слово должно стаять первым в теме урока?

Домашнее задание. Продолжить знакомство с творчеством писателя.

По выбору одно из творческих заданий

Написать отзыв на один рассказ автора.

Составить вопросы для интервью с писателем. Создать дизайн – проект книги писателя. Спасибо за работу!

ПРАВОСЛАВНЫЕ РАССКАЗЫ: ВЛАДИМИР КРУПИН. УТЯ

ПРАВОСЛАВНЫЕ РАССКАЗЫ: ВЛАДИМИР КРУПИН. УТЯ


Владимир Николаевич Крупин

В 2011 году стал первым лауреатом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Его так и звали: Утя.

Мы играли с ним по вечерам в большом пустом учреждении среди столов, стульев, шкафов. В этом учреждении его мать служила уборщицей и ночным сторожем.

Утя не мог говорить, но слышал удивительно. Ни разу не удалось мне спрятаться от него за шкафом или под столом. Утя находил меня по дыханию.

Было у нас и еще одно занятие — старый патефон. Иголок не было, и мы приловчились слушать пластинку через ноготь большого пальца. Ставили ноготь в звуковую дорожку, приникали ухом и терпели, так как ноготь сильно разогревался. Одну пластинку мы крутили чаще других.

Цыганочка смуглая, смуглая,

Вот колечко круглое, круглое,

Вот колечко с пальчика, пальчика,

Погадай на мальчика, мальчика.

Утя учился с нами в нормальной школе. На одни пятерки, потому что на вопросы отвечал письменно и имел время списать. Тем более при его слухе, когда он слышал шепот с последней парты.

Учителя жалели Утю. В общем, его все жалели, кроме нас, сверстников. Мы обходились с ним, как с ровней, и это отношение было справедливым, потому что для нас Утя был вполне нормальным человеком. Кстати сказать, мы не допускали в игре с Утей ничего обидного. Не оттого, что были такие уж чуткие, а оттого, что Утя легко мог наябедничать.

Мать возила Утю по больницам, таскала по знахаркам. Когда приходили цыгане, просила цыганок погадать, и много денег и вещей ушло от нее.

— Ты что, зараза, толкаешься?!

После этого ошалело выпучил глаза, растопырил руки и стал тонуть. Мы вытащили его, он выскочил на берег, плясал, кувыркался, ходил на руках и кричал:

Цыганочка смуглая, смуглая,

Вот колечко с пальчика, пальчика!

Вот колечко круглое, круглое!

Погадай на мальчика, мальчика!

Говорил непрерывно, боялся закрыть рот, думал, что если замолчит, то насовсем.

Помню, мы особо не удивились, что Утя заговорил. Мы даже оборвали его болтовню, что было несправедливо по отношению к человеку, молчавшему десять лет.

Рассказы

Утя побежал домой, по дороге называл вслух всё, что видел: деревья, траву, заборы, дома, машины, столбы, ворвался в дом и крикнул:

Его мать упала без чувств, а очнувшись, зажгла свечку перед недавно купленной иконой.

Он уснул после полуночи. Мать сидела у кровати до утра, вздрагивала и крестилась, когда сын ворочался во сне.

Утром Утя увидел одетую мать, сидящую у него в ногах, и вспомнил, что он может говорить.

Он глядел на дорогу, отдохнувшую за ночь, на тяжелый неподвижный тополь, на заречный песчаный берег, на котором росли холодные лопухи мать-и-мачехи, сверху затянутые тусклой скользкой зеленью, снизу бело-бархатистые; он видел рядом с крышей черемуху, ее узкие листья с красными сосульками болячек, воробьев, клюющих созревшие ягоды; печную трубу, над которой струился прозрачный жар, — он мог все это назвать, но боялся.

Наконец он вдохнул и, не успев решить, какое скажет слово, выдохнул, и выдох получился со стоном, но этот стон был не мычанием, а голосом, и Утя засмеялся, присел и стал хлопать по отпотевшей от росы железной крыше.

Его мать расспросила нас о происшедшем на реке и испекла много-много ватрушек. Мы ели их на берегу, и, когда съели, я снова спихнул Утю в воду, тем самым окончательно равняя его со всеми. Он, однако, обиделся всерьез.

В сентябре учителя подходили к Уте, гладили по голове и вызывали к доске с удовольствием, чтобы слышать его голос. Но здесь голоса от Ути было трудно дождаться: он почти ничего не знал, подсказок слушать не хотел и быстро нахватал двоек.

Он и матери так кричал, когда чего-то добивался. Например, появились радиолы, и он потребовал, чтобы мать ему купила.

Радиола стояла у них на тумбочке в углу под иконами.

Мать слушала только одну пластинку, заигранную нами, — о цыганке. А Утя накупил тяжелых черных пластинок и ставил их каждый вечер.

Особенно любил военные песни, которых мать не выносила. Она просила не заводить их при ней, но Утя отмахивался. Когда он садился к радиоле, мать уходила на улицу.

Данный материал можно использовать при изучении литературы на современном этапе развития. Содержит разработку внеклассного мероприятия и презентацию. Автор: Рудометова Нина Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Закаринье




Целевая аудитория: для 10 класса

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: