Конспект урока корень слова однокоренные слова 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

Основа – это носитель лексического значения слова.

Список литературы

Основная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – 176 с. – с. 10–14.

Дополнительная литература:

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 132 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Основа – это носитель лексического значения слова. У неизменяемых и изменяемых слов она разная. У изменяемых слов основа является частью слова, в которую не входят окончание и некоторые суффиксы. Например, в словах река, стена, дерево, основа – рек, стен, дерев.

В неизменяемых словах между основой и словом можно поставить знак равенства. Например, в словах пальто, кино, авто основой является всё слово.

Слова снег, снежный, подснежников имеют отношение к снегу. Морфема снег является основой этих слов. Снежный – признак предмета, подснежник – цветок, растущий из-под снега.

В основе может быть одна морфема – корень. А может быть и несколько, например, снег – заснеженный.

Посмотрите на слова: бег, бежать, пробежка, беговой. Как Вы думаете, какой корень в этих словах? В этих словах один корень -бег-.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называют однокоренными или родственными. Вокруг корня группируются в слове все остальные значимые части: приставка, суффикс, окончание.

Некоторые слова состоят только из корня и окончания, например, река, солнце, небо, трава.

Однокоренные слова могут быть одной части речи (бег, пробежка, бегун). Или относятся к разным частям речи (бег, бежать).

Чтобы найти в слове корень, нужно:

1. Подобрать родственные слова.

2. Выделить одинаковую часть.

Найдём корень в словах подарок, выкрикнуть. Подарок – вещь, которую дарят, приносят в дар. Общая часть –дар-. Выкрикнуть – громко крикнуть, издать крик. Корень -крик-.

Разберём слово водопад по морфемам. В слове 2 корня: вод- и пад-. Гласный О является соединительной гласной.

Выполните задание. К слову снег подберите родственные слова. Узнайте их по описанию значения.

1. Ласковое название снега – снежок.

2. Кристаллик снега – снежинка.

3. Снежная баба – снеговик.

4. Обильная снегом – снежная.

5. Небольшие, плотно скатанные комки снега – снежки.

Разбор тренировочных заданий

Единичный выбор

Выберите строку, в которой все слова однокоренные.

1. снег, снежный, снежок, подснежник

2. снег, снега, снегом, снежок

3. снег, снежинка, снегом, снега

4.снег, снегу, снегом, снеге

Правильный ответ: 1. снег, снежный, снежок, подснежник

Подстановка элементов в пропуски в таблице

Заполните таблицу. Распределите пары слов на две группы: однокоренные слова и формы одного слова.

Река – речной, рука – руки, ветка – веточка, загадка – загадочный, песня – песни, река – реке.

Методы : словесный, частично-поисковый, наглядный. Форма урока : фронтальная, индивидуальная, групповая . Технология : ИКТ, игровая. Оборудование : интерактивная доска, система интерактивного тестирования учащихся, листочки с заданиями.

1. Вступительное слово учителя:

- Добрый день, ребята! Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по стране “Морфемика”. (2 слайд)

- Во время нашего путешествия мы будем собирать “секреты”, которые помогут нам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания на уроке. Вы должны быть дружными, активными, внимательными. Только таким ребятам страна Морфемика открывает свои секреты! Чьи же секреты мы сегодня будем собирать? Давайте разгадаем ребус. Уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете.

ТКТОТРТЕТНТЬТ УСУЛУОУВУАУ (распечатки на парту, 1 ученик у доски) (3 слайд)

3. Актуализация знаний.

- Морфемика – это (раздел науки о языке, в котором изучается морфемный состав слова)

- Морфема – это (значимые части слова).

- Слова состоят из следующих морфем: (приставка, корень, суффикс, окончание, основа)

- Окончание - это (значимая изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и для связи слов в предложениях и словосочетаниях)

-Основа – это (часть слова без окончания).

Ребята, как называют человека, который с рюкзаком за плечами отправляется в поход?

Верно. Турист. (слово записать на доске) (6 слайд)

Но ведь человеку трудно и скучно отправляться в путь в одиночку. Лучше брать с собой друзей, т. е. кого? Туристов (слово записать на 6 слайде)

И наверно, каждый человек был в своей жизни хоть раз кем? Туристом (слово записать на 6 слайде)

Что мы с вами сейчас записали? Формы слова (записать на 6 слайде).

Почему эти слова так называются? (изменилось окончание, т. е. грамматическое значение, а лексическое значение не изменилось)

Верно. Багаж знаний у нас неплохой, пора отправляться в путь. Страна Морфемика с радостью открывает двери перед нами!

4. Объяснение нового материала.

1. Раскрываем первый секрет!

На нашем пути первый секрет. Для того чтобы раскрыть 1 секрет, нужно выполнить задание, которое оставил нам КОРЕНЬ. Корень утверждает:

Я, как морфема, очень важна!

“СлОва не может быть без меня!” (7 слайд)

-Записать словосочетания, отметить главное слово:

Удачный поход, ходить по горам, переходить через реки, восходить на вершины.

-Выписать главные слова: поход, ходить, переходить, восходить. Отметить состав слов.

А теперь представьте, что корень в этих словах исчез. Что останется? (окончания, суффиксы, приставки).

- Можно ли без корня понять значение слова? (нет)

Значит, корень – главная значимая часть слова? ( да)

Может ли слово, как и растение, существовать без корня? (нет)

Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 1 секрет !

(повторить ученику – Корень – это главная значимая часть слова)

2. Раскрываем второй секрет!

Для того чтобы раскрыть 2 секрет, снова нужно выполнить задание КОРНЯ. Корень оставил новую подсказку:

«Есть у слова корень, ветви и листва,

- В какой морфеме заключено общее лексическое значение? ( в корне)

-Как называются слова с одинаковым корнем? ( Однокоренные)

- Вот и 2 секрет корня: в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов

Молодцы, ребята! Туристы в походах часто встречаются с разными трудностями: переплывают реки, поднимаются на горы, переходят через болота и леса.

Выполните задание: п одберите однокоренные слова к словам:

Болото – болотный, болотистый, заболотиться, болотце

Переплывать – плавать, плавучая, пловец, поплавок

Лес-лесок, перелесок, лесной, лесник, лесничий, лесничество, лесовоз, лесоруб

- Почему эти слова мы назвали однокоренными? (у слов одинаковый корень и одно и то же лексическое значение)

2. Водить, проводник, водяной

3. горе, гора, горный,

4.Вода, водитель, многоводный,

5. Дорожка, дорожный, дороже.

Почему одно слово лишнее в цепочке? (Корни одинаковые, но у них разное лексическое значение).

Как называются слова, одинаковые по звучанию и написанию, но имеющие разное лексическое значение? ( Омонимы).

Такие одинаковые корни тоже называются корнями-омонимами.

Значит, чтобы найти однокоренные слова мы должны учитывать ещё что? (лексическое значение)

Итак, 2 секрет - в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов

3. Раскрываем 3 секрет.

Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.

Корень снова дает подсказку

«Есть у слова формы, а есть родня,

- Как найти корень в слове? О какой родне идет речь в подсказке? (нужно подобрать однокоренные слова)

Чтобы преодолеть трудности и опасности, турист должен быть смелым и отважным.

Работа с упр. 391, стр. 13.

Задание: продолжите ряд однокоренных слов, найдите корень слова

Смелый - осмелеть, смельчак, смелость, осмелиться

Как называются эти слова? (однокоренные)

Мы выяснили, что эти слова являются однокоренными, давайте образуем от этих слов формы слова (смелый – смелого, смельчак – смельчака).

Итак, какой же секрет мы положим к себе в рюкзак знаний?

Вывод (3 секрет): Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.

ТРЕНИРОВКА. Упр. 393, стр. 13.

ПРОВЕРКА: Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 3 секрет - Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.

4. А вот и 4 секрет корня:

Одной или разных частей речи слов а

Помогут вам корень найти всегда

Подбери однокоренные слова. Какой частью речи могут быть однокоренные слова?

Сад - садовник, садик, сад, садовый, садить (на доске)

Груз – грузчик, груз, грузовой, грузить

Вар – повар, кашевар, варка, пароварка, вареный, варить

Существительное(кто?) Существительное (что?)

Прилагательное (какой?) Глагол (что делать?)

Какой частью речи могут быть однокоренные слова? ( Существительные, прилагательные, глаголы)

Каков же 4 секрет корня? Однокоренные слова могут быть одной или разными частями речи. Говорит ученик

Работа с упр. 395, стр. 13.

- Какой частью речи могут быть однокоренные слова?

6. Закрепление пройденного материала

- Ребята, вот мы и добрались до дома Корня. Стал ли наш рюкзак тяжелее? А что принесли мы в своем рюкзаке? ( Секреты корня ) Корень решил проверить, хорошо ли вы запомнили все его секреты. Проверка эта будет проходить с помощью СИТУ. Нужно ответить на 4 вопроса, в них и прячутся 4 теперь нам известных секрета.

1. Теория: Выбери верное утверждение.

А) главная значимая часть слова

В) часть предложения

2)В корне заключено

А) значение одного слова

Б) значение предметности

В) общее лексическое значение однокоренных слов.

3)Чтобы найти корень, нужно

А) изменить слово

Б) подобрать однокоренные слова

В) объяснить значение слова.

А) могут быть только одной частью речи

Б) могут быть только разных частей речи

В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

2. Практика : Какие из двух предлагаемых написаний вы выберете в следующих предложениях? Почему? Запишите проверочные слова. Ответ – слово.

А) На скалу набрасывались яростные во/алы. (___________)

Б) Ветер разви/евает праздничные флаги. (_______________)

В) Я да/ою сигнал. (____________)

Г) Яков настойчиво разви/евает силу. (_________________)

Д) Я да/ою корову.

Е) У реки пасутся во/алы. (___________).

7. Подведение итогов. Рефлексия .

Учитель задаёт вопросы учащимся и предлагает заполнить оценочные листы, ответив ДА, НЕТ, или НЕ ЗНАЮ.

Ответь Да, Нет или Не знаю.

1.Тема урока мне понятна

3. Я научился выделять корень.

Мне необходимо поработать над…

8. Выставление отметок за урок. Итог.

9. Домашнее задание: правило, стр. 13, упр. 392.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Ребус ТКТОТРТЕТНТЬТ УСУЛУОУВУАУ

Тема урока: Корень слова

Подсказка к 1 секрету Я, как морфема, очень важна! “ СлОва не может быть без меня!” Задание Запишите словосочетания, отметьте главное слово: у дачный поход, ходить по горам, переходить через реки, восходить на вершины . Главные слова:

1 секрет Корень – это главная значимая часть слова

2 секрет КОРНЯ В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов

Выполните задание: подберите однокоренные слова к словам : Болото – Переплывать – Лес-

Задание: продолжите ряд однокоренных слов,найдите корень слова Смелый

3 секрет Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.

4 секрет корня Однокоренные слова могут быть одной или разными частями речи.

1. Корень – это… А) главная значимая часть слова Б) часть речи В) часть предложения.

2. В корне заключено А) значение одного слова Б) значение предметности В) общее лексическое значение однокоренных слов.

3.Чтобы найти корень, нужно А) изменить слово Б) подобрать однокоренные слова В) объяснить значение слова.

4. Однокоренные слова А) могут быть только одной частью речи Б) могут быть только разных частей речи В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям

2. Практика : Какие из двух предлагаемых написаний вы выберете в следующих предложениях? Почему? Запишите проверочные слова. Ответ – слово.

А) На скалу набрасывались яростные во/алы. (___________) Б) Ветер разви / евает праздничные флаги. (_______________) В) Я да/ ою сигнал. (____________) Г) Яков настойчиво разви / евает силу. (_________________) Д) Я да/ ою корову. Е) У реки пасутся во/алы. (___________).

Утверждение Ответь Да, Нет или Не знаю. 1.Тема урока мне понятна 2. Я справился с самостоятельной работой. 3. Я научился выделять корень. 4. Мне необходимо поработать над…

Обучающая – Дать понятие о корне слова как о морфеме. Формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения.

Коррекционно-развивающая – Развивать умения анализировать, сравнивать в процессе тренировочных упражнений.

Воспитательная - Развивать интерес к предмету через проведение урока-путешествия.

Здоровьесберегающая – Профилактика нарушений зрения в ходе проведения зрительной гимнастики и осанки через режим смены динамических поз.

Форма проведения: Урок – путешествие с применением ИКТ. (Приложение 2)

Тип урока: объяснение нового материала

Класс: 5 (ККО)

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя:

- Добрый день, ребята! Меня зовут Ольга Евгеньевна! Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по стране “Морфемика”. (слайд 1, Приложение 2)

2. Мотивация.

- Во время нашего путешествия мы будем собирать “секреты”, которые помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания на уроке. Вы должны быть дружными, активными, внимательными. Только таким ребятам страна Морфемика открывает свои секреты!

А в конце урока вы сами оцените свою работу.

3. Актуализация знаний.

  • Что изучает наука морфемика?
    Морфемика – наука, которая изучает . . . . (морфемы)
  • Что называют морфемой?
    Морфема – это. . . (значимая часть слова)
  • Какие морфемы вы знаете?
    Я знаю морфемы: . . ., . . ., . . ., . . . (приставка, корень суффикс, окончание)

Молодцы! Страна Морфемика радостью открывает двери перед вами!

Итак, мы с вами попали в страну Морфемику. (слайд 3) Кто здесь живет? А теперь угадайте: кто ждет нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью? Чьи секреты мы сегодня будем собирать?

Уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете.

Верно, ребята! Сегодня на уроке мы отправляемся в гости к Корню слова, чтобы узнать все его секреты и научиться правильно находить корень в слове. На листах запишите число и тему. (слайд 4)

4. Объяснение нового материала.

1. Раскрываем первый секрет! (слайд 5)

На нашем пути первый секрет. Для того чтобы раскрыть 1 секрет, нужно выполнить задание, которое оставил нам КОРЕНЬ.

Я, как морфема, очень важна!
“Слова не может быть без меня!”

- Посмотрите внимательно, какие морфемы вы видите?

- Какая морфема потерялась?

- Можно ли без корня понять значение слова?

Задание: запишите слова и выделите главную значимую часть.

Вывод (1 секрет): Корень – главная значимая часть слова.

Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 1 секрет!

2. Раскрываем второй секрет! (слайд 6)

Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.

Есть у слова корень, ветви и листва,
Ствол как смысл, которым наша речь жива.

- Что общего у всех слов? Значение

- Как называются слова, каждого дерева? Однокоренные

- В какой морфеме заключено общее лексическое значение?

- Назовите эту морфему

- А теперь присмотритесь внимательнее: Все ли слова с этого дерева? Все ли слова являются однокоренными?

Задание: найти слова с другим лексическим значением. Придумать 2 предложения со словами ПРОВОД и ВОДА.

Вывод (2 секрет): В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

ТРЕНИРОВКА (слайд 7). Найди лишнее слово по значению. (У ребят на парте прикреплен лист со словами. Учащиеся работают в парах. Задание: взять лист, найти лишнее слово, объяснить значение)

1 парта Соль, солонка, солнце

2 парта Лес, лестница, лесник.

3 парта Больной, больница, большой.

4 парта Гора, горный, гореть.

5 парта Нос, выносить, носовой

6 парта Косичка, косить, покос.

ПРОВЕРКА: Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 2 секрет!

3. Раскрываем 3 секрет. (слайд 8)

Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.

Есть у слова формы, а есть родня
Корень вам поможет найти лишь она.

- Как найти корень в слове?

- В каком столбике записаны слова, помогающие найти корень?

- Как они называются? Как назовем остальные слова?

Задание: найдите корень слова

Вывод (3 секрет): Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.

ТРЕНИРОВКА. (слайд 9)

Продолжи ряд однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень. Учащиеся выполняют задание на выбор:

1 –вариант 2 – вариант
Грязный Темный
Грязненький темнота
Грязнуля потемнеть
Загрязнить… затемнение…
ГРЯЗЬ, грязевый ПОТЕМКИ, темень

ПРОВЕРКА: Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 3 секрет!

4. Раскрываем 4 секрет! (слайд 10)

Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ

Одной или разных частей речи слова
Помогут вам корень найти всегда

Заполни таблицу, подбери однокоренные слова.

Какой частью речи могут быть однокоренные слова?

Глагол (что делать?)

ПРОВЕРКА (по цепочке)

Вывод (4 секрет): Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 4 секрет!

5. Физминутка. (слайд 11,12,13,14,15,16)

Встать, потянуться, разминка плеч.

Выполняются упражнения на снятие утомления с глаз.

6. Закрепление. (слайд 17, 18 включается музыка)

- Ребята, вот мы и добрались до дома Корня. Стал ли наш рюкзак тяжелее? А что принесли мы в своем рюкзаке? (Секреты корня) Корень решил проверить, хорошо ли вы запомнили все его секреты.

Ребята переворачивают листок и выполняют задания самостоятельно. (Приложение 1)

Задание :1)теория - выбрать верное утверждение, 2) практика – выбрать букву в слове, подобрать проверочное слово.

Секреты КОРНЯ:

1. Теория: Выбери верное утверждение

А) главная значимая часть слова

В) часть предложения

В корне заключено

А) значение одного слова

Б) значение предметности

В) общее лексическое значение однокоренных слов.

Чтобы найти корень, нужно

А) изменить слово

Б) подобрать однокоренные слова

В) объяснить значение слова.

А) могут быть только одной частью речи

Б) могут быть только разных частей речи

В) могут быть одной частью речи, а могут относится к разным частям речи.

2. Практика: Какие из двух предлагаемых написаний вы выберете в следующих предложениях? Почему? Запишите проверочные слова.

  1. На скалу набрасывались яростные во/алы. (___________)
  2. Ветер разви/евает праздничные флаги. (_______________)
  3. Я да/ою сигнал. (____________)
  4. Яков настойчиво разви/евает силу. (_________________)
  5. Я да/ою корову.
  6. У реки пасутся во/алы. (___________)

ПРОВЕРКА (слайд 19,20)

7. Подведение итогов. Рефлексия. (слайд 21)

- А сейчас сами оцените свою работу. (Учащиеся поднимают карточку с выбранным цветом)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: прививать обучающимся навык определять корни слов с учётом их лексического значения; учить составлять ряд родственных слов; развивать аналитическое мышление, умение точной проверки безударных гласных корня путём подбора родственных слов; воспитывать стремление к грамотности.

Оборудование: иллюстративный и раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:

Цель урока: прививать обучающимся навык определять корни слов с учётом их лексического значения; учить составлять ряд родственных слов; развивать аналитическое мышление, умение точной проверки безударных гласных корня путём подбора родственных слов; воспитывать стремление к грамотности.

Оборудование: иллюстративный и раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Опрос по домашнему заданию.

Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос.

- Что такое морфемика?

- Какие части слова вы знаете?

- В какой части слова заключено значение родственных слов?

- Чем отличаются формы слова от однокоренных слов?

Выборочный диктант.

- Выпишите однокоренные слова. Обозначьте корень, окончание.

Проплясали по снегам

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

- Докажите, что это однокоренные слова, а не формы слов.

Словарная работа.

Мотивация учебной деятельности.

- Прослушайте отрывок из стихотворения.

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сырым кустом.

И когда я слышу:

- Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

- О какой части слова в отрывке идет речь? Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?

- При изучении какого предмета вы ещё знакомились с корнями?

- О соприкосновении каких двух разделов науки о языке говорится в стихотворении? (Лексикологии и словообразования).

Постановка целей и задач урока.

Работа над темой урока.

Изучение нового материала по учебнику.

Слово учителя.

- Корень – это общая часть однокоренных (родственных слов) слов, в нем заключено лексическое значение, общее для всех слов. рассмотрим особенности корня как части слова. Корни бывают без чередования согласных и гласных (дом, домик, домишко), а бывают с чередованием (друг, дружок; свет, свеча).

- Вы уже выучили много правил, которые касаются важнейшей части слова – корня. Вспомним их. Как проверить написание букв в корнях?

- В зависимости от значения корня слова могут образовывать разные родственные группы. Поэтому лексикология поможет нам при изучении словообразования. Корни бывают омонимичными.

- Что такое омонимы?

- Возьмём корень ВОД-. Водитель и водный – это не однокоренные слова. Хотя в них корни одинаково произносятся и пишутся, но у них разное значение.

Выполнение тренировочных упражнений.

- Запишите слова, обозначьте в них корень.

1) Держать, поддержать, содержание, содержательный.

2) Белизна, побелка, белый, белеет, белить, забелеть.

3) Смелый, смельчак, смелость, осмелеть.

4) Друг, дружок, друзья, подруги.

- Запишите две группы однокоренных слов, которые содержать омонимичные корни.

1) Водяной, водить, водный, водопад, водитель, подводник, заводить.

2) Мирный, вымирать, миротворец, миролюбивый, замирать, мир.

Выполнение упражнений по учебнику.

Убежал, бегать, бег, бежевый.

Заседания, сесть, седой, присесть.

Лето, летать, лётчик, прилететь.

- Составьте ряды родственных слов. Проверьте безударные гласные корней, подчеркнув проверочные слова и поставив в них ударение.

- Продолжите предложения. Сегодня я узнал(а)… Интереснее всего было… Мне это пригодится, чтобы…

Домашнее задание.

Нарисовать дерево на альбомном листе. В его корнях написать корень слова, а на ветках – слова, которые сможете образовать от него.

Читайте также: